Чеканка на резиновой подкладке сообщение
Обновлено: 05.07.2024
Чеканка — способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф ударами молотка по специальному инструменту, имеющему выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение.
Чеканка была известна еще в Древнем Египте, античной Греции и Риме. Высокого совершенства чеканка достигла в древнерусском искусстве XV—XVII вв. В настоящее время чеканные панно прочно вошли в оформление интерьеров общественных зданий, станций метрополитена и т. д.
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3. 1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожженной стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применяли драгоценные металлы — золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120. 170 мм.
Некоторые из них показаны на рисунке 94. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его более или менее четкой сплошной линией. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники — для получения полукруглых форм при чеканке.
Рис. 94. Чеканы: а — конструкция; б — расходники; в — лощатники; г — бобошники
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остается свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад (рис. 95), поэтому при ударе молотком чекан продвигается вперед. В правой руке держат молоточек, которым наносят легкие частые удары по чекану, продвигая его.
Рис. 95. Прием работы чеканом
При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы (рис. 96).
Рис. 96. Деревянные чеканы
Их изготовляют из твердых пород дерева — граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении — расходко с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
На первом этапе на листе бумаги делают рисунок в натуральную величину, без теней. Для приклеивания рисунка на металл с каждой его стороны оставляют ноля гю 30. 40 мм (рис. 97, а).
Рис. 97. Рисунок для чеканки (а) и чеканная пластина (б)
Второй этап состоит в подготовке металлической пластины. Ее вырезают ножницами гю металлу с таким расчетом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и гю всему контуру оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25. 40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины.
Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают легкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и гю ней наносят удары молотком.
На третьем этапе переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого ее поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на нее кладут копировальную бумагу, а сверху — рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле при работе не стирался, его покрывают лаком.
На четвертом этапе выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной стороны.
Пятым этапом является опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы очерчивают контур рисунка. Рисунок начинает выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном.
Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъема) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона, для того чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка.
Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то, прежде чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки. Дело в том, что за время обводки контуров и опускания фона металлическая пластина после множества ударов чеканами нагартовалась — потеряла пластичность. Для восстановления ее пластичности проводят отжиг пластины (этот этап изготовления изделия может выполнять только учитель). При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до темно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой. Остывшая пластина покрыта темным налетом — окалиной. Для ее удаления металлическую поверхность промывают в 10-15%-х растворах кислот — соляной и серной (эту' операцию выполняет только учитель). Осветленную пластину промывают водой и сушат.
Алюминиевую пластину можно не отжигать.
Следующим этапом (если это предусмотрено рисунком) является подъем рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся и не рвался.
Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ выпуклые участки.
По мере нагревания изделие будет покрываться красивыми и чистыми цветовыми пленками. Сначала появится светло-желтый цвет (при температуре нагрева 220 °С), затем желтый (при 230 °С) и т. д. (см. рис. 58). Цвета переходят один в другой постепенно. Можно остановиться на любом оттенке, достаточно снять изделие с плитки.
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если ее покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем.
Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках.
- Осторожно обращаться с заготовками, так как листовой металл имеет острые кромки.
- При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие.
- Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой.
- Чеканку выполнять молотком с надежно насаженной на исправную ручку головкой.
Практическая работа № 33
Изготовление металлических рельефов методом чеканки
- Выберите изделие, которое вы хотели бы изготовить (номерной знак для квартиры, садового участка или рабочего места в учебной мастерской; элементы орнамента для декорирования стендов с учебными пособиями; металлические подкладки под крючки вешалки; декоративная пластинка на шкатулку и др.).
- Выполните рисунок чеканного рельефа.
- Вырежьте листовую металлическую заготовку нужного размера и выправьте ее.
- Перенесите рисунок на металлическую поверхность.
- Выполните расходку (обводку контура рисунка) чеканом-расходником.
- Опустите фон рисунка с помощью чекана-лощатника.
- Выровняйте фон.
- Окончательно доработайте рельеф.
Новые слова и понятия
Чеканка, чеканы: расходник, лощатник, бобошник; расходка с опусканием фона, патинирование.
Цели: познакомить учащихся с элементами чеканки, инструментами и технологиями изготовления чеканки; научить их готовить рисунок для чеканки, переносить его на заготовку, выполнять чеканку на резиновой подкладке.
Цели: познакомить учащихся с элементами чеканки, инструментами и технологиями изготовления чеканки; научить их готовить рисунок для чеканки, переносить его на заготовку, выполнять чеканку на резиновой подкладке.
Инструменты и оборудование: технологическая карта; алюминиевая банка; образцы материалов, применяемых для плоскорельефной чеканки (жесть, тонколистовая малоуглеродистая сталь, алюминий, листовая латунь и листовая медь); стержневые чеканы (расходник, бобошник, канфарник, лощатник); резиновые и войлочные прокладки; ножницы по металлу; молоток.
Оформление доски: тема урока; новые слова (расходник, бобошник, канфарник, лощатник, патинирование); домашнее задание.
Проверка домашнего задания
1. Устный ответ по карточке 26
Прочитай вопрос и подготовь ответ на него.
- Как изготовить изделие в технике пропильного металла?
Для этого вспомни:
какие инструменты и материалы используются в работе;
каковы приемы выполнения изделия из пропильного металла.
Работа с классом: тестирование
Выполнение теста 22.
Проверка домашнего задания в рабочей тетради
Переход к изучению новой темы
Одним из интереснейших видов обработки металлов является художественная чеканка. Это получение рельефных изображений на металле; ударяют особым молотком по специальным инструментам, чеканам. Работа ведется по поверхности листа, положенного на эластичную подложку, в основном по лицевой стороне. Сегодня на уроке мы освоим основные приемы выполнения художественной чеканки.
Чеканка на резиновой подкладке.
Материалы для чеканки.
Инструменты для выполнения чеканки.
Приемы выполнения чеканки.
Изучение новой темы
1. Рассказ учителя о чеканке
Во многих музеях нашей страны хранятся прекрасные образцы изделий с чеканными рельефами, выполненными на высоком профессиональном уровне. Пришедшая из глубокой древности техника чеканки успешно применяется современными мастерами при создании декоративных панно и посуды, различных украшений.
Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображения. Чеканку производят на листовом металле толщиной от 0,3 до 1,5 мм. Используют медные, латунные, алюминиевые листы, кровельную сталь. Материалы для чеканки должны быть пластичными, чтобы изменять форму под воздействием усилия.
Самостоятельная работа с учебником
Прочитать § 30 (Сим., с. 105—110) и письменно ответить на вопрос.
— Какие инструменты применяются для выполнения чеканки?
Проверка записей в тетради
Примерный ответ учащихся
Основным инструментом для чеканки являются чеканы — стержни особой формы:
расходники — для прочеканивания контура рисунка;
лощатники — для выравнивания плоских поверхностей;
бобошники — для получения полукруглых форм и выдавливания рельефа;
канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы — для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фона точками (канфарения).
пурошники — для получения ямочной фактуры.
При выколотке крупных и глубоких рельефов или при выравнивании фона применяют чеканы из твердых пород дерева. Для получения рельефа чеканка производится на резиновой или войлочной подкладке.
Демонстрация приемов работы
Перевести рисунок на металл канфарником.
Углубить контуры расходником.
Опустить фон лощатником.
Произвести выколотку рельефа с обратной стороны бобошниками и пурошниками.
Проработать детали различными чеканами с лицевой стороны.
6. Произвести канфарение или зернение фона.
Рисунки для выполнения чеканки выполняются в натуральную величину, без подробной детализации, в декоративно- обобщенном виде. Предполагаемые на чеканке выпуклости на рисунке заштриховываются. Заготовка должна быть больше рисунка на 10—15 мм (припуск на стороны). Следует выровнять заготовку. Затем перевести рисунок (можно через копировальную бумагу) на металлическую поверхность и закрепить изображение. Рисунок желательно переводить шариковой ручкой, в этом случае линии рисунка не искажаются. Для закрепления переведенного рисунка можно покрыть его нитролаком. Окончательно рисунок закрепляется на пластине пунктиром, который наносится ударами молотка по канфарнику.
Выполнение расходки рисунка — нанесение контура сплошной линией. Все повороты, изгибы контура — более частыми ударами и с большим наклоном чекана внутрь закругления. Опускание фона вокруг рисунка — чеканом-лощатником (на более твердой поверхности). Выравнивают все участки фона. Подъем рельефа — чеканом-бобошником с обратной стороны (на резиновой подкладке). Готовое изделие при необходимости шлифуют шкуркой.
V. Практическая работа
В целях экономии учебного времени можно использовать ксерокопии изображений. Следует напомнить учащимся: о правилах техники безопасности при резании металла слесарными ножницами; об экономии металла. До начала работы чеканами напомнить о безопасности при работе молотком и о приеме удержания чекана в руке: удерживать тремя пальцами, мизинец прижимает заготовку.
Результатом работы является качественно обработанная заготовка с четким отпечатком рисунка.
Подготовка рисунка для чеканки.
Выбор заготовки соответствующего размера (при необходимости отрезать лишний материал слесарными ножницами и обработать края).
Перевод рисунка через копировальную бумагу и закрепление его лаком (перевести выполненный ранее эскиз без детализации и показать штриховкой выпуклые части).
Обозначение изображения сплошной линией расходником.
Корректировка хода практической работы.
3. Заключительный инструктаж
Анализ успехов и ошибок в работе.
Закрепление изученного материала
Что такое чеканка? (Чеканка — технологический процесс изготовления рисунка, надписи, изображения, заключающийся в выбивании на пластине определенного рельефа.)
Какой листовой металл используется для чеканки? (Примерный ответ. Для чеканки используют медные, латунные, алюминиевые листы, кровельную сталь. Материалы для чеканки должны быть пластичными, чтобы изменять форму под воздействием усилия.)
Что такое чеканы? Какие они бывают? (Примерный ответ. Основным инструментом для чеканки являются чеканы — стержни особой формы. Применяются следующие чеканы: расходники — для прочеканивания контура рисунка; лощатники — для выравнивания плоских поверхностей; бобошники — для получения полукруглых форм и выдавливания рельефа; канфарники — чеканы с заостренным концом в форме тупой иглы — для перевода рисунка с бумаги на металл, а также для отделки фона точками; пурошники — для получения ямочной фактуры.)
Что такое расходка? Каким инструментом ее выполняют? (Примерный ответ. Процесс чеканки обычно начинают с обводки — или расходки — сканфаренного рисунка. Выбрав соответствующий по ширине обводной чекан — расходник, им проходят по всем линиям рисунка, соединяя точки канфарника в одну сплошную линию и углубляя все контуры.)
Как выполнить опускание фона рельефного изображения? (Примерный ответ. Опусканием фона добиваются выявления рельефа. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Выполняется опускание фона вокруг рисунка при помощи более или менее плоских чеканов, лощатников.)
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему ЧЕКАНКА НА РЕЗИНОВОЙ ПОДКЛАДКЕ. Презентация на заданную тему содержит 20 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
Чеканка способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путём сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объёмное изображение.
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3…1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо). Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3…1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы – золото, серебро и их сплавы. В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы – золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120…170 мм. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его в виде более или менее чёткой сплошной линии. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники – для получения полукруглых форм при чеканке. Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120…170 мм. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его в виде более или менее чёткой сплошной линии. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники – для получения полукруглых форм при чеканке.
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперёд. В правой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его. При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперёд. В правой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его.
При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы Их изготавливают из твёрдых пород дерева – граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении – расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов. Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении – расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
Первый этап на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30…40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл .
Второй этап Подготовка металлической пластины. Её вырезают ножницами по металлу с таким расчётом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и ещё кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25…40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины. Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают лёгкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
Третий этап переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на неё кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.
Четвертый этап выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.
Пятый этап опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъёма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка. Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки.
Шестой этап Для восстановления её пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до тёмно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой.
Седьмой этап Остывшая пластина покрыта тёмным налётом – окалиной. Для её удаления металлическую поверхность промывают в 10…15%-ных растворах кислот – соляной и серной (выполняется только учителем). Осветлённую пластину промывают водой и сушат. Алюминиевую пластину можно не отжигать.
Восьмой этап Подъём рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался. Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем. Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем. Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках
Правила безопасности Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки. При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой. Чеканку выполнять молотком с надёжно насаженной на исправную ручку головкой.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЧЕКАНКА НА РЕЗИНОВОЙ ПОДКЛАДКЕ Разработал учитель технологии первой категории МАОУ СОШ №142 Храмцов Михаил Андреевич
Цель: познакомиться с чеканкой как способом художественной обработки металла.
Чеканка способ художественной обработки металла, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путём сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объёмное изображение.
Чеканку производят на листовом металле толщиной 0,3…1,5 мм. Чаще всего используют медные, латунные, алюминиевые листы, а также листы из мягкой отожжённой стали. Для некоторых простых декоративных изделий можно применять листовую кровельную сталь (кровельное железо).
В прошлом для чеканки ювелирных изделий и церковной утвари применялись драгоценные металлы – золото, серебро и их сплавы.
Основными инструментами для чеканки являются чеканы, которые представляют собой стальные стержни особой формы длиной 120…170 мм. С помощью расходника на металле воспроизводят контур рисунка, обводя его в виде более или менее чёткой сплошной линии. Лощатники служат для выравнивания плоских поверхностей, а бобошники – для получения полукруглых форм при чеканке.
При работе чекан держат в левой руке тремя пальцами, опираясь безымянным пальцем (мизинец остаётся свободным). Локоть должен быть на весу, что обеспечивает подвижность руки. Чекан держат не строго вертикально, а слегка наклоняют назад, чтобы его рабочая поверхность (бой) была косо приподнята и вследствие этого при ударе молотком постоянно двигалась вперёд. В правой руке держат молоточек, которым наносят лёгкие частые удары по чекану, продвигая его.
При выколотке крупных глубоких рельефов или выравнивании фонов применяют деревянные чеканы Их изготавливают из твёрдых пород дерева – граба, бука или дуба. Боевую часть деревянного чекана тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой, а затем обрабатывают шлифовальной шкуркой.
Из всех разновидностей плоскорельефной чеканки наиболее выразительная и простая в изготовлении – расходка с опусканием фона. Выполняется она в несколько этапов.
Первый этап на листе бумаги выполняют рисунок в натуральную величину, без теней с чистыми полями (по 30…40 мм) с каждой стороны для приклейки его на металл .
Второй этап Подготовка металлической пластины. Её вырезают ножницами по металлу с таким расчётом, чтобы на ней свободно размещался весь рисунок и ещё кругом оставался небольшой свободный край (поля) шириной 25…40 мм. Эти поля будут нужны, если потребуется уточнить рисунок или отогнуть (отбортовать) кромки. За эти поля берутся щипцами при отжиге пластины. Отрезанную заготовку кладут на правильную плиту и выравнивают лёгкими ударами киянки. Иногда на лист особенно мягкого металла кладут ровную доску и по ней наносят удары молотком.
Третий этап переводят изображение рисунка на металлическую пластину. Для этого поверхность с помощью кисти или ватного тампона покрывают акварельными белилами или светлой тушью, в которую добавляют немного столярного клея. После высыхания краски на неё кладут копировальную бумагу, а сверху рисунок, края которого приклеивают к металлу или крепят обыкновенными канцелярскими скрепками. Рисунок обводят шариковой ручкой со стержнем без пасты. Чтобы готовый рисунок на металле не стирался при работе, его покрывают нитролаком.
Четвертый этап выполняют расходку рисунка. Для этого листовую заготовку укладывают на лист плотной резины и чеканом-расходником обводят контуры рисунка сплошной линией. Все повороты, изгибы контура проходят с более частыми ударами и большим наклоном чекана внутрь закругления. После расходки рисунок становится хорошо видным и с лицевой, и с обратной сторон.
Пятый этап опускание фона вокруг рисунка при помощи чеканов-лощатников. Эту работу можно выполнять на металлической плите. Следы лощатника как бы оконтуривают очертания рисунка. Рисунок начинает ясно выступать, несколько возвышаясь над осаженным фоном. Если рисунок несложный и не требует уточнения (подъёма) рельефа, приступают к выравниванию всех участков фона с тем, чтобы они лежали в одной плоскости. Это достигается их простукиванием лощатником по стальной плите, особенно около границ выпуклых участков рисунка. Если предусматривается дальнейшая работа с рельефом, то прежде, чем к ней приступать, необходимо выполнить термическую обработку заготовки.
Шестой этап Для восстановления её пластичности проводят отжиг пластины. Этот этап изготовления изделия выполняется учителем. При отжиге меди, латуни, кровельной стали заготовку нагревают (на школьном дворе) до тёмно-красного цвета паяльной лампой или газовой горелкой.
Седьмой этап Остывшая пластина покрыта тёмным налётом – окалиной. Для её удаления металлическую поверхность промывают в 10…15%-ных растворах кислот – соляной и серной (выполняется только учителем). Осветлённую пластину промывают водой и сушат. Алюминиевую пластину можно не отжигать.
Восьмой этап Подъём рельефа. Рельеф выколачивают чеканом-бобошником с обратной стороны пластины на резиновой подкладке. При этом важно, чтобы металл тянулся эластично и не рвался. Готовое чеканное изделие при необходимости шлифуют шкуркой и полируют абразивной пастой ГОИ (выпуклые участки).
Поверхность чеканной пластины надолго сохраняет блеск, если её покрыть лаком. Лак наносят кистью ровным и тонким слоем. Готовые чеканные декоративные пластины можно закрепить на специально подготовленных деревянных подложках
Правила безопасности Осторожно обходиться с заготовками, поскольку листовой металл имеет острые кромки. При вырезании металлической пластины не держать левую руку близко к ножницам, чтобы пальцы не попали под лезвие Правку листовых заготовок выполнять исправной киянкой. Чеканку выполнять молотком с надёжно насаженной на исправную ручку головкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: "Обработка жилета на подкладке"
В данном разделе представлен материал для выполнения практических работ по теме: "Обработка жилета на подкладке".
Тема: "Обработка демисезонного пальто и жакета на подкладке".
В данном разделе представлен материал для выполнения практических заданий по теме: "Обработка демисезоннго пальто и жакета на подкладке".
Модель с резиновым двигателем ПР-450
Эта методическая разработка может помочь педагогам дополнительного образования авиамодельных объединений организовать учебный процесс с детьми первого года обучения. Модель, разработана для детей 10-1.
Творческий проект по технологии Модель судна с резиновым двигателем
Модель судна на основе двигателя Стонга напоминает речное судно XIX века. Оно имеет два довольно больших гребных колеса, на которых установлено несколько резиновых лент. Ленты располагаются пМодель су.
Читайте также: