Частью системы образования является сочинение музыки

Обновлено: 04.07.2024

Обучение игре на инструменте полезно для создания и развития здорового духа и тела. Создание музыки — это то, что помогает улучшить навыки построения логических цепочек в любом виде деятельности, улучшает концентрацию, целеустремленность и сосредоточенность. Сочинение музыки дает людям возможность представить свои творческие способности и работать при составлении собственных партитур вокруг и за пределами своего воображения. Обычные уроки музыки позволят вашим ученикам учить ноты, ритм и другие компоненты музыки, а поощрение молодых людей создавать свою собственную музыку — это то, что лежит на другом уровне обучения.

Что даёт сочинение музыки учащимся?

  • Это улучшает их понимание музыки и связанных с ней компонентов, таких как аккорды, мелодия, гармония и т. Д.
  • Улучшает навыки слушания и чтения.
  • Это облегчает им связь со своими эмоциями и делает их более выразительными.
  • Это делает уроки веселее как для учеников, так и для учителей.
  • Это повышает их мотивацию к обучению, особенно когда вы работаете с подростками-новичками.

Как приобщить учащихся к сочинительству?

Первое, что можно отметить — живое музыкальное исполнение. Живая музыка впечатляюще хорошо работает как мотивация для сочинительства. Для детей, заинтересованных музыкой, очень важно слушать и видеть других музыкантов, исполняющих живую музыку. Выступайте с преподавательским составом на текущих и отчетных концертах или приглашайте исполнителей из других музыкальных организаций – Дома и дворцы культуры, Дома детского творчества, Центры досуга и т.д.

Сочинение музыки учащимися

Вы можете разместить работы ваших учеников по композиции работы на своем школьном сайте или позволить им играть свои произведения сольно. Организуйте запись работ юных композиторов на компакт-дисках и распространите их среди заинтересованных. Придание значения их композициям вдохновило бы других учеников участвовать в сочинении музыки.

Предоставьте ученикам пространство для создания того, что они хотят, вместо того, чтобы заставлять их работать над тем, что они не хотят сочинять. Дайте им возможность быть креативными. Поощряйте их работать и сочинять небольшие композиции без страха, что их неправильно поймут, осмеют, осудят.

Вы можете попросить своих учеников создать музыку в контексте сказки, новостей или для таких праздников в школе или за её пределами. Дайте им тему и попросите их написать несколько строк по этой теме.

Вы можете также дать своим воспитанникам тексты песен и попросить их сочинить музыку для них.

Поощряйте групповое сочинительство: дайте вашим ученикам возможность собраться в группе для совместного сочинительства. В качестве следующего шага вы можете пригласить их аранжировать и исполнить свою композицию.

Для того, чтобы ваши ученики научились сочинять, организуйте различные виды деятельности, связанные с аранжировками, чтением, анализом и оценкой композиций.

Для композитора любого уровня (в том числе и для ваших учеников) важно иметь аудиторию, отличную от учителя. Организуйте для своих подопечных такую аудиторию. Это поможет вашим композиторам работать за пределами своих навыков и расширить свой творческий потенциал.

Удовольствие от создания чего-то самостоятельно настолько полезно, что само по себе служит мотивацией, но всегда есть страх начать. Определенные и целенаправленные мотивирующие действия со стороны учителей помогут ученикам начать сочинять, создавать особые звуки, которые они хотели бы играть и слышать.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.

Новые подходы на уроках музыки в рамках введения ФГОС

Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.

Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях. В.А. Сухомлинский связывал урок с педагогической культурой учителя:

Урок – это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора, эрудиции”.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций, ведутся дискуссии. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения задач, поставленных обществом. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату. Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова.

Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут:

анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

быть способны к сотрудничеству;

обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Каковы же требования предъявляемые к современному уроку? А это хорошо организованный урок, в хорошо оборудованном кабинете, должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока:

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

время-сбережение и здоровье-сбережение;

в центре внимания урока – дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Основные типы уроков.

Урок изучения нового – это традиционный (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

Урок закрепления знаний – это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

Урок комплексного применения знаний – это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний – это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками[4].

Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые:

формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Методы и формы современного урока:

здоровьесберегающие технологии (интеграция);

Подведение итогов проектной деятельности, по традиции, проходит в рамках “Недели науки и творчества” на открытом мероприятии “Фестиваль школьных проектов”.

Без применения ИКТ не может быть современного урока.

ИКТ – это информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ осуществляется по следующим направлениям:

создание презентаций к урокам;

работа с ресурсами Интернет, ресурсами ЦОР;

использование готовых обучающих программ;

разработка и использование собственных авторских программ.

создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);

создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;

создание текстовых работ;

обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.

“Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него”.

Сергей Иосифович Гессен.

То есть с конспекта или, говоря современным языком с технологической карты учебного занятия. Технологическая карта урока – что это? Понятие “технологическая карта” пришло в образование из промышленности. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость. Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, которые помогут вам работать с ней. Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго Поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Структура технологической карты включает:

цель освоения учебного содержания;

планируемый результат (информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

основные понятия темы;

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы), технологию изучения указанной темы.

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Создание технологической карты позволяет учителю:

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

соотнести результат с целью обучения после создания продукта – набора технологических карт.

Преимущества технологической карты:

использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

освобождается время для творчества учителя;

обеспечиваются реальные метапредметные связи и согласованные действия всех участников педагогического процесса;

снимаются организационно-методические проблемы (молодой учитель, замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

обеспечивается повышение качества образования.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности. С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).

реализацию учителем целей урока;

использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

осуществление оценивания и контроля.

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий (далее - УУД)) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности с применением технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологическую карту отличают: интерактивность, структурированность, алгоритмичность, технологичность и обобщенность информации.

Практическая часть выступления (работа с информационными листами):

Структура технологической карты включает:

название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

цель освоения учебного содержания;

планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);

метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);

основные понятия темы;

технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволяет:

увидеть учебный материал целостно и системно;

проектировать образовательный процесс по освоению темы с учетом цели освоения курса;

гибко использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися на уроке;

согласовывать действия учителя и учащихся;

организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,

осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты ФГОС;

определить УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

системно формировать у учащихся УУД;

осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобож

дает учителя от непродуктивной рутинной работы);

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта -набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, т. к.:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;

используются эффективные методы работы с информацией;

организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;

обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Примеры шаблонов технологических карт приведены в приложении.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет? Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

Перед современным художественным образованием стоят следующие задачи: художественно-образное познание мира и воспитание чувства единства с ним (целостное миропонимание), воспитание бескорыстного отношения к миру, формирование культуры чувств, эмоциональной сферы человека, его ассоциативного мышления, гуманистическое воспитание и духовно-нравственное развитие, освоение национальных и общечеловеческих ценностей культуры прошлого и настоящего, формирование творческой активности, интеграция личностных качеств в национальную и мировую художественную культуру.

В школе происходит закладывание фундамента музыкальной культуры, что выражается в подготовке ребенка к эмоционально-ценностному отношению к искусству и жизни, в раз витии адекватного музыкального восприятия, нравственно-эстетической сущности музыкального искусства, в накоплении опыта музыкально-творческой деятельности. Музыкальное образование школьников направлено на развитие у детей целостного представления о музыкальном искусстве, вооружение их системой опорных ключевых знаний, умений и навыков музыкальной деятельности, обеспечивающей школьникам в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с искусством, для самообразования и самовоспитания в условиях основной школы.

– формирование, развитие интереса и любви к музыке, способности ценить ее красоту, развитие эмоциональной сферы учащихся, музыкально-эстетического отклика на произведения, чувства сопереживания музыкальным образам;

– развитие музыкально-образного мышления, постижения закономерностей искусства, восприятия музыки, способности размышлять о ней в связи с жизнью и другими искусствами;

– развитие творческих музыкальных способностей, практических умений и навыков в процессе исполнения, слушания и сочинения музыки (импровизации), движения под музыку и ее пластическое интонирование;

– развитие музыкально-эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами и музыкального самообразования.

С названными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства – оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция. Развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б. Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

– опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

– музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке, является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные позиции отбора его для всех программ тождественны. Это знакомство:

– с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;

– с ведущими музыкантами, солистами и музыкальными коллективами;

– с различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

– с выразительными средствами в создании музыкального образа;

– с музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М. Мусоргского, А. П. Бородина, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

а) музыкальный материал – опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

б) музыкальные знания (ключевые и частные);

в) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т. п.;

2) частные знания о музыке – элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т. п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования ведущих умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельная ориентировка учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное полетное звучание гласных и т. д.), музыкально-ритмические навыки, музыкально-игровые навыки на детских инструментах и др.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

– различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов – все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

– познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует тому, что музыка глубоко прочувствуется и осмысляется, развивается умение слышать музыку, формируется интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

– изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, динамика, ритм, регистр, гармония и т. д.), которые помогают осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

– деятельностное освоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, от ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

Посмотрим, как распределяется содержание музыкального образования в программе Ю. Б. Алиева по классам.

В начальной школе закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

Во 2-м классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа 3-го класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в 5-м классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. Глинки, А. П. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.

Учебно-художественный репертуар программы включает народную музыку, произведения композиторов-классиков (отечественных и зарубежных), сочинения современных композиторов, джаз и рок-музыку, творчество поэтов-бардов.

Урок музыки предполагает восприятие и исполнение музыки, а также музыкальное творчество (в доступных пределах). Это осуществляется главным образом в процессе таких видов музыкальной деятельности, как слушание музыки и хоровое пение. В урок вводятся движения под музыку, импровизация (певческая и двигательная) и игра на элементарных музыкальных инструментах. Все это используется как эффективное средство, помогающее школьникам лучше почувствовать и понять музыку.

Стремление к достижению основной цели – воспитанию эстетических чувств – придает всей структуре урока внутреннее единство. В то же время включение различных видов музыкальной деятельности способствует общей заинтересованности всего коллектива и каждого ученика в отдельности. От общения с музыкой на уроке учащиеся должны получать удовольствие. Только тогда в полной мере может быть осуществлена ее воспитательная функция.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Содержание книги

Содержание книги В первые полгода своей жизни ребенок обычно мало интересуется книгами, даже если родители читают ему детские или взрослые стихи, повести или романы. Выраженный интерес к книгам обычно появляется к году — ребенок исследует мир, и книги первоначально

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕТСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ХIХ – НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

ГЛАВА 2. НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И ФОРМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 2.1 Музыкальные учебные заведения России в конце ХIХ – начале ХХ векаПетербургская и Московская консерватории положили начало системе профессионального

Содержание карточек

Содержание карточек Вот несколько примеров сортировки

Содержание тематической площадки

Содержание принципа развития в психологии

Глава 3 Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе

Глава 3 Основные тенденции развития социально-культурной сферы и музыкального образования на современном этапе Современный этап развития социально-культурной сферы России характеризуется наличием ряда особенностей. Одна из них обусловлена сложившейся

1. Сущность теории музыкального образования

1. Сущность теории музыкального образования Теория музыкального образования школьников рассматривается как система научных знаний и понятий о закономерностях управления музыкальным развитием ребенка, воспитания его эстетических чувств в процессе приобщения к музыке

2. Принципы музыкального образования

2. Принципы музыкального образования Общая педагогика определяет методику как научную дисциплину, изучающую общие закономерности педагогического процесса на материале какого-либо предмета. Значит, методику музыкального воспитания школьников, следует понимать как

5. Методы музыкального образования

Глава 2 Содержание музыкального образования в начальной школе (I–IV классы)

Глава 2 Содержание музыкального образования в начальной школе (I–IV классы) В начальной школе закладываются основы музыкальной культуры и музыкального образования. Начальное музыкальное образование понимается как процесс и результат знакомства детей с образцами

В жизни каждого человека наступает момент, когда человек дает переоценку жизненным ценностям. Это определяет его дальнейший путь. Вопрос переоценки, несомненно, является ключевым. К примеру, возьмем систему образования. Несмотря на то, что многие современные люди находят себя в областях, не связанных с системой образования, тем не менее, она, эта система, является существенной частью их жизни. Дети посещают дошкольные учреждения, в которых их обучают элементарным основам математики, развивают речь, формируют коммуникативные и трудовые навыки, дают физическое воспитание, прививают интерес к музыкальному и художественному искусству, к детской литературе, в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Достигнув школьного возраста, школьники продолжают обучение в общеобразовательных школах, и, параллельно, наиболее одаренные в той или иной области, обучаются в школах искусств, спортивных и других школах, по окончании которых поступают и продолжают учебу в высших учебных заведениях.

Сегодня, как и сотни лет назад, значительная часть муниципальных образований по стране находится в сельской местности. Поэтому главной проблемой в модернизации системы образования Российской Федерации является наличие качественного и эффективного обучения в сельских образовательных учреждениях. Для решения этой проблемы необходимы педагоги, владеющие специальными знаниями, имеющие творческий потенциал и умеющие грамотно и творчески обучать детей, используя свои знания и опыт лучших педагогов страны.

Более того, в современных условиях педагогам, занятым в сфере образования и претендующим на ведущие позиции на рынке образовательных услуг, необходимо использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной педагогики в рабочий процесс. Использование открытий в области спутниковых систем и в области новых педагогических технологий, позволит российской системе образования выйти на мировой уровень. Но не только от внедрения ноу-хау зависит успех, а также его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. А также слаженная работа и понимание важности процессов всеми тремя сторонами – обучающимися, педагогами и родителями - являются основными моментами успеха в любом деле.

В заключение отмечу, что во время многолетней работы в образовательных учреждениях мною были освоены не только методы преподавания, но также были получены дополнительные знания и навыки использования современных коммуникационных технологий, которые необходимы каждому современному учителю. Была понята сама система образования. На мой взгляд, не просто знания, а именно понимание процесса современного эффективного обучения отличает обычного учителя от профессионала, который способен видеть не только проблему в перспективе, но и пути ее решения. Только совместными усилиями, в триединстве, Педагог – Ученик – Родитель или иные законные представители ребенка-обучающегося, возможно модернизировать систему образования.

Читайте также: