Честь нельзя отнять ее можно потерять сочинение преступление и наказание

Обновлено: 28.06.2024

Честь нельзя отнять, ее можно потерять. Мне кажется, в этих словах кроется глубокий смысл. Честь представляет собой моральные принципы: долг, ответственность, честность, верность своему слову, проявление твердости характера в трудных жизненных ситуациях и совесть. Именно она удерживает нас от совершения плохих поступков и подразумевает собой достойное поведение человека по отношению к окружающим, к себе. Каждый человек сам выбирает для себя следовать ему законам чести или же идти на поводу у своих слабостей, которые, в конце концов, могут привести к проявлению бесчестия.

Влюбившись в Наташу, Болконский соглашается на условие, поставленное отцом – он готов ждать год до свадьбы, но Наташа не выдерживает столь длительной разлуки и пытается бежать с Курагиным. Такой поступок Андрей расценивает как бесчестный и не прощает его.

Его нравственные качества проявляются в годину Отечественной войны, князь приходит к пониманию истинного назначению – жить ради Отечества и свободы. Андрей Болконский – человек чести, достоинства, которому в жизни помогает ум, способности, правильное воспитание отца, образованность. Он не может жить для себя, а, следуя законам чести, отдает свою жизнь за народ.

Всех героев Толстого можно поделить на любимых и нелюбимых, героев мира и войны. Одни идут по пути истины и правды, а другие – по пути бесчестия. Примерами таких героев являются Анатоль Курагин, Борис Друбецкой, Долохов и князь Василий. Курагин на войне был далек от народа, по сути, одинок со своей болью, своим страхом. Борис Друбецкой и Долохов при поступлении в армию тоже не руководствуются понятиями чести и патриотизма. Основным для них является карьера и чины.

Прочитав множество произведений, я могу сказать, что у каждого свой жизненный путь и каждый сам выбирает между честью и бесчестием. Для человека чести, благородного человека будет невозможным отказаться от своих принципов в пользу бесчестия, совершения низких и подлых поступков. На примере литературных героев мы видим, что честь действительно нельзя отнять, а можно только потерять.

Практически у всех героев романа “Преступление и наказание” сложный и полный испытаний путь, который может привести либо к перерождению, либо к духовной смерти. Автор писал это произведение на пике сложного для страны времени, а именно во время перехода к капиталистическому образу жизни, когда все можно было купить и продать. Главный герой Родион Раскольников – молодой студент, который вынуждено оставил учебу из-за отсутствия денег и влачил жалкое существование.

Раскольников жил в убогой коморке в Петербурге,

закладывая периодически ценные вещи старухе-процентщице Алене Ивановне. Всем известно было, что она злостная и неприятная женщина, однако никто не решался на такой отчаянный поступок, который совершил главный герой. Будучи убежденным, что одни люди просто “твари дрожащие”, а другие “право имеют”, он убил старуху, а заодно и ее сводную сестру Лизавету Ивановну, которая неожиданно заглянула с визитом.

Ради доказательства своей теории, герой фактически потерял честь и моральный облик. Он теперь был самым настоящим убийцей с тяжелым прошлым. По христианской морали он был грешен, и не только из-за

Его антиподом в романе выступает Соня Мармеладова, ставшая для него хорошей подругой и слушательницей. Ее путь тоже грешен и полон бедствий. Мать девушки была тяжело больна, а кормить ее и маленьких детей в семье было нечем.

Тогда Соня решилась на отчаянный шаг и продала свою честь. Девушка с юных лет вынуждена была торговать своим телом, чтобы прокормиться саамам и помочь домочадцам. Но ей есть оправдание. Во-первых, в отличие от Раскольникова она не ненавидела людей, а любила всем сердцем.

По натуре девушка была открытым и набожным человеком. Писатель подчеркивает, что по общественным меркам она, конечно же, была грешна, но по христианским – она была святой, так как жертвовала собой во благо других.

Эту же теорию можно было бы применить по отношению к Раскольникову, избавившему многих молодых студентов от злостной старухи-процентщицы. Однако его гордый ума, бунтарство и мрачный настрой сыграли с ним злую шутку. Поэтому Соня настаивала, чтобы он нашел в своем сердце себя, постарался открыться навстречу людям и наполнил душу любовью к Богу. Только в этом она видела истинное спасение.

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс :)

Дата публикации: 02.12.2016

Может ли человек, добросовестный и порядочный, однажды в один момент стать бесчестным? Как происходит потеря того самого качества, которое является фундаментом развития личности (потеряла запятую) – чести? Над этим вопросом задумывались многие писатели разных эпох. Один из них, Антон Павлович Чехов, считал, что бесчестным человек становится исключительно по своей воле, ведь честь невозможно отобрать. Действительно, каждый человек перед тем, как совершить какой-либо поступок, сознательно делает выбор, осознает (однокоренные слова) то, на что идет.

Комментарий: тезис, вроде, есть, но ты вновь забыла сделать на нем акцент.

Вообще было бы неплохо написать, а что значит потерять честь? И уже на основе ответа объяснить: почему же честь нельзя отнять? Иначе получается, что ты пишешь по теме, но не раскрываешь ее до конца.

Комментарий: все хорошо. Только аргумент получился слишком большим.

Комментарий: а этот аргумент, напротив, маловат, плюс налила воды. Прочти эту статью, что бы не нарушать пропорции сочинения.

В литературе есть множество примеров различных ситуаций, когда перед героями вставал нравственный выбор, и каждый делал его, руководствуясь собственным разумом. В жизни происходит то же самое. Я глубоко убеждена в том, что Антон Павлович в своем высказывании был абсолютно прав: каждый поступает так, как велит ему его сознание, и человек должен сам отвечать за свои слова, решения и поступки, не сваливая вину на кого-то, как это, к сожалению, часто бывает (эта мысль тоже встречалась, но была написана другими словами)

Комментарий: так и ходишь вокруг одной и той же мысли. Но если бы ты написала введение иначе, то заключение было бы очень даже хорошим. Попробуй во введении перед тем как раскрыть тему, давать определения ключевым понятиям, возможно тебе так будет легче.

Итог: с натяжкой, но все же зачет. Но если эксперт будет слишком придирчив, то можно и незачет получить. Думаю, тебе поможет эта статья

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?

1.Задайте вопрос по теме сочинения.

2. Дайте ответ на этот вопрос.

3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения.

4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения, используя аргументы из книг.

5 В заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.

Многие писатели изображали разные проявления человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения.

Возможные темы сочинений:

Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему и улучшать худшее… (Платон)

Может ли честь противостоять бесчестию?

Береги честь смолоду… (пословица)

Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

Откуда берутся бесчестные люди?

Честь истинная и ложная.

Есть ли в наши дни люди чести?

Какие герои живут по чести?

Смерть или бесчестие?

Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

Вода все смоет, только бесчестье не может смыть.

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем

Есть ли право на бесчестье?

Честный честью дорожит, а чем дорожить бесчестному?

Каждая нечестность — шаг к бесчестью.

«Чем честнее человек, тем менее он подозревает других в бесчестности`(Цицерон)

Произведения о чести и бесчестии:

(Можно приводить в аргументах, пополняйте этот список другими произведениями)

В своей повести "Капитанская дочка" Пушкин изображает Петрушу Гринева с высокими моральными качествами является . Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой. Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Гринёв сохранил свою честь даже под страхом смерти).

3. М. Лермонотов. Роман "Герой нашего времени" (Печорин знал о намерениях Грушницкого, но тем не менее не желал ему зла. Поступок, достойный уважения. Грушницкий же напротив, совершил бесчестный поступок, предложив Печорину на дуэли незаряженное оружие).

6. В.Распутин "Уроки французского". (Мальчик Вова с честью выдерживает все испытания ради того, чтобы получить образование, стать человеком)

7 Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание" (Раскольников - убийца, но бесчестный поступок основывался на чистых помыслах. Что это: честь или бесчестие?)

8. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Соня Мармеладова продавала себя, но делала это ради семьи. Что это: честь или бесчестие?)

9. Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". (Дуню оклеветали. Но её честь была восстановлена. Честь легко потерять.)

10.Л.Н.Толстой "Война и мир" (Став обладателем большого наследства, Безухов с его честностью и верой в доброту людей попадает с в сети, расставленные князем Курагиным. Его попытки завладеть наследством провалились, тогда он решил получить деньги другим способом. Он женил юношу на своей дочке Элен, у которой не было никаких чувств к мужу. В добродушном и миролюбивом Пьере, узнавшем о измене Элен с Долоховым, закипел гнев и он вызвал Фёдора на битву. Дуэль показала храбрость Пьера. Таким образом, на примере Пьера Безухова Толстой показал качества, которые вызывают уважение. А жалкие интриги князя Курагина, Элен и Долохова принесли им только страдания. Враньё, лицемерие и подхалимство никогда не приносят настоящего успеха, но зато могут запятнать честь и потерять достоинство человека.)

Эпиграфы: о чести

1. Честь нельзя отнять, ее можно потерять.
(А. П. Чехов)

2. Честь — это внешняя совесть, а совесть — это внутренняя честь.
(Артур Шопенгауэр)

3. Честь и собственное достоинство — сильнее всего.
(Ф. М. Достоевский)

4. Честь дороже жизни.

5. Истинная честь не может терпеть неправду.

6. Сохранять честь - значит оставаться человеком.

Эпиграфы о бесчестии

1. Бесчестный человек готов на бесчестное дело.

2. Каждая нечестность — шаг к бесчестью.

3. Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Платон

Возможные тезисы:

1. Сохранять честь - значит оставаться человеком в любой ситуации.

2. О чести человека можно судить не только по самоуважению, но и по отношению к другим людям.

3. Человеку, который дорожит своей честью, не страшна даже смерть.

4. Некоторые люди предпочитают смерть бесчестию.

5. Честь и отвага - неразделимые понятия.

6. Честь и достоинство - неразделимые понятия.

7.Только сильный духом человек способен сохранить свою честь в любой ситуации.

8 Человек, уважающий себя, может отдать жизнь за свою честь.

Пример сочинения №1:

Пишу Вступление:

Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для большинства из нас состояние утраченной чести ( бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей жизни.

Пишу Основную часть сочинения

Пишу заключение.

Итак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как именно честь помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А это немало в человеческой жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей высокой значимости.

5 сочинений по теме: Преступление и Наказание — вечная тема

Родин Раскольников – главный герой романа, бывший студент, которого окружает множество проблем: семья испытывает очень сильную нехватку денежных средств, младшая сестра Дуня терпит развратного помещика, её насильно заставляют выйти замуж за Лужина.

Находясь в трудном положении, Родион Раскольников наведывается к старухе-процентщице, чтобы покончить с нищетой. Однако главный герой не собирается закладывать какое-то имущество. После долгих раздумий он решается на убийство, ещё не осознавая, какие мучения и страдания оно ему принесёт. Попав в дом к доверчивой старухе-процентщице, Раскольников убивает топором не только её, но и Елизавету. Лишь на следующий день главный герой осознаёт содеянное… Раскольникова начинает очень сильно мучить совесть, он не находит себе места. Ф. М. Достоевскому прекрасно удалось показать, что может испытывать человек, решившийся не необдуманный поступок… Постоянный страх быть пойманным, терзания совести не дают главному герою спокойно жить. И лишь в сближении с другой, немало важной героиней, Соней Мармеладовой, Родион находит поддержку и утешение. Как бы там ни было, герой не выдерживает и решает сдаться с поличным, он раскаивается, так как готов отбыть наказание, чтобы освободиться от всех страданий и встать на истинный путь. В конце произведения Раскольников берёт в руки Евангелие, что говорит о том, что он возвысился духовно, нравственно, переступил через содеянное и освободился от мучений.

Таким образом, данное произведение прекрасно подходит для раскрытия темы преступления и наказания. Ф. М. Достоевский смог поднять одну из вечных проблем в своём произведении, обратить внимание людей на то, какие последствия могут нести за собой некоторые поступки. Чтобы избежать судьбы Раскольникова, необходимо жить по совести, и никогда не решаться на отчаянные действия, которые могут привести к плачевному результату.

Ещё вариант сочинения:

Вот только теория незадачливого студента не сработала – он не обладал гениальностью Ньютона и военной беспощадностью Наполеона. Так что проведенный им эксперимент едва не закончился психбольницей. Многие предаются грезам о своем величии, бездумно проецируя поступки великих людей на свои собственные, и лишь потом с недоумением осознают, что их безумные идеи вдребезги разбиваются о скалу норм человеческой нравственности и морали, а за все совершенное, со временем все равно придется платить.


Пример сочинения 3

Преступление и Наказание — вечная тема. Может ли справедливость быть жестокой?

Существует ли справедливость на Земле, и кто ответственен за её воплощение? Может быть, справедливость — это кара небес для грешников и вознаграждение судьбы для праведников. А возможно, что случай наказать виновников и отблагодарить тех, кто жить хорошей жизнью предоставляет нам, простым смертным. Однако тот, кто берет на себя роль вершителя судеб, может сам стать убийцей. Так может ли справедливость быть жестокой?

Но сложно сказать, является ли правосудие достаточным, чтобы оправдать использованные средства. Однако, поскольку я сама не способна на всё ради справедливости, не смею осуждать людей, которые способны стать преступниками, чтобы делать этот мир чуточку лучше.


Пример сочинения 4

Всегда ли за преступлением следует наказание?

Преступление - действие вне закона, поступок, противоречащий моральным принципам и устоям. Причиной ему обычно бывает частный конфликт интересов. Да только это деяние выходит далеко за рамки личного инцидента и вредит всему обществу в целом. Поэтому человек, показавший такой негативный пример, подвергается наказанию, чтобы понять ошибочность действий. Наказание - самый эффективный урок, поэтому оно обязательно следует за преступлением. Об этом рассуждают и многие авторы на страницах литературных произведений.

Подводя итог сказанному, мы можем сделать вывод, что преступление касается не отдельно взятых людей, а всего общества в целом. Наказание в данном контексте - желание социума оградить себя от опасности, оборонительная позиция. Человек не имеет права нарушать закон. За его несоблюдение он и несет наказание, что является справедливым исходом. Что посеял, то и пожинай.


Пример сочинения 5

На протяжении всего существования человечества люди совершают преступления, которые подразумевают, что люди понесут наказание. Причем наказание заключается не только в судебном решении, но и в таких нравственных понятиях, как признание вины, угрызения совести. Понятия преступления и наказания связаны не только с правовыми понятиями закона и ответственности, но и с понятиями стыда, раскаяния и совести.

Судебному решению относительно наказания Раскольникова в повествовании уделяется не так много внимания, в основе повествования лежат внутренние терзания центрального персонажа, которые наблюдаются еще до совершения преступлений и даже во время нахождения на каторге. Именно внутренние переживания и конфликт с самим собой стали главным наказанием Раскольникова. Ф.М. Достоевский показывает, что нравственное наказание намного сильнее отбывания на каторге. Главное – внутренне осознать свою неправоту и признать вину, а не отсидеть положенный по закону срок.

Читайте также: