Что относится к видам исследовательской деятельности лабораторный практикум сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Ключевые слова : исследовательская работа, проектно-исследовательская деятельность, коллективно-мыслительная деятельность, метод обучения, проектное исследование, теоретическое исследование; практическое исследование творческое исследование.

Сегодня нет ни одного государства, педагогического общества, удовлетворенного системой образования. Все в поисках новшеств, которые дали бы результат. В этой связи российское образование, как и образовательные системы других стран, претерпевают серьезные изменения: меняются приоритеты, структура и содержание образования, вводятся новые стандарты, формируется независимая система оценки результатов обучения и качества образования в целом. Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы основного общего образования. Проблемой исследовательской деятельности занимались такие методисты, как М. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, И. Я. Лернер. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников понимается процесс решения ими научных и личностных проблем, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. (2, 32) Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании. Важная особенность исследовательского метода состоит в том, что в процессе решения одних проблем постоянно возникают новые.

Исследовательскую деятельность можно организовывать на всех этапах урока. В своей педагогической практике я использую следующие приемы и средства организации исследовательской работы: опережающие домашние задания, схемы описания эксперимента, проблемные, творческие вопросы и задания, мини-исследования, уроки теоретического, практического, творческого, проектного исследований, модель коллективно-мыслительной деятельности (КМД).

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Работая в группах, девятиклассники формулируют проблемы предстоящего урока в виде вопросов:

- Что такое природа?

- Как понять язык природы?

- Как смоделировать отношения человека и природы?

Составить палитру есенинской цветописи стихотворений:

Перед выполнением даётся рекомендация: достаточно рассмотреть 7 стихотворений (на выбор); ход исследования представить словесно или графически; работу завершить выводом.

Исследовать, какую роль в стихах Есенина играет образ дерева.

Рекомендация: исследование можно проводить в двух направлениях: определить частотность наименований деревьев (какие деревья чаще всего упоминаются, почему?) или выделить семантическую и стилистическую роль образа дерева. Сделать выводы.

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована как урок- исследование. Уроки-исследования, в зависимости от целей, поставленных учителем при изучении темы, могут быть различных видов.

Работа по организации индивидуальной деятельности учащихся классифицируется следующим образом:

- урок теоретического исследования;

- урок практического исследования;

- урок творческого исследования;

- урок проектного исследования.

Урок теоретического исследования предполагает изучение критической литературы, мемуаров, статистических данных, справочной литературы.

Аналитическое исследование на уроке проходит такие этапы:

1.Формулирование проблемы (задачи исследования).

2.Отбор научной информации для решения исследуемой проблемы.

- составление плана работы;

- письменный отчёт о выполнении плана;

- выводы о подтверждении или опровержении гипотезы.

Урок практического исследования содержит те же этапы работы, что и урок теоретического исследования. Но, в отличие от него, объектом исследования здесь становятся тексты произведений, их фрагменты. Чаще вceгo учитель проводит именно урок практического исследования, организуя работу над выявлением проблематики конкретного произведения, его части, фрагмента. Это может быть не только практическая или лабораторная работа, но и представление реферата. Реферат (как описательный метод исследования), в зависимости от целей и задач, которые ставятся перед учеником, используется на уроках практического исследования и на уроках теоретического исследования.

- составить цитатную характеристику героя;

- отметить различие и сходство между ним и Раскольниковым;

- предложить своё понимание смысла их противопоставления.

После завершения исследования учащиеся отчитываются о проделанной работе и коллективно вырабатывают вывод-решение проблемы, поставленной на мотивационном этапе урока.

В виде творческого исследования провожу уроки развития речи.

- письмо одного из героев о событиях в городе Калинове;

- рассказ Тихона о поездке в Москву;

Творческие исследования могут быть интересны и продуктивны не только как урок-исследование, но и как определённый этап урока любого типа и как индивидуальное задание.

На уроке проектного исследования учащиеся планируют свою деятельность, отбирают необходимый материал, проводят анализ, синтез, активно действуют (распределяют роли в группе, создают проект или моделируют проблему, организуют её представление и защиту).

П. Кирсанов - идеологические расхождения

Базаров Аркадий - не единомышленник

Одинцова - неразделённая любовь

Кyкушина и Ситников - извращение смысла

Родители - люди другого поколения

Народ - нет взаимопонимания

Как показывает практика, ребята с большим удовольствием занимаются исследовательской деятельностью, которая не только активизирует их мыслительную деятельность и реализует творческий потенциал, но и помогает каждому ребёнку ощутить себя членом социума, в недалёком будущем найти своё место в жизни.

1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. М., 2006.

2. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М., 1988.

3. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. - М., 1981.

4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, 1999. - № 10. – с. – 42-47.

5. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М.: МГДД(Ю)Т, 2002. 110 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии развивает творческую активность, формирует интерес к предмету, поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

Лабораторный практикум и исследовательские проекты , как средство развития творческого потенциала учащихся.

( Из опыта работы)

Прохоровского района Белгородской области.

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии развивает творческую активность, формирует интерес к предмету, поэтому в современной школе приёмам организации исследовательской деятельности учащихся должно уделяться особое внимание.

Я использую следующие виды исследовательской деятельности учащихся в урочное время:

- Реферат - творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме.
- Учебное исследование — работа, целью которой является приобретение учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация его личностной позиции. Учебное исследование не предполагает получение объективно нового результата.
- Лабораторные работы

В курсе биологии исследовательский метод может применяться практически во всех лабораторных работах, при решении задач, при самостоятельном проведении полевых или лабораторных экспериментов. Каждая из этих форм исследовательской работы требует обязательного прохождения большей части или всех необходимых этапов исследования:

– наблюдения фактов и явлений;
– постановки проблем;
– выдвижения гипотез;
– планирования этапов исследования;
– выявления связей данного явления или проблемы с другими;
– формулирования и объяснения решения;
– проверки решения;
– практических выводов о возможном применении полученных знаний.

Важно, что перечисленные пункты в той или иной степени касаются решения любой творческой задачи.

- Нетрадиционные уроки (урок-презентация ,урок – дискуссия )

Презентация отличается чёткой структурой, грамотным и доступным изложением материала, наличием большого наглядного материала – всё будет способствовать его углублённому и более эффективному усвоению. Презентации могут готовить учащиеся, при этом надо требовать самостоятельности при их подготовке.

-Домашние задания также могут носить исследовательский характер:

Наблюдения за животными, описание растений, мини-сочинения и т.д.

- Проект - творческая работа, связанная с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.). Метод проекта можно использовать как на уроках, так и внеурочное время.

Важную роль в изучении биологии в школе играют лабораторные работы, которые способствуют лучшему усвоению знаний и умений учащихся, способствуют более глубокому и осмысленному изучению биологии, формированию практических и исследовательских умений, развитию творческого мышления, установлению связей между теоретическими знаниями и практической деятельностью человека, облегчают понимание фактического материала.

На уроках биологии лабораторные работы являются одной из форм активизации познавательной деятельности. Они позволяют учащимся осуществить необходимые наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сравнить, сделать вывод или обобщение. Важное значение для развития учащихся при выполнении лабораторных работ имеет вводная беседа учителя, в которой он определяет проблему и ставит цель. Учитель разъясняет ход лабораторной работы, раздает инструктивные карточки или задания, указывает на форму записи результатов наблюдений (текстовая запись, схема, таблица), ставит проблемные вопросы для выводов и обобщений.

Успех урока с включением лабораторного практикума зависит от:

формулировки задания, его четкости;

раскрытия последовательности работы;

изложения в инструкции всех этапов работы (упорядочивает деятельность обучающихся). Задание обучающиеся выполняются индивидуально, небольшими группами или фронтально. При проведении лабораторных работ используются технологии здоровьесбережения, проблемного обучения, развития исследовательских навыков.

Для успешной организации исследовательской деятельности на уроке тщательно продумываю формы уроков. В своей работе я использую такие формы как урок-семинар, урок-защита идей, урок-ролевая игра, урок-конференция, урок- круглый стол и т. д. Для достижения поставленных целей урока и учета степени самостоятельности обучающихся использую следующие методы: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

В процессе обучения биологии на лабораторных и практических занятиях использую:

1) исследование биологических объектов под микроскопом

2) исследование состава тел живой природы

3) исследование строения организма

4) наблюдения за живыми объектами

5) наблюдения за процессами жизнедеятельности организма

6) исследование надорганизменных уровней организации живой материи (вид и экосистема).

Правила выбора темы исследования

1.Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие.

2.Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

3.Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам!

4.Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент новизны, неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто новое, необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления. Способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные, в том числе и хорошо известные объекты, отличает истинного творца от посредственного, творчески неразвитого человека.

5.Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, не затягиваясь на долгие годы.

6. Тема должна быть доступной. Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы (темы) исследования, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду формулировка и отбор материала для ее решения.

7.Сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему, нужно учесть наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают пустословие.

Требования к формулировке темы:

1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

Ученикам 5-9 классов интересны проекты по цветоводству, овощевод­ству, садоводству, выращиванию домашних животных. Например, изучение жизненного состояния зеленых насаждений в окрестностях школы, травянистых растений пришкольного участка, овощей как лекарственных растений, динамики развития побегов у яблони, поражения насаждений мучнистой росой и способы защиты растений, изучение влияния сока алоэ на развитие растений, изучение пород кошек.

В 10-11 классах учащиеся применяю на уроках исследовательские умения и навыки в ходе выполнения практических работ исследовательского характера, например:

Примерные темы проектов по экологии

Анализ характера питания семьи.
Антропогенное влияние на жизнедеятельность пчел на территории.
Арифметическая и геометрическая прогрессии в окружающей нас жизни.

Влияние изменения климата на живую природу

Пищевые добавки "за" и "против".

Что полезнее: фрукты или соки?

Почему мы не похожи друг на друга? (иммунологические аспекты)

Мне очень помогают в работе по исследовательской деятельности материалы интернет-сайтов:

Учебно-исследовательские экспедиции (полевые практики) , в которых принимают участие обучающиеся проводятся ежегодно. Большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности школьников по предметам естественнонаучного цикла вообще и по биологии в частности, ориентировано именно на полевую, экспедиционную работу, поэтому школьные исследовательские экспедиции нами проводятся ежегодно. Главная цель экспедиции — сбор экспериментального материала в полевых условиях. Помимо этой цели мы обычно в ходе проведения экспедиций стараемся дать учащимся простейшие навыки полевой исследовательской деятельности, воспитать у них ответственное отношение к природе, формировать навыки самостоятельной творческой деятельности. Тематика экспедиционных исследований обычно охватывает такие области, как геология, гидрология, почвоведение, ботаника, зоология, экология.

Мой личный опыт показывает, что организация учебных исследований - эффективное средство обучения и развития, cпособствующее развитию творческого потенциала учащихся. Она учит, во-первых, умению работать с нужной литературой, изучать материал последовательно, знать все необходимые понятия, термины, определения. Во-вторых, умению критически осмысливать материал, самостоятельно сопоставлять понятия и явления, делать собственные выводы, подводить итоги. В результате учащиеся учатся самостоятельно добывать новые знания. Именно такой выпускник сегодня востребован обществом, именно он становится конкурентоспособным.

Под учебно-исследовательской деятельностью школьников мы понимаем процесс решения научных и личностных проблем, имеющий целью построение субъективно нового знания [22, С.312].

Самостоятельность ученика в учебно-исследовательской деятельности означает, что научный руководитель консультирует, советует, направляет, подталкивает к возможным выводам, но ни в коем случае не диктует и не пишет работу за ученика. Ученическое исследование сохраняет логику научного исследования, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых знаний для человечества.

Результаты ученических исследований узко прикладного, экспериментального характера в таких областях, как психология, социология, экология, вполне могут нести определенную объективную новизну (например, работа, посвященная изучению взаимоотношений в классном коллективе или исследованию экологической ситуации в небольшом водоеме) [6, С.83].

При проектировании исследовательской деятельности учащихся за основу берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Данная модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется традициями, выработанными научным сообществом, с учетом специфики учебного исследования — накопленный в научном сообществе опыт используется через установление системы норм деятельности [6, С.85].

Перед началом исследовательской работы со старшеклассниками необходимо четко поставить цели и задачи. Главная цель всегда должна быть одна. Потому что человек не может стремиться к двум целям одновременно, так же как невозможно одновременно идти по двум дорогам в двух разных направлениях. Поэтому очень опасно ставить какую-то другую цель, в этом случае часто происходит подмена истинной цели ложной, причем сам человек может этого не заметить. Вообще, отличительной особенностью любой ложной цели является то, что она может быть достигнута довольно быстро, тогда как истинная цель — узнать что-то новое, остается всегда, каких бы успехов ни добился ученик [23, С.78].

Основной целью организации исследовательской работы студентов является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследования необходимо предоставлять студенту определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб формальному протоколу — иначе исследование, суть которого — в активизации познавательной деятельности студентов, может постепенно превратиться в обычную в репродуктивной системе обучения последовательность стандартных академических этапов [4, С.142].

Алгоритмы исследовательской деятельности - Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности

Алгоритмы исследовательской деятельности — Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности

Понятие, сущность, виды учебно-исследовательской деятельности

С другой стороны, учебно-исследовательская деятельность студентов — это относительно самостоятельное обучение, решение студентами индивидуальных проблем, творческих и исследовательских задач различными средствами в условиях совместной деятельности преподавателя и студентов [15, С.531].

Успех реализации любого начинания зависит, прежде всего, от учителя, поэтому он должен раздвигать границы самостоятельности. Старшеклассникам необходимо предоставить возможность самостоятельно находить решения неразрешимых проблем, в частности — решать исследовательскую задачу [3, С.102].

При этом под учебно-исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческих и исследовательских задач с заранее неизвестным решением. В отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы и предполагающего наличие основных этапов, характерных для исследования в научной области: постановка проблемы (или выделение фундаментального вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, исследование гипотез, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, независимо от того, в какой области естественных или гуманитарных наук оно проводится, имеет схожую структуру. Такая цепочка является неотъемлемой частью исследовательской деятельности, нормой ее выполнения [19, С.12].

Самоценность достижения истины в исследовании

А.П. Тряпицына разделила педагогические исследования на три группы: монодисциплинарные, междисциплинарные и наддисциплинарные (см. Приложение 6).

  1. Монодисциплинарные исследования — это исследования, проводимые по определенному предмету, предполагающие привлечение знаний для решения проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монодисциплинарного исследования не выходят за рамки одного предмета и могут быть получены в ходе его изучения. Такое исследование направлено на углубление знаний учащихся по определенному предмету в школе.
  1. Междисциплинарное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных предметов одной или нескольких образовательных областей.

Результаты междисциплинарного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в ходе его изучения. Такое исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям.

Целью междисциплинарного учебного исследования является решение локальных или глобальных междисциплинарных задач, оно осуществляется под руководством преподавателей одной или нескольких образовательных областей [24, С.30].

  1. надпредметное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для старшеклассников проблем. Результаты такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в ходе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с педагогами различных образовательных областей.

Педагогическая целесообразность предметных исследований

А.П. Тряпицына сформулировала исследование следующим образом:

Учебно-исследовательская деятельность должна выполнять следующие дидактические функции:

  • мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учащихся, которые побуждают их к изучению предмета и формируют интерес и положительное отношение к работе;
  • информативную, позволяющую расширить объем знаний учащихся всеми доступными способами представления информации;
  • контрольно-коррекционная (обучающая), которая предполагает возможность проверки, самооценки, коррекции курса и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков [17, С.267].

Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его основного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций удается выполнить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристики социального эффекта исследования (например, природоохранного эффекта). Такие мероприятия, хотя организаторы часто называют их исследовательскими, преследуют другие цели (не менее важные сами по себе) — социализацию, развитие социальной практики средствами исследовательской деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен осознавать смещение целей проводимой работы при введении подобных требований.

Форма организации учебно-исследовательской работы

Требования возрастной психологии накладывают не менее важные ограничения на тематику, характер и объем исследований. Для подросткового возраста характерен низкий общеобразовательный уровень, несформированное мировоззрение, неразвитая способность к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Чрезмерный объем работы и ее специализация, ведущая к уходу в узкую предметную область, могут нанести вред общему образованию и развитию, которые, безусловно, являются главной задачей в этом возрасте. Поэтому не каждое исследовательское задание, привнесенное из науки, подходит для реализации в образовательных учреждениях. Такие задания должны отвечать определенным требованиям, на основе которых можно установить общие принципы проектирования исследовательских заданий учащихся в различных областях знаний [13, С.420].

Огородникова Н.В. подразделяет учебно-исследовательскую деятельность старшеклассников на несколько форм, но это деление достаточно условно и часто предлагаемые формы сочетаются и удачно дополняют друг друга.

а) Традиционная урочная система.

Для организации учебно-исследовательской деятельности учащихся 9, 10 и 11 классов представлен урок

Учителя используют на уроке педагогические технологии, основанные на применении исследовательского метода обучения [12, С.57] (см. Приложение №1).

Исследовательский метод можно определить как самостоятельное (без пошагового руководства учителя) решение учащимися новой для них проблемы с использованием таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона или закономерности.

Применение исследовательского метода возможно в ходе решения комплексной проблемы, анализа первоисточников, решения поставленной учителем задачи и других [18, С.118].

б) Нетрадиционная система уроков.

в) Учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов [12, С.58].

Обычно школьный эксперимент проводится на базе школы на школьном оборудовании. Педагогический эксперимент может включать все или несколько элементов настоящего научного исследования (наблюдение и изучение фактов и явлений, выявление проблемы, постановка проблемы исследования, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, методов обработки результатов, проведение пилотного эксперимента, корректировка методики исследования в связи с ходом и результатами пилотного эксперимента, сам эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.

г) домашние задания исследовательского характера могут сочетать в себе различные виды и позволяют проводить учебные исследования, достаточно растянутые во времени.

Внеклассная работа предоставляет больше возможностей для осуществления учебно-исследовательской деятельности [12, С.59].

1) Некоторые школы включают в свои образовательные программы исследовательскую практику учащихся (пример методических рекомендаций см. в Приложении № 2). Она может проводиться в самой школе, на базе сторонних учреждений образования и науки или на местах.

2) Существует практика сдачи переводных и выпускных экзаменов в форме защиты выпускной экзаменационной работы (см. Приложение № 3).

3) Образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с четко определенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции обеспечивают активную учебную деятельность школьников, в том числе исследовательского характера [20, С.23], (см. Приложение № 4).

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Презентация на тему: " 1. Что такое лабораторный практикум? 2. Как организовать эксперимент? 3. Лабораторная работа как основная идея для постановки исследовательской задачи." — Транскрипт:

3 Лабораторные занятия связаны с различными видами уроков (объяснительно-иллюстративными, проблемными, повторительно- обобщающими) Лабораторные занятия - практическая часть исследовательской работы.

4 учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают материал, закрепляют знания Проведение лабораторных работ включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы; 2) определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов. 3) непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности; 4) подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов.

5 Одной из форм организации исследовательской деятельности является лабораторная работа. При ее выполнении у учащихся рождается истина, новое знание или понимание математических законов на практике

6 1. Занятия проводятся в классных или лабораторных условиях. 2. Учащиеся работают самостоятельно, используя методы наблюдения и эксперимента. 3. Учитель направляет и контролирует работу учащихся. *** наблюдения ведутся в процессе демонстрации или эксперимента (по изучаемому объекту) не всякое самостоятельное наблюдение за изучаемым объектом является характерным для лабораторных работ.

7 - работа в коллективе, освоения современного исследовательского оборудования постановки практических задач на реальном оборудовании решения исследовательских задач (синтеза экспериментального комплекса) -планирования и проведения эксперимента, - анализа экспериментальных данных, представления и обсуждения результатов исследования.

8 Уделять особое внимание техническому, методическому и организационному обеспечению лабораторных практикумов. Ставить исследовательские задачи или проблемные вопросы. Организовывать анализ результатов и помогать спланировать следующий этап работы

9 Общие вопросы организации лабораторного практикума. Необходимые для лабораторного практикума временные ресурсы и лабораторного ресурса. Объем аудиторных занятий и объем часов самостоятельной работы, причем последний составляет от 50 до 100% от объема аудиторных занятий. Содержание лабораторных занятий определено темой исследования.

10 - лабораторные работы по обучению использованию чертежных и измерительных и других инструментов; - на измерения, сравнения, сопоставление; - на конструирование, моделирование процессов; - на вычисления и на построения; - с использованием ИКТ.

11 1. Пинцетом снимите тонкую пленку с внутренней стороны сочной чешуи лука и положите ее кусочек на предметное стекло. 2. Расправьте препарат препаровальной иглой, капните раствором йода и накройте предметным стеклом. 3. Рассмотрите препарат сначала при увеличении 56, а затем при увеличении Зарисуйте микропрепарат и укажите главные части клетки (ядро с ядрышком, цитоплазму, вакуоль, оболочку).

12 1. Вводная часть 2. Проведение работы 3. Итоговая беседа

13 Проводятся со всеми учениками одновременно. Организацию работы, теоретические направления осуществляет учитель. Помогает ему (в подготовке и раздаче оборудования, курировании безопасности при выполнении и т.п.) назначенный из числа учеников лаборант. Перед проведением работы учитель в обязательном порядке знакомит учеников с инструкцией по технике безопасности.

14 совместно с учащимися, выводятся необходимые формулы, изучается инструкция, оговаривается порядок действий при выполнении работы и заполнении отчетной документации учеников (таблицы, расчеты, наблюдения). Этот этап должен проходить в форме диалога, для того чтобы учащиеся точно определились с алгоритмом выполнения, сопоставив его с результативностью теории предмета.

15 Непосредственное выполнение обучающимися практических заданий. Очень важно, чтобы ученики сами выполняли наблюдения, расчеты, измерения, только тогда они создадут целостную предметную картину мира. Учитель и лаборант на этом этапе должен лавировать между партами учащихся с целью контроля действий и уже визуально оценивать практические умения и применение теоретических знаний учеников, корректируя действия, отвечая на вопросы учащихся.

16 Очень удобно, если работать учащиеся будут на подготовленных заранее бланках лабораторных работ, где уже имеются таблицы, ход работы и подобные пункты, которые при оформлении отчета, могут отнять у ученика драгоценное время занятия.

17 Целью лабораторного практикума является формирование практических навыков

18 Данный метод предполагает вмешательство исследователя в различные стороны объекта изучения, в его функционирование и представляет собой научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений или процессов в специально создаваемых и контролируемых исследователем условиях. В ходе эксперимента часто для того, чтобы определить эффективность изменения, получаемые результаты требуется сравнить с такими условиями, которые не изменялись, то есть необходимо иметь экспериментальные и контрольные группы.

19 Первый этап, констатирующий или диагностический. На этом этапе устанавливается фактическое состояние процесса, явления или признака. Второй этап эксперимента, формирующий или созидающий, во время которого осуществляется активное формирование изучаемых свойств, качеств, признаков в процессе специально организованного эксперимента. Заключительный этап представляет собой диагностику, в результате которой контролируется ход происходящих изменений, измеряются и сравниваются результаты, полученные в экспериментальных и опытных группах.

20 Цель: Для чего проводится эксперимент? Какие данные необходимо получить? Какие факты, связи, закономерности выявить? Что доказать? Содержание: Какие условия необходимо изменить? Каким образом изменить условия? Этапы: В какой последовательности изменять условия? Каким образом учитывать промежуточные результаты? Прогнозируемые Что предполагается получить? результаты: Что доказать, выявить, подтвердить? Каким образом сравнивать то, что получилось, с предполагаемыми результатами?

21 это целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений в естественных для них условиях, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств наблюдателя, или косвенным (опосредованным), основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств информации, а также от других лиц, проводивших непосредственное наблюдение.

22 1) четкое выделение изучаемого объекта; 2) четкая постановка целей; 3) определение системы наблюдений; 4) определение способов фиксации результатов наблюдения. Программа наблюдения конкретна для каждого исследования и определяется его задачами. В общем плане она может выглядеть примерно так: - Пронаблюдать. и. обратив внимание на. ; - Выявить, при каких условиях. ; - Проследить действия. ; - Установить, как влияет. на.

23 Применение знаний, выработка опыта и умений деятельности, формирование организационных, хозяйственных и других навыков. При выполнении таких работ учащиеся самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений. Главное различие лабораторных и практических работ в том, что на лабораторных работах доминирующей составляющей является процесс формирования экспериментальных, а на практических - конструктивных умений учащихся. К экспериментальным умениям относятся такие как умения самостоятельно моделировать эксперимент; обрабатывать результаты, полученные в ходе работы; умение делать выводы и др.

24 1. Как проводили опыт? 2. Каков результат опыта? 3. Какие были затруднения в ходе проведения опыта? 4. Почему получился такой результат? 5. Какой вывод можно сделать из опыта? Эти вопросы рассчитаны на логическое обобщение результатов самостоятельных наблюдений и экспериментов

25 1) Лабораторная работа. 2) Название работы 3) Цель работы 4) Рабочие формулы искомых величин и их погрешностей (рабочие понятия) 5) Таблицы экспериментальных данных и математических расчётов или таблица знаков 6) Чертёж или схема (если требуется) 7) Расчёты 8) Графики или рисунки(если требуются) 9) Выводы

Читайте также: