Бунт выломившейся души в повести фома гордеев сочинение

Обновлено: 30.06.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 11 классе

Тип урока : урок-размышление.

вовлечь учащихся в разговор о сильных и слабых сторонах характера человека, о чувстве человеческого достоинства, о самооценке;

в ходе урока помочь учащимся понять и оценить поведение главного героя;

Задачи урока;

обучающие : расширить и углубить знания учащихся по литературе, учить давать оценку поступкам и характерам героев с учетом исторического процесса, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение работать самостоятельно и в группах.

развивающие : развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, выражать свои мысли, развивать внимание, интерес учащихся к изучению литературы, расширять кругозор, прививать любовь к родному слову, способствовать развитию творческих способностей учащихся;

воспитательные : способствовать приобщению детей к нравственным ценностям, развивать коммуникативные способности во время работы на уроке, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, воспитывать активную жизненную позицию и стремление бороться за воплощение идеалов в жизнь.

Методы обучения:

по источникам знаний: практические, наглядные, словесные;

по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа, дискуссия;

относительно дидактических задач: формирование умений, закрепление знаний, применение навыков;

относительно характера познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

индивидуально – обособленная форма;

фронтальная форма познавательной деятельности;

групповая форма организации познавательной деятельности;

Средства обучения:

мультимедийная презентация, экран, проектор

раздаточный материал (текст И. А. Ильина, высказывания о смысле жизни)

Предварительное домашнее задание:

выписать из повести афоризмы, которые не потеряли актуальности в современные дни.

I группа - раскрыть философию жизни Игната Гордеева. В чём он видит смысл жизни?

II группа - раскрыть философию жизни Якова Маякина и Анания Щурова. В чём они видят смысл жизни?

III группа - В чём видит смысл жизни молодое поколение (Любовь Маякина, Тарас Маякин, Африкан Смолин, Николай Ежов)?

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок

2.Знакомство с целями и задачами урока, моделирование целей и задач урока.

Перед вами лежит текст

(Приложение №1), взятый из заданий ЕГЭ, прочитайте его и ответьте на вопросы. Какую проблему затрагивает в нем автор?

Как текст песни связан с данным текстом?

Изучают содержание текст, формулируют проблему, комментируют содержание, устанавливают взаимосвязь.

3.Изучение нового материала.

Знакомство с высказываниями известных людей о смысле жизни. Проанализируйте и попытайтесь ответить: в чём человек видит смысл жизни?

Работу осуществляют в группах.

Анализируют материал, создают устные монологические высказывания, аргументируют свою позицию.

4.Актуализация знаний и умений на первичном этапе изучения нового материала.

Вспомните произведения художественной литературы.

Кто из героев ищет смысл жизни? Чем заканчиваются эти поиски?

Учащиеся высказываются, устанавливают взаимосвязи (называют

П. Безухова и других)

5.Совместное формулирование темы урока. Проблемное объяснение нового знания.

Давайте сформулируем тему урока и цели урока.

Дома каждая группа работала над вопросом

1 группа – раскрыть философию жизни Игната Гордеева. В чём он видит смысл жизни?

2 группа – раскрыть философию жизни Якова Маякина и Анания Щурова. В чём они видят смысл жизни?

3 группа - В чём видит смысл жизни молодое поколение (Любовь Маякина, Тарас Маякин, Африкан Смолин, Николай Ежов)?

Проблемный вопрос: почему Фома отвергает такую философию жизни и подобные жизненные ценности?

В каких сценах показан бунт Фомы против подобного понимания жизни? Что он отвергает? Что для него в жизни главное?

Для ответа на эти вопросы проанализируем эпизоды.

1 группа - драка в клубе (гл.7)

2 группа - история с пикником на плоту (гл .8)

3 группа - разговор Фомы с Яковом Маякиным в трактире в связи с разбитой баржей (гл. 9)

Какая сцена в повести является ключевой? Почему?

Каким мы видим героя? Как раскрывается внутреннее состояние героя, его драма жизни?

Фома Гордеев - сильный или слабый человек?

Почему М. Горький заканчивает повесть именно так?

Могла ли судьба Фомы сложиться по- другому?

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, определяют цели урока.

Учащиеся высказываются, аргументируют собственную точку зрения, приводят примеры из текста

Вывод 2 группы - Ананий Щуров –торговец леса и пароходчик, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, он чувствует себя владыкой. Для Якова Маякина, как и для Щурова, смысл жизни в деньгах, ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин делит людей на хозяев и на бессловесную массу – простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Работа в группах

Фома избил зятя вице-губернатора и вступился за честь кокотки Софии Медынской, потому что главное для Фомы понятия совести и чести, человеческое достоинство.

Главное для героя – человеческое достоинство, честность

Фому тяготит богатство, он чувствует себя арестантом и готов отдать всё стояние Маякину, лишь бы быть свободным

О тветы учащихся.

Фома постоянно бунтует, и вершиной этого бунта является сцена на пароходе: был задуман праздник, как торжество купцов, а его-то и испортил Фома. Он произносит гневный, обличительный монолог, которым он срывает маску с купцов, развенчивает их. Тогда купцы понимают, насколько опасен Фома для них и связывают его.

Фома не может идти по пути накопительства и стяжательства, инстинктивно он тянется к красоте, правде, справедливости, не хочет и не умеет фальшивить. Гневно, как умеет, протестует он против лжи, лицемерия, пытается найти свое место в жизни, чтобы чувствовать себя человеком.

Учащиеся слушают монолог, оценивают выразительное чтение, приходят к выводу: герой не находит смысла жизни, отвергает деньги. Дело для него обман, потому что не приносит счастье. Главное найти оправдание своей жизни, принести пользу, жить честно.

В процессе дискуссии учащиеся высказывают свою точку зрения.

6.Включение нового знания в систему знаний.

М. Горький изображает внутренний мир героя.

В чём особенность психологизма Горького?

Кто из русских писателей близок Горькому по способам изображения личности героя?

В каких произведениях русских писателей герой в поисках смысла жизни бунтует?

Работа в группах. Учащиеся высказываются, аргументируют собственную точку зрения.

Вспомнить понравившиеся афоризмы из повести М. Горького.

Какие из них актуальны в наше время?

Прочитав повесть Горького, я задумался….

Прочитав повесть Горького, я открыл для себя…

Учащиеся приводят примеры из повести, доказывают их современное звучание:

6. «А на земле всегда хорошим (людям) хуже, чем дурным.

Учащиеся заканчивают фразы, делятся своими мыслями.

8. Домашнее задание.

Учащиеся записывают домашнее задание

1.Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобой законом. (Марк Аврелий).

2.Есть только одно важное для всех дело в жизни — улучшать свою душу. Только в этом одном деле человеку не бывает помехи, и только от этого дела человеку всегда бывает радостно. (Л. Толстой)

3.Горе людям, не знающим смысла своей жизни. (П. Блез)

4.Жить — значит мыслить.(Ф. М. Достоевский)

5.Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собой. В. Г. Белинский

6.Жизнь человека имеет смысл до тех пор, пока он вносит смысл в жизни других людей с помощью любви, дружбы, сострадания и протеста против несправедливости. (де Бовуар С.)

7.Жить — значит жечь себя огнем борьбы, исканий и тревоги. (Э. Верхарн )

8.Кто хочет много достигнуть, должен ставить высокие требования. (И. Гёте )

9.Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей. (Л. Н. Толстой )

В романе Горького "Фома Гордеев" представлены образы купцов, владельцев пароходов и их наследников всего богатого имущества. С капиталистической стороны их интересы совпадают. Но кроме прибыли у каждого человека есть и что-то более важное - духовные ценности жизни. Маякин страдает одиночеством и думает о настоящей правде, которую хочет найти каждый.

Купцы как отрицательные, меркантильные герои выступают тут наоборот создателями чего-то полезного для общества, например формируют торговую связь, координируют перевозки по Волге, ведут строительство фабрик и оказывают некоторую помощь нуждающимся, а Фома Гордеев - герой первого плана несёт в себе разрушение всего и дела созданного отцом и своей личной жизни.

Отец Фомы Игнат является крупным владельцем собственного дела. Но начинал он с малого, как обычный работяга. Только к сорока годам достиг успеха. Личность его сильная и одновременно противоречивая. Его образ представляет собой совокупность несовместимого. Он мог быть предельно жадным и тут же большим мотом. Мог не придавать никакого значения крушению собственных барж философски размышляя, что Волга дала, может и отнять.

В какой-то степени Фоме передалось азартное чувство отца. Являясь частью буржуазного класса он не желает превращаться в хищного охотника, стремящегося к наживе, он наделен естественными, присущими простому человеку качествами. Ему не понятно зачем отец шёл по пути капитализма. Он не желает наследовать его имущество. Упрямые, неприятные нравы капиталистического строя отрицательно действуют на Фому они угнетают его свободомыслие и он с присущим напором начинает борьбу против этого мира. На одном празднике Фома прямо высказывает все недовольство в лицо ненавистным купцам. По его мнению они не новую жизнь построили, а выгребную яму выкопали. Кругом грязь развели. Сетует на то, что бога они забыли и деньгами его заменили. А совесть выгнали за ненадобностью.

Но бунтарское выступление Фомы не производит впечатления на своих адресатов, и Гордеева признают сумасшедшим.

Выступление Фомы обличило отвратительность буржуазного класса и показало его неизлечимую болезнь.

Давая своей повести название "Фома Гордеев" Горький выделяет именно этого героя, как свободолюбивую, ни от кого не зависящую личность. Этого героя давит теснота круга собственников и он должен найти в себе силы проломиться через неё.

Анализ 2

В конце 90-х-начале 1900-х годов борьба Горького за реализм против декадентства приобретает большое общественное значение. Недаром литературная борьба вокруг писателя принимает острые формы. В повести показана жизнь купечества в Поволжье в момент его расцвета, изображенная с точки зрения растущего русского пролетариата. Недаром нижегородский миллионер Бугров неприязненно отзывался о Горьком, считая, что такой автор заслуживает каторги.

В произведении отображена борьба, которая идет внутри класса, и Фома становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных его классом. Мы видим, как здесь нарисована целая галерея типов купцов, которые считают, если в этой жизни не пробьешься при помощи злых намерений. В повести они изображаются особенно убедительно и выразительно. И этому миру дельцов противопоставлен нравственно здоровый человек. Его трагическая судьба разоблачает основные законы капиталистического общества. Главный герой не борец и не революционер, но он бунтарь, мучительно ищущий иного смысла жизни, не хочет отказаться от своих запросов, не поддается влиянию окружающей его среды и упорно стремится найти какой-то выход.

Горький отразил различные типы купечества. Так, например, Яков Маякин, идеолог купечества, сумевший обобщить опыт своего класса. Он показан жадным, жестоким и хищным буржуа. Типичен и Африкан Смолин, либеральный молодой купец европейской выучки. И вот среди них особое отличие имеет Гордеев, которому неудобно находиться в этом купеческом мире. Он настойчиво отделяется от них. Собственнический уклад наложил на Фому свою печать. Он с ранних лет понял жизнь малоимущих людей.

В конце повести Фома подвергается унижению, и в конце концов он повержен. Маякинское окружение одерживает победу над бунтующим человеком, слабым и запутавшимся. Произведение с неопровержимой убедительностью показывает неизбежность распада класса, грядущую судьбу капитализма. Писатель отражает, какие великие потенциальные силы дремлют в русском народе, какие имеются богатые возможности. Но при капиталистической системе эти силы проявляются не там и не так, как это нужно народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фома Гордеев

Популярные сегодня темы

Абсолютно все мы дарим подарки. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Мы дарим их по поводу или просто так, спонтанно или запланировано, по принятым традициям или для выражения любви.

Наверняка, каждый из нас хоть раз в жизни посещал театр и с замиранием сердца наблюдал за игрой актеров, оживляющих те события, с которыми раньше можно было ознакомиться лишь посредством чтения

Среди всех кукол театра сеньора Карабаса Барабаса наиболее примечательной является Мальвина – миловидная девочка с голубыми волосами и длинными ресницами

В музыке есть понимание гармоничного строя, согласно которому настраиваются музыкальные инструменты. Если, к примеру, пианино хорошо настроено, то оно великолепно звучит и позволяет музыканту извлекать разнообразные гармоничные мелодии

Абсолютно все люди на планете разные. Каждый, человек индивидуален, со своими привычками, характером. Со своими целями на жизнь, стремлениями и мыслями. Естественно люди не могут существовать в полном одиночестве

В реалистическом творчестве Горького одним из повторяющихся мотивов является мотив разрыва представителя буржуазии со сво­ей средой, “выламывание” из нее.

Фома Гордеев – сын купца, один из богатейших людей на Вол­ге взбунтовался против морали буржуазного общества, против его бесчеловечных законов. Горький прослеживает историю формиро­вания характера и взглядов Фомы. И отец – хищный, умный Иг­нат Гордеев, и Яков Маякин видели в младшем Гордееве наслед­ника и продолжателя дела.

Они внушали Фоме свою философию жизни: будь

ближе к тем, от кого может быть польза; только день­ги дают власть – они сила и ум людской, за чужое не следует “бороться”, “нужно, чтоб человек за себя встать умел… за свое кров­ное”; “кто хочет от жизни толку добиться – тот греха не боится”; “или всех грызи, иль лежи в грязи”. Наблюдения над жизнью по­степенно развенчивают человечность такой морали. Сначала Фома начинает сомневаться в справедливости отца. Потом видит, что все люди его круга были одинаково “алчными до денег, всегда готовыми надуть друг друга”.

Фоме становится тяжело жить рядом с ними. Он чувствует сначала

скуку и апатию, потом приступы злой тоски, душевную боль. Ни в деле отца, ни в любви Фома не находит счастья.

Он хочет жить свободно, а свободу представляет как освобождение “из пут своего богатства”. Первый шаг к этому он делает, объясняясь с Яковом Маякиным.

Чувство недовольства, протеста выталкивает Фому Гордеева из купеческого мира. Он ищет смысл жизни и свое место в ней. Но среди рабочих-наборщиков, среди грузчиков Фома чувствует себя чужим и ненужным.

Он видит тяжелый труд одних и сытость дру­гих, сомневается в законности жизни тех, “которые командуют”. Фома бросает резкую обвинительную речь купцам: “Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете!” Фома одинок в своей же среде и бунт его оказывается подавленным.

Метафорой его духовных поисков является эпизод из детст­ва, когда он днем вспугнул сову, и та, ослепленная дневным светом, беспомощно металась по оврагу. “Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни… Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, – только перья летят от него, а все толку нет”. Фома похож на эту сову. Он ищет смысл и цель жизни, но не имеет положительного идеала.

Он не представляет, чего же он хочет. Он протестует против буржуазной морали, но протест его стихиен, эмоционален. Фома Гордеев – это “блудный сын” бур­жуазии, трагедия которого состоит в отсутствии конкретной цели.

Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу­азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

Купцы как отрицательные, меркантильные герои выступают тут наоборот создателями чего-то полезного для общества, например формируют торговую связь, координируют перевозки по Волге, ведут строительство фабрик и оказывают некоторую помощь нуждающимся, а Фома Гордеев — герой первого плана несёт в себе разрушение всего и дела созданного отцом и своей личной жизни.

Отец Фомы Игнат является крупным владельцем собственного дела. Но начинал он с малого, как обычный работяга. Только к сорока годам достиг успеха. Личность его сильная и одновременно противоречивая. Его образ представляет собой совокупность несовместимого. Он мог быть предельно жадным и тут же большим мотом. Мог не придавать никакого значения крушению собственных барж философски размышляя, что Волга дала, может и отнять.

В какой-то степени Фоме передалось азартное чувство отца. Являясь частью буржуазного класса он не желает превращаться в хищного охотника, стремящегося к наживе, он наделен естественными, присущими простому человеку качествами. Ему не понятно зачем отец шёл по пути капитализма. Он не желает наследовать его имущество. Упрямые, неприятные нравы капиталистического строя отрицательно действуют на Фому они угнетают его свободомыслие и он с присущим напором начинает борьбу против этого мира. На одном празднике Фома прямо высказывает все недовольство в лицо ненавистным купцам. По его мнению они не новую жизнь построили, а выгребную яму выкопали. Кругом грязь развели. Сетует на то, что бога они забыли и деньгами его заменили. А совесть выгнали за ненадобностью.

Но бунтарское выступление Фомы не производит впечатления на своих адресатов, и Гордеева признают сумасшедшим.

Выступление Фомы обличило отвратительность буржуазного класса и показало его неизлечимую болезнь.

Анализ 2

В конце 90-х-начале 1900-х годов борьба Горького за реализм против декадентства приобретает большое общественное значение. Недаром литературная борьба вокруг писателя принимает острые формы. В повести показана жизнь купечества в Поволжье в момент его расцвета, изображенная с точки зрения растущего русского пролетариата. Недаром нижегородский миллионер Бугров неприязненно отзывался о Горьком, считая, что такой автор заслуживает каторги.

В произведении отображена борьба, которая идет внутри класса, и Фома становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных его классом. Мы видим, как здесь нарисована целая галерея типов купцов, которые считают, если в этой жизни не пробьешься при помощи злых намерений. В повести они изображаются особенно убедительно и выразительно. И этому миру дельцов противопоставлен нравственно здоровый человек. Его трагическая судьба разоблачает основные законы капиталистического общества. Главный герой не борец и не революционер, но он бунтарь, мучительно ищущий иного смысла жизни, не хочет отказаться от своих запросов, не поддается влиянию окружающей его среды и упорно стремится найти какой-то выход.

Горький отразил различные типы купечества. Так, например, Яков Маякин, идеолог купечества, сумевший обобщить опыт своего класса. Он показан жадным, жестоким и хищным буржуа. Типичен и Африкан Смолин, либеральный молодой купец европейской выучки. И вот среди них особое отличие имеет Гордеев, которому неудобно находиться в этом купеческом мире. Он настойчиво отделяется от них. Собственнический уклад наложил на Фому свою печать. Он с ранних лет понял жизнь малоимущих людей.

В конце повести Фома подвергается унижению, и в конце концов он повержен. Маякинское окружение одерживает победу над бунтующим человеком, слабым и запутавшимся. Произведение с неопровержимой убедительностью показывает неизбежность распада класса, грядущую судьбу капитализма. Писатель отражает, какие великие потенциальные силы дремлют в русском народе, какие имеются богатые возможности. Но при капиталистической системе эти силы проявляются не там и не так, как это нужно народу.

Другие сочинения по этому произведению

Возможно, мысль о необходимости создать крупное произведение о русском купечестве возникла у Горького в 1896 г., когда он находился на нижегородской Всероссийской промышленной выставке в качестве журналиста. В его публицистических заметках об этом событии встречаются наблюдения и размышления о судьбе русского купечества, которые потом нашли отражение в повести.

Ему приходится стать наследником огромного состояния, хотя он вовсе не стремился к этому. Богатство и жажда не приносят ни радости, ни спокойствия Фоме. Он ищет себе дело по силе, широкий простор для свободной и честной жизни. Обладая практически сверхчеловеческой энергией и силой, он не желает направлять эту мощь лишь для обогащения. Он стоит особняком от купечества, так как испытывает вину перед обществом. Он не приемлет бессердечность других купцов.

Горький исторически верно отразил процесс раскола буржу­азного общества, показав охранителей его морали и стихийного бунтаря.

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • фома гордеев анализ
  • фома гордеев анализ произведения
  • фома гордеев сочинение
  • фома гордеев история создания

Сохрани к себе на стену!

Читайте также: