Червяков маленький человек сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…” – Пушкин сказал так неслучайно. Это выражение можно в равной степени применить как к высокоморальному человеку, являющемуся пламенным поборником нравственности

(и автоматически наиболее суровым образом анализирующему свои собственные поступки и проступки), так и к человеку мелкому, не очень принципиальному и последовательному.

Яркой иллюстрацией подобного высказывания является ситуация, изображенная писателем А. П. Чеховым в рассказе “Смерть чиновника”. Главный герой данного произведения, мелкий и совершенно ничем не выдающийся из общей массы служащих, чиновник Червяков попадает в ситуацию, которая доставляет ему моральный дискомфорт. Углубляясь в пучину переживаний, внутренних метаний и смятения, Червяков тем самым медленно убивает себя

своими же руками. При этом никакие внешние факторы, казалось бы, не оказывают на него воздействия: даже человек, перед которым Червяков чувствует себя провинившимся – солидный генерал, давно уже забыл и о ситуации, в которой Червяков участвовал, и вообще о его существовании.

Никто не осуждает и не клеймит Червякова, никто не делает его изгоем. Но он уже сам для себя давным-давно определил степень своей вины, изрядно ее при этом преувеличив, и сам устраивает себе ежедневную экзекуцию. От осуждения толпы можно спрятаться, убежать, абстрагироваться.

От себя спрятаться невозможно; не получится и не обращать внимания на собственные душевные терзания. При этом, как мы видим, для того чтобы строго судить себя и мысленно признавать себя несостоявшимся, никчемным, виноватым человеком, совершенно необязательно придерживаться каких-либо из ряда вон выходящих нравственных принципов. Даже обычный обыватель, чиновник, человек, практически никогда не задумывавшийся о глобальных вопросах морали и нравственности, может раздуть собственный комплекс вины до колоссальных размеров.

Даже он способен довести ситуацию до абсурда и последовательно, планомерно заниматься самоуничтожением, буквально разъедая себя изнутри.

Финал таких ситуаций, как правило, трагичен и поучителен. Никто не сможет оправдать человека в собственных глазах, кроме него самого. Никто не сможет помочь человеку, который сам себе изначально не помощник.

Он не услышит слов одобрения, если не хочет их слышать, и не сможет противостоять даже самым незначительным внешним потрясениям, если внутренне готов только к тому, чтобы покорно принимать удары судьбы, считая их наказанием за собственную оплошность.


Одним из самых главных образов в русской литературе считается образ маленького человека, построенный на идеи справедливости человеческих отношений. Чехов обычно уделяет внимание тем, на кого внимание почти никто не обращает, а все из-за низкой занимаемой должности или же отсутствия каких-либо навыков, образования.

Чехов хочет сделать акцент на сострадании, милосердии и терпении, показывая маленького человека в своих произведениях драматического характера.

Кто такой маленький человек?


В каждом рассказе А. П. Чехова имеются образ маленького человека, практически незаметного, но каждый из них обладает своими способностями и желаниями, которые по каким-то причинам ему не удалось реализовать в своей жизни.

Автор: Милана Асяева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Глупость Червякова



(Игорь Ильинский играет Червякова в фильме по рассказу Чехова, 1978)

Такое происшествие довело Червякова почти до нервного срыва. Вследствие этого, чиновник отправляется домой без настроения и в своих раздумьях, ложится на свой диван и просто умирает. Его сердце не выдерживает напряжения из-за сильных переживаний, и останавливается. Глупые переживания! Почему же он так сильно принял в душу случившуюся ситуацию? Если рассуждать, то тут все очень просто – он посчитал себя неудачником, жалким человечишкой, которого нельзя прощать. Именно своими переживаниями он и довел себя до такого безумия – банальной смерти.

Обычно Чехов высмеивал пороки в людях и этот случай не исключение. Автор и сам не понимал, как можно так сильно унижаться перед другим человеком, выпрашивая прощение и не понимая, что его и так простили. Именно за это и был наказан Червяков, ситуация забрала его жизнь.

— Как реагирует генерал на назойливость чиновника? Оправданы ли эти действия? (Выборочная работа с текстом, работа с интонацией.)

Работа в тетради

Выпишите в тетрадь, последовательно располагая слова и словосочетания, усиливающие гнев генерала:

Сказал и нетерпеливо шевельнул нижней губой; состроил плаксивое лицо; сказал он, скрываясь за дверью; гаркнул; повторил, затопав ногами.

— Какой приём использует здесь автор, показывая, как нарастает гнев генерала? (Приём градации — последовательно усиливается гнев генерала из-за назойливости Червякова. Возрастающая градация обычно используется для эмоциональной выразительности и воздействующей силы текста).

— А в эпоху 80-х годов 19 века могли страх чиновника и гнев генерала иметь основания? Конечно, ведь в эту эпоху царила атмосфера приниженности и страха. Чехов на примере комического столкновения маленького чиновника и генерала показывает особенности общественных отношений в старой России

Червяков убеждается, что все его опасения верны, возвращается и умирает.

Только что мы проследили по тексту, как при помощи краткости, скупости языковых средств Чехов достоверно и точно создаёт психологический рисунок. Но на первом месте — деталь, которая и заменяет многоречивые описания. К тому же она стимулирует творческое воображение читателя.

(Деталь — один из приёмов писателя, который помогает представить изображаемую картину, предмет, характер в его неповторимой индивидуальности. (запись в тетради).

История создания

Существует несколько версий создания рассказа “Смерть чиновника”. Одна из них говорит о том, что история произошла в реальности, в Большом театре, о чём автор узнал у управляющего императорскими театрами.

По другой версии – источником вдохновения для Чехова стал Жемчужников Алексей, известный юморист и любитель розыгрышей. Ходили слухи о том, что шутник специально наступил на ногу одному высокопоставленному лицу, а после изводил его извинениями и визитами вежливости.

Третья версия появления чеховского сюжета: случай, который произошёл в Таганроге (родине писателя) в 1882 году. Некий работник почты после конфликта с начальством пытался принести свои извинения, но его не приняли и не поняли. В отчаянии служащий покончил жизнь самоубийством. Как бы то ни было, художественно переосмысленный сюжет получил у Чехова воплощение в гениальном рассказе, написанном менее, чем за два дня. Впервые опубликовано произведение было в 1883 году в журнале “Осколки” под псевдонимом А. Чехонте.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Смерть чиновника.

Год написания – 1883 год, 25-26 июня.

История создания – рассказ опубликован в 1883 году в журнале “Осколки”, идея сюжета взята автором из реальной жизни и творчески переработана.

Тема – тема маленького человека, самоуничижения и чинопреклонения.

Композиция – чёткая, свойственная жанру рассказа. Личность повествователя просматривается, привнося оценку и эмоциональную окраску происходящему.

Жанр – рассказ. Чеховский рассказ похож на форму “сценки”, поэтому его произведения особенно хороши при постановке в театрах и экранизации.

Направление – реализм, свойственный второй половине 19 века.

Сюжет и название. Смешное и трагическое в рассказе

У Чехова обычно в центре рассказа не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот. Причем случай далеко не случаен — он высвечивает определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов обладал гениальным даром замечать в действительности такие ситуации, в которых персонажи раскрывались бы не просто с максимальной, но с исчерпывающей полнотой и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.

Вариант 2

Произведение Антона Павловича обладает особыми чертами повествования. Читатель изначально знает, что произойдёт с главным героем. Писатель умело сочетает такие стили, как драма и комедия. Ситуация, в которой оказался мелкий чиновник настолько глупа, что обычному человеку сложно понять поведения персонажа.

Червяков относится к маленьким людям, которые привыкли пресмыкаться перед всеми власть имеющими. Чиновник случайно чихнул на генерала. По факту, его извинения было вполне достаточно. Однако, Червяков настолько перепугался от случившегося, что своими извинениями и признанием вины достал генерала.

Бризжалов был бы давно рад забыть произошедшее, но не тут-то было. Мелкий чиновник не давал покоя генералу. Постоянно мельтеша у него перед глазами. По началу Бризжалов игнорировал эти действия, но потом его терпение закончилось. Он оттолкнул настырного Червякова, а тот в свою очередь воспринял это по-своему. Мир маленького человека был вмиг разрушен.

Он разволновался настолько сильно, что его организм не выдержал стресса. Любой адекватный человек давно бы забыл эту ситуацию. Сразу извинился и больше не напоминал о подобном инциденте. Поведение героя продиктовано его низкой природой. Он привык преклоняться перед людьми высокого ранга.

Червяков забыл одно: они тоже люди. Генералы способны понять простых людей, которые могут оказаться в неприятной ситуации. Своими бесконечными извинениями и напоминаниями об этой глупой ситуации Червяков обострил восприятие генерала.

Ему опротивело поведение героя. Ошибка чиновника состояла в том, что он был сильно навязчив. Навязчивость была продиктована неуверенностью, чувством вины и низкой самооценкой. Персонаж опустил себя настолько низко, что генералу стало неприятно с ним общаться.

Нельзя преклоняться перед людьми высокого ранга. Они не боги. Сегодня у них есть большие возможности, деньги и связи, а завтра нет ничего. Такое понятие как чувство собственного достоинства абсолютно чуждо главному герою. Так глупо и настойчиво унижаться не понятно ради чего.

На самом деле герой был давно мёртв. Его смерть была не физической, а духовной. Он потерял себя как личность, пресмыкался перед властными и богатыми людьми. Ожидал от них похвалы, а когда получил отвержение и позор, не смог перенести этого.

Если бы только Червяков научился объективно оценивать ситуацию и правильно себя вести, всё бы кончилось иначе.

Другие сочинения: ← Вишневый сад драма или комедия↑ Чехов А.П.Основной конфликт в пьесе Вишневый сад →


Одним из самых главных образов в русской литературе считается образ маленького человека, построенный на идеи справедливости человеческих отношений. Чехов обычно уделяет внимание тем, на кого внимание почти никто не обращает, а все из-за низкой занимаемой должности или же отсутствия каких-либо навыков, образования.

Чехов хочет сделать акцент на сострадании, милосердии и терпении, показывая маленького человека в своих произведениях драматического характера.

Кто такой маленький человек?


В каждом рассказе А. П. Чехова имеются образ маленького человека, практически незаметного, но каждый из них обладает своими способностями и желаниями, которые по каким-то причинам ему не удалось реализовать в своей жизни.

В образе генерала Чехов последовательно проводит то же разделение на человека и чиновника. У генерала не было повода быть недовольным Червяковым-чиновни-ком, но он раздосадован поведением Червякова-челове-ка. И когда назойливость Червякова стала чрезмерной, перешла все границы, генерал счел, что чиновник над ним смеется и издевается:

«Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

В 1884 году Чехов закончил университет и стал работать врачом в Воскресенске, Звенигороде. Он не только лечил больных, но и ездил на вскрытия, выступал экспертом в суде. Летние месяцы он проводил под Москвой. Круг его знакомых резко возрос — здесь и видные художники (И. И. Левитан), и литераторы.

В ту же пору (в 1885—1887 годы) окончательно определились основной герой рассказов Чехова — средний человек из самых разных социальных слоев и групп и объект изображения — обыденная, повседневная жизнь. В герое Чехова нет ничего странного, выделяющего его среди других, ему свойственны качества всех, у него те же достоинства, что у большинства, и те же недостатки, те же иллюзии. Он совершает те же ошибки и переживает те же неудачи, что и большинство людей. Чехов пристально следит за массовым сознанием и стремится понять сдвиги, которые происходят в нем и в обществе.

Глупость Червякова



(Игорь Ильинский играет Червякова в фильме по рассказу Чехова, 1978)

Такое происшествие довело Червякова почти до нервного срыва. Вследствие этого, чиновник отправляется домой без настроения и в своих раздумьях, ложится на свой диван и просто умирает. Его сердце не выдерживает напряжения из-за сильных переживаний, и останавливается. Глупые переживания! Почему же он так сильно принял в душу случившуюся ситуацию? Если рассуждать, то тут все очень просто – он посчитал себя неудачником, жалким человечишкой, которого нельзя прощать. Именно своими переживаниями он и довел себя до такого безумия – банальной смерти.

Обычно Чехов высмеивал пороки в людях и этот случай не исключение. Автор и сам не понимал, как можно так сильно унижаться перед другим человеком, выпрашивая прощение и не понимая, что его и так простили. Именно за это и был наказан Червяков, ситуация забрала его жизнь.

Червяков не способен осознать, что то, что произошло – мелочь, поскольку он привык к тому, что перед вышестоящими людьми нужно чуть ли не стелиться. Рабское мышление погубило Червякова. Не мысли он так, генералу бы и в голову не пришло замучить бедного экзекутора. Но, к сожалению, перестать быть рабом очень сложно, потому что такие люби привыкли пресмыкаться, им сложно перестроиться и начать жить нормально, не пытаясь угодить подобным генералам.

Антон Павлович призывает читателей не быть такими же, как Червяков, а постоянно воспитывать в себе самоуважение и никогда не раболепствовать ни перед кем, потому что человеческое достоинство – это одна из самых главных ценностей нашей жизни.

“Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника”

“Маленький человек” в рассказе Чехова “Смерть чиновника”

I. Суд человеческий и суд совести.

II. Самоуничтожение чиновника Червякова.

III. Страх и скудоумие – главные враги человека.

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…

Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно…” – Пушкин сказал так неслучайно. Это выражение можно в равной степени применить как к высокоморальному человеку, являющемуся пламенным поборником нравственности

(и автоматически наиболее суровым образом анализирующему свои собственные поступки и проступки), так и к человеку мелкому, не очень принципиальному и последовательному.

Яркой иллюстрацией подобного высказывания является ситуация, изображенная писателем А. П. Чеховым в рассказе “Смерть чиновника”. Главный герой данного произведения, мелкий и совершенно ничем не выдающийся из общей массы служащих, чиновник Червяков попадает в ситуацию, которая доставляет ему моральный дискомфорт. Углубляясь в пучину переживаний, внутренних метаний и смятения, Червяков тем самым медленно убивает себя

своими же руками. При этом никакие внешние факторы, казалось бы, не оказывают на него воздействия: даже человек, перед которым Червяков чувствует себя провинившимся – солидный генерал, давно уже забыл и о ситуации, в которой Червяков участвовал, и вообще о его существовании. Никто не осуждает и не клеймит Червякова, никто не делает его изгоем. Но он уже сам для себя давным-давно определил степень своей вины, изрядно ее при этом преувеличив, и сам устраивает себе ежедневную экзекуцию. От осуждения толпы можно спрятаться, убежать, абстрагироваться. От себя спрятаться невозможно; не получится и не обращать внимания на собственные душевные терзания. При этом, как мы видим, для того чтобы строго судить себя и мысленно признавать себя несостоявшимся, никчемным, виноватым человеком, совершенно необязательно придерживаться каких-либо из ряда вон выходящих нравственных принципов. Даже обычный обыватель, чиновник, человек, практически никогда не задумывавшийся о глобальных вопросах морали и нравственности, может раздуть собственный комплекс вины до колоссальных размеров. Даже он способен довести ситуацию до абсурда и последовательно, планомерно заниматься самоуничтожением, буквально разъедая себя изнутри.

Финал таких ситуаций, как правило, трагичен и поучителен. Никто не сможет оправдать человека в собственных глазах, кроме него самого. Никто не сможет помочь человеку, который сам себе изначально не помощник. Он не услышит слов одобрения, если не хочет их слышать, и не сможет противостоять даже самым незначительным внешним потрясениям, если внутренне готов только к тому, чтобы покорно принимать удары судьбы, считая их наказанием за собственную оплошность.

В рассказе присутствуют всего три персонажа: чиновник с говорящей фамилией Иван Дмитриевич Червяков, жена Червякова и генерал Бризжалов. Наибольше внимания Чехов уделяет чиновнику, ведь это главный герой, объект насмешки. Остальные персонажи автора не интересуют.

Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.

В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Уже с этого момента порождается конфликт, традиционный для Чеховских произведений. Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. Но в рассказе присутствуют существенные сдвиги: генерал крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.

Такой неожиданный и комический поворот событий заключается именно в особенном мировоззрении главного героя. И умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы нарушил человек высокого чина.

Мастер малого жанра и в этот раз не смог изменить своему стилю. Чеховская лаконичность просто поражает. В его небольших произведениях зачастую заложен глубокий смысл, а познать его можно только благодаря художественным деталям, которые призваны донести читателю основную идею. В данном рассказе не чувствуется присутствия автора, Чехов отстраняется от героев. Этот прием помогает описывать действия еще более объективно.

По писателю: Чехов Антон Павлович

“Смерть чиновника” Чехова

Выдающийся русский прозаик и драматург Антон Павлович Чехов известен на весь мир своими блестящими пьесами, повестями, рассказами. Однако путь в большую литературу Чехов прокладывал маленькими комическими историями, такими себе анекдотическими зарисовками.

История экзекутора Червякова

Талантливый молодой литератор, подписывавшийся именем Антоша Чехонте, выдавал десятки коротких смешных историй, которые пользовались большой популярностью у читательской аудитории.

Свои истории автор никогда не выдумывал, а подсматривал, подслушивал в жизни. Любой анекдот он умел превратить в остроумный рассказ.

Однажды хороший приятель семьи Чеховых Владимир Петрович Бегичев (писатель, управляющий московских театров) рассказал занятную историю о том, как один человек случайно чихнул на другого в театре. Он так разволновался, что на следующий день пришел просить прощения за произошедший конфуз.

На минуту оторвавшись от бинокля, он окидывает блаженным взглядом зрительный зал и совершенно случайно чихает. Такой конфуз может произойти с каждым человеком и, прекрасный экзекутор Червяков не исключение. Но вот незадача – он обрызгал лысину впереди сидящего человека.

Посоветовавшись с женой, на следующий день Червяков появляется в приемной Бризжалова. Он собирается пояснить высокопоставленному лицу, что чихнул не нарочно, без всякого злого умысла. Но генерал слишком занят, в спешке он несколько раз бросает, что это, право, смешно извиняться за такое.

Читайте также: