Что сближает и разобщает аркадия кирсанова и евгения базарова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное – ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он – лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова – интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.

И Евгений, и Аркадий являются молодыми людьми, однако фактически они являются представителями разных поколений. Оба учатся в медицинском университете, но Базаров уделяет практической пользе намного больше внимания, чем Аркадий, который в душе больше романтик.

Кирсанов-младший и Базаров по-разному относятся к дружбе. Аркадий воспринимает Евгения не столько как друга, сколько как наставника и учителя. Кирсанов-младший восхищается силой и умом Базарова. Тот в свою очередь как бы управляет Аркадием. Автор показывает, что между героями нет истинной дружбы, так как дружба не может основываться на подчинении одного другому.

Евгений Базаров называет себя нигилистом и пытается следовать принципам отрицания общепринятых норм. Аркадий Кирсанов же называет себя нигилистом вслед за своим другом, однако на самом деле он не особо понимает данное течение. Кирсанова-младшего интересует теория нигилизма, но он не воспринимает ее так серьезно, как центральный персонаж. Базаров отрицает природу, искусство, красоту, а Кирсанов-младший подсознательно все это любит. Аркадий начинает отрицать пользу литературы и музыки только из-за того, что был под влиянием идей Базарова. Пародируя главного героя, Кирсанов-младший не мог по-настоящему избавиться от любви к музыке и литературе.

Аркадий отдает себя любви к Кате Локтевой, и Базаров, несмотря на отрицание любви, также испытывает любовные чувства к Анне Одинцовой. Но влюбленность встречается героями по-разному. Если Аркадий, влюбившись в Катю Локтеву, сразу же отдается любовным чувствам, забывая при этом о нигилизме, то Базаров долгое время не может признаться самому себе в том, что он влюблен в Анну Одинцову. Понимая, что признание любви – это признание несостоятельности нигилистических воззрений, главный герой пытается обмануть себя, стремится избавиться от любовных чувств, однако все его попытки оказываются тщетными. Получается, что Аркадий с радостью встречает свою любовь, а Базаров – пытается с ней бороться. Кирсанов-младший нисколько не переживает по поводу того, что он отказался от нигилизма, поскольку он никогда и не относился к этому течению серьезно. Для Базарова же было огромной трудностью признать, что положения его теории были несостоятельными.

И.С. Тургенев с помощью образа Аркадия Кирсанова показывает, что даже те, кто называл себя нигилистами, таковыми не являлись, а с помощью образа Евгения Базарова автор развенчивает нигилизм в целом. Влюбившийся Базаров противоречит собственным убеждениям, что подчеркивает авторскую мысль о том, что в реальной жизни нигилизм просто невозможен.

Читайте также: