Чем детство крестьянских детей отличается от детства современных детей сочинение

Обновлено: 01.06.2024

Все серые, карие, синие глазки —
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты.

Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.

Деревенские мальчишки и девчонки, помимо тяжкого труда, сталкиваются и с недугом болезней. У некоторых семей нет средств на пропитание, приходится голодать. Но такой трудный жизненный путь, является огромной школой жизни, где ребята с раннего детства учатся на все смотреть своими добрыми, светлыми глазами. Привыкать к труду, и не бояться трудностей. Писатель хотел показать своим стихотворением, насколько трудно положение человека из низшего класса, не важно ребенок это или простой рабочий, условия равны. Во всей печали этой поэмы только отношение детишек, позволяет скрасить темные краски при прочтении.

Пример 2

Николай Алексеевич Некрасов с детства любил русских людей. В своём творчестве он отмечал трудолюбие и отвагу простых людей. Скорее всего, ни у одного из советских поэтов в творчестве не имеется такого количества стихов о детях, как у него.
Почетное место мы отдаем стихотворению “Крестьянские дети”, ведь оно тесно переплетается с биографией и самого автора. Автор провел свое детство в имении Грешневе, которое находилось недалеко от Волги. Около усадьбы был заброшенный сад, в который Некрасов звал крестьянских детей, когда отца не было дома. Ему очень нравилось проводить с ними время. Автор видел всю нелегкую жизнь детей, что и описал в своем стихотворении. Девчонки и мальчишки осознают нелегкое положение их семей и пытаются помочь. Работает детвора и в поле, и занимается по хозяйству, одни таскают воду, другие колют дрова.

Довольно, Ванюш! Гулял ты немало,
Пора за работу родной.

Но тем не менее живут они интересной жизнью. У них находится время и побегать, и попрыгать. Они лучше всех знают лесные дороги, умеют охотиться. Конечно же, их жизнь не так безоблачна, как иногда кажется. Дети растут смелыми и честными, умеют преодолевать трудности. Раньше не было школ для бедных. У родителей не было возможности купить самые простые вещи: тетрадки, карандаши и даже обувь. Поэтому они учились у родителей и других взрослых, у природы, которая является добрым и суровым учителем. Не зря поэт пишет:

Но вырастет он, если Богу угодно,
А сгибнуть ничто не мешает ему.

Конечно, же тяжелая неблагодарная работа, постоянные недоедания и голодания, и частые простуды плохо сказывались на жизни ребят. И все же благодаря именно таким испытаниям, они проходили настоящую школу жизни и были готовы к любым жизненным трудностям. Их характер закалялся, как сталь. И пусть иногда они были грубоваты, но сердца у всех были добрые. Они готовы были помочь друг другу в любой ситуации, и не было никакого между ними неравенства, все росли и воспитывались вместе. Поэт очень тепло относился к крестьянским детям, он считает их бескорыстными, любит их. Николай Алексеевич сравнивает их с грибочками, потому что они теснее связаны с природой, чем городские. И все же несмотря на тяжелую жизнь, у них есть надежда на светлое будущее.

Играйте же, дети, растите на воле,
На то вам и красное детство дано.

Для автора дети – носители будущего. Он говорит, что внутренний мир детей богат, они любят природу и живут с ней в гармонии. Некрасов ценит их труд, но по-своему завидует их такому беззаботному и счастливому детству. Это стихотворение оставляет после себя хорошее и светлое настроение.

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ НА РУСИ

Детство крестьянского ребенка кардинально отличалось от детства современных детей. Дети были свидетелями и активными участниками всех дел и событий родной деревни и мира взрослых. Они с самого раннего возраста вместе со взрослыми трудились, помогая домашним и соседям.

У детей не было каких-то особых детских праздников, но они были всегда в общей праздничной массе своей общины, где веселились все вместе — и стар и млад. Все это определенным образом влияло на развитие, воспитание детей, на самоопределение в мире.

Во время игр деревенские дети постигали нормы поведения и представления об окружающем мире, место человека в нём. В игровом пространстве дети впервые овладевали трудовыми навыками, при этом ребенок осваивал ту роль, которую в будущем займет в семье и общине.

В девчоночьих играх девочки в первую очередь осваивали все женские занятия: занимались обустройством своего "дома", готовили пищу, пряли, шили одежду, стирали, сажали огород и т.д. Постигали роль жены и матери.

Игры мальчиков были ориентированы на развитие понятий о мужской чести и достоинстве. Таким играм были свойственны создание группировок и их противоборство, соревнования с направленностью на победу, на развитие физической силы, пытливого ума и твердости духа.

Деревенский ребенок воспитывался в любви к родной земле через вековую мудрость старших: почитай землю, дающую человеку возможность жить: "Мать-сыра - земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает"; бережно относись к окружающему миру: "Природу не надо увечь, а надо беречь". А через исторические песни, былины до детей доводилась и мысль о невозможности отречения людей от русских обычаев, устоев, так как отрекаясь от традиций Предков – отрекаешься от самих Предков, своего Рода, Родной Земли, становишься чужаком.

Родители внушали подрастающему ребенку словами и свои примером, что человек обязан заботиться о состарившихся родителях, проявлять к ним, ослабшим от тяжелой работы, и немощным, внимание и уважение.

По крестьянской этике уважения были достойны не только родители, но вообще все старшие по возрасту люди. При этом подростки не должны были решать для себя вопрос о том, достоин или недостоин тот или иной старик их заботы, почтения и уважения. По мнению крестьян, старшие требуют к себе уважения уже потому, что они прожили долгую, трудную жизнь и много сделали для людей на земле.

Чувство уважения к старшим входило в плоть и кровь детей также благодаря примерам из жизни собственной семьи и всей деревенской общины. В семейном застолье пожилым людям предоставлялось почетное место, взрослые члены семьи были внимательны к старому, отработавшему свое время деду, спрашивали у него советов. При семейном разделе, когда женатый сын намеревался жить своим домом и хозяйством, решающее слово было за старым отцом. На сельской сходке - собрании взрослых мужчин деревни прежде всего стариков по тому или иному вопросу было зачастую, решающим.

В русской крестьянской семье детей учили и милосердию и состраданию к людям, потерпевшим бедствие, калекам и нищим. Деревенский обычай обязывал крестьян принимать в своем доме постучавшегося в дверь усталого путника, обогреть его и накормить. Нищих и убогих принимали в доме с той же благожелательностью, что и остальных путников. Принято было считать, что подать милостыню, помочь больному и убогому - дело необходимое и богоугодное. Помощь, объяснялось детям, надо оказывать вообще всем в ней нуждающимся: людям, пострадавшим от пожара или стихийного бедствия, потерявшим кормильца, многодетным семья, находящимся в нужде.

Крестьяне стремились научить своих детей доброте: "Добро творить - себя веселить", ибо "Злой человек - как уголь: если не жжет, то чернит". Особенно старались предохранить ребенка от мстительности. Затаивать обиду на долгие годы и выждав, коварно отомстить, считалось большим грехом.

Особенно ценилось в русском народе умение прощать обиды. Родители просили прощение у детей, дети у родителей, соседи друг у друга. У русских людей были издревле обряды прощения, приуроченные к большим праздникам или к особым жизненным ситуациям. Например, прощение, по обычаю, надо было просить, отправляясь в дальнюю дорогу, чтобы люди "не поминали лихом", прощения просили у всех родных и близких женщины перед родами, больные просили прощения у людей и земли во время тяжелой болезни, перед смертью.

Одной из главных задач, была задача постепенного ознакомления ребенка с миром сакральным. С обрядовыми традициями ребенка начинали знакомить обычно в с 7-8 лет. Сакральные и духовные знания приобретались ребенком протяжении всего детства. Он постигал так называемые дедовские обычаи, дедовское наследие. К такого рода знаниям относились знания о Матери - Сырой земле, о Солнце, о Богах, о Предках, о всевозможной нечистой и неведомой силе, и т.п. Передача таких знаний шла через рассказывание мифов, легенд, волшебных сказок. Старшее поколение передавало детям умение заговоров, умение общения с умершими Предками, с духами Природы: лешим, водяным, домовым и прочее.

Обучение детей крестьянской работе начиналось не позднее семи лет. В русской деревне работу распределяли в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, мальчикам давались знания и умения необходимые мужчине.

Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами начинали сызмальства проявлять интерес к работе. Самым маленьким доверяли мытье посуды, поднесение небольших поленьев к печи, присмотр за цыплятами, подачу лыка при плетении лаптей или ниток при вязании. В некоторых губерниях трехлетний мальчик уже мог помогать матери чистить картофель, мести пол, подавать ей какую-нибудь вещь, отыскивать отцовский кушак или собирать рассыпанный по полу горох. Бывало, что уже с трех лет отцы брали мальчиков в поле при возке навоза.

Если мать гнала домой овец, она давала помахать прутиком пятилетней дочери, объясняя, что овцы от этого побегут быстрее. Пропалывая в огороде гряды, она поручала дочке выбросить подальше сорняк или подержать вырванную морковку. Отец, ремонтирующий забор, позволял крутившемуся около него сыну, подержать рейку или гвоздь. В многодетной семье маленький становился непосредственным помощником старших братьев и сестер. Распределение обязанностей могло быть таким: пока старшая сестра подметала пол, младшая вытирала пыль.

Деревенские подростки и представить себе не могли, что можно не работать, не уметь прясть, шить, наколоть дров, не помочь отцу или матери.

+

6 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 6

Ответ

+

В первую очередь надо сказать, что произведения Толстого и Горького "Детство" являются автобиографичными.

Толстой - отличный психолог. В своей работе (трилогии "Детство.Отрочество.Юность") ему важно было показать диалектику души человека. Становление характера ребенка. Он очень ярко описывает эмоции и впечатления Николеньки Артемьева, будучи сам в детстве очень впечатлительным ребёнком. Николенька - очень ранимый мальчик. Он живет с родителями и братом в большом богатом имении, в их доме всегда много гостей и детей. Детство его беззаботное. Его все любят. Он живет в атмосфере понимания и любви друг к другу.

Горькому же необходимо было показать атмосферу, и вообще уклад жизни. Он рассказывает о том, как жил с матерью, но после смерти отца заразился сам Горький, будучи ребенком, но отец лечил его день и ночь - а эта болезнь неизлечима, и произошло чудо - ребенок поправился, но заболел отец и умер. Его отправили жить к деду с бабушкой. Именно здесь начинаются все "ужасы". Беззаботное детство заканчивается. Дед был человек старой закалки и в воспитании детей был ужасно строг. Он устраивал провинившимся порки по субботам, однако доставалось и невинным - "для профилактики". Также он был очень скуп. По старинке избивал свою жену(бабушку главного героя). Его детство уж точно нельзя назвать беззаботным. Мало того, ребёнку очень тяжело жить, расти в таких условиях. Царит атмосфера ненависти друг к другу.

Ответ

+

Дети растут в любых условиях и всегда вспоминают детство как самую счастливую пору жизни.
Просто у наших современных детей –современное детство.

ВложениеРазмер
sovremennye_deti_statya.doc 29.5 КБ

Предварительный просмотр:

Современные дети: есть ли у них детство?

Давайте теперь разберем ,чем же отличаются современные дети от предыдущих поколений?
Как-то один педагог сказал, что всех нынешних современных детей можно назвать кибермальчики и кибердевочки: голова у всех как компьютер, чересчур неуёмные и гиперактивные .
А кое-кто считает, что у них нет детства.
Ну на самом деле, современные дети в этом вовсе не виноваты и у многих их особенностей есть вполне логичные объяснения. Также как и их родители дети смотрят те же фильмы, слушают ту же музыку и имеют те же проблемы. А дело лишь в том, что на телевидении для них не так уж много чего идёт. Телевидение 1980-90 х было богато на познавательные и другие интересные детские и подростковые передачи, которые были очень информативны, викторины, качественные детские сериалы и фильмы. А если посмотреть нынешнюю программу передач, то много ли времени уделяют современной молодежи?!
И у всех у них одна особенность: зависимость от новой техники. Они не представляют свою жизнь без сумасшедших гаджетов и компьютера. Ну что же, им предстоит жить в том мире, который нам и не снился.
Еще одна беда от которой страдают современные дети – чрезмерные нагрузки в школе: не слишком ли много шесть у роков во втором классе и не слишком ли напоминают современные учебники по тем предметам, которые казались нашим родителям развлекательным (биология, география)научную диссертацию…
А вот объяснение-то все-таки лежит на поверхности: они живут в эпоху информационного бума. Вот это их и делает абсолютно другими. Они более эрудированны и осведомлены об окружающем мире, тогда как дети предыдущих поколений были более фантазийными. Снова-таки, не их вина.
Если рассмотреть начало 1990-х годов , то выросло два поколения детей , родители которых жили в почти экстремальных условиях выживания. И дети не могут этого не видеть. Современные дети более практичны и самостоятельны просто потому что родители посвящают работе намного больше времени, чем общению с ними.
А то что у современных детей нет героев и кумиров, то это объяснимо. Долгие годы мы жили под властью идеалов коммунизма, а потом их отняли , ничего не дав взамен. Пока просто не появились.
Современные же дети не умеют играть. Тут две причины. Во-первых, современные игрушки и игры, к которых предусмотрено все и нечего додумывать. За детей все сделано. Во-вторых, в основном современные дети не имеют той радости, которая была у нескольких поколений: двора. Просто взгляните на современные дворы. Да , кое-где есть площадки, но в основном… .
Кроме того, если раньше дружили домами и квартирами, то сейчас все семьи держатся обособленно, потому-то и нет дворовых игр. Увы, дворовая игра, как культурный феномен к сожалению умерла.
Но значит ли всё это, что у них нет детства? Нет, дети во все времена остаются детьми и ни чего не изменится. Дети растут в любых условиях и всегда вспоминают детство как самую счастливую пору жизни.
Просто у наших современных детей –современное детство.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Нет безвольных детей - есть дети, испорченные воспитанием".



Музыкально-физкультурный досуг к Дню защиты детей "Есть у солнышка друзья" в старшей группе.


КАК ХОРОШО, КОГДА У ВСЕХ ДЕТЕЙ ЕСТЬ ПАПЫ!

Отец - это человек, который всё лучшее, чем он богат, чем одарила его природа и окружающие люди, что он приобретает в неустанных поисках, умеет передать детям.


Веселый летний марафон. Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Многие дети проводят лето в детском саду. Работа детского сада летом немного отличается о

Веселый летний марафон.Лето – это прекрасная пора и для детей, и для взрослых. Именно летом у детей есть прекрасная возможность получить заряд здоровья на весь год. Многие дети проводят лето в д.

Читайте также: