Чему учит роман отцы и дети современную молодежь сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Отцы и дети.

Год написания – 1860 – 1861 гг.

Композиция – Композиция романа построена на противопоставлениях, на принципах контраста.

Жанр – Роман.

История создания

История создания “Отцов и детей” довольно увлекательна. Первые задумки романа возникли у писателя в 1860 году, когда он был в Англии. Волею случая, Иван Сергеевич вынужден был целую ночь провести на железнодорожном вокзале, где он и познакомился с молодым врачом. Писатель и новый знакомый проговорили всю ночь, именно его идеи Иван Сергеевич вложил в речи своего будущего главного героя романа – Базарова.

В том же году, писатель вернулся в Париж, где и начал написание первых глав произведения. Летом 1861 года, уже в России, работа над произведением была завершена. Это был роман, написанный в самые минимальные сроки, от замысла до года написания прошло всего около двух лет, а в 1862 году роман уже вышел в печать.

Свои идеологические разногласия с критиком Добролюбовым, писатель отразил в отношениях героев романа, в их спорах между собой.

Сочинение на тему актуальность романа отцы и дети

Проблематика романа – глобальна. автор затрагивает извечные проблемы отцов и детей.

Зарождается новый тип человека, мыслящего прогрессивно, с твердыми и решительными убеждениями, призывающего к разрушению старого. Базаров – это типичный представитель нового поколения, отрицающей старый мир, антагонистом которого является Павел Кирсанов. Кирсанов – ярый приверженец старых взглядов, потомственный дворянин. Ему близки и понятны патриархальные устои, в них он видит смысл жизни, и старается соответствовать своим убеждениям.

Основная мысль книги – поставить читателя перед серьезным выбором, понять, что является важным и главным для дальнейшего развития жизни, ленивое созерцание происходящего, или борьба за новое, прогрессивное будущее.

Можно сделать вывод, что книга автора имеет воспитательную цель, главное – понять ее суть, а выбор зависит от каждого, автор лишь подталкивает к правильному решению, не навязывая своего мнения.

После бурной реакции критика Каткова на первоначальную рукопись, писатель внес некоторые изменения текста, а некоторые фрагменты эпизода, где идет спор Базарова с Кирсановым, вовсе переделал, сделав значительные сокращения.

Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" является одним из величайших произведений 19 века. Он актуален и сегодня, спустя почти два века, ведь автором затронута одна из самых главных проблем, которая, на мой взгляд, не найдёт своего решения — проблема взаимоотношений старшего и младшего поколений, которая перерастает в более масштабную — общественную проблему.

Это происходит из-за того, что человек мыслящий, считающий по-своему, по-новому, часто становится отвергнутым обществом.

В попытках отстоять свою точку зрения, которая, зачастую не соответствует общественным нормам и каким-либо образом противоречит его стандартам, этот человек человек остаётся непонятым и непринятым и обречён на одиночество.

Таковым является Евгений Базаров, чей образ был центральным в данном произведении. Молодой человек лет тридцати — яркий представитель молодёжи 19 века. По своим убеждениям — нигилист, не верит ни во что, за исключением своих идеалов, которым остаётся верен. Он искренне предан своим убеждениям и своему делу, максимально прост в общении с окружающими, неробок и ироничен по отношению к собеседникам. В целом, его можно считать своеобразным "кумиром" для молодёжи того времени, к образу которого многие стремились.

Но все люди априори не могут иметь одинаковые взгляды и мнения, особенно расходятся они у представителей разных поколений. Конфликт "века нынешнего" и "века минувшего" сильнее всего выделяется в отношениях между Базаровым и истинным русским аристократом Павлом Петровичем Кирсановым, хоть эти люди и не имеют родственных отношений. Дворянин придерживается старых идей и взглядов, ничем не занимается, чрезмерно аккуратен и осторожен, является полной противоположностью молодого нигилиста. По мнению Евгения, Кирсановы, как и все аристократы, бесполезны для общества, они не в силах улучшить жизнь народа и внести вклад в общество. Оба героя занимают противоположные жизненные позиции. В их спорах затрагиваются многие вопросы, связанные с природой, любовью, общественным устройством и менталитетом, и у каждого своё мнение по каждому из вопросов. Павел Петрович стремится защитить старые устои, Базаров же, напротив, выступает за их разрешение, "ведь надобно и строить, , а сперва нужно место расчистить".

Ещё одной вечной темой, затронутой в произведении Тургенева, является тема любви. Герои также по-разному относились к этому чувству: по мнению Базарова, "это всё романтизм, чепуха, гниль, художество", нечто примитивное. Кирсанов же готов открыть всю душу навстречу этому прекрасному чувству. Именно из-за своего юношеского максимализма Базаров не учёл тот факт, что человек редко может управлять своими чувствами, особенно такими, как любовь.

Роман, на мой взгляд, не утратит своей актуальности, ведь всегда будут люди, стремящиеся изменить мир или хотя бы повлиять на него, но, к сожалению, в большинстве случаев они будут либо проигнорированы, либо вовсе отвергнуты обществом. Взгляды у разных поколений никогда не смогут быть одинаковыми, но каждый представитель обеих сторон будет отстаивать свою точку зрения.

Интересно, что практически каждый современный читатель способен увидеть себя в образе действующих лиц романа. На мой взгляд, это большая редкость для русской литературы — суметь отразить образы в лицах спустя столь долгое время.

О ЧЕМ МЕНЯ ЗАСТАВИЛ ЗАДУМАТЬСЯ РОМАН И. С. ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”?

Всякий человек сам себя воспитать должен.

“Отцы и дети” – одно из лучших произведений великого русского писателя И. С. Тургенева. О чем этот роман? О противоречиях, всегда возникающих между двумя разными поколениями, – поколениями “отцов” и “детей”? О спорах между двумя различными идеологиями, двумя культурами, двумя классами?

На первый взгляд, именно на этих спорах и противоречиях строится основной сюжет произведения Тургенева.

Но по мере того как мы углубляемся в чтение романа, мы начинаем понимать, что смысл, заложенный автором в его творение, намного глубже и серьезнее.

Проблема “отцов” и “детей” не раз поднималась в русской классической литературе. Тема эта – одна из вечных тем, остающихся актуальными во все времена. Но, раскрывая ее, автор не ограничивается всего лишь описанием споров между представителями старшего и младшего поколений.

Он рассматривает этот вопрос, проникая в самую глубь проблемы, включающей в себя целый ряд нравственных проблем. Это и проблема образования, проблема выбора нравственных

правил и критериев, проблема благодарности молодого поколения своим отцам, проблема непонимания, проблема самоопределения и т. д. Извечная борьба старого с новым – кто прав в этой борьбе? Старики хотят сохранить свои традиции, отстоять свои принципы, веру в авторитеты.

Молодые хотят изменить мир, хотят двигаться вперед, развиваться, совершенствоваться и свергать те отжившие постулаты, которые мешают им на пути к цели. Позиция каждого из них оправданна. Но как же им прийти к взаимопониманию, как сохранить семейные узы, как не утратить в этой борьбе свою душу? Вот над чем заставляет задуматься нас И. С. Тургенев. “Каков батька, таковы и детки”, – гласит народная пословица.

Почему же в реальной жизни все оказывается наоборот? Родные, близкие друг другу люди не понимают друг друга, превращаются в злейших врагов и не могут, да и не хотят найти компромисс. Родители навязывают детям свою мораль, свои жизненные принципы, которые не всегда оказываются достойными подражания. Дети отрицают и высмеивают эти принципы, задевая отцов за живое.

В то же время кровные узы не позволяют детям окончательно порвать со старшим поколением. Это наиболее ярко видно на примере отношения Евгения Базарова к своим родителям. Внешне герой стремится показать свое равнодушие. Но что чувствует он в глубине души?

Любовь? Жалость? Благодарность зато, что именно они дали первые импульсы, заложили основу для развития его личности?

Думаю, все эти чувства присутствуют в душе Евгения. Почему-то, в силу своих ошибочных убеждений, он считает постыдным проявление нежных чувств к родителям. Хотя самому себе признается, что на таких, как они, на силе их души, на их вере и любви держится Россия.

“Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я”, – заявляет Базаров Аркадию. Но ведь начало этого воспитания положили именно родители. А Евгений, став взрослым и определив свою жизненную. позицию, отдалился от них, перестал их понимать, принимать такими, какие они есть, прощать им их наивность, оплошности, ошибки.

Так о каком же воспитании, а точнее, самовоспитании, может тогда идти речь, если герой отбросил самый важный нравственный аспект – любовь и уважение к старшим, к тем, кто вырастил его и открыл ему дорогу в жизнь?

Развивая тему “отцов” и “детей”, Тургенев идет дальше в своих философских размышлениях. В спорах между поколениями нам открывается сущность самых важных Вопросов в жизни каждого человека. В столкновениях героев между собой, а главное, с живой жизнью, природой, любовью, искусством, проходят проверку все принципы и убеждения персонажей.

И мы вместе с ними понимаем, что в жизни существуют вещи, которые не зависят ни от времени, ни от общественного устройства, ни от взглядов и стремлений отдельно взятого человека. Они просто существуют, силой своей истинности обезоруживая всякого, кто позволил себе усомниться в них. Такую довольно жестокую, но справедливую проверку устроила жизнь Евгению Базарову.

Он осмелился отрицать поэзию, искусство, музыку. Но искусство оказалось сильнее его. Потому что настоящее искусство – бессмертно. Он попытался выступить против природы, утверждая, что она не храм, а всего лишь “мастерская”.

Но природа показала свою власть не только над характером героя, но и над самой его жизнью. Писатель убеждает нас в могуществе, вечности и величии природы, рисуя великолепные русские пейзажи: “Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, травы”.

Природа способна управлять всем на земле, даже душой человека, его настроениями, его мыслями и чувствами. Евгений Базаров отрицал даже любовь. Но, увидев Одинцову, он был вынужден поступиться своими принципами, поддавшись романтическому чувству.

И это Базаров, который отрицал романтику вообще! На этом примере автор дает нам понять, что какие бы смелые мысли ни высказывал человек по отношению к чувствам, жизнь всегда расставит все по своим местам. Потому что сердце не всегда согласно выслушивать доводы разума. И такие чувства, как любовь, не поддаются никакому расчету.

Герой Тургенева пытается все объяснить с точки зрения логики и материальных критериев. Но сам же противоречит себе в своих рассуждениях: “Я придерживаюсь отрицательного направления в силу ощущений. Мне приятно отрицать, мой мозг так устроен, и баста!

Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? Тоже в силу ощущения – это все едино”. Ощущения!

Ведь он не оставляет права на существование никакому чувству, никаким душевным порывам. А сам руководствуется именно ими!

Таким образом, шаг за шагом разоблачая нигилистские взгляды своего героя, автор заставляет нас задуматься над вечными нравственными ценностями, такими как уважение к старшим, любовь, дружба, сочувствие, чувство прекрасного. Он также указывает нам на значение для духовного развития человека искусства, литературы, музыки, живописи. Он вселяет в нас восторженное отношение к природе, воспитывает умение ценить красоту и беречь эту красоту – как вокруг себя, так и в своем сердце.

Содержание
Работа содержит 1 файл

Отцы и дети. Проблемы современной молодежи..doc

Нравственная сторона конфликта по своему характеру более трагична, чем социальная, ибо задевается душа человека, его чувства.

Очень часто дети, когда вырастают и начинают жить самостоятельной жизнью, уделяют своим родителям все меньше и меньше внимания, все больше отдаляются от них.
Итак, как мы видим, проблема отцов и детей нашла наиболее полное отражение в русской классической литературе, многие писатели обращались к ней, считая ее одной из злободневных проблем современной им эпохи. Но эти произведения популярны и актуальны и в наше время, что свидетельствует о том, что проблема взаимоотношений между поколениями принадлежит к вечным проблемам бытия.

«Проблемы нынешней молодежи.

В современном мире проблема отцов и детей не стала менее актуальной, чем сто лет назад, и кажется, что сейчас она приобрела новые формы и стала более глубокой.

В любой семье случаются проблемы в отношениях между родителями и детьми, и от этого никуда не деться, так как разрыв между поколениями большой. Родители не понимают своих детей, потому что их учили по-другому жить и мыслить. Родители всегда стремятся навязать ребенку определенную линию поведения, которая соответствует их нормам поведения и идеалам, но такой метод воспитания не всегда приводит к желаемому результату.

Большое место в современной литературе занимают произведения о сложных нравственных поисках людей, о ценности жизни человека, о его взаимодействиях с окружающими. Многих авторов волнует тема сложных отношений родителей и детей. Абсолютно каждый сталкивается с этой проблемой, и поэтому люди проявляют интерес к произведениям, затрагивающим данный аспект.

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово Башкирской АССР, по образованию биолог-генетик, что никак не помешало стать ей известной писательницей. Все рассказы Улицкой основаны на её жизненном личном опыте или пересказаны со слов друзей, знакомых, соседей, родственников. Её биография уже могла бы служить материалом для отдельной книги.

Все свои произведения Улицкая связывает со своим личным жизненным опытом. Например, рассказы из этой серии она считает своим детством. Это, в большинстве своём, то, что она пережила в свои детские годы – время детей, рождённых в конце сороковых начале пятидесятых. Время, когда детей воспитывали на вере в светлое будущее, а взрослые боялись преследований.

Людмила Улицкая вспоминает, что бабушка её очень часто, прежде чем что-либо рассказать ей, подзывала внучку на середину комнаты, потому что боялась того, что соседи могут донести.

Тщеславие Улицкая преподносит нам на примере Симки, которая любит похвалить каждую свою вещь. Для Симки нет в мире тряпки лучше, чем её собственная, нет в мире человека лучше, чем её покойный муж. Она окружает себя стеной самолюбия, но при этом вся её гордость разбивается в одну минуту и превращается в ненависть к своей дочери.

В произведениях этого автора герои — не идеальны, но очень реалистичны. Каждая история — интересный рассказ о жизни обычных людей. Отношения героев часто противоречивы, но таят в себе любовь, любовь родителей к детям, детей к родителям. Ее произведения учат добру, терпению даже в самые трудные моменты жизни. Людмила Улицкая считает, что если в семье есть это важнейшее чувство — любовь, то будет и взаимопонимание, и исчезнут конфликты между родными.

Сын на похороны матери не прилетел…

Павел Санаев - писатель, сценарист, переводчик. Родился в 1969 году. В 1992 году окончил сценарный факультет Всесоюзного Государственного Института Кинематографии. В 1994 году написал повесть "Похороните меня за плинтусом". В 1996 ее опубликовали в журнале "Октябрь", и в том же году ей была присуждена премия журнала "Октябрь" за лучший дебют.

В 2007 году изданием книги занялось крупнейшее российское издательство "АСТРЕЛЬ", и с этого момента вокруг "Плинтуса" начался настоящий ажиотаж. За три года разошлось около полумиллиона экземпляров, и книга продолжает пользоваться спросом.

Нервная обстановка в доме, разъедающая душу ребенка, травля родной матери у него на глазах, кроме крайнего вреда всей его нравственности, ни к чему другому привести не может. Он попал в положение, когда его волей-неволей заставляют предавать собственную мать, когда он постоянно становится свидетелем чудовищных сцен.

Бабушка - тиран в семье. Ее стремление подчинить все своей воли, контролировать жизнь своих близких довольно четко прослеживается на страницах повести.

Единственный способ заслужить уважение родного человека – заболеть.

Но, несмотря на все это, бабушку невероятно жаль. Печальная история ее жизни открывается в главе "Ссора". Бабушка - психически нездоровый человек. Во-первых, влияние таких же родителей, как и она сама, которые, возможно, сломали ей жизнь. Во-вторых, глубокая травма в молодости - потеря первого ребенка и, наконец, психиатрическая больница, после которой, по выражению дедушки, "жизнь и кончилась". Очень грустно говорить о том, что результат всех этих несчастий обрушился на Сашеньку.

Читайте также: