Человек эпохи барокко сочинение

Обновлено: 05.07.2024

2. Барокко 3стр 3. Список используемой литературы 9стр Барокко Барокко (предположительно: от португ. perola barroca - жемчужина причудливой формы или от лат. baroco - мнемоническое обозначение одного из видов силлогизма в схоластической логике), главенствующий стиль в европейском искусстве конца 16 - середины 18 вв. Более широкое понимание Барокко включает в него внешние формы быта, карнавалы, процессии, особенности философского и научного изложения, рассматривая Барокко как общее.

1964 Слова | 8 Стр.

Барокко

3332 Слова | 14 Стр.

Барокко

4487 Слова | 18 Стр.

Культура барокко

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО В ИТАЛИИ Реферат СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 1. История возникновения и развития барочного стиля 2. Особенности стиля барокко 3. Архитектура и скульптура барокко ВЫВОДЫ Спсисок использованных источников и литературы ВВЕДЕНИЕ Барокко (Baroque), стиль европейского искусства и архитектуры XVII-XVIII веков. Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии.

7395 Слова | 30 Стр.

Родство стилей барокко и классицизма.

сосуществуют несколько стилей. Так, в ХVII веке одновременно возникли и параллельно развивались два ведущих стиля эпохибарокко и классицизм. Тот факт, что в ряде стран барокко получило большее распространение, чем классицизм, господствовавший главным образом во Франции, объясняется особенностями исторического развития этих стран, но отнюдь не классицизма по сравнению с барокко. Стиль барокко, возникший в начале ХVII века, в отличие от классицизма не имел своей развернутой эстетической теории. До сих.

3008 Слова | 13 Стр.

Садово-парковое искусство эпохи Барокко

3788 Слова | 16 Стр.

Барокко и рококо

Содержание Введение 3 1. Стиль барокко и его особенности 4 2. Достижения стиля барокко 9 1)Архитектура стиля барокко 9 2)Скульптуры стиля барокко 11 3)Живопись стиля барокко 11 4)Барокко в литературе 13 3.История рококо 15 4.Достижения стиля рококо 17 1)Архитектура 17 2)Живопись 18 3)Музыка 20 4)Декоративно-прикладное искусство и мода 25 5.Заключение 28 6. Список литературы 29 Введение Тема работы посвящена двум ярким стилям искусства, имеющим.

5437 Слова | 22 Стр.

Эстетика барокко

5494 Слова | 22 Стр.

Эстетика эпохи барокко

2204 Слова | 9 Стр.

барокко

3902 Слова | 16 Стр.

Барокко

2367 Слова | 10 Стр.

Костюм искусства барокко

работа по истории художественного текстиля на тему: Женский костюм эпохи Барокко во Франции. Автор: Катриченко Татьяна Андреевна студент гр. 2-ХД-41 специализация – 070601.65: промышленный дизайн текстиля Преподаватель: канд.искусствоведения, доцент Митрофанова Н.Ю. Санкт-Петербург 2015 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2 ГЛАВА 1. БАРОККО ВО ФРАНЦИИ. 5 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ 5 1.1. Становление эпохи барокко. Понятие стиля 5 1.2. Франция в XVI и XVII веках. 9 Факторы, повлиявшие.

7362 Слова | 30 Стр.

Барокко и рококо

6415 Слова | 26 Стр.

барокко

Стиль барокко в архитектуре, изобразительном искусстве и музыке Западной Европы и Беларуси: стилевые черты Эпоха барокко (от ит. barokko – причудливый, вычурный) − одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Слово "барокко" происходит от итальянского "barocco", означающего "причудливый, странный", хотя, возможно, "пышный, изобильный" будет лучшим вариантом.

5519 Слова | 23 Стр.

реферат барокко

1646 Слова | 7 Стр.

Музыка эпохи барокко

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: Музыка эпохи барокко Выполнила Ученица 9-Б класса ОДЕССА-2012 Музыкой барокко называют период в развитии европейской классической музыки приблизительно между 1600 и 1750 годами[1]. |Содержание | | .

5594 Слова | 23 Стр.

Барокко

3471 Слова | 14 Стр.

Архитектура и скульптура барокко

ВВЕДЕНИЕ Барокко (Baroque), стиль европейского искусства и архитектуры XVII-XVIII веков. Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии - это время медленного заката, многовекового блистательного искусства. Самые характерные черты барокко - броская цветистость и динамичность. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина: 1) от итальянского “baruecco” - жемчужина.

7613 Слова | 31 Стр.

Доклад культурология Барокка

 Оглавление 1. Введение…………………………………………………………………… 2 2. Основная часть:………………………………………………………….. 2 2.1 Характеристика эпохального стиля Барокко………………………. 2 2.2 Характеристика национального стиля Барокко…………………… 6 2.3 Характеристика индивидуальных стилей………………………….. 10 3. Заключение……………………………………………………………….. 15 4. Список литературы……………………………………………………… 16 Введение В настоящее время актуальность приобретает интерес к проблематике сложного мира искусства, необходимость.

5140 Слова | 21 Стр.

Барокко

Содержание I. Введение 3 1. Постановка проблемы 3 2. Термин 3 3. Эпоха, направление, стиль 3 4. Исторические предпосылки 4 5. Идеологическая основа 5 6. Философия 5 7. Антиномии 6 8. Специфические черты 8 II. Искусство Италии 8 1. Архитектура 8 2. Скульптура 9 3. Живопись 10 4. Музыка 10 ОПЕРА 10 ОРАТОРИЯ 12 ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ 12 III. Искусство Фландрии 13 1. Живопись 13 IV. Искусство Испании 13 1. Живопись 13 2. Музыка 15 V. Искусство Германии 15 1. Скульптура 15 2. Живопись.

13006 Слова | 53 Стр.

Барокко

Содержание 1. Стиль барокко в архитектуре 2. Русское барокко 3.Список использованной литературы Барокко в архитектуре В Италии победа феодалов, подавивших ростки раннего капитализма, привела к упадку производства и торговли, разорению городов и обнищанию населения. Однако знать и церковь продолжали строить роскошные дворцы и храмы. В истории почти каждого архитектурного стиля его завершающий этап знаменуется усложнённостью форм, перегруженностью деталями, тяготением к повышенной.

3666 Слова | 15 Стр.

Барокко

Барокко. Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности, - эпоха барокко необычайно близка по духу. Именно поэтому мне было интересно обратиться к этой теме, чтобы найти в прошлом какие-то ориентиры, способные помочь поиску себя в сложных.

1129 Слова | 5 Стр.

барокко в архитектуре Италии

2192 Слова | 9 Стр.

Культура барокко

Историческая типология: культура барокко. Великие географические и естественно-научные открытия разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерном человеку. То, что раньше казалось незыблемым и вечным, рассыпалось буквально на глазах. Новое мировосприятие по-особенному преломилось в культуре: всё необычное, неясное стало казаться красивым, привлекательным, а ясное и простое – скучным и неинтересным. Эта новая эстетика заметно потеснила.

2262 Слова | 10 Стр.

Барокко

1836 Слова | 8 Стр.

барокко

1441 Слова | 6 Стр.

Барокко

1444 Слова | 6 Стр.

Презентация Барокко

948 Слова | 4 Стр.

барокко

Содержание Введение……………………………………………………………………..3 1. Происхождение стиля Барокко……………………………………..4 2. Характеристика эпохального стиля Барокко……………………. 7 3. Формирование исторического стиля Барокко……………………..8 4. Отличительные черты Барокко…………………………………….10 5. Характеристика национального стиля Барокко…………………..11 Заключение………………………………………………………………. 18 Список литературы………………………………………………………. 19 Введение В настоящее время актуальность приобретает интерес к проблематике сложного мира.

3413 Слова | 14 Стр.

Стили Барокко и Рококо

Содержание: * Введение * Стиль Барокко * Термин Барокко * Стиль Барокко в архитектуре. * Характерные черты Барокко * Материи в интерьере стиля барокко * Стиль Рококо * Аксессуары в интерьере Рококо * Стиль Рококо в архитектуре * Чем отличается стиль Барокко от Рококо * Общие черты стиля Барокко и Рококо * Отличие Барокко от Рококо * Заключение * Список использованной литературы. Введение Искусство Нового.

3188 Слова | 13 Стр.

Барокко в архитектуре Итали1

2884 Слова | 12 Стр.

Литература Барокко

2227 Слова | 9 Стр.

русское барокко

1.История развития русского барокко Условное название исторической эпохи в развитии русского искусства конца XVII — первой половины XVIII в. Название предпочтительнее брать в кавычки, поскольку Барокко так, как понимали этот художественный стиль в западноевропейской архитектуре, живописи и скульптуре, в России, за небольшими исключениями, не было. Иногда своеобразное явление "русского барокко" включают в более широкое понятие "славянского барокко". Новые идеи и формы западноевропейского искусства.

1889 Слова | 8 Стр.

Барокко в Италии

I Введение 1. Предисловие Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Интересна она своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. Для нашего времени - смутного, неопределенного, гипердинамичного, ищущего стабильности и упорядоченности. 2. Термин В XVII в. не было создано теории искусства. Сам термин появился позже. Существует несколько версий происхождения термина: 1) от итальянского “baruecco”.

2232 Слова | 9 Стр.

Барокко

1079 Слова | 5 Стр.

Украинское барокко

Тема украинского барокко возникла не случайно, ее подсказали недавние события. Украинский институт Америки присвоил Киевскому городскому голове Александру Омельченко почетное звание Украинская года за значительный вклад в возрождение украинской духовности восстановления и восстановление церквей памятников истории национальных святынь Во время визита господина Омельченко в Америку была открыта фотовыставка Ренессанс Киева а руководитель Украинского института Америки Владимир Назарович заверил что.

1241 Слова | 5 Стр.

Кратко о барокко

734 Слова | 3 Стр.

Барокко и классицизм

КУЛЬТУРОЛОГІІ НА ТЕМУ: “ Европейская культура нового времени: барокко и классицизм как художественные и мировоззренческие системы” Виконав:студент групи ЗІК-111 Серебрякова А.В. 012376 Перевірив: доц. Королькова О.В. Одеса 2012 План: 1. Введение. 2. Художественная культура XVII в. 3. Европейская культура нового времени. 4. Барокко. 5. Классицизм. 6. Заключение Введение: .

4477 Слова | 18 Стр.

Эпоха Барокко

Искусство Барокко 1. Архитектура Первоначально очагом культуры барокко была Италия. Для Италии - это время медленного заката многовекового блистательного искусство. Наиболее ярко стиль проявился в архитектуре. Для нее характерно: 1. Усиление черт изобразительности; в частности, в композициях фасадов: а) фасад становится декорацией, связанной со зданием в качестве одной из картин в сюите зрительных ощущений от общего (“Фасад есть не что иное, как обман” - Милиция); б) фасад - как изображение.

946 Слова | 4 Стр.

Барокко в литературе петровского времени

6093 Слова | 25 Стр.

Реферат на тему Барокко и русская архитектура

5054 Слова | 21 Стр.

Барокко

Интерьер Франции, стиль барокко. Реферат по истории искусств учащейся 3 “Д” класса ХО ДШИ КУЗНЕЦОВОЙ КРИСТИНЫ. Коряжма 2006 – 2007. Введение. В 17 веке во Франции появился новый стиль, этот стиль получил название >, что в переводе с итальянского означает >. Сам стиль по сути имеет итальянское происхождение, но во Франции барокко получил более обширное распространение. В это время становятся популярным оформлять.

1451 Слова | 6 Стр.

Барокко

5602 Слова | 23 Стр.

Интерьер стиля барокко

Введение………………………………………………………………………….2 Формирование стиля барокко……………………………………. ….………..3 Итальянская архитектура эпохи барокко………………………………………4 Итальянский интерьер эпохи барокко………………………………………….6 Заключение……………………………………………………………………. 12 Список используемой литературы…………………………………………….13 Введение Барокко - художественный стиль, зародившийся в Италии и распространившийся в другие страны Европы с конца 16 до середины 18 вв. Это эпоха великих открытий в естественнонаучных дисциплинах, географии.

3400 Слова | 14 Стр.

Барокко в интерьере и в мебели

4035 Слова | 17 Стр.

Архитектура "Барокко"

1656 Слова | 7 Стр.

Барокко, рококо, классицизм

мировоззрения. И вместе с тем опять начинается процесс постепенного усложнения и распада простого. Ренессанс усложняется, и за ним является барокко. Барокко, в свою очередь, усложняясь, переходит в некоторых видах искусства (архитектура, живопись, прикладное искусство, литература) в рококо. Затем снова происходит возвращение к простому и в результате скачка на смену барокко приходит классицизм, развитие которого в некоторых странах завершил ампир. Причины смены пар стилей в следующем.

11669 Слова | 47 Стр.

Барокко

2843 Слова | 12 Стр.

Барокко в искусстве и архитектуре Италии

Содержание Введение Глава I. Стиль барокко в искусстве и архитектуре Италии § 1. История § 2. Происхождение термина § 3. Черты барокко § 4. Барокко в искусстве § 5. Барокко в архитектуре § 6. Барокко в скульптуре Глава II. Творчество Лоренсо Бернини, Микеланжело Караваджо § 1. Творчество Лоренсо Бернини § 2. Творчество Микеланжело Караваджо .

4693 Слова | 19 Стр.

Что общего между музыкой эпохи барокко и экологией

Что общего между музыкой эпохи барокко и экологией - наукой о живом облике биосферы? Первое, что приходит в голову, - это некое сходство принципов устройства двух миров. Один мир - музыкальный, сотворенный европейскими композиторами в период с конца XVI до середины XVIII в. Другой - это мир живой природы, нашедший свое отражение в трудах экологов ХХ в. Впрочем, может быть, правильнее говорить о разных аспектах или разном видении одного мира - того, в котором мы живем и который тем или иным способом.

1087 Слова | 5 Стр.

2 барокко

Факультет моды и дизайна РЕФЕРАТ по дисциплине «История стилей в монументально-декоративной живописи на тему: Искусство Барокко XVII—XVIII веков Выполнила: .

2156 Слова | 9 Стр.

Искусство барокко

Искусство барокко План 1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе 2.Развитие изобразительного искусства Украины в 19 веке 2.1 Живопись 2.2 Графика Литература 1. Барокко: идейно-художественные стили в искусстве и литературе Один из главенствующих стилей в европейской литературе и искусстве конца 16—середины 18 в. в., барокко утвердился в эпоху интенсивного сложения наций и национальных государств (главным образом абсолютных монархий). Барокко воплотило новые представления.

2329 Слова | 10 Стр.

Стиль барокко

1196 Слова | 5 Стр.

Архитектура барокко

HYPERLINK "http://miro101.ru/index.php/11-klass/41-barokko/163-arkhitektura-barokko" Архитектура барокко Архитектура Барокко (1650 - 1770 гг.) Преобладающие и модные цвета Приглушенные пастельные тона; красный, розовый, белый, голубой с желтым акцентом Линии Причудливый выпукло - вогнутый асимметричный рисунок; в формах полуокружность, прямоугольник, овал; вертикальные линии колонн; выраженное горизонтальное членение Форма Сводчатая, куполообразная и прямоугольная; башни, балконы, эркеры .

1936 Слова | 8 Стр.

Влияния орнамента барокко на современный художественный текстиль

ОРНАМЕНТА БАРОККО НА СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ Курсовая работа студентки 390-хпи группы Долговой М.В. 6-й семестр 2010 учебного года Руководитель – Цветкова Н.Н. Санкт-Петербург 2010 г. Введение………………………………………………………………………….. 1. Стиль барокко 1.1.Происхождение стиля барокко, его особенности………………………. 1.2. Орнаментальные мотивы стиля барокко……..…… 2. Барокко в интерьере 2.1. Интерьер дворцовых ансамблей в стиле барокко…………… 2.3.Роль текстиля в барокко……… 3.Текстиль.

12250 Слова | 49 Стр.

Барокко

568 Слова | 3 Стр.

Развитие театрального искусства в эпоху Древнего Рима, культурного периода России 1920-1990 годов, отражение в культуре барокко

4657 Слова | 19 Стр.

Эпоха белорусского барокко

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БЕЛОРУССКОГО БАРОККО В последней четверти XVI века в монументальное зодчество Великого Княжества Литовского был принесен новый архитектурно-художественный стиль барокко. Этот стиль господствовал почти во всем христианском мире на протяжении двух столетий. Центром его распространения был Рим, но в каждой стране барокко имело отличительные национальные черты. Появление барокко в белорусской архитектуре связано со значительными социально-политическими событиями второй.

1001 Слова | 5 Стр.

Введение 2 Значение термина 3 Возникновение барокко 4 Историческая характеристика 5 Строительные особенности 6 Типы сооружений 8 Характерные черты 9 Характерные произведения барокко 13 Русское искусство барокко 16 Нарышкинский стиль 17 Петровское барокко 21 Заключение 23 Библиография 24 Приложение 25 Введение Барокко - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы.

5875 Слова | 24 Стр.

Барокко

Глава I Стиль барокко в архитектуре Монументальная архитектура Италии XVII века удовлетворяла почти исключительные запросы католической церкви и высшей светской аристократии. В этот период строятся главным образом церковные сооружения, дворцы и загородные виллы. Тяжелое экономическое положение Италии не давало возможности возводить очень крупные сооружения. Вместе с тем церковь и высшая аристократия нуждались в укреплении своего престижа, своего влияния. Отсюда – стремление к необычным, экстравагантным.

Барокко - стиль европейского искусства, пришедшего, по одной из версий, в роли неоднозначной реакции на эпоху Ренессанса. В целом считается, что родина барокко - Италия, где этот стиль идентифицируют как "жемчужину неправильной формы". Барокко зародился в XVI веке, однако, пик его расцвета - XVII столетия. Не удивительно, что этот стиль предстает перед нами как синтез Готики и Возрождения - литературных эпох, которые ему предшествовали.

Основная тематика литературных произведений стиля барокко - быстротечность человеческой жизни. В то время появлялось много лозунгов согласно этому тезису ("Мир - театр", "Мир - ярмарка", "Мир - лабиринт" и др). Одна из самых известных метафор во времена господства барокко - "жизнь - это сон", именно она отразилась в драматическом произведении известного испанского писателя этой эпохи Педро Кальдерона с похожим названием "Жизнь есть сон". К тому же, художники, работавшие в этом стиле, считали, что человек - лишь песчинка в бескрайнем океане. Человек обречен на смерть, а жизнь его - лишь мимолетная смесь случайностей и фортуны.

Отличительная черта барокко - грустные, пессимистические настроения. Жить в негармоничном, хаотичном мире - даже хуже смерти, потому жизнь - лишь страдание, на которое мы обречены. Человек барокко - раздвоенный, полон контрастов: одновременно в нем может царить любовь и преданность Богу и жестокий сатанизм. Таким, собственно, предстает перед читателями и весь барочный мир: сочетаются несочетаемые начала, реальные герои существуют параллельно с мифическими, а добро все время противостоит злу.

Характерной чертой барокко является также возвращение к культуре Античности: действия переносятся к высоконравственной Древней Греции, а герои наделены чертами личностей из античного мира. Для этого художники стиля барокко прибегали к причудливым аллегориям и метафорам, контрастов, капризности и вычурности образов.

Увлекшись причудливыми художественными средствами художники, к тому же, прибегали еще и к причудливым литературным формам. Именно поэтому распространенными были акростихи, мезостихи (поэзии, в которых зашифровано определенное скрытое значение, чаще всего - имя адресата) и другие причудливые по своей структуре произведения. Впоследствии появлялись удивительные стихи и за своим видом (в форме сердца, креста, звезды ромба и тому подобное).

Итак, барокко - жемчужина европейского искусства XVI-XVIII столетия, основные признаки которого - сложная метафоричность, затейливость, контрастность, пессимистические мотивы быстротечности человеческой жизни, а также возвращение к античным мотивам. Художники применяли оригинальные и интересные литературные средства, приемы, чтобы поразить читателя как можно больше.

Барокко не только архитектурный стиль, даже не только новый принцип в искусстве. Это целая эпоха в истории нравов, понятий и отношений, феномен не только эстетический, но и психологический. У барокко были не только свои церкви и дворцы, у него были свои люди, своя жизнь. (П.П.Муратов)

Жизнь в эпоху барокко

Да, жизнь в эпоху Барокко действительно протекала иначе, чем сейчас. Вряд ли сегодня можно встретить дам, гуляющих в длинных платьях с огромным количеством нижних юбок, держащихся на каркасе из китового уса, утянутых корсетами и с мертвенно бледной кожей или джентльменов с вычурными напудренными париками, сражающихся на шпагах. Однако черты смутного, сумасбродного, нестабильного, гипердинамичного века необычайно близки по духу нашему времени.

Что такое Барокко? Основные черты

Барокко получило свое распространение в XVII веке, когда Европа разрывалась от противостояния феодализма и капитализма. Противоборство религиозной и светской властей тоже добавляли масла в огонь, причем, огонь инквизиции. Именно поэтому мрачные образы мученичества, религиозного экстаза, тления и смерти стали так популярны в народе. Отражение этих настроений можно заметить в моде: женщины предпочитали придавать лицу могильную бледность, а губам — цвет запекшейся крови. В их гардеробе преобладали темные цвета и неправдоподобно узкие корсажи, которые создавали эффект призрачности и нереальности всего облика. С демоническим внешним видом соседствовало стремление приблизиться к духовной экзальтации праведника, то есть полностью абстрагироваться от бренного бытия и мыслью возвыситься над суетой сует. Возможно, именно потому и пришла мода на противоестественную худобу: дворяне хотели выглядеть как Святой Антоний в костюме графа Дракулы.

Религиозная экзальтация людей эпохи барокко носила и чисто утилитарный характер: многие полагали, что разгул чумы предвещает Второе пришествие или что-то вроде кары, насланной на головы, так и не посыпанные пеплом. Поэтому Барокко больше проявило себя именно в религиозном искусстве, например, барочную архитектуру можно найти и в России, причем в большом объеме.

Что такое Барочное мышление?

Другим следствием противоречивости является повышенная эмоциональность мироощущения нового человека с барочным типом мышления. На первый план в искусстве познания выходит интуиция, а вовсе не рационализм. Личность постигает мир на уровне чувства, а не разума. Люди барочного типа, в частности, полагали, что нельзя ограничить фантазию художника рамками и принципами, он должен творить свободно. На отрицании этой концепции построится противоположный барокко классицизм.

Стиль Барокко в скульптуре

барочная архитектура

Стиль Барокко в живописи

Стиль барокко, воплощенный в полотнах, отличается динамизмом и напряженностью композиций, а также незаурядностью и сложностью сюжетов. Черты нарисованного Барокко — это яркая цветовая палитра и напряженный драматизм задумки. Яркими примерами является творчество Рубенса и Караваджо. Их картины наделены потрясающим пропорциональным чувством, каждый силуэт обретает объемность и композиционную завершенность.

барочная живопись

Что такое Барочный менталитет?


Пусть человек. подумает о себе и сравнит свое существо со всем сущим, пусть почувствует, как он затерян в этом глухом углу Вселенной, и, выглядывая из чулана, отведенного ему под жилье, — я имею в виду зримый мир, — пусть уразумеет, чего стоит наша Земля со всеми ее державами и городами и, наконец, чего стоит он сам. Человек в бесконечности — что он значит?

Реформация церкви делит христианскую Европу на два лагеря - католиков и протестантов. Всё более обостряющаяся вражда между ними переходит в Тридцатилетнюю войну. К середине 17-го века она уносит жизни половины населения Германии. Борьба за спасение душ превращается в завоевание политической власти над Европой.

Мировоззрение 17-го столетия пронизано ощущением трагического противоречия человека и мира, в котором он подчинён среде, обществу, государству. Наука и искусство уже не идут рука об руку. Кризис культуры Возрождения, последствия Реформации и Контрреформации, кризис феодализма как общественной системы приводят к новому пониманию мира как противоречивого, трагического, динамического явления. Меняется в это время и понимание человека, его места в мире.

Личность человека эпохи Возрождения характеризуется полным единством и целостностью. Он чувствует себя в гармонии с природой. Его судьба зависит только от его добродетелей, талантов, энергии.
В эпоху барокко личность теряет качество самоценности. Человек переполнен противоречиями и постоянной борьбой со своими страстями, с окружающей природой и социальной средой. Причём и мир природы, и мир человеческих отношений, и внутренний духовный мир человека выступают как многоплановые, динамические, противоречивые феномены. Вместо спокойствия и гармонии Возрождения на первый план выступают хаотичность, иррациональность, эмоциональность, драматизм.

Вторая важная идея барочного мировоззрения - в сочетании противоречий: человека и природы, идеального и реального, разума и эмоций. С этим связан повышенный интерес к дисгармоничному, гротескному, преувеличенному. Это также попытка выявить необычное в обычном и обычное в чрезвычайном, тенденция к иносказанию, что приводит к частому использованию аллегории.

Третья идея барокко - особое понимание красоты как идеала выше природы. Искусство должно совершенствовать природу и отражать не недостатки реальной жизни, а облагороженную и улучшенную действительность. С этим связаны такие особенности эстетики барокко, как великолепие, парадность, театральность, живописная иллюзорность, возвышенность и торжественность.

Человек барокко был приверженцем роскоши. Идеалом мужчины в это время становится джентльмен. Он предпочитает брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета?

Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.

Высший и средний класс любили развлечения: вместо паломничеств - променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров - "карусели" (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий - театр и бал-маскарад. Появились качели и "огненные потехи" (фейерверки). Место икон в интерьерах заняли портреты и пейзажи.

Понимание Бога как Творца, который направлял все действия и поступки, пришло в упадок. Время барокко создало новую модель понимания Божественного. Теперь Бог рассматривался как Творец всего насущного, а управлять всем живым и неживым на земле призван человек. В эпоху барокко человек сам должен был найти путь к самому себе и к Небу. Все переживания, терзания человека отразились в литературе и искусстве в образах "фортуны", определяющей путь жизни.

Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями знаний являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд "Математические начала натуральной философии"(1689), а Карл Линней систематизирует биологию ("Система природы", 1735). Время барокко позволило развиваться таким наукам, как анатомия и биология, поскольку раньше церковь запрещала их изучение, считая все населяющие землю объекты созданиями Бога.
Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.

Многообразие восприятия повышает уровень сознания - примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечные живые организмы (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становятся путешественники и искатели приключений: Робинзон Крузо, судовой врач Гулливер и барон Мюнхгаузен.

В философии разгорается борьба противоположных учений. Ивестный физиолог и мыслитель Рене Декарт утверждал, что единство мира находится в разуме человека. Английский философ Томас Гоббс определил материальность всего сущего на земле, в том числе и души человека. Нидерланский философ Бенедикт Спиноза определил понимание как начало согласия духовного и материального миров. Мишель Монтень определил жизнь как вместилище блага и зла. Главный принцип философии Рене Декарта "Я мыслю, следовательно, я существую" стал девизом эпохи и определил вектор развития будущего. Взлёт научной и философской мысли привёл к совмещению реальности и иллюзии, объединению направлений искусства.

В это время творили художники Караваджо, Рубенс, Рембрандт, Веласкес, Ван Дейк, Франс Хальс, Вермеер и другие. Их произведения, насыщенные драматизмом, динамичны и цветисты. Искусство барокко предназначалось для того, чтобы вызывать эмоции и страсть, а не спокойную рациональность, которая ценилась в эпоху Возрождения. Приём ассимметрии создавал ощущение нестабильности и движения. Каждая картина была "зашифрована" аллегорическими символами, которые образованный зритель должен был знать.

Излюбленными музыкальными инструментами барокко становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи.
Увлечение инструментальной музыкой превосходило увлечение музыкой вокальной. Даже мадригалы и арии чаще не пелись, а исполнялись инструментально.

Расцвет классической литературы, новая трактовка произведений древнегреческих авторов, поразительная роскошь декораций и костюмов – неотъемлемые составляющие светских театральных постановок эпохи барокко. В конце 16-го века в Европе стали открываться оперные залы. Искусство принадлежало высшим слоям населения, в театр ходили знатные аристократы.

Но со временем появились платные концерты для всех желающих. Первый такой концерт состоялся в 1672 году в Англии благодаря композитору Джону Банистеру, который, учитывая народные привычки, даже открыл в театре пивную.

Образы эпохи барокко контрастны и напряжённы, они совмещают в себе реальность и иллюзию. Вымышленные и реальные персонажи встречаются на страницах книг, театральных подмостках, в скульптурных композициях и музыкальных произведениях.

Объединение противоречий стало основой времени барокко. Восприятие мира происходило в понимании материального и духовного, в анализе природного и божественного начала в человеке, объединении разума и чувства.

Человек эпохи барокко – это человек, способный чувствовать и страдать, который обладает мышлением и воображением.

Время барокко в истории европейской культуры стало фундаментом для появления нового искусства, новой этики и новой науки.

Иллюстрация: репродукция картины Николя де Ларжиллиера "Людовик XIV и его семья"

Читайте также: