Что делает росфинмониторинг получив сообщение от банка

Обновлено: 04.07.2024

Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда банк внезапно для клиента блокирует его банковские счета. В каких случаях банк заблокирует счет по инициативе или на основании данных Росфинмониторинга РФ?

Сначала несколько слов о функциях Росфинмониторинга РФ. Это надзорный орган, который стоит на защите государственных интересов по противодействию экстремистской деятельности или терроризму.

Важно! Росфинмониторинг РФ формирует специальный реестр (далее по тексту - Перечень) компаний и физических лиц, которые подозреваются в причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

КАК ДОВОДИТСЯ ДО БАНКОВ УКАЗАННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ?

Кроме того, на официальном сайте надзорного органа организован поиск по Перечню компаний и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Важно! Сразу отметим, что технически Росфинмониторинг РФ не блокирует счета, операции по блокировке и приостановлению операций по банковским счетам клиента проводят банки.

Банки имеют право блокировать счета клиентов в случае выявления признаков, установленных как Законом №115-ФЗ, так и по рекомендациям Росфинмониторинга и ЦБ РФ (Письмо Банка РФ от 31.12.2014 г. №236-Т).

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ НА ОСНОВАНИИ СВЕДЕНИЙ О ПРИЧАСТНОСТИ КЛИЕНТА К ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИЛИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полностью приостановить все операции по счету банк может в случае, если компания или физическое лицо содержатся в Перечне, в отношении которых имеются сведения об причастности к экстремистской или террористической деятельности либо сведения о причастности к распространению оружия массового уничтожения либо в отношении которых принято решение о замораживании (блокировании) денежных средств или иного имущества (пп.6 п.1 ст.7, п.5 ст.7.5 Закона №115-ФЗ, Письмо Росфинмониторинга РФ от 15.05.2020 г. №01-01-40/9140).

Кроме того, банк также может приостановить операции по счетам клиента по инициативе самого Росфинмониторинга РФ.

Важно! Росфинмониторинг РФ вправе издать постановление о приостановлении операций клиента с денежными средствами, а также с иным имуществом на срок до 30 суток в случае, если полученная информация по результатам предварительной проверки клиента признана им обоснованной.

В том случае, если в 30-дневный срок информация о причастности клиента к экстремистской деятельности или терроризму не подтвердится, банки возобновляют операции по счету клиента.

Еще одним основанием для приостановления операций по банковским счетам является решение суда по заявлению Росфинмониторинга. В этом случае операции приостанавливаются до отмены такого судебного решения (абз.4 ст.8 Закона №115-ФЗ).

В условиях пандемии коронавируса (во исполнение постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438) до конца 2020 года Росфинмониторингом отменено проведение проверок соблюдения законодательства об отмывании доходов и противодействии финансированию терроризма. Но такая отмена не означает прекращение обязанности банков соблюдать все требования соответствующего законодательства.

В условиях пандемии коронавируса (во исполнение постановления Правительства РФ от 03.04.2020 г. №438) до конца 2020 года Росфинмониторингом отменено проведение проверок соблюдения законодательства об отмывании доходов и противодействии финансированию терроризма. Но такая отмена не означает прекращение обязанности банков соблюдать все требования соответствующего законодательства.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ПЕРЕЧЕНЬ РОСФИНМОНИТОРИНГОМ?

Перечень террористов и экстремистов публикуется в отношении следующих категорий:

  • иностранные юридические лица;
  • иностранные физические лица;
  • российские юридические лица;
  • российские физические лица.

Основания для включения компаний или физических лиц в Перечень прописаны в п.2.1 ст.6 Закона №115-ФЗ.

Попадание в такой Перечень оборачивается для клиента невозможностью проведения операций по банковскому счету, открытия другого банковского счета (п.5.2 ст.7 Закона №115-ФЗ).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ КОМПАНИЯ ОШИБОЧНО ВКЛЮЧЕНА В ПЕРЕЧЕНЬ?

На практике может случиться ситуация, когда компания узнала о своем ошибочном включении в Перечень. Для того чтобы компанию исключили из Перечня, нужно обратиться в Росфинмониторинг (в соответствующее территориальное подразделение) с письменным мотивированным заявлением об их исключении из указанного перечня.

Важно! Росфинмониторинг в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения заявления, должен принять решение об исключении компании из указанного перечня либо об отказе в удовлетворении заявления.

Компания, не согласная с решением Росфинмониторинга, вправе его обжаловать в судебном порядке (п.2.3 ст.6 Закона №115-ФЗ).

Финмониторинг - это наблюдение со стороны государственных структур за экономической деятельностью компаний и бизнесменов, их денежными потоками, контроль и надзор за проведением определенных финансовых операций.

Проводится финмониторинг для того, чтобы противодействовать легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг (п. п. 1 и 5 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 N 808).

Функции Росфинмониторинга

Росфинмониторинг осуществляет следующие функции:

Осуществляет контроль над деятельностью граждан и организаций в части соблюдения законов РФ о противодействии операций по отмыванию доходов, полученных нелегальным способом и финансированию террористических течений.

Привлекает данных лиц к ответственности, при обнаружении таковых правонарушений в соответствии с законодательством России.

Собирает, обрабатывает и анализирует данные об операциях и сделках, которые подлежат контролю.

Выявляет операции, свидетельствующие о незаконности осуществления сделок с имуществом или операций с денежными средствами, связанных с террористической деятельностью и отмыванием доходов.

Ведет учет организаций, реализующих сделки с имуществом или операции с денежными средствами в сфере деятельности которых нет органов надзора.

Разрабатывает и осуществляет разнообразные меры по предотвращению нарушений законов РФ о противодействии легализации доходов, которые получены противозаконным способом.

Взаимодействует и производит обмен информацией с международными организациями, компетентными службами иностранных государств.

Направляет полученные данные в правоохранительные органы по их запросам части противодействия легализации доходов и финансированию террористической деятельности.

Поддерживает в рабочем состоянии единую информационную базу.

Хранит в режиме повышенной секретности информацию, составляющую банковскую, государственную, коммерческую тайну и другие конфиденциальные сведения.

Осуществлять иные мероприятия.

Полномочия Росфинмониторинга

В своей работе Федеральная служба по финмониторингу имеет право:

Пресекать деятельность граждан и юридических лиц по нарушению законодательства РФ в указанной области.

Вносить предложения руководителям уполномоченных органов власти о привлечении к ответственности виновных лиц.

Запрашивать информацию и документы, необходимые для принятия окончательного решения, у уполномоченных органов и организаций.

Проводить исследования и экспертизы при помощи сторонних организаций.

Организовывать рабочие группы и комиссии.

Проводить расследования и проверки.

Пользоваться другими правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

При осуществлении каких видов деятельности необходимо встать на учет в подразделения Росфинмониторинга

Встать на учет в подразделения Росфинмониторинга нужно отдельным организациям и предпринимателям, которые осуществляют операции с деньгами или иным ценным имуществом и деятельность которых не контролирует конкретная надзорная служба (ст. 5 и п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма").

Конкретно речь идет о лизинговых компаниях, операторах по приему платежей.

Кроме того, Росфинмониторинг контролирует организации и предпринимателей, оказывающих посреднические услуги по купле-продаже недвижимого имущества, а также коммерческие фирмы, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.

Для организаций и бизнесменов, в сфере действия которых имеется надзорный орган, постановки на учет в Росфинмониторинг не требуется.

Какие сведения о сделках необходимо представить в Росфинмониторинг

Нужно сообщать в Росфинмониторинг о сделках с движимым имуществом на сумму 600 000 руб. и более.

Например, если покупатель - физическое или юридическое лицо приобретает в ювелирном магазине изделия на сумму 600 000 руб., то магазин обязан представить информацию об этом в Росфинмониторинг.

Кроме этого, если сумма по сделке купли-продажи недвижимости равна или превышает 3 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 млн руб., или превышает ее, тогда об этом также нужно сообщить в Росфинмониторинг (п. 1.1 ст. 6 Закона N 115-ФЗ). Например, сведения об этом подает фирма, оказывающая посреднические услуги по купле-продаже недвижимости, попросту говоря, риелторская компания.

Обязанность банков предоставлять сведения в Росфинмониторинг

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ кредитные организации обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, совершаемым их клиентами.

Квалификация операции в качестве подлежащей обязательному контролю осуществляется на основании анализа всей имеющейся в кредитной организации информации, как предоставленной клиентом либо его представителем, так и полученной из иных источников информации, доступных кредитной организации на законных основаниях.

Ответственность за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю

За непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, положен административный штраф.

Для должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 руб., для юрлиц - от 200 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток (п. 2 ст. 15.27 КоАП РФ).

Если Вам была полезна данная информация, можете поделиться ею в соцсетях, нажмите на любую кнопку снизу:

Финмониторинг — это контроль и надзор со стороны банков и Росфинмониторинга за финансовыми операциями и денежными потоками клиентов, в том числе компаний и бизнесменов.

Кроме банков, контроль за тем, как компании и предприниматели соблюдают законодательство по части денежных средств, в России ведёт и Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ, Росфинмониторинг). Банки сообщают ей о сомнительных операциях своих клиентов.

В каждом банке есть подразделение, которое занимается финмониторингом. Специалисты этого подразделения анализируют платежи и поступления клиентов, проверяют их анкеты и документы на предмет причастности к криминальным или террористическим структурам.

Нюансы

Долгое время крупные переводы и платежи юрлиц на счёт организаций или ИП не вызывали подозрений Росфинмониторинга, если их совершали в рамках деловой активности. Однако с 10 января 2021 года предпринимателей обязали отчитываться обо всех операциях с наличными на сумму свыше 600 000 рублей независимо от их характера. Например, если деньги снимают на зарплату или командировки.

Также с 2021 года обязательному контролю подлежат в том числе:

  • все операции по сделкам с недвижимостью на сумму от 3 млн рублей — как при наличном, так и при безналичном расчёте;
  • почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей. Если перевод в валюте, учитывается эквивалент по курсу ЦБ;
  • покупка ювелирного изделия, если его стоимость превышает 600 000 рублей;
  • операции с криптовалютой.

Контроль операций не предусматривает прямого участия бизнесменов и компаний — владельцу счёта или участнику сделки для соблюдения законодательства ничего делать не нужно. Всю необходимую информацию в Росфинмониторинг должны передавать банки, ломбарды, магазины, нотариусы, адвокаты, организаторы азартных игр, страховые компании, почтовый оператор или оператор связи.

Что может вызвать подозрения:

  • необычный для конкретного предприятия характер сделок;
  • отсутствие явного экономического смысла и очевидных законных целей (например, выплата шестизначной зарплаты в фирме с нулевой бухотчётностью);
  • вывод капитала из страны;
  • финансирование серого импорта;
  • уход от налогообложения;
  • финансовая поддержка коррупции и другие противозаконные цели. Примеры операций и подозрительных ситуаций, которые попадают под контроль финмониторинга, в том числе обязательный:
  • переводы частным лицам от юрлиц, если речь идёт не о зарплате, выплате вознаграждений по договорам и проч.;
  • поступления средств в валюте (в частности, из-за границы, с офшорных зон и др.);
  • использование наличных для покупки физлицом ценных бумаг или внесения средств в уставный капитал компании;
  • систематическое снятие со своих счетов крупных сумм наличных. Под особый контроль попадут те, кто снимает 80% и более от оборота по счёту;
  • многочисленные вклады, открываемые на короткие сроки, которые затем закрываются, а деньги снимаются наличными;
  • покупка-продажа валюты, дорожных чеков, обмен повреждённых купюр на целые в эквиваленте от 600 000 рублей;
  • размен банкнот крупного номинала на более мелкий или наоборот (от 600 000 рублей);
  • частые пополнения вклада, даже если сумма пополнения меньше 600 000 рублей;
  • невозможность установления сторон сделки;
  • перевод на счета другого банка без видимых оснований с худшими условиями (низкие ставки по депозитам, высокие комиссии и проч.);
  • зачисление денег на счёт или списание денег со счёта юрлица, период деятельности которого не превышает трёх месяцев со дня его регистрации или если с момента его открытия операций по нему не было;
  • предоставление компаниями беспроцентных займов физлицам или другим компаниям, а также получение такого займа;
  • многократное увеличение оборотов по счёту компании;
  • скупка, купля-продажа, а также помещение в ломбард драгоценных металлов или камней, ювелирных изделий из них, а также иных ценностей;
  • получение денег в виде платы за участие в азартных играх и выплата средств в виде выигрыша, полученного от участия в азартных играх или лотерее;
  • операции с деньгами и ценными бумагами, если клиент или банк имеют регистрацию в Иране или КНДР (единственные государства, которые не выполняют рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег).

Что может потребовать банк от подозрительного клиента:

  • пояснение схемы ведения бизнеса;
  • информация о применяемой системе налогообложения;
  • сведения о расчётных счетах, открытых в других банках, и расходовании денег по ним;
  • договоры и первичные документы к ним;
  • штатное расписание, трудовые и гражданско-правовые договоры;
  • информация о наличии в собственности объектов основных средств (помещений, транспорта) или информация об их аренде;
  • бухгалтерская и налоговая отчётность.

Кредитная организация вправе отказать в проведении операции, не уведомив клиента о причинах такого решения — клиенту придётся выяснить их самостоятельно.

Критика

image_pdf
image_print

На этот вопрос в РФМ ответили так: ведется лишь список лиц, которые причастны к терроризму и экстремистской деятельности. Лица включаются в этот список на основании пунктов 2.1 и 2.2 статьи 6 закона 115-ФЗ от 07.08.2001. Никаких иных списков, в том числе лиц, участвующих в сомнительных операциях, Росфинмониторинг не ведет.

О блокировке счетов

Вправе ли РФМ обязать банк отказать клиенту в обслуживании. А именно, заблокировать его счет или отказать в открытии нового счета, запретить обслуживание через интернет-банк, ограничить работу с банковскими картами?

Ответ РФМ краток: нет, подобных полномочий служба не имеет, поскольку действующее законодательство такого не предусматривает.

О причинах блокировки операций банками

Нередко банки отказывают клиентам в обслуживании путем блокировки операций. Почему они это делают?

Есть случаи, когда банки должны поступать таким образом. Соответствующие положения определены в статье 7 закона 115-ФЗ. Если конкретно, то кредитная организация должна замораживать денежные средства и приостанавливать операции с ними в случае, если хотя бы одной из сторон является:

  • организация (или ее представитель), находящаяся в собственности или под контролем лица, относительно которого применяются меры блокировки денежных средств в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 6 закона 115-ФЗ;
  • физлицо, которое осуществляет операции в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ.

Также приостанавливаются операции, если такое решение вынесет суд по заявлению контролирующего органа. Приостановке подлежат операции по банковским счетам и иные операции с денежными средствами, а также прочим имуществом, которые принадлежат лицам (физическим и юридическим, их владельцам и представителям), причастным к терроризму и экстремизму.

О приостановке сделок

Может ли Росфинмониторинг приостановить операцию?

Да, может. Служба уполномочена на это статьей 8 закона 115-ФЗ. Порядок таков:

  1. Банк блокирует операцию по указанным выше основаниям на 5 суток и передает сведения в РФМ.
  2. Служба проводит предварительную проверку, и если основания блокировки подтверждаются, постановляет приостановить операции на срок до 30 суток.
  3. Если срок, на который банк заблокировал операцию, подходит к концу, а постановления РФМ о приостановке нет, то операция проводится.

Об основаниях для отказа в обслуживании

Каковы основания для расторжения договора банковского счета или отказа в проведении операции?

Право кредитных организаций отказывать клиентам в обслуживании закреплено в пункте 5.2 статьи 7 закона 115-ФЗ. В частности, банки вправе:

  1. Отказаться от заключения договора при наличии подозрений о том, что целью операции является отмывание преступных доходов или финансирование терроризма.
  2. Расторгнуть договор, если в течение календарного года 2 и более раза принималось решение об отказе в выполнении распоряжения клиента на основании пункт 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Что же касается последнего пункта, то банки вправе отказать клиенту выполнить его распоряжение, если по операции не представлены документы, необходимые для внутреннего контроля. А также если у работника банка возникают подозрения, что операция может быть связана с экстремизмом или терроризмом.

Порядок отказа клиентам в осуществлении операции или принятия решения о расторжении счета закрепляется во внутренних документах банка. Обо всех таких случаях банк обязан сообщать в Росфинмониторинг.

Об информационном взаимодействии между банками

Клиенту отказали в одном банке, и он обратился в другой. Как в этой кредитной организации узнают, что ранее клиента отказался обслуживать первый банк?

Схема передачи такой информации следующая:

Об обжаловании решения

Клиенту отказали в обслуживании, ссылаясь на положения закона 115-ФЗ. Как ему обжаловать это решение?

Клиент, которому отказали в обслуживании, может представить в банк документы или сведения, подтверждающие отсутствие оснований для отказа. В течение 10 рабочих дней банк эти документы должен рассмотреть. В итоге клиенту сообщат:

  • что основание для отказа в обслуживании устранено;
  • что его невозможно устранить на основе предоставленных документов и данных.

Если приведенный выше шаг не помог, у клиента есть право обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. При этом он должен представить документы в соответствии с Указанием ЦБ от 30.03.2018 № 4760-У. Комиссия будет рассматривать эти документы, а также мотивированное обоснование банка об отказе в обслуживании. В итоге будет принято решение:

  • об отсутствии оснований, в соответствии с которым банк принял решение об отказе в обслуживании (решение в пользу клиента);
  • об отсутствии оснований для пересмотра решения, принятого банком (решение в пользу банка).

Вынесенное решение сообщается сторонам в течение 3 рабочих дней со дня принятия. Оно является обязательным для исполнения банком.

Если межведомственная комиссия приняла решение в пользу клиента, то при его последующем обращении банк не сможет ему отказать в открытии счета или проведении операции.

Кроме того, у клиента всегда есть право обратиться в суд.

Об информировании о причинах отказа

Может ли Росфинмониторинг сообщить клиенту о том, почему банк отказал ему в обслуживании?

Нет, подобными полномочиями РФМ не наделен. Закон 115-ФЗ закрепляет обязанность информировать клиента за банками. Они должны сообщать о расторжении счета, об отказе выполнить распоряжение или заключить договор счета (вклада), а также о причинах, которыми это вызвано (статья 4 закона). Порядок предоставления сведений клиентам регулируется внутренними документами банка.

Читайте также: