Безнравственность забвения человека человеком простите нас сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Южный экспресс задержался здесь не более пяти минут. Павел Георгиевич долго стоял на безлюдной платформе и слушал горячую трескотню кузнечиков за насыпью степного разъезда.

После духоты вагона, утомительных дорожных разговоров в накуренном купе за полночным преферансом, ненужных знакомств, после надоедливого поскрипывания полок Павла Георгиевича охватила неправдоподобная тишина, казалось, совсем как в детстве.

Он не без удовольствия сел на чемодан, перекинул плащ через плечо и сидел так, оглядываясь со счастливым облегчением. Хотя по роду своей профессии ему не так много приходилось ездить, он непонятно почему любил нефтяной запах шпал, гудки паровозов, спешащий перестук колес, мотание из стороны в сторону последней площадки, где в руке кондуктора мелькал выцветший свернутый флажок, теплый ветер от бегущих вагонов – все это будило смутное желание к движению, к перемене мест.

Иногда в Москве, до глубокой ночи засиживаясь над чертежами, он подымал голову, глядя в распахнутое в тополя окно, и, задумавшись, подолгу слушал, как вкрадчиво над спящим городом перекликались на вокзалах ночные поезда. Порой гудки мешали ему, будоражили его, и отчего-то тогда вспоминалась вечереющая степь с пыльным закатом над темными стогами, и, подхваченный волнением, он бросал работу, на цыпочках, чтобы не разбудить жену, уходил из дому, бродил по пустынным и тихим улицам.

Павел Георгиевич Сафонов работал на большом заводе конструктором, был известен, с годами привык к этой известности и, казалось, даже немного устал от нее, как порой устают люди, когда к ним рано приходит успех и удовлетворение. В этом году Сафонов, утомленный сложной зимней работой, был в санатории на Южном берегу Крыма. Ослепительно-солнечный юг с его острой, сухой жарой, неестественно экзотическими пальмами на бульварах, прокаленный песок пляжа, купание и процедурное лежание под теплым йодистым дуновением моря, весь санаторный режим располагали к безделью, одолевала курортная лень, и мысли в эту жару тоже были притупленные, ленивые, и хотелось быстрее в Москву, к осенним дождям, к мокрому асфальту, к блеску фонарей в лужах.

Южный экспресс, на котором Сафонов возвращался из санатория, мчал его по знакомым местам, где Павел Георгиевич родился, вырос, где он не был много лет. Утром, глядя в овлажненные окна тамбура на прохладную степь, Сафонов с какой-то грустной обостренностью вспоминал то, что уже было полузабыто: вот он, мальчишка, в грязной сатиновой рубашке, с цыпками на руках, бежит по этой ледяной от росы степи, бежит вслед за поездом неизвестно куда, и отяжелевшая от влаги трава хлещет его по коленям, приятно холодит ноги… Сколько тогда ему было лет? Порой ясно чудилось, будто вместе с Верой он идет по лунным косякам на Шахтинском холме, внятно и резко пахнет из низин полынью, и потрескавшиеся, обветренные губы Веры тоже пахнут полынью. Воспоминания возвращали его в давний прожитый (а может быть, непрожитый) мир, говорили, напоминали, что ему уже за сорок и что не так много сделано в его жизни, где давно, отмеченная прочными вехами, первая молодость прошла.

И вдруг его непреодолимо потянуло побывать в родном своем степном городке: побродить по нему, почитать афиши на заборах, увидеть старые названия улиц, узнать, что изменилось в нем за многие годы, непременно встретить знакомых школьных лет, таких далеких, словно их и не было. Ему страстно захотелось посидеть с другом юности Витькой Снегиревым где-нибудь в летнем кафе, под тентом, за холодным пивом, вспомнить то наивное, давнее и милое, что уже никогда не повторится, но что все-таки было когда-то в его жизни.

И хотя это желание победило, Павел Георгиевич с ироническим видом потер нос (в свои годы он иногда подтрунивал над собственными желаниями), вошел в купе, где все спали, подумал еще раз, уложил чемодан, взял плащ и, к удивлению заспанного проводника, бесшумно подметающего в коридоре, сошел на маленьком разъезде этим ранним августовским утром. Он сошел не на вокзале в городе, а именно здесь, чтобы дойти до города пешком.

Южный экспресс с жаркими от зари стеклами, с запыленными занавесками тронулся, полетели вдоль насыпи бумажки, поднятые ветром, и ушел быстро; дымки почти беззвучного паровоза таяли среди сиренево стекленеющего неба далеко на западе, все стихло.

Только у самой насыпи неумолчно звенели, трещали в неестественной тишине кузнечики.

С насыпи Павел Георгиевич не торопясь спустился в степь, как в чашу, полную еще сырой прохлады; тугой волной обдавало горьковатым запахом полыни. И пока он выбрался на дорогу, колени его стали влажными от росы, на плащ, на брюки нацеплялись репейники, чемодан облепили мокрые лепестки.

Он шагал по дороге, приятно утопая ботинками в мягкой пыли, затем сорвал прутик с молодой липкой кожицей; по-мальчишески сбивая росу, ударил им по головке какого-то фиолетового цветка у обочины (название которого в детстве знал, но теперь забыл). Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель, весь в намокшей пыльце, и тяжело, сердито прогудел мимо.

– Ишь ты! – сказал Павел Георгиевич, провожая его веселым взглядом. – Прости, если потревожил…

Когда Сафонов вошел в родной городок, окраины встретили его длинными, через всю дорогу, тенями от старых тополей; кое-где в садах подымался синеватый самоварный дымок, ветви обогретых солнцем яблонь свешивались через заборы. Сафонов шел, помахивая прутиком, глубоко вдыхал запах садовой свежести, этот смолистый самоварный дымок – эти запахи, эти тени от тополей напоминали детство, голубятню, игры в Чапаева, сокрушительные набеги на чужие сады, – как давно это было! Да было ли?

Весь день он ходил по городу и не узнавал его. И город не узнавал Сафонова. Старинный степной этот городок был точно заново заселен, заново выстроен; комфортабельно блещущий зеркальными витринами центр его кишел пестрой, куда-то спешащей через перекрестки толпой, милиционеры, с шоколадно опаленными солнцем лицами, в белых кителях, заученно-щегольски взмахивая палочками, регулировали движение; разомлевшие, потные люди стояли на троллейбусных остановках в пятнистой тени акаций, везде продавали газированную воду, как в Москве, как на улице Горького… А раньше тут зевали от жары, лениво покрикивали краснолицые, бородатые мороженщики в передниках, похожие на дворников, и залитые зноем улицы были безлюдны, накалены, только собаки лежали в прохладе крылец, дремали, высунув языки, и в белой запыленной полыни стонали куры.

Автор – Козляковская Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54

г.Брянска, заслуженный учитель РФ

Урок – размышление

Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них

Оборудование урока

1. Выставка книг Ю. Бондарева.

3. Эпиграф (запись закрыта).

Сколько в человеке ПАМЯТИ,

столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин, писатель

5 . Схема (заполняется по ходу урока).

  1. Фонограмма звука идущего поезда.
  2. Иллюстрации (рисунки учащихся).

Ход урока

  1. Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).
  2. Подготовка к восприятию.

Память… В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти.

Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева — Павлом Георгиевичем Сафоновым.

III. Чтение текста учителем под фонограмму с записью звука идущего поезда

— Почему он решил выйти? («И вдруг его непреодолимо…).

IV. Анализ текста.

— Автор сразу знакомит нас с героем, рассказывает, кто такой Сафонов, чем он занимается?

И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.

VI.
Размышление над текстом и по теме урока.

Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг — как спасение, как нежданная радость — он увидел аллею, а в ее тени — школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.

Чтение учителем у рисунка (аллея, школа, домик учительницы).

Задание перед прослушиванием сцены.

— Вы — режиссеры. Представьте себе, что эту сцену нужно снять для кинофильма.

  • Как будет выглядеть герои в этой сцене?
  • Что выражают их лица?
  • Какие детали, помогающие понять смысл этой сцены, вы показали бы крупным планом (Пальто, учительницы, чернильное пятно на пальце, скромность обстановки комнаты…)?

После чтения сцены.

— Что вы испытали, слушая эту сцену?

— Передайте внутреннее состояние Сафонова во время встречи с учительницей. Почему он испытывает стыд?

— Был ли Сафонов хорошим человеком до этих встреч?

— Что изменили в нем эти встречи, и особенно, встреча с учительницей? (заполнение схемы).

— Каким поступком Сафонов выразил своё прозрение?

— Какой Сафонов вам ближе и почему?

IX. Выбор эпиграфа.

Сколько в ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин, писатель

Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом величайшее нравственное значение памяти,

В предложенном для анализа отрывке рассказа Ю. В. Бондарева обозначена проблематика благодарности. Кому мы должны быть благодарны и как это должно влиять на нас — вот те вопросы, которые интересуют автора.

В предложениях 7 - 10 повествуется о том, что Паша Сафонов вдруг вспоминает о том, что в этом самом городе находилась его школа, в которой он учился и жила учительница, по математике, которая очень многое дала ему.

Читая вышеописанное предвосхищение этой встречи Пашей Сафоновым, я ожидаю полный ностальгии и тёплых чувств разговор между бывшими учеником и учительницей, но повествование меня жестоко разочаровывает. Рассказчик описывает учительницу не в лучшем здоровье, она спокойно встречает бывшего ученика и его радости от встречи не разделяет (предложение 24). Все эти эмоции объясняются тем, что учителю никто не пишет, о нём забыли (предложения 27-28). Эмоции тоски, щемящей боли от ощущения брошенности и забвения передаются от Марии Петровны к Павлу Григорьевичу.

Что же получается? Мария Петровна, учительница, вырастившая многих учеников, остаётся одна. Визит Павла Григорьевича, совершенно внезапный, оголяет перед читателем быт человека, который незаслуженно забыт всеми теми, кто составлял его жизнь прежде и чья жизнь сложилась во многом благодаря этому человеку. Рассказчик акцентирует внимание читателя на отсутствие должной поддержки со стороны учащихся. Благодарность, которую Мария Петровна заслужила, должна выражаться в опеке над ней со стороны бывших учеников, но такая опека отсутствует.

Я согласен с точкой зрения автора. Мне кажется, что нельзя оставлять в прошлом всех тех, кто некогда помогал тебе, поддерживал. Таких людей не много и их нужно ценить, относиться к ним с должным уважением и в своих действиях и поступках выражать свою признательность.

Итак, благодарность, внимание и наши лучшие поступки и слова не должны никогда обходить тех, кому мы обязаны за свои успехи, воспитание, всё то, что у нас есть. Люди никогда не должны забывать о тех, кто уделял им свои время и силы в те минуты, когда они в этом нуждались.

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Данная презентация составлена к проведению урока литературы по рассказу Юрия Бондарева "Простите нас!". Тип урока - урок-размышление. На уроке обсуждаются проблемы нравственного характера, поднятые автором рассказа. При проведении урока используются различные формы и методы работы учеников, призванные помочь осмыслению произведения.Презентация к уроку по рассказу Ю.Бондарева "Простите нас!"

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

“Е.А.Энгельгардту: “Приятно мне думать, что, увидя в книге ваших воспоминаний и мое имя между именами молодых людей, которые обязаны вам счастливейшими годами жизни их, вы скажете: “В Лицее не было неблагодарных”. Александр Пушкин”.

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Павел Георгиевич Сафонов Авторская характеристика • Известный конструктор • Самоуспокоенный • Благополучный • Немного уставший от известности

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Внешние события 1. Встреча с городом Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Внешние события 1. Встреча с городом 2. В домике Витьки Снегирева, друга детства Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Внешние события 1. Встреча с городом 2. В домике Витьки Снегирева, друга детства Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Едкое чувство горечи и какого­то обмана Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Внешние события 1. Встреча с городом 2. В домике Витьки Снегирева, друга детства 3. Посещение матери Веры Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Едкое чувство горечи и какого­то обмана Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Внешние события 1. Встреча с городом 2. В домике Витьки Снегирева, друга детства 3. Посещение матери Веры Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Едкое чувство горечи и какого­то обмана Было тоскливо, одиноко, досадно; будто ограбленный Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Внешние события 1. Встреча с городом 2. В домике Витьки Снегирева, друга детства 3. Посещение матери Веры 4. У старой учительницы Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Едкое чувство горечи и какого­то обмана Было тоскливо, одиноко, досадно; будто ограбленный Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Впечатления Сафонова от встречи с городом Внешние события 1. Встреча с городом 2. В домике Витьки Снегирева, друга детства 3. Посещение матери Веры 4. У старой учительницы Чувства героя Почувствовал себя экскурсантом в этом городе Едкое чувство горечи и какого­то обмана Было тоскливо, одиноко, досадно; будто ограбленный Жгучий стыд, ненависть к себе, непроходящее чувство вины Почему?

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Павел Георгиевич Сафонов Авторская характеристика Характеристика на основе поступков • Известный конструктор • Самоуспокоенный • Благополучный • Немного уставший от известности ­ Испытывает чувство стыда, ­ осознает вину перед близкими людьми, ­ чувствует мучительное раскаяние

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

• Безнравственность забвения человека человеком. • Благодарность воспитавшим нас людям, память о них.

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

• Сколько в ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА. В. Распутин, писатель. • Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее нравственное значение памяти. Д.С. Лихачев, академик. • Все на земле стирается, все, кроме памяти. И.Васильев, писатель.

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию, и мертвым и живым, К устам подъяв признательную чашу, Не помня зла, за благо воздадим. А.С.Пушкин.

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева "Простите нас!" (7-8 класс, литература)

Презентация к уроку по рассказу Ю. Бондарева

Читайте также: