Что такое триумф сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Триумф (лат. triumphus) в Риме праздничное вступление в столицу победоносного предводителя и его войска. Триумф выработался равномерно из обычного вступления в город возвращавшихся по окончании войны боец и из обычая военачальников приносить благодарение всевышним, даровавшим победу. С течением медли Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда критерий. Триумф числился высшей заслугой полководцу, которой мог удостоиться только тот, кто имел империй и водил войну в качестве главнокомандующего, не покоряясь власти иного полководца. Триумф могли получать как обычные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы) , так и тераны и личика, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium). Триумф определялся сенатом, но время от времени, если сенат отвергал в триумфе, полководцу удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, к примеру, с тераном Марцием Рутилом (первым из плебеев) .
Триумф давался лишь по окончании войны (посещали и исключения) , и притом такой, которая сопровождалась тягостным поражением врагов. Было правило давать триумф только в том случае, если было убито не наименее пяти тыщ недругов. Полководец, добивавшийся триумфа, ожидал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Потому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обычно в храме Беллоны либо Аполлона, и там слушивал предводителя. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городке. В денек, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в публичном здании (лат. villa publica) присутствовал в это время триумфатор. Заключительный облачался в особенный великолепный костюм, сходственный облачению скульптуры Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпурную тогу (лат. toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато увенчанный скипетр из слоновой кости с изображением сокола наверху; на голове его был лавровый венок.
В древную эру, пока Рим водил войны со своими бедными соседями, добыча была ординарна: главную часть её сочиняло орудие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать триумф на два, три дня. На особенных носилках, на колесницах либо просто в руках, несли и везли огромное количество орудия, неприятельские знамёна, потом также изображения взятых городов и крепостей и различного рода символические статуи, потом таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя либо объяснявшие значение проносимых предметов. Время от времени здесь же были творения завоёванных государств, редчайшие звери и т. п. Нередко несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, время от времени в огромных количествах.
Триумфатора окружали дети и иные родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от медли подсказывал триумфатору, что тот всего только смертный (memento mori), и ему не следует очень гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; время от времени за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие бойцы в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели.

ТРИУМФ ТРИУМФ (лат. triumrhus) - в Др. Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и является высшей наградой полководцу. В переносном смысле - блестящий успех, выдающаяся победа.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "ТРИУМФ" в других словарях:

ТРИУМФ — (лат. triumphus = греч. thriambos вакхическое торжественное шествие и певшаяся при этом песнь). Торжественный въезд победителя. Блистательная почесть, воздававшаяся древними римлянами победителям. Вообще блестящий успех: напр.: для него это был… … Словарь иностранных слов русского языка

триумф — См. праздник … Словарь синонимов

ТРИУМФ — (латинское triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и являлся высшей наградой полководцу. В переносном смысле блестящий успех, выдающаяся… … Современная энциклопедия

Триумф — в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца и его войска после окончания победоносной войны (в которой было убито не менее 50 врагов). Триумфа удостаивался по решению сената тот, кто вёл войну в качестве главнокомандующего.… … Исторический словарь

ТРИУМФ — ТРИУМФ, триумфа, муж. (лат. triumphus от греч. thriambos праздничное шествие в честь бога вина и веселья Вакха) (книжн.). 1. В древнем Риме торжественная встреча полководца, возвращающегося после победы (ист.). 2. перен. Блестящий успех,… … Толковый словарь Ушакова

ТРИУМФ — ТРИУМФ, а, муж. Блестящий успех, торжество [первонач. в Древнем Риме торжественная встреча полководца, возвращающегося с победой]. Т. певца. | прил. триумфальный, ая, ое. Триумфальная арка (построенная в ознаменование военной победы). Толковый… … Толковый словарь Ожегова

ТРИУМФ — муж. победное торжество славы, торжественная встреча. Триумфальные ворота, в честь победителей сооруженные. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Триумф — (triumphus) во Риме торжественное вступление в столицупобедоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно изпростого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат ииз обычая военачальников приносить благодарение богам,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ТРИУМФ — (от лат. triumphus торжество, чествование) англ. triumph; нем. Triumf. 1. В Древнем Риме торжественный въезд полководца победителя в столицу. 2. Выдающийся, блестящий успех; победа, торжество. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

королев был невысок, сутуловат, у него была короткая сильная шея; и, смотря в небо, он никогда не закидывал голову, а взглядывал вроде как бы исподлобья, и от этого казалось, что он чем-то недоволен, . он и был , когда смотрел в небо. там, в небе, была его работа. когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. в эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач, и восторг перед мощью человека, и горячая волна людям – вот этим, которые тут, рядом, и которые далеко, и радость до щекотки в горле оттого, что люди эти дали ему и себе это счастье. ти секунды были итогом всех советов единомышленников, всех споров противников, итогом озарений и ссор, итогом исчеркнутых чертежей, дикого рёва испытательных стендов, итогом коротких докладов в строгих кабинетах кремля и бессонных ночей в маленьком домике в том месте, которому люди придумали красивое название – байконур. сколько раз вот так стоял он и смотрел в небо! никто не знает, о чём он думал тогда.

в жизни его видится одно прекрасное противоречие. с одной стороны, эта жизнь – точнейшее отражение эпохи. королев, казалось, прирос к ней навечно, неотторжимо, познав все её триумфы, выпив до дна горькую чашу её бед. биография его – это конкретизированная в одном человеке нашей страны, капля в океане, но ведь и океан и капля отражают солнце. и в то же время он всегда чуть впереди, он всегда обгонял своё время – и тогда, когда летал на планёрах в 20-х годах, и тогда, когда строил ракеты в 30-х, и тогда, когда задумывал полёты к иным мирам.

в 1957 году запуск первого спутника представлялся отлично решённой технической , интересным, необычным, новаторским, наконец, экспериментом.

через несколько минут произошёл сброс головного обтекателя – и гагарин увидел в иллюминаторе голубую землю и совершенно чёрное небо. яркие немигающие звезды смотрели на него. этого никогда не видел ни один человек земли.

+

4 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов

три у мф, триумфа, муж. (лат. triumphus от греч. thriambos - праздничное шествие в честь бога вина и веселья Вакха) (книж.).

1. В древнем Риме - торжественная встреча полководца, возвращающегося после победы (ист.).

2. перен. Блестящий успех, торжество, доставляемое удачей, победой. Выступить на сцене с триумфом.

Словарь Ожегова

ТРИУМФ, а, м. Блестящий успех, торжество [ первонач. в Древнем Риме торжественная встреча полководца, возвращающегося с победой]. Т. певца.

| прил. триумфальный, ая, ое. Триумфальная арка (построенная в ознаменование военной победы).

Словарь Ефремовой

  1. м.
    1. Торжественный въезд полководца-победителя и его войска в столицу (в Древнем Риме).
    2. перен. Выдающийся, блестящий успех, победа; торжество.

    Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

    м. победное торжество славы, торжественная встреча. Триумфальные ворота, в честь победителей сооруженные.

    Энциклопедический словарь

    (лат. triumrhus), в Др. Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля на Капитолий). Устраивался по решению сената и является высшей наградой полководцу. В переносном смысле - блестящий успех, выдающаяся победа.

    Большая Советская Энциклопедия

    (лат. triumphus), в Древнем Риме торжественное вступление в столицу полководца-победителя с войском (от Марсова поля к храму Юпитера на Капитолий). Триумфальное шествие открывалось сенаторами и магистратами, следом двигалась колесница, запряжённая четвёркой белых коней, с триумфатором, увенчанным лавровым венком и атрибутами Юпитера; колесницу сопровождали музыканты и певцы. Затем шло войско, несли добычу, а также вели знатных пленников. На Капитолии приносились жертвы Юпитеру, частично делилась добыча. Затем начинались пир и игры в цирке. Т. устраивался по разрешению сената и являлся высшей наградой полководцу. Имя триумфатора записывалось в триумфальные фасты. В императорское время Т. удостаивались лишь императоры и их ближайшие родственники. В переносном смысле Т. ≈ блестящий успех, выдающаяся победа.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    (triumphus) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Т. стал допускаться лишь при наличности целого ряда условий. Т. считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium (см.) и вел войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Т. могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (imperium extraordinarium). T. определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев). Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать Т. лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарован Т., находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в городе. В день, назначенный для Т., участвовавшие в нем собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (villa publica) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями. Когда Камилл (см.) впервые запряг во время своего Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время Т. стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Т. на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Т. много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Т. убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали "Jo triumphe" и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом иоде, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Т., имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Т. сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения Т. — права вести войну "suis auspiciis". Сохранив Т. лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (оrnаmenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний Т. был, кажется, справленсправлен ДиоклетианомДиоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так называемая "овация" (см.).

    Читайте также: