Чем люди просвещенней тем они свободней вольтер сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Французский публицист, писатель и философ Франсуа-Мари Аруэ является одним из самых выдающихся мыслителей эпохи Просвещения. Он родился в 1694 году в семье богатого нотариуса и был младшим из пяти детей. Образование получил в иезуитском колледже в Париже, но уже во время учебы, увлекшись поэзией, юридической карьере предпочел литературу.

В 1726 году его снова сослали в тюремную крепость, после чего запретили жить во Франции. Вольтеру пришлось на три года переехать в Лондон. Вернувшись во Францию, он всячески восхвалял английские порядки, высмеивая прусское общественное устройство. В 1745 году Вольтер вошел во Французскую академию наук и стал почетным членом Петербургской научной академии. В 1750 году он переехал в Берлин по приглашению короля Фридриха, затем приобрел имение рядом с Женевой, в котором жил и работал последние годы жизни.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В 1778 году он приехал в Париж на постановку своей пьесы, где был удостоен торжественного приема. В том же году 30 мая он умер во сне.

Философские идеи Вольтера

Воззрения одного из величайших представителей просветительской эпохи отличаются революционными и порой весьма противоречивыми идеями о религии, бытии, обществе и строении государства. Среди проблем, которым Вольтер уделял внимание, особый интерес для философии представляет его отношение к религии и Богу.

Вольтер признавал Бога как творца всего мира, но при этом он рассматривал его и как разум, который создал законы природы и ее движение.

Французский мыслитель открыто выступал против официальной религии, которая, по его мнению, искажала и извращала истинную веру. Но и презирал фанатиков, утверждая, что они приносят больше вреда, чем все атеисты. Католическую церковь просветитель называл абсолютным злом и обвинял ее в ограничении человеческой свободы. При этом он не признавал и атеизм, считая веру в Бога необходимой. Вольтер считал христианство единственной приемлемой религией из существующих, но, при условии, что она откажется от проявлений религиозной нетерпимости.

Философ выступал за естественные права и свободу воли каждого человека при разумном регулировании со стороны государства.

В ряде вопросов Вольтер не мог окончательно определиться со своими взглядами, мечась между противоположными точками зрения. Так, например, в вопросе о духе он колебался между отрицанием и утверждением бессмертия души, а в проблеме свободы воли колебался между индетерминизмом и детерминизмом.

Будучи приверженцем эмпирического познания, Вольтер не отказывался и от сенсуализма. Он считал, что, хотя ощущения первичны, для того, чтобы их правильно осмыслить, необходимо выявить более сложные идеи из памяти.

Он полагал, что человеческую историю творят сами люди, и жизнь в обществе соответствует природе человека.

Социально-философский взгляд

Вольтер выступал за право каждого человека на свободу, безопасность и собственность, несмотря на социальный статус и происхождение. Но в то же время он говорил о необходимости разделения общества по уровню материального положения:

  • на состоятельных и образованных;
  • на необразованных и бедных, которые должны работать на представителей высшего класса.

Вольтер поддерживал монархическое правление государства, считая, что монарх должен быть интеллектуалом и опираться на просвещенных представителей общества и философов. В системе судопроизводства он выступал за справедливое проведение судебных процессов с участием адвокатов.

Несмотря на то, что Вольтер не стал основателем собственного учения, его идеи и взгляды внесли вклад в развитие философии.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Министерство образования РФ

Московский государственный горный университет

Выполнил: ст. гр. ПМ – 2 – 04

Принял: доц. Кузьмин К.К.

Идеи о свободе и критика феодального общества.

Вольтер о свободе и равенстве.

Вольтер о государстве.

I. Общепризнанным лидером французского Просвеще­ния был выдающийся писатель и философ Вольтер (псевдоним, настоящее имя — Франсуа Аруэ, 1694— 1778 гг.). В историю общественной мысли он вошел как страстный обличитель католической церкви, религиозно­го фанатизма и мракобесия. Взгляды на политику, госу­дарство, право и закон вкраплены в самые разные произведения писателя, соседствуют в них с рассуждениями на иные темы. Остро критический настрой, осмеяние и отрицание социальных, юридических и идеологических устоев тогдашнего феодального общества ярко отличает эти вольтеровские взгляды. Другое выразительное отличие — пронизывающий их дух свободы, гуманизма, терпимости. Мировоззрение Вольтера окончательно сложилось в Англии, где он несколько лет провел в изгнании. По воз­вращении на родину им были написаны "Философские письма" (первоначальное название — "Письма об англи­чанах"), стяжавшие ему европейскую известность. В "Письмах" он пропагандировал передовые английские учения (Дж. Локка и др.), а также либеральные порядки и государственное устройство Англии. "Философские пись­ма" явились, по сути дела, первым наброском программы французского Просвещения. Содержащиеся в них поло­жения впоследствии были развиты и конкретизированы мыслителем в исторических и философских трудах, произ­ведениях художественной литературы и в многочисленных памфлетах. Корень существующих социальных зол, которые могут и должны быть уничтожены, Вольтер видел прежде всего в засилье невежества, предрассудков, суеверия, в подавлении разума.

Главным оплотом и виновником всего этого он считал церковь, католицизм. Понятно, почему беспощадная борьба с ними занимает весьма большое место в творчестве мыслителя. Достается от него богу, который изображается тираном, сею­щим злобу и слепым в своей ярости. Священнослужители презрительно именуются бонзами и дервишами, осуждаются религиозные преследования и фанатизм. Вольтер был сторонником философии деизма. "Хрис­тианство и разум не могут существовать одновременно", — писал Вольтер. Просвещенные люди не нуждаются в хрис­тианских откровениях. Веру в карающего бога необходимо сохранить лишь для того, чтобы внушать непросвещенным ("черни", а равно неразумным правителям) нравственный образ поведения. Отсюда — известное изречение Вольтера: "Если бы бога не было, то его нужно было бы выдумать".

Усвоив принципы деизма, разработанные английской философией, Вольтер превратил это учение в орудие не­примиримой борьбы с католической реакцией. Против ка­толической церкви Вольтер выдвинул лозунг: "Раздавите гадину!".

IV. Вольтер относится к тем мыслителям, которые первостепенное значение придают не формам управления государства, конкретным институтам и процедурам власти, а принципам, реализуемым с помощью этих институтов и процедур. Для него такими социально-политическими и правовыми принципами являлись свобода, собственность, законность, гуманность. Политическую организацию будущего "царства разума" Вольтер не стремился определить во всех подробностях. Он сосредоточил свое внимание на пропаганде идей законности и либеральных методов осуществления влас­ти, предоставляя другим просветителям разработку проектов идеального устройства государства. Вполне ясно ему было одно — управлять государством должны только собственники. Признавая естественное равенство ("мы все в равной степени люди"), Вольтер решительно отвергал как социальное, так и политическое равенство. "В нашем несчастном мире не может быть, чтобы люди, живя в обществе, не разделились бы на два класса: один класс богатых, которые приказывают, другой — бедных, которые служат". Политический идеал Вольтера, особенно в последних работах, приближался к идее разделения властей.

Грядущие преобразования в обществе философ свя­зывал с развитием знаний и подъемом культуры, которые, по его мнению, приведут к тому, что правителями будет осознана необходимость реформ. Стремясь напра­вить государей на путь истины, он предпринял поездку к Фридриху Прусскому и вступил в переписку с Екатери­ной II.

V. Историческое место Вольтера как мыслителя опреде­ляется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методоло­гических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные идеи Вольтера соответст­вовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они наце­ливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма.

Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители.

ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ БЕЗ КОМПЛЕКСОВ И СТЕРЕОТИПОВ

Ренессанс, или Возрождение

Хоть вилами гони Природу, а она все-таки постоянно возвращается.

Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2 - t24.jpg

Эта эпоха ассоциируется с пышнотелыми девицами на потемневших полотнах в золоченых рамах, с наглыми сексуальными авантюрами персонажей Джованни Боккаччо, с первооткрывателем Америки Кристофором Колумбом, со знаменитым пиратом Френсисом Дрейком и скромным актером и драматургом Уильямом Шекспиром, с лютеранством, кальвинизмом, иезуитами, грозным кардиналом Ришелье, блистательным королем Людовиком XIV, великим Леонардо да Винчи и многими другими людьми такого уровня незаурядности, что всякая иная эпоха попросту блекнет и стыдливо сворачивается в трубочку при одном лишь упоминании о Ренессансе…

Так называется идеологическое и культурное течение, зародившееся в Италии середины XIV века. Это было безусловно прогрессивное движение сопротивления дремучему средневековому феодализму и церковному мракобесию, проникшему во все сферы бытия.

Эпоха возрождения естественных жизненных приоритетов, характерных для древней Греции и Рима, эпоха освобождения от насаждаемого Церковью противоестественного аскетизма, эпоха буйства красок, форм и страстей, вырвавшихся из-под тяжкого гнета.

Оказалось, что вырваться из-под гнета не так уж сложно при наличии необходимой степени внутренней свободы. Конечно, такую свободу нельзя купить, как нельзя получить в подарок, но пробудить ее, дремлющую, приободрить ее, растерянную, а затем распахнуть перед ней дверь в мир раскрепощенного естества и осязаемой, многоцветной, терпкой, как вино, жизни…

Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2 - t25.jpg

Ф. Буше. Изящный поворот

Все не так уж сложно при наличии здорового начала.

Это здоровое начало присутствует в человеке независимо от внешних условий, от государственного устройства или системы общественных связей. Конечно, не в каждом из людей, но и не настолько редко, как это хотят преподнести некоторые субъекты, претендующие на исключительность, исходя из совершенно несостоятельного группового принципа.

Здоровое начало, как и здравый смысл, — понятие строго индивидуальное, что бы и кто бы ни говорил о коллективном сознании, эгрегорах и т.п., однако оно, несомненно, имеет черты, характерные для каждой конкретной эпохи.

Чтобы постичь эти черты, прежде всего следует обратиться к философии той неповторимой поры…

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Всемирная история без комплексов и стереотипов. Том 2 - t26.jpg

Каждая эпоха имеет своих философов, которые с объективностью врачевателей ставят ей свои диагнозы — иногда в виде обширных трактатов, иногда — какой-нибудь одной будто бы случайно оброненной фразой.

Впрочем, в философии, как и в жизни, не бывает ничего случайного…

Что же до совершенно беспринципного XX столетия, равно как и начала XXI, то нет, пожалуй, девиза, характеризующего это время наилучшим образом.

Так что он может быть обвинен в пропаганде политического коварства не более, чем Дарвин — в пропаганде естественного отбора.

В 1512 году республиканское правление во Флоренции сменилось тираническим. Правящая семья Медичи изгнала философа из его родного города, а через некоторое время, когда этого показалось мало, Никколо Макиавелли был брошен за тюремную решетку, где его и допрашивали со всей настойчивостью, и пытали, конечно же, не с целью вырвать из него какую-то тайну, а просто так, для мстительного кайфа…

Мы живём в мире научных достижений, в мире, который постоянно совершенствуется и развивается. С каждым годом всё больше совершенствуются технологические программы, усложняются процессы на производствах. Поэтому люди, работающие на предприятиях, своими знаниями, умениями, навыками и мастерством должны соответствовать новейшим разработкам. А ещё лучше не просто соответствовать, но и способствовать развитию науки и совершенствованию производств.

Русский дипломат, поэт и драматург А.С. Грибоедов в своем высказывании поднимает проблему подготовки специалистов и определенного уровня обучения, а также возможностей его применения для нужд общества и государства.

Но для того, чтобы стать образованным и просвещённым человеком нужно со школьной скамьи впитывать в себя все знания, которые ты получаешь, а также заниматься самосовершенствованием и самообучением. Нужно стараться развиваться разносторонне и, таким образом, становиться просвещённым человеком. Человек, просвещённый в разных сферах, может совершить прорыв в науке, может подарить человечеству новые идеи. Просвещённый человек способен заботиться о благе для своего Отечества, принимать взвешенные решения, которые улучшают жизнь людей.

Одним из ярчайших примеров образованных людей является Николай Иванович Пирогов. Он долгими часами работал в анатомическом театре, исследовал больные органы и мягкие ткани, распиливал кости, искал замену поврежденным суставам. Анатомия стала для него практической школой, заложившей основы его дальнейшей успешной хирургической деятельности. Пирогов первым выступил с идеей пластических операций, применил наркоз в военно-полевой хирургии, заложил основы этой науки, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях, высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноение ран. Его труды, различные медицинские атласы выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире.

В нашем обществе много молодых, талантливых и неординарных людей, которые могут двигать мир в сторону улучшения.

Я сейчас, учась в школе, стараюсь получить дополнительные знания вне школьной программы, потому что мне хочется получить достойное образование, и в будущем стать хорошим специалистом и быть полезной обществу и своему государству.

Читайте также: