Что такое оригинальное сочинение в музыке

Обновлено: 05.07.2024

Все мы прекрасно знаем из психологии, что одни люди больше склонны к техническим занятиям вроде составления чертежей или починки компьютеров. Другие же в большей степени склонны к занятиям художественным, творческим. Сюда можно отнести рисование, сочинение стихов, музыки, философские размышления и т.п.

Однако я на это смотрю скептически. То есть конечно же есть люди с разными наклонностями и способностями. Но во-первых: если Вы любите музыку, то уже можете считать себя человеком творческим; а если у Вас рождается интерес к ее сочинению, то каким бы типом темперамента Вы ни обладали и какое полушарие бы у Вас не работало “за двоих” - я убежден, что все необходимые задатки у Вас есть. Другими словами – все дело в личном интересе. Если он есть – найдутся и способности. Вот так все просто.

А во-вторых: если каких-то способностей у Вас и нет (чувство ритма, музыкальный слух), то их можно развить. Даже если Вы будете учиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте (например, гитаре), то уже в процессе обучения столкнетесь с такими вещами как ритмический рисунок (вот Вам и причина для развития чувства ритма), интервалы (вот и причина для развития чувства гармонии) и т.д.

Можно, конечно сказать, что люди с разным темпераментом станут сочинять разную музыку: сангвиники – веселую, динамичную; меланхолики – тригичную и серьезную; флегматики – правильную с точки зрения музыкальной грамоты; холерики – жесткую, буйную. Но надо полагать, что и здесь могут скрываться подводные камни и не все так просто. Лично я считаю, что интереса достаточно. Есть желание – есть и возможности.


“А есть ли у меня слух?!”

Существует такая наука – музыкальная психология. Она занимается разными видами воздействия музыки на человека и его деятельностью, связанной с музыкой, в том числе и ее сочинение.

И одним их предметов музыкальной психологии является не что иное как – слух. Имеется в виду конечно же музыкальный слух. Это умение различать музыкальные элементы как по отдельности, так и в их взаимосвязи. Ну например, Вы можете, услышав какую-нибудь интересную мелодию в фильме, сесть и подобрать ее, скажем, на гитаре? Обратите внимание, не подобрать аккорды песни и спеть, а просто наиграть мелодию на струнах (или даже только на одной струне)? Если Вы подобное проделывали – даже если подбирали сами “В траве сидел кузнечик” - то слух у Вас ЕСТЬ.


Но речь то у нас идет о сочинительстве. Поэтому следующий к Вам вопрос: можете ли Вы, сочинив какой-то небольшой мотивчик, развивать его – проще говоря, продолжать сочинять дальше, строить музыкальную линию? А также еще один вопрос: можете ли Вы подобрать аккорды к мелодии, так чтобы звучало хорошо, гармонично (аккорды на самом деле могут быть совершенно разные)?

Если нет, но “Кузнечика. ” все таки подбирали, то и это последнее тоже сможете сделать, нужно просто развить те или иные навыки игры на инструменте.

На всякий случай я хочу привести ниже, какие виды музыкального слуха вообще бывают:


Абсолютный – когда Вы можете определить высоту звука с ходу, например, услышав звук, сказать, какая это нота;

Относительный — когда Вы можете определить или воспроизвести какие-либо соотношения звуков, например, подобрать мелодию (по одним звукам, так сказать, “нащупать” другие);

Внутренний — когда Вы можете мысленно представить звуки и музыку, например, прослушать целое музыкальное произведение “про себя”, идя по дороге домой;

Интонационный слух - это умение слышать выразительность музыкальной композиции, например, где надо сыграть громче, где надо – акцентируя определенные ноты и т.п.


Ну так вот, всеми этими видами слуха Вы изначально обладаете. Вот только развиты они у каждого по разному.

Что касается сочинения музыки, то лично я считаю, что здесь наиболее важны внутренний и относительный музыкальные слухи. Внутренний – потому что надо же сначала придумать музыку. Относительный – надо ее потом подобрать и сыграть на каком-нибудь инструменте.

Однако обладая в большой степени относительным слухом, можно сочинять сразу, “на ходу”, наигрывая какие-то мотивы на инструменте. Но и здесь мне кажется, что внутренний слух совершает работу. Без него Вы просто не поймете, что насочиняли.

Далее, если Вы играете громкую музыку при помощи сценической аппаратуры, то, вероятно, что этих двух типов слуха развить достаточно. Но если Вы стремитесь играть на инструментах с акустическим звуком, например, классику на классической гитаре, то необходимо хоршенько развить также интонационный слух (от слова “интонация”). Потому что здесь Вам надо самим регулировать динамические оттенки – где играть сильнее, а где тише; темп – быстрее или медленнее и т.п.


Что нужно уметь, прежде чем сочинять?

Можно конечно с этим и согласиться. Но можно также привести примеры вроде того, что ПолМаккартни, Кейт Ричардс и др. не знают нот, и тем не менее, сочиняют превосходную музыку. Но это смотря что подразумевать под законами музыки. Скажем, Вы можете не знать гамм, но можете научиться играть по их аппликатурам, просто запомнив со временем, по какому пути берутся те или иные ноты, например, на грифе гитары.

Также можно совершенно не знать законов музыкальной гармонии; понятия не иметь, что такое интервалы между звуками гаммы; ничего не смыслить в таких штуках как разрешение или обращение звуков в музыкальной композиции. Значит ли это что Вы “чайник”? Думаю, что Вы ответите - “нет!”

Однако есть и другие законы. Взять к примеру, ритмический рисунок – чередование сильных и слабых долей. Что. Вы не знаете что это такое? Как же Вы играте на гитаре?

Я получал на свой e-mail неоднократно вопросы, а вернее просьбы, выложить в своей рассылке “Уроки гитарного мастерства. ” некие виды боя. Честно говоря я не имею представления что могут быть какие-то виды боя. Есть различные способы игры, в том числе и бой, с помощью которых можно сыграть невообразимое колличество ритмических рисунков. Можно, играя какую-то песню, каждый такт проигрывать определенным ритмическим рисунком.

Конечно, если Вы только учитесь играть на гитаре, то для Вас будет легче всего выучить несколько ритмических рисунков и играть их в разных песнях. Но это не значит, что у Вас “в запасе” какие-то виды! Это не виды, это просто шаблоны, которые можно использовать.

Но если Вы научитесь читать ритмический рисунок – это те самые хвостики (штили), которые присутствуют в нотах или цифрах табулатуры – то Вы сможете постоянно подбирать какие угодно ритмы.

Но это подбор. А что говорить о сочинении?! К примеру, если Вы знаете, что в одной доле можно сыграть: 2 восьмых, 4 шестнадцатых, 3 восьмых триолями, 1 восьмую и 2 шестнадцатых, 2 шестнадцатых и 1 восьмую, 1 восьмую и 3 шестнадцатых триолями (и наоборот), 6 шестнадцатых триолями, 1 восьмую с половиной и 1 шестнадцатую. Не утомил? – ведь это можно продолжать, и продолжать, и продолжать, и.

. И это только в одной доле! В чем же вывод? Прекрасно владея умением читать и писать музыку на основе знания сильных и слабых долей, и того как на их основе построить ритмический рисунок, Вы можете сочинять самую разнообразную музыку. И не вздумайте думать, что я тут говорю лишь об академической музыке – я консерваторию не заканчивал, знаете ли!

Песни, которые играются в стиле “хэви”, - просто замечательных пример использования самых наисложнейших ритмических рисунков. И еще: это не значит, что сочинение музыки выглядит так: Вы садитесь с нотной тетрадкой и записываете какие-то ритмы на основе каких-то правил. Нет! Это же только начало – когда Вы учитесь играть на инструменте. Но потом, когда эта музыкальная ритмика пронзит Ваши кости, Вы просто берете инструмент и играете, сочиняете – у Вас появляется чувство ритма.

Я не могу остановиться и хочу сказать еще кое о чем, что Вам надо для того, чтобы сочинять музыку.

То, что Вам просто необходимо делать, если хотите, чтобы в Вас проснулись композиторские способности – это уметь слушать музыку (?) Да! Причем самую разнообразную. Здесь опасны какие-либо фанатические предпочтения. Например, когда мне было 14-15 лет, мы с друзьями слушали группу Nirvana и кроме Курта Кобейна ничего видеть и слышать не хотели. Потом наши предпочтения расширились, разошлись в стороны.

Тут я хочу сказать, что не надо “брезговать” никакими музыкальными направлениями. Попробуйте послушать одно, другое, третье. Очень полезно слушать рок-музыку, блюзовую музыку, классическую музыку. Конечно, какие-то предпочтительные музыкальные стили у Вас все равно будут, а какие-то Вы будете ненавидеть. В любом случае постарайтесь разнообразить Ваш музыкальный кругозор, включить в свой репертуар разные стили.

Что же касается умения слушать – то это дело тонкое. Вот как, скажите, Вы слушаете музыку? Сколько времени Вы этому уделяете? Что Вы при этом делаете? Например, я слушаю музыку лежа на диване, и стараюсь при этом прослушать от начала до конца какой-то конкретный альбом. А есть люди, у которых весь день играет дома музыка, а они при этом занимаются всякими делами. Музыка при этом играет своеобразную роль фона.

Я совсем не против последнего способа. Но если Вы всерьез задумали развить музыкальное чутье, а оно необходимо, чтобы самому что-то сочинять (толковое я имею ввиду), то Вам надо научиться именно слушать музыку – специально, отводя на это определенное время, выбирая определенного исполнителя, вслушиваясь в то, что он исполняет, улавливая партии тех или иных инструментов и т.п.

Очень часто бывает, что после такого прослушивания, можно взять гитару и начать что-то сочинять в “духе” той музыки, которую только что слушали. Вот так то.

Владение музыкальным инструментом!

Как же можно было забыть самое главное?! Однако же есть и такие люди, которые музыку сочиняют в уме. Но в таком случае надо же ее как-то уметь выразить. Вы можете возразить, что на сегодняшний день есть куча всяких программ, которые помогут написать музыку даже в качестве CD. Речь в данном случае наверное будет идти лишь об электронной музыке. Ну что же. Возможно!


Но я хочу подробнее остановиться именно на сочинении живой музыки. Это когда Вы сидите с инструментом (с гитарой или за фортепиано) и сочиняете. Так как же Вы будете это делать, если не будете уметь толком на нем играть?

У меня есть устойчивое убеждение, что уровень самой возможности сочинять музыку зависит от уровня уменя играть ее. Предположим, что Вы играете на гитаре только песни. И при этом не умеете исполнять многие технические приемы игры, такие как слайд, форшлаг, трель, арпеджио и др. В таком случае Вы сможете сочинять такие же песни (пусть и весьма достойные), которые играете.

Но если Вы овладеете всеми приемами игры, то сможете сочинять интересную инструментальную музыку, всяческие проигрыши, и даже композиции для классической гитары.

Важно, чтобы Вы поняли – я не имею ввиду, что чем лучше Вы играете на инструменте, тем в большем количестве стилей станете сочинять. Не обязательно. Просто в одном стиле всегда могут присутствовать и другие. И хорошее владение музыкальным инструментом позволит Вам как играть в разных стилях, так и сочинять музыку, используя элементы этих стилей. Пример:

Вы играете классику, бард? Здорово. Попробуйте купить самоучитель по блюзу и овладеть хотя бы его основами. Научившись новым аккордам (в блюзе же они крайне оригинальны, ну Вы знаете. ), освоив блюзовый лад, умея делать блюзовый прием бэнд, Вы сможете все это использовать в сочинении музыки для классической гитары или бардовых песнях.

Вывод: задайтесь целью овладеть инструментом как он того стоит и совершенствовать игру на нем ПОСТОЯННО!

Конечно это не все, что нужно уметь, прежде чем сочинять. Напомню, что выше я упомянул лишь знание законов ритма и ритмического рисунка, умение слушать самую разнообразную музыку и определенную степень владения музыкальным инструментом. Почему-то именно это первым делом пришло мне в голову. Я на самом деле считаю все это очень важным. Ах да. вспомнил еще кое что:

Набирайте репертуар! То есть играйте как можно больше самой разнообразной музыки. Покупайте всякие сборники и самоучители (кое что можно взять в библиотеке или скачать из Интернета). Разучивайте песни, произведения, всяческие проигрыши один за другим. Чем больше Вы будете играть, тем больше Вас потянет сочинять свою музыку. И будет с чего. Весь тот материал, который Вы переиграете станет Вашим инструментарием, пользоваться которым Вы сможете всякий раз, как сядете за сочинитеьство.


Как начать самому сочинять музыку?

Ну и напоследок хочу затронуть еще один хороший вопрос: с чего начать? Предположим, что Вы умеете играть на гитаре в той или иной степени. И захотели почувствовать себя настоящим композитором и сочинить так что-нибудь. Вы сели с гитарой (или др. инструментом) и сказали себе: “вот надо бы что-нибудь сочинить”. А в голову ничего и не лезет. Как быть?

В том то и дело, что голова здесь ни при чем. Точнее не голова а сознание, с помощью которого Вы подумали, что надо что-то сочинить. Надо его отключить. Слышали что-нибудь про то, что “музыка льется из души”? В этом есть доля правды.

Чем меньше приготовлений, тем лучше. Чем меньше сосредоточенности, тем тоже лучше. А что бы надо сделать, так это настроиться на определенную волну. Это может быть какая-то конкретно музыка, которую Вы только что прослушали и она Вас очень захватила. Бывает, что в таких случаях само что-то лезет в голову (да, похоже голова здесь все таки важна). Берите тут же инструмент и попробуйте что-нибудь подобрать. Пусть это будет что-то самое элементарное и простое – важно начать выражать свое состояние при помощи музыкального инструмента.

Источником, который поднимет Вас на волну сочинения, может быть и просмотренный фильм и что угодно еще, что Вас взволновало и увлекло. Но можно обойтись и без него.

Предположим, что у Вас не настолько чувствительная натура, чтобы настраиваться на “частоту сочинительства”. Здесь опять же сначала надо взять инструмент в руки. Попробуйте теперь сыграть (я имею в виду сочинить) что-нибудь ну самое простое – маленький мотивчик, или бой из нескольких аккордов, или просто мелодию и т.д. Даже если Вам это кажется полной ерундой.

Дальше постарайтесь развить его. Постарайтесь продолжить, добавить что-то к уже имеющемуся мотивчику: разнообразить мелодию, добавить новые аккорды, сыграть то же самое, но выше или ниже по грифу (если играете на гитаре) и т.д.

Кстати, поначалу Вам может казаться - все, что Вы сочиняете, полная фигня. Что ж, возможно так и есть. Это нормально – важна практика. Например, когда я пробовал сочинять на гитаре первые “вещи”, мне сразу же после сочинения какого-то музыкального кусочка казалось, что это довольно неплохо. Но потом, поиграв это пару дней, я убеждался, что сочинил полную фигню. Я просто бросал. В другой раз брался сочинить что-то новое.

Но потом постепенно стали выходить довольно неплохие вещи. Больше всего мне нравится сочинять инструментальные композиции на акустической гитаре. В моей нотной тетрадке накопилось около 20 таких композиций и я считаю, что они весьма неплохи, и даже. профессиональны! (считайте меня за хвальбуна). Мой музыкальный учитель, как помнится, их также одобрил.

Я полагаю, что в данном случае сочинение “весьма неплохих композиций” идет паралельно с обучением игре на гитаре (или на другом инструменте). Это примерно то, о чем я говорил выше. Чем лучше Вы осваиваете инструмент, чем более разнообразную музыку умеете на нем играть, чем больше музыкальных навыков накапливаете, тем больше вероятность, что сможете сочинять что-то стоящее.

Но это не значит, что надо ждать какого-то определенного момента, какого-то уровня, до которого надо подняться, прежде чем самому сочинять музыку. Делайте это, даже если пару дней назад взяли гитару в руки. Помню, когда я первый раз взял гитару в руки (в сознательном возрасте), я сразу же подобрал рифф из Smells like teen spirit и еще через несколько дней что-то даже и сочинил. И то, и другое было полным отстоем. Но это был первый шаг!

Сделайте и Вы первый шаг. Я уверен, что каких-то золотых правил сочинения не существует. По моему все самое лучшее рождается из импровизации.


Подведу итог. У людей с разным психологическим типом могут быть разные способности к сочинению музыки, но они есть у всех в той или иной степени. Если у Вас есть к этому интерес – это говорит о том, что в Вашем случае степень эта достаточно высока, чтобы начать. Слух тоже у всех по-разному развит, но он есть у каждого. Существуют разные виды слуха, но внутренний и относительный Вы просто обязаны развивать, если хотите сочинять – потому что сначала музыка должна родиться внутри Вас, а затем ее надо подобрать на музыкальном инструменте.

Чтобы сочинять хорошую музыку кое-что надо уметь. В это число входит умение слушать музыку (лучше отводить для этого специальное время), причем разнообразную, стараться играть эту разную музыку, т.е. разучивать как можно больше музыкальных произведений (набирать репертуар), научиться хотя бы читать ритмический рисунок, если не знаете нот. Иначе далеко “не уедете”.

Ну и наконец, повторю, что сочинять можно всегда, независимо от того, на каком уровне музыкального мастерства Вы находитесь. Первый шаг прост – сесть и сочинить хоть что-нибудь. Не нравится – бросить и в другой раз сочинить что-нибудь еще.

Если Вы начали сочинять музыку, то не стесняйтесь показывать это близким и знакомым. Пусть они оценят! Это лучше чем мучиться в догадках: а хорошую ли музыку я сочинил?

О ЧЕМ ПИСАТЬ ПЕСНИ: 70 ИДЕЙ ДЛЯ ВДОХНОВЕНИЯ

Каждому, кто когда-либо писал песни или стихи, знакомы такие явления, как писательский блок, полная пустота в голове или нежелание делиться чем-то важным. Вполне возможно, вы написали уже пару тысяч песен, но все еще время от времени сталкиваетесь с такими проблемами.

Как видите, подавляющее количество голосов было отдано за то, что связано непосредственно с лирикой и посылом.

Также на сайте было собрано около пары сотен тем/названий, которые могли бы вдохновить тех, кто не может придумать, о чем же написать песню. Приведем примеры в оригинале с переводом: во-первых, потому что многие в России пишут песни на английском, во-вторых, один только перевод порой выглядит довольно нелепо.


ИДЕИ ДЛЯ НЕОБЫЧНЫХ ЛЮБОВНЫХ ПЕСЕН

ИДЕИ ДЛЯ ПЕСЕН О НЕНАВИСТИ

ИДЕИ ДЛЯ ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПЕСЕН

ИДЕИ ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПЕСЕН

ИДЕИ ДЛЯ ДЕПРЕССИВНЫХ ПЕСЕН

ИДЕИ ДЛЯ ПЕСЕН О ЗЛОДЕЯХ, ТИРАНАХ И ДИКТАТОРАХ

61. Charles Manson

62. Hannibal Lecter

63. Bonny and Clyde

64. Jack the Ripper

66. John Dillinger

68. Cherokee Bill

70. Saddam Hussein

Да, некоторые из этих строчек выглядят совершенно нелепо. Но наш мозг парадоксальным образом иногда начинает работать, когда мы видим коряво написанную строчку, незаконченное предложение, обрывок фразы и т.д.

Каждый знает, что такое страх белого листа или пустого экрана компьютера. Мы начинаем писать строчку и зачастую думаем, как ужасно и жалко она выглядит по сравнению с безразличием и холодом белого пространства вокруг. Как же побороть этот страх? Вот несколько способов:

- Посвящайте ежедневно некоторое время написанию песен – неважно, каким количеством часов или минут вы располагаете. Важно, чтобы вы привыкли к ежедневному ритуалу.

- Позволяйте себе писать все, что приходит в голову, даже если ваши мысли и поэтические строки вам совсем не нравятся. Не критикуйте себе. Когда у вас есть что-то написанное на бумаге, у вас есть то, что можно исправлять и над чем можно работать.

- Помните, что какая-то тема лучше, чем отсутствие темы, какая-то песня лучше отсутствия всякой песни.

- Поставьте себе цель писать конкретное количество песен в неделю. В 1943 году Вуди Гатри решил писать по песне в день. Все ли эти песни были хороши? Едва ли. Зато он тренировался каждый день и увеличивал возможность для выбора песен для дальнейшей работы.

КАК ГЕНЕРИРОВАТЬ ИДЕИ?

Метод №1: как прошли ваши выходные

1. Запишите все, что с вами происходило в выходные. Что вы ели, о чем вы говорили, что делали, какая была погода, какие люди вас особенно раздражали. Вспомните, как вы себя чувствовали.

Метод №2: 60 вещей о вас

2. Как только у вас появится эти шесть пунктов, перечислите все вещи, имена и названия, которые их касаются. Загвоздка в том, чтобы делать это быстро, давая себе по минуте на каждый пункт.

3. Как только у вас будет список из 60 образовавшихся наименований, вычеркните из каждой десятки по семь – пусть останется лишь три. Затем из этих трех вычеркните два, чтобы осталось лишь по одному на каждый пункт.

4. Вычеркните из списка три пункта, чтобы осталось лишь три. Ваши лучшие идеи выйдут из этих пунктов и определений. Та причина, почему вы оставили их, в том, что они наиболее сильно резонируют с вами. То, что все остальное резонирует не так сильно – это не страшно. Именно поэтому нужно написать много, в данном случае 60 слов, чтобы выбрать самое главное.

5. Теперь начинайте писать. И не останавливайтесь, пока не закончите. Ведь вы пишете песни, чтобы заканчивать их, не так ли?


Соедините два предыдущих метода, и как пункты запишите следующие вещи:

- Время, когда вы пребывали в страхе;

- Время, когда вы были влюблены;

- Время, когда вы чувствовали себя уязвленными;

- Время, когда вы были счастливы;

- Время, когда вы были одиноки;

- Время, когда вы потеряли то, что любили.

Теперь запишите по десять вещей о каждом из этих времен и действуйте так, как описано выше.

Метод №4: крадите

Окей, воровать идеи и не нужно, а вот вдохновляться все же стоит научиться:

- книги, авторы, стихи, строчки из романов;

- фильмы, сцены, строчки из сценариев;

- художники и цвета;

- здания и архитектурные стили;

- песни, мелодии, стили, биты;


О музыке я знаю немного, но, говорят, что музыканты слышат и сочиняют музыку в голове. Они действительно слышат все эти быстрые переходы, сложные аккорды и звуки, которые есть в музыке Листа?

Например, очень быструю мелодию в рапсодии №2 или звуки из рапсодии №6 (невозможно поверить, что их рождает рояль), или прекрасную концовку рапсодии №12.

Аноним: У меня есть музыкальное образование, и я занимался музыкой много лет (примерно с 6 до 23 лет). Отмечу, что сейчас я работаю программистом и не осмелюсь назвать себя профессиональным композитором, однако я неплохой музыкант, могу выступать на сцене, дирижировать оркестром, выступать с оркестром, учить детей, сочинять короткие произведения и т.д.

Теперь поговорим о сочинении.

Насколько я знаю, существует по меньшей мере три основных способа создания музыки.

Интуитивный способ или способ на основе вдохновения

На самом деле, это произошло на экзамене по композиции: я не готовился, пришел за час до экзамена, написал произведение и успешно сдал его (однако я рекомендую готовиться). Недостаток этого метода в том, что если у вас нет вдохновения, то магии не произойдет – не будет музыки.

Методологический способ или подход на основе знаний

Музыка, созданная таким способом, может показаться скучной, неэмоциональной или предсказуемой. Я слышал одно произведение, очевидно созданное таким методом, и оно было наискучнейшим. Для написания достойной музыки вам понадобится много теоретических знаний.

Комбинация двух способов

Трудно получить всю мелодию целиком только на основе вдохновения. Также трудно создать целую мелодию, основываясь лишь на теоретических знаниях. Поэтому вы можете смешать два этих метода. Вы придумали мотив, который вам нравится (вдохновение), а затем, используя знания, вы превращаете его в полноценную композицию (гармонию). Во время игры к вам может вернуться вдохновение и принести с собой оставшуюся часть мелодии.

То, что я рассказал выше, подойдет для написания музыки с использованием реальных музыкальных инструментов.

Для электронной музыки существует еще один способ – метод проб и ошибок. Сначала вы запускаете музыкальную программу с пустым шаблоном, потом начинаете повторять какой-нибудь музыкальный рисунок и постепенно добавляете звуковые эффекты, наблюдая за изменениями. Если вам нравится то, что вы слышите, то проект сохраняется, и процесс наложения эффектов продолжается.

Изменяйте ритм, слушайте – меняйте такт, добавляйте биты. Проигрывайте снова. Накладывайте другие шаблоны и так далее. Этот процесс совершенно отличается от методологического способа и больше подходит для электронной или нестандартной музыки. В качестве аналогии можно привести ребенка, играющего в кубики. Необходимо понимание изменений, происходящих при добавлении того или иного эффекта.

Как правило, большинство композиций создаются с помощью музыкальных инструментов, чаще с помощью клавишных, например, фортепиано. Но иногда композиторы предпочитают работать без них, используя только свой разум и бумагу.


Деннис Хоффманн (Dennis Hoffmann): Лично я, особенно в течение последних лет, всегда представляю новую песню у себя в голове. Или хотя бы её часть. Обычно в тот момент, когда что-то зарождается в моей голове, я достаю телефон и напеваю мелодию на диктофон, чтобы не забыть.

Если мотив получается очень хорошим, то я могу начать сочинять песню целиком. Я ужасный барабанщик, но могу представить, как будут звучать барабаны… басовая партия… гитарная партия… как должна звучать гитара.

Моя сильная сторона – это написание текстов песен. Когда я был моложе, то сначала писал слова, а потом накладывал музыку. Но с годами изменил свое мнение – сейчас я сначала сочиняю музыку, а затем пишу слова песни, сокращая или удлиняя некоторые части композиции, чтобы уместить все, что мне нужно.

Однако во многих случаях структура песни может меняться. Сейчас я по большей части работаю один и сам записываю несколько дорожек, создаю барабанный ритм, добавляю синтезатор, записываю партии гитары и бас-гитары и т.д. В процессе творения (особенно когда программирую синтезаторы) я могу что-нибудь изменить, потому что нашел звук, который изначально не планировал использовать, но который хорошо подходит. Безусловно, здесь много свободы действий.

Иногда я записываю живую игру музыкантов, а не создаю синтетические звуки, потому в финальную композицию могут вноситься изменения – всему виной стиль игры исполнителя. Я считаю, что это не самый приятный способ создания музыки.

Мне песня нравится такой, какой я ее написал, и я не люблю, когда кто-то портит ее своей игрой. Но иногда это необходимое зло – я не всегда могу получить нужный мне звук искусственным образом, потому я нанимаю человека, который сможет его сыграть.

3.9 Оценок: 10 (Ваша: )

Подумайте о своей любимой песне. Что вы вспоминаете в первую очередь? Конечно, основную мелодию. Это важная и запоминающаяся часть композиции. Кажется, что придумать оригинальную мелодию крайне сложно, ведь бытует мнение, что в мире музыки уже все хорошие комбинации использованы. Действительно, сочинение мелодии – трудоемкий творческий процесс, но вовсе не невозможный! В данной статье мы расскажем о способах генерации новых идей и как написать музыку к песне, даже не имея музыкального образования.

Что такое мелодия?

Мелодия — это последовательность нот, сыгранных или спетых в музыкальном произведении. Простой мотив может состоять из одной музыкальной фразы – нескольких коротких нот и ничего более. Есть большое количество примеров сложных мелодий, подобных тем, которые вы слышите, например, в джазе.

как написать музыку к песн

Даже базового владения музыкальным инструментом достаточно, чтобы сочинить мелодию

Ликбез по основным музыкальным терминам

Прежде, чем переходить к описанию приемов, остановимся на основных терминах, которые будут упоминаться. Если вы совсем новичок, эти простые определения помогут вам быстрее разобраться, о чем идет речь ниже.

  • Аккорд – одновременное звучание нескольких звуков разной высоты.
  • Тональность – привязка музыкального звучания (лада) к определенному участку мелодии.
  • Лад – система взаимоотношений звуков, создающая звуковой эффект.
  • Гамма – звуки лада, расположенные в порядке высоты.
  • Минор и мажор – виды ладов. Мажорный лад подходит для создания веселой и бодрой мелодии, минорный – для меланхоличных баллад.

8 способов написания запоминающейся мелодии

Мы немного разобрались в музыкальной теории. Пора узнать, как придумать мелодию, которая идеально ляжет на созданные стихи и полюбится слушателям.

№1. Создайте план

Многие композиторы предпочитают писать произведения в свободной форме, однако иногда последовательность лучше сказывается на продуктивности. Сначала определите тип создаваемой мелодии и музыкальную форму, т.е. распорядок частей и разделов. Можете составить графический контур.

графический контур песни

Составьте примерный план будущей мелодии

Экспериментируйте: попробуйте сначала написать припев новой песни и в дальнейшем исходить от него. Подумайте, какой куплет и проигрыш лучше подойдут к созданному куску.

№2. Найдите вдохновение

Не бойтесь брать за референс любимые песни или популярные мелодии разных жанров. Это не означает, что вы можете полностью украсть чужое творение. Попробуйте проанализировать музыкальное произведение и понять, что сделало ее популярной. Позаимствуйте концепцию и примените ее к создаваемой композиции.

Еще один вариант – максимально измените готовую песню . Попытайтесь заменить все аспекты произведения на абсолютную противоположность – поменяйте тональность, перепишите аккорды в другой очередности. Загрузите трек на ПК в программу для создания музыки, проиграйте в обратном порядке, нарежьте куски из разных дорожек и смикшируйте. Трансформируйте произведение так, чтобы подогнать под свой уникальный авторский стиль.

№3. Подберите аккорды

Начните процесс написания с импровизации. Вы можете добиться прекрасных результатов простым перебором клавиш на пианино или гитарных струн. Запишите звук с помощью микрофона, чтобы в дальнейшем использовать в работе наиболее удачные сочетания аккордов и нот.

Не знаете, с чего начать писать музыку, а гитарный перебор не вдохновляет? Начните с мелодии из одного такта. Скопируйте его на вторую полосу и измените одну вещь. Это может быть плавный переход в другую ноту, незначительное скольжение высоты тона, изменение длительности. Продублируйте мелодию из двух тактов на третью и четвертую полосы. Измените некоторые аспекты. Теперь у вас есть небольшая мелодия.

Лучше всего использовать эту стратегию для мелодии с 4 или 8 барами. Следуйте личному вкусу – иногда может сработать и более длинные, и короткие вариации.

№4. Добавьте ритмические вариации

При написании мелодий важно уделить внимание ритму . Ритмическая последовательность нот придает мелодиям особую вибрацию и характер. Вы можете управлять им, размещая ноты по горизонтальным дорожкам в программе для создания музыки на ПК.

создание своей музыки

Не бойтесь экспериментировать с ритмикой мелодии

Чтобы создать мелодию по ритму, используйте синкопу – ритмическое смещение. Оно изменяет ноты по образцу, который отклоняется от обычного ожидаемого ритмического рисунка. Благодаря этому песня становится неординарной и отличается от подобных композиций того же жанра. Данный прием привлечет внимание слушателей, ожидающих развитие песни по привычному образцу.

№5. Используйте MIDI-клавиатуру

Импровизация на клавишных – лучший способ подстегнуть воображение. Но как сочинить мелодию на фортепиано самому, если вы не особенно хорошо играете на этом инструменте? Используйте MIDI-клавиатуру или подберите мелодию на синтезаторе.

сочинение музыки на синтезаторе

По максимуму задействуйте возможности синтезатора при сочинении мелодии

Транспонируйте MIDI-информацию (например, аккорды или бас) на ля минор или до мажор (только белые клавиши). Зациклите ее на пять минут, нажмите запись и начните импровизировать.

Поиграйтесь с мелодическими идеями. Когда закончите, прослушайте запись. Вы можете обнаружить в нагромождении звуков идеи, которые подойдут для новой песни.

№6. Используйте MIDI-паки

Не знаете, как сочинить мелодию на гитаре, когда идей совершенно нет? Скачайте специальные MIDI-пакеты. Это готовые музыкальные сэмплы, на основе которых можно построить музыкальную композицию. Вы не сможете создать из этих отрывков полноценную песню, но они могут дать толчок для оригинальной идеи.

Многие ди-джеи и начинающие композиторы пользуются ими, поэтому лучше не вставлять их в песню без изменений. Измените тональность по ритму остальных инструментов в песне, отрегулируйте высоту, измените длительность некоторых нот.

№7. Отложите инструменты

Отложить в сторону инструменты и создать вокальную партию – отличный способ сочинить мелодию на стихи. Это хорошее упражнение, чтобы снять творческий блок и подстегнуть креативность. Прочитайте готовые строчки и попробуйте подобрать к тексту песни мелодию, пропевая их в различных вариациях.

как придумать вокальную партию к песне

Уделите особое внимание вокальной партии в песне

Можете скомбинировать этот метод с советом номер 3 и заменить своими стихами известную песню, затем переработать. Включите смартфон и запишите вокальные упражнения. Затем обработайте созданные фрагменты на инструменте или компьютере.

Напев на диктофон – отличный способ создавать песни, если вы не в ладах с нотами или совсем не знаете нотной грамоты. Многие известные хиты создавались таким способом.

№8. Экспериментируйте с компьютерным софтом

Для записи мелодии на компьютер не требуется профессиональная техника. Понадобится лишь специальная программа, помогающая сочинять музыку. АудиоМАСТЕР – удобный редактор для начинающих музыкантов с функциями записи, обработки и микширования.

программа для создания музыки

АудиоМАСТЕР поможет записать мелодию и при необходимости ее улучшить

В программе доступны опции аудиомонтажа: можно соединить или смешать несколько записанных кусков в один фрагмент. У созданного фрагмента можно настроить звучание эквалайзером: усилить басы, подавить посторонние шумы. Также можно сместить высоту тона на заданное количество герц. Присутствует частотный спектр, который поможет изменить плотность звука, настройка реверберации, работа с громкостью и возможность добавлять поверх аудио различные эффекты.

Дополнительные подсказки для новичков

Иногда вдохновение не приходит, а трудолюбие не помогает. В таких ситуациях попробуйте следующие приемы :

  • работайте в полной тишине;
  • попробуйте другой инструмент;
  • переместите ноту вверх или вниз на одну октаву;
  • удалите каждую вторую ноту.

При создании песни способом подбора аккордов:

  • работайте с ритмом аккордовой последовательности;
  • обращайте особое внимание на ноту перед сменой аккорда.

Чего следует избегать:

  1. Излишнего разнообразия. Запоминающаяся мелодия должна повторяться.
  2. Слишком резких изменений в высоте тона и ритме. Последовательность – ключ к успеху.

Написание мелодии – важнейшая часть в создании музыкальной композиции. Нельзя предугадать, как правильно сочинять музыку, поэтому важно найти личный стиль. Практикуйтесь каждый день, вдохновляйтесь признанными или малоизвестными шедеврами музыки, а АудиоМАСТЕР поможет разобраться, как сочинить музыку на компьютере. Скачайте софт, следуйте указанным советам в статье и создавайте из них яркие композиции.

Читайте также: