Человек и природа в лирике есенина сочинение для 11 класса

Обновлено: 30.06.2024

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни, картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе. Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая. При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина — полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный — это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы — о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души — образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся — далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Сергей Есенин, будучи человеком, рожденным в деревне, с большой нежностью и трепетом относился к родной природе. В его стихотворениях она не просто фон для основного действия. Природа выступает как самостоятельный лирический герой.

Очень часто у Есенина можно проследить сопоставление смены времен года с этапами человеческой жизни. Молодость для него — это весна, зеленая, яркая, свежая, непоседливая. А осень поэт сравнивает со старостью. Опадающие деревья устали, поля, с которых убрали весь урожай, тоже хотят поскорее отдохнуть под снежным одеялом. А зима — это смерть, вечный ледяной покой, холодная безжизненная равнина. Зима наступает неумолимо, но в то же время ее все ждут, потому что без смерти невозможно новое рождение весной.

Сочинение Тема природы в лирике Сергея Есенина

Тема природы описана всеми русскими писателями в любых жанрах произведений, будь-то стихи, поэма, рассказ или повесть.

Не исключением стал и Сергей Александрович Есенин. В его ранних произведениях широко раскрыта тема русской природы, ее живой образ, ее душа и красота. Она занимает одно из ключевых мест в его творчестве.

Есенинская природа сама по себе одушевлена, ее мотивы мелодичны и прекрасны.

Подобранный эпитет к образам довольно точен и тонко подмечен. Они способны воссоздать и воспроизвести живую картину перед читателем. И отнюдь автор никоем образом не старался приукрасить и использовать несвойственные природе аспекты. Наоборот природа описана в естественных красках, проста и незамысловата, именно та какая нас окружает.

Есенин пытается донести в нас умение замечать природу естественной и загадочной, любить ее такой, какая она есть, подмечая красоту русской природы родного края, даже в самых простых вещах.

Облака, плывущие по небу непременно похожи на кружевной ситец, но плывут они по родному небу над родной землей. Поля, засеянные хлебом пусть и не так урожайны, как хотелось бы, но все же они выращены в родном краю.

Есенин в своих произведениях чудесным образом объединяет образы людей, образы животных, растительный мир — здесь они воплощение единого целого, которое не может существовать друг без друга.

В строчках улавливается невероятная теплота и любовь которую испытывает поэт к природе своего края.

Также Есенин не обделяет своим вниманием и животных. Он разговаривает с ними, вступая в диалог, и животные отвечают ему взаимностью, даря теплоту и нежность. Так собака Качалова Джим предстает перед нами в образе былого друга и соратника. Эта дружеская беседа отдает теплотой двух приятелей, в разговорах на серьезные различные темы, такие как любовь, жизнь, дружба. Автор доверяет ему самые сокровенные мысли.

Единение с природой нераздельно. Он вместе с ней мечтает о будущем, вспоминает прошлое, радуется, грустит и плачет.

Есенин показывает, что человек та же часть природы, как любое другое существо. И чтобы быть ее частью необходимо быть и жить в мире и гармонии с природой, с окружающим миром, который также нуждается в помощи и заботе.

Лирическая поэзия Есенина призывает любить и ценить окружающую природу всему человечеству.

Вопрос 111. Человек и природа в лирике С. Есенина. Сострадание и милосердие ко всему живому

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленькой матке Зелёное вымя сосёт –
Небывалый образ! Здесь ощущение кровного, физического родства с природой.

Этот клён, кудрявое дерево, похожее на пышную шевелюру самого поэта, стал его своеобразным двойником. Здесь и метафоричность, и красота природы, и любовное, бережное отношение к природе.

Как Есенин изображает природу?

Звуковое изображение часто встречается в стихах Есенина

В поэзии Есенина есть и тихие звуки

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог пере­дать через другое

Какие цвета преобла­дают в стихах Есенина?

цвет лугов и рощ передает чувство слияния с природой, говорит о радости растворения в гармонии мира: “Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”.

цвет – цвет родной Оки, неба, глаз. Это цвет родины, где и поле голубое, и вечер синий. И сама родина — голубая Русь, и мать-осина голубая, и даже возрождение чувств в потухшем сердце — “пожар голубой”. “Сквозь синь стекла желтоволосый отрок лучит глаза на галочью игру”.

Алый, малиновый, розовый

близкий голубому: Русь — “малиновое поле”, тоскует о “розовом небе”; с этим цветом связано ощущение светлой радости первого чувства, юности, свежести и одновременно грусти от кратковременности этого счастья.

Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный

Какие запахи изображает Есенин?

(Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки… Есенин рисует и
мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева.Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души

свесенним цветением, образ лирического героя

с кленом.
Сквозные лирические образы — клен, черемуха, береза, осень.

Поэтические приемы:

  • персонификация
  • различные ви­ды метафор
  • развернутые сравнения
  • элементы звукописи
  • олицетворение: день склонился, солнце погасло, луна плывет, долина внимает, лес, склоняясь, дремлет река ласкаясь, шепчется
  • эпитеты: день усталый, шумная волна, тихая долина, мирный ручей, веселый шелест.

Есенину близок жанр пейзажной миниатюры

Мир животных и растений у Есенина, как правило, антропоморфен

  • нежность и трепет­ность
  • простота и поэтичность
  • сострадание и
    милосердие
  • слияние с миром и тревога за
    него
  • всеотзывчивость
  • смелая метафоричность
    образа
  • разговорность и песенность интона­ции
  • естественность
  • самобытность поэтиче­ского голоса

Черты лирического героя
есенин­ской поэзии:

Кроме того, в поэтической системе Есе­нина утверждается духовность природной плоти, растительной, древесной, всякой. Поэтому для Есенина не существует чет­ких образных граней между человеком и зверем, зверем и растением. Именно с этих эстетических позиций следует анализировать конкретные поэти­ческие произведения.

Проскакал на розовом коне.

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

И сухой плетень,

Приютились к вербам сиротливо

Пролегла песчаная дорога

До сибирских гор.

И идут по той дороге люди,

Люди в кандалах.

Как судил им рок.

Полюбил я грустные их взоры

С впадинами щёк.

Их сердца просты,

Но кривятся в почернелых лицах

Что я сердцем чист.

Но и я кого-нибудь зарежу

Под осенний свист.

По тому ль песку,

Поведут с верёвкою на шее

Распрямлю я грудь,

Языком залижет непогода

Прожитой мой путь. 1915 год

Основные черты
природногомира в лирике Есени­на, приемы его худ. воплощения:

Основные черты
животногомира в лирике Есени­на, приемы худ. воплощения:

Сострадание и милосердие ко всему живому

Начиная с третьей строфы, возникает тревожная интонация и нарастает чувство неотвратимой беды. Описание становится более прозаичным:

А вечером, когда куры Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.

Есенин не описывает, как утопили щенят, но находит многозначительную деталь, от которой мороз идёт по коже:

И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь.

Поэт не описывает и горя собаки, но даёт незабываемый пронзительный образ:

Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков.

Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от этого произведения поэта и комментируют отзыв о нём Максима Горького:

О чём стихотворение? Имеет ли оно сюжет? Можно ли сказать, что главный герой стихотворения – собака? Содержит ли произведение прямые высказывания самого автора? А можно ли что-то сказать об образе поэта? Образ поэта, который возникает в нашем воображении, мы называем образом ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ.

Первая строфа:

Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд, Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.

Мир находится под защитой сил света и добра. И в торжественном безмолвии мир замер перед свершившимся чудом: приходом в мир семерых (само число “семь” является счастливым) новых жизней. Золотой

цвет солнца,
рыжий
цвет щенят – всё это подчёркивает высоту происшедшего. Рождение – это всегда торжество сил света, тепла, плодородия. Вся обстановка появления щенков сулит им счастливую, благополучную, сытую жизнь (символика “
ржи
” — “
ржаной закут
”, в котором ощенилась собака).

Производим наблюдения на фонологическом уровне.

В данной строфе присутствует аллитерация: повтор звука “р”, однако здесь нет агрессии (ничего щенкам не грозит). Быть может, это ласковое урчание собаки – матери?

Вторая строфа:

До вечера она их ласкала, Причёсывая языком,И струился снежок подталый Под тёплым её животом.

Почему поэт обращает наше внимание на такую деталь, как “тёплый живот

” собаки? – Она выносила в “
тёплом животе
” своих детей, и сейчас они лежат, прижавшись к
животу
родившей их, возле которого им тепло и нестрашно.

Третья строфа:

А вечером когда куры Обсиживают шесток, Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.

Почему автор использует эпитет “хмурый”? При помощи каких глаголов он передаёт действия хозяина? Что вы можете сказать о слове “поклал”? – Просторечие, сказано словно о поленьях. Одна из злых сил мира – туча – вызывала у наших предков (древних славян) ассоциацию с мешком, в который прячут по ночам украденное солнце. Рыжие

, как солнце, щенята брошены в тёмный, душный мешок.

Мир молчит. Может, от страха или сознания своей вины, от стыда за свою беспомощность?

Четвёртая строфа:

По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать И так долго, долго дрожала Воды незамёрзшей гладь.

Почему в этой строфе стихотворения нет описания самого события? Каким знаком заканчивается первое предложение этой строфы? (Многоточие – приём умолчания) О чём умалчивает поэт?

Для чего автор использует повтор? – Долго-долго

собака глядела на вздрагивавшую

воду, скрывшую от неё детей. А человек убил

и спокойно пошёл домой; для него то, что он только что сделал, — обыденный житейский факт, мелочь, на которой не стоит задерживать своё внимание. Может, поэтому и не говорится ни слова о том, как гибли щенята?

Пятая строфа:

А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков, Показался ей месяц над хатой Одним из её щенков.

Что же позволило собаке принять месяц за своего щенка? – Во-первых, цвет.

Во-вторых, форма: месяц может напоминать свернувшегося в комочек щенка.

В-третьих, месяц молодой, быстрый, резвый, шаловливый; то прячется, то появляется вновь.

Шестая строфа:

В синюю высь звонко Глядела она, скуля, А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.

Какое-то слово удивило вас? Как понять выражение “смотрела звонко

Попробуйте подобрать синоним к наречию “звонко”. – Пронзительно – и вглядываясь, и скуля. Одним словом автор передаёт и боль, и надежду в максимальной степени их проявления.

Седьмая строфа:

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех, Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами в снег.

Итак, как же реагирует мир на то, что произошло в нём? — В первой строфе присутствует удивительная торжественность, с которой мир встречает появление новых жизней в нём. Радуются вместе с матерью силы света, переживая чудо рождения. Однако мир теряет свои краски, свой свет: он молчит, словно устыдясь своей беспомощности перед силами зла. Лишь раз всполохом цвета и света блеснул перед нами мир в шестой строфе, но радость, освященная надеждой, была недолгой: вместе с золотыми звёздами ушли из мира звуки, свет, цвет, а вместе с ними и жизнь. Воцарилось чёрно-белое беззвучие. Интересно, что если траурным цветом сейчас является чёрный,

то у древних славян со смертью ассоциировался
белый
цвет снега – смертного покрова земли

Ещё один удивительный образ стихотворения, который никак нельзя обойти. Это “золотые звёзды

Покатились глаза собачьи Золотыми звёздами

Как же понять эти строки? Среди поверий наших предков было такое, что звёзды, горящие на небе, — души людей, живущих на земле. Когда падает, скатывается по небосклону звезда — умирает человек…Человек… Но при чём же тут собака? А вот сейчас о главном.

В том мире, который создал Сергей Есенин, все живое равноправно

, в его мире одинаковую ценность имеет любая жизнь: животного ли, растения или человека. Однажды поэт сказал о своём понимании мира так: “Все мы яблони и вишни одного голубого сада”. И ещё: “Всё от древа”. О каком древе идёт речь? — О
древе жизни,
прародителе всего
сущего в мире.
И потому, если все мы — дети единого древа жизни: и растения, и животные, и люди, — то горе собаки, потерявшей своих щенков, — это горе
матери,
это трагедия ничуть не меньшего масштаба, чем человеческая. И весь мир, в котором отзывается это горе, со смертью хотя бы одного существа теряет часть себя. И скорбит об утрате.

Она придет, даю тебе поруку.

И без меня, в ее уставясь взгляд,

Ты за меня лизни ей нежно руку

За все, в чем был и не был виноват.

. Кроме этого, среди строк отчетливо проступает одиночество человека, который разочаровался в любви и потерял веру в самых близких людей. И – острое чувство вины за то, что автор не смог сделать по-настоящему счастливыми тех, кто его искренне любил, невзирая на непостоянство характера, безрассудство и желание быть свободным от каких-либо обязательств.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.

Пойми со мной хоть самое простое.

Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,

Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Несмотря на печальный тон стихотворения, вывод, который делает Есенин, оптимистичен и заставляет читателя поверить, что героя простят. Но главное не это. Главное — сказаны эти великие и удивительно трогательные слова, в которых он признает свою вину. Сказаны прежде всего самому себе. А это всегда облегчает душу.

Образец 4

В творчестве каждого писателя образ природы имеет определенное значение. В лирике С. Есенина природа – это неотъемлемая часть жизни поэта, так как она помогает понять смысл существования. Мир природы в его сочинениях яркий, запоминающийся, реалистичный.

Рассматривая раннюю лирику поэта, можно говорить о том, что центральное место отводится в каждом стихе именно природным явлениям. В более поздних текстах человек становится главным образом. Привлекательно то, что в каждом его четверостишии есть упоминания о привычных всем животных, растениях, явлениях окружающего мира. Но в каждом из них Есенин видит необыкновенный источник радости. Зоря, реки, насекомые, луга также как и люди наделены разными чувствами, о которых читатель узнает благодаря олицетворениям – способностью страдать, грустить, радоваться.

Таким образом, любое обращение Есенина к образам природе – это диалог с ними. В этой беседе чувствуется взаимное уважение, защита и понимание друг друга. Каждый природный образ занимает достойное место в творчестве поэта, занимая место главного героя. Именно так проявляется искренняя любовь поэта как тонкого ценителя красоты природы к родному краю.

Истоки христианских мотивов у Есенина надо искать в его детстве. Его бабушка и дед были глубоко религиозными людьми и привили внуку такое же благоговейное отношение к Творцу.

Особенности поэзии Есенина

Также можно отметить некоторые отличительные черты стиля поэта.

Близость поэзии Есенина к фольклору дает ощущение, что некоторые его стихи — народные. Они невероятно легко ложатся на музыку.

Природа

Природа является и главным героем всех произведений. Она живет яркой, динамичной жизнью. Очень часто автор применяет прием олицетворения (клененочек сосет зеленое вымя, рыжая кобыла-осень чешет свою золотую гриву, метель плачет, как цыганская скрипка, черемуха спит в белой накидке, сосна подвязалась белою косынкой).

Самые излюбленные образы — береза, клен, месяц, зори. Есенин — автор так называемого деревянного романа между березой-девушкой и кленом-парнем.

Человек

Общее настроение лирики

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Человек и природа в творчестве С.А.Есенина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Поэзия С.А.Есенина не перестает поражать читателей своей красотой и искренностью чувств. Тема Родины, любви, природы- вот творческий триптих поэта. Красоты русской природы вдохновляли многих поэтов, и Есенин не стал исключением. Горячей любовью к природе проникнуты лучшие страницы его лирики.

Природа у Есенина- не просто застывший пейзажный фон, она живет, действует, горячо реагирую на судьбы людей.

Не остается равнодушной природа и к истории. На нее влияют социальные потрясения и политические бури:

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор…

Природа у Есенина органично сливается с внутренним миром человека, образуя неразрывное единство. Чувства человека усиливаются пейзажем или наоборот - наблюдая красоты природы, автор начинает переживать в унисон с природой. Так, например, грусть осени сливается с переживанием лирического героя об уходящей молодости:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как белых яблонь дым,

Увяданья золотом охвачен,

Я не буду больше молодым.

Поэт имел обостренное цветовое восприятие,поэтому один цвет у него имеет множество оттенков. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Примечательно, что он использует именно темно-голубой цвет, а не просто синий или голубой, Есенин стремится подчеркнуть яркость предрассветного неба: оно еще не стало голубым, так как солнце не взошло. Но как только “лучи ярко-золотые осветили землю вдруг”, небеса становятся голубыми. Таким образом, изменения цвета передают динамику жизни природы.

Природа у Есенина ведет неповторимое поэтическое существование: она постоянно находится в движении, изменяется. Поэтому поэт часто прибегает к приему олицетворения. Черемуха у него “спит в белой накидке”, “словно белою косынкой подвязалася сосна”, “заря окликает другую”, “плачет метель, как цыганская скрипка”. Способность видеть в природе живой организм свойственна народной поэзии. Поэтому можно сказать, что Есенин-поэт воспринимает природу так, как воспринимали ее славяне-язычники. Для образного строя характерны конкретность, реальность, осязаемость образов. Вспомним, например, есенинский месяц: “ ягненочек кудрявый-месяц гуляет в голубой траве”, “ а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам”, “посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон… вьется на землей”.

Для Есенина природа- это вечная красота и гармония.Она помогает поэту снять внутреннюю усталость. Она лечит своим теплом и светом:

Спит ковыль.Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Поэзия Есенина учит любить и хранить мир земной красоты. Его стихи таят в себе шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны. Автор призывает отвлечься от земной суеты и поднять глаза к небу, взглянуть на природу и наполниться новым живительным током.

Давно ушли в прошлое многие события, вол­новавшие поэта Сергея Есенина, но каждое новое поколение открывает для себя в его творчестве нечто близкое и дорогое. Объяснить данное явле­ние довольно просто: поэзия Есенина рождена любовью к человеку и природе. М. Горький пи­сал: “… Сергей Есенин не столько человек, сколь­ко орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “пе­чали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – зас­лужено человеком”.

сочувствие и любовь ко всему живому – вот основные состав­ные поэзии С. Есенина всех периодов творчества.

Для героя Есенина родная земля это свое­образный храм, в котором, молясь “на алы зори” и причащаясь у ручья, можно забыть о людском горе. Мягкая зелень полей – лучшие в мире па­латы и хоромы. Человек и природа говорят на одном языке, доверяя друг другу душевные тай­ны, горести и мечты:

Говорят со мной коровы На кивливом языке.

Духовитые дубровы Кличут ветками к реке.

Поэтические пейзажи Есенина наполнены светлой радостью и ярким колоритом. Любуясь особенностями деревенской жизни,

картинами природы, мы просто заражаемся авторским ощу­щением полноты и красоты жизни. Мы сочув­ствуем и оплакиваем горькую судьбу Танюши, краше которой не было во всем селе.

Мы слуша­ем незатейливые мотивы тальяночки, а потом вдруг оказываемся в душной и угрюмой кузни­це. Наслаждаемся отлаженной мастерской рабо­той сельского кузнеца. С каждым ударом сердце зажигается пожаром, в работе забывается горе.

Игривые мечты, улетающие в заоблачную даль, превращаются в сталь. А там, вдали, “за черной тучей, за порогом хмурых дней, реет солн­ца блеск могучий над равнинами полей”. Карти­ны родной природы неразрывно связаны у Есе­нина с чувствами и переживаниями лирическо­го героя.

Есенинская параллель природа – чело­век отмечена яркой печатью национальной само­бытности, поэт находит для нее типично русские реалии быта и пейзажа, характерные приметы образа мыслей и чувств русского человека. Все у него – из мира родной природы, народных по­этических представлений, переживаний.

Картины сенокоса, молотьбы, выпаса лоша­дей пробуждают во мне воспоминания о минув­шем лете. Я, как и лирический герой, вдыхая аромат свежескошенного сена, забывал обо всем на свете. Природа у Есенина словно живая.

При­ем очеловечивания природы, перенесения явле­ний природы на внутренний мир лирического героя в принципе не нов, он использовался клас­сиками. Есенин же существенно обогатил этот прием, пользовался им весьма своеобразно. Чем богаче становился духовный мир лирического героя, тем содержательнее и драматичнее стано­вились образные уподобления, взятые из мира природы или переносимые на него.

В основе художественного метода Есенина – полное и органичное слияние внутреннего пере­живания с природой. Его пейзаж одушевлен­ный – это образное самораскрытие, философ­ская медитация. В картине природы, в ее поэти­ческой метафоре поэт запечатлевает что-то свое, своего героя и общее для людей. Через посредство природы – о самом сокровенном, о том, что свой­ственно человеку:

Листья падают, листья падают.

Протяжен и глух.

Кто же сердце порадует?

Кто его успокоит, мой друг?

При этом, особенно в ранний период творче­ства, поэт использует традиционную фольклор­ную символику: “понакаркали черные вороны”; “стая туч твоих, по-волчьи лающих”. Для созда­ния общей эмоциональной картины используют­ся хорошо знакомые каждому явления и состоя­ния природы. Для передачи грустных настрое­ний, утрат, душевного смятения – образы осе­ни, листопада, пронизывающего ветра, зимней метели:

Хорошо в эту лунную осень Бродить по траве одному И сбирать на дороге колосья В обнищалую душу-суму.

Для передачи умиротворенного состояния души – образы лета, весны, зрелых колосьев на полях, цветущих лугов:

Гляжу в простор твоих полей,

Ты вся – далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая.

Один из любимейших образов поэта – русская береза. Появляется он в одном из первых опуб­ликованных стихотворений “Белая береза под моим окном”. Внешняя простота, безыскусность несет в себе неведомые глубины чувств, пережи­ваний.

Душа восемнадцатилетнего юноши, оча­рованная красотой родной природы, стремится в неизведанные дали. В одном из последних стихо­творений у Есенина есть строки:

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщовый ее сарафан.

Становится понятным, что белая береза с тон­ким станом олицетворяет для поэта и русскую природу, и женщину, и возлюбленную, и саму родину. По словам А. Толстого, Есенин – это “пе­вучий дар славянской души”; “он весь растворен в природе, в живой, многоголосой прелести зем­ли”. Растворение в родной природе, родной сти­хии и привлекает нас в творчестве этого велико­го национального поэта.

Читайте также: