Что такое любовь солнечный удар томление духа или благодать сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Жанровая направленность произведения представляется в виде реалистичного рассказа, главной темой которого является изображение настоящей любви, которую ощущает человек в душе и в теле.

Композиционная структура рассказа является несложной, но имеющей определенную особенность, заключающуюся в размещении элементов произведения в логической последовательности, при этом начало рассказа изображается в виде завязки. Кроме того, произведения отличается обрамлением, выражающимся в начале и завершении рассказа в виде морской картины.

Основной тематикой рассказа является повествование о любви, которая в авторском понимании представляется трагическим чувством, не имеющим надежды на счастливый финал и заканчивающимся тяжелым испытанием для влюбленных. Поэтому конец рассказа отличается мотивом разлуки с любимыми людьми.

Главными персонажами рассказа являются поручик, представленный в образе пылкого и впечатлительного мужчины, а также незнакомка, представленная автором в качестве замужней женщины, имеющей трехлетнюю дочь.

Сюжетная линия произведения повествует о встрече двух главных героях, явившейся для них в виде мимолетного приключения, помутнения рассудка, а для поручика роковой, поскольку после отъезда незнакомки мужчина осознает нахлынувшее на него настоящее любовное чувство.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении всех граней любви, возникающей внезапно, длящейся короткий временной промежуток, а затем завершающейся тяжелой болезнью. Тем самым автор описывается дарящее счастливое мгновение любовного чувства, которое впоследствии должно быть оплачено серьезными человеческими страданиями.

Проблематика произведения отражает кратковременность и зыбкость счастья любви, которое оказывается для обоих героев рассказа недолгой эйфорией, которую впоследствии они вспоминают постоянно, сопровождая эти моменты тоской и одиночеством.

Название рассказа является символом психических потрясений, любовного чувства, которое затмевает разум в виде искренней и пылкой страсти, завершающейся горечью разлуки и мучительным расставанием.

Вариант №2

В данном рассказе автор не наделяет своих героев ни именами, ни возрастной характеристикой. Благодаря такому подходу писателя его герои живут будто вне времени и условия. Главными персонажами в произведении фигурируют поручик и случайно встреченная им попутчица. Между совершенно незнакомыми героями возникает сильное чувство влюбленного порыва, подобно солнечному удару. Но героиня утром вынуждена отправляться назад и их счастье так же быстро заканчивается. Таким резким расставанием и невозможностью героев идти дальше вместе Бунин показывает, что не стоит в любовь впускать серые бытовые будни, они лишь способны все испортить.

Бунин, яркой вспышкой пронес через все повествование этот мимолетный роман. Автору удалось очень тонко описать всю страсть между героями, которые проведя совместную ночь, даже не успели узнать имени друг друга.

По поведению героини можно предположить, что скорее всего она не нуждалась в продолжении, для неё это была скорее игра. Она специально не называет своего имени и даже не пытается узнать имя своего попутчика. Все, что знает поручик после расставания, это то, что она замужем и имеет трехлетнюю дочь. Утром и весь день герой чувствует внутреннюю опустошенность, точно такую же какой наполнилась их каюта. Он будто постарел сразу на десять лет. Его состояние гнетет чувство неизвестности, он хочет увидеться снова, но не имеет ни доли информации о том, где искать свою незнакомку. Его жизнь теряет всякий смысл.

О героине автор больше ничего не упоминает и читателю остаётся только предполагать, что испытывает она.

Смысловая нагрузка

описание


В своём произведении Бунин не стал конкретизировать. В рассказе нет имён и названий. Читателю не известно на каком пароходе плыли главные герои, в каком городе они сделали остановку. Неизвестными остаются даже имена героев.
Вероятно, писатель хотел чтобы читатель понял, что имена и названия не важны, когда речь идёт о таком возвышенном чувстве, как влюблённость и любовь. Нельзя сказать, что поручик и замужняя дама обладают великой тайной любви. Та страсть, которая вспыхнула между ними, скорее всего, обоими изначально воспринималась, как интрижка во время путешествия. Но что-то произошло в душе поручика, и вот он не находит себе места от нахлынувших чувств.

Из рассказа можно увидеть, что сам писатель является психологом личностей. Это легко отследить по поведению главного героя. Поначалу поручик с такой легкостью и даже радостью расстался со своей незнакомкой. Однако спустя некоторое время, он задаётся вопросом, что такого в этой женщине, что заставляет его думать о ней каждую секунду, отчего теперь не мил ему весь белый свет.

Писателю удалось передать всю трагичность несбывшейся или потерянной любви.

Сочинение по произведению Солнечный удар 11 класс

Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на несметное количество любовных рассказов, которые имеют, к сожалению, в большинстве своём, печальный конец.

В центре произведения тема искренней, пылкой любви, в контексте которой развиваются проблемы взаимоотношений между людьми, разлуки влюбленных, внутреннего противоречия, вызванного несовместимостью чувств и обстоятельств. Проблематика произведения основана на психологизме. Система образов неразветвленная, поэтому внимание читателя постоянно сконцентрировано на двух героях – поручике и прекрасной незнакомке.

Начинается рассказ описанием обеда на палубе корабля. Именно в таких условиях познакомились молодые люди. Между ними сразу же пробежала искра. Мужчина предложил девушке сбежать от посторонних. Сойдя с корабля, они направились в гостиницу. Когда молодые люди остались наедине, пламя страсти сразу же охватило их тела и разум.

Время в гостинице пролетело незаметно. Утром поручик и прекрасная незнакомка вынуждены были расстаться, но сделать это оказалось очень сложно. Молодые люди раздумывают, что же с ними произошло. Они предполагают, что это был солнечный удар. В этих рассуждениях кроется смысл названия произведения. Солнечный удар в данном контексте – символ внезапного психического потрясения, любви, затмевающей разум.

В произведении автор реализовал идею о том, что настоящая любовь может прийти внезапно. Это чувство дарит миг счастья, за который приходится платить страданиями.

История написания


В контексте поэзии символистов образ незнакомки Бунина был воспринят, как мистическое таинство любви, одетое в плоть и кровь. Доподлинно известно, что Иван Алексеевич в процессе создания литературного шедевра пребывал под впечатлением от творчества Антона Павловича Чехова. Именно поэтому автор убрал вступление и начал повествование со случайного предложения.

Смысл

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жизнь, попавшая под всевидящий бунинский взгляд, поражает не только силой художественной изобразительности, но и своей подчиненностью каким-то внутренним, неведомым человеку законам. Нечасто прорываются они на поверхность: большинство людей так и не испытывают их рокового воздействия. Словно отдавая дань модернистским настроениям того времени, Бунин ищет примеры вулканического извержения страсти, которая трагически подчиняет человека своим слепым силам.

Такова любовь по Бунину. Слепой рок, драма несоответствий, трагедия безысходности. Можно роптать и жаловаться, получив солнечный удар, но нельзя жить без солнца. Можно сетовать на злую судьбу, приведшую к разрушительной любви, но нельзя жить вовсе без нее. Мне кажется, именно это говорит нам И.А. Бунин в своих произведениях, и до сих пор они дороги нам и любимы нами потому, что в них мастерство большого художника сочетается с оригинальным и в то же время очень близким любому человеку видением мира, в котором мы живем и умираем и в промежутке между этим, конечно же, любим.

>Сочинения по произведению Солнечный удар

Жанр, композиция и литературное направление

На это указывает дух эпохи XX века:

  • демонстрация безбедной жизни представителей высших слоев общества;
  • культ роскоши и денег как наружная сторона неравенства в социуме;
  • изображение простого персонажа в классических жизненных обстоятельствах.

Кроме того, персонажи отражают национальный характер той эпохи. Они являются носителями общечеловеческих характеристик. Нужно выделить язык написания рассказа: он живой, действующие лица общаются разговорной лексикой.

Композиция произведения линейная, ввиду небольшого объема является довольно примитивной. Особенность структуры состоит в отсутствии экспозиции.

Логическая цепочка событий представлена следующим образом:

Главный конфликт рассказа — внутренний: буря чувств, сильные переживания, стихийное бедствие, появившийся любви в сердце героя. Глубокий психологизм произведения погружает читателей в мир страданий мужчины.

Анализ 3

Метания поручика по незнакомому городишке заслуживают отдельного разговора. Ему всё кажется слишком обыденным, скучным по сравнению с только что пережитым. Пожалуй, повесой его называть ещё рано. Молодой человек влюблён. Может быть, с ним такое случилось впервые. Солнце слепит его, воздух душит. Но он искренне заблуждается. Красивая женщина подарила ему ощущение счастья. И хорошо, что так ненадолго. Теперь он знает, что это такое, но ещё не испытал разочарования. Она подарила ему будущее.

Наверное, у прекрасной незнакомки не такая уж счастливая семейная жизнь. Иначе она не ездила бы на курорт в одиночестве. Замуж девушек выдавали рано, и она не успела испытать ничего подобного до того, как пошла под венец. Тем вечером она впервые дала волю своим чувствам. Благодаря чему возникает столько предположений и впечатлений после прочтения всего нескольких страниц? Ведь описана обычная житейская ситуация. Но автор уделил такое внимание тонким, вроде бы незначительным деталям, что рассказ благодаря этому как бы становится больше, изображая не провинциальный городок и двух людей, которые сошли там случайно с парохода, а всю страну. Можно сказать и о живописи Бунина, который написал и картину и рассказ одновременно. Но на этом живописном полотне видны не только внешние черты героев, но и их тончайшие переживания.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Бунина Холодная осень↑ БунинАнализ рассказа Бунина Кавказ →

О чём?

Внутренний мир героя

Для офицера эта встреча имела большее значение, чем для героини. В самом начале он относился к этому случайному знакомству не более как к приятному приключению. И когда на утро она сказала, что они не должны больше встречаться, мужчина с легкость согласился. Казалось бы, он не придавал серьезного значения этому мимолетному чувству.

Но когда герой осознает, что незнакомка покинула его навсегда, только тогда он понимает, что она ему была нужна. Его начинаеет пугать та буря эмоций, которая появилась с ее уходом. Он никогда не испытывал раньше ничего подобного. И стремительное влечение, счастье и тоска по ней соединились вместе, что привело к его понимаю того, что этот солнечный удар был слишком большим счастьем для него.

Но в то же время мужчина показан как человек слабый: ведь он не попытался ее остановить. И даже не думал о том, чтобы побороться за свою любовь. Ему оставалось только вспоминать об этой случайной встрече на пароходе.

Критика

Автор: Елизавета Минаева

Тема рассказа

Для писателя любовь — это не просто сентиментальные вздохи и платонические отношения. Для Бунина любовь — это вспышка, взрыв эмоций, накал страстей, который проявляется не только эмоционально, но и физически. Для Ивана Алексеевича не менее важен был чувственный аспект любви, о котором обычно не писали другие.

Но все это описывается не пошло, а акцентируется внимание читателя именно на эмоциях человека. Вот о такой любви-вспышке, слишком большом счастье повествуется в этом рассказе.

История создания

Особенности композиции

Но кроме волнующего предвкушения в воздухе витало нечто печальное. Теплый летний вечер, заря, свет которой отражается в спокойной ряби воды, огни… Все это словно готовит читателя к печальному финалу случайной встречи на пароходе. Огни, мерцающие впереди, знаменуют счастье, которое ждет героев. Когда офицер покидает город, они остаются позади, словно показывая, что счастливые мгновения остались вместе с незнакомкой.

Но несмотря на небольшие описания, которые присутствовали в рассказе, основное место занимало описание внутреннего мира героев. Пейзажи должны были лишь обрамлять эту историю, красиво ее дополнять. Место встречи тоже довольно символичное — встретились люди совершенно случайно. А потом они так же просто расстались и каждый отправился в свое плаванье. Все это только подчеркивает концепцию рассказов Бунина.

Композиция

Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий – ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация – сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка – вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.

Публикуется с разрешения автора

Когда-то Ф. Тютчев умолял:

О, господи, дай жгучего страданья И мертвенность души моей рассей: Ты взял ее, но муку вспоминанья, Живую муку мне оставь по ней.

Михайлова Мария Викторовна — профессор МГУ (кафедра русской литературы ХХ века), доктор филологических наук.

Конспект урока по литературе: "Концепция любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв.(на примере рассказов И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна)".

Описание материала: данная разработка предназначена для учителей-словесников, использующих в своей практике проведение обобщающих уроков по творчеству нескольких писателей. Представленный урок моделирующего типа рассчитан на учащихся 8 класса и позволяет им осознать целостность литературного процесса, увидеть сквозные темы художественных произведений и специфику их интерпретации разными писателями (актуально в рамках подготовки к ЕГЭ), а также сформировать умение воспринимать явления действительности в многообразии их проявлений.

Цель: сформировать у учащихся представление о концепции любви в творчестве писателей конца XIX – начала XX вв. (на примере рассказов И.Бунина, А. Чехова и А. Куприна).
Задачи урока:
Образовательная:
• расширить представления учеников о творчестве И. Бунина, А. Чехова и А. Куприна;
• показать особенности творческой индивидуальности писателя в изображении темы любви;
• способствовать формированию умения подбирать литературные произведения на заданную тематику (подготовка к ЕГЭ);
• развивать навыки анализа текста, способность аргументировать ответ с опорой на примеры из литературного произведения.
Развивающая:
• развитие логического мышления, умения анализировать, систематизировать, обобщать;
• развитие образного мышления;
• развитие языкового чутья: умения расшифровывать метафорические смыслы, видеть подтекст.
Воспитательная:
• стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность восьмиклассников;
• формировать умение быстро и слаженно работать в группе.

Идея: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин

Методы: исследовательский и эвристический.

Приемы: работа в группах, аналитическая беседа, составление таблицы.

1.Актуализация знаний.
- Вспомним кластер, который мы заполняли в самом начале изучения творчества данных писателей:


- Мы оставили с вами свободные стрелки не случайно. Думаю, что теперь на основе изученного вы сможете добавить в него новые слова… (добавляем трагизм, смерть, сомнения и т.д.).
- Посмотрите внимательно на получившийся кластер. В чем, по вашему мнению, заключается особенность любовного чувства (противоречивость, неоднозначность, многообразие…).

2.Формулировка проблемы.
Давайте попытаемся разобраться: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин. В каком случае мы можем говорить о настоящей любви?

4.Представление результатов.
Один представитель от группы выступает, остальные заполняют таблицу.
После выступления каждой группы приветствуются вопросы представителей других групп.


Дополнительные вопросы:
1.Связаны ли характер героев и та концепция любви, которую они воплощают?
2.Можно ли говорить о сюжетной взаимосвязи данных рассказов. Приведите аргументы, опираясь на текст?
3.Если да, то возможна ли альтернативная предложенной последовательность расположения рассказов?
4.и другие…

5.Подведение итогов урока.
Вернемся к вопросу: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин.
Ответы учащихся:
- все это и есть настоящая любовь, разные ее ипостаси, которые могут существовать как разделенные во времени и пространстве, так и тесно переплетенные;
- проявление любовного чувства может зависеть от характера человека, его убеждений, согласно которым осуществляется выбор жизненного пути.

6.Выставление оценок.

7.Домашнее задание.
Сочинение-рассуждение по цитате: "Что такое любовь? Солнечный удар, томление духа или благодать?" И.Бунин.

Многие литературные герои проходили испытание любовью, но герои Бунина это особая категория.­ Иван Алексеевич по-новому смотрел на тему любви, раскрывая ее со всех сторон. В его произведениях можно увидеть одухотворенную любовь, восторженную, страстную, мимолетную, несчастную. Чаще всего герои Бунина несчастны в том, что не обрели долгосрочную любовь, но счастливы в том, что постигли хоть и мимолетную, но настоящую любовь, настигшую их как “яркая вспышка”, как “солнечный удар”.

Этот писатель более других заслуживает

звания лучшего классика XX века, так как внес столько новшеств в мир литературы. Его работы преисполнены чувств и своеобразных деталей. В коротких рассказах ему удавалось описать значимые эпизоды из жизни обыкновенных людей.

Так и в рассказе “Солнечный удар” мы видим, как любовь настигает главных героев в самый неожиданный момент. Оба они путешествуют на одном корабле, только Поручик одинок, а Дама, затронувшая его сердце – замужем.

История их любви не уникальна. Она стара как мир. Такое уже случалось со многими парами: сошлись, захлестнули чувства, расстались и никогда больше не встречались.

Бунин проводит своих героев через всю гамму чувств. Он показывает, что ни одно даже мимолетное стечение обстоятельств не проходит бесследно. Каждый жизненный случай откладывает свой отпечаток, оставляя след в душе людей.

Поручик и незнакомка проводят одну ночь вместе, а наутро расстаются, так и не узнав друг друга поближе.

Он долго бродит в тот день, не находя себе места и пытаясь найти хоть одну зацепку, ведущую к ней, но так и не находит. Ведь он даже не знает, как ее зовут. Все, что известно о даме, это то, что она замужем и у нее есть трехлетняя дочь.

Она, в свою очередь, изрядно смущена настигшим ее чувством, но ничуть не жалеет о произошедшем. Просто ей пора ехать домой, а ему пора возвращаться на службу. Они оба понимают, что этот случай оставит отчетливый след в их душе.

Пока живы воспоминания, боль останется.

Все ему напоминает о ней: запах ее духов, недопитая чашка кофе. Пересилив себя, он ложится спать совершенно разбитый, а по щекам катятся слезы. На следующее утро все возвращается в свою колею, будто не было этой встречи, не было расставания.

Прошедший день вспоминается как далекое прошлое. Уезжая от пристани, он чувствует себя постаревшим на десять лет. Это горько-сладкое чувство мешает ему наслаждаться жизнью, но он вновь замечает улыбки людей, а значит, рана скоро заживет.

Произведения 19 века в основном были посвящены теме любви, но легкая романтическая любовь была неинтересна писателям, необходимо было, чтобы главные герои проверили свои чувства, пройдя ряд испытаний. Писатели в рассказах пытались ответить на главный вопрос о том, что такое любовь, как она влияет на жизнь человека, губит ли она его или же это спасение, как долго это чувство может продолжаться.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

У персонажей рассказа нет имен, есть только он, она и их переживания. Такая общность позволяет каждому, кто читает этот рассказ, испытать какие-то свои чувства и воспринимать сюжет по-своему. Несмотря на то, что главная героиня женщина, автор все-таки смотрит на все происходящее глазами героя-мужчины. Традиционное начало в рассказе: главные герои путешествуют на теплоходе, и случайная их встреча оказывается вспышкой нового чувства.

Их влечение настолько сильно, что они решают вступить и в более реальную связь. Не зная имен, они уединяются в одном из номеров. Но уже новый день не приносит им ничего хорошего: после мгновенно вспыхнувшей любви появляется разочарование. Оба они пытаются не вспоминать, что с ними произошло. Они расстаются, так и не познакомившись. Герои не переживают из-за расставания, делая равнодушный вид.

И только через несколько месяцев поручик понимает, что любит и страдает, но он ничего о ней не знает, даже имени. Пройдя через нравственные страдания, герой снова оказывается на корабле. Но теперь нет и следа его веселью, его душа постарела, да и он сам говорит о том, что чувствует себя намного старше, чем есть на самом деле.

Интересно название, которое писатель дал своему рассказу. Солнечный удар ассоциируется с молнией, вспышкой, которое сражает, сбивает человека с ног, но когда исчезает, то человек страдает и мучится. Природа становится еще одним действующим лицом в бунинском рассказе. Она по сюжету присутствует всегда, создавая определенный эмоциональный настрой. Темная ночь накануне близости столь хороша, что они, герои, не могут не оказаться вместе. Рассвет — это зеркальное отражение того чувства, которое внезапно испытали герои: заря потухала, продолжая еще кое-где светится.

Бунин использует окружающий мир, чтобы показать счастье, которое ждет героев впереди. Но огоньки, уплывающие вдаль, — это символ монотонности и рутинности жизни, где не может существовать яркое чувство. Детали, воссозданные автором, помогают более точно показать, как возникает это тонкое чувство, как возникает взаимное влечение молодых тел. Руки у девушки миленькие и сильные, а тело крепкое и смуглое.

Любовь, показанная Буниным, не описывается автором духовно, она лишь физическая. И дальше в текст писатель вставляет много глаголов, чтобы показать реальность картины и то, насколько поступок основных персонажей необдуман. Сама героиня их роман назвала солнечным ударом. Молодая женщина ведет себя рассудительно, показывая своему возлюбленному, что это был легкий роман, в котором не нужно никакого продолжения.

Главный герой ведет себя по-другому. Он тоже не думает о продолжении романа, пока не начинает понимать, что влюблен. Поручик после этого романа уже не может сказать, что оно стало забавным. Воспоминания о том, что произошло — это уже мучения и страдания для главного героя. Не понимая, как дальше жить, он не видит цели в своей жизни, она ему кажется бессмысленной. Его сердце поразил страшный солнечный удар.

В конце рассказа автор показывает читателю и внешний облик героя, чтобы сопоставить его внутренний мир и основные черты его облика. Лицо героя серое от загара, голубые глаза и выгоревшие усы. Иван Бунин опять показывает читателю детали, которые позволяют понять чувства героя. Но автор упорно показывает и доказывает, что у этой любви нет будущего, она не может развиться. Счастье и любовь не могут продолжаться вечно, утверждает автор, они мимолетны, но полны страданий.

В отличие от своих современников, Бунин описывал не платонические отношении, а интимную близость, страсть. Для писателя начала ХХ века это было смелым, новаторским подходом. Для Бунина потребность любить и быть любимым – основа жизни, ее краеугольный камень. Именно поэтому он посвящает так много своих произведений этому большому и неоднозначному чувству.

Мужчина и женщина познакомились на пароходе. Внезапная страсть, охватившая их, заставила пару сойти на берег и переночевать в гостинице провинциального городка. После бурно проведенной ночи женщина уехала, не оставив адреса, не сказав своего имени. Мужчина к ее отъезду отнесся легко, но возвратившись в гостиницу, понял, что безнадежно влюблен. Все в комнате напоминало о ней, и главному герою сделалось не по себе. С этого момента он не находит себе места. Покидая уездный городок, он чувствует себя постаревшим на десять лет, потерявшим смысл жизни.

Любовь – это чувство, призванное дарить счастье, но не для всех она – источник радости и блаженства. Все зависит от человека, от его отношения к жизни и к любви. Любить человека – это большая ответственность, настоящее искусство. Здесь важно наслаждаться отношениями, не разрушая себя и своего партнера.

Бунин подробно описывает состояние главного героя, как его пылкая страсть и восторг переходят в чувство опустошенности. Для него, как будто бы мир без его незнакомки прекращает свое существование, теряет всякий смысл. В его ситуации любовь похожа на солнечный удар, томление духа и совсем не напоминает радость и благодать.

Женщина ведет себя по-иному. Она не говорит мужчине своего имени, понимая, что их страсть однодневная, недолговечна. Она уезжает утром без лишних рассуждений и признаний, не оставив адреса. Судя по описанию Бунина, главная героиня действительно наслаждается любовью. Для нее случайная встреча на пароходе – это, действительно, радость и благодать.

Я бы хотела, чтобы и главный герой отнесся к этой встрече подобно своей прекрасной попутчице – как к мимолетному знакомству. Пусть бы он продолжал наслаждаться жизнью, понимая, что таких встреч будет еще много на его пути. Тогда бы любовь оказалась для него благом, подкрепленным чудесными мимолетными воспоминаниями.

Читайте также: