Что такое невежество сочинение по горе от ума

Обновлено: 19.05.2024

Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

Вариант 2

Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.

Проблемы произведения раскрываются через призму восприятия разных героев, в том числе Фамусова, мнение которого довольно типично. Этот высокопоставленный чиновник считал, что Чацкого не следует считать деловым и умным человеком, поскольку его поступки часто идут вразрез с общепринятыми нормами. Он не может с выгодой для себя управлять имением и получать от этого большие доходы, обирая крестьян с целью личной наживы. Чацкий не воспользовался на государственной службе возможностями и связями, чтобы построить карьеру, добиться наград и высоких чинов, а вместо этого занялся науками, получал за границей образование, что считалось неразумным у дворян, принадлежащих к старшему поколению.

Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

Другие сочинения: ← Фамусов и Чацкий в произведении Горе от ума↑ ГрибоедовОтношение Чацкого к крепостному праву в комедии Горе от ума →

С точки зрения высокопоставленного чиновника Фамусова, Чацкого нельзя считать умным и деловым человеком, так как он часто поступает вразрез с общепринятыми понятиями. Чацкий не умеет управлять имением с выгодой для себя и получать высокие доходы, обирая крестьян в целях собственной наживы. Он не воспользовался, будучи на государственной службе, связями и возможностями, чтобы добиваться высоких чинов, наград и строить карьеру, а занялся науками, приобретал образование за границей, что у дворян старшего поколения считалось неразумным.

рекомендовать

Произведение…, протест против гнусной расейской

Действительности, против чиновников, взяточников,

Бар-развратников… против невежества,

Отношение к человеческой личности, к ее достоинству, к труду, к чести и бесчестью, к правде и лжи, к любви и дружбе — это проблемы, актуальные во все времена.

Люди и сегодня задумываются над вопросами: как жить? что значит иметь человеческое достоинство? кто заслуживает доверия, любви, дружбы? как воспитать достойных членов общества?

Людей Фамусов оценивает по богатству, чину и по тому, насколько они ему удобны. Поэтому он держит в доме лицемера и подхалима Молчалина, стараясь не замечать его фальши, лжи, угодничества . Поэтому заискивает перед Скалозубом .

Страшна мораль Тугоуховских, для которых в человеке важно только одно — богатство.

В доме своего отца она получила уродливое воспитание. Начитавшись сентиментальных французских романов, возомнила себя спасительницей, покровительницей бедного молодого человека, такого тихого, такого скромного… Знать бы ей, что это волк в овечьей шкуре.

Рассказывая о личной драме Чацкого и Софьи, писатель убеждает, что и в проблемах нравственности фамусовское общество безнадежно отстало от требований жизни. Политическая и нравственная несостоятельность этого общества взаимосвязаны. Защитники крепостничества не могут уважать человеческую личность.

Многочисленные фамусовы, хлестовы, скалозубы презирают русскую культуру, народные обычаи, родной язык, как огня боятся просвещения.

Чацкий выступает не только как носитель новых идей, но и как человек новой нравственности; его моральные устои так же противоположны морали старой барской Москвы, как и его убеждения.

Основной конфликт произведения разворачивается между Чацким и фамусовским обществом. В нем отразилась борьба двух общественных сил: прогрессивных либеральных дворян и реак­ционных дворян-крепостников.

А.С. Грибоедов сатирически изображает дворянско-чиновни­чью Москву и шире — Россию. При общности многих черт (эгоистические интересы, отсутствие высокой нравственности, низкий уровень образованности, страх перед просвещением) каждый образ воплощает какой-то определенный конкретно­исторический тип.

При мне служащие чужие очень редки,

Все больше сестрины, свояченицы детки…

Как станешь представлять к крестишку ли,

к местечку, ну как не порадеть родному человеку!

… чтоб чины добыть, есть многие каналы, …

Мне только бы досталось в генералы.

И, не чувствуя цинизма, радуется, что

Вакансии как раз открыты;

То Старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

… Чтобы зло пресечь,

Собрать все книги бы да сжечь.

Молодое поколение представлено в пьесе образами Чацкого, Молчалина, Софьи и Лизы. Это совершенно разные типы моло­дых людей, различающиеся по своим нравственным понятиям.

… В мои лета не должно сметь

Свои суждения иметь.

Такие Молчалины и поддерживают устои фамусовского об­щества.

Объективно Софья тоже оказывается в лагере Фамусовых, защищая его устои.

Дополнительная литература

Гончаров И. А. Мильон терзаний.

Лебедев А. А. Грибоедов: Факты и гипотезы. М., 1980.

Мещеряков В. П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. М., 1989.

На этой странице искали :

  • проблемы в комедии горе от ума
  • горе от ума проблемы
  • проблемы в горе от ума
  • проблемы комедии горе от ума
  • проблемы горе от ума

Сохрани к себе на стену!

Примеры сочинений: За что и против чего борется Чацкий?

В первую очередь, Чацкий борется против консервативных людей, застрявших в прошлом и не желающих развиваться, двигаться дальше. Будучи сильной и не привыкшей ни от кого зависеть личностью, Чацкий не может смирится с неправильным, однако устоявшимся укладом жизни, пытается донести это до других, но каждый раз вызывает неодобрение, что, впрочем, никогда его не останавливает.

Идеи Чацкого очень схожи с идеями декабристов, он так же выступает за отмену крепостного права, улучшение качества образования и развития страны и собственных идей вместо копирования у иностранцев.

Также Чацкий выступает против лицемерия, он не одобряет гонение за чинами, попытки сделать всё, чтоб только угодить людям, стоящим у власти. Герой считает служение Родине — делом чести и священной обязанностью и система чинов оскорбляет его взгляды. Чацкий считает, что лесть равносильна преступлению, а потому недопустима.

Кроме очевидной борьбы Чацкого с фамусовским обществом, есть ещё одна, менее значимая борьба — борьба не идеалиста, но простого человека — борьба Чацкого за любовь. Чацкий любит Софью, но даже отдаваясь этому чувству, Чацкий не предаёт своих принципов. Он ненавидит ложь и поэтому винит свою возлюбленную даже не в том, что она предала его и распустила о нём сплетни, а в том, что она не рассказала ему правду. Из последнего монолога Чацкого кажется, что поступки Софьи заставили его её разлюбить, однако, тот факт, что он уезжает, а не устраивает скандал, говорит о его бесконечной любви.

Образ Чацкого — это типичный образ высоконравственного человека, а потому он остаётся актуальным даже спустя много времени. Такие, как Чацкий, были и будут всегда, а значит борьба умного человека с невежами никогда не закончится.

Пример сочинения №2 с планом и цитатами

План
1. Чацкий – центральный герой в комедии “Горе от ума”.
2. За что и против чего борется Чацкий?
3. “Горе от ума” – отражение нашего общества

Комедия “Горе от ума”, написанная , думаю, на каждого читателя произведет глубокое впечатление. Чацкий – центральный персонаж в комедии, противостоит всему фамусовскому обществу. Сама идея произведения состояла в том, чтобы противопоставить образованного человека с невежеством, отсталостью общества того времени. Конфликт комедии многогранен. Чацкий ведет “борьбу” против невежества, необразованности, покорности и страха, несостоятельности правительства, потакания всему иностранному Он не боится высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения, дискутировать, спорить:

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется – противник исканий,
Ни требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит пыл
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,-
Они тот час: разбой! пожар!
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил всевышний нечистый тот самый дух
Пустого, рабского, слепого подражанья ;
Чтоб искру заронил он в ком - нибудь с душой ;
Кто мог бы словом и примером
Нас удержать как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой…

Невежество – одно из качеств, которое Чацкий не может вынести, тут он готов сражаться до победного конца. Чацкий образован, начитан, эрудирован, объехал полсвета и знает, что мир не ограничивается только одной Москвой и светскими балами. Ведь в нем, в мире Чацкого, столько прекрасного: философы, путешественники, вольнодумцы. Также Чацкий хочет быть полезным обществу, правительству. Но государству, оказывается, не нужно самоотверженное служение, оно требует прислуживания, но Чацкий против этого, он не хочет “развлекать” государей:
Служить бы рад, прислуживаться тошно…

Фамусов же напротив гордится тем, что знаком с человеком, который заработал чин своим “лбом”, Чацкий – человек честный, искренний и не может промолчать, отвечая на это:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;
Как не в войне, а в мире брали лбом,
Стучали об пол не жалея!
Кому нужда – там спесь, лежи они в пыли,
А тем, кто выше, лесть, как кружево плели.
Прямой был век покорности и страха.

Кого же видит около себя Чацкий? Людей, которые ищут лишь чинов, "денег, чтоб пожить", не любви, а выгодной женитьбы. Их идеал "умеренность и аккуратность", их мечта - "забрать все книги бы да сжечь". Со всеми этими “идеалами” Чацкий был не согласен.
За что он действительно борется, это за своё счастье, за любовь Софьи. Ему трудно находиться среди людей, сплетников и подражателей.

Да, мочи нет: мильон терзаний
Груди от дружеских тисков,
Ногам от шарканья, ушам от восклицаний,
А пуще голове от всяких пустяков.

Бесспорно Чацкий – умный человек. Так почему же он не может найти общий язык с фамусовским обществом, как это делает Молчалин. Дело в том, что Чацкий всегда искренне высказывает свое мнение. Хитрость, изворотливость Молчалина, уменье найти "ключ" к каждому человеку, вот определяющие качества этого персонажа, качества, делающие его антигероем комедии, главным противником Чацкого. Молчалин стал нарицательным обозначением пошлости и лакейства. "Всегда на цыпочках и не богат словами", он сумел завоевать расположение сильных мира сего тем, что не смел произнести своего суждения вслух. Не зря Чацкий так отзывается о Молчалине:

Тут был, как громовой отвод.

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

Конечно многое нам говорят монологи Чацкого. Благодаря именно им, мы узнаем о чем думает, что чувствует герой:

Французик из Бордо, надсаживая грудь…
Он чувствует себя здесь маленьким царьком;
Как отдал все в обмен на новый лад -
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев.

Не зря автор пометил, что во время всех этих слов Чацкого, никто его не слушал, и скорее всего не хотел слушать:

Оглядывается, все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Старики разбрелись к карточным столам…

Исходя из всего этого, уже можно сделать определенные выводы. Чацкий – это герой того времени, и благодаря этой комедии он герой нашего, герой будущего времени.

Трудно представить, что стало бы с нашим обществом, если бы в нем не было бы таких людей, как Чацкий, ведь именно им мы обязаны своим образованием, интеллектом, свободе, в общем, всем, что мы достигли в процессе борьбы. Так как именно Чацкий стремился к лучшему и верил, что это лучшие можно добиться, лишь протестуя против устаревших, закостенелых принципов, установленных в обществе.
Каким путем должен шагать человек, чтобы добиться успеха, но и не покривить душой, не совершить сделку со своей совестью? Каждый из нас сделает свой выбор, исходя из своих жизненных принципов, но помочь в этом могут и такие поучительные произведения, как прекрасная комедия "Горе от ума". Гениальность произведения состоит в том, что он увидел и показал нам общечеловеческие, неподвластные моде и времени явления. Думаю, данная комедия заставит призадуматься читателя. Но ведь в обществе всегда будут такие люди, как Молчалин, Фамусов, Загорецкий, скажут многие, но по-моему мнению человеку всегда нужно бороться за свои права и за права общества, высказывать свое мнение, мысли. Ведь каждый человек – это составляющее общества. Именно это и хотел показать автор нам, читателям.

Пример сочинения №3

Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря.

К первому относились люди “минувшего века” – состоявшиеся дворяне, которые перестали считать крепостных за людей, не желали учиться, развиваться и принимать нововведения.

Ко второму лагерю автор отнес всего лишь одного героя в произведении. Это был Александр Андреевич Чацкий – человек умный, образованный, с новыми идеями и взглядами на жизнь. Он хоть и происходил из дворянского сословия, но не был­ богат, а к крестьянам относился в равной степени уважительно. Провозглашая свои широкие свободные взгляды и истинный патриотизм, он представляет “век нынешний”.

Чацкому чужды лицемерие и фальш фамусовского общества, оттого он и оказывается втянут с общественно-значимый конфликт.

Сам Грибоедов о своем произведении говорил: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящегочеловека”. Понять главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле.

Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?

Еще один аспект в фамусовском обществе возмущает героя Грибоедова. Он не может понять, как человек может так низко пасть, чтобы лебезить и унижаться перед другим ради чинов. Здесь речь идет о Молчалине и ему подобных.­ Его вольнолюбивые идеи и просвещенность, конечно же, не нравятся гостям Фамусова, ведь он всех и каждого обличает в низости и подлом поведении. Так, например, Тугоуховские приезжают на бал только, чтобы найти побогаче женихов для своих шести дочерей.

Внучка графини Хрюминой появляется только, чтобы пощеголять своим новым нарядом от “французской модистки”. Властная старуха Хлестова приходит не одна, а с прислугой и собачкой. Молчалин всячески старается всем угодить найти лазейку для повышения по службе.

Но худшее открывается чуть позже, когда Софья наблюдает сцену, как уважаемый и любимый ею Молчалин заигрывает с Лизой и говорит той, что ухаживает за Софьей только ради своей карьеры. Именно такие, как Молчалин стоят на пути у Чацкого. Этот мягкий, трусливый и беспринципный человек фактически отнял у него Софью, в которую Чацкий был влюблен чуть ли не с самого детства. В этом прогнившем и подлом обществе его удерживала только любовь к Софье, которая в результате его предала.

Она не только изменила былым чувствам, но и сама пустила слух о “сумасшествии” Чацкого, как бы в отместку за неуважительное отношение к Молчалину.

“Горе от ума” – это комедия умного, свободного и гордого человека, который чужд обществу. Автор уверен, даже если такие как Чацкий “лишние”, они были, есть и будут. Пока они существуют, будет происходить борьба свежего с отжившим.

невежество

Жизнь такая многогранная и интересная, что, к сожалению, ни одному человеку не дано познать всё. Нам не прочесть миллионы книг, не побывать во всех городах, не прослушать всю прекрасную музыку и не полюбоваться всеми полотнами. Кому-то это жаль осознавать, а кто-то ни разу в жизни об этом не задумывался. Главная цель таких людей — удовлетворение физиологических потребностей. Вопросы интеллектуального и духовного развития не про них. Они живут в невежестве, незнании, нежелании самосовершенствоваться. ⠀

Мы все приходим в этот мир абсолютными невеждами. Уровень образованности, конечно, зависит от окружения ребёнка. Но история человечества знает много историй, когда ребёнок абсолютно невежественных родителей становится великим мыслителем или учёным (например, М. Ломоносов). Это значит, что все в наших руках. Нет оправданий лени и остановки в саморазвитии. ⠀

Самое опасное невежество — это то, которое неадекватно себя воспринимает. Это когда недалекий человек считает себя экспертом в любой области, пытается спорить и даже давать нелепые советы.

Невежество — это тьма, из которой каждый может себя вытащить. Жизнь готова учить нас ежедневно чему-то новому, а готовы ли мы принимать эти знания?

Сочинение на тему: “Дом Фамусова как олицетворение барской Москвы” в пьесе “Горе от Ума” А.С. Грибоедова, 9 класс

Пример 1 Автор в своем произведении "Горе от ума" говорит о презрении к дворянам того времени, ко всему фамусовскому обществу. В Харькове есть дом номер 21 на улице Карла Маркса. Если есть желание узнать, как выглядит . Прочитать сочинение

Сочинение на тему: “Чацкий и фамусовское общество – конфликт двух эпох” в пьесе “Горе от Ума” А.С. Грибоедова, 9 класс

Пример 1 Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении "Горе от ума" рассматривает общественный конфликт. Это произведение считалось новаторским для 19 века. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, . Прочитать сочинение

Сочинение на тему: “Тема России” в пьесе “Горе от Ума” А.С. Грибоедова, 9 класс

Пример 1 "Горе от ума" было написано Александром Сергеевичем Грибоедовым в первой половине 19 века. Это произведение считалось новаторским для того времени. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает . Прочитать сочинение

Сочинение: “Чиновничий мир в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор”, 8 класс

Пример 1 "Ревизор" Николая Васильевича Гоголя является произведением 30-х годов. Оно ярко изображает чиновничий мир. Нам предстает маленький российский городок, который затерялся в глубинке. Мы видим и взяточничество и . Прочитать сочинение


Главным героем комедии является Чацкий. Он близок по взглядам к декабристам. Чацкий хочет служить не лицам, а делу. Чацкий участвует в каждом действии и противопоставляется другим героям комедии.

После трёхлетнего отсутствия Чацкий снова возвращается в Москву, чтобы увидеть свою любимую Софью. Он сразу приезжает к ней, и замечает, что Софья очень изменилась, похорошела, но к Чацкому она стала относиться хладнокровно. Чацкий тяжело переживает разочарование в своей любимой девушке. Софья молода, неопытна. Она видит счастье только в семейной жизни. И Чацкий признал, что он очень обманулся.

Но Софья совсем противоположное говорила о Молчалине:

Свободолюбивый человек, Чацкий противопоставлен не только отдельным лицам, но и всему фамусовскому обществу.

Сначала невзначай, а потом специально Софья распространяет весь о сумасшествии Чацкого. Эта весть разлетелась по всему дому с быстротой молнии. И уже вся семья Фамусова и все его гости были настроены против Чацкого. В последнем своем монологе Чацкий сказал:

Сочинение на тему: За что и против чего борется Чацкий в комедии Горе от ума Грибоедов

­За что и против чего борется Чацкий

Ко второму лагерю

главного героя, конечно же, никто не может, так как в доме Фамусова больше нет прогрессивных и хорошо образованных людей. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он не приемлет заимствованных слов, нарядов в заграничном стиле. Он не может понять, как люди, утверждающие, что они патриоты своей страны, читают французские книги и поют французские романсы. Вот фраза Чацкого из комедии, передающая его отношение к происходящему:

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

За что и против чего борется Чацкий

Чтоб искру заронил он в ком-нибудь с душой…

I. Смысл названия пьесы.

2. Протест против крепостного права.

3. Взгляды Чацкого на воспитание.

4. Патриотизм, уважение к родному языку и национальным традициям.

5. Протест против унижения человеческого достоинства.

III. Слово — орудие Чацкого.

Александр Андреевич Чацкий — герой, причина страданий которого заключается в его уме. Чацкий не единственный разумный человек в пьесе, многие герои по-своему умны: Софья, Фамусов, даже Молчалин. Но Чацкий врывается в их мир со своей правдой, готовый разрушить старые каноны и устои.

Смысл его жизни — борьба. За что и против чего?

Легче ответить на вопрос, против чего борется Чацкий.

Чацкого трудно, невозможно представить ожидающим похвалы, одобрения начальства, он сам знает себе цену.

Чтобы строить новую жизнь, нужны люди с новыми взглядами, думающие, честные, любящие свою Родину. Чацкий считает бедой государства то, что «нынче так же, как издревле,

С возмущением вспоминает он родственника Софьи,

В ученый комитет который поселилсяИ с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился.

Героя пьесы возмущает воинствующее невежество, ведь в итоге к власти приходят люди, неспособные к мудрому правлению.

Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья! —

Чтоб умный, бодрый наш народХотя б по языку нас не считал за немцев, Чтоб истребил Господь нечистый этот духПустого, рабского, слепого подражанья.

Свежо предание, а верится с трудом, Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея!…..Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит и держит стыд в узде.

Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? —

Риторически восклицает Чацкий и не услышит ответа: нет таких людей. Чинопочитание, безоговорочное уважение к мундиру, стремление служить не делу, а лицам — старый закон, пусть даже предрассудок, но с предрассудками бороться труднее, чем с обычными заблуждениями. Чтобы преодолеть их, нужно убедить в превосходстве новых идей.

Это и пытается делать Чацкий, в страстных монологах утверждая идеалы патриотизма, уважения к родному языку, национальным традициям, провозглашая новые принципы воспитания молодого поколения.

Александр Андреевич Чацкий не состоит на государственной службе, свои идеалы он не воплощает в жизнь практически. С горячими монологами он обращается к людям, не всегда способным даже понять, а не только сделать своими убеждениями новые, прогрессивные идеи. Но он пылок, искренен, честен, ему чужды ложь, лицемерие, значит, его слова не пропадут даром.

У Чацкого должны быть единомышленники. Возможно, они просто не пришли в этот вечер на бал в дом Фамусова…

Читайте также: