Что мешает человеку быть человеком по трилогии чехова сочинение
Обновлено: 04.07.2024
Образ Беликова призван показать, как ход мыслей приобретает гипертрофированные черты и превращается в стиль жизни, а после — в угрожающее явление с общественным резонансом.
Краткое содержание
Алехин, Иван Иваныч и Буркин беседовали за завтраком. Хозяин рассказал, что его служанка Пелагея была сильно влюблена в повара Никанора, но не хотела идти за него замуж, так как он пил, буйствовал и даже бил ее.
Размышляя над услышанным, Буркин и Иван Иваныч жалели, что Алехин не занимался наукой или чем-то подобным, и о том, какое, должно быть, скорбное лицо было у молодой дамы во время прощания.
Источник: 100 сочинений для школьников и абитуриентов. М.: КЕЛВОРИ ЛТД, 1996
СПАДИЛО.РУ
Вступление
Что такое обывательская мораль? Кто такой обыватель?
Наверное, обывателем можно назвать практически каждого человека в современном нам обществе. Это обыкновенный человек, который стремится к тому, чтобы быть как все, иметь вещи, которые имеют все, выглядеть так, как выглядят все. Явление это не только российское, но общемировое.
Проблема
В тексте В.В. Набокова основной становится проблема обывательской морали, замкнутости.
Комментарий
Ценя живопись малоизвестного автора, обыватели могут повесить в гостиной картину, которая им не очень нравится, сделают это только ради престижа.
У русских людей было очень точное слово для обозначения величия обывателя – пошлость. Это подделка значительности, красоты, ума, привлекательности. Автор вспоминает произведения Гоголя, Толстого и Чехова, где они обличали вульгарность и показное глубокомыслие.
Авторская позиция
Своя позиция
Я разделяю точку зрения автора. Мир станет слишком серым, а люди слишком одинаковыми, если все мы бездумно поддадимся рекламным предложениям или жажде быть не хуже других.
Аргумент №1
Красоты морских просторов, закаты и рассветы, свежесть морского воздуха – это нисколько не интересует человека из Сан-Франциско. Личный комфорт, вкусная еда, лучшие вина – вот то, что беспокоит главного героя и его близких.
Когда же Господин умирает, его кладут в деревянный ящик и уносят с глаз долой, чтобы он не портил вечер окружающим. В лицах его семьи нет и тени всепоглощающего горя.
Аргумент №2
Заключение
Страшно думать о том, что кроме обывателей в мире не останется больше настоящих людей, с индивидуальными интересами и стремлениями. Хочется, чтобы мир сохранял свою уникальность для нас и наших потомков.
Цель: подвести учащихся к осознанию важности подтекста в рассказах А.П. Чехова.
- развитие способностей внимательного прочтения анализа текста;
- осознание глубины художественного мира чеховских произведений.
Оформление доски:
I. Слово учителя
Перед таким натиском многие, казалось бы порядочные люди, сдавались, теряли себя как личность, становились обывателями. I
Да, все рассказы составляют идейное единство, дают обобщающее представление о жизни, где значимое соседствует с ничтожным, трагическое – со смешным.
- Какое значение для понимания сути имеет данное название?
- В чем суть футлярности?
- Как это понятие раскрывается через Беликова?
(Одежда, речь, греческий язык, спальня – ящик, мысли, гроб).
- Комичен или страшен Беликов?
- Чехов во многих произведениях развивает тему страха.
Индивидуальное задание
В каких произведениях и как он это делал? Страх чего? До чего может довести? То есть обычно Чехов раскрывает диалектику страха.
- Как это ему удается?
- Но ведь обычно подчиняются сильному? А Беликов? Слаб.
(За ним государственный аппарат).
Но истории дают представления и о рассказчиках.
- Что можно сказать о Буркине?
(В нем чувствуется дар художника – наблюдательность, юмор. Живо и реально воспроизводит сцены, портреты, интонации, чужие слова, голоса. При этом его личное отношение всегда чувствуется в интонации и:
- в нестандартных сравнениях;
- в передаче цвета;
Речь эмоциональна, многоинтонационна. Буркин способен сравнивать конкретные явления, увидеть сходство далеких фактов, их типичность.
(Рассказ о Мавре – Беликов).
- Способен Буркин на борьбу со злом? Способен добиваться истины?
(Нет, только констатировать факт).
- Из чего это видно?
- Как характеризует Буркина портрет?
- Почему он дан после рассказа?
(Не соответствует нашему ощущению. Буркин в темноте).
(Спрятаться в бурке, плаще, укрыться).
- Откуда такое название? Можно было более остро?
(Он очерчивает круг, которым ограничен главный герой – статика, неподвижность).
- Иван Иванович Чимша-Гималайский. Только его автор назовет по имени, а Буркин и Алехин – по фамилии. Да и все в городе. Почему?
(Он ветеринарный врач, но в нем чувствуется нереализованный общественный деятель).
- Из чего это видно?
Он понимает, что случай с братом важен и для него самого – и он был счастлив.
Иван Иванович делает отступления, дополняет речь примерами, вызывает беспокойство, жажду свободы).
- Можно ли сказать, что и Николай Иванович – человек в футляре?
- К кому обращается Иван Иванович?
- Но остается ощущение, что с Буркиным он и раньше спорил, и сейчас продолжает спор. – Подтвердите текстом.
- Но есть ряд деталей, показывающих, что речь его обращена не к тем слушателям. Подтвердите.
1). Рассказ окружен описанием широких просторов – и скучной действительностью.
2). Рассказ заявлен давно – в 1-м рассказе, но дважды откладывался – прием задержания.
3). Слушают его, сидя в шелковых халатах, удобных тапках, в креслах, в тепле. И в этом контраст: мечта о свободе – и тяга к комфорту.
- Есть, правда, одна деталь: трубка Ивана Ивановича все мешала заснуть Буркину своим тяжелым запахом. Как вы это понимаете?
Так влияет футлярная жизнь на сознание людей. И на самую интимную область – любовь.
- Чем вызвана его исповедь?
(Расположением к людям).
О его склонности к кабинетным занятиям скажет Алехин, об этом думают Иван Иванович и Буркин.
- В чем суть рассказа?
Можно по-разному воспринимать мысли Чехова о том, что в любви человек должен бороться за свое счастье. Но и здесь он – считает Иван Алексеевич Бунин – исходит из собственной потери.
История любви Чехова и Лидии Авиловой (индивидуальное задание).
Ученый становится хозяином, художник – учителем, общественный деятель – ветеринарным врачом – напоминание о несостоявшемся назначении человека, о его ресурсах, о красоте, величии природы, которой к лицу были бы не Беликовы, а люди с размахом. Ведь 80-е годы дали миру Плеханова, Менделеева, художников Сурикова и Репина, композиторов Чайковского и Римского-Корсакова.
Если окунуться в творчество Чехова, то увидим, что все чеховские герои несчастны.
Нет, иногда что-то приближенное к достижению счастья проходит рядом с героями. Но в итоге его все равно нет.
Взять, к примеру, рассказ "Крыжовник". В нем Николай Иванович, казалось бы, достиг счастья. Но какое оно и каков теперь он?
Счастье, построенное на низменных потребностях, делает из человека что-то меньшее, что-то из-за чего человек уже не звучит гордо. Ведь он забывает о других, остаётся в этом обмане и иллюзии. " Тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман" Пушкин.
Здесь можно вспомнить героиню из другого рассказа "Анна на шее". В котором Аня выходит замуж за нелюбимого человека, лишь бы помочь отцу и братьям. Но как только все меняется и Аня получает власть над мужем, то тут же забывает и о родных. Видимо, и вправду, человек может быть счастлив только не замечая несчастья других.
Но стоит чеховским героям начать думать о высоком, стремиться к чему-то большему, как счастье ускользает. Как оно разбивается об реальность. Это " Чайка", "Три сёстры", " О любви".
Да, ещё мешает счастью, так часто поднимаемая автором тема "футлярности". Человек сам загоняет себя в рамки, предрассудки и закрывается. Закрывается от жизни, от счастья. Но почему возникает " футлярность"? Почему человек прячется от общества?
В общем, вывод: для обычных людей, которые стремятся быть счастливыми, но не умеют закрывать глаза на несчастья других, счастье вовсе недостижимо. Для его достижения нужно изменить все общество. Но как это сделать? - ответа нет.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
На чердаке школы №2 в пыльном ящике обнаружена старая рукопись, подписанная А.П. Чеховым. Запись шифрованная. Предстоит назвать произведения писателя и героев его книг. Вышел на базарную площадь, через нее идет полицейский надзиратель в новой шинели. Слышен собачий визг. Оглянулся: Прыгая на трех ногах, бежит собака. Пусть бежит по своим собачьим делам. А мне вечером непременно надо быть у приятеля. Он служит там доктором. Давненько с ним не виделись. Слышал, что он обзавелся собственным домом. К пациентам ездит на тройке. Кстати, хочется побывать в имении знакомых, увидеть чудо, о котором даже в Энциклопедическом словаре говориться. Жаль, скоро торги, и не будет этой красоты, не сумели сохранить ее хозяева - недотепы. У городской гимназии встретил прелюбопытнейшего господина. Весна, а на нем пальто на вате, калоши, темные очки, уши заложены ватой. Вот и замысел для нового рассказа. Скоротаю - ка время в станционном ресторане. Вот из двери выходит господин. Губы его, подернутые маслом, лоснятся, как спелые вишни. Пахнет от него хересом и флердоранжем. Только что подошел поезд, из вагона вышло семейство: чемоданы, узлы, картонки. Интересно, почему лицо упитанного господина расплылось в улыбке? Почему он так обрадовался странному семейству? Вопросы без ответа. Уж не попробовать ли о них написать рассказик. Да. Был недавно в цирке. Премиленькая собачка выступала. Клоун ее все Теткой называл, а когда с галерки крикнули, тут же помчалась на крик, забыв, что она артистка. Отличный сюжет детского рассказа. А.П.Чехов.
Интеллектуальная разминка.
Учитель: Текст прочитан дома. После 5-7-минутного обсуждения группа отвечает и помещает на доске карту-характеристику главного героя
Аназиз рассказов. Работа в группах
Какой момент в рассказе можно назвать кульминацией? Когда особенно ярко проявляет себя Беликов?
Почему именно так заканчивается рассказ об учителе греческого языка?
В чем вред Беликова? Какой приговор выносит беликовщине автор?
Какие художественные средства использует автор для характеристики героя?
Вывод : Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности
О чем мечтает Николай Иванович? (в начале рассказа)
В чем суть его футлярного существования? Чем отличается от Беликова?
Как изменился герой, когда достиг своей цели?
Можно ли условно выделить 2-ю сюжетную линию в этом рассказе? В чем ее значение?
Какие художественные средства использует автор для характеристики героя?
Вывод: Футляр = усадьба-идеал покоя, бездумного существования; Крыжовник- символ плотского, физиологического счастья
Каким предстает перед нами Алехин в рассказе?
Чем Николай Иванович отличается от Беликова? Что для него становится футляром?
В чем вред таких, как Алехин?
Охарактеризуйте художественные средства раскрытия образа Алехина?
Вывод: Футляр для чувства, для любви. Этот футляр - до неба. Он символ страха жить не как все, гибели любви, личности.
Выступление групп со своим постером.
У: Чехов –мастер детали. Именно определенные детали дают нам представление о футлярности. Понаблюдаем!
Спикеры переходят из групп для определения деталей футлярности.
1 гр- Что значит, по вашему мнению, делать добро? (Ученики дают ответы).
По нашему заданию группа корреспондентов провела опрос. К ним обратились с тем же вопросом: что значит делать добро?
2 Гр- Что значит быть счастливым? (Ответы)
Еще А. П. Чехов говорил о том, что человеку для счастья нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Как вы понимаете эти слова?
Что нужно вам для счастья? (Ученики дают ответы).
А вот как на этот вопрос ответили корреспондентам. Прослушайте ответы.
3 гр – Надо ли бороться за любовь? (Ответы)
Вот как на этот вопрос ответили корреспондентам.
Тема урока: "Что же мешает человеку быть человеком?" (Ответы)
Актуальны ли рассказы Чехова сегодня? В чем? (Ответы) Оценивание. Таблица. Дерево. Выступление спикеров. Рефлексия. Багаж-мусорная корзина.
Читайте также: