Что станет говорить княгиня марья алексеевна сочинение

Обновлено: 04.07.2024

В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
И. А. Гончаров
Произведением, прославившим имя Александра Сергеевича Грибоедова, стала его комедия “Горе от ума”. Причины ее небывалого, триумфального успеха заключаются в том, что в ней нашли живой отклик потребности читающей России, в том, что проблема, затронутая писателем,

касалась практически всех сторон общественной жизни и была в высшей степени злободневной. Автор с огромным мастерством раскрыл основной конфликт российской действительности: конфликт расколотого на две части общества, где консервативному большинству стремится противостоять горстка вольнодумцев, требующих перемен.
В произведении перед нами предстает весь многообразный мир московского общества с его нравами, привычками, традициями. Всего на сцене появляются или же упоминаются более пятидесяти лиц. У всех своя жизнь, свои желания и стремления, свои амбиции и страсти.

И весь этот пестрый и многоликий

мир объединяется лишь в рамках основной проблемы – раздвоенности дворянской России.
Так, прогрессивно настроенному Чацкому в комедии противостоит все общество, собравшееся в доме Фамусова, общество, каждый член которого является типичным выразителем московских нравов. Они не только придерживаются отсталых, ложных представлений о жизни, но и образуют организованное, сплоченное единство, направленное против общего врага – прогресса и просвещения. В этом обществе слабость, глупость и беспомощность отдельных людей преодолеваются общностью всех, подчиненностью одной цели.

За внешним комизмом ситуаций и диалогов проступает зловещие очертания этого круга. Здесь мы встречаем и льстивого, услужливого Молчалина, не смеющего “свое суждение иметь” и стремящегося любыми способами приблизиться к знатному обществу; и дамского угодника, лжеца и сплетника Загорецкого, о Котором Платон Михайлович говорит, что:
…человек он светский,
Отъявленный мошенник, плут…
При нем остерегись: переносить горазд;
И в карты не садись: продаст.
В характеристике Антона Антоновича как “светского” человека прослеживается определение всего светского общества, в чем-то сходного с самим Загорецким. То есть он – типичный представитель такого общества.
Мелочность стремлений представителей Московского общества проявляется и в образе княгини Тугоуховской, которая желает лишь поскорее и поудачнее выдать замуж своих шестерых дочерей. Да и сами княжны вместе с графиней-внучкой, “поющие верхние нотки и льнущие к военным людям”, умеют лишь “принарядить себя тафтицей, бархатцем и дымкой”.
Жалким выглядит и “муж-мальчик, муж-слуга, идеал московских мужей” Горич, находящийся под башмаком у притворной, жеманной светской супруги.
Неприглядным пережитком прошлого века выглядит и Хле-стова, со своей моськой и арапкой-девочкой.
Не удивительно, что такие мелочные, низкие люди выбирают своим оружием в борьбе с Чацким нелепую сплетню о его сумасшествии. Платон Михайлович, стремясь разрушить эту сплетню, задает естественный вопрос: “Кто первый разгласил?” И в ответе его жены: “Ах, друг мой, все” кроется жизненная логика всего связанного между собой общества. Здесь ложь, если ее повторяют все, становится правдой.

В этой сплоченности общество чувствует свою силу.
Однако сила и нерушимость фамусовского мира призрачны. Барская Москва предстает перед нами разобщенной и обеспокоенной. Все гости Фамусова недовольны друг другом, в их отношениях прослеживается зависть, желание выделиться, подчинить себе остальных.

Они уже ощущают скорый конец “века покорности и страха”. А их отрицание всего нового, их стремление оклеветать и очернить просвещенного человека – лишь жалкие усилия, неминуемо обреченные на провал.

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера "Семейная тайна", которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией "Горе от ума", которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим "единым лицом двадцатитысячную армию". В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?"

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства("века минувшего") и прогрессивного дворянства ("века нынешнего"). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — "забрать все книги бы да сжечь".

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители "века минувшего" чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время "ужасным веком". Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием "ума" во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: "Умный, бодрый наш народ", — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу "Горе от ума", по оценке критиков, самая "антибарственная" комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

В письме к П.А.Катенину Грибоедов пишет о Чацком: "Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют…" Действительно, в развитии комедии "Горе от ума" очень важную роль играет выдумка о сумасшествии Чацкого. Но почему из одного слова вырос такой скандал? Чтобы понять это, надо рассмотреть жизнь и мораль фамусовского общества.
В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов изобразил только один день из жизни московского светского общества. Однако скольких людей успели обсудить за это время в доме Фамусова! Это и все родственники Софьи, и Молчалин, и Загорецкий, и Скалозуб, и Кузьма Петрович, и покойник дядя Максим Петрович, и, конечно же, сам Чацкий. С самого утра Софья и Лиза обсуждают его, при этом Софья говорит, что он "пересмеять умеет всех". Уже из этого видно, как важна для людей этого общества оценка со стороны. Молчалин же прямо говорит об этом: "Ах! злые языки страшнее пистолета".
Поэтому молва является главным оружием этих людей, с ее помощью они могут изгнать неугодных из своего круга, как они сделали с Чацким. Молва также заменяет им память о прошлом, память о человеке, о его делах. Люди живут только для того, "чтобы все о них прискорбно поминали".
Однако молва - это не только их память и оружие, но и просто их главное занятие. Ведь чем занимаются люди фамусовского общества - в основном болтают (Репетилов: "Всю ночь толкуют, не наскучит".). О других они знают все: их средства, историю жизни, сплетни об их родственниках и так далее (Хлёстова: "Уж чужих имений мне не знать?"), но за этими стараниями знать все о других они не могут и просто не успевают узнать и понять себя, понять, зачем они живут, и им остается жить только ради молвы, потому что иначе молва оборачивается против них самих.
Люди фамусовского общества попадают в круговорот: каждый из них одновременно является творцом молвы и ее рабом, так как всё, что он ни делает, он делает ради молвы, иначе молва его покарает. Перед молвой склоняются все и вся. Молва их царь и бог. Ради нее забывается даже дружба. Репетилов, который точно знает, чтоЧацкий не сумасшедший, сначала пытается отбиться от молвы, называя ее "химерами" и "дичью", но когда узнает, что "это так гласно", замолкает.
На молву работают все в этом обществе. К услышанному слову каждый добавляет свое.
Х л ё с т о в а. Шампанское стаканами тянул.
Н а т а л ь я Д м и т р и е в н а. Бутылками-с, и пребольшими.
З а г о р е ц к и й. Нет-с, бочками сороковыми.
И вот молва растет, как снежный ком, и этим комом сбивает не только Чацкого, но и Софью, Молчалина, Фамусова и т.д.
Итак, молва царствует в фамусовском обществе, а так как женщины все же больше любят болтать и судачить, чем мужчины, то у них оказывается больше привилегий, и именно они оказываются ближайшими приспешниками молвы. Поэтому царство молвы можно назвать также женским царством.
Действительно, роль женщин в развитии интриги преобладает. Инициатива выдумки исходит от женщины (Софья), и полное ее принятие и подтверждение тоже исходит от женщины (княжна: "Про это знает целый свет!"). Женщины властвуют над мужчинами не только на словах, они полностью повелевают ими: "Мой ангел, Бога ради от двери дальше отойди!" И даже не так ласково: "Графиня гневаться изволит".
Апофеоз этих двух проблем, проблемя молвы и проблемя женского царства, воплощается как раз в цитате, вынесенной в название темы. Фамусова волнует не поступок его дочери, а только то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна". Его волнует именно молва, молва, исходящая от женщины. По-моему, комедию "Горе от ума" можно было бы назвать также "горе от молвы", потому что героям комедии молва принесла горя не меньше, чем ум, а, пожалуй, даже больше, так как от молвы пострадал не только Чацкий, но и все остальные персонажи. О них о всех "станет говорить княгиня Марья Алексевна".

Похожие сочинения

Замечательная комедия “Горе от ума” была написана в начале 19 века великим русским писателем – Грибоедовым. В этом произведении Грибоедов затрагивает важнейшие проблемы современности: политические, социально бытовые. Но основной конфликт комедии – взаимоотношений. смотреть целиком

Комедия "Горе от ума" дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями. смотреть целиком

Служить бы рад, прислуживаться тошно. А. Грибоедов Александр Сергеевич Грибоедов был одним из талантливейших и умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование. Знал несколько восточных языков. По свидетельствам современников. смотреть целиком

Мы читаем классические произведения, учим наизусть стихотворения, запоминаем цитаты. Но есть в русской литературе произведение, цитаты из которого запоминаются без заучивания, настолько они остроумны, ритмичны, соответствуют ситуации. Это произведение. смотреть целиком


В письме к П.А.Катенину Грибоедов пишет о Чацком: "Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют…" Действительно, в развитии комедии "Горе от ума" очень важную роль играет выдумка о сумасшествии Чацкого. Но почему из одного слова вырос такой скандал? Чтобы понять это, надо рассмотреть жизнь и мораль фамусовского общества.
В своей комедии "Горе от ума" Грибоедов изобразил только один день из жизни московского светского общества. Однако скольких людей успели обсудить за это время в доме Фамусова! Это и все родственники Софьи, и Молчалин, и Загорецкий, и Скалозуб, и Кузьма Петрович, и покойник дядя Максим Петрович, и, конечно же, сам Чацкий. С самого утра Софья и Лиза обсуждают его, при этом Софья говорит, что он "пересмеять умеет всех". Уже из этого видно, как важна для людей этого общества оценка со стороны. Молчалин же прямо говорит об этом: "Ах! злые языки страшнее пистолета".
Поэтому молва является главным оружием этих людей, с ее помощью они могут изгнать неугодных из своего круга, как они сделали с Чацким. Молва также заменяет им память о прошлом, память о человеке, о его делах. Люди живут только для того, "чтобы все о них прискорбно поминали".
Однако молва - это не только их память и оружие, но и просто их главное занятие. Ведь чем занимаются люди фамусовского общества - в основном болтают (Репетилов: "Всю ночь толкуют, не наскучит".). О других они знают все: их средства, историю жизни, сплетни об их родственниках и так далее (Хлёстова: "Уж чужих имений мне не знать?"), но за этими стараниями знать все о других они не могут и просто не успевают узнать и понять себя, понять, зачем они живут, и им остается жить только ради молвы, потому что иначе молва оборачивается против них самих.
Люди фамусовского общества попадают в круговорот: каждый из них одновременно является творцом молвы и ее рабом, так как всё, что он ни делает, он делает ради молвы, иначе молва его покарает. Перед молвой склоняются все и вся. Молва их царь и бог. Ради нее забывается даже дружба. Репетилов, который точно знает, чтоЧацкий не сумасшедший, сначала пытается отбиться от молвы, называя ее "химерами" и "дичью", но когда узнает, что "это так гласно", замолкает.
На молву работают все в этом обществе. К услышанному слову каждый добавляет свое.
Х л ё с т о в а. Шампанское стаканами тянул.
Н а т а л ь я Д м и т р и е в н а. Бутылками-с, и пребольшими.
З а г о р е ц к и й. Нет-с, бочками сороковыми.
И вот молва растет, как снежный ком, и этим комом сбивает не только Чацкого, но и Софью, Молчалина, Фамусова и т.д.
Итак, молва царствует в фамусовском обществе, а так как женщины все же больше любят болтать и судачить, чем мужчины, то у них оказывается больше привилегий, и именно они оказываются ближайшими приспешниками молвы. Поэтому царство молвы можно назвать также женским царством.
Действительно, роль женщин в развитии интриги преобладает. Инициатива выдумки исходит от женщины (Софья), и полное ее принятие и подтверждение тоже исходит от женщины (княжна: "Про это знает целый свет!"). Женщины властвуют над мужчинами не только на словах, они полностью повелевают ими: "Мой ангел, Бога ради от двери дальше отойди!" И даже не так ласково: "Графиня гневаться изволит".
Апофеоз этих двух проблем, проблемя молвы и проблемя женского царства, воплощается как раз в цитате, вынесенной в название темы. Фамусова волнует не поступок его дочери, а только то, "что станет говорить княгиня Марья Алексевна". Его волнует именно молва, молва, исходящая от женщины. По-моему, комедию "Горе от ума" можно было бы назвать также "горе от молвы", потому что героям комедии молва принесла горя не меньше, чем ум, а, пожалуй, даже больше, так как от молвы пострадал не только Чацкий, но и все остальные персонажи. О них о всех "станет говорить княгиня Марья Алексевна".

Читайте также: