Что означает р в сочинение

Обновлено: 07.07.2024

семнадцатая буква русской азбуки, означающая переднеязычный альвеолярный дрожащий согласный (см.), без различения редкого глухого (см.) p (например, в ртуть, рта, смотр, магистр) от обычного звонкого p (рот, смотра, дар), хотя обыкновенно для таких разновидностей наша азбука имеет особые знаки (с и з, т и д, п и б и т. д.). Знаки Рр ведут свое начало от соответствующих греческих Ρρ, восходящих к семитическому реш (рисунок см. табл. Древние письмена). Численное значение в кириллице и глаголице = 100. О различных звуках p в других языках см. соотв. статью.

р буква Восемнадцатая буква русского алфавита.

р предл, кол-во синонимов: 1 • буква (103) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: буква

Р, восемнадцатая буква совр. рус. алфавита; неск. видоизменённая буква Р ("рцы") кирилловского алфавита, восходящая к букве р греч. унциала. В глаголице - как бы перевёрнутая буква Ь. В кирилловском и глаголич. алфавитах числовое значение 100. Обозначает смычно-дрожащий переднеязычный нёбный согласный [р]. Фонологически различаются палатализованный (мягкий) [р‘] (перед буквами "я", "ю", "и", "е", "ь" и в сочетании с последующим мягким согласным) и непалатализованный (твёрдый) [р] (перед буквами "а", "у", "ы", "э", на конце слова и в сочетании с последующим твёрдым согласным).

В общем случае при решении задач динамики пользуются принципом освобождаемости, т. е. несвободную механич. систему рассматривают как свободную, прилагая к её точкам нек-рые силы, подобранные так, чтобы во всё время движения системы выполнялись условия, налагаемые на неё связями; эти силы и наз. Р. с. С. М. Тарг.

Р I R r . Согласный сонорный задненёбный звук; в отличие от переднеязычного русского Р по месту образования. Немец со второго слова измозолит вам уши своей империей и своим Бисмарком, француз готов продать свою свободу за ленточку почетного легиона, тем не менее il ajoute un R à la France Et il met trois r à la Liberté < как выражение патриотической горррдости> .ОЗ 1874 10 1 370. Горе той стране, в которой шайка шалопаев во все трубы трубит: государство, mon cher . c'est sacrrré ! Наверно, в этой стране государство в самом деле превратится в расхожий пирог. Салт. Предостережение. // ОЗ 1789 11 1 266. Ср. рус. Вот, как протаскали меня <французы> до лагерю, сбежался народ, дивуются, кричат все:"бона, бона!"- по нашему "хорошо, молодцы что взяли", а иной подскочит: "а русь, сакрр. <речь солдата-военнопленного>" 1856. Сокальский Расск. 125. И совсем по-столичному бегали вдоль улиц <харькова> пареньки-газетчики, оравшие надсадными голосами: "Ви-черние радио! Вичерние радио. Зверррское убийство на Холодной горе". 1925. Копелев 105. Никакой специально национальной культуры и словесности не создашь. И никакой специально глобальной. Из этого патентованного глобализма не вытряхнешь ничего, кроме звездной пыли. Но и национальное не выжмешь из этнического, даже если будешь писать слово "русский" через два "р" и три "с". Л.Аннинский Национальная специфика. // Знамя 2000 8 204. Он <керенский> говорил десять минут, по-французски, закончил свой спич в честь именинника словами: " Vive la R-r-russie ! - этак, знаете, по-славянски, с длинным раскатистым "р". Нева 2001 3 181. || Южнофранцузское "Р". Вот поверну настройку и снова Южное "р" и широкое море гласных Но не того, что со мною гулял по Парижу. Е. Рейн С***. // НМ 2002 5 10.

Р II rayon . В составе сложносокращенных слов - районный, район. Военный отдел <цК> неожиданно телеграммой вызвал меня с фронта, вернее с прифронтовой полосы, где "батальон особого назначения" Московского военно-инженерного училища, в котором я тогда служил, строил так называемые уры (укрепленные районы). Пантелеев 1979 274. РИК. Районный исполнительный комитет.

Авторы по алфавиту - Р
Рабле Франсуа (Rabelais) * Радищев А.Н. * Раневская Ф.Г. * Распутин В.Г. * Рассел Бертран (Russell). Биография. * Ратнер * Ребрик * Рейналь (Raynal) * Рекар * Ремарк Эрих Мария (Remark) * Ренан Эрнест (Renan) * Ренар Жюль (Renard) * Ренье Анри (Regnier) * Рерих Н.К. * Рескин Джон (Ruskin) * Ривароль * Рид Томас * Рикар * Рильке Райнер (Rilke) * Риплей Александра (Ripley) * Риттер Карл (Ritter) * Рихтер Пауль (Richter) (Жан Поль) * Ричардсон Сэмюэль (Richardson) * Рише Шарль (Richet) * Робер (Robert) * Робертсон (Robertson) * Роден Огюст (Rodin) * Роджерс Уилл (Rogers) * Рокфеллер Джон Дэвисон старший (Rockefeller) * Ромен Роллан.Rolland. * Ронсар Пьер де (Ronsard) * Ростан Жан (Rostand) * Роуленд (Rowland) * Рохас Фернандо (Rojas) * Рошер Вильгельм (Roscher) * Рубинштейн А.Г. * Рузвельт Теодор (Roosevelt) * Руми Джалаледдин * Руссо Жан Жак (Rousseau) * Руставели Шота * Рыбин Алексей * Рюккерт Фридрих (Ruckert)

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия . Главный редактор Г.П. Свищев . 1994 .

Р. 16-я буква как в греческом, так и в английском алфавитах, и 17-я в еврейском, где она называется пэ или пэй и символизируется ртом, соответствуя, также как и в греческом алфавите, числу 80. У пифагорейце она также была эквивалентом 100, а с чертой - (Р) - она означала 400 000. Каббалисты связывают с ней имя Phodeh (Спаситель), хотя этому не дано никаких веских обоснований.

R. Восемнадцатая буква алфавита; "собачья", так как ее звучание напоминает рычание. В еврейском алфавите она двадцатая и ее число - 200. Как Реш она является эквивалентом божественного имени Рахим (милосердие); и ее символы - сфера, голова или круг.

II сокр. от резерв

III сокр. от реле

IV сокр. от рельс

V сокр. от рентген

VI сокр. от реостат

VII сокр. от речной

2) Обозначение некоторых советских реактивных двигателей. Например, Р11-300, созданный под руководством С. К. Туманского (см. АМ).

Что значит риторический вопрос и зачем он нужен? Примеры риторических вопросов.

Полезные советы

Для того, чтобы уметь адекватно реагировать на различные не совсем стандартные обороты в нашей речи, следует прояснить что же это такое - риторический вопрос и для какой цели его обычно принято задавать?

По сути говоря, риторичный вопрос — это не что иное, как оборот в речи человека, который обычно даже и вопросом то не является, поэтому он, как правило, не претендует на какой-либо ответ.

Получается, что риторичный вопрос, это по сути такой вопрос, ответ на который попросту не нужен, потому что он просто очевиден для окружающих. На самом деле, риторический вопрос является обычным утверждением, которое заявлено в вопрошающем виде. К примеру, вот такой речевой оборот:

"Да сколько же еще может продолжаться эта несправедливость?"

Здесь не нужен никакой ответ, а наоборот, подчеркивается, что несправедливость продолжает быть. Происходит как бы намек на то, что пришло время уже перестать ее терпеть.

Примеры риторических вопросов

7.jpg

Риторические вопросы в литературе:

6.jpg

Для чего требуются обычно такие вопросы?

В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.

1.jpg

Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы , так и риторические обращения с риторическими восклицаниями . Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.

Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.

И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.

Риторическое восклицание обладает таким же условным характером, где вопросительная манера не выливается из предложения или из содержания самого слова, а придается ей обычно в свободном порядке, показывая этим прямое обращение к этому событию.

Пример риторического восклицания:

Какое лето, что это за лето! Да это ж просто колдовство!

10.jpg

Риторическое обращение также является неким условным обращением к тем предметам, к которым по сути нельзя обращаться. Сама структура данного обращения является такой же, как и в риторическом восклицании, а также в риторическом вопросе.

Пример риторического обращения:

" Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад ."

9.jpg

Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.

Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.

Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.

4.jpg

Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.

Данные вопросы могут иметь как положительную, так и отрицательную подоплеку. В положительной - они говорят о поддержке, о неком сопереживании, а в отрицательной - как правило, цинизм, злобу и сарказм.

Зачем нужны такие вопросы?

Без таких вопросов, которые не требуют к себе ответа, обычно сложно представить какие-то политические высказывания или статьи общественной тематики. Они зачастую находят свое применение и в художественной литературе, и в различных дебатах.

3.jpg

Да и в быту, люди, сами того, не осознавая и не замечая, постоянно пользуются наследием ораторов античных времен. Данные древние приемы, как правило, применяют для того, чтобы:

  • Аудитория смогла сделать определенные выводы.
  • Чтобы придать своей речи существенную окраску.
  • Сделать разговор более значительным и ярким.
  • Привлечь заинтересованность к своему высказыванию и непосредственно к своей персоне.
  • Уметь делать плавные переходы от одной теме к другой, где риторический вопрос будет служить соединительным звеном.
  • Заставить своих оппонентов начать действовать.
  • Стараться переключаться на те детали, которые должны восприниматься автоматически.
  • Иметь возможность указать плюс ко всему на опытность каких-то знаменитостей либо известных личностей.
  • Заставить своих собеседников подключаться к диалогу.
  • Данные обороты очень часто используют в рекламе.
  • Также эта фигура, используемая в речи, иногда нужна для того, чтобы поставить своего собеседника в неловкое положение и заставить его среагировать какими-то ответными определенными действиями.
  • Данные речевые обороты способны также выручить, когда в диалоге образовалась пустота, которую срочно необходимо чем-то заполнить.

Грамотное применение риторических вопросов

5.jpg

1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.

2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.

3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.

4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.

5. Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.

6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.

Заключение:

Необходимо помнить, что такие речевые обороты — это то, чем рекомендуется пользоваться очень грамотно и дозированно. В первую очередь, это относится к общению с маленькими ребятишками, поскольку они могут смириться с тем, что им всегда задают условно-вопросительные предложения и они могут начать принимать другие предложения соответственно, а там, как раз, будет и нужен необходимый ответ.

Хоть такие речевые обороты и превращают речь в более доступную для большего понимания, все-таки не стоит ею пользоваться очень часто, поскольку существует вероятность того, что все они со временем превратятся в довольно избитые фразы и вызывающие раздражение штампы.

Р. р. №1 Сочинение-рассуждение

Цели: формирование коммуникатиной компетенции: углубить и расширить знания о рассуждении-размышлении:виды аргументов, проблема и проблематика текста; развитие умения анализировать, структурировать материал; определять и формулировать проблемы, тезисы; воспитание нравственных качеств, умения работать в группе, толерантного мышления.

Для того, чтобы совершенствовать,

развивать ум, надо больше рассуждать, чем заучивать.

Рене Декарт, 16 век,

французский физик, математик, философ.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы будем учиться рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно учиться.

Читаю эпиграф, комментирую его.

2. Мы знаем три типа речи. Какие? (описание, повествование, рассуждение).

3. Как различаются типы речи?

К повествованию ставится вопрос: что произошло?

К описанию: какой?

К рассуждению: почему?)

Сегодня на уроке перед нами стоит проблема – как научиться писать сочинение-рассуждение. И к концу урока мы должны ее решить. Но сначала мы должны ответить на вопрос:

что такое проблема? (Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования.)Записать в словарь-справочник(если у кого-то нет записи)

Какие бывают проблемы (общие и частные)? (нравственные, социальные, философские и т.д.)

II. Тренировочное упражнение

ПОСЛУШАЙТЕ ТЕКСТЫ, ОПРЕДЕЛИТЕ ТИП РЕЧИ.

Никита распахнул дверь и сел на крыльцо. К самым ногам подкатился ручеек, коснулся ног и побежал дальше по своим делам. Никита осторожно опустил в его воды кораблик-щепку и долго смотрел ему вслед. А потом рез-

ко встал, улыбнулся солнышку, ручейку. Боль отступила, и в душе запело стозвоном: “Весна пришла!”

Дети определяют, что это повествование, так как есть сюжет, развивается действие.

На солнце нельзя было смотреть. Лохматыми, ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи нерастаявшего снега. По краям они золотились, разбрасывая по небу искорки.

Это описание, так как нет движения, картина статичная, словно фотография, только словесная. Есть эпитеты, метафоры (подтверждают текстом).

Самое лучшее время года - весна. Тает снег, солнышко греет ласково, приветливо. Просыпается земля, пробуждается природа. Все цветет и ликует! Весну нельзя не любить!

Это рассуждение, так как в начале текста есть утверждение, затем его доказательство и вывод

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос : Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

1)В прошлом году со мной приключилась беда. (2)Шёл я по улице, поскользнулся и упал. (3)Упал неудачно, хуже некуда: сломал переносицу, всё лицо разбил, рука выскочила в плече. (4)Было это примерно в семь часов вечера. (5)В центре города, недалеко от дома, где я живу.

(6)С большим трудом поднялся. (7)Лицо залито кровью, рука повисла плетью. (8)3абрёл в ближайший подъезд, пытался унять платком кровь. (9)Куда там — она продолжала хлестать, и я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает всё сильнее и надо быстро что-то сделать. (10)И говорить-то не могу — рот разбит.

(11)Решил повернуть назад, домой.

(12)Я шёл по улице, думаю, не шатаясь. (13)Шёл, держа у лица окровавленный платок, пальто уже блестело от крови. (14)Хорошо помню этот путь — метров примерно триста. (15)Народу на улице было много. (16)Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята. (17)Все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. (18)Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. (19)Я запомнил лица многих людей — видимо, безотчётным вниманием, обострённым ожиданием помощи.

(20)Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. (21)Надо добираться до дома.

(28)Раздумывая, с горечью вспоминал этих людей; поначалу я злился, обвинял, недоумевал, негодовал, а вот потом стал вспоминать самого себя. (29)И нечто подобное отыскивал и в своём поведении. (30)Легко упрекать других, когда находишься в положении бедственном, но обязательно надо вспомнить и самого себя. (31)Не могу сказать, что при мне был точно такой случай, но нечто подобное обнаруживал и в собственном поведении: желание отойти, уклониться, не ввязываться. (32)И, уличив себя, начал понимать, каким привычным стало это стремление, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.

(33)Раздумывая, я вспоминал и другое. (34)Вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной нашей жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. (35)Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. (36)Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили. (37)Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. (38)Но не о них речь, мы сейчас говорим о главных жизненных правилах той поры.

(46)И в самом деле, что же это с нами происходит? (47)Как мы дошли до этого? (48)Как из нормальной отзывчивости перешли в равнодушие, в бездушие? (49)Как это стало обычным, нормальным?

(50)Я уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. (51)Думаю, что это врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. (52)Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется.

(53)Вспомнилось мне, как в детстве отец, когда проходили мимо нищих — а нищих было много в моём детстве, — всегда давал мне медяк и говорил: поди подай. (54)И я, преодолевая страх, — нищенство нередко выглядело страшновато, — подавал. (55)Иногда преодолевал и свою жадность — хотелось приберечь деньги для себя, мы жили довольно бедно. (56)Отец никогда не рассуждал: притворяются или не притворяются эти просители, в самом ли деле они калеки или нет. (57)В это он не вникал: раз нищий — надо подать.

(58)И, как теперь я понимаю, это была практика милосердия, то необходимое упражнение в милосердии, без которого это чувство не может жить. (59)Упражняется ли милосердие сегодня в нашей жизни. (60)Есть ли постоянная принуда для этого чувства? (61)Толчок, призыв к нему?

(62)Всегда существовали и будут существовать разные возможности для проявления милосердия человеческого, которые нужно использовать. (63)Не только в чрезвычайных, аварийных случаях необходимо проявление милосердия, оно должно находить своих адресатов и в обычной жизни. (64)Пусть не угаснет свет милосердия в сердцах людей!

Даниил Александрович Гранин (1919-2017 гг.) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
- В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

1. Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

2. Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

3. Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

4. Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?
Как вы считаете?
Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.
- Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Примерные ответы :

Синонимы : равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы : гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Запись в тетради.
- Каких качеств больше?
- Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

- Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)
- Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

- Является ли проблема милосердия сегодня актуальной ? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)
итог: все люди нуждаются в милосердии.

7. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом-рассуждением. Помните, что данный текст имеет особое строение.

Примерный круг проблем:
1. Почему сегодня люди способны оставить нуждающегося в помощи человека без внимания? К чему приводит нежелание проявлять милосердие?
2. Как относились к нуждающимся в помощи в военное время?
3. В чем принципиальное различие в отношении к нуждающимся в помощи людям в военное и мирное время?
4. Как сохранить милосердие в сердцах людей?
5. Как пробудить милосердие?
6. Когда необходимо проявлять милосердие? Существуют ли возможности для проявления милосердия сегодня?

Темы для работы:

· Согреть своим теплом. Что это значит?

· Равнодушие или милосердие?

· Что же с нами происходит?

Составляем план сочинения.

Итоги урока.

Дома вы продолжите работу над своим планом и поработаете с черновиками вашего сочинения.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой - поднимите руки, если вас урок оставил равнодушными – нет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: дать понятие о тексте-рассуждении, познакомить с его видами, средствами связи в разных видах текстов-рассуждений, формировать умения различать тексты-рассуждения разных видов, а также устно составлять тексты-рассуждения; развивать внимание, логическое мышление, устную речь школьников; прививать пристальное внимание к слову.

повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;

совершенствовать навыки составлять текст типа - рассуждение;

обогащать словарный запас детей;

развивать внимание к слову и его лексическому значению,

воспитывать в детях чувство сострадания, соучастия, милосердия.

предметные: учащиеся научатся различать основные типы текстов-рассуждений.

регулятивные: совместно с учителем определят тему и задачи урока; будут учиться работать по предложенному плану.

познавательные: в ходе наблюдений научатся отличать тексты по их речевой задаче; научатся различать особенности разных типов текстов, их структуру.

коммуникативные: будут учиться умению слушать и слышать учителя, мнение других учащихся; сотрудничать в ходе совместной работы; грамотно и четко выражать свои мысли по теме урока.

Тип урока: урок развития речи.

1) ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

= Подготовка к уроку. Эмоциональный настрой:

2) ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ, МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

= Слово учителя:

Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

hello_html_m184b36ce.jpg

= Определение темы урока. Целеполагание.

- Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение.

- Какие задачи мы поставим перед собой?

- Над какой задачей мы будем работать в первую очередь?

3) АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

= Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:

- Что из себя представляет текст-рассуждение?

- Как строится текст - рассуждение?

4) ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЭТАП:

= Работа с теоретическим материалом учебника

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

Рассуждение отличается от означающих отвлеченные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение необходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с которым вы не согласны.

Как строится текст-рассуждение и каковы основные требования к его построению? В нем обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство (или опровержение) этой мысли, т. е. аргументы: а) . б) . в) . и т. д., сопровождаемые примерами;

3) вывод, или заключение.

Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным. Аргументы - убедительными, и их должно быть достаточно для доказательства вашего тезиса. И чем они будут убедительнее, чем яснее сформулированы, тем неотразимее все рассуждение и бесспорнее вывод.

= Работа с таблицей (самостоятельная работа в парах, проверка по эталонному образцу)

Дополнить таблицу, изучив информацию на стр. 95-98.

Виды текстов-рассуждений

Вид рассуждения

Общие вопросы к тексту

Цель рассуждения

Структура рассуждения

Где используется

Языковые средства

Почему так, а не иначе?

Что из этого следует?

Утверждение или опровержение тезиса

Экспозиция (подведение к вопросу)

Ответ на вопрос (тезис)

Доказательства тезиса с примерами.

В точных науках

Вводные слова, союзы, речевые обороты

Толкование понятия, объяснение явления, сравнение и обобщение фактов

І. Тезис (утверждение, указание на факт).

ІІІ. Вывод (не обязателен).

Школьные учебники, научно-популярная литература, статьи из энциклопедий, словарей

Слова-организаторы логических связей, вводные слова, слова, резюмирующие высказывание

Как выйти из данной ситуации? Кто я думаю по этому поводу?

І. Экспозиция (подведение к проблемному вопросу)

ІІ. Система проблемных вопросов и ответы на них

Публицистические и художественные тексты

Вводные слова, речевые обороты

= Слово учителя:

hello_html_61d224f3.jpg
hello_html_m7ca60820.jpg

5) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

= Работа с текстами (по группам, по рядам):

Прочитайте текст, к какому типу речи он относится? К какому виду рассуждения вы можете его отнести? Объясните свой выбор, приведите аргументы.

Определите его композицию, пользуясь таблицей.

= Творческая работа (в парах со взаимопроверкой):

Определите вид рассуждения:

Компьютер – друг или враг? . Д

Почему опадают листья? О

Почему карандаш так назвали? Р

Хорошо учиться – это плохо или хорошо? Д

Почему зимой холодно? О

= Работа в группах (мальчики-девочки):

Дебаты по материалу упр. 191 (устно)

6) ЗАКРЕПЛЕНИЕ

= Работа с текстом (самостоятельно).

Прочитайте текст, постройте свое рассуждение по данному алгоритму:

Назови предполагаемый тип речи. (Это текст -…)

Докажи свое предположение. (Потому что отвечает на вопрос какой?(Описание) Или где? кто? куда? когда? (Повествование) или почему? (рассуждение)

К данному тексту можно нарисовать 1-2 иллюстрации (Описание) , много иллюстраций (Повествование), невозможно иллюстрировать (рассуждение)

Вывод. (Следовательно…. Значит… это текст….

1. Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

2. Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15—20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

7) РЕФЛЕКСИЯ, ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

= Закончи предложение

- У меня получилось…

- Сегодня на уроке я смог…

- За урок я …

- Мне было интересно…

= Итоги урока

Обобщим сказанное. Подведем итоги.

Что вы узнали о видах рассуждения?

Где мы чаще всего сталкиваемся с рассуждениями-доказательствами и рассуждениями-объяснениями?

Читайте также: