Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Многим кажется, что в наше время не нужно изучать русский язык, читать книги, писать грамотно. Общаясь между собой, люди используют огромное число иностранных слов, жаргонизмов, каких-то оборванных, изуродованных, иногда нецензурных выражений.

При переписке в социальных сетях молодежь не считает нужным пользоваться знаками препинания, часто использует эти знаки в самых неожиданных местах предложения.

Недооценивать русский язык никак нельзя, так как он по-прежнему является языком поэтов и прозаиков, средством передачи последующим поколениям огромнейшего культурного наследия народа.

Богатство языка — это предмет восхищения практически всех образованных людей, русских и иностранцев. Ведь такой гибкости, разнообразия словесных форм и их значений, тончайших оттенков смысла, метких и точных выражений нет ни в одном языке мира!

Русский язык настолько богат и разнообразен, что даже его носителю за всю жизнь не освоить даже половины его словарного запаса.

богатство русского языка

Вариант 2

Русский язык – огромная золотая шкатулка, в которой хранится несчитанное количество драгоценных, уникальных и неповторимых слов. Его богатство – неоспоримо и сомнениям не подвергается.

Любовь к своему народу, к родной земле невозможна без постоянного, неисчерпаемого восхищения родным языком. Каждый из нас прочно стоит на этом мощном подножье до тех пор, пока не обесценит его значимость в своих же мыслях и высказываниях. Омрачать русский язык густыми серыми тучами нецензурной брани – это проявлять неуважение к его выразительному, бесценному наполнению и чистому духовному содержанию. Но это субъективный выбор каждого, немало встречаем людей, которые упрямо готовы добавить острых специй в русское слово.

Русский язык подобен жемчужному ожерелью, так как нежности и шарма у него не отнять. Сколько колыбельных он помог сочинить, сколько замечательных сказок! Как много людей с его безвозмездной помощью смогли выразить теплые, сокровенные чувства, признавшись друг другу в любви. Щедрые литературные слова молниеносно накапливаются в творческих душах талантливых поэтов и гениальных писателей, они не бросают литературного пера, непрестанно одаривая благодарностью национальное достояние своего народа – родной язык.

Содержание русских книг усиливают: пение сладкоголосого соловья, миловидная утонченность березовой рощи, широкие колосистые поля, могучие леса. Литературные творцы, вдохновляясь несравненным великолепием русской природы, с большим рвением пополняют собственную созидательную библиотеку. Каждое доброе слово дает благовонный аромат, его впитывает душа русского народа.

Русский язык может стерпеть многое: горечь поражения, неудачи, разочарования. У него не занимать сил и выдержки, он копил ее веками, набираясь опыта. Надо бы помнить о том, что слово может исцелить, поднять упавшего с земли, но в то же время глубоко ранить, разбить и уничтожить. Необходимо следить за направлением своей речи, всячески стараться беречь красоту и целостность русского языка, в наших силах его обогащать. Мы способны правильно выражать свою точку зрения, не повредив хрупкий хрусталь наших душ.

Другие сочинения: ← Прилагательное — моя любимая часть речи↑ по русскому языкуЧему учат сказки? →

Секреты русского языка

Секрет богатства русского языка состоит не столько в огромном количестве слов, записанных в словаре. А, скорее, в том, что каждое имеет невероятное число форм, которые можно образовать при помощи всевозможных суффиксов, приставок и окончаний.

Богатство языка – это просто море синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Лексика его имеет в своем арсенале слова для обозначения самых разнообразных действий, чувств и их оттенков.

Фонетика также весьма многогранна: звуки подразделяются на звонкие, глухие, сонорные, гласные, согласные. Есть буквы, не обозначающие никакого звука: мягкий и твердый знаки; буквы, обозначающие несколько звуков сразу: е, ю, я.

Помимо всего прочего, богатство языка – это многозначность, смысловая насыщенность слова, эмоциональная окраска и образность выражений.

Рассуждение

В русском языке больше всего букв по сравнению с другими языками. Может быть, поэтому он такой напевный и мелодичный. Этим языком писали свои шедевры Пушкин и Некрасов, Маяковский и Блок, Тургенев и Толстой, и многие другие писатели и поэты. В русском языке одним словом можно выразить множество эмоций. Все зависит от подтекста, с которым оно сказано.

Русский язык тяжело изучать иностранцам. Они не могут понять как это курицу или собаку можно назвать свиньей. Многие слова произносятся по-разному в зависимости от географического проживания людей. Москвичи акают, люди, живущие на вдоль реки Волги, окают.

В каждой местности употребляют свои словечки, которые больше нигде не встречаются. Молодежь употребляет только ей понятные сленговые слова и выражения. Представители какой-либо профессии общаются на специфическом, только им понятном языке.

Ведь если только задуматься, в русском языке так много слов, что можно написать целую книгу, используя лишь слова, которые начинаются на одну букву. Причем, эта книга будет нести какой-то определенный смысл, а не представлять набор слов.

Какие первые слова слышит новорожденный ребенок

Синонимы – спасение от однообразия

Употребление синонимов (близких по смыслу слов) делает человеческую речь намного богаче, красочнее, живее, помогая точнее выразить мысль, избежав при этом ненужных повторений.

Синонимы – это слова, имеющие схожее лексическое значение, при помощи которых можно передать мельчайшие подробности и оттенки, положительное или отрицательное отношение к описываемому предмету и сделать беседу интереснее.

За эту фантастическую образность и неистощимые возможности русский язык называют величайшим сокровищем нашей национальной культуры.

богатство языка это

Популярные сочинения

  • Сочинение по пьесе Островского Гроза
    Пьеса А. Н. Островского Гроза показывает быт людей в эпоху раннего капитализма. Главная тема и идея произведения — это конфликт между двумя поколениями. Семья госпожи Кабановой типичная для того времени.
  • Сочинение на тему Спорт
    Спорт, и особенно командные игры, являются важной частью нашей жизни, будь мы зрителями или активными участниками. Для многих футбол является неисчерпаемым предметом разговоров
  • Сочинение Существительное — моя любимая часть речи
    Существительное – это самая важная часть русского языка. Именно благодаря ей люди могут полноценно общаться и использовать письменность. Но люди не совсем понимают всю важность этой части речи.

Пословицы и поговорки

А еще богатство языка – это наши меткие и точные пословицы, поговорки, то есть фразеология. С каким тонким юмором, иронией они созданы нашим великим народом!

Пословица представляет собой краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Поговорки – один из самых любопытных жанров фольклора, который тщательно изучается литературоведами, но при этом все равно остается неразгаданным до конца.

Эти народные изречения отражают образное мышление, наблюдательность русского человека, его острый ум, виртуозное владение языком, словом. Пословицы и поговорки придуманы на все случаи жизни, они бывают веселыми и грустными, но всегда меткими и точными, без лишних слов и оборотов.

Таким образом, богатый, разнообразный, оригинальный и самобытный русский язык позволяет каждому человеку сделать свою речь яркой, красивой, насыщенной оригинальными сравнениями и образами, стоит лишь захотеть и немного потрудиться: почитать классиков, запомнить и применить в своей речи новые слова.




Сочинение №3 Русский язык необыкновенно (необычайно) богат сочинение-рассуждение

Что может быть дороже, ценнее и ранимее, чем наш родной язык; язык на котором мы говорим? Наш русский язык. На Свете великое множество стран, народов, языков, людей. Но я говорю на русском языке, на нем же пишу, думаю, так как я русский человек. Русский язык по праву считается одним из самых красивых, мелодичных, утончённых и музыкальных языков в мире. Не зря такие великие писатели, поэты, музыканты, как Пушкин, Блок,Чайковский, писали свои произведения на русском языке. А какие прекрасные стихи подарили нам великие поэтессы: Ахматова, Цветаева,Тэффи и многие другие.

Вы только вспомните сколько великих писателей писали на русском языке: Лермонтов, Булгаков, Бунин, Солженицын, Пелевин, Куприн, Пастернак. А как же Ломоносов с его великой теорией трёх штилей? Эта теория положила начала разделению нашего языка по рангам; разделила его на низкий, средний и высокий стиль. Язык стал ещё более разнообразным и уникальным от этого. Благодаря своей многогранности русский язык всегда остаётся уникальным,делает речь человека выразительной и красноречивой.

Русский язык- это наш дар, подарок, и творение Всевышнего. Русский язык такой разный, на нем может говорить и интеллигент и обычный мужик из народа, и от этого язык не станет бледнее, а наоборот он засверкает всеми ипостасями своего величия. Для меня самый красивым языком на свете является русский язык.

И как после этого мы можем не гордиться нашим родным языком? Мы должны им гордится. Это наша прямая обязанность и честь. Я горжусь тем,что я говорю и пишу именно на русском языке. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен ценить и любить свой родной язык; не загрязнять его иностранными словами, некрасивыми оборотами и диалектами; неправильной фонетикой. Следить за своей речью, относиться к языку с уважением и заботой. Говорить чётко, ярко, утончённо, как позволяет нам делать русский язык. Любите свой язык- он великий наш русский язык. Задача нас, людей говорящих на русском языке-сохранить и преумножить красоту русского языка для будущих поколений. Это наша цель на многие года и столетия вперёд.

Русский язык богат и живописен. Он могучий и живописный.

Другие сочинения: ← Русская литература в отечественном кинематографе↑ ДругиеЧем проще слово,тем более оно точно →

Тайны речи

Язык русского народа отличается величием, и секрет заключается не только в большом количестве различных слов, отображенных в словарном эквиваленте, к нему следует относиться уважительно. Поразительным является огромное число их форм, которые без труда появляются, стоит только применить на практике окончания, приставки, суффиксы.

Чем богат русский язык

Красота и богатство родной речи представлены омонимами, антонимами, синонимами, паронимами, которых просто не счесть. В лексическом значении присутствуют слова, воспользовавшись которыми, можно максимально точно передать свои чувства с разными оттенками, определенные действия.

Не менее уникальной и многогранной является фонетика, представленная согласными и гласными, сонорными и глухими, звонкими звуками. Удивительно, но существуют буквы, от которых не создаются какие-либо звуки, это твердый и мягкий знаки. Их противоположностью являются буквы одновременно с несколькими звучаниями, это я, ю, е.

Уникальность родной речи состоит в ее смысловой насыщенности и многозначности, а образность выражений открывает возможности для фантазии, так почему бы всеми этими привилегиями не воспользоваться на практике.

Использование пословиц

Благодаря точным и метким поговоркам или фразеологизмам родная речь преображается до неузнаваемости. Их на протяжении многих веков с иронией и юмором создавал народ. Пословицы необыкновенны, они являются устойчивыми и организованными образными изречениями, отличающимися ритмичностью. Их смело можно отнести к одному из любимых направлений фольклорного жанра. Над ним неустанно трудятся литературоведы, стремящиеся разгадать происхождение тех или иных крылатых выражений.

Богатство русского языка

Народными изречениями выражается наблюдательность, выразительность и образное мышление человека, который в общении проявляет мастерское владение речью и умом. Поговорки настолько разнообразны, что могут быть уместны в любой жизненной ситуации. Известны грустные и веселые их разновидности. Но всегда пословицы остаются точными и меткими, отсутствуют лишние обороты.

О могучем русском языке можно сказать, что он самобытный и оригинальный, интонационный. Он помогает каждому человеку ярко и красиво выражаться, поддерживать беседу и без боязни пользоваться образами, сравнениями.

Для получения больших навыков рекомендуется постоянно читать литературу, произведения мировых классиков. Это способствует расширению кругозора, обогащению речи новыми высказываниями.


Задание 9 № 8161

(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора. (2)Все её страницы были разрисованы красками, прилежно, тщательно и трудолюбиво. (3)Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

(4)И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе. (5)От прикосновения волшебных кисточек оживал мёртвый богатырь сказки, как бы спрыснутый живой водой. (6)Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке. (7)Иван Царевич на Сером Волке скакал по еловому лесу. (8)Ёлки были меньше Серого Волка. (9)Иван Царевич сидел верхом на Волке так, как эвенки ездят на оленях, почти касаясь пятками мха. (10)Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

(11)И чем сильнее я вспоминал своё детство, тем яснее понимал, что детство моё не повторится, что я не встречу и тени его в чужой ребяческой тетради.

(12)Это была грозная тетрадь – она поразила меня.

(13)Северный город был деревянным, заборы и стены домов красились светлой охрой, и кисточка юного художника честно повторила этот жёлтый цвет везде, где мальчик хотел говорить об уличных зданиях, об изделии рук человеческих.

(14)В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки. (16)Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

(17)Около забора стояли люди. (18)Они не были ни крестьянами, ни рабочими, ни охотниками – это были конвойные и часовые с винтовками. (19)Дождевые будки-грибы, около которых юный художник разместил конвойных и часовых, стояли у подножья огромных караульных вышек, и на вышках ходили солдаты, блестели винтовочные стволы.

(20)Тетрадка была невелика, но мальчик успел нарисовать в ней все времена года своего родного города.

(21)Яркая земля, однотонно-зелёная, и синее-синее небо, свежее, чистое и ясное. (22)Закаты и восходы были добротно алыми, и это, конечно, не было детским неуменьем найти полутона, цветовые переходы, раскрыть секреты светотени.

(23)Сочетания красок в школьной тетради были правдивым изображением неба Дальнего Севера, краски которого необычайно чисты и ясны и не имеют полутонов.

(24)И в зимних рисунках ребёнок не отошёл от истины. (25)Зелень исчезла. (26)Деревья были чёрными и голыми. (27)Это были лиственницы, а не сосны и ёлки моего детства.

(28)Шла северная охота; зубастая немецкая овчарка натягивала поводок, который держал в руке Иван Царевич. (29)Он был в шапке-ушанке военного образца, в белом овчинном полушубке, в валенках и в глубоких рукавицах – крагах, как их называют на Дальнем Севере. (30)За плечами Ивана Царевича висел автомат. (31)Голые треугольные деревья были затыканы в снег.

(32)Ребёнок ничего не увидел, ничего не запомнил, кроме жёлтых домов, колючей проволоки, вышек, овчарок, конвоиров с автоматами и синего-синего неба. (33)Эта тетрадь для рисования отражала суровый внутренний мир юного художника.

* * Шаламов Варлам Тихонович (1907–1982) – русский советский писатель, прозаик, поэт.


Задания Д6 № 8028

Мне кажется, что к заданиям типа 6 можно подобрать множество стилистически нейтральных синонимов. Нужно внести больше вариантов в ответ на задание.

Спасибо за внимание!

Присылайте! У нас 90 вариантов. Давайте к каждому по три-четыре слова. С удовольствием рассмотрим Ваши примеры!

Здравствуйте!В задании 6 деепричастие "примостясь" - от глагола "примоститься". Глагол "примоститься"имеет несколько синонимов, среди которых глагол "устроиться" (словарь синонимов Александровой). Следовательно, деепричастие "устроившись" является синонимом деепричастия "примостясь".

1. От того, как человек говорит, зависит восприятие его окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Одним из средств привлекательности собеседника является выразительность его речи, которая невозможна без владения многообразием языковых средств.

В предложениях 14—15 (В тетрадке было много, очень много заборов. (15)Люди и дома почти на каждом рисунке были огорожены жёлтыми ровными заборами, обвитыми чёрными линиями колючей проволоки.) удручает картина какой-то тюремной действительности. Может, художник сам рос за колючей проволокой и светлые впечатления в его жизни были редки, потому и отразились так в его рисунках?

Страшно в жизни встретиться с человеком, детскими воспоминаниями которого была колючая проволока и жёлтый забор. Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому.

Страшно в жизни встретиться с человеком, детскими воспоминаниями которого была колючая проволока и жёлтый забор. Может, художник, герой текста Варлама Шаламова, сам рос за колючей проволокой и светлые впечатления в его жизни были редки, потому и отразились так в его рисунках? Так или иначе, но человека с такими детскими воспоминаниями, вряд ли можно считать человеком с богатым внутренним миром.

В нашем классе есть девочка. Она хорошо учится, всегда выполняет домашние задания, но делает это всегда ровно настолько, насколько достаточно будет для получения нужной ей оценки. Она не вникает в суть проблемы, никогда не старается узнать больше, чем ей задано, вся её жизнь словно сведена к единственной цели — получить заветную пятёрку. Поговорить с ней не о чем, она ничем не интересуется, ни к кому не проявляет ни интереса, ни сопереживания. Круг её интересов ограничивается мелкой собственной выгодой, чтобы поддержать о себе благоприятное, как ей кажется, мнение окружающих. У такого человека в душе — ничего. Он, можно сказать, пустой. Говорить о его внутреннем мире долго не приходится — нечего.

Именно благодаря внутреннему миру мы все разные. Но сделать свой внутренний мир богаче, интереснее под силу каждому из нас, нужно только стремиться к этому.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Предлагаем цитаты о лексике и фразеологии, а также 12 сочинений на лингвистическую тему по ним.

Анализ высказываний о русском языке

(по материалам ОБЗ ФИПИ)

ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Заключённый в слове смысл является отражением в сознании человека предметов и явлений окружающего мира. Понятие как отображение действительности в слове всегда одно, а значений может быть несколько (многозначность слова). Также к значению может добавляться субъективная оценка (книга-книжонка) или экспрессивно-эмоциональная окраска (сын-сынишка).

При­ве­ден­ные при­ме­ры поз­во­ли­ли нам до­ка­зать право­ту утвер­жде­ния Л.А. Но­ви­ко­ва.

Задание 9.1.

Таким об­ра­зом, пред­ло­жен­ное для ана­ли­за вы­ска­зы­ва­ние фи­ло­ло­га А. А. Куз­не­цо­ва спра­вед­ли­во.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Словами в языке обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, описываются действия, выражаются эмоции. Но вне языкового окружения слово в своём значении определимо приблизительно. Именно контекст даёт возможность точно установить значение отдельно входящего в него слова или выражения.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Язык заключает в себе возможности художественного, эстетически осмысленного и направленного употребления. В художественном произведении удачно и точно подобранные слова, связанные грамматически, под пером писателя-мастера позволяют ему образно передать разнообразные оттенки мыслей и чувств.

Таким об­ра­зом, одно и то же слово в со­ста­ве раз­ных ре­че­вых ком­по­нен­тов об­ла­да­ет раз­ным зна­че­ни­ем. При­ве­ден­ные при­ме­ры поз­во­ли­ли нам до­ка­зать право­ту утвер­жде­ния И. Н. Го­ре­ло­ва.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Слова могут иметь экспрессивную окраску, если в них выражается отношение говорящего к предмету речи. Палитра эмоционально-оценочных оттенков разнообразна: презрение, пренебрежение, неодобрение, ирония; слова могут содержать шутливую или ласкательную оценку.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры можно по праву счи­тать ар­гу­мен­та­ми в под­держ­ку мне­ния И. Г. Ми­ло­слав­ско­го о том, что суф­фик­сы могут пе­ре­дать все от­тен­ки чувств и ощу­ще­ний.

Задание 9.1.

Комментарий к цитате. Лексическая сочетаемость слов – это способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи. Слова с прямым значением сочетаются с другими словами предметно-логической связью (например, шея может быть короткой, но не может быть мелкой). Слова, имеющие фразеологически связанные значения, употребляются в речи лишь с определёнными словами в определённых оборотах (найти в тексте фразеологический оборот).

Рус­ский язык – один из бо­га­тей­ших язы­ков мира и по со­ста­ву языка, и по спо­со­бам его ре­че­вой ор­га­ни­за­ции.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры поз­во­ля­ют утвер­ждать, что права была И. Б. Голуб, утвер­ждая, что мало знать лек­си­че­ское зна­че­ние слов, нужно уметь пра­виль­но ими поль­зо­вать­ся, со­че­тая друг с дру­гом.

Задание 9.1.

Про­ана­ли­зи­ро­вав текст, мы с уве­рен­но­стью можем утвер­ждать, что сила воз­дей­ствия ху­до­же­ствен­но­го тек­ста на чи­та­те­ля уси­ли­ва­ет­ся, когда автор умеет поль­зо­вать­ся сло­вом во всей его мно­го­гран­но­сти и мно­го­знач­но­сти.

Задание 9.1.

От того, как че­ло­век го­во­рит, за­ви­сит вос­при­я­тие его окру­жа­ю­щи­ми: какое впе­чат­ле­ние он про­из­ве­дет, как будут вос­при­ни­мать­ся его слова, до­бьет­ся ли он пре­сле­ду­е­мых целей. Одним из средств при­вле­ка­тель­но­сти со­бе­сед­ни­ка яв­ля­ет­ся вы­ра­зи­тель­ность его речи, ко­то­рая не­воз­мож­на без вла­де­ния мно­го­об­ра­зи­ем язы­ко­вых средств.

Задание 9.1.

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 5 и 6 кон­текст­ные си­но­ни­мы: домик – ло­го­во–ис­поль­зу­ют­ся для связи пред­ло­же­ний и по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, а зна­чит, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее и гра­мот­нее.

На про­тя­же­нии тек­ста потом­ство ро­со­ма­хи на­зы­ва­ет­ся раз­ны­ми сло­ва­ми: детёныши, ро­со­маш­ки, но­во­рождённые, ма­лы­ши – это всё слова-си­но­ни­мы. Они в раз­ных си­ту­а­ци­ях вы­ска­зы­ва­ния вы­пол­ня­ют раз­ные цели. На­при­мер, когда автор на­зы­ва­ет детёнышей ма­лы­ша­ми (пред­ло­же­ние 23), слово особо эмо­ци­о­наль­но окра­ше­но: они со­всем ма­лень­кие, без­за­щит­ные – разве можно до­пу­стить, чтобы на них бро­си­лись волки.

Таким об­ра­зом, на при­ме­рах из тек­ста В. Ча­п­ли­ной нам уда­лось под­твер­дить, что си­но­ни­мы де­ла­ют нашу речь ярче, вы­ра­зи­тель­нее.

Задание 9.1.

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста В. П. Аста­фье­ва.

В пред­ло­же­ни­ях под но­ме­ра­ми 14 и 15 кон­текст­ные си­но­ни­мы: гнез­до — хатка — ис­поль­зу­ют­ся для связи пред­ло­же­ний и по­мо­га­ют из­бе­жать не­оправ­дан­ных по­вто­ре­ний, а зна­чит, де­ла­ют нашу речь раз­но­об­раз­нее и гра­мот­нее.

На про­тя­же­нии тек­ста потом­ство ро­со­ма­хи на­зы­ва­ет­ся раз­ны­ми сло­ва­ми: бу­ду­щие дети, за­рож­да­ю­щи­е­ся птицы, глу­ха­ря­та – это всё слова-си­но­ни­мы. Они в раз­ных си­ту­а­ци­ях вы­ска­зы­ва­ния вы­пол­ня­ют раз­ные цели. На­при­мер, когда автор на­зы­ва­ет яйца ка­па­лу­хи за­рож­да­ю­щи­ми­ся пти­ца­ми (пред­ло­же­ние 32), он хочет по­ка­зать, что от­но­сит­ся к этим яйцам как уже к живым су­ще­ствам, ко­то­рые имеют право жить.

Таким об­ра­зом, на при­ме­рах из тек­ста В. Аста­фье­ва нам уда­лось под­твер­дить, что си­но­ни­мы де­ла­ют нашу речь ярче, вы­ра­зи­тель­нее.

Задание 9.1.

Под­твер­дим это при­ме­ра­ми из тек­ста Ев­ге­ния Пер­мя­ка.

Таким об­ра­зом, при­ве­ден­ные при­ме­ры можно по праву счи­тать ар­гу­мен­та­ми в под­держ­ку мне­ния Л. Вве­ден­ской о том, что мно­гие слова могут не толь­ко на­зы­вать пред­мет, но и эмо­ци­о­наль­но его ха­рак­те­ри­зо­вать.

Задание 9.1.

Таким об­ра­зом, нам уда­лось под­твер­дить, что зна­ние фра­зео­ло­гиз­мов и упо­треб­ле­ние их в речи де­ла­ет её вы­ра­зи­тель­нее, ярче, об­раз­нее.


Без рубрики


Смысл фразы, взятой из текста В.Т.Шаламова, я понимаю так: школьная тетрадь, которую нашёл рассказчик, произвела на него неизгладимое впечатление, так как рисунки, сделанные в ней ребячьей рукой, никак не ассоциировались у героя с детством и поэтому вызывали смятение и страх. Докажу свою точку зрения примерами из прочитанного текста.

Сравнивая рисунки в найденной тетради с собственными, рассказчик отмечает между ними большую разницу: героями его рисунков в основном были сказочные персонажи (предложения 4-10), что свидетельствовало о счастливом, безмятежном детстве, светлые воспоминания о котором герой надолго сохранил в своей памяти. На рисунках же незнакомого ребёнка рассказчик увидел заборы с колючей проволокой, караульные вышки, часовых с винтовками, солдат, овчарок (предложения 14-19). Судя по всему, ребёнок запечатлел на бумаге то, что видел каждый день. Мне кажется, что детство незнакомого мальчика вряд ли было счастливым, если он рисовал такие мрачные сюжеты…

Внутренний мир человека — это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Познать внутренний мир другого человека можно по его поступкам, увлечениям, творениям, предпочтениям в художественной литературе, музыке, кино и т.п. Свои слова я могу подтвердить конкретными примерами.

Обратимся к тексту В.Т.Шаламова. О внутреннем мире одного из героев — незнакомого мальчика — мы узнаём по его тетради с рисунками. Вместо радостных картинок глазами рассказчика мы видим нарисованные заборы, колючую проволоку, караульные вышки, часовых с винтовками, солдат, овчарок. Эти изображения никак не ассоциируются со счастливым детством. Благодаря рисункам мы понимаем, что этот ребёнок был лишён многих радостей, и эти лишения наложили на его внутренний мир отпечаток суровости.

Таким образом, внутренний мир каждого человека — это тайна, надо приглядеться к тому, что и как он делает. (168 слов)

(1)Это была обык­но­вен­ная школь­ная тет­рад­ка для ри­со­ва­ния, най­ден­ная мною в куче му­со­ра. (2)Все её стра­ни­цы были раз­ри­со­ва­ны крас­ка­ми, при­леж­но, тща­тель­но и тру­до­лю­би­во. (3)Я перевёрты­вал хруп­кую на мо­ро­зе бу­ма­гу, за­ин­де­ве­лые яркие и хо­лод­ные на­ив­ные листы.

(4)И я ри­со­вал когда-то – давно это было, – при­мо­стясь у ке­ро­си­но­вой лампы на обе­ден­ном столе. (5)От при­кос­но­ве­ния вол­шеб­ных ки­сто­чек ожи­вал мёртвый бо­га­тырь сказ­ки, как бы спрыс­ну­тый живой водой. (6)Ак­ва­рель­ные крас­ки, по­хо­жие на жен­ские пу­го­ви­цы, ле­жа­ли в белой же­стя­ной ко­роб­ке. (7)Иван Ца­ре­вич на Сером Волке ска­кал по ело­во­му лесу. (8)Ёлки были мень­ше Се­ро­го Волка. (9)Иван Ца­ре­вич сидел вер­хом на Волке так, как эвен­ки ездят на оле­нях, почти ка­са­ясь пят­ка­ми мха. (10)Дым пру­жи­ной под­ни­мал­ся к небу, и птич­ки, как отчёрк­ну­тые га­лоч­ки, вид­не­лись в синем звёздном небе.

(11)И чем силь­нее я вспо­ми­нал своё дет­ство, тем яснее по­ни­мал, что дет­ство моё не по­вто­рит­ся, что я не встре­чу и тени его в чужой ре­бя­че­ской тет­ра­ди.

(13)Се­вер­ный город был де­ре­вян­ным, за­бо­ры и стены домов кра­си­лись свет­лой охрой, и ки­сточ­ка юного ху­дож­ни­ка чест­но по­вто­ри­ла этот жёлтый цвет везде, где маль­чик хотел го­во­рить об улич­ных зда­ни­ях, об из­де­лии рук че­ло­ве­че­ских.

(14)В тет­рад­ке было много, очень много за­бо­ров. (15)Люди и дома почти на каж­дом ри­сун­ке были ого­ро­же­ны жёлтыми ров­ны­ми за­бо­ра­ми, об­ви­ты­ми чёрными ли­ни­я­ми ко­лю­чей про­во­ло­ки. (16)Же­лез­ные нити казённого об­раз­ца по­кры­ва­ли все за­бо­ры в дет­ской тет­рад­ке.

(17)Около за­бо­ра сто­я­ли люди. (18)Они не были ни кре­стья­на­ми, ни ра­бо­чи­ми, ни охот­ни­ка­ми – это были кон­вой­ные и ча­со­вые с вин­тов­ка­ми. (19)Дож­де­вые будки-грибы, около ко­то­рых юный ху­дож­ник раз­ме­стил кон­вой­ных и ча­со­вых, сто­я­ли у под­но­жья огром­ных ка­ра­уль­ных вышек, и на выш­ках хо­ди­ли сол­да­ты, бле­сте­ли вин­то­воч­ные ство­лы.

(20)Тет­рад­ка была не­ве­ли­ка, но маль­чик успел на­ри­со­вать в ней все вре­ме­на года сво­е­го род­но­го го­ро­да.

(21)Яркая земля, од­но­тон­но-зелёная, и синее-синее небо, све­жее, чи­стое и ясное. (22)За­ка­ты и вос­хо­ды были доб­рот­но алыми, и это, ко­неч­но, не было дет­ским не­уме­ньем найти по­лу­то­на, цве­то­вые пе­ре­хо­ды, рас­крыть сек­ре­ты све­то­те­ни.

(23)Со­че­та­ния кра­сок в школь­ной тет­ра­ди были прав­ди­вым изоб­ра­же­ни­ем неба Даль­не­го Се­ве­ра, крас­ки ко­то­ро­го не­обы­чай­но чисты

(24)И в зим­них ри­сун­ках ребёнок не отошёл от ис­ти­ны. (25)Зе­лень ис­чез­ла. (26)Де­ре­вья были чёрными и го­лы­ми. (27)Это были лист­вен­ни­цы,

(28)Шла се­вер­ная охота; зу­ба­стая не­мец­кая ов­чар­ка на­тя­ги­ва­ла по­во­док, ко­то­рый дер­жал в руке Иван Ца­ре­вич. (29)Он был в шапке-ушан­ке во­ен­но­го об­раз­ца, в белом ов­чин­ном по­лу­шуб­ке, в ва­лен­ках и в глу­бо­ких ру­ка­ви­цах – кра­гах, как их на­зы­ва­ют на Даль­нем Се­ве­ре. (30)За пле­ча­ми Ивана Ца­ре­ви­ча висел ав­то­мат. (31)Голые тре­уголь­ные де­ре­вья были за­ты­ка­ны в снег.

(32)Ребёнок ни­че­го не уви­дел, ни­че­го не за­пом­нил, кроме жёлтых домов, ко­лю­чей про­во­ло­ки, вышек, ов­ча­рок, кон­во­и­ров с ав­то­ма­та­ми

и си­не­го-си­не­го неба. (33)Эта тет­радь для ри­со­ва­ния от­ра­жа­ла су­ро­вый внут­рен­ний мир юного ху­дож­ни­ка.

Читайте также: