Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Александр Андреевич Чацкий – главный герой произведения А. С. Грибоедова и один из самых известных и противоречивых персонажей всей русской литературы. Он является антагонистом фамусовской Москвы, лицемерного, надменного, алчного, эгоистичного и самодовольного общества. Герой не выдерживает в этой порочной атмосфере и больше дня. Каковы же жизненные идеалы честного и свободолюбивого человека, каким изображен в произведении Чацкий.

В качестве еще одного жизненного идеала можно упомянуть простое отношение к деньгам. Чацкий не считает, что они – главное в жизни человека. Ради них он никогда не станет унижаться и раболепствовать. Честность, правда и чувство собственного достоинства для героя намного важнее.

Вариант 2

Служить Чацкий пытался да и пользовался на службе авторитетом, даже с министрами был знаком, да вот только он желал честно служить на пользу Отечества, а не для личных благ и не в пользу других лиц. Но в это время такое было просто невозможным, и Чацкий подал в отставку, порвав все свои прежние связи. Это для Фамусова и ему подобных служба была источником обогащения и чинов, и Фамусову непонятны мотивы Чацкого.

Александр Андреевич был большим патриотом своей Родины, которую очень любил. Ему чуждо рабское преклонение перед всем иностранным, которое витало в те времена в России. Он осуждает дворян за то, что для воспитания своих детей они нанимают иностранных учителей и гувернанток, что очень модно было в их кругах. А зачастую нанимались люди малообразованные, которые ни во что не ставили Россию.

К простому народу Чацкий относится с уважением. Он выступает против крепостного права. По его мнению человек должен свободно распоряжаться сам своей судьбой, сам делать выбор в жизни: где жить, учиться или нет, чем заниматься. Человеческий фактор для него заключается в уме, образованности, а не в богатстве, роскоши и том, сколько крепостных имеется.

Неоспорима безупречность жизненных идеалов Чацкого и в личной жизни. Он любит бескорыстно и готов отдать все ради любимой, не требуя ничего взамен.

Жизненные идеалы Чацкого общество, в которое он попал, не приняло. Но он усердно боролся за свое побуждение, хотя и потерпел поражение, как в обществе, так и в любви. Но своим идеалам он не изменил. Чацкий уезжает из Москвы, верен своим принципам.

Идеалы и взгляды Чацкого

Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении. Главный конфликт комедии

Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не могли совпасть со взглядами и идеалами Фамусова. Прежде всего у них разные взгляды на службу.

Чтоб истребил господь нечистый этот дух

Пустого, рабского, слепого подражанья…

В противоположность Онегину в образе Ленского дан другой тип дворянской молодежи. Ленский играет существенную роль в постижении характера Онегина. Ленский -дворянин, по возрасту он младше Онегина. Он получил образование в Германии: «Он из Германии туманной привез учености плоды, дух пылкий и довольно странный… «

“Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого”, - так писал Гончаров в своем критическом этюде “Мильон терзаний”. Действительно, положение Чацкого на общественной лестнице может быть разным, но роль и участь всегда одна и та же: свой “мильон терзаний”, непонимание, страдание, изгнание. Чацкие не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу общественного развития, а значит, борьба нового со старым, передового с отжившим, здорового с больным продолжается. И это будет повторяться каждый раз при смене одного века другим.
Так, грибоедовский герой появился в преддекабристский период прошлого века и стал прообразом “лишнего” человека, галерею которых продолжили Онегин и Печорин. А Базаров, являясь символом шестидесятников, фактически завершил этот тип героев в литературе.
Чацкий возвращается в Москву, в дом Фамусова, после нескольких лет отсутствия. За это время он учился, путешествовал, познакомился с передовыми людьми своего времени, “набрался” новых идей. Но общество, куда он вернулся, Москва живут прежними идеалами: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два.
Чацкий пытается навязать фамусовскому обществу передовые идеи. Так в произведении происходит смешение комического с трагическим. С одной стороны, ирония, используемая Чацким для характеристики фаму-совского общества (например, в отношении Фамусова: “Ну, что ваш батюшка? Все Английского клоба старинный, верный член до гроба?” или тетушки Софьи: “Что тетушка? Все девушкой Миневрой?”), гротеск и гипербола, выбранные Грибоедовым для создания пародийного образа Репетилова (“Зови меня вандалом. Я это имя заслужил” или “Шумим, братец, шумим”), служат средством раскрытия основного конфликта пьесы — столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Речи Чацкого полны сарказма, они направлены на обличение косного общества, застывшего в своем развитии. Это общество выставило против Чацкого свое оружие - сплетню, с помощью которой расправилось с героем, объявив его безумцем, социально опасным человеком, и вынудило покинуть Москву. Софья в конце комедии оказалась сама жертвой пущенной ею сплетни. Она увидела подлинную сущность человека, которого якобы любила, Молчалина.
Таким образом, “Горе от ума” - это не только комедия, но и трагедия, так как трагичны судьбы героев, а конец произведения не оставляет никаких надежд на торжество передового. “Горе от ума” - комедия в литературе, а в жизни - это трагедия, так как все, изображенное Грибоедовым, актуально и в наши дни.
Поскольку произведение носило политический характер, то главный герой, “лишний человек” в своем обществе и в своем времени, немного отличается от “лишнего человека” Базарова, главного героя романа Тургенева, так как “Отцы и дети” — идеологический роман, основанный на идейных спорах. В центре романа — личность Базарова, “представителя детей”, и все происходящее связано с тем, что герой, так же как и Чацкий, пытается навязать свои идеи, отстаивать свою правоту. Вся образная система романа подчинена раскрытию образа главного героя. Другие персонажи в той или иной мере оттеняют образ Базарова, являются его оппонентами в том или ином вопросе. Главная роль в идеологических спорах, естественно, принадлежит Павлу Петровичу Кирсанову, наиболее яркому представителю “отцов” в романе. Некогда он был влюблен в графиню Р., но его любовь осталась безответной, Базаров же влюблен в Одинцову, но и его ждет та же участь.
Базаров является единственным представителем “детей” в романе. Аркадий лишь временный попутчик, он, как и его отец, все старается идти в ногу со временем, но из этого ничего не получается. Ситников и Кукшина - это пародия на передовых людей своего времени, нигилистов. Так Базаров, как и Чацкий, оказывается одинок, он так же противопоставлен “отцам”, как Чацкий - фамусовскому обществу. Лагерь Базарова становится в романе все менее многочисленным. Сначала его покидает Аркадий, который находит свою любовь и обретает семейное счастье, повторив собой участь своего отца. Ситников, который кричит, что он продолжает “дело” Базарова, женится тем не менее на знатной женщине, у которой находится под каблуком, и отец им помыкает по-прежнему. Система образов, так же как и открытый финал, наличие эпилога в произведении, служат выражением авторской позиции. В романе явно прослеживается антидворянская линия, о которой Тургенев писал в одном из своих писем к К. К. Случевскому. Открытый финал показывает, что Россия опять расправилась с передовым человеком своего времени, отдав предпочтение прошлому, устоявшемуся, а эпилог романа лишний раз подтверждает патриархальность дворянства, приверженность традициям, а также показывает несостоятельность его как класса, способного повести Россию вперед.
Многие герои романа “Отцы и дети” пережили свою личную драму. Одинцова едва выносила своего мужа, вышла за него по расчету. Так она поступит и во второй раз. Ей не суждено было полюбить, испытать глубокое чувство. “Анна Сергеевна была существо довольно странное”, - пишет о ней Тургенев. У Павла Петровича было несколько минут счастья, а затем страдания от безответной любви длиною в целую жизнь. Николай Петрович тяжело переживал смерть жены, неудачи в ведении хозяйства, но он нашел свое счастье с простодушной Фенечкой, отдав предпочтение непреходящим, вечным ценностям.
Базаров отказывается от эмоционально-психологических отношений с женщиной, отвергает красоту природы, искусство, ко на самом деле повторяет путь Павла Петровича, с той лишь разницей, что, сделав признание и получив отказ, уезжает от Одинцовой, не уронив своего человеческого достоинства. Однако предсмертная просьба - послать нарочного за Одинцовой - подтверждает то, что человеческие чувства я ценности оказываются выше всяких политических идей и пристрастий.
Личные трагедии обоих героев происходят из-за любви. Именно это чувство помогает показать их простыми людьми, которым свойственны обыкновенные человеческие чувства, с их достоинствами и недостатками.
Но любовь не спасает ни Чацкого, ни Базарова. Оба умерли для России, она не приняла их. Они ей были не нужны, так как оба героя являлись передовыми людьми своего времени, несущими новые идеи, мировоззрение, а общество предпочитает всегда старое, устоявшееся, испробованное, поэтому Чацкий и Базаров оказываются “лишними” в своем времени и кругу Но “лишние” люди появляются снова и снова, пытаясь бороться за правду “ истину, но при этом их всегда ждет поражение. “Лишние люди” существуют во все времена, они будут появляться всегда при смене времен и поколений. Таков закон жизни.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образ Чацкого в оценке критики

Описание презентации по отдельным слайдам:

Образ Чацкого в оценке критики

Образ Чацкого в оценке критики

А.С. Пушкин Чацкий совсем не умный человек

А.С. Пушкин Чацкий совсем не умный человек

А.А.Григорьев . он – порождение первой четверти русского XIX столетия, прямо.

А.И. Герцен В его озлобленной, желчевой мысли, в его молодом негодовании слыш.

Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Положение Чацких на об.

В.Г. Белинский Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к.

В.Г. Белинский Где же у Чацкого уважение к святому чувству любви, уважение к самому себе? Какое же после этого может иметь значение его восклицание в конце четвертого акта: . Пойду искать по свету, Где оскорбленному есть чувству уголок! Какое же это чувство, какая любовь, какая ревность? буря в стакане воды. И на чем основана его любовь к Софье? Любовь есть взаимное, гармоническое разумение двух родственных душ. Все слова, выражающие его чувство к Софье, так обыкновенны, чтобы не сказать пошлы! И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом -- Молчалина.

. что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут.

. что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, о котором говорит. Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами -- значит быть глубоким человеком? Что бы вы сказали о человеке, который, войдя в кабак, стал бы с одушевлением и жаром доказывать пьяным мужикам, что есть наслаждение выше вина -- есть слава, любовь, наука, поэзия, Шиллер и Жан-Поль Рихтер. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке верхом, который воображает, что сидит на лошади. Глубоко верно оценил эту комедию кто-то, сказавший, что это горе, -- только не от ума, а от умничанья.

Век нынешний и век минувший - примеры сочинений по пьесе

Комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума" была завершена в 1824 году. Она создавалась в период смены одного мировоззрения другим, и вольнодумство в те времена уже имело место. Ярким завершением этого процесса стало восстание декабристов в 1825 году. Передовая для своего времени комедия вызвала особый интерес в обществе. Опальный Пушкин, находившийся в ссылке в Михайловском, прочтя комедию, был в восторге от нее. Основной проблемой произведения является так характерная для того времени проблема противостояния двух эпох, проблема двух мировоззрений: "века минувшего", защищающего старые устои, и "века нынешнего", выступающего за решительные перемены. Рассмотрим это подробнее.

"В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека", — писал Грибоедов. Действительно, в "Горе от ума" "век нынешний" представляет на сцене один Чацкий, а "век минувший" — все остальные. Но один Чацкий стоит их всех: он умен, образован, честен, справедлив, уважает русскую культуру. Он полон передовых идей, которые в обществе не принимают. Моральные и духовные ценности Чацкого в корне расходятся с ценностями патриархальной Москвы. Вот почему главному герою так чужды нравы и обычаи "века минувшего". Чацкому не свойственны лицемерие, карьеризм, невежество:

У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок.
или:
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету.

Однако в начале комедии автор показывает нам совсем другого Чацкого: это страстно влюбленный молодой человек, он "остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив". Нет даже никаких намеков на вольнодумство. Все происходит согласно правилам классицизма: Чацкий влюблен в Софью, а та любит Молчалина. Но ситуация резко меняется, когда герой начинает общаться с представителями "века минувшего". Из пылко влюбленного он моментально превращается в обличителя старых устоев. В комедии появляется новый конфликт — общественный, который выражается в столкновении "века нынешнего" и "века минувшего". "Горе от ума" превращается из любовной комедии в общественную. В ней широко развертывается борьба Чацкого с "веком минувшим", представленным в лице Фамусова, Скалозуба, Хлестовой и других, которые не желают менять жизнь, их устраивает сложившаяся система жизненных принципов и ценностей. Они выступают против образования, свободы, передовых идей:

Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
И эти люди "века минувшего" способны погубить каждого, кто посмеет бороться с их устоями:
Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным!

Но Чацкий посмел бороться. Разве может терпеть передовой человек советы Фамусова поступать так, как Максим Петрович, который готов был играть роль шута, чтобы добиться расположения вышестоящих? Разве может он терпеть то, что Софья готова выйти замуж за Скалозуба только потому, что он "и золотой мешок, и метит в генералы"? Конечно, нет! Чацкий открыто высказывает свое мнение, он не боится обличать тех, кто, по его мнению, нарушает моральные устои общества: Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.

Однако таких людей, как Чацкий, мало. Сторонников же Фамусова гораздо больше: это все дворяне России, причем не только они. Молчалин ведь тоже всецело принадлежит фамусовскому обществу. Итак, поддерживающих "век минувший" большинство, а, как известно, мнение большинства определяет судьбу остальных. Мыслящего и живущего иначе Чацкого они считают "карбонарием", "якобинцем", вольнодумцем, а с последними, как известно, обходились очень сурово.

Постепенно о Чацком формируется мнение, что он сумасшедший. На самом же деле в основе сплетни лежит каламбур: "Вот нехотя с ума свела", — говорит Софья, подразумевая сумасшествие любовное. Но не привыкшее мыслить глубоко общество понимает все дословно: Чацкий — сумасшедший. Слух о его безумии распространяется молниеносно, чему активно способствовали два эпизодических персонажа: господин N. и господин В.

Итак, Чацкий пал жертвой сплетен. Он попытался бороться с обществом, но оно оказалось сильнее, объявило героя сумасшедшим, избавившись таким образом от неугодного человека. Борьба Чацкого с фамусовским обществом закончилась: он проиграл и вынужден уехать из Москвы. Но он сделал свое дело: спокойная жизнь фамусовского общества кончилась.

Таким образом, проблема "века нынешнего" и "века минувшего" — это проблема не только XIX века, она остается всегда. Поэтому комедия актуальна и в наши дни.

Пример сочинения 2

Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, когда у людей одно мировоззрение менялось на другое. Люди “века минувшего” продолжали жить по старым устоявшимся законам, а люди “века нынешнего” стремились к новым переменам.

К представителям “века минувшего” относились Фамусов и окружающее его дворянское общество. Они боготворили старые порядки и их устраивали такие нормы жизни. Фамусов чувствовал, что минувший век заканчивается, поэтому он с сожалением говорил: “Тогда не то, что ныне…”
А к “веку нынешнему” относился молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он, живший по законом нового поколения, хотел изменить устои старого света в лучшую сторону. После трехлетнего отсутствия Чацкий вернулся в Москву, в которой родился и вырос.

За время своего путешествия он увидел, как живет народ в разных городах, общался с декабристами, что сильно повлияло на его взгляды и убеждения.

Первые противоречия между Чацким и фамусовским обществом случились по поводу отношения к службе. Все считали, что служить надо ради денег, наград, чинов и славы, притом не имело значения, каким путем это достигнуто. А Чацкий пытался им доказать, что служить надо делу, а не людям, служить на благо народу, “служить бы рад, прислуживаться тошно”.
Чацкий осуждает их невежество, ничтожность интересов, нежелание учиться и читать книги. Хлестова, когда узнала о том, что в городе открылся новый институт, говорит: “И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних, от пансионатов, школ, лицеев, как бишь их;” Чацкого объявили сумасшедшим только потому, что он умный, честный, прямой и не боялся отстаивать свою точку зрения.

Не сошлись взгляды Чацкого и фамусовского общества и на крепостное право. В обществе ценили человека только по богатству наличию крепостных. Хлестова ставит на одну ступень свою девку – арапку и собачку.

Для Чацкого это дико, он возмущается таким пренебрежением к людям, ведь он борется за свободу человека.

Люди “века минувшего” преклоняются перед всем иностранным, а Чацкий считает, что нужно развивать свою национальную культуру. Чацкий становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе, и оно его отвергает.

Различие мировозрений старых московских дворян и передового дворянства привели к столкновению “века минувшего” и “века нынешнего”. Фамусовское общество еще очень сильное, но и у Чацкого есть единомышленники. По закону жизни “век нынешний все равно сменит “век минувший”.

Пример сочинения 3

У Фамусова — служба передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну. Для него идеалом является дядя Максим Петрович, который служил ещё при императрице Екатерине почти что шутом, зато кушал на золотых блюдах. Ещё и учит этому молодых.

Чацкий называет прошлый век веком покорности и страха.

Не сошлись они во мнении и в вопросах воспитания. Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди.

Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за Россию образованную и просвещённую.

Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё московское общество.

Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и компании это в порядке вещей.

Для этого надо было побывать в Европе того времени, в которой уже назревала революционная ситуация, глотнуть свежего воздуха, а не сидеть в деревне и читать взаперти книги. Не зря Грибоедов дал главному герою фамилию, напоминавшую фамилию Чаадаев.

При смене одного века другим всегда найдутся Чацкие, которые борются с отжившим, ускоряют процесс выздоровления общества.

Читайте также: