Что будет если не написать сочинение на егэ по русскому языку

Обновлено: 02.07.2024

Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.

Почему я не сдал итоговое сочинение? 5 основных причин

Но если это все же произошло, то вот топ-5 возможных причин:

  1. Вы не смогли подобрать литературный аргумент или допустили ошибку в литературном аргументе;
  2. Не поняли тему, не ответили на вопрос (уход от темы);
  3. Набрали меньше 250 слов (минимальное количество);
  4. Списали работу из интернета;
  5. Вам стало плохо на экзамене, вы болели / были на карантине (то есть ушли с сочинения или не пришли на него).

Не сдать итоговое сочинение очень сложно. Но если это все же произошло, возможно, вы недостаточно хорошо подготовились: не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.

Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Чтобы это давалось просто, нужно много тренироваться и хорошо знать правила русского языка. Всему этому можно научиться на нашем годовом курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому: в него включена и подготовка к итоговому сочинению. То есть вы убьете 2 зайцев: подготовитесь и к пересдаче, и к обязательному ЕГЭ.

Что будет, если не сдать итоговое сочинение?

Вы просто пойдете на пересдачу уже в 2022 году. Точные даты пересдач уже известны:

В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине: например, если вы болели.

Что делать, если вы все же попали на пересдачу

1. Не расстраивайтесь и не паникуйте

Помните: ни у кого нет задачи вас завалить или не допустить — это будет проблемой не только для вас, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!

2. Прочтите универсальные произведения, подходящие ко многим направлениям

Темы:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (путь Тараса и сыновей в Сечь)
  • Преступление и наказание — вечная тема (предательство Андрия, убийство Андрия)
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (Тарас, Остап как пример истинного патриота)

Темы:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Болконского, Безухова, дорога в Отрадное)
  • Преступление и наказание — вечная тема (война – преступление, Наполеон, предательство Наташи)
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (защитники родины, патриотизм, Кутузов)

Темы:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Раскольникова)
  • Преступление и наказание — вечная тема
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Темы:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь героев)
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (эксперимент профессора)
  • Преступление и наказание — вечная тема (преступления Шарикова)
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (пример достойного/недостойного гражданина)

3. Изучите темы, которые были в декабре, и продумайте аргументы к ним

Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности.

Другие реальные темы декабрьского сочинения, которые были на экзамене, смотрите здесь:

4. Тренируйтесь

Пишите сочинение по плану:

  1. Вопрос, ответ на вопрос (своё мнение + рассуждение);
  2. Доказательство своего мнения (аргумент из литературы), микровывод;
  3. Доказательство своего мнения (второй аргумент из литературы), микровывод;
  4. Общий итог рассуждения.

5. Помните о требованиях к сочинению

Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика / речь / грамотность).

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Эти вопросы выпускники задают нам каждый год. И, к сожалению, обычно не до экзамена, а после. Учитесь на чужих ошибках))

ТОП ВОПРОСОВ ПОСЛЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1) если не написано сочинение — это не 0 баллов за всю работу ЕГЭ, а только 0 баллов за сочинение.

2) если не определена или неверно определена проблема — это не 0 баллов за всю работу и не 0 баллов за сочинение, а только минус 9 баллов.

3) если нет обоснования своего мнения — это не 0 баллов за сочинение, а только минус 2 балла (К4 и К5). если в обосновании нет примера из литературы, балл по К4 можно получить.

4) если в сочинении нет вступления, это не влияет на баллы.

5) если не переписать на бланк чистовика ответы в части 1 или сочинение, то черновики не проверяются, апелляция не поможет.

6) аргумент (пример в обосновании своего мнения) не обязательно должен быть из литературы: фильмы, факты, примеры из жизни тоже можно.

7) если результат появился на чек.егэ, а потом исчез, то работа ушла на перепроверку и результат может измениться.

9) Подскажите, пожалуйста, а если я единичку написала с хвостиком, а не палкой, прочитает ли компьютер этот ответ?
ОТВЕТ: Если единица не похожа на единицу в образце, изображение, попавшее в компьютер, может быть прочитано неправильно. Например, 1 превратится в 4. В этом случае нужно будет подавать заявление на техническую апелляцию.

10) Не написала перед сочинением "задание 27".
Что теперь будет?
ОТВЕТ: Сочинение будет проверено.

11) У кого был текст N? Какую проблему выделили ? Какие аргументы подобрали?
ОТВЕТ: сочинения на ЕГЭ проверяются экспертами. Не забывайте про человеческий фактор. Есть большая вероятность, что проблема, которая кажется вам неверной, будет засчитана. Не ищите сейчас "правильный ответ", ждите результатов проверки.

12) В нашей школе есть только один одиннадцатый класс, но на русском я написала 11"А". Сегодня сказали, что букву писать не надо. Это отразится на работе?
ОТВЕТ: Это никак не отразится на работе.

13) Можно ли в задании 27 сформулировать проблему вопросом?
ОТВЕТ: Один из вариантов формулировки проблемы — формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения).

14) В задании с ударением была ошибка в слове обОдрен. Очень долго думал, как выписывать в бланк это слово — ободрен или ободрЁн. Что верно?
ОТВЕТ: Е и Ё — оба ответа есть в веере вариантов. Если компьютер что-то прочёл неверно, вы можете вернуть балл на апелляции (да, апелляция на результат распознавания бланков проводится, баллы поднимают, и сочинение при этом не перепроверяют).

16) Писать можно черной гелевой, капиллярной или масляной ручкой, шариковой нельзя. На экзамены типа русского и математики стоит взять минимум 2 гелевые ручки, на литературу — 5-7. Худший вариант гелевой ручки — комплект "Ручки для ЕГЭ" из продуктового супермаркета, не разрешайте родителям их покупать.

17) Писать сочинение через строчку можно, а можно в каждой строке. Исправления в сочинении (например, зачёркнутое слово или исправленная буква) не влияют на баллы.

18) Дополнительный бланк для сочинения принесут только тогда, когда первые два бланка кончатся (будут дописаны до последней строчки).

19) Писать на КИМах можно!

20) На апелляции по оценке сочинения могут как поднять балл, так и понизить его (рекорд в Москве в этом 2020 году — понижение на 5 баллов).

22) Если подсказала одному человеку на пальцах ответ/повернулась/нагнулась/заговорила, много времени провела в туалете, могут аннулировать работу?
ОТВЕТ: Нарушение во время ЕГЭ может стать причиной аннулирования результатов. Внимательно слушайте дежурных учителей в аудитории и в коридорах и выполняйте их требования.

23) Говорят, что в сочинении надо было писать больше 150 слов. Это правда? Если меньше, не будут проверять?
ОТВЕТ: Работу объёмом менее 70 слов не проверяют. Если больше, проверка будет. Но при объеме сочинения от 70 до 150 слов не ставится высший балл по критериям К7-К12 (сразу теряем 6 баллов). Это касается и случаев, когда работа грамотная, но выпускник не успел переписать часть сочинения на чистовик. Цитирование включается в подсчёт слов, текст рецензии из задания 26 не включается.

27) Подскажите, пожалуйста, если в ЕГЭ по русскому языку неправильно выявлена проблема в сочинении, то как его будут оценивать?
ОТВЕТ: Если неверно определена проблема, теряем 9 баллов из 25 (К1-К4). Работа проверяется, все остальные баллы получить можно.

28) Не написал "См. далее". Имеют право не проверить?
ОТВЕТ: Всё будет проверено. В пакете указано количество бланков ответа.

29) Как дождаться результатов? Почти две недели, это же кошмар.
ОТВЕТ: Понять, что на данный момент изменить ничего нельзя и ЕГЭ не является центром Вселенной.

30) Я проснулся утром и обнаружил, что у меня болит горло и мне как-то не совсем хорошо. И не успел перенести ответы из черновика в бланк. До сих пор болею. Есть ли смысл писать апелляцию уже сейчас или ничего из этого не выйдет?
ОТВЕТ: Не бывает апелляции по причине "я болел".

1) Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ:
Такая апелляция подаётся в день экзамена сразу после его окончания. Если участник ЕГЭ хочет подать апелляцию, он должен это сделать до того, как покинет ППЭ.
2) Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ:
Такую апелляцию можно подать в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов ЕГЭ и ознакомления с результатом работы.

31) Будут ли кимы выкладывать? Хочу узнать, где допустил ошибки.
ОТВЕТ: Кимы не публикуются.

33) Я написала 2 проблемы в сочинении. Сначала одну проблему и к ней аргументы, а потом вторую проблему и к ней аргументы. Засчитают ли такую работу?
ОТВЕТ: Работу проверят, но ты потеряешь баллы по К5.

34) Можно ли списать на ЕГЭ через интернет? Марьванна, можно, я позвоню Вам с экзамена, у меня будет микрофон?
Нет. В 2021 году к техническим средствам противодействия списыванию (рамки, видеокамеры) добавляются глушилки для мобильных, так что интернета в большинстве школ просто не будет. А найденный у выпускника телефон или микрофон лишит вас права сдавать ЕГЭ в этом и в следующем году.

35) Можно ли купить варианты заранее?
Нет. Варианты автоматически формируются в день ЕГЭ из огромной закрытой базы. Всё, что продаётся в интернете, за любые деньги, — фейк.

И для тех, кто верит в добрых экспертов и в повышение баллов на апелляции:


7 ошибок, допустив которые, вы рискуете потерять от 6 до 9 первичных баллов за сочинение ЕГЭ по русскому языку!

Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!

В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.

К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!

Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:

Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.

1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.

Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.

Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.

Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.

2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.

Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?

Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.

3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.

4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.

6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.

Как избежать этих ошибок?

1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.

2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:

ЕГЭ переносится. А значит, у выпускников появилось больше времени, чтобы подготовиться. Один из самых массовых предметов - пока обязательный русский язык. И одно из самых "весомых" и сложных заданий в нем - сочинение (задание № 27). Как написать его на максимальный балл? Советы выпускникам дает эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы Роман Дощинский.

 Фото: iStock

Как звучит 27 задание в ЕГЭ по русскому языку: "Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте ее. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения - не менее 150 слов".

Казалось бы - в самом задании все предельно ясно - работай по предложенной схеме и не ошибешься. Но есть нюансы.

Почти половину всех первичных баллов в ЕГЭ по русскому языку (24 из максимальных 58) можно получить только за сочинение.

Особое внимание - на комментарий проблемы исходного текста. За него дается максимально 5 баллов. Это ко многому обязывает - даже с точки зрения его объема. Комментарий должен занять в сочинении не менее половины всей работы.

Чтобы заполучить за него заветные 5 баллов, нужно отразить в сочинении следующие элементы:

- 2 примера-иллюстрации из исходного текста;

- пояснения к каждому примеру-иллюстрации;

- указание на логическую связь приведенных примеров-иллюстраций.

Не надо ничего выдумывать, все задано в самом исходном тексте. Просто с ним нужно предварительно очень хорошо поработать. Это позволит избежать пересказа - главного "врага" комментария. Пересказ в сочинении следует свести к минимуму. Заменяйте его значимыми цитатами из текста, расстановкой акцентов, оценочными суждениями, собственным видением ситуации, изложенной в тексте.

Будьте осторожны при анализе. Помните о различиях в подходах к разбору публицистического и художественного текстов. В публицистическом тексте автор, как правило, не скрывается, он открыто выражает свою позицию. Художественный же текст не столь однозначен, здесь многие смыслы не так очевидны и прозрачны. Автор будто "надевает маску", скрывается за тем или иным героем.

Фото: iStock

Не могу не дать пять важнейших советов выпускникам при сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2020 году. Судя по опыту прошлых лет, эти советы помогли многим школьникам:

1) больше подчеркивать, помечать, маркировать данные в бланке заданий;

3) написать сочинение сначала на черновике;

4) и хотя верхней границы у сочинения нет, все-таки желательно не превышать объема сочинения больше, чем 250-300 слов, так как увеличение объема - это всегда риск увеличения количества ошибок;

5) не употреблять слова и конструкции, в написании которых вы не уверены, действовать согласно правилу "Не знаю - не пишу!".


7 ошибок, допустив которые, вы рискуете потерять от 6 до 9 первичных баллов за сочинение ЕГЭ по русскому языку!

Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!

В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.

К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!

Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:

Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.

1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.

Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.

Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.

Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.

2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.

Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?

Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.

3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.

4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.

6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.

Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.

Как избежать этих ошибок?

1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.

2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:

Читайте также: