Честь порядочность и совесть сочинение лихачев

Обновлено: 05.07.2024

Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.

Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.

Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.

Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.

Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.

В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.

В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.

Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.

Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.

Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.

Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.

Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.

Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.

Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.

“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.

Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.

Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.

На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.

В нашей жизни бывают тяжелые и горькие ситуации, когда перед человеком стоит проблема выбора. И мы задумываемся - быть бесчещенным в глазах окружающих или в своих собственных?

Проблему чести и совести поднимает в своем тексте Д.С.Лихачев. В своем письме одна школьница пишет о своей подруге, которой предложили написать сочинение об очень крупном советском писателе. И в нем она отметила не только гениальность писателя, но и его ошибки. на вопрос можно ли это делать писатель ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей. Он уверяет, что лучше быть обесчещенным перед другими, нежели перед своей совестью.

Также он рассказывает об одном знакомом человеке, которым все восхищались. Но однажды он рассказал писателю об очень дурном поступке, который был совершен в молодости.

Он думал, что после рассказанного с ним перестанут разговаривать. Однако писатель понимал, что он многое не осознавал из того, что делал. Его путь к раскаянию был трудным. Но как же признание своей вины украшает человека.

Оба аргумента показывают, что никто не свободен от ошибок в своей жизни, но нужно научиться признавать свою вину.

Позиция автора заключается в том, что, если даже не удалось "сберечь честь смолоду", необходимо переломить себя и найти в себе смелость признать ошибки.

Я, безусловно, согласна с мнением автора. Человек должен уметь жертвовать собой. Тревоги совести учат, помогают не нарушать этических норм, не терять достоинство.

Таким образом, в жизни никто не застрахован от ошибок. Но если не научиться их признавать, человек может прийти в отчаяние, потерять веру в людей, а самое главное-порядочность.

К1: Автор сочинения верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет. (Оценка: 1 из 1)

К2: автор прокомментировал проблему с опорой на данный текст, привёл и раскрыл две иллюстрации из предложенного текста, объяснил их значение, сделал это развернуто. Фактические ошибки, связанные с пониманием проблемы исходного текста, отсутствуют. Нет макс.балла за к10.

К3: позиция автора понята и раскрыта верно.

К4: автор сочинения выразил своё личное отношение к авторской позиции по проблеме, аргументировал его.

К5: сочинение характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и связностью изложения, логических ошибок нет. Сохранена последовательность изложения, сохранено абзацное членение текста.

К6: работа автора характеризуется разнообразием грамматического построения текста, нет нарушения точности выражения мыслей.

К7: орфографических ошибок нет, все нормы соблюдены.

К8: есть очень много пунктуационных ошибок.

>И мы задумываемся - быть бесчещенным

Вместо тире должно быть двоеточие.

>на вопрос можно ли это делать

Предложение начинается с заглавной буквы. Пропущена запятая перед "можно". Есть также пара других недочётов.

К9: есть грамматические ошибки.

>на вопрос можно ли это делать писатель ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей.

Все, что идёт после "нужно" нарушает грамматическую конструкцию "не только. но и".

К10: есть много речевых ошибок.

Не существует слов "бесчещенный", обесчещенный" - есть "бесчестный". Крупным писатель быть не может - может быть широко известным.

Также в тексте есть тавтология.

К11: Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12: фактических ошибок в фоновом материале нет ввиду его отсутствия.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву

Какова роль совести в жизни человека? По Д. М. Лихачёву. Сочинение ЕГЭ

Два аргумента из текста.

Техническая оснащённость

I. Тема.

  • Какая задача стоит перед нами на уроке? (написать сочинение по тексту Д.С. Лихачёва)

II. Презентация. См. .

III. Анализ текста.

  • Чтение текста. .
  • Определить стиль и тип речи (привести доказательства).
  • Какова структура сочинения-рассуждения? № 2 .

Как можно начать сочинение

1. Сочинение можно начать с предложения, констатирующего актуальность вопроса ( Проблема милосердия в наши дни особенно актуальна).

Можно использовать следующие стилистические фигуры:

  • именительный падеж ( Милосердие. Доброта. Что означают эти понятия?); (Счастье? Что включает в себя это понятие?)
  • парное соединение однородных членов ( Милосердие и жестокость. Отзывчивость и равнодушие. Как связаны между собой эти понятия?);
  • антитеза ( Добро и зло, любовь и ненависть – понятия противопоставленные друг другу и тесно связанные между собой);
  • умолчание ( Равнодушие и отсутствие чуткости… Что стоит за ними?); (Музыка… Это мир чувств, красоты, души…)
  • вопрос и ответ на него (Нужны ли в нашей жизни милосердие и доброта? Конечно, нужны);
  • риторическое восклицание (Как редко нам приходится видеть настоящую дружбу! Как часто мы сталкиваемся с предательством и ложью!).

3.Можно сделать небольшое отступление, которое позволит подойти к проблеме (Каждый человек хочет, чтобы его считали образованным (чтобы его понимали и т.д.) Одним из признаков (условий…) хорошего образования (понимания…) является грамотная речь).

V. Формулировка аргументов.

  • Найдите в тексте доказательства, подтверждающие основную мысль автора.

на этом основании сформулируйте аргументы сочинения.

VI. Формулировка и чтение вывода.

№ 5.

VII. Домашнее задание.

Написать полностью сочинение-рассуждение.

Примеры похожих учебных работ

… во-первых, значит, следовательно, потому что. (Рассуждение) 3) Вам сообщили о событии в … собеседника. Сегодня на уроке мы будем рассуждать, доказывать и напишем сочинение. Тема урока: … секрет всему классу. С тех пор мы не дружим. Я на нее …

Работа над текстом Д. Лихачёва

Что для нас память? (По тексту Д.Лихачева)

… фундаментом для построения полноценного и счастливого будущего. Лихачев полагает, что без оглядки в прошлое человек … Может быть, действительно, в наших генах заложена память целого народа, исторических предков? Тогда с уверенностью … это сочинение.

Развитие речи. Тип текста-рассуждение. 5-й класс

… называют морским разбойником? Это принципиально два разных типа речи: описание и рассуждение. На этом уроке мы будем учиться … Только вступление белого цвета. Но ведь такого цвета нет на светофоре. Что это значит? (Текст-рассуждение можно начать …

Конспект сочинения — повествования + описания/рассуждения по тексту А. Дубовика …

… объяснять, доказывать. Работают в группах. 1 группа. Текст – повествование. Что? когда? где? произошло, случилось. Сообщается о последовательных … а ты их объясняешь по своему, как этот мальчик. Опираясь на текст Игоря, напиши текст о себе. Сейчас …

Культурная среда

  • Какова основная мысль текста? Ваше понимание и объяснение основной мысли и будет тезисом сочинения.

IV. Формулировка вступления и тезиса.

4 стр., 1856 слов

Сочинения про Окружающую Среду для школьников

… функционировать. Важно обратить внимание на то, что при этом должно сохраняться биологическое разнообразие. Для того, чтобы было возможным такое устойчивое существование природных систем, обычно … проходить основные – международного масштаба – мероприятия. Сочинение на тему Окружающая среда Наша жизнь целиком и полностью зависит от окружающей нас среды, ведь это тысячи процессов и механизмов влияния …

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Сочинение прислал пользователь сайта Никита Воротнюк.

ПИСЬМО ОДИННАДЦАТОЕ ПРО КАРЬЕРИЗМ

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлён в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим… Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идёт по инерции. Человек всё время устремлён к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, всё ещё остаётся пустая устремлённость в будущее. Это и есть карьеризм. Внутренне беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.

Честь под защитой Вс-вышнего [↑]

И если нам дорога честь Вс-вышнего и честь всего народа, то также дорога и честь каждого человека, и чтобы убедить нас в этом, Сам Творец неоднократно защищал честь людей. Учат наши мудрецы, что четыре человека были презираемы из-за своего низкого происхождения, но Вс-вышний защитил их честь:

Коэн Урия, исполнявший свои обязанности в Первом Храме во время царствования царя Ахаза, подозревался людьми в том, что происходил от гивонитов, и Вс-вышний объявил, что его происхождение ничем не запятнано (Йешаяу 8:2

Помощь по Теле2, тарифы, вопросы

автора Ващилин Николай Николаевич
Необъяснимая щедрость Чубайса (Заседание десятое) Это очень мудро и трогательно, что при перемещениях по дорогам страны нынешних высокопоставленных лиц трассы блокируют, и бдительные гаишники не допускают автомобили простых граждан в близость к бронированным

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

История подлинная и ложная Изучение истории, а не мифов о ней, кажется мне принципиально важным моментом. Ведь мы в этом смысле несчастный народ: каждое поколение заново открывает для себя историю и, как это часто бывает, начинает верить в боковые пути научной мысли. Мы

Из книги автора

Десятое послание Путина россиянам Вот уж минуло 20 лет с того дня, когда Ельцин с младореформаторами провели шоковую терапию с российским народом в 1992 году, прихватизировали все народные богатства страны, попрали Конституцию, расстреляли народных депутатов в центре

Из книги автора

Ложная глухота (парт оне) Иногда лекция рождает тему для последующей, ломая график занятий, но я отношусь к этому положительно, поскольку суха теория, мой друг, а древо жизни вечно хочет кушать. Так что это внеочередная лекция для офицеров и кадетов старших курсов.Не

Из книги автора

  • познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
  • сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со своими взглядами;
  • получить позитивный эмоциональный опыт от общения с наследием великого публициста;
  • определить своё отношение к нравственным ценностям;
  • оценить экологию собственной души;
  • получить навык подбора аргументов к части С ЕГЭ по русскому языку;
  • подготовиться к написанию эссе ЕГЭ по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя русского языка.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Ежегодно на нашей планете отмечают три особых календарных праздника:

Эти дни – напоминание о проблемах охраны природы, ведь защищать природу надо не от каких-то мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

Сегодня мы и поговорим о том, значит жить по человечески, а поможет нам в этом книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

II. Слово учителя истории.

Он знакомит учеников с личностью Д.С. Лихачёва.

На экране слайды:

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
  • Вехи жизненного пути;
  • Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”;
  • Признание (награды);
  • Личность и власть.

Учитель комментирует каждый слайд и рассказывает о трёх аспектах противостояния академика Лихачёва с властью: конфликт профессиональный, нравственный и конфликт классового происхождения.

III. Учитель русского языка.

Но в силу своей интеллигентности и порядочности Дмитрий Сергеевич не озлобился и продолжил работу философа, просветителя, публициста. Книга “Письма о добром и прекрасном” написана им в 1985 году.

Вспомните, что называется публицистикой? Каковы её задачи?

Ученик отвечает: – Это род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Основная задача публицистического стиля – воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-либо, внушение определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.

– Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

На экране слайд с жанрами: очерки, статьи, репортажи, интервью, письма.

– Книга Лихачёва состоит из сорока шести писем, адресованных юному читателю.

– Что такое письмо?

У нас четыре рабочие группы. У каждой своё письмо. Подумаем о том, что же хотел сообщить читателю Дмитрий Сергеевич?

– Я как учитель, готовящий вас к ЕГЭ по русскому языку, прошу определить проблему, поднятую автором в письме, дать ответ, какова позиция автора. Согласие или несогласие аргументируйте, приводя примеры из литературы или истории.

– А я как учитель обществознания прошу по каждому из писем сформулировать правило нравственности, которое станет и вашим жизненным кредо. Запишите его на доску после обсуждения.

IV. Размышляя над письмами…

Итак, мысли вслух по поводу прочитанного.

Письмо десятое: ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

1-ая группа: – Десятое письмо в книге Лихачёва “Письма о добром и прекрасном” озаглавлено “Честь истинная и ложная”, что и указывает на проблему, поднятую автором. Истинная честь исходит из глубин души, она не даёт человеку успокоиться, будто “грызёт” его изнутри. Синоним такой чести – совесть, которая не может быть ложной, потому что она находится в подсознании и совершенно не подвластна человеку. На истинный путь выводит именно совесть. Ложная же честь – это “честь мундира”, заставляющая говорить и делать то, чего ждёт от тебя общество, даже тогда, когда это противоречит твоим собственным убеждениям. Например, в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах переступить не может. Родион не предусмотрел угрызений совести, он забыл, что тот, кто

пролил кровь, обрёк себя на страшные муки. Совершив преступление, он говорит: “Не старуху я убил, а себя!” В романе. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” простой народ помогает раненым, борется за свободу родной земли. Тот же Тихон Щербатый идёт на войну не по каким-то там политическим мотивам (потому что “так надо”), а потому, что чувствует внутреннюю потребность, необходимость. Это и есть, на мой взгляд, проявление чести истинной. Ложная честь остаётся тяжёлым грузом, опустошает душу, тогда как истинная честь не даёт человеку успокоиться, требует совершать поступки, достойные уважения. Я думаю, людям необходимо помнить, что совесть – мерило чистоты помыслов и действий.

Члены группы дополняют сказанное своими аргументами и выводами.

– Молодости свойственно стремиться к осмыслению этих вечных истин, чтобы найти своё место в обществе, определить свою нравственную позицию. Обращаясь к классической литературе, анализируешь поведение героев с точки зрения их жизненного кредо, расцениваешь их поступки, отношение к людям и событиям через призму чести и бесчестия. По-моему, достойным примером чести истинной служит поведение князя Андрея Болконского. Это рыцарь без страха и упрёка, решивший служить Родине без остатка, быть вместе с простым народом до конца (сцена смертельного ранения). Грустно, что удел человека чести – страдать. Он передовой воин, он победитель, и он же жертва!

– Дуэль Ленского и Онегина. Что это: защита чести истинной или “чести мундира”?

Разговор по содержанию письма №10 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

На экране слайд

с текстом письма.

Письмо двадцать пятое: ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

2-ая группа: – Душевная необходимость поступать по велению совести, творить добро и есть самое ценное в человеке, то есть то, что и заставляет его жить по-человечески – такова, на мой взгляд, позиция автора в письме “По велению совести”. Воспитать в себе интуитивное проявление совести может каждый. Стоит только захотеть. Жить, действительно, станет легче и интереснее, а верные решения станут приходить в ваше сознание, не давая успокоиться и закиснуть. Человек ведь не задумывается над тем, что и как он делает, чтобы дышать, ходить, видеть. Так и пути добра должны находиться без усилий и мук.

– Ярким примером действий людей по велению совести могут служить подвиги героев Великой Отечественной войны. Николай Гастелло – лётчик, в бою направил свой самолет на вражескую колонну, ценой собственной жизни не позволил врагу победить. Александр Матросов погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота, открыв сослуживцам путь к нужной высоте. Эти люди действовали интуитивно, по велению совести.

– Честь и совесть не позволили героям повести “А зори здесь тихие…” не выполнить задание. Отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Васков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Мы благодарны людям, кто защищал честь страны, поступал по велению совести на полях сражений и выжил.

– Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут и что наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их станут прославлять. Но честь и совесть необходимы человеку не для славы и почестей. В обыденной жизни тоже важно вести себя достойно, то есть жить по-человечески. Приходит на ум строки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гринёву: “Береги честь смолоду!” Видимо, это самое главное пожелание для человека.

– А я думаю, что жить по велению совести надо начинать с раннего детства, поэтому приведу в качестве аргумента повесть Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”. Ведь именно в детстве закладываются основы нравственной чистоты.

Разговор по содержанию письма №25 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Твори добро, не видя в том заслуги.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо тридцатое: НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

На экране слайд с текстом письма.

– “…В народе самое главное – его идеалы”,– так заканчивает своё тридцатое письмо Д.С.Лихачёв. Основой этого текста является рассуждение автора о нравственных вершинах народа и отношении к ним. Учёный утверждает, что в решении этого вопроса следует опираться на лучшее, великое, высоконравственное. В этом письме автор призывает к благожелательному отношению к любому народу, даже самому малочисленному. О народе следует судить по тому лучшему, что в нём есть. Старые сказки созданы простым народом, но уже в них заложена идея о том, что добро всегда побеждает зло. А что помогало русскому народу выстоять в суровых исторических испытаниях: в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной? В романе “Война и мир” Лев Толстой говорит о роли личности в истории и приходит к выводу, что успех дела решает не воля одного человека, а дух, нравственный взлёт народа, основанный на патриотизме. Защитники Отечества, люди военные и гражданские, совершая большие и малые подвиги, поднимались до нравственных вершин: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, Платон Каратаев, Наташа Ростова… Этот текст заставил меня задуматься о том, что и я частичка большого и великого народа. Чтобы мой самолёт не упал, я должна стремиться к нравственным вершинам, должна быть достойна своего народа.

– Каждый человек должен сделать выбор между нравственностью и безнравственностью, между внешним благополучием при внутреннем убожестве и богатством натуры при скромном существовании. Можно предположить, что в жизни каждого человека наступит такой период, когда ему приходится решать проблему выбора: как жить дальше. Думаю, жизнь Матрёны из повести Солженицына “Матрёнин двор” – хорошее тому подтверждение. Всё людям и ничего для себя.

– Идеал – представление о совершенстве, высшая цель и образец, которые определяют способ мышления и деятельности человека. Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец поведения. В книгах В.М.Шукшина ярко звучит тема смысла жизни. Герой рассказа “Чудик” стремится постичь движения собственной души. Он видит у прилавка магазина пятидесятирублёвую бумажку: поднять или пройти мимо, тайком присвоить или объявить о находке? Чудачество его в том, что он выбирает второй путь, то есть поступает, как меньшинство бы поступило. А в результате-то оказалось, что он не нагнулся поднять собственные деньги. “Подошёл к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… И не вошёл. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать”. Поступок показывает, что живёт герой по-человечески, чист душой и помыслами.

– Учитель русского языка зачитывает отрывок из повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рисующий эпизод кирпичной кладки: в нечеловеческих условиях сталинского лагеря нравственно чистый человек сохраняет в себе умение получать радость и удовольствие от дел рук своих.

Разговор по содержанию письма №30 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо сорок пятое: КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ

– 4 –ая группа: –

В сороковом письме автор спрашивает нас, что можно противопоставить таким человеческим порокам, как месть, злоба ссоры и распри? И сам отвечает на него: решение всему – культура. Лихачёв был убеждён в этом полностью, и доказательством могут служить его дела. Например, он помогал спасти природу Волжского заповедника, предотвратил открытие песчаного карьера, не дал разрушить библиотеку в Мышкине, основал Фонд культуры, журнал “Наше наследие”, 20 лет возглавлял издание серии книг “Литературные памятники”. Благодаря его усилиям, были сохранены и отреставрированы десятки памятников национальной культуры. В письме автор делится с читателем эмоциями по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Говорит об объединяющей силе культуры.

– В рассказе Л.Н. Толстого “Люцерн” изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

– Я согласна с автором: между землянами гораздо больше общего, чем различного. Из исторической лингвистики известно, что когда-то существовал единый для всех язык – праиндоевропейский язык-основа. Таким образом, доказано, что языки, существующие на земле, – родственники. Все мы говорим на одном языке, поэтому не можем не понимать друг друга.

Разговор по содержанию письма №45 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Пока существует культура, существует народ!

V. Заключительная часть урока – размышления.

– Вот и подошёл к концу наш разговор о “добром”. Я как учитель русского языка и литературы удовлетворена и думаю, что проблем с поиском аргументов по поводу нравственности и чистоты души не возникнет на экзамене.

– Учитель истории демонстрирует слайд с нравственным кодексом, созданным Лихачёвым и предлагает сравнить его пункты с теми, что родились у групп в ходе урока. Класс убеждается в совпадении своих выводов по обсуждаемому вопросу с выводами Д.С. Лихачёва..

Бог каждого человека – его совесть. Твори добро, не видя в том заслуги. Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны. Пока существует культура, существует народ!

Учитель русского языка заканчивает урок словами из 46-го письма книги “Письма о добром”. В это время класс видит на экране без звукового сопровождения отрывок из фильма о Лихачёве:

– Писем могло быть и больше, но пора подвести итоги. Мы шли сегодня, поднимаясь по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Итак, что же самое главное в жизни? Главное у каждого своё собственное, неповторимое, но оно есть. И каким бы оно ни было индивидуальным, должно быть добрым и значительным. В жизни ценне всего доброта, и доброта умная, целенаправленная. Счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать счастливым других и способен на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”. Сегодня мы учились следовать путями доброты. На мой взгляд, это очень и очень важно. Поверьте мне!

Учитель истории завершает урок исполнением под гитару песни “Спешите жить!”

Что такое честь? Это показатель, по которому общество оценивает моральное достоинство человека, это наш внутренний судья и ограничитель, связанный с оценкой и восприятием таких качеств, как благородство, целомудрие, нравственность, доблесть, честность, совестливость и многое другое. Объективно говоря, в мире грехов и соблазнов являться человеком чести сложно — гораздо легче им казаться, изображать из себя такового, и этот факт подводит нас к рассуждению о том, что же есть в таком случае истинная честь, а что есть мнимая?

В русской литературе существует множество примеров добродетелей, людей честных и правильных по отношению к своим мыслям и действиям, не меньше и тех, чья деятельность насквозь пропитана лицемерием и фальшью. Мнимая честь — это прерогатива слабых и пустых личностей, не умеющих или не желающих жить собственной жизнью, а лишь выдающих себя за совершенно других личностей. Причем зачастую у таких людей ярко выражен полный диссонанс мыслей и действий. Главным показателем мнимой чести является недобросовестность, тогда как в случае с истинной честью совесть стоит на первом месте. У тех, кто лишь притворяется честным человеком, напрочь отсутствует самоуважение, а люди честные, наоборот, в первую очередь руководствуются лишь собственным мироощущением и мировосприятием, честностью и справедливость по отношению к самим себе и к окружающим.

Совесть - иллюзия) Результат базового страха - быть отвергнутым от общества и оказаться "вне группы". Совесть может мучить только в случае, если был совершен поступок, не считающийся нормой в данном обществе, и если у тебя нет достаточной силы противостоять ответной реакции от общества. Поэтому зачастую считают, что у богатых и могучих людей нет совести - потому что они могут позволить себе поступать как хотят, а им за это - ничего. Ровно как и у Бога - не может быть совести. Потому что он ни перед кем не отчитывается, и ему всё равно, что мы о нем подумаем))

Вывод: Всё это пустой треп и сотрясение воздуха. Совесть полностью зависит от окружения.

Честь, порядочность, совесть давно ушли в прошлое и сейчас являются острым дефицитом.
Эти определения порой подменяются лживыми синонимами.

Хорошо, дополню. На этой планете честность рассматривают как неотъемлемое составляющее интеллигентности, что в корне неверно, ибо Ч - это смелость открыть своё плохое, тогда как И - как раз страх открыть плохое, и как следствие - умение его скрыть.
Примечание. Желание отомстить по-интеллигентному - так, чтобы никто не прознал - ведёт к инсульту в лучшем случае и к раку крови в наихудшем.

Однако в свете теории множественности возрождений сие вовсе не трагедия. Хотя упорство во зле в течение множества возрождений навлекает гибель Духа.
Да, ещё одно. Жертвовать собой ради каких угодно распрекрасных целей есть величайшая дурь всех времён. Когда рассудительность не позволит оставить критику в свой адрес, т. е. не жертвовать собой ради репутации интеллигентного человека - тогда мы перестанем провожать в мир иной ближних, ушедших по недоумию в результате тяжёлых болезней.

Очень милые рассуждения. Мои аплодисменты.
Нормы морали определяются общепринятостью. Телевидение и СМИ ежедневно окунают нас в дерьмо всеядности, толерантства, терпимости к извращенству. Законы стоят в первую очередь на страже интересов нарушителей законов. Средства наблюдения и идентификации дамокловым мечом висят над каждым человеком и требуют: будь, как все, принимай все, что здесь считается нормальным, руководствуйся примерами, которые тебе подсовывают средства пропаганды. Надо быть исключительным человеком, чтобы в этой круговерти иметь свои взгляды и принципы, почерпнутые из редких источников и не совпадающими с тем, что творится вокруг.

Читайте также: