Человек не бывший в сложных жизненных переделках не знает силы своего я сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мы изучаем - Конспект урока для 8 класса на тему Мораль. Подсказки школьнику

Исаева Любовь Владимировна,

Учитель истории и обществознания,

Городского округа Балашиха

Тема урока: Мораль

Цель урока: Сформировать представления учащихся о понятии мораль, о важности моральных качеств человека в общении с другими людьми.

Создание условий для развития умений учащихся анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, проводить сравнительный анализ сходных явлений.

Формирование обобщенного способа действий.

Закрепление отношения к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни.

Расширение, систематизация знаний учащихся о морали.

Понимание сущности термина мораль, обоснование его значения в обществе.

Закрепление отношения к моральным нормам как важнейшим регуляторам общественной жизни.

Формирование понимания ценности собственных жизненных целей и задач и уважение целей и задач других людей. Отказ от реализации своих планов за счет других людей.

Формирование понимания важности компромисса в общественной жизни.

Учебник Обществознание 8 класс под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой М., Просвещение 2015 год.

Классы под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина М., Просвещение 2015 год. (Академический школьный учебник).

Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир

Философии.- Ч. 2.-М., 1991.- С. 41-43.

Швейцер А. Культура и этика.- М., 2001 С. 315-317.

Методы обучения: 1-ая группа МО (по источнику получения знаний): словесные, работа с текстом.

2-ая группа МО (по типу познавательной деятельности): проблемный.

Тип урока : урок совершенствования и углубления знаний и умений.

1. Понятие мораль, виды моральных норм

2. Значение моральных норм

3. Нравственный идеал и повседневное поведение

4. Соотношение морали и права

5. Моральный выбор. Моральный контроль.

1. Что такое смысл жизни? В чем он состоит?

2. Что такое мораль?

3. Что такое моральная ответственность?

4. Каковы высшие ценности и идеалы?

5. Как стать личностью с большой буквы?

Золотое правило нравственности

Общечеловеческие духовные ценности

1) Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни

2) Мораль грамматика религии: легче жить правильно, чем красиво Л. Берне

3) Нравственность это разум воли Гегель

4) Нравственность это разум сердца Гейне

5) Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем то таким, что морально осуждается Гегель

6) Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра.

Порядок проведения урока.

Формы контроля и оценивания

1.Мотивация. Анализ высказываний.

Учащиеся определяют понятие мораль, обсуждают его сложность и Умение понять мысль автора, заключенную в высказывании, навыки устного выступления и многозначность. Сравнительного анализа

Работа индивидуально и в малых группах. Заполнение схемы. Представление

Результатов. Учащиеся создают Дерево жизни, на котором отмечают свои

Жизненные цели и задачи, учатся договариваться и учитывать интересы каждого члена группы. Умение иллюстрировать свои мысли примерами, навыки устного выступления.

3. Работа с понятиями Работа в группах. Обращение к тексту с понятиями. Учащиеся формулируют основные понятия темы.

Точность и четкость определений, умения выделять понятия из текста.

4. Изучение основной проблемы Работа в группах Учащиеся получают представление о моральной ответственности и формируют собственный подход к смыслу жизни. Умение выделять основное. Иллюстрация своих мыслей примерами.

5. Закрепление полученных знаний Работа с документом. Учащиеся демонстрируют понимание изученного материала и умение определить по содержанию документа позицию его автора. Определение на основании документа жизненной позиции автора.

6.Подведение итогов. Общая дискуссия. Учащиеся размышляют о том, можно ли назвать безнравственной.

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии.

Не нужно доискиваться до изощренных формул морали, она в своем содержании элементарна. Основной смысл морали сводится к золотому правилу. С наибольшей выразительностью оно сформулировано в Библии, в Нагорной проповеди Иисуса Христа.

Проповедь была произнесена на возвышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом : И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с нами.

1) Дома вместе с родителями задуматься о своих жизненных интересах, интересах вашей семьи, заполнив таблицу:

Музыка, чтение книг, посещение театра

Красиво одеться, купить машину

Дружба, счастье, любовь

3. Анализ высказываний о морали, вынесенных как эпиграфы урока.

С какими высказываниями вы согласны? Наиболее близкое вам выпишите себе в тетрадь и обоснуйте свой выбор. Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство.

4.Работа в группах с документами (номер группы соответствует номеру документа, текста)

Текст 1. Нравственность в поступках

И. С. Кон современный российский психолог и педагог, академик Российской академии образования

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль… играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего Я… Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций.

Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и, чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в которой индивид сам принимал участие, психологически более значима, чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в воображаемых ситуациях…

Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989.- С. 205, 209.

Вопросы и задания: 1. Как вы считаете, почему нравственная позиция может раскрываться только в поступках? 2. Объясните, какова роль личного опыта в формировании индивидуальной нравственной позиции. 3. Моральный выбор это всегда определенный индивидуальный поступок.

На основании текста параграфа учебника постарайтесь обнаружить связь между моральным выбором и моральной ответственностью человека.

Текст 2 . Нравственная жизнь и удовольствие

М. А. Антонович (1835-1918) русский философ К сожалению, такие высокие слова, как жизнь, приятность, удовольствие, совершенно опошлены перетолкованиями и злоупотреблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удовольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется благами жизни… Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся составляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, наказание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, переломить себя, пересилить…

Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели, то для того, чтобы сделать свою жизнь полнее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.

Антонович М. А. Единство физического и нравственного космоса // Мир

Философии.- Ч. 2.-М., 1991.- С. 41-43.

Вопросы и задания: I. Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе (т. е. сущности человека)? 2. Известно, что представления о хорошей жизни, описанные автором, всегда были чрезвычайно распространены.

Как вы думаете, чего лишают себя люди, придерживающиеся такой точки зрения? 3. Используя содержание отрывка, объясните высказывание: Человек, который доволен жизнью только потому, что ему самому живется хорошо,- ничтожество. 4. Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравственная жизнь должна приносить удовлетворение?

Текст 3. Счастье и нравственная ответственность

А. Швейцер (1875-1965) немецко-французский философ-гуманист

Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно сознавать, насколько это необходимо… Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел.

Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности… Благоговение перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал.

Оно не разрешает мне просто отгонять эти воспоминания… Истинная этика внушает мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать многим. Все, что дано тебе в большей степени, чем другим,- здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют,- все это ты не должен считать само собой разумеющимся.

Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей жизни ради другой жизни.

Швейцер А. Культура и этика.- М., 1973.- С. 315-317.

Вопросы и задания: I. Почему автор считает, что никто не имеет права проходить мимо страданий других? 2. Как вы понимаете мысль Швейцера о том, что сострадание Добродетель деятельное стремление к добру, высокая нравственность. внушает тревожные мысли и не покровительствует счастью подлинно нравственного человека? 3. Сравните текст Швейцера с текстом М. А. Антоновича.

Как авторы представляют себе нравственную жизнь? О каких нравственных ценностях и идеалах они говорят? В чем различие их позиций? Чем отличаются в их понимании проблемы нравственной жизни и счастья?

Какая точка зрения вам ближе? 4. Как вы думаете, может ли приносить удовольствие нравственная жизнь? Если вы считаете, что может, то попробуйте определить, чем это удовольствие отличается от удовольствий обладания материальными благами?

Текст 4 . В чем благо человека?

Эпиктет (ок. 50 ок. 140 н. э.) римский философ

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет. Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда.

Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть настоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на скотину.

А когда бывает человек похож на скотину?

Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.

А когда он похож на дикого зверя?

Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством,

Гневом, злобой. Приведи в Порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя.

Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

Эпиктет. В чем наше благо//Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.- М., 1995.- С. 249-250.

Вопросы и задания: 1. В чем, на ваш взгляд, главная мысль этого отрывка? 2. Как вы думаете, почему автор считает, что если человек не приведет в порядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется тащиться за теми, кто сильнее его? 3. Найдите в данном тексте и выпишите те человеческие качества, которые осуждает автор.

Подберите к каждому из них противоположное нравственное качество. Сравните получившийся список с общечеловеческими нравственными идеалами и ценностями, приведенными в учебнике. Постарайтесь объяснить, в чем причина расхождений.

Если затрудняетесь ответить, еще раз обратитесь к учебнику.

6.Подведение итогов урока.

Выступления представителей от каждой группы.

Рефлексия: предложить письменный ответ учащихся на вопросы:

В какой части работы на уроке ты остался доволен, ты сделал ошибки?

Над чем тебе еще надо поработать?

Как ты собираешься решить проблему:

А) разберусь сам б) посмотрю в справочнике в) спрошу у учителя

Г) спрошу у знающего ученика

Чистая, справедливая, правдивая

Мораль это звездное небо надо мной

Смог бы ты рассказать изученное на уроке другу?

Вывод. Мораль начинается там, где один человек заботится о другом. Мораль созидательна: она строит мир, соединяет людей.

Как проявляет себя человек в сложных жизненных ситуациях? Такой проблемный вопрос поднимает в своем тексте А.Н.Толстой.

Комментируя данную проблему, автор рассказывает о непростой судьбе лейтенанта - Егора Дрёмова, который получил сильнейшие ожоги лица во время Курского побоища, когда немцы подбили снарядом его танк. Лейтенант выжил и даже не потерял зрение, хотя лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости. Пережив несколько сложнейших операций, Дрёмов проявил великую силу духа и вернулся в свой полк, горя желанием помочь своим однополчанам.

Автор убежден в том, что по-настоящему сильный духом человек проявляет себя героически в суровые и трудные времена, несмотря ни на какие преграды.

Я согласна с позицией автора. Действительно, посмотрев на поступки человека, особенно в непростой ситуации, можно многое с нем сказать. Храбрый он и самоотверженный, или трус и предатель.

Данный проблемный вопрос поднимается в творчестве многих писателей.Так, в произведении М. А. Шолохова "Судьба человека" главный герой Андрей Соколов попадает в плен, где встречается с подлым предателем Крыжневым, который хочет сдать немцам взводного.

В душе Андрея вспыхнуло негодование, он не понимал, как можно подставить своего соотечественника. Тогда он решает задушить подлеца и спасти тем самым взводного и возможно, других людей, которых Крыжнев мог так же подставить.

А в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир" мы видим героизм, проявленный солдатами батареи Тушина. Они не думают о почестях, а просто выполняют свой долг, даже не замечая всеобщего отступления. Артиллеристы не видят, что у них нет прикрытия и не думают, что их могут захватить в любой момент, а продолжают самоотверженно вести бой. Сам капитан Тушин, наравне с солдатами принимает участие в сражении. Вот действительно храбрые люди, достойные уважения.

В заключение хотелось бы добавить, что человек по-разному ведет себя в трудных ситуациях. Но когда он проявляет смелость и храбрость в нем поднимается настоящая и великая сила.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Мысль автора состоит в том, что человек-это уникальное существо, наделенное разумом и самосознанием, высшая ступень развития всего живого на Земле. С раннего детства он познает мир и себя, как личность и индивид, расширяет и наполняет свое мировоззрение, дает оценку всему окружающему и себе самому. Гёте поднимает важный вопрос, касающийся самопознания и самоопределения.

Я согласен с мыслью, которую нам подает автор в своем высказывании. Человек – существо социальное. Он зависим от общественного мнения, потребности самореализации и постоянному прогрессу. Потому изучение своих возможностей для познания себя как субъекта общества, необходимо любой личности. А это возможно только по средствам превозмогания над собой в различных жизненных ситуациях. Здоровые амбиции требуют активной социальной позиции, повышению своих знаний и опыта, а так же признанию в обществе. Всё это стимулирует человека на испытания своей воли и навыков. Посредством этого, общество становится более прогрессивным.

Как по мне, самыми яркими примерами людей, которые постоянно испытывают себя и превозмогают над своими силами, являются параолимпийцы. Роман Петушков 8 лет назад пострадал в страшной автокатастрофе. Став инвалидом, он не опустил руки, а попробовал придать своей жизни новый смысл. Он занялся спортом и уже через год поехал выступать за сборную России на Кубке Мира. На паралимпиаде в Сочи он завоевал 6 золотых медалей по биатлону и лыжным гонкам.


Стоит вспомнить и такую известную фигуру, как Михаил Ломоносов. Он был первым крупным ученым-естествоиспытателем в России. Ломоносов стал академиком, энциклопедистом, химиком и физиком, основоположником научного мореплавания, астрономом, географом, поэтом, филологом и это еще далеко не полный список его званий и регалий. Хотя он родился в крестьянской семье, но уже в 20 лет поступил в Московскую Академию и начал свой путь ученого. Ломоносов шел к своей цели через тернистый путь общественного мнения, что высшее образование доступно только знати. А простой крестьянский мальчишка своим напором и стараниями доказал обратное. Он отправился пешком в Москву, чтобы поступить учиться.



Если вас не устраивает ответ или его нет, то попробуйте воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету школьной программы: обществознание.
На сегодняшний день (01.03.2022) наш сайт содержит 16352 вопросов, по теме: обществознание. Возможно среди них вы найдете подходящий ответ на свой вопрос.

Поможем написать работу на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Нажимая на кнопку "Ответить на вопрос", я даю согласие на обработку персональных данных

Читайте также: