Честь дороже богатства сочинение

Обновлено: 28.06.2024

В нашей жизни присутствует множество различных социальных аспектов, навязываемых обществом. Этих социальных аспектов или устоев мы, так или иначе, обязаны придерживаться, ведь они и являются главным корректором поведения человека. Любой человек, так или иначе, привязан к какому либо человеческому чувству или понятию, и одно из наиболее значимых из них является честь.

Честь – важнейшая составляющая в человеческой жизни. Честь это то, насколько человек уважает себя, насколько точно о придерживается моральных рамок, которые он сам себе установил, не совершает ли он противоправных действий, которые так или иначе могут запятнать его честь, оставив след на всю жизнь. Это одно из самых важных социальных маркеров в человеческом обществе, маркеров, которые тем или иным образом контролируют наше поведение, не давая совершать какие-либо глупости или неверные поступки.

Каждый из нас слышал о важности такого понятия как честь хотя бы раз в жизни. И это верно, ведь необходимо беречь и улучшать свою честь с каждым прожитом днём, чтобы после не стало стыдно за то, что ты сделал ранее. Честь это некая мерная единица, которая обозначает доброту человека, его верность принципам, моральной составляющей человеческой жизни. Потому многие люди, которые уже успели приобрести горький опыт, советуют беречь молодым честь смолоду, чтобы впоследствии им не стало стыдно за свою молодость.

Беречь честь смолоду, это один из наиболее частых советов, который можно услышать от старшего поколения. И ведь они правы, потому как беречь честь смолоду это одна из главных задач человека. И вот почему. Если же вы запятнали свою честь в раннем или юношеском возрасте, это клеймо останется на вашей личности на всю жизнь. Впоследствии чрезвычайно трудно скинуть с себя этот снежный ком, который навалился за всё то время, пока вы не вспоминали о деяниях, совершенных в прошлом. Потому человек и обязан помнить о своей чести, совершать только те поступки, которые украсят его личность и честь, а не погубят и то, и другое.

Таким образом, сделав вывод из всего вышесказанного, мы видим, что честь одно из наиболее важных понятий в человеческой жизни, и очень важно беречь честь смолоду, потому как если ты сбережёшь свою честь смолоду, то впоследствии все будут тебя уважать и ценить как человека чести, а если же нет, то, мягко говоря, относиться к тебе будут не очень хорошо.

Другие темы: ← Образование↑ На свободную темуСпорт в моей жизни →

Популярные сочинения

Сочинение на тему “Может ли честь быть дороже жизни?”

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего

близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.

Да, я думаю, что честь может быть дороже жизни. Несмотря на то, что определений слова

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Честь дороже жизни

, а сегодня ей очень хочется, чтобы
завтра
, в день ее рождения, было жарко, и тогда она, возможно, сможет встать с постели. Тепло, кусочек хлеба стали символом жизни для пещерных людей. Но нет ни того, ни другого. Зато есть у соседей этажом ниже, у Обертышевых. Всё есть у них, потерявших совесть и превратившихся в самок, в обертышат.

…Что не сделаешь ради любимой жены?! Интеллигентный Мартин Мартиныч идет на поклон к нелюдям: там жор

и
жар
, но там не живет душа. И Мартин Мартиныч, получив (любезно, с сочувствием) отказ, решается на отчаянный шаг: он крадет дрова для Маши.
Завтр
а будет всё! Бог будет плясать, Маша встанет, будут читаться письма – то, что сжечь было невозможно. И будет … выпит яд, потому что жить с этим грехом Мартин Мартиныч не сможет. Почему так бывает? Сильный и мужественный Рыбак, убивший Сотникова и предавший родину, остался жить и служить полицаям, а интеллигентный Мартин Мартиныч, который, живя в чужой квартире, не смел прикоснуться к чужой мебели, чтобы выжить, но смог перешагнуть через себя, чтобы спасти дорого ему человека, умирает.

Я привела лишь несколько примеров из мира литературы, доказывающих, что всегда, во все времена, в чести была и будет совесть. Именно это качество не позволит человеку совершить поступок, цена которого – потеря чести. Таких героев, в сердцах которых живет честность, благородство, в произведениях и в реальной жизни, к счастью, много.

Альфред Виктор де Виньи

Подобно достоинству, понятие честь раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества. Однако, в отличие от понятия достоинства, моральная ценность личности в понятии честь связывается с конкретным общественным положением человека, родом его деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Может ли честь оказаться дороже жизни

Мало кто по своей воле может решиться на поступок, который приведет к сведению счетов с жизнью, ведь, как известно, не мы решаем, когда поставить точку. Но если поставить вопрос ребром, что следует выбрать – прожить жизнь с осознанием того, что поступил бесчестно или поступить по совести, сохранив честь, но уйти из жизни? Ответ стоит искать в художественной литературе, которая имеет массу примеров подобных жизненных ситуаций.

Когда речь идет о чести, мне сразу вспоминается герой поэмы А.C. Пушкина “Евгений Онегин” — Владимир Ленский. Вопрос чести был поднят автором, когда Онегин пришел на именины, куда его позвал друг, но героя начинает все раздражать: скопление народа (Пустяковы, Скотинины, Буяновы и другие), поведение Татьяны и так далее. Он винит во всем этом того, кто его пригласил на празднество. В отместку, Евгений на послеобеденном балу приглашает невесту Ленского — Ольгу на танец и флиртует с ней. Владимир не в силах стерпеть подобное оскорбление и вызывает Евгения на дуэль, которая закончится смертью одного из них. На дуэли погибает Владимир Ленский, ему было всего восемнадцать лет. Он погиб рано, но отстоял свою и Ольгину честь, не дав никому усомниться в чистоте и искренности своих чувств по отношению к дочери семейства Лариных. В то время, как Онегину предстоит прожить жизнь с тяжким грузом – быть убийцей друга.

В поэме “Мцыри” М.Ю. Лермонтова главный герой тоже ставит честь превыше жизни, но в другом ракурсе. Начиная читать поэму, мы узнаем, что он в детстве был оставлен в монастыре тем, кто его пленил его. Юноша привык к плену и, казалось, забыл про зов отцовского края. В день торжественного события он исчез, трехдневные поиски ни к чему не привели, и лишь спустя некоторое время посторонние люди случайно нашли истощенного Мцыри. На уговоры поесть и принять покаяние, он отвечает отказом, ибо он не кается, а наоборот гордится тем, что жил на воле, как его предки, что вступил в поединок с барсом и победил. Лишь одно тяготит его душу – нарушение обещания данного самому себе – оказаться на воле и найти родные земли. Физически он был на воле, но тюрьма осталась в сердце, и он не смог выполнить своего обета. Он решает умереть, осознавая то, что не может быть рабом. Таким образом, Мцыри выбирает честь, а не жизнь. Для него честь – это быть достойным горцем, а не рабом, стать частью природы, которая приняла его, но которую не смог принять он.

Каждый из нас сам отвечает за выбранную стезю, так же, как и сам даёт ответ на поставленный выше вопрос. Для себя я решила, что всегда нужно поступать так, чтобы потом было не стыдно жить с осознанием своих решений. Но и не стоит создавать такие ситуации, в которых может быть поставлен вопрос о ценности жизни по отношению к чести, ведь жизнь бесценна и нужно всеми силами наполнить ее гармонией и добротой, частью которой является честное отношение к окружающим.

Я нередко слышал выражения Не посрами собственного имени, Благородно сохрани свое имя, Чтоб и пятнышко на твое имя не свалилась. Слышал, но никогда не обращал внимания на глубину их содержания. Но вот единожды услышал сказанное в адресок знакомого: Он дорожит семейным именованием, и мне открылась извечная мудрость: самое дорогое у человека имя как синоним чести, как твое духовное естество, твоя святыня.

Что же такое честь? Я ее разумею как осознанное собственное достоинство (и не только собственное), что вызывает уважение со стороны иных, желание подражать твоим поступкам и идти за тобой. Я считаю, что недаром понятие чести человека стоит рядом с его именованием, так как собственное имя это то, что выделяет человека среди иных, индивидуализирует его. Ребенок родился и ему дается имя; он вырастает, начинает разуметь, что все его поступки именуются конкретно его именем, потому он должен отвечать за их собственно. А отвечать за свои поступки означает все время жить по нормам общечеловеческой морали, которая от дедов-прадедов через поколение дошла к тебе. Я уверен, что лишь тогда человек живет по чести, когда все время, каждой минуткой собственной жизни, в каждом поступке управляется правдивыми правилами общего бытия.

Но можно размышлять и так: это мне не подходит, а вот это для меня превосходнее, а тут я так желаю сделать и не по другому! Я разумею, что все мы люди и у всех есть свои желания и вкусы, которые время от времени берут верх над разумными законами морали. И действительно: каждый из нас личность, человек, который живет среди людей, потому не учесть этого нельзя. И как ты будешь вести себя, такая тебе будет и честь! Так твоя собственная честь, твоя правдивая жизнь обязательно порождает почтенье к для тебя со стороны иных.

Недаром в народе считается, что сохранить честь это сохранить жизнь, так как, утратив ее, ты губишь свое имя, а означает, и ту чисто собственную сущность, которая родилась совместно с тобой. Вот почему и честь Отчизны, и честь народа я отождествляю с их жизнью, с возможностью жить в счастливых и благородных критериях. Я убежден, что это не только моя позиция и моя формула бытия. Так раздумывали, размышляют и, уверен, будут размышлять тысячи моих сограждан, чьи сердца преисполнены любви к родной земле, кому неравнодушна ее судьба.

Мы обязаны жить правдиво, благородно и красиво, помня свое имя, не запятнав его ни запятанными идеями, ни нехорошими поступками. Только так мы сохраним святую честь нашей Украины, которую завещали нам праотцы. И только тогда не будет нам постыдно перед отпрысками, которые, уверен, будут намного умнее и превосходнее нас.

Ценность человеческой жизни неоспорима. Большинство из нас согласны с тем, что жизнь – это удивительный дар, ведь всё, что нам дорого и близко, мы узнали, однажды появившись на этот свет… Размышляя над этим, невольно задумываешься, а есть ли хоть что-то дороже жизни?

Чтобы ответить на этот вопрос, надо заглянуть в своё сердце. Там многие из нас найдут то, за что могут не задумываясь принять смерть. Кто-то отдаст жизнь за спасение своего близкого человека. Кто-то готов героически погибнуть, сражаясь за свою страну. А кто-то, встав перед выбором: жизнь без чести или с честью умереть, выберет последнее.

Честь, достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – вот основные показатели действительно стойкого и сильного, волевого человека. Он уверен в себе, имеет собственное мнение и не боится его высказать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его трудно, а то и невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, это личность. Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

Победа и поражение

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ

СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

Видеоурок

Пример сочинения по тематическому направлению Победа и поражение:


Начало военной карьеры

Матвей Иванович родился на Дону в семье казачьего полковника. К 13 годам начал службу казаком в войсковой канцелярии, а в 15 лет приступил к полковой службе. Прирожденными чертами конного бойца он сразу же обратил на себя внимание, в результате чего уже к 1770 г. заслужил чин есаула.

1782-1784 гг. прошли в походах по Крыму, несении пограничной стражи на Кубани, в военных экспедициях против закубанских народов. Под командованием Александра Васильевича Суворова он прошел хорошую боевую школу на Северном Кавказе.

От любви до ненависти

В Русско-турецкую войну 1787-1791 годов Матвей Иванович особо отличился при штурме Очаковской крепости. Во главе Чугуевского казачьего полка храбро сражался в Бессарабии. Платов оказался и одним из героев штурма крепости Измаил. Проявил себя и в Персидском походе 1796 г. при взятии крепости Дербент.

Честь — это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести — это порядочный человек.

Вариант 1

В моём понимании честь — это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.

Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёр­кивается в культуре всех народов.

Вариант 2

Честь – очень ценное качество, которое вызывает уважение общества и отдельно взятой группы, заслуживается через личные заслуги и твёрдые моральные принципы.

Человек, для которого честь стоит на первом месте, имеет непоколебимые взгляды и принципы. Такой человек придерживается моральных правил, уважает взгляды и мнения других людей. Для человека чести характерны такие качества, как искренность, честность, порядочность, совестливость и доблесть.

Человек чести всегда стоит за своим слово, никогда ничего не говорит просто так. Если пообещал обязательно сделает, а если не уверен, что сможет исполнить – не будет обещать.

Честь характерна только для сильных личностей, придерживаться своих принципов любой ценой очень сложно, для этого нужно иметь мужество и твёрдость. Человеком чести, как правило, восхищаются. Он вдохновляет окружающих своим поведением, у них появляется желание подражать ему.

Честь характерна для определённого слоя общества, как правило, им является привилегированное общество. К такому обществу относятся офицеры и военнослужащие. В истории было больше подобных групп, например, рыцари, купцы. К сожалению, с каждым годом общество всё больше и больше теряет установленные честью правила.

Человек чести умеет брать на себя и нести ответственность. Он никогда не станет скидывать ответственность и обязательства на других людей. Такой человек никогда не станет кого-то обвинять, списывать проблемы на какие-то обстоятельства, которые невозможно было предугадать.

Происхождение чести. Честь появилась, когда образовывалась княжеская дружина. Для дружины был разработан кодекс определённых правил. Соблюдение этих правил и являлось честью. Честь отличала правила дружины от общеустановленных, подчёркивало их высокий статус.

В наше время встретить человека чести достаточно сложно. Потому что сейчас эпоха эгоизма, корысти, наглости и неуважения. Честь исчезает, если спросить молодое поколение что это такое – мало кто даст правильный ответ. Большинство даже представление не имеет что это.

В настоящее время всё меньше и меньше людей способны пожертвовать собой ради других, тем более ради чистых принципов. Честь ещё сохраняется в военном кругу, но и там не все её имеют. Возрождению чести способствуют трудные времена, именно в этот период можно увидеть людей, для которых благосостояние и жизнь народа, важнее своей жизни.

Также в тяжёлые времена видно людей, которые начинают жить по законам животных. Им всё равно как, главное выжить. Они не думают о других. Такие люди полностью утратили честь или никогда её не имели. Человек чести никогда не опуститься до этого уровня.

Для общества потеря чести принесёт серьёзные последствия и беды. Общество начнёт медленно разлагаться.

Александр Сергеевич Пушкин всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны.

Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о крестьянской войне, но художественную форму обрело только одно — повесть “Капитанская дочка”. Это произведение было написано в 1833–1836 годах. Оно явилось как бы итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе его мысли, переживания, сомнения.

Одной из основных проблем, поднятых в произведении, является проблема чести и долга, которая реалистически показана автором во всех ее проявлениях: от чести и долга простого крестьянина или беглого казака до самой императрицы.

Главное действующее лицо повести — он же мемуарист-рассказчик ‑ Петр Гринев. Этот вполне заурядный человек волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера.

Петруша — молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образование у француза, который “не был врагом бутылки” и “любил хлебнуть лишнего”. Отец его — Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер, — рассматривал понятия чести и долга только с позиций офицера правительственных войск, считал, что офицер обязан выполнять все приказы начальства, “служить верно тому, кому присягнешь”.

Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания чести и долга, расширяет его до общечеловеческого и гражданского значения. Он, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице.

Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум. Когда в беде оказалась его возлюбленная Маша Миронова, он, не изменяя присяге, просит помощи именно у Пугачева.

Противопоставлен Гриневу Алексей Иванович Швабрин. Он — столичный дворянин, офицер гвардии, светски блестящий, но поверхностно образованный человек. В нем чтение сентиментальных романов и трудов французских просветителей воспитало лишь беспринципность и показной патриотизм.

Сосланный, очевидно, за дуэль, не имея никаких шансов на возвращение в Петербург, он примыкает к восстанию, видя в нем лишь возможность перемен и повышения по службе, а главное — сохранения жизни. Шьабрин презирает народ, ненавидит и боится Пугачева. Все его помыслы и действия лишь о нем самом; он — эгоист.

Когда все обороняют крепость и, уступив в сражении, отказываются признать в Пугачеве императора, он” с готовностью переходит на его сторону. Его подлость и низость проявляются и в отношениях с Машей Мироновой. Швабрин не смог покорить ее сердце и, став комендантом, пытался силой заставить ее выйти за него замуж.

Капитан Иван Кузьмич Миронов понимает честь и долг как истинный офицер, присягнувший императрице. Он бесстрашно защищает Белогорскую крепость, даже не имея хорошего вооружения. После сдачи крепости он отказывается признать в “беглом казаке” императора, за что тот лишает его жизни (“Не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника”).

Проблема чести и долга связана и с образом Пугачева. С точки зрения офицеров гвардии, он “беглый казак”, вождь антидворянского восстания, преступник, разбойник, но на самом деле у него есть и положительные черты. Ему не чужды понятия чести и долга.

Вспомнив о заячьем тулупчике и стакане вина, раз подаренном ему Гриневым, он оставляет ему жизнь, дарит коня, тулуп, дает денег, которые, правда, украл урядник. Пугачев живет по принципу: “Долг платежом красен”. Он не позволяет издеваться и мучить сироту и готов сам покарать обидчика. Именно он помогает Гриневу спасти Машу от Швабрина.

Совсем по-другому понимает честь и долг Савельич. Он не военный, не дворянин, не беглый каторжник, а простой, добросовестный и добродушный дворовый человек, крепостной крестьянин. Он самоотверженно любит Гринева и все старается сделать ради “барского дитяти”. Даже его скупость — это проявление заботы о барине.

Савельич готов пожертвовать всем, даже жизнью, ради Гринева: он бросается в ноги Пугачеву, умоляя его не вешать Петрушу, а для порядка повесить его. В этом и заключается его долг: присмотр и сохранение ребенка барина.

Понятия чести и долга мы видим и на примере урядника, “енералов” Пугачева и всего народа. Все они, не задумываясь, переходят на сторону сильнейшего. Для них не существует ни чести, ни долга. Урядник то служит коменданту, то Пугачеву, то помогает Маше и Гриневу.

“Енералы”, по словам Пугачева, “при первой неудаче… свою шею выкупят моею головою”. Народ же, как только восставшие заняли Белогорскую крепость, присягает Пугачеву, собирает деньги, которые он им бросает, выражает полную покорность.

Подводя итог, можно сказать, что в своем произведении А. С. Пушкин реалистически показал различные слои русского общества: от беглых и крепостных крестьян до служивых дворян, от самозванца до императрицы.

На их примере автор правдиво раскрыл положительные и отрицательные качества русского народа, но главной проблемой повести является проблема чести и долга.

В разных культурах и в разное время честь и мужество были неразрывно связаны друг с другом. Во многих случаях они были синонимами. Честь была главным аспектом настоящего мужчины.

Если мы бегло взглянем на историю — честь снова и снова всплывает как одна из главных тем в литературе и жизни. Поэмы Гомера — прежде всего о чести и стремлении человека сохранить ее. В пьесах Шекспира честь и мужество занимают центральное место. С 17-го и вплоть до 20-го века, юноши в Европе, России и Соединенных Штатах регулярно участвовали в дуэлях, отстаивая свою честь.

Но что же такое честь?

На самом же деле, честь – это достойные моральные качества человека, его непоколебимая вера в собственные идеалы, готовность следовать им.

Чтобы совершить благородный поступок, нужно подчинить все свое существо вере в то, что в основе всей человеческой жизни, да и вообще всего существования, лежит универсальное чувство правильного и неправильного.

Одни называют его естественным законом, другие ‑объективной истиной; независимо от его названия, оно остается одним и тем же — неизменным законом, которого все люди должны придерживаться. Стремление жить достойно и поступать правильно – это именно то, что руководит человеком, когда он оказывается перед выбором, решает, как поступать.

Выходит, что, несмотря на то, что все люди разные, в основе чести, морали и нравственности лежат общие, неизменные законы. Несмотря на то, что понятие чести создано людьми в соответствии с их воззрениями, несмотря на то, что понятие чести изменялось с течением времени, в его основе лежат универсальные принципы, которые понимает большинство людей.

Эти принципы были заложены в глубокой древности и определялись потребностями людей. Древние люди, которые занимались охотой и собирательством, понимали, что работать должны все, что никто не может жить за счет других и все должны трудиться на благо друг друга.

На кону стояла их жизнь и, если бы кто-то перестал трудиться на благо других – пострадали бы все. Этот принцип проносился сквозь тысячелетия, новые нормы закладывались, старые видоизменялись, но в их основе лежало одно – стремление упростить и облегчить жизнь каждого.

Мы должны радоваться тому, что, несмотря на упадок, честь не умерла сейчас и никогда не умрет, пока есть честные люди. Мы должны помнить, что быть честными, жить в соответствии с кодексом добра и зла никогда не будет легко, но этот путь стоит того, чтобы ему следовать.

Понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.

Читайте также: