Чем опасно социальное неравенство сочинение итоговое шинель

Обновлено: 30.06.2024

по А.П. Чехову (1)На сытой, лоснящейся физиономии милостивого государя была написана смертельнейшая скука. (2)Он только что вышел из объятий послеобеденного Морфея и не знал, что ему делать. (3)Не хотелось ни думать, ни зевать. (4)Читать надоело ещё в незапамятные времена, в театр ещё рано, кататься лень ехать. (5)Что делать? (6)Чем бы развлечься? — (7)Барышня какая-то пришла! — доложил Егор. — (8)Вас спрашивает! — (9)Барышня? Гм. (10)Кто же это? (11)В кабинет тихо вошла хорошенькая брюнетка, одетая просто. даже очень просто. (12)Она вошла и поклонилась. — (13)Извините, — начала она дрожащим дискантом. — (14)Я, знаете ли. (15)Мне сказали, что вас. вас можно застать только в шесть часов. (16)Я. я. дочь надворного советника Пальцева. — (17)Очень приятно! (18)Чем могу быть полезен? (19)Садитесь, не стесняйтесь! — (20)Я пришла к вам с просьбой. — продолжала барышня, неловко садясь и теребя дрожащими руками свои пуговки. — (21)Я пришла. попросить у вас билет для бесплатного проезда на родину. (22)Вы, я слышала, даёте. (23)Я хочу ехать, а у меня. я небогата. (24)Мне от Петербурга до Курска. — Гм. (25)Так-с. (26)А для чего вам в Курск ехать? (27)3десь нешто не нравится? — (28)Нет, здесь нравится. (29)Я к родителям. (30)Давно уж у них не была. (31)Мама, пишут, больна. — Гм. (32)Вы здесь служите или учитесь? (33)И барышня рассказала, где и у кого она служила, сколько получала жалованья, много ли было работы. — (34)Служили. (35)Да-с, нельзя сказать, чтоб ваше жалованье было велико. (36)Негуманно было бы не давать вам бесплатного билета. Гм. (37)Ну, а небось в Курске и амурчик есть, а? (38)Амурашка. (39)Женишок? (40)Покраснели? (41)Ну, что ж! (42)Дело хорошее. (43)Езжайте себе. (44)Вам уж пора замуж. (45)А кто он? — (46)В чиновниках. — (47)Дело хорошее. (48)Езжайте в Курск. (49)Говорят, что уже в ста вёрстах от Курска пахнет щами и ползают тараканы. (50)Небось скука в этом Курске? (51)Да вы скидайте шляпу! (52)Егор, дай нам чаю! (53)Барышня, не ожидавшая такого ласкового приёма, просияла и описала милостивому государю все курские развлечения. (54)Она рассказала, что у неё есть брат-чиновник, кузены-гимназисты. (55)Егор подал чай. (56)Барышня робко потянулась за стаканом и, боясь чамкать, начала бесшумно глотать. (57)Милостивый государь глядел на неё и ухмылялся. (58)Он уже не чувствовал скуки. — (59)Ваш жених хорош собой? — спросил он. — (60)А как вы с ним сошлись? (61)Барышня конфузливо ответила на оба вопроса. (62)Она доверчиво подвинулась к милостивому государю и, улыбаясь, рассказала, как здесь, в Питере, сватались к ней женихи и как она им отказала. (63)Кончила тем, что вынула из кармана письмо от родителей и прочла его милостивому государю. (64)Пробило восемь часов. — (65)А у вашего отца неплохой почерк. (66)С какими он закорючками пишет! (67)Хе-хе. : (68)Но, однако, мне пора. (69)В театре уж началось. (70)Прощайте, Марья Ефимовна! — (71)Так я могу надеяться? — спросила барышня, поднимаясь. — (72)На что-с? — (73)На то, что вы мне дадите бесплатный билет. — (74)Билет. (75)Гм. (76)У меня нет билетов! (77)Вы, должно быть, ошиблись, сударыня. (78)Хе-хе-хе. (79)Вы не туда попали, не на тот подъезд. рядом со мной, подлинно, живёт какой-то железнодорожник, а я в банке служу-с! (80)Егор, вели заложить! (81)Прощайте, Марья Семёновна! (82)Очень рад. рад очень. (83)Барышня оделась и вышла. (84)У другого подъезда ей сказали, что он уехал в половине восьмого в Москву.

Введение

Комментарий

Вместо того, чтобы как-то помочь собеседнице, он уезжает прочь. Она выступала в роли своеобразной игрушки для банковского работника, и его нисколько не беспокоит ее дальнейшая судьба.

Вскоре девушка узнает, что железнодорожника из соседнего подъезда уже нет дома. Так она остается у разбитого корыта.

Тема, проблема, идея

В русской литературе тема маленького человека стала классической. Об этом много размышляли писатели-сатирики, обличающие несовершенства общественного устройства нашей Родины. Не исключением стал и А.П. Чехов, который много думал об общественном порядке, рассматривал вблизи множество типичных для своего времени образов – чиновников различных рангов, помещиков, крестьян, бедняков, нищих.

В тексте поставлена проблема социального неравенства, другими словами, проблема маленького человека.

Авторская позиция

Своя позиция

Очень хочется согласиться с автором, так как, зная все жизненные сложности молодой брюнетки, банковский работник мог хотя бы денег ей дать, если уж не получалось с билетом. В том и беда, что люди богатые во всем ищут выгоду только для себя, а окружающее их не беспокоит. Они словно мертвы внутренне. Чехов, на мой взгляд, поднимая эту проблему, хочет всколыхнуть общество, заставить людей высоко ранга взглянуть на себя со стороны.

Аргументы и примеры

В литературе неоднократно поднималась тема социального неравенства, отношений бедняков с богачами, людей бесправных с людьми высокого положения.

Я думаю, что столь ужасный поступок Раскольникова вызван изначально его желанием избавить окружающих людей от социальной несправедливости в лице бабки-процентщицы.

Много примеров и в реальной жизни. По статистике больше половины населения России существует в очень тяжелых жизненных условиях, часто без работы, без денег и, собственно, без прав. Вспомните, сколько бездомных людей прошедшей зимой замерзло на улице, сколько больных бабушек и дедушек живут на свалках. Самое страшное, что им очень сложно выбраться из нищеты, потому что остальные не уважают их, считают людьми без будущего.

Заключение

К несчастью, пока люди в обществе делятся на бедных и богатых, пока процветает социальное неравенство, в нашем социуме найдется место черствости, безнравственности, равнодушию. Однако хотелось бы верить, что люди станут добрее и терпимее друг к другу, ведь все мы равны перед Богом!


Главным добродетелем в этой истории выступает Акакий Акакиевич Башмачкин, служащий титулярным советником, где основной его работой является переписывание разного рода бумаг. Главный герой не способен к совершению низких, с моральной точки зрения, поступков. Не сделав за всю жизнь ничего плохого, он вынужден терпеть издевки и насмешки от своих коллег по службе, которые как раз и символизируют, тот бездушный и жестокий людской род, оказывающий тлетворное влияние на общество. Они ценят лишь социальное и материальное положение окружающих и Башмачкина замечают только тогда, когда он появляется в свет в новой дорогой шинели, купленной на последние гроши.

Несмотря на все тяготы своей жизни, Аркадий с любовью выполняет свою работу. Каждый его день наполнен мыслями о том, как бы скорее закончить переписывание бумаг, чтобы лечь спать ,а с наступлением нового дня, собравшись с силами приступить к следующим.

Когда с Башмачкиным произошла неприятная история, с кражей шинели, то никто из его окружения даже не выразил сочувствия, а министерства и вовсе не стали связываться с её поиском. Люди отвернулись от чужой проблемы, буквально оставив его обреченным на печальный исход жизни.

Акакий Акакиевич так и не смог добиться справедливости. Чужое равнодушие лишили всего, что являлось смыслом его жизни, шинели, ради которой бедняге приходилось во многом себе отказывать. Он умер без всякой надежды сделать этот мир чище и гуманнее.

Постоянно копившиеся глубоко в душе страдания, после смерти озлобили Акакия и превратила в мстительного призрака, который начал отплачивать своим обидчикам их же монетой. По вечерам прохожие встречали тёмный силуэт с усами, который яростно удерживал с них шинель.

Николай Васильевич Гоголь попытался донести до читателей, что за каждое исходящее от нас зло, в конечном итоге придётся отвечать.

Сочинение 2

Сюжет данной повести исходит из анекдота об одном чиновнике, который потерял ружье, заработанное тягостными трудами. Гоголь ярко показал насколько беспощадно действует произвол чиновников в царской России. Писатель правдиво отобразил жертву такого бесчинства- Акакия Акакиевича. Мы видим, как в повести Николай Васильевич проявляет сочувствие к нашему персонажу и в то же время, замечая его умственную ограниченность, подсмеивается над ним. Пока Акакий Акакиевич работает в департаменте, он совсем не продвинулся по службе. И герой существует в полном убожестве. Жилье у него было мрачное и бедное, ужин скудный, да и одеждой он похвалиться не мог.

Писатель здесь смеется не над самим персонажем, а над обществом, в котором тот жил. На жизнь он тоже смотрел с приниженной точки зрения. Однако в Акакии Акакиевиче все же сохранилось человеческое начало. Его робость и смирение окружающие не принимали и его постоянно оскорбляли. Но наш герой ничего не мог ответить даже. Только один молодой человек пожалел его. Для Акакия Акакиевича приобретение шинели является символом новой жизни. Приход в новой шинели на вечеринку к градоначальнику считается для него наивысшим результатом существования. И на этой вышине благополучия его настигает полная трагедия. Грабители снимают с него его шинель. Отчаявшись, он показывает свой протест, но герой бессилен перед лицом бюрократической машины. Акакий Акакиевич погибает так же незаметно, как и жил. Но впоследствии в городке стали происходить странные вещи: призрак персонажа появляется в самых неожиданных местах и срывает с чиновников шинели.

Гоголь в финале показывает, что такие незаметные люди, бросившие протест обществу, могут жить только после кончины. И писатель выражает свое сочувствие персонажу, призывая нас быть внимательными друг к другу, и предупреждая, что придется в будущем нести ответ нанесенные оскорбления ближнему.

Сочинение Равнодушие и отзывчивость

Равнодушие и отзывчивость – противоположные понятия. Отзывчивость – качество человека, легко откликающегося на чужие нужды, готового прийти на помощь. Это способность человека понимать и чувствовать, принимать человека без критического взгляда на его сущность. Таким образом, отзывчивость является важнейшей социальной характеристикой человека.

Равнодушие – это безучастность к человеку, пассивное отношение к окружающему миру. На мой взгляд, равнодушие – это бич современного общества. Мы часто видим по новостям, а иногда и становимся воочию свидетелями равнодушного отношения к людям, животным, природе.

Важнейший вопрос – как же воспитать отзывчивость в людях? Если в молодом поколении воспитание отзывчивости возможно посредством обучения в образовательных учреждениях (введение уроков мужества, специальных программ и т.д.), то воспитание отзывчивости во взрослых состоявшихся людях представляется проблемным.

Многие писатели искали (и продолжают искать) решение проблемы равнодушия. На фоне уродства и последствий равнодушия, особенно прекрасны проявления отзывчивости.

Хочется верить, что отзывчивости в мире всё-таки больше равнодушия!

Сочинение по произведению 3

В центре событий Акакий Акакиевич Башмачкин, который является скромным титулярным советником, занимавшим должность в небольшом департаменте Петербурга. Главный герой является достаточно непримечательной личностью, которая мало чем отличается от других персонажей, работающих с ним по соседству. Он всегда жил тихой и спокойной жизнью, при этом фактически не обращал внимание на насмешки окружающих людей, которые часто использовали саркастически насмешки в его адрес.

Мужчина живет достаточно бедно, он еле сводит концы с концами. То же самое можно сказать и о духовном мире человека, он достаточно скуден. Его мир ограничивается работой, которую он выполняет с особым усердием. Он не может общаться с другими людьми, у него фактически нет друзей и близких знакомых.

Автор подчеркивает бессмысленность его жизни, которую можно назвать больше существованием, чем настоящей жизнью. И вот в его жизни происходят изменения, он мечтает накопить на новую шинель, поэтому он не доедает, откладывает каждую копеечку, чтобы достичь желаемой цели. Он ходит снимать мерки к портному, который относится к нему с должным уважением и даже проявляет к главному герою особое внимание, к которому Акакий Акакиевич не привык.

И вот цель была достигнута, а главный герой идет по улице в новой, специально сшитой для него шинели. Но вечером грабители срывают с него шинель в темном переулке, с этого момента он впадает в уныние и депрессию, с которой не может бороться и жить счастливо.

Он не собирается сдаваться, но когда встречается со значительным лицом, которое обладает определенными полномочиями, то фактически сдается.

Он не может бороться с происходящем в жестоком мире. Маленький человек не может выступить против общества, не может бороться против установленных правил. Ему трудно идти и бороться с чиновниками и поставленными над народом лицами.

Все это приводит к глубоким переживаниям, поэтому маленький человек умирает. Ему трудно бороться с установленными правилами.

Сочинение Мечта и реальность в повести Шинель (7 класс)

Акакий Акакиевич Башмачкин на протяжении многих лет занимает одну должность – он является мелким чиновником, работа которого заключается в переписывании бумаг. Башмакин любит свою роботу – она является важной частью его жизни. Акакий Акакиевич живет небогато, он отказывает себе в развлечениях, предпочитая им размеренный, упорядоченный образ жизни. Сослуживцы не уважают героя, часто обижают его. Но Акакий Акакиевич не обращает внимания на их издевательства, все его мысли заняты ровными строчками, красивыми буквами, бумагами, которые ему нравится переписывать, иногда просто для себя.

И так бы продолжалась размеренная, лишенная волнений и тревог жизнь уже немолодого чиновника, если бы не холод. Шинель Акакия Акакиевича давно износилась. Герой принес ее портному Петровичу, но тот отказался перешивать или чинить старенькую, много раз бывшую починке одежду. Тогда Башмачкин решается на покупку новой шинели. Годовое жалование Акакия Акакиевича составляло 400 рублей, тогда как на пошив новой шинели требуется 150. Чтобы скопить нужную сумму, чиновник экономить на всем: он перестает пить чай по вечерам, старается не жечь свечей, чтобы не износить подметок, ступал по улицам легко и осторожно. Мечта о новой шинели преобразила Башмачкина, она стала занимать все его мысли, можно даже сказать, что она сделалась смыслом его жизни. Спустя полгода Акакий Акакиевич смог скопить нужную сумму, вместе с портным он купил материал. Еще через некоторое время шинель была пошита Петровичем, и чиновник смог примерить долгожданную обновку. Мечта героя осуществилась, а точнее он сам ее осуществил, что раскрывает чиновника с новой стороны, как человека целеустремленного, деятельного.

Другие темы: ← Характеристика Тараса Бульбы↑ ГогольТарас Бульба — народный герой →

Человечность и равнодушие

С самого рождения своих детей родители стараются воспитать в них лучшие качества, чтобы выпустить в свет достойными людьми, способными преодолевать препятствия на жизненном пути и приносить радость другим людям.

Чтобы к нам относились так, как мы этого желаем, необходимо научиться сострадать окружающим людям, которые нуждаются в помощи. Именно так проявляется человечность.

Если человек способен оказаться мысленно на месте того, кто страдает, прочувствовать его состояние, понять переживания, то это первый шаг на пути к пониманию чужих проблем. Второй шаг – это оказание помощи даже совершенно незнакомому человеку, который оказался в трудной ситуации.

Стремление оказать помощь нуждающемуся человеку, отреагировать на его просьбы, беспомощность – показатель неравнодушной русской души. Об этом неоднократно упоминают в своих произведениях писатели русской литературы. Жалость, неравнодушное отношение к животным, людям.

Люди, которые проявляют человечность, как правило, преданны, добры и отзывчивые в жизни. Им не знакомы понятия жестокость, злоба и обман. Нередко родители задумываются о причинах равнодушного отношения к тем, кто остро нуждается в помощи. Недостаток в воспитании является пробелом, который приводит к отсутствию человечности в людях.

Восполнить его можно с помощью чтения литературных произведений, в которых есть примеры героических, добрых поступков или подвигов. Со стороны родителей это могут быть убедительные беседы о жалости, доброте к окружающим людям или животным.

К сожалению, в современном мире многие люди не способны сострадать, проявлять милосердие. Нельзя сказать, что они бесчеловечны, но иногда могут проявлять равнодушие, вместо того, чтобы спасти кого-то от беды.

Так человечность обходит их стороной, будто прячась за маской. Распространенным примером может послужить действие человека, обратившего внимание на сломанную ветку дерева, но прошедшего стороной, вместо того, чтобы перетянуть ее.

Таким образом, счастлив тот, у кого большое сердце, в котором есть место для добрых поступков, сострадания и человечности.

Равнодушие – это наивысшая жестокость (аргумент)

Надежда и отчаяние — аргумент

Доброта и жестокость — аргумент

Башмачкину путем жесткой экономии удается скопить на новую шинель. На него сразу начинают смотреть по-другому, даже зовут в гости в богатый район Петербурга. Но в мире, где царит жестокость, нет места справедливости. У Акакия Акакиевича отнимают шинель. И никто не хочет ему помочь. Нигде он не находит защиты, понимания, справедливости.

Добрый и милый старенький чиновник умирает. Но появляется жестокий призрак, который карает жителей Петербурга за равнодушие, похищая у всех шинели. Таким образом, Н.В. Гоголь показал как легко можно погубить добро, трансформировать его в жестокость.

Мечта и реальность — аргумент

Критерии оценки

Хорошее сочинение должно соответствовать критериям оценки. Ваша красноречивость и сильная авторская позиция не будут играть особой роли, если при проверке будет обнаружено несоответствие критериям. Если вы считаете, что цель в жизни не только не важна, но и вредна – не стоит писать об этом. Вы можете быть правы, с вами согласятся многие психологи. Но высокую оценку вы не получите. Поэтому в этом случае лицемерьте и пишите работу по всем правилам. А возможность высказать свое истинное мнение у вас еще будет, поверьте.

Согласно данным ФИПИ, критериями оценки итогового сочинения являются:

  • Соответствие теме.
  • Аргументация с привлечением литературного материала.
  • Композиция и логика рассуждения.
  • Качество письменной речи.
  • Грамотность.

Базовые критерии – первый и второй. Здесь выставляется зачет или незачет. Соответственно сочинение должно раскрывать тему, иметь коммуникативный замысел. В качестве аргументации важно использовать литературу, желательно ту, которую вы проходили в рамках школьной программы. Цитаты и примеры из литературных произведений необходимо приводить грамотно, как бы находя подтверждения ваших доводов в словах автора.

Без привлечения литературного материала сочинение писать нельзя.

Композиция и логика рассуждения – это фактически последовательность изложения, а также соотношение тезисов и доказательств.

Выдвинули тезис – приведите доказательства, подкрепите примерами.

Под качеством речевого оформления понимается разнообразие лексики. Старайтесь избегать штампов, использовать уместные термины. Не уверены в трактовке – не используйте.

Что же касается грамотности, то незачет выставляется в случае, когда грамматические ошибки затрудняют восприятие текста. Обычно допускается не более 5 ошибок на 100 слов. Советуем не использовать слова, в грамотности написания которых вы не уверены. Русский язык, как вы помните, богат, гибок и живописен – найдите синонимы.

Введение

В появлением гражданского общества актуальными стали все проблемы, связанные с понятиями гражданина и Родины. В гражданском обществе человек рассматривается в первую очередь как гражданин, который тесно связан со своей страной. Активная гражданская позиция проявляется в осознании своего гражданского долга, в способности видеть общественные пороки и предполагать пути их устранения, в осознании своей ответственности перед обществом, в стремлении к общественной справедливости, в желании совершенствовать государственное и общественное устройство.

Гражданская проблематика наблюдается во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных авторов.

В повествовании показано, что главнокомандующий всей русской армии Кутузов осознавал, что решающей силой в войне являются не начальники, а те, кто принимает непосредственное участие в военных действиях. Батарея Тушина, во время Шенграбенского сражения оказавшаяся в неравном бою с французским войском, остается бороться за Родину. Рота Тимохина во время Шенграбенского сражения неожиданно стала обстреливать французские войска, когда остальные русские солдаты начали в панике разбегаться. Батарея Раевского, осознанно идя на смерть, надев белые рубашки, совершает подвиг в Бородинском сражении. Тихон Щербатый организовывает крестьянские отряды, которые помогают общему делу. Партизаны Денисов и Долохов, не имея желания объединяться ни с немецкими, ни с польскими войсками, нападают на французский транспорт, освобождая при этом русских пленных и захватывая в плен врагов. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай и Петя Ростовы демонстрируют любовь к Родине участием в военных действиях.

Писатель изображает главного героя заурядным и незначительным чиновником, занимающимся перепиской департаментских документов. Акакий Акакиевич придерживался в жизни только одного правила – беспрекословно подчиняться своему начальству и выполнять любые его распоряжения, о смысле и значении своей работы он даже не задумывался. Именно поэтому он начинал волноваться, когда ему давались задания, требующие элементарной смекалки и сообразительности, Башмачкин не был к этому готов. Главного героя устраивала его должность, он даже брал работу на дом и там мог весь вечер переписывать то, что не успел сделать днём. Таким образом, он ограждал себя от всего внешнего мира, враждебно настроенного ко всем мелким чиновникам.

Главной целью в жизни Акакия Акакиевича было откладывания денег на приобретение новой шинели. Впервые его существование наполнилось счастьем от ожидания исполнения заветной мечты. Именно поэтому исчезновение шинели стало настоящим горем для Башмачкина, ведь эта вещь символизировала его веру в лучшую жизнь, составляла весь смысл его существования. Он прошёл такой сложный путь, полный страдания и лишений, а в конце оказалось сплошное разочарование. Никто не мог помочь главному герою, окружающие не понимали всю глубину его несчастья, поэтому могли только посмеяться над такой незначительной, по их мнению, неприятностью. Всем была безразлична не только трагедия Акакия Акакиевича, а и вся его судьба в целом. Практически никто не заметил его болезни, как и скорой смерти после неё. Произведение построено таким образом, что читатель прослеживает всю жизнь главного героя, начиная с того момента, когда его наградили именем Акакий и заканчивая последним вздохом.

Н.В. Гоголь затронул в своей повести также тему самой бедности, он был возмущён тем, что человек прилежно и усердно выполняя свои обязанности, не может позволить себе даже приобрести необходимую одежду. В то время как менее ответственным и способным людям просто повезло родиться в нужном месте и в нужное время, поэтому они могут себе позволить не только роскошную жизнь, но и бездумное транжирство ради забавы.

Призывая к справедливости, автор поднимает тему возмездия в конце своей повести. В эпилоге дух Акакия Акакиевича мстил жителям города за нанесённые ему унижения и оскорбления, он появлялся из темноты и отбирал у прохожих шубы и другую верхнюю одежду. Упокоился с миром он только после того, как отомстил человеку, оказавшему большое влияние на трагический исход Башмачникова. Наконец, у него удалось постоять за себя и достойно ответить обидчику, тем самым дав надежду похожим на него людям.

Большая часть жизни Акакий Акакиевича остается скрытой от читателя, остальная освещается предельно кратко. Ясно одно — существование Башмачкина не изобиловало сколько-нибудь значимыми событиями. Упоминается, что он пережил многих начальников канцелярии, оставаясь на своем месте и занимаясь одним и тем же делом — переписыванием всевозможных циркуляров. Теперь это тщедушный изможденный человек, которому уже за 50. Даже в описании внешности Башмачкина прослеживается какая-то неполнота:

  • рыжеват;
  • рябоват;
  • подслеповат.

Акакий Акакиевич

Он, как и вся его урезанная жизнь, изначально незавершен, и в этом виде упакован в вицмундир и навеки сослан в канцелярию. Все его существование — это строчки, которые он переписывает без осмысливания. Они окружают его на службе, улице и дома. Они единственные его друзья и, укладываясь спать, Акакий Акакиевич улыбается от предвкушения завтрашней встречи с ними.

Настоящей любви, семьи, человеческой дружбе не нашлось места в жизни героя. Он несчастен, но не осознает этого.

Как личность Башмачкин настолько мал, что даже сторожа — низшая каста департамента, не замечают его присутствия, а равные с ним по статусу чиновники придумывают от скуки всевозможные шутки и каверзы, пытаясь ему досадить. В таком поведении отчетливо просматривается желание показать свою значимость. Хотя, по сути, эти люди такие же маленькие и мирок их предельно узкий. В свободное от службы время они занимаются:

  • разглядыванием на улице женских шляпок;
  • раздачей комплиментов фавориткам их пошлых компаний;
  • игрой в карты;
  • обсуждением сплетен;
  • пересказыванием старых анекдотов.

Равнодушие как порождение социума

Украли шинель у Акакия Акакиевича

Положительный или отрицательный персонаж

Несмотря на значительную долю иронии в характеристике Башмачкина, чувствуется, что автор относится к своему герою с участием и состраданием. У этого маленького человека отсутствуют свойственные обделенным судьбою чувства:

  • озлобленность;
  • зависть;
  • алчность.

Башмачкин заказал себе новую шинель

Он довольствуется тем, что имеет, а болезненное и неожиданное расширение неотложных нужд, в случае с покупкой новой шинели, восполняет за счет урезания и так очень ограниченных ежедневных потребностей. Роль героя в механизме государственной машины незначительна, но он выполняет порученное усердно и без ропота. Однако, без слов понимается, что он равнодушен к радостям и несчастьям окружающего мира и проживает дни в своей скорлупе, бесцветной, как старая выцветшая шинель.

В теме маленького человека Гоголь обходится без акцентирования на недостатках главного героя, давая возможность читателю самому определиться в оценках. Он рассматривает эту социальную проблему под разными углами и в других своих произведениях.

В защиту человека

Читайте также: