Человек перед судом своей совести г н щербаковой вам и не снилось сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Сейчас уже совсем не та Москва, что видим мы на экране: давно нет школьной формы, летних трудовых лагерей, родители реже приходят в школу, чаще звонят по телефону, но проблемы в фильме все те же: взросление, самоопределение, чувство долга, преданность и предательство, но лейтмотив всего происходящего — любовь, которая становится центром всех сюжетных линий в кинокартине. И это не только история первой любви двух подростков. Они трогательные и нежные, юные и влюбленные, романтичные и заботливые. Но и любовь родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, учителя к ученикам.

Катя, роль которой исполняет Татьяна Аксюта, а по книге – Юля, с семьей переезжает в новый район и переходит в новую школу, в предпоследний класс. Маленькая девочка по сравнению с выглядящими взрослыми одноклассницами, в больших немодных очках, она привлекает своей естественной красотой Романа, которого сыграл Никита Михайловский. Искренний, заботливый, рассуждающий очень по-взрослому Роман становится для Кати рыцарем без страха и упрека.

Отец Ромы Константин Лавочкин, его играет Альберт Филозов, живет скучной жизнью. Неожиданная встреча с первой любовью всколыхнула воспоминания о прошлых чувствах, подарила возможность помечтать, пусть лишь о новом костюме, но это хоть какое-то изменение в серых буднях мужчины, который рядом с властной женой забыл, как проявлять характер, стал бесхребетным. Узнав о кознях жены, хоть и поздно, но отец встает на сторону сына.

Как же непохожа на Ромину семья Кати! Мама-красавица во второй раз вышла замуж и очень счастлива. В семье царит любовь и понимание, поэтому так бережно все в этом доме относятся к чувствам Кати, поддерживают ее. Особенная близость показана не через диалоги, а через сцену молчания, когда мама с дочерью вместе слушают голос Ромы, записанный на плёнку. Беспомощная от обрушившегося на нее горя одиночества Катя прижимается к маме, ища спасения и защиты. У кого же ещё ребенку искать поддержки, как не у матери. Хотя Катя и признается, что думала о том, что для мамы важнее новый муж, новый ребенок. Но, к счастью, Катя не остаётся одна со своим горем одиночества, у нее есть опора – семья.

Галина Николаевна Щербакова (Руденко), русская писательница и сценаристка, родилась в городе Дзержинске 10 мая 1932 года. После школы поступила в университет в Ростове, а затем в педагогический вуз в Челябинске на учителя русского языка и литературы.

Некоторое время Галина Николаевна работала по профессии, потом устроилась журналистом в местную газету, но вскоре оставила и журналистику, которая, по словам писательницы, отвлекала от работы над собственными произведениями.

Из жизни писательница ушла в марте 2010 года в возрасте 77 лет.

Вопрос 1. Какое впечатление произвела на вас данная повесть? Почему?

Эта повесть оставила в душе смешанные чувства: с одной стороны, автор рассказывает нам красивую историю первой любви, а с другой — трагическую историю не только двух несчастных влюбленных, но и их окружения.

Вопрос 2. Почему Татьяна Николаевна Кольцова стала работать учительницей?

Карьера героини в театре закончилась.

Вопрос 3. На ваш взгляд, можно ли назвать Таню счастливой женщиной, которая нашла себя в этой жизни?

Нет, она одинока и несчастна, ее мир состоит только из работы и бытовых проблем.

Вопрос 4. Как отреагировала мама Ромы на связь ее сына с Юлей?

Отрицательно. Она считала, что Юля испортит ему жизнь и что вся их семья принесет только вред ее семье и самому Роме.

Вопрос 5. Обоснована ли была ревность и неприязнь Веры Григорьевны к матери Юлии и к Юле в целом?

Нет. Вера ясно дала понять отцу Ромы в их первую встречу, что ничего общего с ним иметь не хочет. Даже если отец Ромы до сих пор испытывает к ней какие-то чувства, они не взаимны.

Что касается Юли, то ненависть Веры Григорьевны к ней не обоснована, она совсем не знает девочку, ее поведение на прямую связана лишь с ее предрассудками, касаемо Люды, ее мужа и всей их истории прошлого.

Вопрос 6. Можно ли сказать, что Вера завидовала Людмиле?

Да, она видела, что Людмила счастлива и любима, когда как она, Вера, одна тянет весь дом.

Вопрос 7. Как вы считаете, почему учительница так поддерживала своих подопечных?

Вопрос 8. Почему Вера Григорьевна так отчаянно пыталась разлучить сына с Юлей?

Она была сильно привязана к сыну. Он был смыслом ее жизни, и она боялась, что и Рому, как Костю когда-то, эта семья отнимет.

Вопрос 9. Стоила ли вся эта война Веры Григорьевны с семейством Юли жизни ее собственного ребенка?

Нет. Из-за своей слепой ненависти, ревности и предрассудков она обрекла сына на нелепую смерть в столь юном возрасте и тем самым наказала, прежде всего, саму себя.

Вопрос 10. По вашему мнению, насколько важно родителям достичь взаимопонимания с их собственными детьми?

Очень важно, ведь, как показала эта история, разногласия могут стоит жизни дорогого тебе человека. Необходимо уметь прислушиваться к мнению и желаниям своих детей, чтобы в дальнейшем не стать жертвами отрицательных последствий.

Вопрос 11. Как вы думаете, нужно ли было сделать финал в произведении идентичным финалу в фильме, то есть сохранить жизнь главному герою?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

лист для ответа 1.rtf

лист для ответа.rtf

Выбранный для просмотра документ Галина Щербакова.pptx

Галина Николаевна Щербакова (наст. фамилия Руденко) (10 мая1932, Дзержинск — .

Описание презентации по отдельным слайдам:

Галина Николаевна Щербакова (наст. фамилия Руденко) (10 мая1932, Дзержинск — .

Галина Николаевна Щербакова (наст. фамилия Руденко) (10 мая1932, Дзержинск — 23 марта 2010, Москва) — советская и российская писательница, сценарист.

Илья Абрамович Фрэз (1909 — 1994) — советский российский кинорежиссёр, сценар.

Выбранный для просмотра документ Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой.docx

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой

Кто тебе сказал, что это любовь?

Цели : познакомить с творчеством Г.Н.Щербаковой, учить самостоятельно выносить суждения о произведении, выделять в нём основные проблемы, через сопоставительный анализ эпизодов художественного текста и кинофильма научить определять режиссерский замысел и его соответствие авторскому замыслу произведения.

Задачи : развитие навыков устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления, воображения, формирование медиакультуры учащихся, способствующей успешной социализации личности в современном мире.

Тип урока : урок-диалог

-Готовясь к уроку, я обнаружила в интернете множество комментариев и по поводу фильма,и по поводу книги. Они неоднозначные, одно из них прочитаю:

Так получилось, что я сначала посмотрела фильм а потом уж прочитала книгу. Для меня это оказался тот самый случай, когда фильм с такой музыкой (. ), такими актерами, такой игрой превзошел печатный вариант. Но книга тоже очень хорошая.

-А каковы Ваши впечатления о прочитанной книге?

-Скажите, а о чём повесть Г.Щербаковой? (О трогательной первой любви Романа и Юльки, советских подростков)

-Каких всемирно известных литературных персонажей напоминают нам герои повести? (Ромео и Джульетту, о чём в самом тексте не раз упоминается. Даже имена очень похожи.)

-Чем же похожи судьбы Романа и Юльки и Ромео и Джульетты? (В обоих произведениях герои встретили препятствия на пути к счастью со стороны своих семей)

-А кроме этого препятствия, с какими проблемами столкнулись наши герои ещё? (Кроме непонимания со стороны родителей, герои сталкиваются с чёрствостью директора школы, с эгоизмом бабушки Ромы, с пониманием и непониманием одноклассников).

-Ребята, какие проблемы в связи с вышесказанным Вами поднимает в своей повести Г.Щербакова? (Проблему взаимоотношения подростков друг с другом, родителей с детьми, проблему первой любви).

-Знакомы ли Вам эти проблемы? (Да).

-Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (Выявить идею художественного произведения; сравнив с фильмом, понять замысел автора книги и режиссёра, ответить на вопрос, помогает ли фильм лучше понять идею художественного произведения).

3.Работа с повестью.

-Почему же взрослые всячески препятствуют чистым и искренним отношениям Романа и Юльки?

(они не верят в силу их чувств, в то, что они любят по-настоящему, ревность ).

-В связи с этим хочу сказать, что различным персонажам повести принадлежат высказывания о любви, разобранные читателями на цитаты, например: есть ситуации, когда помогает только скальпель, никому не вредило хирургическое вмешательство, и вообще все эти ваши любови - химера, дым. Блажь и только.

-Так ли это для наших героев? (Нет. В повести много тому доказательств).

- Предлагаю Вам прочитать на раздаточном материале отрывок из повести (читает ученик):

… ночами я не сплю: слушаю, как ваша дочь по сорок раз ставит одно знаменитое звуковое письмо. Стучала ей в стенку — не слышит! Теперь даже привыкла, греюсь у чужого костра. Только не говорите, что я вам натрепалась. Просто вы ходите в неведении, и вас же потом — бух по голове новостью. Послушайте, а потом скажете свое впечатление.

Пластинка лежала под матрасом. Трижды обернутая мохеровым шарфом.

- Какая деталь в этом отрывке говорит нам о том, что для Юльки любовь не химера, дым и блажь? (Слушает письмо звуковое по сорок раз за ночь, не может наслушаться)

-Как же получилось, что Юлька оказалась в Петербурге в поисках Романа? Кто ей помог? (Это была её мама). Обратимся ко второму эпизоду на раздаточном материале (читаем).

-Почему Людмила смогла поверить в искренность чувств дочери? (Она по-настоящему любит сама, счастлива и поэтому поняла чувства своей дочери).

- А что же мама Ромы? Она ведь тоже любит своего сына, и он любит родителей. (Она придумала коварный план по отваживанию подростков друг от друга, придумала мнимую болезнь бабушки, а за бабушкой надо ухаживать, и Ромка с гипертрофированным чувством долга попадается на эту уловку ).

Просмотр эпизода №1 из фильма Ильи Фреза.

-А теперь обратимся к этому же эпизоду в книге (читаем).

-Что понимает Роман, оказавшись дома раньше обычного? (Что его обманули, что бабушка абсолютно здорова).

-Что чувствует Роман в этот момент? (Он обескуражен, зол на бабушку).

-Как до этого разоблачения Ромка относился к бабушке? (Берёг её от неприятностей, ухаживал за ней во время мнимой болезни)

-Найдите подтверждение этому в отрывке.

-Не заметили ли Вы расхождений эпизода книги и фильма? С кем разговаривает по телефону в сцене разоблачения бабушка? (В книге - с дочерью Дусей, а в фильме - с мамой Ромы).

-Случайна ли такая замена создателями фильма? (Нет, не случайна, самые родные и близкие люди предали, обманули, а должно быть наоборот).

-Что в поведении бабушки возмущает больше всего? (Она упивается своим актерским мастерством, тем, что он так удачно обманывает внука, верящего в то, что ей нужна помощь).

-Каково Ваше отношение к бабушке в этой сцене? И почему? (Отрицательное, так как она ведёт себя эгоистично по отношению к внуку).

-Можно ли утверждать, что бабушка отрицательный персонаж? (Нет, так как она уверена в том, что этот обман - единственный способ спасения его от порочной Юльки).

-Режиссёр фильма добавил в эпизод деталь, которой нет в тексте. Назовите её. (Это разбившаяся фотография бабушки в стеклянной рамке, а в книге это была грамота). И фотография изображена крупным планом. (Отрывок из текста читает учитель)

-Случайна ли замена грамоты фотографией бабушки? (Нет, режиссёр ещё раз подчеркивает разрушившийся мир подростка, предательство самых близких людей, окончательную потерю доверия ко взрослым, которые не хотели его понять, помочь ему, поверить в его любовь).

Ромка не хочет иметь теперь ничего общего с этим миром взрослых (эпизод из повести читает учитель).- Какое слово указывает на негативное отношение Ромки к бабушке в этот момент? (старуха, суффикс - ух - имеет пренебрежительный оттенок).

-И мы приближаемся к развязке книги и фильма.

Просмотр эпизода №2 из фильма Ильи Фреза.

-Ребята, напишите на листочках с фотографиями актёров, о чём могут думать Роман и Юлька, сидя на снежном сугробе (проверим двух-четырёх учеников).

-Так ли заканчивается книга? (Нет, следует краткий рассказ ученика).

-Почему Галина Щербакова оставляет финал книги открытым? (Она хотела показать трагедию первой подростковой любви, то, на что готовы подростки в юношеском максимализме; читатель сам должен додумать, какова судьба Ромки).

-Совпадает ли замысел режиссёра фильма с замыслом Галины Щербаковой? (Нет. Герои встретились, Ромка жив).

-Какую мысль хочет донести до нас режиссёр фильма? Случайно ли в финале фильма появляются дети, с любопытством рассматривающие наших героев? (Режиссёр доносит мысль о том, что любовь победит все преграды, а образы детей - намёк на то, что современные Ромео и Джульетты всё-таки существуют).

4. Подведение итогов урока.

5.Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О любви знает каждый. Все о ней говорят. О любви спорят, ею восхищаются, ее ищут, из-за нее страдают. Мы все ищем любовь, а иногда считаем, что находим ее. Мы ищем то, чего не видели, мы хотим то, что никогда не ощущали. Как же можно узнать любовь? Как узнать тайну любви? Как мы знаем, любая тайна с трудом, и с большим нежеланием открывается нам. Тайна любви – одна из самых востребованных тайн, одна из самых неизученных тайн.

Урок внеклассного чтения по повести Галины Николаевны Щербаковой

Любви все возрасты покорны.

Любви все возрасты покорны;

Но юным, девственным сердцам

Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

В дожде страстей они свежеют,

И обновляются, и зреют —

И жизнь могущая даёт

И пышный цвет и сладкий плод.

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвый след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Формулировка темы как проблемного вопроса

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

Формулировка темы как проблемного вопроса

Учитель: «Давайте сейчас посмотрим фрагмент из фильма, снятого по повести Г. Щербаковой, и запишем тему урока в виде цитаты, но только преобразованной в вопросительное предложение. Будьте внимательны к словам Татьяны Николаевны, к ее суждением о любви.

Цели и задачи урока

Контроль над выполнением индивидуального домашнего задания

Ученики называют даты жизни писательницы, говорит о ее творческой судьбе, а также об истории создания произведения.

Маршрутный лист урока

Ученики вписывают имена взрослых в один круг, Рому, Юлю и их одноклассников - в другой.

Анализ художественного текста посредствам ролевой игры

Ученики: ". Я все думаю о любви, Таня! Это невероятно, сколько я о ней думаю. Мы поженились с папой перед самой войной, и у нас была возможность поехать на пару недель к морю. Мы отказались. Папа из-за каких-то цеховых дел, я из-за ремонта в институте. Без меня, видите ли, не могли покрасить наличники. И сейчас я думаю о том, как я не ходила с папой босиком по пляжному песку, как он не растирал мне спину маслом для загара. Понятия не имею, было ли тогда такое? Как мы не целовались в море, в брызгах. Сплошное НЕ. Ах, черт, как не хочется умирать! Что за судьба у нас с отцом - он в тридцать семь, я в сорок семь. Вся надежда на тебя, Танюша. Чтоб ты жила взахлеб за нас троих. "

Анализ художественного текста посредствам ролевой игры.

Учитель назначает двух девочек на роли этих героинь. Ребята вместе с учителем задают им по очереди одинаковые вопросы. Цель учителя показать, насколько различными будут их ответы.

Учитель: попробуйте описать Веру Георгиевну (ученики пытаются описать ее, записывая характерные черты в тетрадь).

Учитель: «В повести впрямую ничего не говорится о том, что думает о любви Людмила Сергеевна, но ведь это и так понятно: вся ее жизнь подчинена именно любви, может, именно поэтому-то она достаточно спокойно, хотя и не без сожаления в голосе, говорит о тесной дружбе Юли и Ромы. Но у Веры Георгиевны есть своя конкретная концепция любви.

Учитель: «Тогда ответьте на вопрос: права ли Вера Георгиевна в своих суждениях о любви? Запишите мысли и высказывания Веры Георгиевны и Кости Лавочкина по поводу любви в таблицу.

Ученики: «Директор школы, учитель математики, учитель в ленинградской школе…

Учитель: Обратим свое внимание на саму важную в школе персону – директора.

Директор: «Чего вы боитесь, Мария Алексеевна? — Татьяна Николаевна, учительница

Проблемный диалог (2 мин.)

Ученики: «Двое влюбленных очень молоды, их семьи так же настроены против их отношений, а трагический финал окончательно сближает эти два произведения.

Учитель назначает двух учеников на эти роли.

Учитель: «Кроме поступков и реплик самой Татьяны Николаевны, по каким еще деталям мы с вами можем понять, что учительница русского языка находится на стороне подростков?

Учитель: «Поставим стрелочку в сторону «мира детей.

Учитель: «Посмотрите, уже не первый герой книги сравнивает любовь с болезнью. Запишите ее имя между двумя мирами и поставьте стрелочки в обе стороны.

Смысл финала повести

И Галина Николаевна изменила финал. Давайте зачитаем его.

А Роман рванул уже заклеенное на зиму окно и посмотрел вниз. Даже присвистнул от удовольствия, что уйдет так, минуя дверь и голос. Раз — и прямо на свободу. Он встал на подоконник и спружинил колени. Третий этаж — такой пустяк. Он, как крылья, расставил руки, а сумку перекинул на спину. Третий этаж — ерунда. А газон, который он себе наметил, все равно осенний — грязный и мокрый. Не страшно истоптать снова. И он присвистнул, прыгая, потому что был уверен. Третий этаж — пустяк.

Он ударился грудью о водопроводную трубу, которая проходила по газону. Из окна ее видно не было. Но, ударившись, он встал, потому что увидел, как по двору идет Юлька.

— Юль! — крикнул он и почувствовал кровь во рту. И закрыл рот ладонью, чтобы она не увидела и не испугалась.

Она подбежала, смеясь:

— Что ты делаешь на газоне?

— Стою, — сказал он и упал ей на руки.

А со всех сторон к ним бежали люди… Как близко они, оказывается, были…

Автор хочет сказать, что даже близкие люди могут быть далекими, не сумев вовремя поддержать, не сумев понять, что жизнь без любви не имеет смысла, что даже если насильно взять и разлучить двух любящих людей, это может обернуться трагедией.

Ученики: Без любви прожить, может быть, и можно. Но такую жизнь сложно назвать счастливой.

Читайте также: