Без тарихта эзлебез сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые слова: этногенез, этническая история, угры, тюрки, татары, кимаки, золотоордынские татары, остяки/иштяки, башкиры, ногайцы, сибирские и пермские татары, Среднее и Южное Приуралье, Западная Сибирь (Зауралье).

Чтобы вернуть ей определенность, далее мы вначале остановимся на вопросе об этногенезе иштяков, а лишь затем обратимся к весьма непростой проблеме этнической истории этой общности более позднего – золотоордынского и позднезолотоордынского времени.

Анализ существующей литературы показывает, что относительно этнических истоков приуральских иштяков в ней выдвинуты три гипотезы: об их угорском [Бадер, Оборин, 1958, с. 217, 261; Бахрушин, Т. 3. Ч. 1, 1955, с. 72–136; Бахрушин Т. 3. Ч. 2, 1955, с. 86–152; Преображенский, 1956, с. 12; Вишневский, 1960, с. 255; Дмитриев, Вып. 2, 1882. Вып. 8, 1900; Дмитриев, 1883, с. 20–41; Долгих, 1960, с. 22; История татар с древнейших времен, Т. II, 2006; История и культура сибирских татар, 2014; Исхаков, 1998; Исхаков, 2015-а, с. 44–51; Исхаков, 1990-а, р. 386–391; Исхаков, 1986, с. 114–121; Преображенский, 1956, с. 12; Теплоухов. Т. 39, 1924, с. 81–112; ПСРЛ. Т. XI–XII, 1965], восточно-тюркском [Рамазанова, 1983, с. 137–154; Рамазанова, 1996] и тюрко-угорском [Исхаков, 1998; Исхаков, 1990-а, р. 386–391; Кузеев, 1973; Кузеев, 1974; Кузеев, 1992; Халиков, 1971-а, с. 33; Халиков, 1971-б; Халиков, 1978, с. 61, 91] происхождении. Но сторонники последней гипотезы в своих построениях исходят из разных оснований. Одни (это преимущественно А.Х. Халиков) отстаивали тезис о раннем (в VI–VII вв.) проникновении тюрок вплоть до р.Сылвы, т.е. в Среднее Приуралье. При этом ими не отрицается возможность присутствия в составе тюрок и угров. Кроме того, ими отмечается булгарское влияние, в т.ч. и через их прямое проникновение в Среднее Приуралье уже в домонгольский период (об этом специально см. также: [Белавин, 2000; История и культура сибирских татар, 2014, с. 85–95]). Другая группа исследователей (Р.Г. Кузеев, Д.М. Исхаков) подчеркивает необходимость большего учета роли кыпчакско-ногайских (золотоордынских) групп в становлении иштякской общности.

В принципе, различия в подходах разных групп исследователей к этногенезу иштяков сводятся к их разногласиям относительно роли угорских и тюркских групп в формировании этой общности, а также к определению значения в этногенетических процессах в Южном и Среднем Приуралье тюрок разных волн (раннетюркского или среднетюркского и последующего периодов), как известно, этнически различавшихся между собой. К этой проблеме в дальнейшем мы еще вернемся, но до этого необходимо разобраться с этнической ситуацией XVI–начала XVII вв., без чего трудно интерпретировать более ранние материалы исторических источников относительно этнической принадлежности иштяков (остяков) Приуралья. Но тут следует отметить, что основной корпус источников, на основе которых разбирается рассматриваемая проблема, относится к Среднему Приуралью, а для более южных и восточных районов имеются лишь спорадические данные. Поэтому выводы авторов, чьи работы далее будут рассмотрены, имеют ограничения, что следует принимать во внимание при общей оценке этнической ситуации в Южном Приуралье и Зауралье в XV–XVI вв. и несколько позже. Но при привлечении дополнительных данных эта трудность, на наш взгляд, преодолима.

В связи с тем, что при таких разногласиях однозначного понимания этниче­ской принадлежности иштяков (остяков) Среднего Приуралья достичь не удается, следует обратиться к анализу данной проблемы еще двумя исследователями – Р.Г. Кузеевым и Н.А. Томиловым, первый из которых стремился ее рассматривать с точки зрения башкирского этногенеза, а второй – исходя из возможности достаточ­но раннего проникновения в Среднее Приуралье сибирских татар.

На самом деле это означает, что в средневековье Приуралье, а также Зауралье – Западная Сибирь, являлись общей зоной этногенеза татар разного происхождения и башкир, во многом вообравших в себя одни и те же этнические компоненты. Поэтому здесь к началу развернувшейся со второй половины XVI в. массовой миграции татар из Поволжья сохранялась этническая переходность между формировавшимися в этой зоне башкирами и приуральскими (а частично и зауральскими, т.е. сибирскими) татарами. Правда, этническая ситуация в Зауралье в XVI–XVII вв., как и в более раннее время, нуждается еще в дополнительном анализе.

Травяной чай в шкатулках и чувашское угощение йăва

  • семья потомственных аграриев Мутагировых из села Абдрахманово Альметьевского района,
  • семья Масалимовых из Актанышского района,
  • семья потомственных нефтяников Морозовых из Нурлатского района,
  • семья аграриев Миннебаевых из Балтасинского района,
  • семья Юсуповых из Тетюшского района,
  • семья инженеров Вахитовых из Казани.

В финале конкурсанты представили на сцене театра музыкальные композиции, посвященные истории своей семьи.

А перед этим в фойе театра команды выставили на суд жюри национальные блюда: эчпочмак, баурсак, чак-чак и другие кулинарные творения, посвященные дружбе народов. Семья Мутагировых в дополнение к этому подарила членам жюри деревянные шкатулки с травяным чаем, собранным в окрестностях села.


— Почему чай? Объясню, — охотно рассказал представитель семьи. — В этом году у нас прошла реконструкция сельского клуба. Все думают, что сельский клуб — это бесконечная дискотека и запах библиотеки. А у нас не так. В нашем сельском клубе занимаются пением, есть тренажерный зал для пожилых людей. И после каждого занятия можно пойти в буфет и попить целебного чая. И это не случайно. Ведь глава сельского поселения Равиль Мутагиров — продолжатель рода из 11 поколений. Сейчас в селе есть спорткомплекс, строится ледовый дворец, пишется книга о селе.

А родословная Мутагировых начинается с Кулмухаммета, который родился в 1652 году.

Межнациональная семья Морозовых — Васильевых показала чувашское угощение — йăва (колобки). Хранительница древа Елена Васильева рассказала, что лакомство всегда готовилось на свадьбу и Масленицу, чтобы обеспечить семейное плодородие.

Богатый стол с национальными блюдами, вареньем из ягод накрыла семья Миннебаевых из Балтасинского района.

С этого, собственно, и начался конкурс — жюри оценивало кулинарные способности команд, их знание национальных традиций и умение пригласить к столу. В жюри входили представители Госархива, ЗАГСа, КФУ, Казанского института культуры и даже Казанской епархии, которые при осмотре тут же выставляли баллы по нескольким критериям.


Семейное беспамятство — это не вина, а беда народа

Затем в течение часа-полутора проходил музыкальный батл между семьями. В их выступлениях отражались национальные традиции татарских, русских и чувашских семей. Объединяло их одно — в истории каждой семьи отражались эпохальные события страны — революция 1917 года, коллективизация, Великая Отечественная война.

Вообще, в семейной памяти народа сохранилось множество драматических политических событий, которые привели к невольной утрате связи с прошлым. Достаточно сказать, что в годы Гражданской войны в семьях не принято было говорить о том, кто перешел на сторону белых, а в годы сталинских репрессий люди были вынуждены молчать о тех, кого признавали врагом народа.


22 поколения Миннебаевых и Масалимовых

— У нашего деда Масалима сохранилась большая родословная, которая передавалась из поколения в поколение, и она была таких размеров, что читали ее, разложив на полу, как ковер. В 1930-е годы в деревню приехала экспедиция, намеревавшаяся увезти ее с собой. Несмотря на возражения нашего деда Масалима, представители экспедиции с помощью милиции принудительно забрали этот документ, свидетельство нашей многовековой истории. Масалим записал родословную по памяти арабскими буквами. Впоследствии он передал ее сыну Гаптелбарыю, который переписал ее, уже по-татарски. Позже сыновья Гаптелбарыя Марсель и Олег дополнили, сделав ее в форме дерева, и сохранили в качестве реликвии родословную своих предков, — рассказывалось в постановке.

Семья Мутагировых представлена сейчас девятым, десятым и одиннадцатым поколениями. Над изучением родословной работали внуки Рамиль и Равиль Мутагировы, которые, обратившись в архивы Оренбурга, Казани и Санкт-Петербурга, нашли старинные материалы о семье. На колоссальную работу ушло 2 года.


Как выбирают имя в русских семьях

В выступлениях показывали и обычаи семьи. С крика новорожденного началась музыкальная постановка семьи Морозовых из Нурлатского района. Хранительница очага Елена Васильева-Морозова объясняет, как выбирают малышу имя. Как только дитя проснулось, называют поочередно несколько имен — Таня, Маша, Настя, пока ребенок кричит. Как только девочка замолкает — тем именем и звать будут дочь. А потом ее заворачивают в пеленку того из членов семьи, кто родился самым здоровым. Когда повзрослевшая девушка выходит замуж, ей дарят платье, в котором венчалась ее бабушка, и украшения.

— Русские, татары, чуваши — любая нация должна знать свою историю. Праздник родословной — это такой позитивный пример. Сейчас в мире идет глобализация, где вообще растворяется понятие семьи, где нет понятия ни мужа, ни жены. Есть родитель №1 и родитель №2, — заметил с иронией президент Татарстана, выступая на празднике.


В итоге лучшими были признаны работы семьи Миннибаевых (1-е место), Мусалимовых (2-е место) и Мутагировых (3-е место). Победителям вручили денежные призы в размере 150 тысяч, 130 тысяч и 100 тысяч рублей соответственно.

Впервые конкурс родословной запустил Государственный комитет Республики Татарстан по архивному делу в 2019 году. Мероприятие направлено на сохранение и развитие традиций родословных, укрепление семейных связей и преемственности поколений, привлечение интереса широкой общественности к истории Татарстана и отдельной семьи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Максат: 1. Җиңүнең 75 еллык юбилеена авылдашларыбыз турында, сугыш ветераннары, тыл ветераннары турында мәгълүмат туплау. Видеоязмалар, сочинениеләр әзерләү. Укучыларның бәйләнешле сөйләм телен үстерү. Туган илгә, Ватанга мәхәббәт тәрбияләү.

Җиһазлау: “Хәтер китабы” ( 494 бит, Яшел Үзән районы)

Без тынычта ат кебек эшлибез,

Без сугышта арысландай көчлебез! ( Г.Тукай)

-Күптән түгел генә без илебез белән Җиңүнең 75 еллыгын билгеләп үттек.. Бүген мин сезне “Таяну ноктасы” тапшыруына чакырам. Аның темасы: “ Без тарихта эзлебез”

1 нче сорау. Нәрсә соң ул тарих ?

Җавап: Тарих - ул үткәнебез, бүгенгесе һәм киләчәгебез

2 нче сорау. Илебез белән нинди бәйрәмне билгеләп үттек?

Җавап: Бөек Җиңүнең 75 еллыгын

3 нче сорау. Ничек итеп күңелгә кереп калды бу олы бәйрәм?

Җавап: “Үлемсез полкка” материал тупладык; якташ геройларыбыз турында чыгышлар ясадык; “Шаян ТВ” каналына рәсемнәр ясадык, шигырьләр сөйләдек.

4 нче сорау. Ә сез Ачасыр авылыннан ничә кеше сугышка киткән? Аларның язмышлары турында нәрсә әйтә аласыз?

Җавап: Бөек Ватан сугышына авылдан 378 кеше киткән булса, 242 кеше әйләнеп кайткан. Кайсы бөтнләй гарип, кайсының кулы юк, кайсының аягы юк. Авылда бер гаиләдән 3 бертуган чыгып киткән гаиләне беләм. ( Салахутдинов Ярхам, Ибраһим, Әкрам) Өчесе дә сугыш кырында ятып кала.

5 нче сорау. Монда таяну ноктасы нәрсә булырга мөмкин?

1 нче укучы. Тарихны һәрвакыт өйрәнеп торырга, онытмаска кирәк.

2 нче укучы. Тарихи романнарны укып, халкыбызның тарихын тирәнрәк үзләштерергә.

3 нче укучы. Әби – бабаларыбызның нәсел җепләрен онытмаска һәм буыннан - буынга тапшыра барырга тиешбез.

Укытучы : Республикакүләм уздырыла торган “Минем шәҗәрәмдә Бөек Ватан сугышы еллары” конкурсына 8 нче класс укучысы Миңнуллина Алия үзенең бабасы турында язып җибәрде. Шулай ук 8 нче класс укучысы Тухбатуллин Эдуард тыл ветераны турында язып җибәрде. Беркайчан да җир йөзендә сугышлар булмасын!


Родился 24 мая 1936 г. в селе Старое Шугурово Шугуровского района (сейчас в Лениногорском районе).

После окончания Казанского университета (1963) работал там же, в 1980–1995 гг. декан исторического факультета. Одновременно, с 1983 г., заведующий кафедрой истории СССР советского периода (с 1992 г. – современной отечественной истории, в 2009–2013 гг. – отечественной истории).


Группа студентов-историков приема 1958 года

В середине в очках куратор группы Г.Н.Вульфсон. Личный архив И.Р.Тагирова

И.Р.Тагиров: как и почему я выбрал историческую науку

На татарском языке

И.Р.Тагиров. Воспоминания у могилы отца

На татарском языке

Научная деятельность

Труды по истории революционного и национального движений в России, национально-государственному строительству в Татарстане.

В результате научных изысканий И.Р.Тагирова были реабилитированы и возвращены истории имена крупных общественно-политических деятелей татарского народа Г.Баруди, Г.Исхаки, М. Султан-Галиева, Ю. Валидова, И.Алкина и др.


На приеме у губернатора Санкт-Петербурга В.А.Яковлева. 1990-е годы

Первый слева – И.Р.Тагиров. Личный архив И.Р.Тагирова

И.Р.Тагиров о Декларации о суверенитете Татарстана. 2020

На татарском языке. Институт татарской энциклопедии и регионоведения Академии наук РТ

И.Р.Тагиров о Всемирном конгрессе татар

На татарском языке

Общественная деятельность

И.Р.Тагиров сыграл значительную роль в общественно-политических процессах 1990-х гг. в Татарстане, в становлении суверенитета республики, являлся одним из признанных идеологов татарского национального движения.

Член Президиума АН РТ (2002–2007). Депутат Государственного Совета РТ в 1995–2009 гг.

И.Р.Тагиров – один из организаторов и первый председатель исполкома Всемирного конгресса татар (1992–2002). Внес большой вклад в национальное и культурное возрождение татарского народа, в укрепление культурных и экономических связей Татарстана с татарской диаспорой РФ и зарубежных стран, организацию национально-культурных автономий в местах компактного проживания татарского населения.


У губернатора Стамбула Эролма Чакыра. 2001

Личный архив И.Р.Тагирова

И.Р.Тагиров о факторах создания Академии наук РТ

На татарском языке

Награды

И.Р.Тагиров о татарском факторе в истории России

На татарском языке

Сочинения

Дорогой свободы и братства. Казань, 1987.

История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань, 2000.

На изломе истории. Казань, 2004.

История государственности Татарстана. XX век. Казань, 2005.

Без тарихта эзлебез. Казан, 2016.

Литература

Профессора исторического факультета Казанского университета (1939–1999): биобиблиографический словарь. Казань, 1999.

Академия наук Республики Татарстан: справочник. Казань, 2002.

Валеев Р. Ученый, политик, человек // Гасырлар авазы = Эхо веков. 2006. №1.

Читайте также: