Чем сочинение отличается от очерка

Обновлено: 08.07.2024

Статья. Сочинение в жанре литературно-критической статьи является наиболее сложным и ответственным, поскольку оно требует не просто критического отношения к произведению, но отношения научно-исследовательского. Вы должны открыть в произведении нечто новое, то, что еще не стало предметом научного исследования.

Такого рода сочинение должно быть концептуальным, то есть отражать авторское видение, понимание и оценку произведения.

Можно сказать, что сочинение в жанре статьи доступно для немногих, ибо оно предполагает наличие у пишущего

художественного чутья и склонности к литературоведческому анализу. В сочинении такого жанра необходима основательная теоретическая подготовленность, широкая литературоведческая эрудированность, взвешенность и обоснованность суждений, логичность и убедительность аргументации, точность словоупотребления.

Разница между статьей и рецензией – в предмете анализа и его объеме. Предметом рецензии должно быть относительно новое, недавно появившееся произведение, предметом литературно-критической статьи может стать произведение классическое, давно известное. Рецензия должна охватывать произведение

в целом, статья – один из аспектов (сюжетно-композиционный, пространственно-временной, речевой) анализируемого произведения.

Очерк. Если в центре внимания рецензии и статьи – явление литературное, то в центре очерка – явление жизненное: встреча с незаурядным человеком, интересное событие или происшествие, очевидцем которого Вы были. Ваша задача – рассказать об этом в своем сочинении, но не просто рассказать, а показать этого человека, событие, явление в действии, развитии, раскрыть сущность происходящего, показать его общественную значимость.

Вместе с тем предметом Вашего очерка может стать будничное явление, заурядное событие, за которыми Вы должны увидеть большую, жизненно важную тему и суметь отразить ее в сочинении. Таким образом, сочинение в жанре очерка требует наблюдательности, всестороннего знания фактического материала, определенного литературного мастерства. Этот жанр позволяет выделить ту или иную сторону жизни, тот или иной характерный случай, обрисовать и человека, и среду, и пейзаж, используя при этом яркие, образные средства.

Жанр очерка наиболее соответствует темам, связанным с экологической, исторической, гражданской проблематикой. Советуем Вам освоить жанр путевого очерка.

Путевой очерк – рассказ о путешествии, включающий материал географического, исторического и этнографического характера. Н. Г. Чернышевский отмечал, что “путешествие соединяет в себе элементы истории, статистики, государственных наук и совмещает в легкой форме самое богатое и заманчивое содержание. Путешествие – это отчасти роман, отчасти сборник анекдотов, отчасти история, отчасти политика, отчасти естествоведение”.

Обратите внимание, что только путевой очерк позволит Вам перемещаться в пространстве и времени, населять очерк самыми разнообразными людьми, сделав их, например, Вашими соседями по купе, поднять множество различных проблем. Для композиции путевого очерка характерны сменяющие одна другую картины, портреты, наблюдения, раздумья, ассоциации, лирические отступления. Путевой очерк может быть написан в виде дневника, писем, репортажа.

Эссе. Разновидность очерка, в центре внимания которого не жизненное явление, что и отличает его от традиционного очерка, а анализ литературно-критической, исторической, эстетической, философской или религиозной проблемы. Главную роль в эссе играет не воспроизведение фактов, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций.

Жанр эссе предполагает индивидуальность осмысления проблемы, неаргументированность отдельных выводов, свободную композиционную организованность сочинения, афористичность и образность речи.

Отсутствие четких жанровых признаков не делает эссе легкой и доступной формой. Сочинение в жанре эссе требует от пишущего эрудированности, склонности к рассуждениям, оригинальности мышления, легкости изложения. В жанре эссе следует писать сочинения на свободную тему, в центре которой проблема, однозначно неразрешимая.

Образцами эссе могут служить “Опыты” Мишеля Монтеня. Познакомьтесь с некоторыми из них: “О речи живой и о речи медлительной”, “Об искусстве беседы”.

˜ОЧЕРК,
1) в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы.
2) Публицистический, в т. ч. документальный, очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого истолкования их автором.

ЭСјŠ(франц. essai — опыт, набросок) , жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра — Мишель Монтень; в русской литературе образцы у Ф. М. Достоевского, В. В. Розанова, Вячеслава И. Иванова) .

СОЧИ͘ЕНИЕ (паратаксис) , в лингвистике — синтаксическая связь соединения грамматически равноправных единиц языка: слов, словосочетаний, предложений. Основные разновидности сочинительной связи — соединительная, противительная, разделительная.

Эссе и очерк – это литературные произведения небольшого объема.


Как видим, уже из самого перевода становится очевидно, что понятия эссе и очерк много что объединяет.

В очерке автор передаёт события, который действительно произошли ранее. Излагает их на основе известных ему достоверных фактов. Часто в очерке поднимаются социальные проблемы на злободневные темы.

В эссе автор излагает собственные мысли, наблюдения, впечатление по какому-либо вопросу или предмету. Автор не претендует на достоверность своего суждения и полноту изложения. Это, прежде всего, его личное мнение. Эссе предполагает и ведет к дискуссии, размышлению, обсуждению.

Нельзя не заметить, что наши многие ответы на БВ попадают под такое определение. Их вполне можно назвать этим литературным жанром – эссе.

Эссе.
Тот, кто знаком с этим удивительным литературным жанром, кто любит его, и кто хоть однажды пробовал написать эссе, наверное, согласится с тем, что он идеально подходит для автора, желающего высказаться по актуальной теме и жаждущего донести до читателя свою точку зрения на неё. В том и состоит отличительная особенность эссе, что он является глубоко личностным литературно-публицистическим жанром, и главное в нём – это индивидуальное мышления автора, своеобразие и неповторимость его художественного стиля. Взгляды автора могут не совпадать с общепринятыми взглядами, они могут не нравиться читателю и даже вызывать неприязнь, но в том и суть. Сочинения, написанные в данном жанре, весьма ярко, в компактном виде отражают личность автора, его взгляды, впечатления, его раздумья, его сомнения и т.д.
Эссе не претендует на исчерпывающий ответ по поднятому вопросу и не предполагает всеобъемлющую трактовку предмета. Всё направлено на то, чтобы передать индивидуальные впечатления и мысли автора относительно поднятой им темы. Субъективизм и эмоционально - экспрессивное содержание отличают эссе от остальных жанров. Некоторые считают, что главное здесь не описание факта, а отражение впечатлений, мыслей автора.
Жанр хорош тем, что позволяет, отбросив условности, характерные для иного жанра, увлечься свободной композицией и наполнить произведение непредсказуемостью и даже парадоксами, что придаёт его атмосфере непринуждённость и доверительность, моменты - необходимые для эссе. Правда, это иногда приводит к совершенно неожиданному, зачастую противоположному от первоначального замысла выводу. Но это только кажется. Всё в эссе подчинено внутреннему смысловому единству, и ничто не противоречит согласованности утверждений автора. Приступая к эссе, автор предполагает, что читателям уже знакома (в общих чертах) поднятая им тема, поэтому он может с первых же строк переходить к главному в своих рассуждениях, чтобы с ходу заинтересовать аудиторию, да и самому не тратить время на второстепенное. Попробовать себя в эссе может каждый желающий. Это очень открытый жанр, приветствующий любого, кто готов поделиться своим мнением по тому или иному вопросу. Тесный контакт с читателем, предельная искренность в разговоре с ним – вот что делает эссе привлекательным жанром и для авторов и для читателей. Объектом эссе могут быть люди, события или простое чьё-то высказывание, затронувшее автора.
К эссеистам относятся: М. Монтень, Ф. Бекон, Дидро, Вольтер, Г. Честертон, Б Шоу, Р. Роллан, Г. Уэлс, Дж. Оруэл, А. Моруа и многие другие в зарубежной литературе. В русской литературе к жанру эссе обращались И. Эренбург, Ю. Олеша, В. Шкловский, К Паустовский, И. Бродский.


На мой взгляд, и у художника, и у писателя существует первоначальный замысел произведения. Реализация этого замысла в этих составляющих культуры, тоже, по-видимому, можно сопоставить по общим параметрам?

А может просто заставить перевести акценты. В любом случае, необходимо поверять свои идеи фактическим материалом. Идеи не должны быть не реалистичными, лживыми. Не должно быть подтасовки фактов. Всё это проявится и разрушит произведение.


Это очень, на мой взгляд, правильно. Но состоявшийся автор не станет пользоваться непроверенным материалом, как художник, не знающий свойств красок (при смешении, разведении, и тд) Это тоже просто разрушит замысел!

В произведениях классиков "лишних" героев обычно нет-все "работают на раскрытие идеи и помогают понять главные образы.

Нет качественного стихотворения без соблюдения определённых законов стихосложения (или осмысленного нарушения этих законов ради создания новых форм).

Читайте также: