Как второстепенные персонажи помогают раскрыть характеры обломова и штольца сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Сам Гончаров отмечает, что на первый взгляд Илья Обломов производит положительное впечатление, но при близком рассмотрении можно заметить полное отсутствие мысли в его лице. Илья ведет апатичный образ жизни, он практически постоянно лежит на диване в своем любимом халате вокруг него пыль и паутина, он не хочет что-либо делать, у него нет грандиозных планов. Илья ленив и неподвижен, ему не хочется даже встать с дивана, чтобы встретить гостей, он не любит находиться в обществе. За такой стиль жизни его можно осудить.

В чем же причина такого поведения? Почему Илья выбрал именно такой стиль жизни? Все дело в детстве Обломова. Он рос в отдаленной деревне Обломовке, он был единственным ребенком в семье, поэтому всю любовь, заботу родители отдавали ему. Он находился под чрезмерной опекой родителей, он жил спокойно, не зная никаких забот, ему не нужно было что-то делать, все делали за него.

Находясь в такой атмосфере, Илья думал, что все будут обращаться с ним так всегда, но когда он поступил на службу, он столкнулся с очень необычными для него вещами: никто не обращал на него внимания, всем было все равно на его желания и капризы. Столкнувшись с таким отношением, Обломов уволился с работы и больше не искал ее, довольствуясь деньгами, которые приходили из Обломовки.

Ленивый и неподвижный Илья это одна сторона его образа. Есть и другая. Илья очень мягкий и добрый человек. Он обладает такими качествами как искренность, чуткость, честность. Он умный и очень отзывчивый, умеет любить Илья выделяется на фоне лживых людей, которых интересуют лишь светские мероприятия и деньги. Тем не менее, обломовщина берет верх над героем, несмотря на его человеческие качества. Лень и апатия побеждают. К главному герою романа трудно отнестись однозначно, он не является положительным героем, но он и не отрицательный персонаж. Несложно догадаться, что образ Обломова- собирательный, Гончаров описывал разные характеры и душевные качества русских людей.

Сочинение на тему Илья Обломов

Главный герой произведения целыми днями лежит на диване, а все домашние дела за него выполняет его слуга. Его друг Андрей Штольц пытается продубить его к жизни, но тот оказывается равнодушным ко всему. И к дружбе, и к любви. Но Штольц не прекращает попыток. Он ценит своего друга Илью Обломова, потому что тот очень добр. Его доброта вдохновляет Штольца, но даже Андрея опускаются руки. Это означает только одно: если человек сам не хочет развиваться, то никто не сможет его заставить.

Илья Обломов по своей сути очень добр и раним. Он искренен со своим слугой Захаром, открыт для всех людей. Единственный его недуг – это лень, которая не может дать ему нормально жить.

Нельзя сказать, что Обломов лежал на диване всю свою жизнь. В действии книги он несколько раз выходил гулять с Агафьей Пшеницыной, но делал он это по настоятельному прошению Андрея Штольца. В этот момент он словно начинает жизнь заново, но лень ведет его к дивану, где он прекращает любые контакты с внешним миром.

Вскоре, Андрей Штольц и Агафья Пшеницына перестают за него бороться и Илья Обломов умирает. Образ Илья Обломова символизирует русского человека того времени, ленивого и равнодушного, ждущего помощи свыше. Но автор считает, что время Обломовых прошло. В мире начинается время Штольцев. Время активных людей, которые не просто мечтают, а что-то делают для воплощения своих целей. Наступает время, когда нужно много работать, чтобы добиться своего, и ленивому Обломову, которой без Захара не может ступить и шагу, в этом мире нет места. Поэтому он умирает, а Штольц и Агафья Пшеницына идут дальше, в новый мир.

Если бы не лень Обломова, Илья Ильич смог бы стать одним из членов нового общества. Но, к сожалению, лень победила добро, и Илья остается в прошлом. В том мире, где можно ничего не делать и хорошо жить. Илье Обломову на Руси жить хорошо. Но всему есть предел. И его предел наступил.



Визитер Судьбинский

Этот персонаж является вторым, кто пришел в гости к барину. Он успел пригласить известного домоседа проехаться в Екатерингоф. Характеристика гостя Обломова такова:


  1. Давний знакомый, служивший с Ильей Ильичом в одном месте.
  2. Заядлый карьерист, не представляющий, на что можно тратить свое время, кроме как на работу.
  3. Усердно трудясь, он брался за каждое дело, за что и получил чин начальника отделения.
  4. Известен своей исполнительностью и ответственностью во всем министерстве.
  5. Думает жениться на некой Мурашиной, когда-то соседствовавшей с ним по даче.

Отношение к Илье Ильичу давно успело перейти за рамки обычного приятеля по службе, найдя место настоящей дружбе. Это становится очевидным не только благодаря теплоте обращения, но и, прежде всего, из-за приглашения Обломова быть на свадьбе Судьбинского шафером.

Обломов проникается глубоким сочувствием к судьбе своего старого друга, обреченного с двенадцати до пяти часов дня и с восьми до двенадцати вечера просиживать свою жизнь за постоянной работой. Судьбинский сможет многого достичь в своей жизни: нахватать чинов, обрести богатство и признание, но одновременно он упустит саму жизнь с ее чувствами, волей, будучи невнимательным ко всему действительно прекрасному, что может составить подлинное счастье человеческой души. Его сознание забито одной лишь рутиной, что хорошо понимает Обломов.

Вариант 3

Свой роман автор опубликовал в то время, когда в России был поднят вопрос об отмене крепостного права. Прежде, чем создать произведение, писатель прошел через всю жизнь своих героев. Особенно ярко показан главный герой Илья Обломов, показанный инертным и апатичным человеком. Причина такого состояния в его нравственном и умственном развитии. Его главными занятиями считается отдых и еда. И самым насущным вопросом для него был, какие блюда ему сегодня подадут на ужин и обед. После обеда он всегда спит. И так проходит день за днем в течение года.

Если заглянуть в его детство, то можно увидеть, что все начинания пресекались моментально. Будучи подростком, он не может самостоятельно одеться. Захар натягивает чулки ему и надевает обувь. Ему делают прическу и надевают одежду. Всегда напоминают о том, что надо умыться. Такая беспомощность вызывает у нас улыбку. Илья растет, но ничего не меняется. Вот он уже взрослый и все также прислуга бегает вокруг него, а он лежит целыми днями на диване не от усталости, а все потому, что у него такое состояние бездельника.

Обломов не может жить без удобного халата и неуклюжими туфлями, которые всегда спадали при свешивании ног с тахты. Жизнь героя представляла собой ленивую спячку. Ему чужда служба, хотя в молодые годы он трудился и ожидал каких- то результатов. Ему дали неплохое образование в столице, но в голове остались лишь кусочки некоторых знаний. Служба ему вскоре надоела, и он ее бросил. С тех пор он так и лежал на диване, мечтая о том, как он станет великим полководцем или же талантливым писателем. Но в его жизни были минуты, когда он задумывался о причинах, которые побудили вести себя так. Обломов умный человек, но в его логических суждениях имеется грустная истина. Он думает, что раз так уж устроен такой порядок, то ему не стоит переживать и действовать, так как это пустая трата времени. Илью Ильича не беспокоит, в каком состоянии находится его дом, и беспорядок, царящий в нем.

Даже в любви он не может преодолеть свою леность и апатию. Когда он сделал Ольге предложение, то не надеялся, что она ответит утвердительно. А когда получил положительный ответ, то начал мучить ее вопросами. И сразу же, узнав все ее ответы, он начал прятаться от нее, притворяясь больным. Почему же он так поступил? А все потому, что от него стал требовать действия, на что он не способен. Обломов прекрасно понимает человеческую душу, но ему стоит перестать мечтать сверх своих возможностей и перейти к реальности. Прослеживая и переживая угасание человека в Обломове, мы глубже принимаем трагизм его судьбы и осознаем ценность того духовного состояния, которое было заключено в данном персонаже.

: раскрыть роль второстепенных героев.

Оборудование:

Ход урока

I. Проверка знания текста (см. тест в конце книги)

II. Работа в группах по образам героев и индивидуальным заданиям

Задания.

1 ряд: Рассказать и проанализировать историю жизни И. И. Обломова по следующему плану:

а) образ главного героя: основные черты характера, формирование характера, его детство (коротко), день Обломова (коротко), роль деталей в обрисовке образа главного героя;

б) жизненные идеалы героя;

в) отношение автора к герою;

г) Захар и Обломов;

д) обломовские черты в Захаре.

— Почему обломовская лесть не производит на нас впечатления пошлости?

— Каковы основные факторы, оказавшие влияние на формирование характера Обломова?

(Привлекательные черты: мягкость, простота, великодушие, доброта… Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только своим спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни… Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли).

2 ряд: Рассказать и проанализировать материал об Андрее Штольце по следующему плану:

а) характеристика Штольца;

б) деятельность Штольца, его идейная позиция;

в) отношение автора к Штольцу;

г) выявить — Штольц — антипод Обломова или его двойник;

д) выделить привлекательные черты и слабости этого героя.

— В чем видит Гончаров ограниченность Штольца?

— Почему Гончаров и критики считали, что образ А. Штольца не удался автору? Согласны ли вы с этим?

(Привлекательные черты: для Штольца смысл жизни в труде; необычайно работоспособен и предприимчив. Гончаров любуется его кипучей энергией (участник компании, ведущий дела с заграницей, изъездил Россию вдоль и поперек). Сила, спокойствие, энергия у него в лице; он против спячки, за просвещение. Слабости: в Штольце нет поэзии, мечты, не имеет программы общественного служения. В нем нашли свое отражение определенные тенденции русской жизни — стремление к личной независимости, это буржуазный делец. К обломовщине относится снисходительно, считая ее временной болезнью общества).

Выявить сходства и различия между Обломовым и Штольцем и заполнить таблицу:

ОбломовШтольц
Образ жизни
Отношение к семье и родителям
Отношение к образованию
Поведение в обществе и на службе
Восприятие любви

После этого учащиеся должны обобщить данные и сделать выводы.

Примерный ответ-вывод учащихся:

Образы этих героев в романе противопоставлены по всем пунктам, но не строго. Оба героя являются личностями, внутренний мир которых нельзя рассматривать, исходя только из диаметральных различий их мироощущения. Можно отметить несколько сходных черт в характерах Обломова и Штольца: способность на глубокие искренние чувства, светлые воспоминания о детстве и привязанность к матери.

3 ряд: Рассказать и проанализировать материал по образу Ольги Ильинской, используя вопросы:

— Каков характер и идеалы Ольги?

— Почему Ольга полюбила Обломова?

— Является ли Ольга Ильинская положительной героиней?

Расскажите историю любви Ольги и Обломова. Заполните таблицу цитатами из романа:

Зарождение любвиНеоправдавшиеся надежды

— Роман согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь— любовь Агафьи Матвеевны и любовь Ольги?

— Брак Штольца и Ольги. Счастливый ли он?

(Привлекательные черты Ольги: неудовлетворенность собой и жизнью, стремление к активной деятельности, отсутствие жеманства, простота, естественность, продуманное ведение борьбы с обломовскими привычками (добродушная насмешка над ленью, пение, чтение, беседа по прочитанному, прогулки). Деятельная, страстная натура, много сделала чтобы перевоспитать Обломова, спасти его от лени и апатии. Образом этой женщины Гончаров решал проблему равенства женщины. Целеустремленная, волевая девушка стоит в ряду лучших героинь русской литературы: стремится приносить пользу людям, обществу, свободна от личных стремлений.)

III. Беседа

— Какова функция II-III ч. романа?

(Автор показывает, как Обломова встряхнула жизнь. Он воспрянул духом. Но и в это время в нем идет борьба, которой он не выдержит.)

— О чем идет речь в IV ч. романа?

IV. Просмотр фрагментов видеофильма и сравнение с эпилогом романа

— В чем вы видите историко-философский смысл романа?

Домашнее задание

См. предварительную часть урока 45.

Урок 45. Художественное мастерство Гончарова

Форма проведения:

урок — исследование, проходящее в форме обсуждения и коллективной творческой работы в группах с последующей защитой своей темы. Работает группа экспертов вместе с учителем.

Ход урока

I. Задания по группам

— С помощью каких художественных средств удается автору передать состояние природы? достигают ли образности эти картины?

— Раскрывают ли описания природы состояние души героев, их характеры, образ жизни? На всем ли протяжении романа мы встречаем пейзажи?

— Итак, к какому выводу вы пришли? (см. тему). Закончите ваш ответ наиболее яркой цитатой.

— Подумайте, является ли портретное описание героя элементом создания его образа?

— Найдите в тексте портреты главных героев, проследите, отражают ли они их характеры?

— Какие детали в облике героев автор описал наиболее подробно и почему?

Работу можно выполнить, составив следующую таблицу:

Найти в тексте романаОбломовШтольц
Возраст
Портрет
Костюм
Интерьер

— Использует ли автор при описании быта героев мелкие детали? Какую роль играют эти художественные детали? (например, халат Ильи Ильича)?

— Подробны ли описания интерьеров? Подтвердите ваши рассуждения цитатами.

— Какие художественные приемы использует автор, описывая быт героев?

— Какое внимание уделяет бытовым подробностям автор?

— Указывает ли речь героев на то, о чем говорится в определении? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста.

— К какому общему выводу вы пришли?

— Что было главной жизненной заботой в Обломовке и почему?

— Только ли физическое насыщение несет в себе еда?

— Сохранилась ли эта традиция у Обломова в Петербурге, до и после женитьбы? Есть ли место еде в его мечтах?

— Сравните отношение к еде Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны. Ответ подтвердите цитатами.

Творческое задание для всех групп.

Напишите письмо Обломову (Штольцу, Ольге, Агафье Матвеевне, Захару) от своего имени, поговорив с адресатом по интересующим вас вопросам.

Отношение к хозяину

С хозяином квартиры так же груб, как и с остальными. Он берет у него вещи, деньги и даже не думает их возвращать. Принимает угощения, словно так и должно быть, без малейшего намека на благодарность. А когда Илья просит Михея о помощи в его трудном деле с письмом, тот решается открыто шантажировать Обломова, совершенно забыв об уважении к своему благодетелю.

В течение всего повествования Тарантьев пытается бесчестно обмануть приятеля, пользуясь его доверчивостью и добротой. В надежде поживиться за счет Обломова, он придумывает мошенническую схему. Она способна вытянуть из героя огромные деньги.

Обломов меняет свое мнение о Тарантьеве на протяжении всего романа. Изначально дружелюбно-снисходительный тон к концу резко сменяется на явную неприязнь. Но зачем барин все это терпит?

В основном Михей Андреевич выполнял роль кричащего, шумящего развлечения для героя, которому лень проявлять признаки жизни самому. Кроме того, он мог посоветовать что-нибудь полезное, лишая домоседа необходимости в очередной раз думать.

Посетитель Пенкин

Обломов жалеет и его, считая, что тот живет скорее, как машина, обязанная менять свои убеждения, насиловать натуру, чтобы беспрерывно писать в любое время дня без всякого отдыха, тратить свои способности и мысли на один лишь хлеб насущный, это ли не мучение для творческого человека, а он не видит.

– главный герой романа. Это ленивый, косный представитель мещанства. Большую роль в описании персонажа играет образ дивана, на котором проводит большую часть жизни Обломов. Это символ бездействия и апатии. Автор уделяет внимание причинам такого бездеятельного образа жизни: они кроются в воспитании героя. Детство, в котором Обломова постоянно опекали взрослые, дало свои плоды в зрелом возрасте. И. А. Гончаров показывает, что у таких людей, похожих на Обломова, нет будущего, они обречены на трагичную судьбу. Именно поэтому когда главный герой произведения умирает, повествование все еще продолжается.

Андрей Иванович Штольц

– один из главных образов романа, друг Обломова, который является полной его противоположностью. Труд для персонажа является одним из главных жизненных компонентов. Он считает, что без трудолюбия, воплощения всех своих желаний и постоянного развития себя как личности невозможно будущее. Штольц противопоставлен Обломову не только по отношению к труду, но и по душевным качествам. Немец, в отличие от Обломова, грубоват и черств. У него не хватает той душевной теплоты, присущей главному герою. Этот образ находится на пути идеальных и сильных личностей, по мнению автора.

Однако более сильной личностью в произведении является Ольга Сергеевна Ильинская

– возлюбленная Обломова, а в дальнейшем – жена Штольца. Данный образ всегда стремится к развитию, даже больше чем Штольц. Ольга была не особо красива, но всегда уверена в себе. У Ильинской никогда слова не будут не соответствовать действиям. Она человек дела. Героиня искренне пытается изменить образ жизни Обломова, но когда приходит к пониманию того, что у нее ничего не выйдет, расстается с ним. Потому что она не может связать свою жизнь с апатичным человеком. И даже находясь замужем за Штольцем, она скучает, потому что нет такого героя, который бы подошел ее сильному характеру.

Противопоставляется Ильинской образ Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Это жена Обломова, отличающаяся своей добротой и милосердием. Такая героиня – идеал Обломова, оба они представители старого мира. Пщеницыну не интересует ничего, кроме домашнего хозяйства. Она по-настоящему любит Обломова и готова пойти ради него на все. После смерти мужа она теряет часть себя и замыкается.


Какова роль второстепенных персонажей: живой фон, стереотипы, эксцентричность

Второстепенные персонажи: живой фон, стереотипы, эксцентричность


Второстепенные персонажи: живой фон, стереотипы, эксцентричность
Герои второго плана также очень важны – они могут участвовать в полном раскрытии темы, влиять на повороты сюжета, создавать главному герою препятствия либо помогать. Даже если это эпизодическая, но важная помощь, то читатель также запомнит их. К слову, в некоторых произведениях отечественной и зарубежной литературы встречаются достаточно колоритные второстепенные герои, которые отличаются от основных лишь тем, что не участвуют в действии постоянно. Ниже вы найдете ответ на вопрос: какова роль второстепенных персонажей, которые служат живым фоном в произведении. Все они со своими стереотипами и эксцентричностью.

Как же отличить основных героев от второстепенных? Все просто:

  • Те, о ком повествует история – главные.
  • А второй план – это все остальные.
  • Их может связывать с главными героями дружба, родство, соседство, жизненные обстоятельства и т.д.
  • Но в некоторых случаях писатель поступает достаточно хитро – он говорит намеками, не показывая, какой персонаж основной, а какой – второстепенный. И читателю порой приходится подумать, чтобы определить кто есть кто.

Для чего же вводятся второстепенные персонажи в творение?

  • Во-первых, это живой фон.
  • С чего бы ни начиналась книга — главный герой сидит в кафе, идет по улице, разговаривает со старым другом, видит бандитов, которые хотят надругаться над девушкой в темной арке, не важно, они всегда будут.
  • Ведь, так или иначе, человек всегда находится в социуме. Это аксиома.

Именно поэтому в наших любимых рассказах и романах появляются:

Соответственно, иногда герои второго плана нужны и для эксцентричности. В таком случае, цель – кратковременное развлечение аудитории. Особенно это имеет место, когда роман очень серьезный и давящий психологически. Чтобы не вогнать читателя в депрессию, можно временами прибегать к перемене атмосферы на более непринужденную. Конечно же, шуточками не стоит изобиловать, но и забывать про этот прием не стоит.

Захар – слуга Ильи Ильича, который чем-то похож на своего хозяина. Он ленив и неопрятен. Автор иронично показывает, как все вещи вокруг ломаются или разбиваются. Однако такие черты характера не мешают герою заботиться о своем хозяине. Он, как и Обломов, — представитель старого порядка, при котором хозяин для слуги – всё. Можно сказать, что жизнь Захара находится в связи с жизнью Обломова. Поэтому когда умирает главный герой, умирает душевно и его слуга, за которым все же пытается ухаживать его жена – Анисья.

Анисья – это кухарка Обломова, чем-то похожая на Агафью Матвеевну. Обе они являются воплощением настоящей русской женщины. Анисья так легко влилась в семью Обломова, что уже стала неотделимой ее частью. Она трудолюбива, добра и житейски умна.

В произведении выделяется и отрицательные образы, к которым относится и Иван Матвеевич Мухояров – брат Пшеницыной. Это хитрый и равнодушный человек, хотя первоначально кажется добродетельным. Мухояров привык получать деньги любым путем, честным и нечестным, он привык брать взятки. У него нет ничего святого, герой вместе с Тарантьевым пытается создать аферу, с помощью которой им удастся обокрасть Обломова. Однако Штольц раскрывает их планы.

Михей Андреевич Тарантьев – такой же бесчувственный аферист и мошенник, готовый на все ради денег. Именно он придумывает план обворовать Обломова, но выполнить этот план одному у него не получается, поэтому он выбирает исполнителя – Мухоярова. Тарантьев – грубый, безнравственный, критикующий всё и всех человек.

Важны в произведении образы своеобразных двойников Обломова, к которым относятся Волков, Судьбинский и Пенкин. Автор показывает, что их жизнь такая же неполноценная, как и у Обломова. Волков, хоть и не лежит на диване, но также бесполезно ее тратит на развлечения и посещение различных праздников. Судьбинский – воплощение чиновничьей жизни. Он действительно много работает, что помогает ему добиться высокой должности. Однако, по мнению Обломова, эта погоня за карьерой портит всех людей, она не способна сделать человека счастливым. Пенкин – литератор, пишущих обо всем на свете и публикующий бессмысленные и бесчувственные произведения. Герой – олицетворение продажного творчества, что, конечно, не поддерживалось И. А. Гончаровым.

Еще одним гостем в доме Обломова является Алексеев. Это человек, который подстраивается под других и не имеет собственного мнения. Имя его никто не запоминает. Алексеев схож с Обломовым тем, что оба они тихие, непримечательные люди.

Важным образом среди второстепенных героев является доктор Обломова, который лечит только состоятельных людей. Он дает совет главному герою: жить по общественным правилам того времени. Однако, по сути своей, он предлагал Обломову поменять диван на такие же бесполезные вещи.

Второстепенные герои играют в творении огромное значение. Как правило, это слуги и учителя Митрофанушки. Некоторые из них раскрывают тему безвольности. Крестьяне покорны перед помещиками, и, казалось бы, ничто не может изменить ситуацию. Допустим, Еремеевна во всем старается угодить своим хозяевам и безропотно принимает их решения. Педагоги, как правило, зарубежные (ведь это модно). Последние нужны для того, чтобы понять проблемы воспитания детей знати. Ведь присутствие родительских капиталов еще не означает тягу к учебе и смекалку.

Среди учителей есть как горе-учителя, так и те, кто мог бы образумить парня, если бы он хоть к чему-то тяготел. Что же касается Скотинина и Простакова, они нужны для того, чтобы показать грубость, невежество, деградацию помещиков, которые угнетают простой народ. Впрочем, последний еще и жертва собственной беспринципности. В целом, Фонвизин вводит подобных героев в творение, чтобы показать несовершенство общества, пороки, атмосферу в нем. Каждый человек символизирует определенную социальную проблему. Второстепенные герои дополняют главных.

Удивительно, что каждый второстепенный герой подчеркивает качества главного, и безусловно, лучше раскрывает его натуру. Тем не менее, и второстепенные герои у Чехова уникальны.

Провокационно подсказывая нам выводы об Обломове в начале книги, автор на самом деле маскирует свою несравненно более сложную точку зрения на героя. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначное толкование романа.

Эти два голоса — резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора — сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги. Как это обычно бывает в , за социальным планом проступает метафизическая тема.

Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так.

С их точки зрения, Обломов — мертв. С его — смерть и жизнь сливаются воедино, между ними нет строгой границы — скорее промежуточное состояние: сон, мечта, Обломовка.

При этом Обломов — единственный подлинный человек в романе, единственный, чье существование не исчерпывается принятой на себя ролью. В предстоящей свадьбе его больше всего пугает то, что он, Обломов, превратится

Все преимущества вроде бы на стороне Штольца. Ведь он — гомункул — создан не естественным путем, а по рецепту идеальной личности. Это — этнографический немецко-русский коктейль, который должен привести в движение неповоротливую российскую махину.

Еще важнее то, что Обломова Гончаров показывает, а о Штольце рассказывает. Любовь Обломова к Ольге, которая, кстати, протекает на фоне русского, а не швейцарского, как у Штольца, пейзажа, передается непосредственно. История же женитьбы Штольца дана во вставной новелле. Когда во второй и третьей частях романа Обломов действует — ухаживает за Ольгой — рассказчик почти полностью исчезает из текста, но он появляется всякий раз, когда в книге возникает Штольц.

Подчеркнутая внятность отношений Штольца с миром, с людьми противостоит загадочной недосказанности, алогичности связей Обломова. Грубо говоря, Штольца можно пересказать, Обломова — ни в коем случае.

На этом построен замечательный диалог Обломова с Захаром,

Какую бы форму деятельности ни предлагал окружающий мир Обломову, тот всегда находит способ увидеть в ней пустую суету, разменивающую душа на пустяки. Мир требует от человека быть не полноценной личностью, а только частью ее — мужем, чиновником, героем…

Гораздо более значимо сопоставление Обломов — Штольц, постро-енное по принципу антитезы. Штольц — антипод Обломова. По за-мыслу автора, в нем должны были соединиться разные национально-культурные и общественно-исторические элементы. Недаром его мать — русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой — передала Андрею свою духовность, а отец — немец, прививший сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на соб-ственные силы. Такое соединение, по мысли писателя, должно было создать характер гармоничный, чуждый всякой крайности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • образ волкова в романе обломов
  • образ обломова сочинение краткое
  • сочинение по роману И.А.Гончарова обломова истоки формирования характера обломова
  • обзор романа Обломов
  • краткое.сочинение образ обломова

Характеристика гостей Обломова является, бесспорно, второстепенной деталью романа. Эти визиты описаны во II — VI главах. Гончаров своей книгой не только привлекает внимание читателя к саморазрушающейся личности Обломова, повествование классика освещает причины и окружение, способствовавшие формированию у Ильи Ильича абсолютно пассивного отношения к жизни, напоминающего живое воплощение лени. При этом автор использует совершенно разные Например, Обломова — последовательная демонстрация эволюции лени в детском и отроческом возрасте. Однако не был бы Иван Александрович Гончаров действительным членом Петербуржской Академии наук по словесности, если бы на этой сцене раскрытие идеи ограничилось. Краткая характеристика гостей Обломова служит этому доказательством.

Алексеев

Главные герои произведения Обломов

Словно бы в противовес, желая уравновесить массивную фигуру Обломова, нам представляют Андрея Ивановича. Человека с железными принципами и верой в то, что всего можно добиться своими собственными руками. Он не лежит на диване, просиживая пестрые халаты, нет. Он работает, добиваясь успеха в своей карьере и личной жизни. Именно такие качества и привлекли Ольгу впоследствии.

Ильинская – эмоциональная натура, желающая подле себя сильную личность. Её вера в высокие идеалы, ум и образованность – всё это, то, что двигало ей в попытках изменить Илью Ильича. Но, к несчастью, тот не смог побороть свою леность, что привело к разрыву отношений. И вот, судьба сводит её с тем, кто более всего подходит на роль идеала – Андрея Штольца.

Агафья Матвеевна – напротив, достаточна проста. Но в искренности её чувств сомневаться не стоит, ибо они проявляются не только в словах, но и действиях этой добродушной женщины, что действительно боготворит Обломова. Не в пользу последнего, но боготворит. Нам показывают её как антипод Ольги, но всё же, в ней есть что-то, что заставляет желать женщине лучшей жизни.

Верной тенью, неизменно сопровождающей Обломова, служит Захар. Он – верный слуга, помнящий былое величие дома своего барина и походящий на него привычками. До самой смерти остаётся тем, кто хранит память о каждом члене бывшей Обломовки. Однако показывает, что может меняться в лучшую сторону, если потребуется (когда тот влюбляется в Анисью).

Сама Анисья – добрая душа с умной головой. К несчастью, слишком рано умерла, но оставила свой след в этой истории. Именно она приводит к изменениям Захара.

Все они – те, кто имеет отношение к Обломовке. Но далеко не каждый из них её выходец. Именно это и делает их такими разными, словно две стороны одной медали.

Другие сочинения: ← Сравнительная характеристика Александра и Петра Ивановича Адуевых↑ ГончаровСудьбинский в романе Обломов →

Волков

Агафья Пшеницына

Агафья Матвеевна Пшеницына – жена Обломова. Она является антиподом Ольги Ильинской. Она не особо образованна, но еще и очень добра и бескорыстна. Это самый трогательный образ романа. Как и Обломов, Пшеницына – типичный представитель старого мира, где женщина делает все ради своего мужа. Можно сказать, что она не имеет собственного мнения, старается во всем потакать Обломову. Пшеницына хочет сделать его жизнь без трудностей. Ей ничего не интересно, кроме быта. Она действительно любит мужа, а после его утраты теряет смысл жизни.

Судьбинский

Ольга Ильинская

Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, жена Штольца. Это достаточно сильный женский образ. Героиня уверена в себе, постоянно стремится к развитию. Ольга была не настолько красива, однако образ ее отличается гармонией. Богатая духовная жизнь важна для героини. Полюбив Обломова, Ольга считает, что может изменить его и поставить его на истинный путь. Однако жизненные ценности у героев настолько разные, что им приходится расстаться. Ольга, как и Штольц, любит труд. Поэтому она и сходится с ним. Однако нельзя сказать, что она полностью с ним счастлива.

Характеристика женских образов

Штольц и его влияние


  1. Это немец по отцу, дворянин, чиновник в отставке. Ранее занимал высокий чин надворного советника.
  2. Возраст — около 30 лет.
  3. Очень энергичный молодой мужчина. Он успевает всюду — и заниматься торговой деятельностью, и путешествовать, и вести доверительные беседы со своим другом, которого действительно ценит. Возможно, то, что он сын немца, сыграло свою роль в его личности.
  4. Старается поднять Обломова с дивана, но терпит неудачу за неудачей. Привычка настолько сильна, что даже искренняя дружба оказывается бессильной.

Этот антипод основного персонажа показан в положительном ключе. Но при чтении романа не удается избавиться от мысли, что и Штольц что-то важное в жизни утрачивает. В погоне за материальными благами и жизненными успехами он теряет душевную красоту, становится черствым и грубым.

Взаимозависимость мужских образов


Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 10 класс предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

…пока умственную высоту будут предпочитать нравственной, до тех пор и достижение этой высоты немыслимо, следовательно, немыслим и истинный, прочный, человеческий прогресс.

Способы характеристики персонажей.

II. Основная часть.

1. Внешний облик героев.

2. Воспитание и образование героев.

3. Герои и Ольга Ильинская.

4. Дальнейшая судьба героев.

Надежда на будущее.

Столь не похожие внешне герои — близкие друзья. В детстве они жили по соседству и вместе выросли. Имение Обломова — образец классической русской усадьбы, райский уголок, находящийся вдали от больших дорог, городов, событий, самой жизни. Жизнь в Обломовке протекает размеренно и подчиняется своим правилам: приём пищи является своеобразным ритуалом, а любой труд представляется наказанием. Маленького Илью Ильича всегда окружали любящие родители, многочисленные родственники, гости, няньки, которые следили за каждым его шагом. Илья, как любой ребёнок, был любопытным и наблюдательным. Однако постоянный контроль и излишняя опека со стороны взрослых притупили эти черты.

Штольц воспитывался в других условиях. Родители уделяли много внимания его образованию. И если мать занималась с сыном музыкой и литературой, то отца беспокоила практическая сторона жизни. Штольца одного отправляли по делам, а когда тот пропал, отец не отправился искать сына, надеясь на его самостоятельность. Штольца с детства приучали к труду, усердию, самостоятельности. И он вырос упорным, честолюбивым, умным, деловым человеком, многого достигшим в жизни. И всё же маленького Штольца непреодолимо влекло в сонную Обломовку. Возможно, той гармонии и любви, атмосферы покоя и уюта, в которой вырос Илья Ильич, не хватало его другу в родительском доме.

Штольца всегда тянуло к ленивому и безмятежному Обломову. Душевная теплота, нежность, благородство, искренность ценились Штольцем выше деловой хватки и упорства других людей. Штольц в сравнении с Обломовым несколько проигрывает. Его деловитость абстрактна. Читатель не видит плодов его деятельности. Он не располагает к себе с первого взгляда, как Обломов. Но герои, безусловно, дополняют друг друга.

После этого судьбы героев разошлись. Обломов обрёл счастье в своём понимании — нашёл Обломовку в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он опустился, обрюзг и уже очень отдалённо напоминал прежнего обаятельного барина. Штольц создал семью с Ольгой Ильинской. Они как будто счастливы, только иногда на Ольгу находит непонятная грусть и тоска, посещают воспоминания об Илье Ильиче.

Сын Обломова Андрей становится своеобразным средоточием лучших качеств обоих героев. Наследник Обломова и воспитанник Штольца в будущем, возможно, станет во всех отношениях прекрасным человеком, деятельным и активным, но с нежной поэтической душой и золотым сердцем.


Главные герои

Илья Ильич Обломов

Главный герой, молодой помещик, муж Агафьи Пшеницыной.

Андрей Иванович Штольц

Успешный предприниматель, близкий друг Обломова, муж Ильинской.

Полный антипод Обломова, он уверенно смотрит вперёд. Ему чужды эфемерные фантазии, с энтузиазмом достигает поставленных целей, упорно трудится. Как и Обломову, ему присущи не только положительные качества, но и недостатки. Дружит с Ильёй Ильичом с самого детства, помогает ему во всех делах. Уважает доброту, мягкосердечность друга, его “хрустальную душу”.
Подробная характеристика Штольца.

Ольга Сергеевна Ильинская

Молодая красивая дворянка, жена Штольца.

В список её положительных качеств входят эмоциональность и твёрдые убеждения. Это прогрессивная, решительная девушка, ценит высокие идеалы, умна и образованна. Полюбив Обломова, старается переделать его, помогает преодолевать лень, хочет превратить в сильную личность, отвечающую её требованиям. Потерпев фиаско, разрывает отношения. Выходит замуж за Андрея Ивановича Штольца.
Подробная характеристика Ольги Ильинской.

Агафья Матвеевна Пшеницына

Молодая вдова, незнатного происхождения, супруга Обломова.

Противоположность Ольге. Недалёкая, но добрая и отзывчивая женщина, боготворит Обломова, потакая всем его прихотям, всячески облегчая его жизнь, тем самым ещё больше отбивая у него охоту действовать. Желая Обломову добра, создавая вокруг него тёплый кокон заботы, она тем самым приближает его конец.
Подробная характеристика Агафьи Пшеницыной.

Второстепенные персонажи

Захар Трофимович

Крепостной Обломова, лакей, пожилой мужчина.

Преданный слуга Ильи Ильича, давно служит ему и стал во многом похож на барина, такой же ленивый. Часто обманывает хозяина, подворовывает у него еду и сдачу от покупок. С барином ведёт себя развязно и фамильярно. Представитель старого поколения прислуги, верной и преданной своим господам. Даже после смерти хозяина, превратившись в нищего бродягу, живущего милостыней, не оставляет могилы хозяина.
Подробная характеристика Захара.

Михаил Андреевич Тарантьев

Земляк и приятель Ильи Обломова, мужчина средних лет.

Низкий и подленький человечишка, мошенник. Путём обмана старается взять с него как можно больше денег. Мстительный, корыстный и беспардонный.

Анисья

Прислуга, кухарка у Обломова.

Проворная, трудолюбивая кухарка в доме Обломова. Вышла замуж за Захара, но вскоре умерла от холеры. Была намного умнее мужа, который старался не допускать её до барина.

Иван Матвеевич Мухояров

Брат Агафьи Пшеницыной, мелкий чиновник, мужчина средних лет.

О Мухоярове становится известно из рассказа Тарантьева, который расхваливает его перед Обломовым. На самом деле нечестный и беспринципный человек. Ради своей выгоды и благополучия легко приносит в жертву интересы близких людей. Путём взяточничества сколотил своё состояние. Хитрый и расчётливый аферист. Приходится родным братом Агафье.

Волков

Приятель Обломова, богатый дворянин, чиновник.

Судьбинский

Бывший сослуживец Обломова, чиновник.

Как и Волков, один из гостей Обломова, такой же пустой человек, всецело занятый своей карьерой. Ему недоступны высокие идеалы и нравственные принципы.
Подробная характеристика Судьбинского.

Пенкин

Приятель Обломова, литератор, газетчик.

Занимается литературной деятельностью, пишет, чтобы заработать. В глазах Обломова Пенкин — бездушная машина, синоним несчастья.

Андрей

Сын Обломова и Агафьи Пшеницыной.

Единственный наследник Ильи Обломова. После смерти мужа Агафья отдала сына Ольге и Андрею Штольцам, полагая, что так он получит образование и вырастет достойным человеком.

Иван Алексеевич Алексеев

Приятель Обломова, мелкий чиновник.

Служит мелким чиновником, и сам является мелким и незаметным человеком. Посещает дом Обломова ради вкусного угощения.

Читайте также: