Бирюк раб или свободная личность сочинение

Обновлено: 30.06.2024

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Бирюк раб или свободная личность?.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Бирюк раб или свободная личность?

Бирюк жил на опушке леса в бедной избенке. Было у него двое детей, оставленных матерью. Он исправно выполнял свою работу, чтобы заработать на кусок хлеба, чужого никогда не брал, хоть и мог, оттого воришек не уважал. Он считал, что бедность – это еще не повод воровать и был по-своему прав. Однако жизнь часто ставила его перед сложным выбором: устоявшиеся годами принципы или жалость и сострадание к голодающим людям. Так и на этот раз, выйдя провожать Петра Петровича, он услышал, как кто-то в лесу рубил дерево. Вором оказался исхудалый мужик с морщинистым лицом, который клялся, что детей кормить нечем. Даже Петр Петрович пожалел мужика. Он готов был заплатить за это дерево, лишь бы Бирюк отпустил вора. Но тот стоял на своем, дескать, бедность не должна заставлять крестьянина воровать. В конце рассказа он все-таки отпустил нарушителя, но советовал впредь не попадаться.

По сути, Бирюк – это сильный человек, цельная личность, но трагичная. Казалось бы, он свободен решать, как ему поступать, у него свои взгляды на жизнь, которым хотелось бы следовать. Однако главный герой – раб положения. Большая часть крестьян в середине XIX века относились к воровству как к чему-то обыденному, привычному. Даже, поймав нескольких воришек и наказав их, Бирюк не мог искоренить эту дурную привычку в окружающем его обществе. Он и сам жил в глубокой бедности в избе из одной низкой комнатки, без полатей и перегородок. Ел только хлеб, даже чая не имел, чтобы угостить Петра Петровича. Однако никогда он себе не позволял брать больше дозволенного и пытался отучить от этого и других крестьян. Он понимал, что если каждый будет воровать, станет только хуже. На мой взгляд, на долю этого персонажа выпала тяжелая судьба. Он вынужден всю жизнь колебаться между своими принципами и жалостью.

Сочинение по литературе 7 класс на тему " Бирюк Раб либо свободная личность?

  • Олег Чудойкин
  • Литература
  • 2019-02-11 07:07:29
  • 9
  • 1

Бирюк рассказ И. С. Тургенева, который вошел в цикл Записки охотника. Герой этих рассказов и повествователь Петр Петрович ездил по России и собирал интересные истории о жизни фермеров из различных губерний. На этот раз он оказался в лесу, который охранялся мужиком по прозвищу Бирюк. Там он с ним и познакомился. Все в окружении знали лесника и побаивались, потому что он был силен и ловок как бес. У него и связки хвороста из леса невероятно было украсть. Мужчины хотели его сжить, но не выходило. На самом деле Бирюка звали Фома Кузьмич. Такое прозвище он получил из-за собственной угрюмости и отшельнического вида жизни.

Бирюк жил на опушке леса в бедной избенке. Было у него двое деток, оставленных мамой. Он исправно исполнял свою работу, чтоб заработать на кусочек хлеба, чужого никогда не брал, хоть и мог, оттого воришек не почитал. Он считал, что бедность это еще не повод воровать и был по-собственному прав. Но жизнь нередко ставила его перед трудным выбором: закоренелые годами принципы либо жалость и сострадание к голодающим людям. Так и на этот раз, выйдя провожать Петра Петровича, он услышал, как кто-то в лесу рубил дерево. Вором оказался отощалый мужик с морщинистым лицом, который зарекался, что детей подкармливать нечем. Даже Петр Петрович пожалел мужчины. Он готов был оплатить за это дерево, только бы Бирюк отпустил вора. Но тот стоял на собственном, мол, бедность не должна принуждать крестьянина красть. В конце рассказа он все-таки отпустил нарушителя, но рекомендовал впредь не попадаться.

По сущности, Бирюк это сильный человек, целостная личность, но трагичная. Казалось бы, он свободен решать, как ему поступать, у него свои взгляды на жизнь, которым хотелось бы следовать. Но основной герой раб положения. Великая часть фермеров в середине XIX века относились к воровству как к чему-то обыденному, привычному. Даже, поймав нескольких воришек и наказав их, Бирюк не мог искоренить эту дурную привычку в окружающем его сообществе. Он и сам жил в глубочайшей бедности в избе из одной низкой комнатки, без полатей и загородок. Ел только хлеб, даже чая не имел, чтоб угостить Петра Петровича. Однако никогда он для себя не дозволял брать больше допустимого и пробовал отучить от этого и иных фермеров. Он разумел, что если каждый будет красть, станет только хуже. На мой взор, на долю этого персонажа выпала тяжелая судьба. Он вынужден всю жизнь колебаться меж своими принципами и жалостью.

Писатель представляет Бирюка в образе высокого, плечистого мужчины, имеющего густую бороду, пышные брови и небольшие карие глаза, напоминающего русского сказочного богатыря, проживающего в нищей лесной сторожке с двумя детьми, оставленными на воспитание с отцом непутевой матерью.

По натуре Фома Кузьмич отличается силой, честностью, ловкостью, суровостью, справедливостью, но имеет жесткий и нелюдимый характер, за что и получил среди местных жителей прозвище бирюка.

Бирюк свято соблюдает собственные принципы о добре и зле, которые подчинены четкому служению должностным обязанностям, бережному отношению к чужому имуществу, хотя в собственной семье у него полнейшая нищета, отсутствие элементарной домашней мебели и утвари, убогая еда и дети, оставленные без материнской ласки и заботы.

Показателен в этом пример с пойманным Бирюком в лесу мужиком, который решил в грозовую ночь напилить без должного разрешения дров, чтобы прокормить свою многочисленную семью. Чувство долга превалируют у лесника, он очень жестко относится к воровству, не позволяя себе даже от безысходности совершить неблаговидные поступки, но в то же время сострадание, жалость и великодушие к нищему, убогому мужичонке, решившемуся на нехорошее дело из-за голодных детей, побеждает в душе Бирюка необходимость правильно нести служебные обязанности.

Повествуя об эпизоде, произошедшем в дождливую ночь с Бирюком, писатель раскрывает характер Фомы Кузьмича как цельной и сильной натуры, придерживающейся в жизни твердых принципов, но вынужденной отступать от них ради проявления истинных человеческих качеств.

Вариант №2

Действие рассказа Ивана Сергеевича Тургенева разворачивается в XIX веке, в лесу недалеко от деревни. Барин (сам Тургенев), возвращается на упряжке с охоты со своей собакой. Вдруг погода портится, и начинается сильная гроза. Лошадь не может идти по грязи. Охотник останавливается под кустом и собирается переждать непогоду. К нему подходит местный лесник и предлагает приют у себя. Он отводит упряжку охотника к своей избе. Там живут собаки, и двое его детей — девочка двенадцати лет и совсем маленький мальчик. Обстановка в избе очень скудна, гостя это очень угнетает.

Лесник представляется Фомой по прозвищу Бирюк. До охотника доходили слухи об этом человеке, который сурово поступал с незваными дровосеками в барском лесу. Также Бирюк был совершенно неподкупен, за что его даже хотели убить. Фома скупо рассказывает о своей невесёлой судьбе — жена от него убежала с прохожим мещанином, оставив его одного с детьми.

Лесник отлучается во двор. Барин заговаривает с девочкой, которая представляется Улитой. Картина жизни лесника ещё больше удручает его. Вернувшийся Бирюк сообщает, что слышит как рубят дерево. Охотник вызывается сходить с ним посмотреть. Перебравшись через овраг, Бирюк хватает порубщика. Им оказывается бородатый мужик в лохмотьях. Он специально пришёл рубить в грозу, чтобы не было слышно ударов топора. Фома его связывает. Рядом стоит дряхлая лошадка и лежит срубленное дерево.

Барин вызывается заплатить за дерево и просит отпустить вора. Бирюк отказывается, и отводит мужика с его лошадью к своей избе. Дочь лесника пугается. Дождь начинается снова. Барин с большим сочувствием относится к пойманному и хочет помочь ему. Пойманный также жалобно просит его отпустить, ссылаясь на своё тяжёлое положение. Бирюк не соглашается. Тогда вор, который к тому же оказывается пьян, в исступлении начинает ругать его и угрожать. Бирюк хватает мужика, охотник пытается его остановить.

И всё-таки уговоры подействовали на лесника. Он хватает мужика и выталкивает его из избы. Между лесником и охотником происходит короткий примирительный диалог, затем он вызывается проводить гостя до опушки леса.

В рассказе изображён Фома — потрёпанный невзгодами, но сильный и честный человек. Изображён барин-охотник, который сам наверняка не испытывает материальных проблем в жизни. Он сочувствует и леснику, уважая того за честность и смелость, и вору, который пошёл на кражу от большой нужды, и детям. Изображён вор — бедный слободской мужик, который пошёл на кражу из-за крайней бедности.

ПОЧЕМУ БИРЮК ПРОТИВОСТОИТ КРЕСТЬЯНСКОМУ МИРУ?

Бирюк не может не понравиться. Это сильный, сме­лый человек, добросовестный работник. А еще он за­ботливый и любящий отец, готовый все сделать, лишь бы не оставить детей голодными.

Вопрос:

СРОЧНО. Мое отношение к героем рассказа Бирюк

Ответы:

Читайте также: