Человек выше сытости на дне сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В пьесе Горького "на дне" особенно интересны характеры и судьбы людей.
Главные герои -это падшие люди, живущие в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. В душах обитателей-мрак. У каждого из них есть своя история и своя правда жизни.
Почти все обитатели "дна" винят не себя, а различные жизненные обстоятельства, в том, что оказались в таком тяжёлом положении. Теперь им остается только жить иллюзиями и пустыми надеждами. Актер, Бубнов, Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, Настя лишь мечтает о большой любви, Клещ - о честном труде, Васька Пепел желает жить правильной жизнью. Но наряду с этим люди, отвергнутые жизнью, ведут далеко не легкомысленные споры о духовных и нравственных проблемах : о правде, свободе, вере, честности, смерти, таланте, жалости. В этом особую роль играют Сатин ( шулер, бывший заключенный и бродяга) и странник Лука. Они носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из-за любви к нему и необходимости знать о величии человека.
Почти все герои пьесы отвергают свое жалкое положение, надеются на судьбаносные события, которые вытащат их со "дна". Настоящий пьяница актер надеется на чудотворную лечебницу, которая вылечит его, Барон ждет возвращения его прошлого состояния, Анна хочет покоя в загробной жизни. Все эти иллюзии поддерживает Лука, играющий роль утешителя.
Странник дарит надежду этим людям, но, уходя, забирает ее вместе с собой.
Какая же дальнейшая судьба героев? Она довольно печальна. Актер повесился на пустыре, так и не найдя волшебную лечебницу, Васька пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму, Настя страдает от безысходности, не найдя свою любовь, Барон продолжает жить воспоминаниями о прошлом . Клещ, надеющийся вылезти со " дна" после смерти жены, оказывается еще ниже своего былого положения.
Таким образом, основным предметом изображения в пьесе являются характеры, мысли и чувства обитателей ночлежки. Герои интересны своей неоднозначностью, сложностью. Произведение заставляет задуматься о месте веры в жизни человека, о попытках человека противостоять нравственному и социальному падению .

Человеческое в этих людях не погибло, оно прорывается у обитателей ночлежки в бытовых мелочах. То Квашня остав­ляет умирающей Анне пельмешек, а та отдает их своему мужу.

Сатин говорит о самоцен­ности человеческой личности. Человек — центр мироздания, он — творец, преобразователь жизни.

Он говорит о равенстве всех людей, независимо от их социального положения и национальной принадлежности

В спор вступает появившийся из ниоткуда Лука - странник, принёсший с собой идею веры в лучшее:

Во что веришь, то и есть, - говорит он Пеплу.

Каждому дарит Лука крупицу веры в лучшее будущее: Анну убеждает, что муки её конечны и скоро настанет избавление от страданий, Актёру рассказывает о бесплатных лечебницах для алкоголиков, которые на тот момент уже существовали, Пеплу советует уехать в Сибирь, где можно будет с чистого листа начать новую жизнь, строить семью и счастье. Насте верит, что её любовь не сказка, а быль. Многим его слова кажутся ложью, обманом, но ведь от этих слов, его участия, спокойствия, исходящего от доброго странника, становится всем легче, правда, ненадолго. Но надо задействовать и собственные силы, опереться на внутреннее стремление, понять, что ты хочешь.

Нужно только посмотреть правде в глаза, поверить в свои силы, и только при этих условиях можно изменить мир к лучшему. Слова Сатина, вселяющие веру в человека, в его разум и творческую энергию, только на время подействовали на ночлежников, почувствовавших братскую общность застолья и объединенных общей судьбой, выраженной в безнадежном отчаянии тюремной песни:

Пьеса заставляет задуматься над своей жизненной позицией каждого человека и определить свое место на земле.

Читаемое в разделе:

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В девятнадцать лет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет трехчастную.

Ранее опубликованные в разделе:

  • Романтизм как литературное направление на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков уже давно не существовал. Но романтическое мироощущение в период.

Новые материалы раздела:

Ранние романтические рассказы Максима Горького наполнены мечтой о красивых и отважных людях. История, рассказанная старухой Изергиль, имеет.

Ранние романтические рассказы Максима Горького написаны в девяностые годы девятнадцатого века. Время для начинающего писателя трудное. В.

Гордость

Популярные сочинения

Чувства

В пьесе обозначено много важных вопросов. Но, без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных проблем, поднятых в произведении, является раздумье о Человеке. На самом деле, кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки имеет свою позицию относительно этой проблемы. Горький в своем произведении показывает нам страшный мир полной нищеты, беспросветного страдания, мир людей, поставленных в предельно бесчеловечные условия. И именно в этом обществе поднимается вопрос: что есть Человек.

Конечно же, свою точку зрения высказывают все персонажи, но особенно хотелось бы выделить троих из них: Бубнова, Луку и Сатина.

Горячие и гниющие

Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.

Оцените сочинение: Рейтинг 4.09 [11 Голоса (ов)]

Перед читателями предстают разные персонажи со своими историями, мыслями и представлениями о жизни. Но всех их объединяет одно — ночлежка, куда эти люди приходят в поисках временного пристанища.

Порою мы согласны с их рассуждениями. Но в полной мере не можем понять тех, кто подвергся таким испытаниям не по воле судьбы, а по собственному нежеланию изменить хоть что-то для себя. В качестве примера возьмем Сатина.

Этот персонаж импонирует читателям тем, что говорит о Человеке, как о совершенном существе. В то же время, он презирает сострадание и гуманизм, считая их унизительными. Не принимает Сатин и утешительную ложь. Для него правда, пусть даже самая жестокая, — путь к величию Человека.

Только тот, кто способен противостоять жизненным трудностям и сохранить в себе не только потребность удовлетворения основных инстинктов, но и остаться интеллектуальным, духовно богатым, может претендовать на это высокое, гордое звание — Человек!

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Похожие материалы:

Спор о правде

Сатин. К. С. Станиславский. 1902 г.

ДЕЙСТВИЕ 4.

Обстановка первого акта, но нет комнаты Пепла и наковальни Клеща. Ночь. За окном – ветер.

Ночлежники рассуждают о том, как исчез Лука, во время суматохи, связанной с убийством Костылёва. Высказывают своё мнение о нём.

Бубнов

История создания

Пьеса была написана в 1902 году. Это время характеризуется серьезным в результате которого из-за закрытия фабрик рабочие оказались не у дел, а крестьяне были вынуждены нищенствовать и побираться. Все эти люди, а вместе с ними и государство, оказались на самом дне жизни. Чтобы отразить всю степень упадка, Максим Горький сделал своих героев представителями всех слоев населения. ставший авантюристом, бывший Актер, проститутка, слесарь, вор, сапожник, торговка, содержатели ночлежки, полицейский.

Сочинение на тему человек и правда в пьесе горького на дне

Для Луки главное не правда, а утешение. Стремясь привнести в безнадегу повседневной жизни обитателей ночлежки хоть какой-то смысл, он дает им ложную надежду. Его помощь заключается во лжи. Лука хорошо понимает людей и знает, что нужно каждому, исходя из этого и дает обещания. Так, он рассказывает умирающей Анне о том, что после смерти ее ждет покой, Актеру внушает надежду на излечение от алкоголизма, Пеплу сулит лучшую жизнь в Сибири.

Новое в блогах


Алексей Максимович Пешков (более известный под литературным псевдонимом Максим Горький, 16 (28) марта 1868 – 18 июня 1936) – русский и советский писатель, общественный деятель, основатель стиля социалистического реализма.

Прекрасно!

Человек может верить и не верить… это его дело!

Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум человек за все платит сам, и потому он — свободен.

Человек — вот правда!

Что такое человек.

Это не ты, не я, не они… нет! — это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном! (Очерчивает пальцем в воздухе фигуру человека.)

Понимаешь? Это — огромно!

В этом — все начала и концы… Всь — в человеке, всь для человека!

Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга!

Че-ло-век!

Это — великолепно!

Это звучит… гордо! Че-ло-век!

Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…уважать надо!

Выпьем за человека, Барон! (Встает.)

Хорошо это… чувствовать себя человеком.

Я — арестант, убийца, шулер… ну, да!

Когда я иду по улице, люди смотрят на меня как на жулика… и сторонятся и оглядываются…

и часто говорят мне

Работать? Для чего?

Чтобы быть сытым? (Хохочет.)

Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми…

Пьеса “На дне” – вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Авторскую позицию выражает Сатин, противоположную – Лука. Пьеса имела грандиозный успех по выходе, но сам автор был ею недоволен.

Читателю же поневоле больше нравится гуманизм и человечность Луки, чем пламенные слова, произнесенные шулером: “Человек – это звучит гордо!” Сатин, говорящий эти слова, даже и не пытается изменить свое положение:

“Работать? Для чего. Человек – выше сытости. ” Горький не смог найти более “положительного” героя на дне общества, способного произнести слова о гордом Человеке И оттого мы чувствуем фальшь, неестественность в речах Сатина.

Недаром позже Горький напишет пьесу “Старик”, в которой попытается лишить образ Луки обаяния, рассказав о темном прошлом своего героя.
Ночлежка для нищих – символ, образ последнего дна, на которое опустились люди, потерявшие смысл жизни, потерявшие надежду и веру в себя. Пьеса начинается с описания ужасной обстановки ночлежки. Все персонажи – “бывшие люди”:

Кто-то из них уже отчаялся: Актер, Анна, Пепел, Настя ищут выход в мечтах, и только Клещ действительно хочет вырваться отсюда. Крайнюю позицию занимает Сатин, презирающий труд и любые социальные условности.
С появлением Луки с его философией любви и жалости к человеку однообразная жизнь ночлежки меняется. Первоначально Лука был задуман как отрицательный персонаж, в то время как Сатин – положительный.
.Но автор, будучи писателем-реалистом, создал образ странника намного сложнее и богаче, чем предполагалось сначала. Существует мнение, что в образе Луки пародийно показан Л. Толстой с его философией непротивления.
О самом Луке мы знаем очень немного: странник “лет шестидесяти”. Он добр (во всяком случае, таким он предстает перед нами), он жалеет людей, пытается пробудить в них надежду, проповедует сострадание к человеку. Он считает, что полная правда для человека губительна, поэтому и рассказывает историю о бедняке, жившем одной надеждой – найти праведную землю – и не пережившим разочарования в своей мечте.

И действительно, Актер кончает жизнь самоубийством, не вынеся “правды” Сатина. Недаром пьеса заканчивается словами Сатина: “Эх… испортил песню… дур-рак!”
Лука утешает Анну, обещает ей загробную жизнь: “Отдохнешь там. ”, – хотя сам не верит в Бога (“Во что веришь, то и есть…” – уклончиво отвечает он Пеплу на этот вопрос) делает вид, что верит Насте: “Я – верю. Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь… значит – была она!” Старик дарит надежду Актеру: “Ты… лечись! От пьянства нынче лечат…

Бесплатно…”, указывает дорогу Пеплу: “…Уйди с ней отсюда…”. И он по-своему прав. Действительно, зачем женщинам, с детства живущим в жестокой действительности и никогда не видевшим в жизни прекрасного, нужна жестокая правда – пусть они будут счастливы хотя бы в мечтах. Актер же и Пепел по-настоящему поверили Луке и решили вырваться из нищеты и грязи.

И, как знать, возможно, это бы им удалось… Так, Актер говорит: “Я сегодня – работал… а водки не пил”. Он наконец-то ощутил себя человеком, у него появился интерес к жизни, он даже стал вспоминать стихи.
С появлением Луки возникает основной конфликт пьесы. Завязывается спор о человеке между двумя героями: Сатиным и Лукой. Странник оказывает огромное влияние на всех обитателей ночлежки, в том числе и на Сатина. Он “разбудил” шулера, пробудив в нем человека.

Сатину Неприемлема позиция Луки, но тот, по крайней мере, заставляет его задуматься. Недаром Сатин запрещает всем плохо отзываться о старике: “Он – умница. Он… подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…” Именно теперь Сатин произносит свой знаменитый монолог: “Я – понимаю старика… да!

Он врал… но – это из жалости…Кто слаб душой…и кто живет чужими соками, – тем ложь нужна… Ложь – религия рабов и хозяев”. “Правда – бог свободного человека!” – таков девиз Сатина. Человек обязан знать, как низко он пал, чтобы начать новую жизнь, говорит шулер.

Человек “выше всего”, он ни в чем не нуждается: ни в любви, ни в жалости, ни в сострадании. Настоящий, свободный, сильный человек достоин правды. Безусловно, философия Сатина – это ранняя романтическая философия автора, согласно которой “человек выше жалости”, “человек есть все” и “нет ничего, кроме человека”.
И с этим трудно поспорить, тем более что сюжет развивается в соответствии с позицией автора: Пепла арестовывают, исчезает Наташа, умирают Актер и Анна, и даже Клещ смиряется с нищетой и теряет последнюю надежду на новую жизнь, то есть Лука никому реально не улучшил жизнь. Утешение Луки действует недолго: правда вновь приводит человека к разочарованию, но хотя бы какое-то время он будет счастлив, и иногда это уже немаловажно.
Таким образом, несмотря на определенную позицию автора, основной вопрос пьесы остается неразрешенным. Каждый заново решает его для себя. Мне кажется, что любому человеку нужна иногда поддержка и сочувствие, хотя жить одними иллюзиями тоже бессмысленно.

Читайте также: