Большое видится на расстоянии сочинение

Обновлено: 30.06.2024

История создания

Однако в данном произведении затронута не только любовная тема. Автор наполнил его едкими намеками на существующую политическую ситуацию, в которой он почувствовал неправоту и несправедливость. Он горячо обиделся на революцию, которая обманула его светлые ожидания. К ней он относился теперь так же, как к лживой женщине, от которой остаётся одна дорога – в кабак навстречу собственному разочарованию.

Жанр, направление, размер

Сергей Александрович Есенин был известным представителем имажинизма. Это литературное течение конца 1910 — 1920-х гг. Группа имажинистов была образована С. А. Есениным, В. Г. Шершеневичем и А. В. Мариенгофом в 1918 году. Идея этого течения заключается в подчиненности содержания художественной форме. Особенности такой поэзии — это метафорические образы, основанных на сопоставлении непохожих явлений, предметов и понятий. Однако к моменту сочинения стихотворения автор уже отделился от этой группы и был самобытен. Все же отдельные черты имажинизма остались.

Образы и символы

А мой удел — катиться дальше, вниз.

За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.

Образ женщины противоречив и написан неровным почерком взволнованного человека. Так, героиню можно понять, так как возлюбленный мучал ее. Но ведь и она не любила, не видела, что поэт находился на распутье, в тряске, где его разрывали чувства.

Также интересны символы, за которыми скрываются новые смыслы.

Темы и проблемы

Основная идея

Смысл стихотворения заключается в том, чтобы передать сокровенные мысли поэта о его состоянии после разлуки, которое перекликается с положением России после революции. Крестьянский поэт ассоциирует себя с землей, перепаханной бурями и вьюгами скандалов, которые на уровне России приобретают масштабы войн. Описывая любовные муки, он говорит больше о стране, чем о себе.

Средства выразительности

Автор: Маргарита Старкина

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2019 · Last modified 06.12.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 08.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 12.02.2022

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Письмо к женщине.
История создания: стихотворение написано в 1924 и является обращением к бывшей супруге поэта Зинаиде Райх

Тема стихотворения: любовь к женщине и к родной стране

Жанр: письмо-поэма в стихах

Стихотворный размер: вольный ямб

Смысл

Произведение делится на две части, противоположные по временным рамкам: ушедшие воспоминания и настоящие впечатления. Одновременно воспоминания перекликаются и с весьма насыщенным прошлым России: с революцией. Любопытна параллель: борьба Есенина со своим экзальтированным и вспыльчивым темпераментом сопоставляется с буйными событиями 1917 года. В данном контексте крайне важно отметить: любовь для поэта – война. Безжалостная и безрассудная, но абсолютно бесполезная: в конечном итоге оба проиграли.

В стихотворении закладывается и смысл сожаления о потерянном: он и вправду виноват перед бывшей супругой, будучи чрезмерно скандальной личностью. Есенин винит себя и никого иного. Таким образом, параллель прослеживается и здесь: доподлинно известно, что писатель – выходец из простой крестьянской семьи, один из тысячи крестьян, примкнувших в некотором числе к пролетариату и так яро вставших на защиту вождя революции в роковой день… Винит ли он каждого в свершении данного события? Возможно. И вполне вероятно, что поэт вкладывает эту коннотацию в строфы своего детища.

История создания

Кому посвящено

Споры о том, кому посвящено это стихотворение не утихают до сих пор, автор не сказал в открытую, кто героиня строк. Между тем с большой долей вероятности можно сказать, что стихотворение Есенин посвятил, так как она оставили в его сердце самый большой след за последние годы.

Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне.

Начинается стихотворение со сцены, где между влюблёнными происходит размолвка. Женщина взволнованно ходит по комнате и что-то резкое говорит, буквально, бросает в лицо герою. Она повторяет и повторяет, что ей надоела такая жизнь, что ей пора приниматься за дело, а герою одна дорога – катиться вниз. В этой сцене хорошо просматривается характер Айседоры Дункан, мало кто из других женщин мог так говорить с Сергеем.

18 октября 2012
Имя Сергея Есенина, несомненно известно всем любителям русской поэзии. Его лирика пропитана горячей любовью к родине, к русской природе. Но невозможно представить себе поэзию Есенина без любовной лирики.

Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах.

Эмоциональный и пылкий Есенин не мог спокойно и безмятежно наслаждаться счастьем рядом с любимой женщиной, такая жизнь была для Есенина недостижима. Но при расставании поэт смог сохранить любовь и уважение к бывшей возлюбленной.

В этом стихотворении сохраняется власть любви, добра и света. Есенин благословляет недавно любимую женщину на новую счастливую жизнь, даже без него.

Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин.

Кроме того в этом произведении он не обошел вниманием и политическую обстановку в России начала 20 века. Сравнивая свою родину в это непростое время больших перемен с кораблем во время сильной качки.

Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состояньи. Земля — корабль!

Но с горечью поэт констатирует, что перемены эти произошли в нем слишком поздно и у его бывшей возлюбленной уже сложилась новая жизнь, в которой для него нет места.

Я знаю: вы не та — Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен.

Средства выразительности

В завершении своего послания поэт просит прощения и с горечью признаёт, что не нужен, той к которой писал, желает счастья и подписывается простым знакомым:

«Вас помнящий всегда

Критика

На мой взгляд, произведение – ярчайшая и точнейшая карта, на которой представлены самые потаенные закрома поэта: его переживания, взгляды и темперамент, его семейные проблемы и духовные поражения. Оно общедоступно и ясно: не написано белой рифмой и не образует бесконечного числа аллегорий на тему революции. Стихотворение пронизано метафорами, которыми можно и нужно мыслить. Метафорами, идущими из лично-интимных воспоминаний и покаяний. Таким образом, С.А. Есенин мыслит народ как целое, а себя как его неотъемлемую часть, вертящуюся в круговерти событий.

Автор: Софья Ткаченко
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Переплетение двух линий

Жанр письма в поэзии

Чему посвящено произведение?

Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае — конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны.

Женщина, которой адресовано письмо

Переплетение двух линий

Две части в стихотворении

Построение стихотворения

Время перемен

Новое мирощущение лирического героя

Финал произведения

Эксперимент Есенина

Кому посвящено произведение, вы теперь знаете. Анализ его мы также провели. Надеемся, информация, представленная в этой статье, была вам полезна.

Тип героя

Система образов

Главный образ произведения — это образ женщины — художественной проекции бывшей супруги поэта Райх, ведь именно к ней обращается Есенин.

Однако стихотворение наполнено и другими образами, иначе это был бы не имажинизм. Перед нами предстает корабль, попавший в бурю. Это и сам Есенин, не знающий и не понимающий, куда ведет его рок, и стремительно меняющаяся страна, охваченная революцией.

Автор рисует и образ загнанной лошади, с которой сравнивает самого себя – вот такой он был, ничего не понимающий, спешащий любить и чувствовать.

Есенин проводит невероятные сравнения, описывая свою жизнь как корабельный трюм, куда он спустился, чтоб не видеть кошмара и грязи происходящего наверху.

Вообще, все стихотворение – это один большой развернутый образ того, что происходило с автором в последние несколько лет.

Жанр письма в поэзии

С другой стороны, поэт затрагивает не только любовную тему, но и социальную, говоря про новую власть и ее особенности.

Произведение многопластовое, непростое. Написано было в 1924 году, когда автор переживал тяжелый душевный кризис.

По форме напоминает покаяние, в котором поэт признает собственные ошибки и понимает, что вернуть уже ничего невозможно.


Лирический герой, настроение

Автор написал это произведение, во-первых, чтобы рассказать о своих чувствах и о новом восприятии жизни. О том, что было тогда и что стало теперь. Ощущается истинное раскаяние, попытка объяснить свое внутреннее состояние в ту разгульную пору и в настоящее время, когда страсти улеглись.

Во-вторых, Есенин старался осмыслить и те социальные перемены, которые случились в жизни страны. Ведь поменялась власть, поменялось общество вокруг. Родились новые идеалы и взгляды.

Все это отражается в ткани произведения, где на основе личной трагедии автор раскрывает и то, что произошло в родной стране.

Система образов

Главный образ произведения — это образ женщины — художественной проекции бывшей супруги поэта Райх, ведь именно к ней обращается Есенин.

Однако стихотворение наполнено и другими образами, иначе это был бы не имажинизм. Перед нами предстает корабль, попавший в бурю. Это и сам Есенин, не знающий и не понимающий, куда ведет его рок, и стремительно меняющаяся страна, охваченная революцией.

Автор рисует и образ загнанной лошади, с которой сравнивает самого себя – вот такой он был, ничего не понимающий, спешащий любить и чувствовать.

Есенин проводит невероятные сравнения, описывая свою жизнь как корабельный трюм, куда он спустился, чтоб не видеть кошмара и грязи происходящего наверху.

Вообще, все стихотворение – это один большой развернутый образ того, что происходило с автором в последние несколько лет.

Сюжет

Сюжет построен на рассказе о прошлом и анализе того, что происходит теперь.

Автор пытается объяснить любимой женщине, ушедшей от него, что он всегда пытался найти себя, не мог понять, что происходит вокруг – оттого и вел разгульный образ жизни, пропадая в кабаках.

Он сравнивает себя с кораблем, мечущимся в волнах бури. Но этот образ гораздо более глубок. Ведь и вся страна, подобно кораблю, переживала такой же мощный шторм.

Любимая женщина и Родина – две составляющие сюжета, тесно переплетенные друг с другом. И если с первой, не желавшей его понимать и принимать, лирический герой разорвал отношения, то со второй, такой же непредсказуемой и в чем-то неверной, он пытается примириться.

Темы и проблемы

Средства художественной выразительности

Автор использует множество средств художественной выразительности:

Также поэт использует прием антитезы, ярко противопоставляя первую часть стихотворения второй.

Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться,

Что вас измучила Моя шальная жизнь, Что вам пора за дело приниматься, А мой удел — Катиться дальше, вниз. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком. Не знали вы, Что я в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, что не пойму — Куда несет нас рок событий. Лицом к лицу Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье. Когда кипит морская гладь — Корабль в плачевном состояньи. Земля — корабль! Но кто-то вдруг За новой жизнью, новой славой В прямую гущу бурь и вьюг Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой Не падал, не блевал и не ругался? Их мало, с опытной душой, Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я, Под дикий шум, Но зрело знающий работу, Спустился в корабельный трюм, Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был — Русским кабаком. И я склонился над стаканом, Чтоб, не страдая ни о ком, Себя сгубить В угаре пьяном.

Любимая! Я мучил вас, У вас была тоска В глазах усталых: Что я пред вами напоказ Себя растрачивал в скандалах. Но вы не знали, Что в сплошном дыму, В развороченном бурей быте С того и мучаюсь, Что не пойму, Куда несет нас рок событий…

Теперь года прошли. Я в возрасте ином. И чувствую и мыслю по-иному. И говорю за праздничным вином: Хвала и слава рулевому! Сегодня я В ударе нежных чувств. Я вспомнил вашу грустную усталость. И вот теперь Я сообщить вам мчусь, Каков я был, И что со мною сталось!

Любимая! Сказать приятно мне: Я избежал паденья с кручи. Теперь в Советской стороне Я самый яростный попутчик. Я стал не тем, Кем был тогда. Не мучил бы я вас, Как это было раньше. За знамя вольности И светлого труда Готов идти хоть до Ла-Манша. Простите мне… Я знаю: вы не та — Живете вы С серьезным, умным мужем; Что не нужна вам наша маета, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, Как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий всегда Знакомый ваш Сергей Есенин.

В жизни Сергея Есенина было множество женщин, однако далеко не ко всем он испытывал теплые и нежные чувства. Среди них – Зинаида Райх, первая супруга поэта, которую он бросил ради своего нового увлечения. Примечательно, что Есенин расстался с этой женщиной в тот момент, когда она ожидала второго ребенка. Впоследствии поэт раскаивался в своем поступке и даже взял на себя обязательства финансово обеспечивать бывшую супругу и двух детей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: подготовить учащихся к написанию итогового сочинения;

развивать умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на произведения отечественной литературы;

формировать самосознание учащихся, развивать их речевую и читательскую культуру.

Урок по литературе в 11 Г классе

Елена Евгеньевна Жарова, учитель русского языка и литературы высшей категории МАОУ СОШ № 22 города Тамбова

На втором уроке – обучение сочинению на заданную тему

1. Выявить в тексте стихотворения элементы любовного послания, философской лирики, бытописательного жанра и батальной поэзии.

2. Проанализировать композицию произведения и определить её специфику (концентрическая).

3. Соотнести особенности жанровой организации произведения со спецификой его композиции.

Оборудование:

История создания стихотворения

Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов побывал на Кавказе шестилетним ребенком. Будучи взрослым, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, всегда не по своей воле – это было место его службы.

В середине июня 1840 года Лермонтов вновь появляется в крепости Грозной (ныне город Грозный), на сей раз за дуэль с Эрнестом де Барантом.

Концентрическая композиция








Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой – это нарушение правил, непредсказуемость, свобода. Но восточный фатализм предлагает и то и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передает свои представления о соотношении человеческого и небесного – представления, отражающие собственный боевой опыт.

Беседа по прочитанному

К какому жанру можно отнести это стихотворение: любовное послание, поэтический рассказ, письмо?

Происходит смешение жанров: в послание включаются батальные сцены. Первая и последняя части выдержаны в духе типичного любовного послания

Я к вам пишу случайно; право

Не знаю, как и для чего;

Во-первых, потому, что много,

И долго, долго вас любил. ;

Итак, поэт перенесен из привычного светского общества в иное, естественно-природное бытие. Теперь он ведет иную, походную жизнь.

Перерывы в военных действиях оставляют его наедине с природой, которая одновременно проста и прекрасна

Зато лежишь в густой траве,

И дремлешь под широкой тенью

Чинар иль виноградных лоз,

Кругом белеются палатки;

Казачьи тощие лошадки

Стоят рядком, повеся нос;

У медных пушек спит прислуга,

Едва дымятся фитили;

Штыки горят под солнцем юга.

Лирический герой находится внутри сражения и отделен от него несколькими днями. Таким образом, переживание о событии не остыло, и сейчас сражение снова встает перед глазами. Лирический герой мысленно погружен в бой.

Обратим внимание, как в произведении звучит антивоенный пафос Лемонтова.

В дальнейшем, после окончания битвы снова различимы отдельные люди и среди них лирический герой:

здесь можно увидеть солдата,

генерала, сидящего в тени на барабане,

Картина войны нужна Лермонтову для того, чтобы передать ее бессмысленность, неестественность и уродливость.

С какой целью поэт описывает природу в произведении?

Раз – это было под Гихами,

Мы проходили темный лес;

Огнем дыша, пылал над нами

Лазурно-яркий свод небес.

Над допотопными лесами

Мелькали маяки кругом;

И дым их то вился столпом,

То расстилался облаками;

И оживилися леса:

Скликались дико голоса.

Под их зелеными шатрами.

Наконец, романтическая стилистика торжествует в заключительном описании природы

Окрестный лес, как бы в тумане,

Синел в дыму пороховом.

А там вдали грядой нестройной,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

Лермонтова интересует не смысл данного эпизода и не смысл русско-чеченской войны, а враждебность человека природе, себе подобным и всему мирозданию. Он не может понять, в чем заключается смысл этой враждебности, этого всеобщего, нескончаемого в истории человечества бунта, какую цель преследует этот мятеж

И с грустью тайной и сердечной:

Я думал: жалкий человек.

Чего он хочет. небо ясно,

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Почему человек превращает прекрасную поэзию природы и жизни в безобразную прозу войны или разрушения?

Трагизм ситуации, по мысли Лермонтова, в том, что горские племена и русские солдаты вынуждены убивать друг друга, вместо того, чтобы жить в мире и братстве. В конце стихотворения возникают окрашенные в тона философской медитации размышления о бессмысленности "беспрестанной и напрасной" (91) вражды, о том, что война и кровопролитие враждебны лучшему в человеке и "вечно гордой и спокойной" жизни природы.

Каково отношение Лермонтова к чеченцам?

Предваряя описание жестокой схватки, поэт считает необходимым прямо заявить о своей любви к горцам:

Люблю я цвет их желтых лиц,
Подобный цвету ноговиц,
Их шапки, рукава худые,
Их темный и лукавый взор
И их гортанный разговор.

Нежелание Лермонтова видеть врагов в уже знакомом ему народе подтверждают слова: - "он был// кунак мой".

Лермонтов явно не хотел создавать для русского читателя из чеченца "образ врага". И скупо, но ясно давал понять, что видит будущее лишь в дружбе между русскими и чеченцами.

В основе взгляда Пушкина и Лермонтова на кавказскую драму лежала уверенность в неизбежности включения Кавказа в общероссийский мир. Это не фатализм, это понимание логики событий. И, не сомневаясь, что "силою вещей" Кавказ обречен стать частью империи, оба великих поэта старались вникнуть в сознание горца и объяснить особенности этого сознания русскому обществу, чтобы смягчить, гуманизиpовать тяжкий для обеих сторон, но неотвратимый процесс.

Любовь и будни противопоставляются бою, потому что в них есть регламент, порядок, предсказуемость; в сражении же нет схемы, инициатива принадлежит человеку, вышедшему один на один со своей судьбой и Богом. Бой – это нарушение правил, непредсказуемость, свобода. Но восточный фатализм предлагает и то и другое принять как должное, потому что, по сравнению с вечностью, все деяния человека сиюминутны, преходящи. Композицией стихотворения Лермонтов передает свои представления о соотношении человеческого и небесного – представления, отражающие собственный боевой опыт.

Цели: подготовить учащихся к написанию итогового сочинения;

развивать умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на произведения отечественной литературы;

формировать самосознание учащихся, развивать их речевую и читательскую культуру.

Оборудование:

памятка для ученика

Вспоминаем композицию будущего сочинения

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем вступления и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

- использование индукции: от конкретного к обобщению;

- использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем вступления и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения)

- изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

- указание на изменчивость проблемы

Определяем тактику работы над сочинением

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250 (!), рекомендованное количество - 350 слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего отвечаю на следующие вопросы:

Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис? (Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений?

(Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность частей?

Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны ли эти переходы?

Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

(Это критерий 3)

Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

Что пишем во вступлении?

Возможны два варианта вступления:

аналитическое




биографическое

Рассмотрим предложенные варианты.

Ключ к раскрытию темы дают сведения из биографии М. Лермонтова, факты его жизни, характеристика его окружения

Суть аналитического вступления сводится к анализу центрального понятия темы сочинения. Уместно начать сочинение с характеристики понятия пафос, описания признаков антивоенного пафоса. Это сразу поставит сочинение на правильный путь, выведет на доказательства, что стихотворение Лермонтова обладает этими признаками.

Вопросы для вступительной части сочинения

Какое впечатление произвела поездка Лермонтова на Кавказ в детские годы?

За что был разжалован Лермонтов и выслан на Кавказ?

Каков был формальный и фактический повод для второй ссылки поэта?

Что такое пафос художественного произведения?

Признаки антивоенного пафоса

Возможный вариант биографического вступления

Возможный вариант аналитического вступления

Кавказ живет с Лермонтовым в душе, как с Кавказом в душе живут произведения великого поэта.

Впервые он побывал на Кавказе еще ребенком. Грандиозная красота кавказской природа навсегда пленила Лермонтова. Он возвращался сюда, но не всегда встречи с Кавказом происходили по его воле. Был период, когда полюбившийся край стал местом ссылки поэта.

С идеей художественного произведения тесно связан пафос – вдохновение, переживание, вызванное идеей или событием. В пафосе мысль и чувство составляют единое целое. Это ведущий эмоциональный тон произведения, главный мотив, стремление передать читателю не только правду, но и сочувствие, сострадание, воодушевление.

Антивоенный пафос – это осознание утраты важных жизненных ценностей – человеческой жизни, национальной или личной свободы, возможности счастья.

Пишем основную часть

1. Историческая основа стихотворения

2.Отношение Лермонтова к своему воинскому долгу

3.Какой след оставило сражение в памяти Лермонтова?

4. Отношение Лермонтова к войне

5.Сострадание к бессмысленно гибнущим жертвам, расположение к горцам

6. Что ценит Лермонтов в горцах?

7.Противопоставление картины страшной битвы и величественной природы

8. Идея стихотворения

В заключении должны присутствовать сжато сформулированные выводы. Можно завершить сочинение теоретическим заключением, ещё раз, на новом уровне, вернувшись к заглавному понятию.

Можно связать выводы сочинения с современностью.

Возможный вариант заключения

Зачем? Снова и снова задаем себе этот вопрос. Что движет людьми, разжигающими вражду и ненависть? Непомерные амбиции, корысть, честолюбие, жажда власти? Кто разжигает пожар войны? Ответы на эти вопросы мы ищем и сегодня, когда идет война на Украине, когда есть политики, мечтающие о переделе мира, когда идут информационная и религиозная войны.

Памятка для ученика

Шаг I. Выбор темы.

1. Задать себе вопросы:

Что от меня требуют предложенные темы? (обратить внимание на ключевые слова всех тем)

На каком материале можно раскрыть данные темы?

Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве аргументов?

2. Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

Шаг 2. Стратегия дальнейшей работы.

Тема выбрана! Что делать дальше?

1. Возвращаюсь к поставленным вопросам, остановившись на выбранной теме.

2. Нахожу ответы на ТРИ составных вопроса:

1.Обдумываю собственное мнение. Составляю опорный план.

1.Определяю основную мысль сочинения.

1.Пишу вступление, включив в него тезис (оформляю собственное мнение)

2.Вспоминаю произведения, в которых раскрывается данная тема. Обдумываю аргументацию.

2. Проверяю, прослеживается ли цель высказывания, т.е. коммуникативный замысел сочинения

2.Доказываю его, подобрав произведения для аргументации

3.Обдумываю композицию и форму сочинения

3. Пишу заключение

3. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть

Высказывание своего взгляда на проблему;

Вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

Обоснование причин обращения к этой теме;

Эмоционально ввод в тему сочинения;

Использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

Проведение анализа какого-либо понятия, входящего в формулировку темы;

Проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

Оформление вступления в виде вопросов

4. Обдумать заключение. Это может быть так:

Обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6-7 предложений.

Слово учителя: Плюс такого заключения в том, что обобщение позволяет систематизировать работу, помогает довести до ясного понимания главные пункты и быть уверенным, что для читателя не осталось неясностей.

Слово учителя: Поставив во введении некоторый тезис, на протяжении основной части вы пытаетесь раскрыть его, а в своём заключении возвращаетесь к началу, которое должно прозвучать несколько иначе.

Обращение к читателю. Если вступление было оформлено в форме приглашения к разговору, то закончить сочинение можно таким же обращением. Смысл обращения к собеседнику может быть различным: можно призвать его к какому-то поступку или задать риторический вопрос, на который каждый из нас должен ответить самостоятельно.

Читайте также: