Без памяти нет совести сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Загрузить презентацию (333 кБ)

  • формирование представлений о творческом наследии Д.С. Лихачева;
  • развитие интереса у учащихся к личности Д.С. Лихачева;
  • осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Несколько минут назад прозвенел “школьный радостный звонок, и внимание с тишиною к нам” пришло на урок.

  • “Этот, несомненно, великий человек был полон ощущения радости жизни”.
  • “Им была прожита долгая жизнь посреди катаклизмов – сменявших друг друга эпох”.
  • “Он вводил нас в мир высокой культуры и полузабытых ценностей жизни”.

Хотелось бы, что бы вы сегодня серьёзно задумались о своих жизненных целях в предстоящем учебном году.

  1. Каково лексическое значение слов: память, совесть?
  2. Как они связаны?
  3. Зачем человеку дана совесть?

(совесть может предотвратить плохой поступок; совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки …)

На данные и многие другие вопросы можно найти ответ в 46-ти письмах Дмитрия Сергеевича. В них жизненный опыт, который автор “пытался обобщить”.

“Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам”.

О чём же беседует Лихачев?

1. Письмо третье. Самое большое. (слайд №4)

“Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас… Добро – это прежде всего счастье всех людей”.

“Любовь должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях”.

- К чему может привести слепой восторг?

(к нравственному уродству, нацизму)

“Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость”.

2. Письмо четвертое. Самая большая ценность - жизнь. (слайд №5)

“Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем …”

III. Работа с текстом.

О том, как нужно воспитываться “в моральном климате памяти”, говорит Дмитрий Сергеевич в сороковом письме “О памяти”.

Подробно рассмотрим именно это письмо. (слайд №6)

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена …
А.С.Пушкин

“Память - одно из важнейших свойств бытия”.
И.А. Бунин

Памятью обладают отдельные растения, камень, древесина, птицы…

- А что такое “генетическая память”? (информация, переходящая из одного поколения живых существ к следующим).

У Р.Рождественского есть слова:

“Это нужно не мертвым,
Это надо живым!”

- Как вы понимаете эти слова?

(Помнить погибших в годы Великой Отечественной войны – наш долг. Память - преодоление времени … смерти).

“Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки”, - пишет Лихачев в своем письме.

- Можно ли управлять памятью?

(Невежественный человек напрасно думает, что его поступок не сохранится в памяти окружающих. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее соединяется с прошедшим).

“Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого, но, если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки”.

Без памяти нет совести. Без совести нет памяти. Смысл тот же или иной?

Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к родным, близким, предкам, к их традициям.

Вспомним А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

1. О чем Пушкин заставляет задуматься?

2. Стоит ли стыдиться прошлого с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями?

3. Стоит ли думать только о будущем? (Нет, нужно жить настоящим, иначе будущее может не наступить (И.А.Бунин “Господин из Сан - Франциска”)

4. В каких произведениях звучит тема памяти? (А.С. Пушкин: “Воспоминания в Царском Селе”, “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”…)

IV. Итоги урока.

Так что же такое, по мнению Д.С. Лихачева, память? Совесть?

(Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии, память – наше богатство.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)

В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов обозначено так:

  1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления;
  2. Воспоминания о ком-либо или о чем-либо;
  3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах;
  4. Сознание.
  1. Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом
  2. Нравственные принципы, взгляды, убеждения.

- Что же получается в итоге?

- Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти многочисленных читателей.

Он одарил нас вечным светом,
Добром таланта своего.
Он весь – частица нас, и в этом
Залог бессмертия Его!

Кузнецова Татьяна Николаевна

Беспамятство… Именно оно порождает неблагодарность, неспособность ответить добром на добро или испытать чувство искренней признательности другому человеку. Например, тем, кто когда-то жертвовал своей жизнью во имя светлого будущего своих потомков, своей Родины, своей веры. К сожалению, среди современников существуют люди-варвары, которые, пускаясь в бесчинства, бесчестят святыни - могилы павших на войне. Не для того сложили свои головы солдаты-патриоты, чтобы абсолютно беспамятные потомки предали их имена забвению! Сражаясь за каждую пядь своего Отечества, солдаты защищали свободу, честь, доброе имя своих отцов и дедов. Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих детей, продолжателей их рода, но отнюдь не беспамятных потомков. Мы не имеем права забывать о тех, кому обязаны собственной жизнью, о тех, кто, думая о нас, шел к Победе. Никакими словами нельзя выразить благодарность, восхищение и гордость поколению, которое смогло пройти такие тяжкие испытания. Мы обязаны сохранить мир на планете, сохранить родную страну и родную культуру, за которую наши предки боролись, не щадя своей жизни.

Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку себе, сегодняшнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен: не может.

Только культура, опирающаяся на многовековые традиции, позволяет развивать богатый внутренний мир человека, не дает образоваться той пустоте души, которая проявляется в безнравственных поступках.

На мой взгляд, религия как часть культуры, в этом случае также могла бы сыграть важную роль. Любая традиционная религия богата своими обычаями, законами, которые помогают личности достойно нести в себе генетическую память о культурном развитии всего человечества.

Память – творческий процесс, с ее помощью человечество преодолевает время и смерть и поднимается на более высокие нравственные ступени развития, именно поэтому совесть и память – понятия, которые разделять нельзя!

Вариант сочинения по прочитанному тексту Сочинение-рецензия школьника по тексту Д.Лихачева. Д.С. Лихачев разговаривает нам о том, что память творческий процесс, с ее помощью человечество преодолевает время и погибель, совесть и память узко взаимосвязанные понятия. Память чрезвычайно главное свойство людского разума, души. Человек, который утратил ее , пропадает в этом мире. Это, прежде всего, утрата ориентации искренней, нравственно-нравственной. С потерей памяти почти все, накопленное опытом и годами, пропадает, появляется пустота, а с нею потребность чем-то заполнить ее вновь. Для такового человека беспамятство пытка. Создатель рассуждает и о другом беспамятстве неблагодарности, неспособности ответить благом на добро либо испытать чувство искренней благодарности иному человеку. К примеру, тем, кто когда-то жертвовал собственной жизнью во имя ясного грядущего собственных отпрысков, собственной Родины, собственной веры. К раскаянью, среди современников существуют люди-вандалы, которые, пускаясь в безобразия, бесчестят святыни могилы павших на войне. Не для того сложили свои головы бойцы-патриоты, чтобы безусловно беспамятные отпрыски предали их имена забвению! Сражаясь за каждую 5 своего Отечества, ратники обороняли свободу, честь, благое имя своих отцов и дедов. Проливая кровь за свою родную землю, они благословляли на светлое будущее своих деток продолжателей их рода, но никак не беспамятных отпрысков. Без памяти нет совести, уверен Д.С. Лихачев. И я согласна с ним. Может ли ничего не помнящий и никого не признающий человек быть ответственным за себя, свое время перед прошлым и будущим, дать правильную оценку для себя, теперешнему дню? Ответ на этот вопрос однозначен. Только культура, опирающаяся на многолетние традиции, дозволяет развивать обеспеченный внутренний мир человека, не дать образоваться той пустоте души, которая проявляется в развратных поступках. На мой взгляд, религия как часть культуры в этом случае также могла бы сыграть главную роль. Неважно какая обычная религия богата своими обычаями, законами, которые подсобляют личности достойно нести в для себя генетическую память о культурном развитии всего человечества. По идеи Д.С. Лихачева, этой же генетической памятью мироздания во многом владеют окружающие человека предметы растения, камешки, вода, стекло, лист бумаги и т.д. И желая ничего нет постоянного, противостоять уничтожающей силе медли люди смогут только через семейную, общенародную, культурно-историческую память.

5 готовых сочинений по новым направлениям 2020/21 учебного года.


Забвению не подлежит

Что важно изменить в себе, чтобы лучше понимать других?

Как научиться понимать другого человека? Над этим вопросом люди задумывались с давних времен. Действительно, взаимопонимание – это настоящее искусство, требующее немалых усилий, потому что обеим сторонам важно быть готовым пересмотреть собственные ценности и принципы. К сожалению, многие люди в наше время сосредоточены на себе, они излишне самоуверенны и ставят личные интересы превыше всего. Эгоисту невозможно добиться успехов в отношениях с другими. Для того чтобы процесс общения был эффективен, необходимо прислушиваться к мнению собеседника, быть внимательным и терпимым. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.


Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Можно ли утверждать, что современная молодежь в чем-то ориентируется на поколения прошлых лет?


Разговор с собой

Бывают ли обстоятельства, когда человеку можно пойти против совести?

Совестливый человек – это тот, кто всегда прислушивается к голосу своего сердца. Он делает добрые поступки, потому что не может жить по-другому, и мучается, когда ненароком задевает чужие чувства. Некоторые оправдывают проступки и даже преступления тем, что действовали с благими целями, например, ради чьего-то спасения. На мой взгляд, не бывает обстоятельств, когда человеку дозволено поступиться совестью. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к примерам из художественной литературы.

В заключение хочется сказать, что любое нарушение норм морали – это проявление бессовестности. Если человек начинает оправдывать свой безнравственный поступок, это значит, что он не хочет признать вину и не готов искренне раскаяться в содеянном. Нет причин, позволяющих человеку поступать не по совести, в противном случае он утрачивает душевное равновесие.

Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?

В заключение хочется сказать, что любые перемены хороши, если они ничего не разрушают и не дискредитируют духовные ценности. Какими бы прекрасными ни были новые технологии, важно помнить, что всегда есть то, что обладает большей, высшей силой. Если знать меру и не забывать о нравственности, то можно свести к минимуму негативные последствия технического прогресса.

Читайте также: