Целостный подход к человеку сообщение

Обновлено: 05.07.2024

Большинство психологических и психосоматических страданий происходит от внутренней рассогласованности. Часто дискомфорт или кризисный этап как будто заявляет: пока ты не ответишь мне, не разберешься во мне, я не дам идти дальше, жить, любить, развиваться.

Что имеется ввиду под рассогласованностью? На поверхности она может проявиться в виде депрессии, тревоги, бессилия, повторяющихся неудач и так далее. У нее много форм выражения. На глубинном уровне корень такого состояния - дисбаланс между истинным, настоящим Я (подлинные стремления, желания, а так же часто нехватка чего-то) и тем, что в него "вложило" и что продолжает требовать окружение (родители, социум, коллективный имидж и т.д.). Бывает, что внешне вроде все нормально. Однако, внутри есть некая потребность, трудно выразимая, которая пробивается на поверхность снова и снова.

Часто даже психотип человека, то есть его подлинная сущность, находится в конфликте от внешних требований, которые со временем стали внутренними. Попросту они вжились - и стали "Внутренним критиком" - требовательным, часто жестоким образом, который не позволяет продвинуться. Может быть, это последствия давних детско-родительских отношений? Да, возможно. Однако, их влияние и контроль только усиливаются, вытесняя глубинные позывы, которые отражаются в виде симптома на психическом и соматическом уровне.
Выходит, что при внешней успешности или неуспехе человек может проживать не свою жизнь, а чужие мечты и требования. В свою очередь, такой дисбаланс порождает повторяющиеся дискомфортные эмоции, чувства, отношения, требования к внешнему и внутреннему, личностные кризисы. Такой порочный круг. Он и закрепляет нарушенное равновесие в человеке, не позволяет ему строить гармоничные отношения, аутентично развиваться, чувствовать себя живым, счастливым, свободным, полным сил.

Достичь равновесия и устранить рассогласованность можно как раз с помощью того, что беспокоит - оно, как ни странно, и указывает на решение, так как содержит в себе смысл, ключ к разгадке.

2. Смысл страдания и целостный подход

Так что цель: не только избавиться от страдания, а понять, какой посыл оно в себе несет. Тогда оно не будет повторяться. Часто проходит время, и человек вспоминает: как я мог так жить, или попадать в такие ситуации, или чего-то бояться? Былой дискомфорт просто становится неактуальным.


  • воссоздать смысл, который был очень рано потерян, сбит (условно это переживалось так: неужели родитель был в депрессии из-за меня, то есть проблема во мне? Или отверг меня, или не замечал мои переживания, или излишне тревожился или контролировал, или использовал? Что я сделал не так, или это его вина? Здесь может быть очень много чувств. Может быть, есть глубинное чувство, что со мной что-то не так. Но все равно я буду жить по принуждению, откажусь от своего Я, от своей мечты или забуду ее. Или буду встревать в конфликтные отношения. Или отгорожусь от близости, или буду болеть, - это "сбой смысла")

  • найти тот самый "перезапуск" – это про поиск в другом человеке (в отношениях, дружбе) или деятельности (работе, хобби, например) родительской функции. И тогда в глубине теплится надежда, что кто-то или что-то будет проявлять внимание, терпение, поддержку, обеспечит безопасность и распознает смысл страдания. Или хотя бы будет чем-то меня насыщать, тем, что мне не хватает. Но нехватку внутри иной раз восполнить извне невозможно. Мы видим, что все заняты собой, своими проблемами, в конце концов своими проекциями на нас. Часто это приводит к повторению страдания: драма разыгрывается вновь, или происходит бегство в другую среду как уход от своих трудностей, их отрицание.

3. Дорога это часть пути

Юнгианский психоаналитик не отрицает классические психотерапевтические подходы, однако понимает, что это – часть целого. Он рассматривает их как дорогу в начале пути, работая в холистическом, целостном подходе. Принять часть за целое и дорогу за путь - это в итоге и будет приводить к болезням на соматическом или психическом плане.


  • в инсайте, новом знакомстве, фильме, тексте, сне и т.д. (вне терапии)
  • в краткосрочной (до 10 сессий-встреч) или среднесрочной (до года) терапии
  • в долгосрочной терапии

4. Беспокойство, тревоги, депрессии, трудности в отношениях. Психологические защиты

Желание обрести гармоничные отношения, профессиональную, творческую реализацию, разрешить психологические трудности, выйти из тупика - все эти устремления могут быть омрачены рассогласованностью, внутренним расщеплением. На руку дискомфорту играют пресловутые психологические защиты, которыми живет человек. И если в детстве человек их успешно использовал, чтобы сохранить живой потенциал внутри себя, то со времененем они мешают развитию, а то и сильно вредят. Зачастую он не хочет с ними иметь дело и более того – ищет любые способы, чтобы их закрепить. Ими могут быть разные области: книги, практики, курсы и тренинги, бесконечная учеба и работа, повторяющиеся проблемы в отношениях. Учителя, община и т.д. – могут, к сожалению, работать не на самопознание и познание Бога, а на закрепление защит от собственных неразрешенных проблем.

Находясь в центре собственных защит, человеку трудно не только увидеть себя целостно, но и тем более меняться и развиваться. Аналитическая сессия (встреча) позволяет клиенту спонтанно и свободно выражать свои мысли и чувства, делегируя концентрацию аналитику. В неосуждающем, безоценочном и внимательном психотерапевтическом пространстве есть возможность увидеть с разных сторон и исследовать то, что раньше проходило мимо, иногда вовсе не замечалось.

5. Детско-родительское и сбой диалога

Взаимоотношения ребенка с матерью и отцом – это индивидуальный диалог своего Я и нечто большего, ведь ребенок проецирует на родителя абсолютные ожидания. Родитель в раннем детстве представляет собой весь мир, все желания и отношения. В таком диалоге участники наделяют друг друга своими проекциями: ребенок ожидает одно, родитель другое.

Образно говоря, человеку не удается перейти от буквального расщепления (ребенок-родитель и связанные с этим трудности, которые когда-то имели место) к целостному состоянию. Таким образом, "сбой" диалога это одновременно его поиск.

6. Целительное действие диалога с психическим

Соответственно, чтобы наладить диалог с психическим, душой, или с Самостью – нужно услышать диалог между сознанием и бессознательным, и начать с ним взаимодействовать. Через сны, образы, воображение, чувства и мысли в процессе психотерапии - этот диалог начинает восстанавливаться и работает на снятие кризисных проявлений, разного рода дискомфорта.

Такой диалог обладает большой целительной и интегративной силой. Он работает на глубинных уровнях, отражаясь в изменениях во внешней жизни: внутренние изменения начинают отражаться в реальной жизни. В юнгианской психологии такой диалог называется осью Эго - Самость (глубинное Я). По этой оси клиент с поддержкой аналитика движется в течение терапевтического процесса снова и снова, то отдаляясь, то приближаясь, как бы расширяя свое психическое поле, выращивая его, взрослея внутренне.
Даже если при первом приближении это выглядит как нечто сложное или долгое, это не так. На практике юнгианский анализ это скорее свободное творчество и пространство, не игнорирующее как симптоматические, поверхностные, так и глубинные аспекты человека, серьезные темы, ищущие ответа в форме беспокойств, трудностей, кризисов.

Чуткое, внимательное совместное исследование образов, снов, а так же чувств и мыслей, возникающих в процессе психотерапии, и терпение решают задачу достижения концентрации и уверенности в себе, избавления от страхов, тревог, депрессий, напряжений и так далее. На каждом пути есть сложный, кризисный перевал. Идти дальше - это приблизиться к своему истинному Я, попутно исцеляясь. В конечном итоге человек реализовывает свои подлинные стремления, живет полной жизнью и желанными отношениями.

программа Вундта. влекли физиологические занятия.освященные в его книгах - движение и ощущение - были популярными в физио; сталкивались с влиянием непривычного психологического фактора. Например, рефлекс оказывался участником построения восприятия, т. е. психического продукта.

Картина "сенсорной мозаики"- "мозаика" и есть та материя, из которой построено сознание. право пси на самостоятельность Вундт обосновывал принципиальным отличием сознания от всего внешнего и материального. Психология имеет уникальный предмет - непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Все остальные науки изучают результаты переработки этого опыта (Тем самым выдвигался тезис о том, что психология лежит в основании всех других наук. Это направление получило название психологизма).

Важность интроспекции - специально тренируемое самонаблюдение. интроспекция обнаруживает в составе непосредственного опыта ощущения, представления и чувства.

Представление о сознании как совокупности разрозненных элементов дополнялось учением об апперцепции - особой внутренней силе, локализованной в лобных долях головного мозга.

Защита метода интроспекции обусловлена определенными обстоятельствами социально-идеологического характера.

В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов. Сравнение вундтовской программы с другими показывает, что ее решающее преимущество было связано с утверждением эксперимента в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное.

Целостный подход к человеку Б.Г. Ананьева.

онтопсихологический подход - предполагает системное изучение всех возрастных стадий психического развития с их многоуровневой организацией и сложной детерминацией, закономерный характер проявления которой определяется гетерохронной (противоположность синхронности) сменой фаз созревания и старения различных функциональных составляющих и структурных блоков индивидных и личностных качеств человека.

Индивидуальное развитие - это внутренне противоречивый процесс, зависящий от действия множества факторов: наследственности, среды, воспитания и т.д. Неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития человека на всех его стадиях – из-за сложности структуры и многофакторности развития. Изменчивость - основная характеристика личностных свойств человека и проявляется на протяжении всего жизненного цикла человека. Механизмом этой изменчивости является гетерохронность развития.

Характеристики человека зависят от становления человека в разл возр периоды. Эта противоречивая структура психофизиолог-го развития характеризует сложн образования (интеллект, логич и мыслительные ф-и) и элементарные процессы (метаболизм) и индивидуальные, в частности, нейродинамические показатели.

Неравномерность изменений и гетерохронность фаз развития различных систем характерны для всего онтогенеза и являются его общей закономерностью. Признание этих закономерностей позволяет активно управлять развитием.

Сенсорно-перцептивная организация личности. Основной принцип – принцип комплексности исследований человека был здесь реализован. Целостный подход в изучении сенс-перц проц предусматривает выделение структурно-функциональных связей сенс-перц проц и индивидной и личностной характеристик человека. Сенс организация человека - единая система анализаторов всех модальностей, включенных в общую структуру человеческого развития. Сенс организация связана с образом жизни и деятельностью человека.

Генетическое начало этой организации - тактильные функции, которые образуют сенсорные цепи. Эти цепи представляют собой информационные потоки, сходящиеся внутри сенсорной организации индивида. В процессе исторического развития и на его основе внутри этой организации образуются межанализаторные интермодальные сенсорные системы (речеслуховая, зрительная и т.д.). более того, существуют не только частные виды чувствительности отдельных анализаторов, но и общий для данного человека способ чувствительности, являющийся свойством сенсорной организации человека в целом и входящий в структуру темперамента - сензитивность. Изучение сензитивности и сензитивных периодов развития человека (периодов, в которые та или иная функция действует особенно эффективно) позволило изменить подходы к обучению и воспитанию.

Личность и общение. человек развивается в мире, развивая и формируя бесконечное число связей с предметным миром и с миром людей. Механизмом, посредством которого эти отношения у человека с миром предметов” и “миром людей” устанавливаются и развиваются, является деятельности – труд, общение, учение, игра и другие ее виды.

Осн. характеристика общения как деятельности - через него человек строит свои отношения с людьми. Общение оказывается условием, без которого невозможно познание окружающей действительности, формирования эмоционального отклика и основанного на этом поведения.

В екм выделяют помимо речевых и неречевых средств общения внутреннюю сторону – познание участников общения друг другом и преобразование себя в общении.

Восприятие и понимание человека человеком. Восприятие человека человеком характеризуется предметностью (свойства облика человека отражаются как свойства, принадлежащие этому человеку), объективированностью и субъективностью, целостностью и структурностью.

Проблема понимания человека человеком сводится к несовпадению отношения и внешних форм поведения. На процесс формирования понятий о личности другого человека влияют следующие факторы:

o теснота и длительность знакомства;

o сформированность как личности субъекта восприятия;

o личностный опыт предыдущего общения.

Показано, что характер понимания ребенком других людей связан с развитием ребенка как субъекта познания (с возрастом происходит увеличение числа отражаемых сторон личности, изменяется значение, придаваемое тому или иному личностному качеству). Указано, что при взаимодействии в условиях деятельности у субъектов общения происходит трансформация понятий о личности друг друга, которое определяется ходом этой деятельности, вкладом каждого в ее исход и результатами.

Целостный подход к человеку (в клинической психологии) — рассмотрение клиента как существа природного (телесного) и как социального индивидуума (принадлежащего той или иной культуре, обществу) и субъекта психической, духовной (творческой и сознательной) деятельности. Каждый человек в единстве этих сфер обладает уникальной неповторимостью.

Феномен человека определяется его многогранностью, сложной организацией как природного явления, социального и душевно-духовного образования. Разумность, свобода воли, способность к творчеству, использование речи, ориентированность не только на потребности, но и на ценности и смыслы — выделяют человека из животного мира. Человек — существо рефлексивное и активное, постоянно использует при организации своего поведения знания о себе.

Поэтому в отношении его не подходит только инженерная установка (овладеть, подчинить) или естественнонаучная (изучить механизмы функционирования). При изучении человека необходимо исследовать и взаимоотношения, процесс взаимодействия с ним, поскольку он не "объект" изучения, а активный его соучастник.

>Базисным для процесса психологической помощи клиенту является диалог с ним.

Клинический психолог активно использует данные естественных наук о биологической организации и функционировании организма (генотипические особенности психики, поведения, которые определяются наследственно, зависят от анатомии и физиологии), а также данные общественных наук о законах общественного развития (зависимость психики, поведения человека от его места в обществе, социальной роли, вида деятельности, в которой участвует, от его взаимоотношений с другими людьми). В последние годы все чаще говорят и о духовном измерении психики.

Духовность — (с точки зрения материализма) это высший уровень развития и саморегуляции личности. Основными мотивационно-смысловыми регуляторами жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности. Один из основателей западной философии Платон в сформулированной им триаде высших ценностей назвал истину, красоту и добро.

Согласно А. Маслоу, духовность связана с такими высшими бытийными ценностями как истина, добро, красота, единство противоположностей, совершенство, простота и т. д. и пиковыми переживаниями, характерными для самоактуализирующейся личности. В. Франкл рассматривает духовность как высшее смысловое измерение человека, надстраивающееся над телесными и душевными (психическими) измерениями. Надиндивидуальные желания еще называют "высшими побуждениями" или "метамотивами".

Игнорирование метамотивов лишает человека чего-то жизненно необходимого для его благополучия, приводит к задержке в развитии, может вызвать "метапатологии". А. Маслоу, изучая на период обследования телесно здоровых людей, обнаружил десятки специфических метапатологий (нигилизм, ощущение бессмысленности жизни, цинизм, недоверие к другим людям, чувство отчуждения от окружающего мира, безнадежное отношение к будущему, др.).

Поскольку человек является сложной многоуровневой системой, то существует иерархия этих уровней, взаимосвязь которых активно изучается. Так, культурно-историческая концепция развития психики (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р.

Лурия) доказала, что натуральные (биологические) функции человека, прижизненно превращаясь в собственно человеческие, культурно детерминированные, радикально меняются (трансформация биологически детерминированной функции в культурно детерминированную осуществляется, в частности, через знаково-символическое опосредствование). Эмпирические исследования, выполненные в рамках этой концепции, доказали, что психическую систему можно рассматривать как надсистему по отношению к биологической подсистеме.

Профессиональная работа клинического психолога включается в комплексную помощь человеку. Слово "исцеление" и слово "целый" происходят из одного корня; быть исцеленным — означает быть целым, когда ничего не недостает. Парацельс говорил: "Пока мы не познаем состояние нашей гармонии, мы, в лучшем случае, можем освободить вас от вашей болезни, потому, что ваша внутренняя гармония является источником вашего здоровья".

В современной психологии и педагогике основной принцип – целостный подход к человеку. Важно учитывать особенности личности и характера человека как уникального целостного существа, особенности его предыдущего развития, семьи, культуры. Так, важно учитывать 5 основных параметров:

1) Единство стабильного и изменяющегося, общего и индивидуального в человеке.

4) Целостность бытия человека. Делая выводы о человеке, мы не должны забывать условия его развития, воспитания, культурную, национальную, религиозную принадлежность, условия нынешней жизни. Например, можно предположить, что опоздания ученика, живущего по соседству, имеют несколько иную причину, чем опоздания ученика, живущего на окраине города в труднодоступном районе…

5) Единство 4-х факторов, воздействующих на человека:

- внешние воздействия (других людей, информации, погодных условий и т.п.)

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Ксенофонтов Валентин Иванович

Предметоцентрический подход к изучению человека в средней школе и методологическая идея как фактор интеграции

2010 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 12 Вып. 3

Целостный подход к человеку. Рец. на учебник: Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Чело-векознание: самореализация человека. СПб.:

Изд-во СПбГУ, 2008. 461с.

Рецензируемая работа заслуживает внимания прежде всего потому, что она ориентирована на понимание современного человека, живущего в быстро меняющемся техногенном обществе. Ее содержание способствует расширению горизонта сознания читателя относительно общества и самого себя.

В настоящее время имеется много учебников и учебных пособий, в которых излагаются актуальные проблемы, касающиеся человека и общества, но в них не представлен целостный подход к человеку. Конечно, такие учебники полезны, и их необходимо использовать для перехода на более высокий уровень теоретического анализа. Они ориентированы обычно на те или иные конкретные науки и позволяют лучше понять обсуждаемые там проблемы. Гармоничное сочетание таких учебных пособий с работами, ориентированными на более целостное представление о человеке и обществе, дает хорошие результаты. Поэтому есть основания считать, что данный учебник является давно востребованным, дополняющим и развивающим ситуацию, связанную с учебной и научной литературой по проблеме человека. Он ориентирован на построение интегративной концепции человека и общества.

Предназначенный для студентов, аспирантов и преподавателей вузов гуманитарного профиля, он на самом деле будет интересен и более широкому кругу читателей, ибо основывается на оригинальной авторской концепции понимания человека. В основу данной концепции положен принцип самореализации, которая при этом рассматривается в разнообразии своих проявлений. Человек понимается как целостность, представленная в единстве материальных и духовных качеств. Авторы выходят за рамки отдельных дисциплин, изучающих человека (психологии, социологии, антропологии) и предлагают интегративный подход, синтезирующий точки зрения отдельных дисциплин. Отсутствие такого целостного подхода к человеку сильно затрудняет формирование социальной компетентности выпускников вуза, порождает ряд трудностей в воспитании и самовоспитании, становлении их мировоззрения.

Сверхзадача авторов — найти системообразующую идею, позволяющую интегрировать част-

Это касается прежде всего таких категорий, как самореализация, социальное здоровье, социальная компетентность и некоторых других. Уже их краткая характеристика позволяет по-новому взглянуть на человека в современном техногенном обществе.

В качестве наиболее эффективного механизма реализации потенциальных возможностей выступает творчество, где сочетаются рациональные и иррациональные компоненты. Как известно, классическая наука ориентируется исключительно на рационалистические представления и не позволяет человеку раскрыть все многообразие

своего внутреннего мира. Тем самым самореализация выводит его за рамки традиционных научных представлений.

То, что образы человека рассматриваются в рамках вненаучного знания, оживляет изложение, делает его более привлекательным для студентов. Справедливо говорится о необходимости синтеза научного и вненаучного знания (как задачи на будущее). Это тем более оправдано, что подавляющее большинство учебников и учебных пособий по различным наукам, в том числе и по социологии, ориентированы только на научные представления. Поэтому для читателя отступает на задний план все, что не может быть включено в контекст традиционных научных представлений. Разумеется, такая ситуация обедняет представления о человеке и затрудняет формирование творческой личности в вузе.

Современный человек оказывается включенным не только в социальные структуры, но и в сферу мифологических и религиозных представлений, где он также может раскрыть свои потенциальные возможности. Непростой является и ситуация с итогами самореализации. Реализованные потенции человека могут оказывать как положительные, так и негативные воздействия на окружающих людей, природу и общество в целом. Примеров тому множество, и авторы приводят некоторые из них. Они подчеркивают, что в современных условиях бесконтрольные проявления самореализации представляют для общества серьезную опасность, особенно если общество находится в переходном состоянии, что характерно для современного российского общества, где даже незначительная активность человека может вызвать глобальные последствия непредсказуемого характера. Это требует серьезного осмысления самореализации и прежде всего — на уровне творческой активности человека. Творчество нельзя сводить только к возникновению чего-то нового, т. е. к креативности. Истинное творчество должно быть ориентировано в первую очередь на этические нормы. В настоящее время этический аспект самореализации приобретает особую значимость. И в учебнике ему уделяется значительное внимание. Студент должен знать, что недостаточно быть креативным, надо постараться быть еще творцом в самом высоком смысле этого слова, что предполагает заботу об интересах других людей и общества. Креативный человек заботится только о достижении нового результата, ориентированного на достижение преимущественно материальных успехов, тогда как творец заботится об интересах общества. В современном обществе имеется множество креативных людей, озабоченных исключительно достижением личного благополучия, но мало заботящихся об интересах общества и государства. Развиваемый подход представляется весьма важным для воспитания творческого человека в вузе. Справедливо подчеркивается и роль

научной школы в формировании творческой личности.

Но это один полюс самореализации, а есть и другой. К сожалению, в наше время возникает и даже увеличивается установка людей на ложную самореализацию в виде наркомании, алкоголизма, игровой зависимости, а также на самореализацию, подчиненную сугубо материальным факторам. Такая ситуация представляет значительную опасность как для человека, так и для общества. И для того, чтобы избежать ее, необходимо формирование социальной компетентности, которая позволяет по крайней мере ослабить влияние таких установок.

Конечно, по поводу социальной компетентности имеется значительная литература. Однако обычно она ограничивается трактовкой понимания социальной компетентности только как функции знания, необходимого для решения тех или иных проблем. С точки зрения авторов, такой подход является односторонним. Не менее важными в структуре социальной компетентности являются такие составляющие, как направленность личности, ее представление о самой себе, приобщенность к полноценной духовной культуре, способность к интуитивным догадкам, менталитет, мировоззрение, уровень работоспособности и т. п. Взаимодействие этих факторов формирует интегративное образование, регулирующее взаимодействие человека со средой и определяющее успешность его адаптации к требованиям социальной среды.

Авторы расширяют представление о социальной компетентности, отвергая ее понимание как простой совокупности знаний, и включают в структуру этого понятия другие, не менее важные компоненты. В результате формируется более многомерное видение социальной компетентности.

Раскрывается и диалектика взаимосвязи самореализации и социальной компетентности. Такое единство позволяет выйти на важное для формирования мировоззрения молодежи понимание успеха в жизни, который выступает как результат реализации высокого уровня социальной компетентности и рассматривается как интегративный эффект различных видов такой самореализации. В учебнике подробно описываются модели жизненного успеха, на которые может ориентироваться современная молодежь. Авторы четко разделяют материальные и духовные критерии жизненного успеха. Это важно, ибо современная молодежь ориентируется преимущественно на материальные критерии успеха, а о духовных компонентах часто вообще не задумывается.

Авторы развивают представления о различных формах самореализации, подчеркивают их плюсы и минусы, что создает основу для столь востребованных ныне недирективных форм воспитания и самовоспитания, расширяют инфор-

мационную базу для выбора жизненного пути и пр. В работе рассматриваются также препятствия на пути приобщения к инновационному обществу, среди которых указываются такие, как специфика российской ментальности, мифологичность мышления, недооценка роста личности, ограниченность возможностей самореализации, недооценка роли науки и образования, недальновидность социальной политики. Этот материал полезен для осознания и выработки конструктивных предложений по реализации стратегий движения России к инновационному обществу. Хотелось бы пожелать авторам в процессе дальнейшей работы над книгой и последующего ее переиздания более детально осветить эти проблемы и предложить пути их решения.

Рецензируемая работа отличается оригинальностью и обоснованностью вводимых теоретических представлений. В целом все ее разделы представляются достаточно хорошо проработанными, насыщенными новыми представлениями о человеке. Работа позволяет подняться на новый уровень в понимании человека и представляет авторский учебник, опирающийся на результаты многолетних комплексных исследований, проводимых на гуманитарных факультетах СПбГУ (факультеты социологии, философии, психологии и др.), а также в НИИ комплексных социальных исследований.

Особый интерес представляет рассмотрение проблематики самореализации человека на различных этапах жизненного пути в контексте социального здоровья и успеха в жизни. В итоге для молодежи устраняется острый дефицит информации, необходимой для эффективного продвижения в этом направлении. Это определяет высокий уровень предложенного теоретического материала и актуальность предлагаемых проблем для обсуждения в молодежной среде.

Знакомство с текстом учебника позволяет заключить, что, пользуясь им, студенты, с одной стороны, получают необходимую информацию об основных направлениях изучения человека в си-

стеме социально-гуманитарного знания, а с другой — имеют возможность сформировать и аргументировать свою позицию, касающуюся методологии исследования человека и закономерностей своего личностного роста.

Заслуживает особого внимания также гл. 14, посвященная самореализации человека в контексте общечеловеческой культуры. Овладение ею должно обеспечить успех в жизни как интегративный эффект различных видов самореализации. Это особенно актуально для современной молодежи, которая в нынешнем техногенном обществе ориентирована преимущественно на материальные факторы (деньги, престижные вещи, комфорт в жизни и т.д.). Такая ориентация на материальные аспекты жизни делает человека односторонним и не позволяет реализовать свои возможности в полной мере.

Несомненно, работа Р.А.Зобова и В. Н. Ке-ласьева — это шаг вперед в развитии интегративного человекознания. Работа читается с интересом, и, конечно, будет полезна не только для студентов, но и для профессиональных социологов, философов, психологов, для всех, кто интересуется человековедческой проблематикой. Более того, она может рассматриваться как средство формирования более адекватного мировоззрения молодого поколения, которое необходимо в нынешней ситуации перехода России к информационному обществу.

В силу востребованности и проработанности излагаемых в книге идей есть основания рекомендовать ее к переизданию. При этом было бы желательно:

• Обеспечить большую доступность нового издания для широкой публики.

• Развить идеи, наиболее востребованные в современной ситуации. Например, более подробно описать препятствия на пути движения к информационному обществу и стратегию их преодоления, развернуть тему приобщения человека к полноценной духовной культуре, сформировать сами критерии духовности.

• Акцентировать внимание на таких проблемах, как социальное здоровье, социальная компетентность, успех в жизни.

В целом работа является весьма ожидаемым

ответом на многие вопросы, волнующие современного человека в сложном динамически изменяющемся мире. Представляется, что она будет с интересом встречена читателями.

Читайте также: