Благие намерения сочинение рассуждение лиханов

Обновлено: 02.07.2024

Плакать от собственной боли нетрудно.
Трудней плакать от боли чужой.

Ведущий: Дорогие друзья! Сегодня нас всех собрала здесь книга Альберта Лиханова "Благие намерения". Сюда пришли те, кого тронула тема современного сиротства, поднятая автором почти 30 лет назад, в то время, когда наша страна переживала период пусть видимого, но благополучия, когда всем казалось, что у нас все лучше всех, всем лучше всех. Альберт Лиханов один из немногих тревожил души людей, указывал на нерешенные проблемы, проблемы нравственного характера, к которым наше общество было довольно глухо.

Что не позволяет уснуть совести? Как борется добро со злом? В чем мера добра? Главными темами его творчества стали взаимоотношения родителей и детей, взросление подростка, нелегкое, а подчас драматическое.

Его герои - люди думающие, анализирующие, часто - искупающие вину других, спорящие друг с другом и сами с собой, вовлекающие в спор автора и читателя,

Может быть, это удавалось потому, что сам Альберт Анатольевич Лиханов - человек беспокойного сердца: он Лауреат Государственной премии России, Большой литературной премии России, международных премий имени Януша Корчака, Максима Горького.

Альберт Лиханов является председателем международного детского фонда, академиком Российской академии образования, лауреатом Премии Президента России в области образования. Он стал одним из организаторов первого в нашей стране 24-часового телевизионного марафона, без преувеличения можно сказать - потрясшего всю страну, открывшего в каждом из тысяч зрителей чувства, о которых он сам и не подозревал! Взрослые и дети открыли для себя боль и счастье страдания, сострадания, помощи самым дорогим и беззащитным в каждом обществе - детям-сиротам.

Вот и книга, собравшая нас сегодня, посвящена проблеме детства, хотя кто-то из вас может сказать точнее

- Проблема детей без детства.
-Не без детства - без семьи.
-А по-моему, главная проблема книги- судьба педагога.
-Она не просто педагог -она героиня.
-Мать-героиня.

Ведущий: Давайте поделимся общим впечатлением от этой повести. Кого что больше всего потрясло, кому что запомнилось?

-Мне - бунт Аллочки и Севы

-А мне - как Коля плакал и ругал Надежду Георгиевну страшными словами, а она не то что не обиделась, не бросила его, она только жалела и хотела, чтобы его боль как-нибудь ослабела.

-А я удивилась, как сильно Анечка любила свою непутевую маму. Я вот на свою часто обижаюсь, хотя, конечно, она меня любит и такого ничего не делает. А мать Ани ее променяла на бутылку, и та ее - простила. Неужели так бывает?

- Эта Анечка первая пожалела Надежду Георгиевну, увидев, что она плачет.

- И я это запомнила. Надежда Георгиевна еще сказала: " Я еще собиралась их пожалеть, а они меня уже пожалели".

- А еще: "Плакать от собственной боли нетрудно, трудней плакать от боли чужой"

(Ведущий записывает эти фразы на доске)

-А я думаю, а ведь и правда ни в одном учебнике для учителей не написано, до какой степени можно в бане с детьми раздеваться.

- А мне Алена Ивановна понравилась. Жаль только, не рассказано, как они все у нее жили. Только как за автобусом бежали, я заплакала

- Да, это ведь она сказала Надежде Георгиевне, чтобы она не жалела сердца и любила этих детей. Она еще ее "дева" называла.

(Ведущий записывает на доске: "С ними, дева, сердца жалеть нельзя. Или их пожалей, или сердце.

Тебя не хватает, а ты люби, все равно люби.

Люби, люби, если можешь. Растворись в них. А не можешь - уйди. Мало кто может.)

-Она и дочку свою их любить научила.

-А своих детей у нее тоже нет

-И у Надежды Георгиевны тоже, наверное, уже не будет

-Почему? Ей же всего 32 года.

-Если опять возьмет детдомовскую группу, то ведь все повторится.

-А, думаете, возьмет?

-Не знаю, книга здесь закончилась.

- Но ведь не обязательно, если станешь хорошим педагогом, лишаться своей семьи и любви!

-Но с Виктором Надежда Георгиевна рассталась. И не случайно, а из-за Анечки Невзоровой.

- И ведь автор в трех судьбах женщин одиночество показывает! - Если быть таким педагогом, как Надежда Георгиевна, то на личную жизнь, на себя просто души уже не хватит.

- А может не хватать души? Она ведь безгранична!

-Помните, Маша говорила, что любовь - не компот, она - или есть или нет? Так и душа.

-Но ведь Надежда Георгиевна сама почувствовала, что любви не хватает! Потому и задумала эксперимент.

- А что тогда никто не мог додуматься до этого? Ведь это как-то называется патронаж?

- В то время такого не было. Семьи жили сами по себе, сироты в детдомах сами по себе.

- А многие ведь не верили, что эксперимент удастся.

- Ты про Елену Евгеньевну? А может, она за Надежду Георгиевну боялась, она ведь молодая, вдруг дров наломает, и детям, и себе хуже сделает

- Но она же хуже не сделала?

- Это как посмотреть! Ведь шестерых бросили во второй раз!

-Она же не виновата! Они с Апполошей так проверяли тех, кому собирались на выходные отдать детей!

-И все равно ошиблись!

- Ну уж никак было не угадать такую жестокость в Князе с Княгиней!

-А может, это не жестокость? Они же сами не думали, что так получится!

- Вот и надо было подумать!

- Не всегда заранее знаешь, как и что будешь чувствовать потом.

-Но ведь тут же ребенок! Аллочка им совсем не мешала! Она же их любила! Ими гордилась!

-А им был никто не нужен, кроме их самих.

-Князь ведь признал свою вину. Он сказал про благие намерения.

- А я не понял, если "благими намерениями вымощена дорога в ад", то в рай то плохими что ли.

Ведущий: Вот тут давайте остановимся и подумаем, в чем смысл названия повести? Как понять эту поговорку?

- Конечно, вряд ли за дурные намерения ждет рай.

- Наверное, дорога в ад вымощена теми благими намерениями, которые не исполнились, особенно если обманули чьи-то надежды, лишили счастья.

Ведущий: Верно. (читает) "Благие намерения предстояло поддерживать благими делами. дорога-то в ад вымощена не намерениями, а намерениями неисполненными. Вот в чем дело"*

- Тогда князю и княгине в аду самое место.

- Не злись, ты сама смогла бы привыкнуть к чужому человеку, полюбить его?

-Если бы не смогла, брать ребенка бы не стала.

- А я вот тоже иногда в себе ошибаюсь, так иногда чем-нибудь загораюсь. А пройдет немного времении все, надоело, не надо!

- Вот об этом я и подумала, когда прочитала эту повесть. Ведь можно искренне пожалеть, думать, что всегда будешь любить этого человечка, а потом

Ведущий: Верно. Книга не заставляет идти всех вслед за Надеждой Георгиевной, даже тех, кто испытывает сострадание и жалость к детям-сиротам. Добрых людей среди нас, я думаю, большинство, а вот все ли смогут проити путь героини книги? А цена ошибки - еще один шрам на и так израненном детском сердце!.

- Но ведь несправедливо, что сама Надежда Георгиевна не вышла замуж, у нее нет своих детей, она-то несчастна! И за все считает себя виноватой.

- Когда она услышала "Мама Надя!" из окна, наверное, это было счастье!

- И ведь это не один счастливый миг за 10 лет!

- А слез было сколько.

- Она сама выбрала этот путь.

- И достойно его прошла!

- А ведь и у нас есть семьи, которые взяли чужих детей.

- Да, я знаю, что у Новичковых, например, появилась девочка Алена.

Ведущий: Действительно, у нас приемные дети растут уже в трех приемных семьях: девочка Алена у Новичковых, тоже Алена у Коволиных, двоих детей, родных брата и сестру, взяли Ирина и Михаил Колесниковы.

Это огромный душевный труд и огромная ответственность. Пожелаем им счастья!

-А ведь я, если честно, не читал: то забывал сходить в библиотеку, а то книга на руках была. Сегодня просто хотел послушать других, а теперь точно сам прочитаю.

- А я читала, но, видимо, многое забыла, вот ребята говорили, а я не все помню. Но теперь обязательно перечитаю еще раз, уже все зная. Я люблю перечитывать книги, которые уже знаю.

Ведущий: Признак истинного читателя- умение и стремление книгу перечитать. Ведь она никогда не пишется ради событий, которые в ней изображены, но всегда - ради тех истин, которые порой не открываются сразу. Перечитайте и посоветуйте другим, ребятам и взрослым, всем, с кем вы сможете вот так же откровенно потом поговорить.

- А у меня папа читал. Он у нас читать до сих пор любит.

Ведущий. А вы с ним не поговорили?

- Нет пока, но теперь обязательно обо всем спрошу, что здесь услышала. Интересно, как он думает.

- А может, тоже ребеночка возьмете.

- Я бы хотела, но мама вряд ли согласится. Хотя можно попробовать поговорить. Вдруг?

Ведущий. Конечно, поговорить нужно, мнение детей в семьях не на последнем месте, но требовать, капризничать, категорически нельзя. Не игрушку выпрашиваете, не котенка, это огромный труд, испытание на всю жизнь!

Ведущий. Очень рада, что вы все понимаете, огромное спасибо вам за сегодняшний разговор. А я от вашего имени скажу спасибо книге и ее автору, Альберту Лиханову. Его книги вот здесь, на нашей выставке: "Последние холода", "Высшая мера", "Голгофа". Думаю, что они сегодня же уйдут домой в ваших портфелях. И это прекрасно, это лучшая награда их автору.

До новых встреч, ребята! Счастья вам, вашим родителям, друзьям и вашим будущим детям! Сегодняшний разговор убедил меня в том, что вы обязательно создадите счастливые семьи. До новых встреч!

* Цитируется по изданию: Альберт Лиханов "Дети без родителей" М. Просвещение 1987. с 183


Нельзя ребёнку оставаться без семьи. Кто научит его способности любить этот мир? Кто подарит ласковое слово? Кто защитит от зла и жестокости? Кто отвратит от дурного влияния?

лиханова благие намерения краткое содержание

Альберт Анатольевич Лиханов – защитник детства

Когда Альберт Лиханов создавал это короткое, но такое глубокое произведение, он ещё надеялся, что брошенные родителями дети не останутся один на один со своей страшной бедой. Поэтому таким светлым оптимизмом проникнуто это произведение.

Невозможно вернуть сиротам родителей, но можно защитить маленького гражданина большой страны от этой страшной беды. Отечество усыновит, всем миром выведет в люди – вот во что верилось писателю в 1981 году.

Писатель с энтузиазмом воспринял перестройку. Он надеялся на перелом в нравственной стороне жизни и ждал изменения положения сирот к лучшему. Но потом, разочаровавшись, заявлял, что весь народ должен стыдиться перед детьми за несделанное.

В своих книгах автор остаётся убеждённым борцом с уродствами жизни современного общества. Критерием здоровья нации он считает счастье ребёнка, именно этим он проверяет, насколько гуманен мир.

альберт анатольевич лиханов

А дети в стране по-прежнему оказываются беззащитными перед жестоким равнодушием взрослых людей и безразличны даже своим близким. Альберт Анатольевич Лиханов считает своим долгом напомнить современникам о том, что у нации, которая не заботится о детях, не может быть будущего.

Образ главной героини

Сам Лиханов считал, что его произведение не столько о молодой учительнице и её воспитанниках, сколько об истинной доброте, о том, что дорога в ад вымощена не благими намерениями, а неспособностью исполнить до конца свои благие намерения.

Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

благие намерения анализ произведения

Руководствуясь своими чувствами, главная героиня безошибочно находит своё призвание - служение добру и долгу.

Люди раскрываются в отношении к ребёнку

В отношении к ребёнку проявляется человек таким, каков он есть.

Бездетная чета Запорожцев – люди на вид интеллигентные - явно отрицательно влияют на ребёнка, которого они выбирают среди других детей, ориентируясь на внешний вид, как вещь.

Самая красивая девочка введена в их семью. Уже после первого опыта общения с ними она изменилась. Шубки, красивые платья, дорогие игрушки, автомобиль, на котором её увозили и привозили Запорожцы, испортили её характер. Почти сразу она почувствовала себя вознесённой над всем, привилегированной, особенной.

И тем больнее ей было вернуться после предательства этих двух самодовольных мещан в своё обычное сиротское положение. Выражая свой протест, Алла сжигает подарки от бывших приёмных родителей. Надежда Георгиевна не может наказать ребёнка за устроенный пожар. Она хорошо понимает девочку, но при этом в ней пробуждается уверенность, что предательство Запорожцев – благо для Аллочки. Кем бы она выросла в этой семье? Копией ограниченных самовлюблённых эгоистов?

Инженер Степан Иванович, в отличие от Запорожцев, отказался от Севы Агапова по причине, не зависящей от него. Кроме того, он никогда не говорил, что собирается усыновить Севу. Он искренне переживает, отправляясь в длительную заграничную командировку, и обещает сразу восстановить дружеские отношения с мальчиком по возвращении. Вынужденная разлука драматична не только для Севы, но и для Степана Ивановича. Однако всё же есть основания сказать, что и в этом случае взрослый не идёт до конца в своих благих намерениях в своём отношении к ребёнку.

К девочке успела привязаться одинокая Евдокия Петровна, но Аню преследует родная мать, лишённая родительских прав. И в новогоднюю ночь она выкрала девочку. Дальнейшие события свидетельствуют, насколько опасны для ребёнка контакты с матерью, напоившей ребёнка шампанским.

Что даёт такую силу маленькому ребёнку? Любовь, всепрощающая, всепроникающая, святая и простая любовь.

благие намерения краткий пересказ

Счастливые семьи в повести Лиханова

Такой является семья Аполлона Аполлинарьевича и Елены Евгеньевны, директора и завуча интерната. Их сын тоже устраивает родителям сцены неповиновения, но взаимная любовь родителей и детей побеждает всё.

Идеальная семья – дочь и мать Мартыновы. Наталья Ивановна Мартынова – директор детского дома, в котором жили дети до прибытия в интернат.

Эта женщина живёт одной страстью – любовью к обездоленным малышам. Она отказалась от всего, что мешает её служению. Дочь похожа на свою мать не только внешне, она разделяет нелёгкое бремя ответственности, которую взвалила на себя Наталья Ивановна, и в отношении дочери к ней читается благоговение.

благие намерения краткий пересказ

Есть что-то от святых в образах этих двух женщин, не зря же Лиханов, описывая их портретное сходство, упоминает об иконописных ликах. И отношения матери и дочери идеальны именно по этой причине: святые не ссорятся между собой, у них есть дела поважнее - служение добру и долгу.

В судьбах этих святых образов просматривается и будущее Надежды Победоносной. Это судьбы людей, которые идут по дороге благих намерений до конца. И в конце этого пути их ждёт не ад, а что-то другое.


В данном отзыве представлен авторский взгляд на вопрос: "Каковы удачи и ошибки молодой учительницы Нади в повести А. Лиханова?

Содержимое разработки

А.Лиханов. Благие намерения.

Каковы удачи и ошибки молодой учительницы Нади в повести А.Лиханова?

Сам Лиханов считал, что его произведение не столько о молодой учительнице и её воспитанниках, сколько об истинной доброте, о том, что дорога в ад вымощена не благими намерениями, а неспособностью исполнить до конца свои благие намерения. Образ главной героини – воплощение такого человека, который способен до конца исполнить свой долг. И как привлекателен этот образ! Он восхищает силой характера, самоотверженностью, честностью и любовью к детям.

С этого порыва юной благородной души начинается их встреча – воспитателя и воспитанников. Но повествует о ней Надежда Георгиевна десять лет спустя, когда ей уже немного за тридцать, а её малыши закончили школу и сами стоят на пороге взрослой жизни. Теперь за плечами Надежды Георгиевны немалый опыт педагогических проб, удач и ошибок.

Опыт жизни, в котором радость побед неотделима от горечи поражений. Её откровенный, беспощадный к себе рассказ и есть ретроспективный анализ её первого, самого ответственного года интернатской работы.

И верно: десятки людей откликаются всей душой на её призыв, ломая своим энтузиазмом бюрократические преграды, которые пытаются воздвигнуть на

пути Надиного почина скептика.

Инициативу юной учительницы поддерживает печать. Школа проводит тщательный, можно сказать, конкурсный отбор претендентов, желающих одарить бездомных детишек своим семейным теплом. Детей вверяют в хорошие, достойные руки. Да и насовсем ведь!

Чем дальше, тем явственнее сознаёт Надя, что каждый её маленький питомец не просто сирота, нуждающийся в жалости, ласке, тепле, а и зарождающаяся человеческая личность со своим сложным внутренним миром, удивительно подвижным и чутким. Каждая человеческая семья – это тоже своя сложная и во многих отношениях индивидуальная система: быт, ценности, взгляд на воспитание, на детей. Следовательно, вручение детской судьбы (пусть и добрым людям) требует особой осторожности, особой ответственности не только от тех, к кому пришёл ребёнок на субботу и воскресенье, но и от педагогов, от школы.

Оказывается, в наши дни не так уж трудно обрушить на ребёнка каскад подарков и ласки. Притом тем легче, чем безответственнее относится сам человек к собственной, а значит, и чужой судьбе. Вероятно, педагогов должна была сразу насторожить бездетная чета Запорожцев, слишком уж явно соотносившая своё материальное изобилие с правом преимущественного выбора осиротевшего ребёнка. Однако и повода отказать им не было: люди на вид интеллигентные – начальник конструкторского бюро Игорь Павлович и по службе характеризовался хорошо.

Но уже после первого посещения их квартиры Аллой Ощепковой с девочкой случилось примерно то же, что произошло с Антошкой, когда он показался перед классом в генеральском мундире. Аллочку будто подменили.

Восставая против взрослой подлости и лжи, Алла сжигает лицемерные дары конструктора и его супруги. А мы вместе с Надеждой Георгиевной думаем о том, что предательство благообразных Запорожцев, пожалуй, и есть счастье для Аллы. Кем она могла бы вырасти в этой семье? Копией своих названых родителей?

Не став менее инициативной, Надежда Георгиевна уже по истечении первых месяцев работы становиться более ответственной, понимает, как тонко педагогическое дело, в котором между другими намерениями и благими свершениями, возможно, самая долгая, трудная и запутанная дистанция.


-75%

blagie-namereniya.jpg

Хорошая книга: добрая, чистая и бесконечно наивная, как и ее главная героиня, от лица которой ведется повествование – молодая учительница Надежда Георгиевна. Повесть невелика – всего 176 страниц в моем планшете. Но если б эту повесть я прочитала в 16-17 лет, то возможно и не пошла бы в педагогический. А может наоборот, пошла бы и посвятила всю свою жизнь служению детям: искреннему и преданному.

Надежда Георгиевна к середине книги становится для детей просто Наде-Вной или Надюшей, а в конце – мамой Надей. Я под большим впечатлением не столько от лаконичного сюжета и кратко прописанных судеб детей, сколько от мыслей и замечаний главной героини – ее вечного поиска себя в профессии и профессии в себе. Быть педагогом непросто, но быть Педагогом – намного труднее.

Еще одну цитату просто не могу не привести в данный момент:

Люблю, когда в книгах название и основная тема раскрыты до конца. Здесь – раскрыта:

lihanov-01.jpg
lihanov-02.jpg

В 1976 году увидел свет первый двухтомник избранных произведений Лиханова. В 1986-1987 годах выходит первое собрание сочинений в четырех томах.

Всю свою жизнь Альберт Лиханов уделяет немало времени общественной деятельности. В 1985 и 1987 годах в СССР принимаются Постановления Правительства о помощи детям-сиротам, что является результатом писем Лиханова. В 1987 году уже известный в Союзе писатель и журналист создает Советский детский фонд имени В.И. Ленина, который в 1992 году преобразуется в Международную ассоциацию детских фондов. В 1991 году появляется Российский детский фонд, председателем которого избирается Лиханов. Альберту Анатольевичу принадлежит идея и реализация Научно-исследовательсокго института детства, чьим директором он является.

В 2010 году опубликован 15-томник произведений Альберта Лиханова, на страницах которого использован крупный шрифт и размещены цветные иллюстрации.

PS: Мне бесконечно стыдно, что я, филолог, только сейчас, в 30 лет, открыла для себя этого замечательного писателя, человека и гражданина.

О книге

Читайте также: