Что такое духовная жажда сочинение рассуждение

Обновлено: 25.06.2024

Перечислим наиболее распространённые проблемы в публицистических и художественных произведениях.

1. Социальные: взаимоотношение человека и общества (“квартирный вопрос”, право на труд, выбор профессии; проблемы инвалидов, пенсионеров, медицины, образования, экономики); проблемы социальной незащищённости или несправедливости, богатых и бедных; проблема национализма (этнической ксенофобии); проблема интеллигенции, эмиграции, невостребованности учёных в своём Отечестве; проблемы цивилизации (социокультурной эволюции).

2. Нравственные: проблема нравственной сущности человека, нравственного выбора, внутренней культуры человека, гуманного и антигуманного отношения к человеку, чести и долга, милосердия, сострадания, совести, духовности/бездуховности.

4. Семейные: проблема отцов и детей, проблема старости (забота детей о своих родителях), проблемы детства, связанные со становлением личности, проблема отчего дома, утраты корней прошлого, семейных традиций, исторической памяти.

5. Экологические (проблема взаимоотношения человека и природы): проблема загрязнения окружающей среды, уничтожения природных богатств, равнодушного отношения к природе, утилитарного подхода к природе (“природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”); проблема бережного отношения к природе, забота о приумножении природных богатств, ответственности перед будущими поколениями за сохранение природы.

6. Информационно-коммуникативные: проблема развития русского языка, проблема языковой культуры или языкового бескультурья; проблемы аудиовизуальной культуры, проблема медиапространства (СМИ), коммерциализации культуры, массовой культуры, маргинальной культуры.

Задание 1. Сформулируйте вопросы к проблемам и приведите примеры из художественной литературы, средств массовой информации, фильмов и других источников: 1-я группа — семейные проблемы; 2-я группа — информационно-коммуникативные; 3-я группа — экологические (две проблемы на выбор).

Задание 2. Прочитайте отрывки из художественной публицистики Ф.Искандера. Какие проблемы поднимаются в них писателем?

Проблема добра и зла.

Проблема поиска смысла жизни (нравственного выбора).

Проблема невостребованности учёных в своём Отечестве.

Проблема государственной совести.

5. “Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома. Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет — старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

Когда человек ощущает своё начало и своё продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он все свои богатства держит при себе”.

Тема Дома. Проблема утраты корней прошлого.

Практикум по анализу текста

Текст взят из КИМа ЕГЭ по русскому языку 2006 г.:

Исходный текст

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

(3) Чего же не хватало пушкинскому герою — споров, театров и выставок? (4) Что это значит — духовная жажда?

(5) Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6) Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7) Интеллигентность — не образованность, а духовность. (8) Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9) Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10) Духовная жизнь человека — это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11) В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника — ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12) Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13) Точно так же может быть бездуховным и само искусство — все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру, и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14) Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в дет­стве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15) Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16) Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

(17) Чего жаждет человек, когда у него духовное томление? (18) Обычно желания делят на высокие и низкие, добрые и дурные. (19) Но разделим их по иному принципу: на конечные и бесконечные. (20) Конечные желания могут быть осуществлены к такому-то числу; это желания приобрести, получить, достичь, стать… (21) Но никогда не исполнятся полностью, не исчерпают себя желания бесконечные — назовём их стремлениями: “священный сердца жар, к высокому стремленье” (Пушкин). (22) Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…

Вопросы и задания

1. Определите тему текста.

2. Какие вопросы задаёт читателю С.Соловейчик? Какие аргументы приводит?

Работа с опорным конспектом.

Духовность не культура поведения или образованность.

А) Искусство “духоподъёмно”, в искусстве человек ищет силу духа.

3. Какие проблемы подняты в этом тексте? Какие вопросы, связанные с ними, задает автор?

1) Проблема духовности: что значит “духовная жизнь”?

2) Проблема истинного содержания духовности: не подменяется ли сегодня это понятие другим?

3) Проблема духовности в искусстве: можно ли говорить о духовности/бездуховности искусства?

4) Проблема духовного совершенствования: чего жаждет человек, когда у него духовное томление?

4. Сформулируйте проблемы. Заполните таблицу.

1. В виде предложения-тезиса Симон Соловейчик, известный педагог, просветитель, рассматривает проблему духовности и бездуховности.
2. В вопросно-ответной форме Духовность… Что вмещает в себя это понятие? Что значит жить духовной жизнью в современную нам эпоху? Не подменяется ли это понятие чем-то другим?
3. В виде номинации темы. Духовность и бездуховность…
4. С применением лексических и синтаксических средств: лексического повтора, однотемной лексики, градации… Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духа человека, стали предметом размышлений известного педагога, просветителя ХХ века С.Соловейчика.
5. В виде предложения-цитаты, отражающего основную мысль текста. “Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте…”

5. Соедините несколько вариантов формулировки проблемы, чтобы получился развёрнутый тезис-зачин.

А) Духовность… Что вмещает в себя это выражение и не подменяется ли оно чем-то другим в современном нам мире? Духовность, дух, сила духа, духовное томление — эти ключевые понятия, отражающие сферу духовной жизни человека, стали предметом размышления известного педагога, просветителя ХХ века Симона Соловейчика. Тема духовности и бездуховности волнует его не меньше А.С. Пушкина, который без малого два века тому назад, испытывая то же духовное томление, писал:

Как труп, в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал…

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился…

6. Прокомментируйте проблемы, поднятые автором текста, любым способом (аналитический пересказ или свободный комментарий).

Духовность, по мнению автора, выражается не в манере поведения и блестящей образованности и даже не в “чтении книг и посещении театров и музеев”. Ценители искусства могут быть людьми и бездуховными, как, впрочем, и “добрые, способные любить” люди. И искусство само по себе, как утверждает С.Соловейчик, тоже может быть духовным и бездуховным. Если оно не вызывает у человека стремления к добру, правде, красоте, то о какой духовности может идти речь. Искусство должно быть “духоподъёмным”, то есть пробуждать в нас высокие желания. А желания, к сожалению, могут ограничиться и сферой быта — “приобрести, получить, достичь”. И сводятся они к конечному результату, бесконечные же желания — это путь духовного самосовершенствования, когда человек в течение всей своей жизни стремится к добру, красоте, правде. Именно в этом, по убеждению педагога и просветителя, и заключается истинное содержание духовности.

Задание. Напишите вторую часть сочинения, выразите своё отношение к проблеме текста, согласившись или не согласившись с позицией автора.

Приведём пример сочинения, автор которого развивает свою мысль, основываясь только на одной проблеме — духовности/бездуховности искусства.

“Бесконечно стремление к добру, неутолима жажда правды, ненасытен голод по красоте”, — пишет С.Соловейчик в своей статье, раскрывая тему духовности и бездуховности. В чём заключается истинная духовность человека? Может ли быть духовным или бездуховным, например, искусство? Эти вопросы, поставленные известным педагогом, просветителем ХХ века, раскрывают суть главной проблемы текста: чего жаждет человек, испытывающий духовное томление?

Духовность, по мнению автора, выражается не в манере поведения и блестящей образованности и даже не в “чтении книг и посещении театров и музеев”. Ценители искусства могут быть людьми и бездуховными, как, впрочем, и “добрые, способные любить” люди. И искусство само по себе, как утверждает С.Соловейчик, тоже может быть духовным и бездуховным. Если оно не вызывает у человека стремления к добру, правде, красоте, то о какой духовности может идти речь. Искусство должно быть “духоподъёмным”, то есть пробуждать в нас высокие желания. А желания, к сожалению, могут ограничиться и сферой быта — “приобрести, получить, достичь”, как об этом пишет С.Соловейчик. И сводятся они к конечному результату. Бесконечные же желания — это путь духовного самосовершенствования. Именно в этом, по убеждению педагога и просветителя, и заключается “духовная жажда” человека — в бесконечном поиске истины.

Этот фильм П.Лунгина о преступлении и наказании, наказании скорее духовном, высшем. Человек, который в силу, может быть, объективных обстоятельств потерял Бога в душе, постепенно обретает Его. И это тоже путь “духовного томления”, о котором пишет С.Соловейчик. И если есть такие фильмы, значит, не “всякое искусство бесполезно”.

(3)Чего же не хватало пушкинскому герою - споров, театров и выставок? (4)Что это значит - духовная жажда?

(5)Духовность не то, что культура поведения или образованность. (6)Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. (7)Интеллигентность - не образованность, а духовность. (8)Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? (9)Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. (10)Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. (11)В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. (12)Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. (13)Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

(14)Бывает и обратное: есть добрые, способные любить и надеяться люди, которые не знали в детстве и в юности высших духовных стремлений, не встречались с ними. (15)Такие люди не нарушают моральных законов, но бездуховность их сразу видна. (16)Добрый и работящий человек, но не мучается его душа, не может, не хочет он выйти за круг бытовых забот.

Что такое духовность? Что значит "жить духовной жизнью"? Над этой серьёзной проблемой заставляет нас задуматься С.Соловейчик.

2. Комментарий к проблеме

Рассуждая над этими вопросами, автор делает акцент на том, что культура поведения, образованность, увлечённость искусством - это ещё не показатели духовности. Человек высокообразованный, воспитанный, ценящий искусство, может быть духовно бедным, низким, негодным. Но и добрые люди, не нарушающие моральных законов, тоже могут быть бездуховными, если не развивается их душа, если она сосредоточена только на бытовых заботах и проблемах.

3. Позиция автора

По мнению писателя, "духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому", к добру, это неутолимая жажда правды, ненасытный голод по красоте.

4. Собственная позиция

Я абсолютно согласна с позицией автора. Постоянное стремление к высшим ценностям, совершенствование внутреннего мира - вот что движит высоконравственными людьми.

5. Аргумент №1

Примером этого может служить роман Л.Толстого "Война и мир", герои которого - Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова - озабочены духовными исканиями.


Вспоминаются также такие строки из стихотворения известного русского поэта Заболоцкого, в которых говорится о необходимости постоянной работы души:

Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность - не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора

Оценка работы

Критерий За что начисляются баллы? Максимально В данном сочинении Итого
К1 Формулировка проблемы исходного текста есть
К2 Комментарий к проблеме есть
К3 Отражение позиции автора есть
К4 Своё мнение и его аргументация есть
К5 Смысловая цельность, связность, последовательность изложения есть
К6 Точность и выразительность речи есть
К7 Орфография 2 ошибки
К8 Пунктуация 2 ошибки
К9 Соблюдение языковых норм 1 ошибка
К10 Соблюдение речевых норм 0 недочётов
К11 Соблюдение этических норм есть
К12 Фактологическая точность есть
Всего:

Практикум

Грамотность

Содержание сочинения

Ещё одно неплохое сочинение по тексту С. Соловейчика

Сочинение

· Сочинение
Исходный текст

·
Практикум

Исходный текст

Духовность не то, что культура поведения или образованность. Огромное количество людей, не имея образования, обладает высочайшей силой духа. Интеллигентность - не образованность, а духовность. Отчего самые тонкие ценители искусства бывают порой негодными людьми? Да потому, что чтение книг, посещение театров и музеев не есть духовная жизнь. Духовная жизнь человека - это его собственное стремление к высокому, и тогда книга или театр волнуют его, потому что отвечают его стремлениям. В произведениях искусства духовный человек ищет собеседника, союзника - ему искусство нужно для поддержания собственного духа, для укрепления собственной веры в добро, правду, красоту. Когда же дух человека низок, то в театре и кино он лишь развлекается, убивает время, даже если он является ценителем искусства. Точно так же может быть бездуховным и само искусство - все признаки таланта налицо, но нет стремления к правде и добру и, значит, нет искусства, потому что искусство всегда духоподъёмно, в этом его назначение.

Сочинение

Внимание:

В работе полностью сохранены стиль, орфография и пунктуация автора



Полный сборник всех вариантов сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2020. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2019-2020. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


Инструкция: Как написать итоговое сочинение? Примеры, темы, аргументы и произведения


Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 года


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон


Комментарий к сочинению по Русскому языку ЕГЭ 2020


Клише для сочинения ЕГЭ по русскому языку 2020 шаблон

Данное итоговое зимнее сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2019 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2019-2020 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет 5 декабря 2019 года.

Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3 :


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант, образец и пример сочинения-рассуждения № 1 по теме: Даже самые развитые люди, я заметил, глубоко убеждены в том, что жить духовной жизнью – значит ходить в театры, читать книги, спорить о смысле жизни Как написать краткое сочинение с планом. Примеры из жизни и произведения литературы с аргументами.

Что такое духовная жизнь человека? Каких людей принято считать духовными? Какое влияние оказывает духовность на поведение? Над этими вопросами я задумалась после прочтения предложенного текста С. Соловейчика, в котором и поднимается проблема духовности человека. Чтобы привлечь читателей к данному вопросу, автор подчеркивает, что многие люди не до конца понимают такое понятие как духовная жизнь.

Это княжна Мария Болконская. У данной героини настолько красивый внутренний мир, что теряется вся её некрасивость внешности. Княжна излучает искреннюю доброту, она очень религиозна. Мария Болконская, как и Соня Мармеладова, способна на самопожертвования и безграничную любовь к другим людям. Итак, эта героиня – человек с устоявшимися духовными ценностями, который ничего не ожидает за свою доброту, потому что она является её неотделимой частью. Из всего сказанного можно сделать вывод, что духовность – крайне важный элемент внутреннего мира человека.

Людям следует взращивать в себе самые лучшие качества, на которые они способны, тогда мир станет намного лучше.

Читайте также: