Что нужно делать ученику в новом коллективе сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Обычно ко второму классу учителю удается сплотить учеников в дружный коллектив. Дети охотно помогают друг другу, сопереживают в трудных ситуациях. Малыши привыкли к учителю и к друзьям. Они скучают друг без друга во время летних каникул.

Как же ввести в такой сплоченный коллектив нового ученика? Некоторые педагоги считают, что не надо заострять на этом внимание: новичок сам привыкнет, постепенно вольется.

Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю в другой кабинет, здесь все не так, как было в его прежнем классе.

За учебным процессом мы часто не замечаем, как новенький общается с ребятами, что чувствует, что у него на душе. Учителю важнее, как новый ученик усваивает материал.

ДЕТСКИЙ СПОСОБ

Как же может педагог помочь новичку адаптироваться в классе?

Мне сначала казалось, если попросить детей включить новичка в игру, то ученики постепенно подружатся. Но не все так просто. Натолкнул меня на эти размышления случай с одной новенькой.

Девочка пришла к нам во 2-й класс. Она, по мнению детей, не задавалась, была очень скромной, сама никому не навязывалась. Но мне было тяжело наблюдать за ней, так как она была отверженной. И все мои просьбы, обращенные к детям, принять девочку в какую-нибудь совместную деятельность, не приводили ни к какому результату. До некоторых пор. Но однажды все девочки остались после уроков и стали обсуждать эту проблему.

— Вы знаете, ведь Ира — хорошая, и учительница наша все время об этом говорит.

— Правда, Светлана Геннадьевна говорит, что она хорошая. Но что в ней на самом деле хорошего?

Но проходит несколько дней — класс никак не принимает новичков. И тут мне одна ученица говорит, давайте поступим так же, как мы в прошлом году поступили с Ирой — соберем девочек и решим.

НЕУДАЧНАЯ ПОПЫТКА

Теперь передо мной встала новая проблема, как повлиять на выбор ребят, как сделать так, чтобы они сами решили, что новички достойны их внимания и дружелюбного расположения. Я решила переговорить с классом.

Учитель. Мы с вами оказались негостеприимными хозяевами. Представьте, что к нам в гости приехали родственники, с которыми мы раньше не были знакомы. Но они не почувствовали ни нашего внимания, ни заботы, ни участия. Представляете, как им было тяжело?

У наших новичков раньше был свой класс, свой учитель, но так случилось, что они не могут жить прежней дружной семьей. Мы же раньше встречали этих ребят на переменах, да и на улице виделись. Теперь же у нас получилось так, что наши родственники предоставлены сами себе. Они не знают, что им можно, а что нельзя, как им вести себя в чужой квартире, где хозяева не разговаривают с ними и постоянно оставляют одних.

Дети. Знаете, мне кажется, они похожи на беженцев, они лишились своего класса, учителя и кабинета. Да, им и правда тяжело.

Учитель. Я думаю, что все мы поняли, в чем состоит наша ошибка, и мы исправим положение. Я думаю, завтра что-то изменится.

Но после этого разговора ничего не изменилось. Значит, не убедила я детей. А так хорошо они рассуждали, что надо помочь ребятам, поддержать их.

КАЖЕТСЯ, ЕСТЬ ВЫХОД

Каждой группе достались свои карточки с заданиями-вопросами.

Группа 1. Что такое внимание?

— Какого человека можно назвать внимательным?

— Внимательный и чуткий — можно ли сказать, что эти понятия имеют одинаковое значение?

Группа 2. Что такое сочувствие, сопереживание?

— Кто может быть другом?

— Кому можно сочувствовать, сопереживать?

Группа 3. Что такое забота?

— Какого человека называют заботливым?

— Что общего между милосердием и заботой?

Учитель. Для ответа на некоторые вопросы вы можете пользоваться толковым словарем. Можете обратиться за помощью ко мне или к родителям. Каждой группе я назначу срок, к которому она должна подготовить письменный отчет.

Дети. Как это?

Учитель. Вы постараетесь ответить письменно на все вопросы. Самое главное при этом — ответ должен быть общим для всех.

Ученик. Я наберу ответы на компьютере, а дети из нашей группы подпишутся.

Учитель. Нет, не годится. На листочке каждый член группы должен написать хотя бы одно предложение. Затем вы должны красиво оформить свой ответ: можно что-либо нарисовать на обложке.

Дети разделились на группы таким образом, что в каждой из них оказался новичок. Он активно работал вместе с ребятами, и никто его не отвергал, ведь детям было важно, чтобы их группа оказалась лучшей.

Наступил долгожданный день.

ЗАДЕЛО ЗА ЖИВОЕ

В этот день у нас проходил классный час.

Цели. Сплотить детей, ввести в коллектив новичков.

Учитель. Вы проделали большую работу, молодцы! Каждая группа старалась, все вы сделали аккуратно, красиво. Давайте друг другу поаплодируем.

Дети. Утки не были чуткими, они не понимали утенка, даже не хотели принимать его, потому что он отличался от них.

Учитель. Умница, ты очень четко подметил — гадкий утенок отличался от них, был не такой, как они.

Дети. Никто не сочувствовал гадкому утенку и не сопереживал ему. И ему было обидно, что он совсем один, что никто его не любит, не замечает.

Учитель. Что значит быть чутким?

Дети. Это значит быть внимательным, милосердным, то есть быть готовым делать добро каждому. Нужно уметь сочувствовать людям.

Учитель. Спасибо, как много нового вы узнали, молодцы. Что вас больше всего потрясло в этой сказке?

Дети. Отношение к утенку. Он же был хорошим, но никто этого не знал.

Учитель. А разве кто-то пытался узнать его поближе, подружиться с ним?

Дети. Нет, дикие утки думали только о том, чтобы он им не мешал. Еще курица с котом его не приняли. Курица считала, что утенку надо нести яйца. А кот хотел, чтобы утенок научился мурлыкать.

Учитель. Но ведь он мог их чем-нибудь заинтересовать?

Дети. Утенок был еще маленький, и он сам не знал, что он умеет делать.

Учитель. Можно ли сказать, что утенок плохой, если его внешность не нравится окружающим?

Дети. Нет, надо было с ним подружиться. Утенок добрый, он никому не желал зла, хотя его никто не любил.

Учитель. Доброта — это очень ценное качество. Что же изменилось, когда наступила весна?

Дети. Гадкий утенок стал красивым лебедем. Все сразу стали замечать его. Гадкий утенок всем понравился.

Учитель. Почему же теперь он стал нравиться окружающим, он же все равно не такой, как его мама-утка и утята?

Дети. Теперь он лучше их. Да, теперь птицы хотят с ним дружить.

Учитель. Что же изменилось?

Дети. Он стал красивым.

Учитель. А как вы думаете, в детстве он действительно был страшным?

Дети. Нет. Мне кажется, что никто даже не думал над этим, просто он отличался от всех.

Учитель. Получается, что если кто-то чем-то отличается от других, значит, он — плохой?

Дети. Просто сначала надо хорошо узнать кого-то, а потом уже делать о нем выводы.

Учитель. Какой вывод можно сделать, прочитав эту сказку?

Дети. Надо внимательно относиться ко всем.

Учитель. Эта сказка про птиц, но и у людей тоже не всегда бывает все хорошо.

Дети. Эта сказка и про людей. Просто здесь люди в образе птиц.

Учитель. Молодцы, вам предстоит на уроках чтения работать с этим произведением, и вы еще много найдете в нем важного и интересного.

А сейчас я предлагаю каждой группе выполнить задание. Ответьте на отдельном листочке на такие вопросы.

Какими качествами должен обладать хороший человек?

Кого можно считать хорошим?

На все у вас три минуты.

Дети записывают ответы.

Учитель. Стоп. У вас будет возможность дополнить свой список чуть позже.

Ученики из первой группы по цепочке читают то, что они записали, а ученики из второй и из третьей групп отмечают у себя галочками то, что было названо, и дополняют.

Дети. Добрый, отзывчивый, отличник, умный, внимательный, милосердный, любит маму и папу, слушает родителей, аккуратный, веселый.

Учитель. Много разных качеств вы назвали. Думаю, что мы их напишем на большом листе, а этот лист повесим в классе. Позже мы все вместе уточним, какие из этих качеств самые важные.

Главное, чтобы у нас в классе все чутко относились друг к другу.

Сейчас каждый из вас пожелает что-нибудь хорошее нашему классу. (Учитель берет морскую ракушку.) Я желаю, чтобы у нас в классе ребята были добрыми и внимательными, всегда готовыми помочь друг другу. (Передает ракушку ребенку.)

Дети. Я желаю нашему классу, чтобы никто не болел (передает ракушку. )

— Я желаю нашим ребятам, чтобы не было войны между мальчиками и девочками.

— Я желаю нашему классу, чтобы Лена, Дима и Саша (новенькие) чувствовали себя у нас хорошо.

Дети. Я желаю нашему классу, чтобы мальчики не давали в обиду девочек.

Все 26 человек высказали свои пожелания.

Учитель. Спасибо вам за интересную работу, мои хорошие человечки.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

— Мы не замечали наших новеньких.

— К сожалению, так.

Спустя четыре дня после классного часа Лена (одна из новеньких) с радостью мне сообщила, что она ходила гулять с девочками. А мальчики играли с ребятами в сотки и собирают наклейки.

После этих событий я сделала важные для себя выводы. Нужно, чтобы класс самостоятельно пришел к верному решению. Педагогу же надо подтолкнуть детей к такому решению. Надо создать условия, для того чтобы дети сами приняли новеньких в свой сплоченный коллектив.

На все это нужно время, но главное, чтобы ученики увидели новенького, заинтересовались им. А этому можно и нужно способствовать: побеседовать с родителями новичка, узнать, как он себя чувствует в школе, хочет ли идти в класс, что думает о ребятах, пытаться вовлечь его в общие дела класса.

Детей же надо исподволь подводить к мысли, что новый ученик — тоже частица класса.

И тогда ребенок, который вошел в новый класс, сможет преодолеть страх перед неизвестным и стать полноправным членом классного коллектива.

Просмотры

Менять школу приходится по разным причинам. Переезд, конфликты с учителями и ребятами прежней школы, поиск лучшего образования… Но это уже не так важно, как остро стоящая проблема: влиться в новый коллектив. Тут самое страшное для многих — сплоченный еще до твоего прихода класс. Ощущение себя как чужака в стае не отпускает всех, кто переходит в новую, совершенно незнакомую школу.

Но если не успел заранее, ничего страшного. Первого числа все равно встретишься. Но стратегия должна быть уже немного другой. Итак, что мы делаем, если видим новых одноклассников впервые:

2. Сосед по парте. Первая помощь для стеснительных. Именно с ним можно ненавязчиво заговорить. И лучше всего попросить проводить куда-нибудь на перемене. Столовая, библиотека — путь туда даст несколько минут для разговора, и знакомство завяжется. А еще кто-нибудь и присоединится, если ты заинтересуешь. А новички обычно интересуют всех, просто инициативу класс не проявляет.

3. Не замыкайся, если в классе несколько новеньких сразу. Если они замкнуты настолько, что даже не знакомятся ни с кем, они плохая компания на первое время. Лучше присоединиться к классу.

7. Если что-то необходимо, сразу скажи об этом родителям. Они не забыли, они просто могут не знать, что для биологии теперь нужна вооон та сине-зелененькая тетрадь, а не прежняя светло-зеленая. А вот отсутствие необходимых для учебы вещей не добавит тебе авторитета.

9. Но, в итоге, перемена мест идет на пользу. Ты научишься заводить знакомства, ладить с людьми и противостоять стрессу. Это и есть качества взрослого человека, так что будем считать это главным плюсом смены школы. Ты станешь опытнее и увереннее, чем другие. Так что бойся, но действуй!

Знакомство с новым коллективом — всегда стресс, особенно для ребенка. Ситуация, когда ему приходится переходить в новый класс или школу — не редкость, и задача родителей в этот период — поддержка и принятие участия в его школьной жизни.

Мария Коновалова

детский и семейный психолог

Переход в новый класс многие дети воспринимают остро, и родители беспокоятся, замечая, что ребенок не может привыкнуть к новому коллективу. О проблемах в отношениях с одноклассниками свидетельствуют внезапно появившаяся замкнутость, агрессивность, бессонница и потеря аппетита, повышенная утомляемость и снижение успеваемости. Ученик может отказываться рассказывать о школе или отвечать односложно, переводя тему, некоторые дети просто не хотят посещать новый класс и просят перевести их обратно, начинают часто болеть. Причин для смены школы или класса может быть множество: переезд, конфликт с учителем (учениками, администрацией), желание обучаться в профильной школе или сменить неподходящую для уровня развития ребенка программу и др. Но в любом случае ребенок может столкнуться с непринятием в новом коллективе, нарушающим процесс его нормальной социализации.

Подводные камни

С какими же трудностями может столкнуться новичок в классе, чем они обычно вызваны и как родителям помочь ребенку в этот нелегкий период?

1. Настороженность друг к другу

Иногда кажется, что класс не принимает новенького. Однако судить об этом можно лишь спустя пару месяцев с момента его прихода, когда процесс адаптации в норме заканчивается. На первых порах вполне естественна некоторая настороженность детей, ведь класс и новичок должны присмотреться друг к другу. Объясните ребенку, что одноклассникам тоже необходимо приспособиться к нему. Понаблюдайте за тем, что вы и ваше окружение говорите на тему новой школы или класса, как реагируете на сложности.

Постарайтесь создать вокруг ребенка атмосферу уверенности и благополучия, не спешите бурно реагировать, если вам покажется, что его обижают одноклассники или недооценивают учителя.

Научите ребенка уважать чужую свободу: другие дети не обязательно должны хотеть идти на контакт, помогать, делиться и играть с ним, но это не означает, что они плохие или недолюбливают его. Возможно, на данный момент они просто не готовы к новым знакомствам.

2. Отстраненность, стеснительность или неадекватное поведение новенького

Подскажите ребенку, как зарегистрироваться в соцсети, популярной у детей в новом классе. Какое бы ни было ваше отношение к интернет-общению, сегодня это неотъемлемая часть жизни, к тому же так детям будет намного легче узнать друг друга, понять нормы и правила в коллективе и начать общаться.

3. Неопределенное положение в классе

4. Снижение успеваемости

Плохие оценки при переходе в новый класс — закономерное явление. Стресс и стеснение, вызванные адаптацией, влияют на успеваемость, ведь все силы ребенка, вся его энергия сейчас направлены не на учебу, а на привыкание к коллективу, учителям и нормализацию взаимоотношений с новыми одноклассниками. Педагогу тоже нужно время, чтобы узнать потенциал новенького, а ребенку — подстроиться к манере преподавания на новом месте. Поэтому не судите ребенка строго в первые месяцы за его неудачи, лучше сфокусируйте его и свое внимание не на оценках, а на знаниях.

Переход в новую школу — сложный период в жизни ребенка. Все, к чему он привык, осталось в прошлом: одноклассники, учителя, распорядок дня. Независимо от причин перехода в другую школу, ребенку необходимо адаптироваться на новом месте. Важную роль в этом процессе играет классный руководитель. От его действий зависит, насколько быстро ребенок привыкнет к новой школе, вольется в коллектив и освоит программу обучения.

Как помочь новому ученику адаптироваться в классе? Публикуем список рекомендаций.

Знакомство

Начните подготовку к встрече нового ученика с разговора в классе. Обсудите, в каких незнакомых ситуациях оказывались ваши ученики, какие эмоции испытывали. Возможно, в классе есть ребята, которые недавно перешли в класс, но уже успели влиться в коллектив. Пусть они поделятся своими историями. Дети убедятся в том, что новичку нужно адаптироваться, поэтому ему понадобится помощь.

Распространенный способ знакомства с новым учеником — попросить его рассказать о себе, когда он впервые заходит в класс. Попробуйте сделать этот волнительный момент менее официальным. Пусть дети нарисуют приветственный плакат. Подготовьте место за партой. Новый ученик почувствует, что его ждали.

Гид новичка

Какую информацию включить в гид? Это могут быть:

- имена всех учителей, директора и административного персонала

- официальные правила школы

- имена учеников и приветственные слова

Создание гида будет увлекательным заданием для учеников, а для новенького — источником необходимой информации.

Ученик-наставник

Эффективный способ помочь новому ученику — дать наставника. Выберите самого открытого, дружелюбного и ответственного ученика, который будет помогать новичку в первые дни учебы. Составьте для наставника небольшой список несложных поручений, например, провести экскурсию по школе, показать расписание, помочь во время обеда, объяснить задание. С наставником своего возраста ребенок быстрее адаптируется и не будет чувствовать себя одиноким.

Разговор с учеником

Проведите с новым учеником небольшую беседу. Постарайтесь создать доверительную и дружелюбную атмосферу. Важно не только расспросить новичка, но и рассказать ему о себе. Расскажите, сколько лет работаете в школе, что вам больше всего нравится в вашем предмете. Ученик доверится вам, почувствует заботу и участие. Начните с вопросов о его прошлой школе, узнайте, какие предметы нравились. Попросите рассказать о том, с какими трудностями он столкнулся в новой школе, и постарайтесь помочь.

Знакомство с родителями

Знакомство с родителями — это возможность больше узнать о ребенке и его семье. Родители могут рассказать о том, о чем ребенок умолчал: о причинах смены школы, трудностях, с которыми сталкивались в прошлом, об особенностях характера.

Лучшее время для встречи — спустя неделю или две после начала обучения. За это время вы сможете понять, насколько ребенок адаптировался, какие сложности у него возникли, чтобы потом рассказать об этом родителям.

Для родителей смена школы ребенка и процесс его адаптации — это повод для тревоги и стресса. Наверняка, у них есть вопросы, которые они захотят задать. Наладив отношения родителями новичка, вы обеспечите ему поддержку из дома.

Процесс обучения

Трудности с учебой могут возникнуть в первую очередь. Методы преподавания, программа, учебные пособия — все это может быть совершенно незнакомым для новичка. В такой ситуации возможно два варианта. Первый вариант: ваш предмет окажется слишком легким для ученика. Он может быстрее всех выполнять задания и отвечать на все вопросы. Если вы оказались в такой ситуации, будьте готовы к тому, что новичок может потерять интерес к предмету. Ваша задача — показать ребенку, что он знает далеко не все. Дайте ему задание повышенной сложности, пока класс выполняет что-то другое.

Вариант второй: ребенок не справляется с новой программой. В таком случае обеспечьте новичка дополнительными ресурсами для обучения. Это могут быть учебники, видеоматериалы, презентации. Как только ребенок освоит новый материал, это отразится на его успеваемости.

Главная ошибка, которую может сделать классный руководитель — это игнорировать процесс адаптации нового ученика. Ребенок может оказаться очень застенчивым, сильно переживать уход из прошлой школы. Новый коллектив может быть закрытым. В таких ситуациях без помощи учителя ребенок может стать изгоем и даже столкнуться с травлей.

Читайте также: