Чем опасны современные технологии манипулирования сознанием сочинение

Обновлено: 17.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Министерство образования и науки Республики Башкортостан

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

‘’ Гимназия №2’’ городского округа города Стерлитамак

“ Манипуляция. Воздействие на человека, его характер и поведение”

Учащегося 11А класса

МАОУ. “Гимназия №2” г. Стерлитамак

Белявских Людмила Федоровна

Актуальность проблемы, цели и задачи проектной работы.

Краткая история возникновения человеческих манипуляций.

Биологические предпосылки человека к манипуляциям.

Среда обитания, как способ манипуляции человеческим сознанием.

Способы защиты от манипуляторов.

Список используемой литературы

Актуальность данной темы:

Манипуляция человеческим сознанием является одной из самых актуальных тем на сегодняшний день, потому что с этим мы сталкиваемся ежедневно. Рекламные ролики, которые прививают людям чувство необходимости какого-либо предмета, продавцы в магазинах, окружающие нас люди, пытающиеся использовать нас в своих целях, все это является примером психологических манипуляций. Само влияние одного человека на отдельного индивида или окружающих началось еще с древних времен, когда землю населяли наши далекие предки, которое начали создавать первые общины, разработали способы для взаимной коммуникации для эффективного общения. При помощи различных исторических источников мы можем проследить то, что манипуляции всегда имели свое место среди людей.

Выяснить, когда зародилось подобное явление и каким образом люди поддаются данному воздействию и есть ли способы избежать негативного влияния извне с нежелательными последствиями.

Ознакомиться с необходимой литературой для того чтобы понять, каким образом происходит подобное влияние на человека.

Провести анализ проведенных опытов из используемых источников и провести собственный опрос и подвести итоги.

Выявить способы того, как противостоять такому влиянию.

Манипуляция — тип социального воздействия или социально-психологический феномен , представляющий собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной и насильственной тактики

Общество является достаточно динамичной системой, которой свойственно поэтапное развитие. Люди живут и взаимодействуют друг с другом, передавая свои накопленные знания окружающим в процессе своей социализации. Человек, попадая в общество, вступает в процесс взаимодействия с индивидами. Люди, сами того не ощущая, уже находятся под чьим-то воздействием. Каждый день мы сталкиваемся с разного рода манипуляциями, которые могут использоваться другими людьми в наш адрес умышленно, либо же стихийно и неосознанно. Все это в конечном итоге влияет на нас и наше поведение, характер и мнение. Так, окружающие нас люди способны оказать действительно сильное влияние на нас. Человек, который живет в обществе, всегда был зависим от него, но это не мудрено, ведь именно в нем человек проходит путь своей социализации. Поэтому с легкостью можно утверждать, что ты либо живешь среди людей, развиваешься вместе с ним, либо же существуешь в одиночестве и полностью отделяешься от него, что повлечет за собой череду негативных событий в форме личностной деградации и полной атрофии социально-коммуникативных навыков.

Краткая история возникновения человеческих манипуляций

Еще в далекие времена, когда люди начали сбиваться в своеобразные группы, с целью защитить свою жизнь от внешней и потенциальной угрозы или для наиболее эффективной охоты, делая это на основе своих физических потребностей, уже тогда можно наблюдать первичные элементы манипуляции среди таких групп. Самый сильный самец становился фактическим вожаком среди остальных, которого слушались и могли следовать его указаниям. Можно было наблюдать, как на основе исключительно своей физической силы, потенциальный вожак мог сильно влиять на своих сородичей. Наши потомки могли слушаться своих вожаков, следовать его указаниям, из-за их физического превосходства. Чем не пример идеальной манипуляции и конкретного влияния на человека или группу людей.

hello_html_m3057d058.jpg

С течением времени общество развивалось, создавались целые города, государства, где масштаб манипуляций приобретает по истине колоссальные размеры. Статус вожака приобретал уже более официальное звучание: король, царь, император. Такие люди могли повелевать волей сотен тысяч людей. Принуждая людей следовать определенным порядкам, правители формировали таким образом характер и менталитет своего народа, который сугубо индивидуален для каждой страны.

hello_html_44cc4272.jpg

Правители могли устанавливать действительно жестокие порядки, прибегая даже к иезуитским методам для полного сосредоточения власти. Машина пропаганды могла словно пластилин формировать человеческое мнение, настраивая людей по своему усмотрению. Некоторые современные страны, к примеру Северная Корея, являются очень хорошим примером ярко выраженной манипуляции человеческим сознанием. Политическая пропаганда смогла создать культ личности ныне покойного Ким Ер Сена и нынешнего правителя Ким Чен Ира. Многие малообразованные жители этой страны действительно убеждены в том, что Ким Ер Сен был способен передвигать горы силой своей мысли и являлся сыном бога. Была создана северокорейская националистическая государственная идеология – Чучхе, которой следовала вся страна.

hello_html_44fdaa5f.jpg

Биологические предпосылки человека к манипуляциям

Нет сомнений, что в основе воздействий манипуляций на человека лежит психологическое состояние самого индивида. Человеческий мозг, обрабатывающий миллиардные процессы, способен входить в совершенно разные состояния при определенных ситуациях.

Например, так называемая ‘’Психология толпы’’ является неосознанной групповой манипуляцией, при которой мозг человека перестает критически рассматривать ситуацию и поддается своим базовым животным инстинктам и начинает дублировать поведение окружающих. Такого, кстати, придерживаются все люди, которые оказываются в подобной ситуации. Это можно наблюдать при возникновении чрезвычайных ситуаций, например, при землетрясении или же при пожаре в здании, когда человек пытается спастись и инстинктивно следует за толпой, так как уверен, что она выведет его из этой ситуации, но, к сожалению, это не всегда так работает и итог может быть печальным.

hello_html_1bd62dc7.jpg

Мозг человека так же подвержен самовнушению или же накручиванию определенных событий до критического состояния и придания им веса в сознании человека. Для конкретных примеров обратимся к книге Александра Юрьевича Панчина, который является российским биологом, популяризатором науки и научным журналистом. Здесь описаны результаты сотен научных исследований, объясняющих, почему люди охотно верят, в мистических существ, экстрасенсов, астрологию и магию. Это своего рода практическое руководство, посвященное научному подходу к сверхъестественному.

К примеру эффект Форера и еще ряд других психологических приемов используют многие люди, называющие себя астрологами, экстрасенсами, ясновидящими, медиумами.

В 1948 году американский психолог Бертрам Форер предложил студентам пройти один тест, по результатам которого обещал составить психологический портрет личности каждого. Через неделю каждый доброволец получил “индивидуальную характеристику”. Форер попросил студентов оценить, насколько точной она получилась. Тридцать четыре студента из тридцати девяти поставили своей характеристике “четыре” или “пять” по пятибалльной шкале. В среднем они отметили десять из тринадцати утверждений как верные. Подвох заключался в том, что всем студентам раздали один и тот же текст. Форер составил его по купленной в киоске книжке по астрологии.

Нестандартный способ манипуляции человеческим сознанием.

В данной главе рассмотрим в качестве примера научно-популярную работу доктора Филипа Зимбардо: ‘’Эффект Люцифера: почему хорошие люди превращаются в злодеев’’

Стэнфордский тюремный эксперимент был проведен с целью того, чтобы подтвердить теорию доктора Зимбардо о том, что именно ситуационное воздействие оказывает влияние на поведение человека и его характер, тем самым манипулируя им.

Группа молодых студентов была приглашена принять участие в данном эксперименте и отобрана она была таким образом, чтобы студенты не имели каких-либо существенных отличий друг от друга в психологическом плане. В подвале университета обустроили целый тюремный отсек и разделили ребят на две группы: охрану и заключенных. По началу хорошо начавшийся эксперимент, в течении нескольких дней, превратился в настоящий кошмар для заключенных, так как охрана использовала зверские методы работы с ‘’заключенными’’. Эксперимент пришлось досрочно завершить из-за критической ситуации, сложившейся в тюрьме. Наказывая и применяя грубую физическую силу, некогда обычные студенты, превратились в настоящих тюремных охранников, переняв каким-то образом все соответствующие и характерные черты этой профессии.

hello_html_3ccc3e56.jpg

Как подтверждали сами ‘’охранники’’ после завершения эксперимента, они входили в свою роль сразу после того, как надевали свою форму и брали в руки дубинки. Искусственная тюрьма создала слепила из студентов

Сами же заключенные буквально влились в роль жертв, многие из них забыли о добровольном выходе из эксперимента и просто терпели унижения.

Среда создала из них настоящих тиранов, которые издевались над бедными студентами, которым не повезло оказаться на месте своих надзирателей. Здесь мы видим, что внешняя обстановка и полученный статус в эксперименте сыграли свою роль, проведя манипуляцию человеческим сознанием, превратив его в настоящего люцифера.

hello_html_2242f3d2.jpg

Автор знаменитого тюремного эксперимента показывает, как ситуационные процессы и групповые взаимодействия людей соединяются в одну страшную силу, способную превратить приличных людей в монстров. Эта книга безжалостно обнажает природу человеческого поведения и заставляет нас задуматься о том, на что мы на самом деле способны – каждый по отдельности и вместе с другими, и по-новому взглянуть на самих себя

Исследование манипуляции как скрытого целеустремленного воздействия на общественную психологию. Обзор ее методов. Рассмотрение рекламы – основного источника манипуляции. Анализ подачи информации средствами коммуникации. Изучение аморальности культуры.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 20.05.2014
Размер файла 69,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема манипулирования сознанием в современном мире

Отгородиться от рекламы крайне сложно. Для этого придется закрыть для себя почти все источники информации. Или же научится игнорировать сведения, навязанные медиа. Ведь манипуляция маскируется под потребности, закрывается заботой о человеке.

Таким образом можно утверждать, что современная массовая культура наряду с выполнением своей главной роли - развлечения, еще и дает модель поведения, преподносит образцы для подражания, формирует взгляд на мир.

Часто с целью нарушить строй языка, лишить его благотворной для осмысления и понимания силы создаются заведомо неприемлемые для русского языка конструкции. Создание искусственного языка идет по двум направлениям. Выбираются слова, в диапазоне смыслов которого имеется и такая, что может быть притянута к обозначению данного явления. Пусть даже это один из многих смыслов слова, третьестепенный и малоупотребительный. Но он существует, и не является прямой ложью его использование. Умиротворение и война где-то чуть-чуть перекрываются, так вместо слова война берется умиротворение.

Что бы вызвать у народа положительные эмоции в отношении военной операции, из языка на время убираются все слова, вызывающие отрицательные ассоциации: война , наступление , оружие по уничтожению живой силы . Вместо них вводятся слова нейтральные: конфликт , операция , устройство. Замена русских слов, составляющих большие однокорневые гнезда и имевших устоявшиеся коннотации, на иностранные или изобретенные слова приняла на радио и телевидении России такой размах, что вполне можно говорить о словесном терроре. Киллер вместо наемного убийцы , спикер вместо председателя , лидер вместо руководителя , электорат вместо избиратели и т.д. Все это лишает текст понятного смысла и глубины, не дает слушателю мысленно проводить прямые ассоциации, которые вызывают понятные и привычные слова.

Именно в этом механизме сокрыты истоки многократного переписывания истории, оценок политический условий, событий. Любые исторические заключения, оценки, выполняемые на базе, в том числе и достоверного фактического материала, имеют субъективное начало и всегда соответствуют нравственности и миропониманию авторов-историков, тем обстоятельствам, в которых они пребывают. Но всё-таки это лишь первая часть правды, поскольку еще присутствует роль заказчика, роль методологического управления со стороны власти. Большими кассовыми тиражами могут издаваться лишь те исторические издания, которые при всём их многообразии не выходят за установленные на данный момент идеологические рамки.

Американский социолог М. Чукас пишет, что социальная почва, на которой возникает и получает широкое распространение манипуляция, -- это борьба, которая неизменно ведется между группами, преследующими свои особые интересы и отстаивающими свое существование или добивающимися укрепления своих позиций. Перед этими группами возникает необходимость преподнести общественности свои особые узкие цели как цели, якобы отвечающие общим интересам. Как видим, М. Чукас совершенно определенно отмечает, что основной причиной манипулирования в современном мире является не прогресс техники и средств массовых коммуникаций, а столкновение интересов социальных групп.

Знание об инструментах и приемах манипуляции сознанием должно стать доступным для достаточно большого числа людей. Тогда возможны и совместные акции сопротивления и приемы защиты против манипуляции каждого человека. Конечно, манипуляторы будут изобретать новые инструменты и новые приемы. Но это уже будет нелегкая и дорогостоящая борьба, а не подавление безоружного и беззащитного населения. Борьба ничтожного меньшинства (хотя и обладающего деньгами и организацией) против огромной массы творчески и здраво мыслящих, изобретательных личностей, способных анализировать и оценивать любые образы и любую информацию. Сам переход к борьбе будет означать важный поворот в судьбе нашего народа и всего человечества.

Источники

1.Б.Н. Бессонов. Идеология духовного подавления -- М., МГУ, 1978.

2.С. Кара-Мурза. Манипуляция сознанием - М., Эксмо, 2009.

3.Е.Л. Доценко. Психология манипуляции - М., Речь, 2003

4.С.А. Зелинский. Манипуляции массами и психоанализ - СПб.: Скифия, 2008

5.Г. Шишков. Управляемое омассовление - М., Слово, 1999

6.В. Бритков, С. Дубовский. Информационные технологии в национальном мировом развитии. -- Общественные науки и современность. №1, 2000.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Можно ли манипулировать людьми через интернет и социальные сети?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Давно доказано, что в современном мире человек получает в неделю столько информации, сколько древние люди получали от рождения и до смерти. О чем это говорит? Постоянно развивающиеся технологии, появление новых гаджетов окружают нас повсеместно, в реальной жизни мы наблюдаем за этим каждый день. В огромном потоке информации человек легко теряет способность к анализу, отвлекается от поставленной цели и мысли. Управление эмоциями, чувствами, мыслями становится простым, как никогда ранее, чем и пользуются умелые манипуляторы, расставляя в Интернете свои капканы и заманивая пользователей в ловушки.

Нужно иметь четкое представление о явлении манипулирования, чтобы не стать очередной жертвой. Ведь манипуляторы действуют так, что человек может и не заметить, как его собственное мнение подменилось навязанным с внешней стороны, как его настроение изменяется под четким и спланированным руководством извне. И все эти действия помогает осуществлять совершенно необходимый в наше время инструмент – социальные сети.

Исследование Facebook стало откровением для большинства. Как можно догадаться, люди были шокированы, испуганы и недовольны тем, как незаметно и легко социальной сети удалось совершить манипуляцию их душевным состоянием.

Если бы описанное выше событие было единичным, то на проблеме манипулирования в интернете можно было бы и не заострять внимание. Но так как социальные сети прочно укоренились в жизни целых миллионов, то могли ли обойти их стороной те, кто до этого был манипулятором в реальной жизни?

Управлять настроением, чувствами и даже взглядами людей хотят не только те, кто намерены получать материальную прибыль, но и те, чье место в политике напрямую зависит от мнения больших групп в обществе. То есть манипулирование может быть направлено на изменение самого мировоззрения отдельно взятого человека с целью привлечения его к нужной политической позиции.

Хорошая сторона перемещения политически активной части общества в среду интернета и социальных сетей является возможность формирования гражданского общества, непосредственного диалога общества и представителей власти по поводу решения острых, важных проблем.

К сожалению, эти явления становятся идеальной средой для политического манипулирования, которое призвано вызвать как можно более сильный эмоциональный отклик пользователей социальных сетей. Все чаще происходит искажение и замена реальной, достоверной информации в проверенных и пользующихся доверием у аудитории источниках на выгодную определенным кругам власти. У рядового пользователя не возникает и мысли о том, чтобы подвергнуть сомнению предоставляемую информацию, проанализировать и самостоятельно осмыслить ее, вследствие чего происходит навязывание, насаждение чужого мнения. Подобное скрытое манипулирование опасно тем, что человек и не подозревает о том, что его мнение сформировано не им, а за него. Он послушно и слепо подчиняется действиям опытного манипулятора, который кропотливо работает над изменением целого мировоззрения, идеологии человека.

Возвращаясь к вопросу, можно ли манипулировать людьми через интернет и социальные сети, я могу уверенно ответить, что это не только возможно, но и широко распространено в наше время. Как же не стать жертвой умелых сетей манипуляторов? Только развивая критическое отношение к окружающей действительности, став хозяином своих мыслей, жестко сортируя каналы исходящей информации, перестав гнаться за призрачными стереотипами, человек без труда сможет избежать попыток дирижирования над собой.


В статье анализируется сущность, признаки, формы проявления, последствия и способы противостояния манипуляции массовым сознанием в контексте необходимости обеспечения информационной безопасности современного российского общества.

Ключевые слова: манипуляция сознанием, массовое сознание, информация, безопасность, информационная безопасность, общество, информационная война

Современное российское общество нуждается не только в поступлении информации, но и в защите от негативной информации, а информационная составляющая служит важным компонентом национальной безопасности. Информационная безопасность не ограничивается сугубо техническими и технологическими параметрами (информационно-техническая безопасность). Не менее значимой как для военной, так и для невоенной области оказывается информационно-психологическая (психофизическая) безопасность. Информационно-психологическая безопасность в отношении личности состоит в защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Информация является важнейшей категорией, сущность которой состоит в содержании, которое передается в процессе коммуникации и, таким образом, является одним из ее элементов. А в философском понимании информация, наряду с веществом и энергией, является одной из трех фундаментальных субстанций, составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности человека.

В самом общем виде всю информацию можно условно разделить на два вида:

- биологическая (генетическая) информация, т. е. информация, которая содержится в хромосомах организмов и передается по наследству;

- социальная информация, т.е. информация, которая каждым поколением каждый раз заново приобретается в обществе.

Одним из видов массовой информации является массовая информация, которая собирается, накапливается, обрабатывается, передается с помощью информационных агентств, а затем через средства массовой информации. Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации. К характерным чертам массовой информации относятся [6, С. 25–26]:

- направленность на массовую аудиторию (общество, народ, слой, группу, регион, профессию и т. п.);

- направленность на формирование единой позиции масс по социальным проблемам;

- способность ориентировать массы в реализации социально-политических, экономических, культурно-духовных и других потребностей и интересов гражданского общества;

- доступность: легкость восприятия и усвоения информации, удобные способы ее получения (на дом, на работу или службу и т. д.);

- возможность интерактивного обмена информацией взаимодействующих сторон (благодаря современным информационным технологиям);

- регулярность поступления;

К основным критериям оценки ценности информации можно отнести ее новизну, достоверность (точность и полноту содержания происходящего), доступность, своевременность и соответствие запросам потребителя (потребностям и интересам). В целом социальная информация эффективна лишь тогда, когда отражает тенденции общественного прогресса и способствует ему.

Основной площадкой для ведения информационных войн на сегодняшний день являются СМИ, так как они имеют возможность оказывать влияние на массовое сознание. Например, гражданская война в Сирии, начавшаяся в марте 2011 г., вызвала широкий резонанс в общественных и политических кругах. Россия и Франция заняли в отношении этого конфликта противоположные позиции. Французское правительство настаивало, вслед за США, на военном или экономическом воздействии на конфликтующие стороны, в то время как российские дипломаты старались не допустить любого вмешательства во внутригосударственный конфликт. Политическое противоборство двух государств нашло свое отражение и в средствах массовой информации, о чем свидетельствуют выявленные исследователями признаки (или приемы) информационной войны. Среди них был отмечены следующие [7, С. 319–320]:

3. Повтор информации (при частом повторении одной и той же информации может наблюдаться эффект внушения. Данный прием использовался как российским, так и французским информационными агентствами).

Таким образом, информация служит в войнах данного типа главным инструментом борьбы: она извращается, изымается, переструктурируется, перемещается и т. п. Но особенно часто информация выступает средством манипуляции массовым сознанием. Манипуляция массовым сознанием — это воздействие, направленное на психику человека, которое осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением массовой аудитории, лишить ее свободы выбора посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.

Иными словами, манипуляцияэто контроль над поведением людей посредством внедрения в сознание определенных идей, мыслей и представлений. Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само активное информационное поле обладает способностью формировать сознание людей, подчиняя их тем, кто управляет процессом.

Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции, является информация, используя которую, можно производить следующие действия [8, С. 479]:

- сфабриковать, выдавая за подлинную;

- исказить путем неполной, односторонней подачи;

- отредактировать, добавив различные домыслы;

- интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете;

- утаить саму важную информацию, какие-либо существенные детали;

- проявлять избирательное внимание к фактам в соответствии со своей позицией;

- сопроводить материал заголовком, не соответствующим содержанию;

- приписать кому-либо заявления, которых он никогда не делал;

- опубликовать правдивую информацию, когда она потеряла свою актуальность;

- неточно цитировать, когда приводится часть фразы или выступления, которая в отрыве от контекста приобретает другой, подчас противоположный смысл.

Наиболее откровенно средства массовой коммуникации проявляют свои манипулятивные возможности в ходе избирательных кампаний. Особенно эффективно они манипулируют результатами социологических опросов. Ведь одну и ту же цифру в одном контексте можно подать как успех, а в другом — как катастрофу [9, С. 135–136].

Признаками манипуляции сознанием являются:

- скрытое психологическое насилие (мишенью действий манипулятора является психика человека, его образ мира, ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки);

- скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции (успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно);

- наличие фальшивой действительности (зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ, которые служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются проводниками авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные);

- применение специальных манипулятивных техник, которые которое требует значительного мастерства и знаний (учитывая, что манипуляция общественным сознанием является технологией, сегодня имеются профессиональные работники, владеющие ею);

- отношение к манипулируемым людям не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора (манипуляция представляет собой часть технологии власти, чем она и отличается от простого психологического воздействия);

- подмена истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими обьект в нужном для манипулятора направлении (данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации. Если главной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством манипулятивных технологий, является уничтожение врага в духовном аспекте за счет разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены);

- попытка заставить объект манипуляции признать неполноценность и ущербность своих собственных ценностей на фоне показательной яркости и привлекательности ценностей врага (это чаще всего является целью манипулятивной программы).

Основными принципами манипуляции через систему массовой коммуникации, которые наиболее точно сформулировал американский лингвист, философ и общественный деятель Ноам Хомский, являются [10, С. 133–135]:

3. Постепенное применение. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.

5. Общение с народными массами как с малыми детьми. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или об умственно неполноценных индивидуумах. Чем усиленнее кто-то пытается ввести в заблуждение слушающего, тем в большей степени он старается использовать инфантильные речевые обороты.

6. Влияние на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции представляет собой классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу, а в итоге и вообще к способности критического осмысления происходящего.

7. Поддержание людских масс в невежестве, культивирование посредственности. Это ведет к неспособности людей понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле. Качество образования, предоставляемого низшим общественным классам, должно быть как можно более скудным с тем, чтобы невежество, отделяющее низшие общественные классы от высших, оставалось на уровне, который не смогут преодолеть низшие классы.

8. Побуждение граждан восторгаться посредственностью. Внедрение в сознание населения мысли о том, что модно быть тупым, пошлым и невоспитанным.

9. Усиление чувства собственной вины. Человека необходимо убедить в том, что только он виновен в собственных несчастьях, которые происходят ввиду недостатка его умственных возможностей, способностей или прилагаемых усилий. В результате вместо того, чтобы восстать против экономической системы, человек начинает заниматься самоуничижением, обвиняя во всем самого себя, что вызывает подавленное состояние, приводящее, в числе прочего, к бездействию. А без действия ни о какой революции и речи быть не может.

Думающему человеку следует знать, что современное информационное общество живет в мире образов, которые создаются искусственно. Эти образы незаметно для большинства реципиентов информации, предоставляемой средствами массовой коммуникации, становятся тем, что считается реальностью и служит ориентиром для наших мыслей, мнений, чувств и поступков. Мы надеемся, потому что нам внушают надежды, и боимся, потому что нам внушают страхи. Бульварная пресса эксплуатирует подобную взаимосвязь искусственных образов и действительности с особенным цинизмом, превратив разжигание эмоций в весьма доходный бизнес [9, С. 140].

Важнейшими формами противодействия манипуляции личностью являются: критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников, повышение уровня компетентности и формирование научного образа мышления.

2. Roudenko A. M., Kotlyarova V. V., Shubina M. M. Philosophical analysis of the values influence of the western world in the socio-cultural space of Russia // Paradigmata poznani. — 2015. — № 1. — С. 20–27.

3. Котлярова В. В. Современный ценностный кризис и поиск общечеловеческих ценностей // Гуманитарные и социальные науки. — 2011. — № 2. — С. 80–85.

4. Котлярова В. В. Традиционные ценности в современной культуре // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2010. — № 1. — С. 84–86.

5. Самохвалова В. И. Глобальный мир как пространство современных информационных войн // Философия и общество. 2011. № 4. С. 33–49.

6. Головлева Е. Л. Массовые коммуникации и медиапланирование: учебное пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 250 с.

7. Медведева Я. В., Марущак А. В. Приемы ведения информационных войн (на примере освещения гражданской войны в Сирии в информационных агентствах России и Франции) // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. — 2013. — № 10. — С. 319–320.

8. Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовых коммуникаций: учебник для бакалавров. — М.: Изд-во Юрайт, 2014. — 516 с.

9. Воронина С. А. Манипулятивный аспект функционирования средств массовой коммуникации // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. — 2013. — № 5. — С. 135–143.

10. Васильев С. С. Средства массовой коммуникации и их роль в формировании нравственного самосознания в региональных условиях Юга России // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4. С. 133–141.

Основные термины (генерируются автоматически): массовая информация, массовое сознание, информационная война, информация, массовая коммуникация, информационная безопасность, манипуляция, массовая аудитория, современное российское общество, социальная информация.

Ключевые слова

манипуляция сознанием, массовое сознание, информация, безопасность, информационная безопасность, общество, информационная война

Похожие статьи

Средства воздействия СМИ на общественное сознание.

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике.

Методы манипуляции массовым сознанием. Автор: Каюмова Мохларойим Ильхомовна. Рубрика: 6. Массовая коммуникация

Одной из наиболее острых проблем современного общества является проблема скрытого воздействия СМИ на массовое сознание.

Средства массовой информации в сопровождении.

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Манипулятивные технологии в современном информационном.

массовое сознание, скрытое воздействие, информационно-психологическое воздействие, манипуляция, духовное воздействие, психологическое воздействие, передача информации, общественное мнение.

Манипуляция сознанием в массовой культуре

массовая культура, манипуляция, общество, манипуляция сознанием, образ, сознание, продуктивный работник, проблема манипуляции, источник информации, человеческое сознание.

Современные информационные войны и политика. Обзор

война, информационная война, украинский конфликт, Украина, сознание человека, сознание людей, СМИ, информация, информационная операция, Холодная война.

Манипуляция в информационном обществе | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная коммуникация, Россия, Связь, массовое сознание, общественное мнение, социальное управление, массовая информация, массовая культура, социальная реальность

Манипуляция сознанием в массовой культуре.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих.

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале.

связь, массовое сознание, общественность, манипуляция, общественное сознание, идентификация адресата, информационное общество.

Средства воздействия СМИ на общественное сознание.

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические средства воздействия.

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике.

Методы манипуляции массовым сознанием. Автор: Каюмова Мохларойим Ильхомовна. Рубрика: 6. Массовая коммуникация

Одной из наиболее острых проблем современного общества является проблема скрытого воздействия СМИ на массовое сознание.

Средства массовой информации в сопровождении.

В статье рассматривается значение СМИ в качестве актора современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, новые угрозы, возникшие в сфере информационной безопасности.

Манипулятивные технологии в современном информационном.

массовое сознание, скрытое воздействие, информационно-психологическое воздействие, манипуляция, духовное воздействие, психологическое воздействие, передача информации, общественное мнение.

Манипуляция сознанием в массовой культуре

массовая культура, манипуляция, общество, манипуляция сознанием, образ, сознание, продуктивный работник, проблема манипуляции, источник информации, человеческое сознание.

Современные информационные войны и политика. Обзор

война, информационная война, украинский конфликт, Украина, сознание человека, сознание людей, СМИ, информация, информационная операция, Холодная война.

Манипуляция в информационном обществе | Статья в журнале.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная коммуникация, Россия, Связь, массовое сознание, общественное мнение, социальное управление, массовая информация, массовая культура, социальная реальность

Манипуляция сознанием в массовой культуре.

Информатизация общества как одна из важнейших составляющих.

информационная технология, Российская Федерация, государственная власть, информация, массовая коммуникация, образ, общество, современное общество.

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале.

связь, массовое сознание, общественность, манипуляция, общественное сознание, идентификация адресата, информационное общество.

Читайте также: