Без доброты невозможна душевная красота человека сочинение

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по теме: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Образовательные :

- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;

- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;

Развивающие:

- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;

- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;

- формировать навыки исследовательской работы;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к русскому языку;

- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

1. Организационный момент.

Запись даты, темы урока в тетрадь.

2. Собеседование с классом:

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, и соберем материал к сочинению.

- Как вы понимаете значение этого слова?Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, альтруизм, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь.

Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Крылатые выражения о человечности

Истинная человечность – это благородное отношение к любой жизни.

- Георгий Александров -

Тот будет человечен, кто сумеет воплотить повсюду пять достоинств: почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброту.

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности.

- Василий Сухомлинский -

Обратимся к словарю:

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств - благожелательность, уважение к людям, сочувствие и доверие к ним, великодушие, самопожертвование ради интересов др., а также предполагает скромность, честность, искренность.
Философский словарь

Человечность — гуманность, человеколюбие; гуманизм, человечественность, гуманитет, доброта, добротолюбие, отзывчивость. Словарь русских синонимов

Челове́чность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

Проявления человечности в повседневной жизни

Помощь нуждающимся, благотворительность. Помогая детям, пожилым и тем, кто по каким-либо причинам нуждается в помощи, человек проявляет свои лучшие качества; человечность – одно из них.

Межличностные отношения. Чем большую человечность по отношению к окружающим проявляет человек, тем сильнее тянутся к нему люди.

Интерес к другим людям. Человек, искренне интересующийся внутренним миром окружающих, проявляет человечность.

Профессиональная деятельность. Есть профессии, в которых человечность выходит на первое место среди необходимых личностных качество, – это врачи, педагоги и спасатели.

Семейные отношения. Любовь родителей к детям и детей к родителям, любовь между супругами – одно из проявлений человечности.

3. Подбор материала к сочинению.

1. Запишем вступление к сочинению – определение:

Человечность - это нравственное качество, которое предполагает милосердие, сострадание, сопереживание, сочувствие, желание помочь другому бескорыстно.

2. Комментарий к тезису .

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может быть проявленачеловечность? Что может послужить причиной проявленной бесчеловечности?

3.Работа над схемой сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

- Какова схема построения сочинения-рассуждения?

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, забывают о человечности. Такого быть не должно!

-Я предлагаю вам прослушать текст Д. С. Лихачева. (аудиозапись). Слушание

текста будет целенаправленным. По ходу прослушивания текста постарайтесь

определить характерные для текста признаки: тема, стиль, тип, идея.

(6) Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.(7) Если добрые чувства (не) воспита..ы в детстве, их (н..)когда (не) воспитаеш. потому (что) они усваиваются одновреме(н,нн)о с познанием первых и важнейших истин, главная из которых – это це(н,нн)ость жизни, чужой, своей, жизни животного мира и р..стений. (8) Человечность, доброта,

Доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях. (9)Добрый чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра.

(11) Следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный для человека. Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.

5. Работа с текстом: комплексный анализ.

1.Повторение теоретических сведений

А ) – Докажите, что данный отрывок является текстом. (Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений; порядок слов в предложениях; интонация.)

( Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и

основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и

грамматически. Основные признаки текста: тематическое и композиционное

единство всех его частей; наличие грамматической связи между частями;

смысловая цельность, относительная законченность.) (ответы учащихся с

опорой на схему)

Б) Определите тему текста ( Тема текста – это то, о чём ( или о ком ) в нём говорится ) (о воспитании человечности-добрых чувств)

- Где можно найти лексическое значение слова?

- Какие толковые словари вы знаете? (Даля, Ожегова, Ушакова).

-Если обратимся к словарю Ожегова, то прочитаем:

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление

делать добро другим

- Чтобы быть человечным, что автор считает необходимым сделать? (пройти

школу воспитания добрых чувств). Об этом говорили и великие люди.

Подлинная доброта рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека.

В)- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности,

доброты. Выделите в тексте три микротемы, которые раскрывают идейное

содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста. (1.Без доброты нет подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота

2. Добрые чувства должны уходить своими корнями в детство.

3. следование путем добра – путь самый приемлемый и единственный.

д). - К какому стилю речи относится текст? Устно аргументируйте свой ответ. (Публицистический, во-первых, автор говорит о прекрасной человеческой черте доброте, т.е, поднимает важную для нас проблему.

Во-вторых, в тексте ярко выражена авторская позиция. Автор на ярких

примерах убеждает нас в том, что доброта раскрывается в умении

чувствовать другого человека и сопереживать ему)

- Какова сфера употребления публицистического стиля? (Это общественно-

экономические, политические, культурные отношения; используется в

е). - Какой тип речи представлен в этом тексте? (рассуждение)

6. Работа над приемами сжатого изложения (памятка)

- Вспомните и запишите в тетрадь известные вам приемы сжатия текста

- Используя данные приемы, запишите сжато 1 абзац текста.

(ответы учеников, показ образца

называли многие ценные человеческие качества, но никто не говорил о доброте.

Неужели доброта не является такой же доблестью, как мужество и храбрость?

Без нее нет теплоты сердца, невозможна душевная красота.

- Какой прием вы использовали?

- Используя прием упрощения, примените компрессию (сжатие) к 8 предложению.

7. Выполнение тестовых заданий ОГЭ

– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту. (учащиеся после демонстрации задания записывают ответ в тетрадь и осуществляют самоконтроль, ставя знак + в соответствующие графы)

1. Какое утверждение соответствует содержанию текста?

а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;

б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;

в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

1) волнениях 2) рождается

3) переживания 4) растений

3. Замените словосочетание эмоциональную школу , построенное на основе

согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите

4. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным

5. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение. (11)

6. Выпишите из предложения 7 слова с пропусками букв, вставьте пропущенные

( Чу..ства, (не) воспитаны, (н..)когда, (не) воспита..ш(?), потому (что), подли

Взаимопроверка. Меняются тетрадями. Проверяем по слайду, коллективно

анализируем ответы, исправляем ошибки, если они есть. Выставляем оценки за

тест. Оценку ученик переносит в лист самооценки.

Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий

выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен

быть связан по смыслу с тезисом.

8.Домашнее задание : (разноуровневое, на выбор учащегося) (слайд 16)

- Исходя из результатов работы и самооценки, вы выбираете себе тип домашнего

В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в

реальных жизненных ситуациях. Не забывайте о смысловой цельности, речевой

связности и последовательности изложения. Объем сочинения по регламенту не

2. Средний: выполнить тест

3. Простой: написать сжатое изложение по аудиозаписи.

9.Итог урока (рефлексия).

Итак, возвращаясь к поставленным целям, делаем вывод по уроку.

- Мы учились выполнять комплексный анализ текста, благодаря чему развивали свои

языковые способности и навыки.

- Мы совершенствовали и развивали свои умения, знания, учились применять их на

Продолжили подготовку к итоговой аттестации в новой форме.

Завершая урок, хочу прочитать вам стихотворение малоизвестного поэта Алексея

Нескородова, которое перекликается с содержанием текста, по которому мы

Красиво жить не запретишь,

И с Божьей помощью, быть может,

Ты где-то, в чем-то победишь,

Я знаю, Бог тебе поможет!

Поможет Он тебе любить,

Быть добрым, честным и бесстрашным,

Добро на всей земле дарить

И жить в гармонии в мире нашем!

- Помните эти строки, и пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью,

Примерова Любовь Федоровна

Сочинение "Без доброты человек не был бы человеком" ученица написала на Всероссийский конкурс сочинений. Работа прошла школьный этап и была представлена в сентябре 2019 года на муниципальный тур. Девушка размышляет о том, как важно быть добрым и уметь сочувствовать и сопереживать другим. Ученица опирается на известные литературные произведения, а также приводит и жизненный пример. Своё сочинение Алиса завершает фразой: "Сколько бы ни было в нашей жизни зла и испытаний, мы должны верить только в лучшее, быть добрее и помогать другим. Ведь, как известно, без дождя не бывает радуги".

ВложениеРазмер
sochinenie_ionina.a.docx 17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Без доброты человек не был бы человеком.

Когда я была маленькой, мама часто читала мне сказки. Я любила слушать её успокаивающий голос и окунаться в волшебный мир фантазий. Одна история была моей самой любимой, о девочке, что хотела изменить мир в лучшую сторону. Однажды ночью к ней прилетела фея-волшебница, которая знала о её заветном желании - сделать мир лучше. Фея дала ей совет, что для того чтобы изменить этот мир, нужно написать сказку о добре. На следующий день девочка написала сказку, но ничего, к сожалению, не изменилось. Однажды, возвращаясь из школы, она поняла, что мало написать сказку, нужно творить добро самому. Так девочка начала свой путь доброты. И первым её добрым делом была помощь однокласснику. Сейчас, когда я вспоминаю эту сказку, то думаю, как было бы в мире хорошо, если бы все поступали так, как эта девочка, а именно - творя добро.

В наши дни важность доброты стала обесцениваться. Что же такое доброта и почему она так важна для полноценной жизни человека? Доброта - это отзывчивость, бескорыстная помощь другим, сопереживание окружающим и желание блага для всех. К сожалению, говорят, что со временем многие люди становятся менее сострадательными и бескорыстными по отношению к другим, а ведь доброта должна взращиваться в каждом человеке с самого детства. Родители, воспитывая ребёнка, объясняют ему понятия добра и зла, учат быть добрым и сопереживать другим. На протяжении всего взросления мы осознаём, как важно быть добрым человеком.

Сейчас многие люди перестали проявлять доброту по отношению к другим. Но ведь доброта - это одна из составляющих человечности, а человечность – это одно из важнейших качеств человека. Поэтому я думаю, что без доброты мы - неполноценные люди.

Людей, которые творят добро, намного больше тех, что злы и черствы внутри. Например, жительница Дании Аня Ринггрен Ловен спасла маленького мальчика из Нигерии, от которого отказались его родители. Он выживал на улицах, питаясь тем, что дадут ему прохожие. Аня забрала его в свой приют, который она содержит вместе со своим мужем. Она спасла его от страшного голода и подарила ему радости жизни, которые он не мог позволить себе раньше. Аня и её муж - чудесные люди, что дают детям любовь и надежду на светлое будущее.

Сколько бы ни было в нашей жизни зла и испытаний, мы должны верить только в лучшее, быть добрее и помогать другим. Ведь, в конце концов, без дождя не бывает радуги.

На вопрос, что такое добро и красота, нельзя ответить однозначно. Ведь эти понятия вбирают в себя несколько значений и глубокий философский смысл. Но иногда требуется сделать выбор, что лучше — доброта или красота. Сочинение на эту тему нередко пишут на итоговых экзаменах. В нем школьники должны не только отразить свое понимание этой дилеммы и выразить свою позицию, но и использовать аргументы из литературы, чтобы подтвердить свои выводы.

Красота или доброта

На протяжении многих веков люди ценили внешнюю красоту. Она сравнивалась с проявлением божественной благодати к человеку. Но если рассмотреть вопросы красоты с другой стороны, то будет очевидно, что те преимущества, какие дает красота, недостаточны для счастья. Этот вопрос является одним из спорных, размышления над которыми может завести далеко, но так и не дать точного ответа. Каждый человек, рассуждающий на поставленную тему, предпочтет остаться при своей точке зрения и будет по-своему прав.

Генрих Гейне считал, что доброта много лучше красоты. Люди должны согласиться с мнением немецкого поэта, ведь что есть доброта и красота по отдельности? Что дает человеку прекрасная внешность, кроме временного восхищения ею окружающих? По большей степени внешнее превосходство не дает индивиду особенных преимуществ. Восхищения пройдут, как и красота и молодость, которым некогда удивлялись люди. Доброта же — это внутренне качество, которое остается с человеком, невзирая на возраст и привлекательность.

Доброта дает личности ощущение своей нужности этому миру

Доброта дает личности ощущение своей нужности этому миру, дает верных друзей, правильное представление о нашем мире — все это невозможно получить при помощи внешней привлекательности. Несомненно, впервые увидев человека, мы оценим его внешность, но лишь после нескольких поступков, совершенных им, люди уже сделают вывод о сущности его личности. Прочитав литературные произведения, можно привести именитые примеры, но точно так же можно вспомнить и привести аргументы из жизни на тему красоты.

Например, всем известна история жизни горбуна из Нотр-Дама. Юродивый славился своей ужасающей внешностью и затворничеством. Человек, живущий в соборе действительно существовал и имел дефективное искривление позвоночника, непропорциональные черты лица и отталкивающие поведение, вероятно, продиктованные ему болезнью. Но ему не чужды были искренние проявления чувств: он полюбил цыганку, за которую даже не побоялся отдать жизнь. Цыганка ответила ему взаимностью в чувствах. Это могло показаться невозможным, но их история дружбы была увековечена не только в литературе, но и в реальной жизни.

Этот пример может означать лишь то, что люди с внешними уродствами бывают намного искренней и добрее обычных людей.

Определение понятий

Чтобы иметь наиболее точное представление о сути вещей, нужно знать определение слов.

  1. Нечто положительное, хорошее, полезное.
  2. Имущество, вещи.
  3. Добро в значении частицы.
  4. Добро в значении союза.

Очевидно, что первое понятие наиболее точно отражает тему рассуждения, и именно оно будет применено при написании сочинения.

Читает словарь

В том же словаре приведено значение понятия красота, оно имеет под собой 3 основных значения:

  1. Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
  2. Красивые и прекрасные места.
  3. Красота в значении сказанного о чем-то хорошем, впечатляющем.

Аргументы из литературы

Для того чтобы удачно написать сочинение на тему доброта и красота нужно привести аргументы, подтверждающие свою точку зрения.

Наталья Ростова

Мысль о доброте и красоте прослеживается в образе главной героини, — Натальи Ростовой. Толстой неоднократно подмечает, что его героиня неказиста, с неправильными чертами лица, но тем не менее с доброй душой и благородными поступками. Она во всем старается оказать помощь людям. Она любит природу, уважительно относится к людям, не имеет в характере меркантильности и эгоистичности, в отличие от Элен.

В минуты беды, или всеобщего горя, она помогает людям. Например, в эпизоде с повозкой, Наталья просит родителей отказаться от части вещей, чтобы везти раненых. Затем она помогает Андрею Болконскому, прощая все обиды. В финале романа Наташа становится примерной матерью и образцовой женой. Все это характеризует ее как многогранную положительную личность, сумевшую преодолеть жизненные неурядицы.

Автор описывает спутников Печорина, особенно подчеркивая глаза героев. Глаза Бэлы черны и заглядывают прямо в душу. Взгляд Мэри предстают бархатными и нежными, словно говорит о характере самой хозяйки. Сам Печорин искренне верит в то, что внешность человека напрямую зависит от его духовных качеств. С его рассуждениями связана такая теория: утрата части тела связана с утерей части человеческой души.

Он совершает убийства, считая, что молодости и красоте все прощается. Дориан не стареет и сохраняет молодость и красоту. Вместе с восхищением окружающих, Грей все глубже погружается в царство безразличия и жестокости. В финале произведения Дориан показан на своем портрете безнравственным, ничтожным существом, красота которого уже не в силах скрыть его внутреннего уродства и опустошенности.

Образец эссе

Красота — это отличительный признак индивида: человек может быть как красивым, так и нет. Но что если красота не самое главное в каждом из нас, ведь людьми ценятся прежде всего душевные качества, а не внешняя составляющая. Что важнее доброта или красота? На вопрос сложно дать исчерпывающий ответ. Но на опыте реальной жизни красота приносит пользу только одному человеку, а доброта помогает улучшить окружающий мир.

Элен Курагина

Элен эгоистична и избалована, не считается с чувствами других людей. Она блещет на балах, но ей не дано понять всех прелестей внутреннего мира, испытать радости настоящей любви. Ее подлые поступки обусловлены бездуховностью, привитой тем обществом, в котором она воспитывалась. Она помышляет о новом удачном замужестве при живом муже. О ее смерти мало говорится, ведь Элен давным-давно умерла внутренне.

Она верит в Раскольникова, следуя за ним на каторгу и помогая ему прийти в себя после потрясений, также работает по желтому билету, понимая, что только так способна прокормить детей Катерины Ивановны. Сонечка по характеру самоотверженна и добра. При прочтении романа невольно начинаешь задумываться о пределе человеческой доброты и силы, и приходишь к выводу, что доброта — это то же самое проявление силы характера.

Приведенные примеры помогают разобраться в сущности доброты и красоты. Теперь на поставленный во вступлении вопрос можно ответить однозначно: доброта намного лучше красоты. Как правило, внешняя красота лишь в редких случаях отражает душевные качества человека, значит, важнее ценить людей по тому, что находится у них в сердце. Умение быть истинно красивым — добрым, великодушным, бескорыстным, отзывчивым — всегда ценилось в мире.

Что человеку для счастья не нужно быть невероятно красивым, намного важнее стремиться стать лучшей версией себя, оставаться человеком и всегда самосовершенствоваться. Только в таком случае человек способен обрести настоящее счастье, которое не в силах затмить ни одно из проявлений материального мира.

Эти произведения вполне можно использовать в качестве аргументов при написании итогового сочинения по литературе или ЕГЭ по русскому языку. Ведь проблема красоты и доброты, столь подробно описанная в классических произведениях, остается актуальной во все времена.

Что движет миром, делает его ярче, насыщеннее, прекрасней? Конечно, это красота. Та, что олицетворяет свет, ее воспевали, ее восхваляли. Но только ли красота? Есть гораздо нечто важнее для человека. Что ценится больше всего? В первые моменты встречи всегда смотрят на него, на внешний облик. Но только познакомившись поближе, становится видна его природная доброта. Именно она настоящий дар, который есть ни у каждого. Можно сказать, что люди, даже некрасивые внешне, красивы внутренне — если они добры.

О доброте, как об одной из важнейших качеств в человеке, в литературе сказано очень многое. Авторы посвящали этому свои произведения.

Читать такие произведения не только очень интересно, но и полезно. Они развивают понимание ценности человека, как одухотворенного существа с моральными устоями.

Маленький принц

Авторы, говорящие о силе доброты:


Духовная и внешняя привлекательность

Борьба внутренней и внешней привлекательности присутствует во многих произведениях. Этот вопрос всегда интересовал общество. Что же должно победить: внешний облик или душевная красота? На протяжении долгих лет драматурги, писатели, мыслители и другие ценители искусства доказывают победу душевного равновесия над внешним обликом. Особо ярко выражены эти мысли в некоторых произведениях мировых шедевров.

Аргументы о внутренней красоте из литературы человека доказывают, что личность непривлекательной внешности сочетает самые лучшие человеческие качества. Именно для таких людей не чужды доброта, сострадание и милосердие. Очень редко красота внешняя сопровождается душевной притягательностью. И наоборот, дефекты облика скрашиваются богатым духовным миром.

Значение нравственности


Примеры из литературы могут стать важным аргументом к итоговому сочинению. Портрет Дориана Грея в одноименном романе О. Уайльда — один из самых ярких проявлений того, как моральные качества человека отражаются на его внешности. Красота является основной темой произведения. Внешность главного героя идеальна. Он молод, красив, обаятелен. Продав свою душу дьяволу, с каждым эпизодом он становится неприятен читателю. Молодой человек считает, что лучше не иметь души, но оставаться всегда молодым и красивым.

Первоначально его внешность не позволяет окружающим думать о нём плохо. Видя прекрасную оболочку, люди даже не могут допустить мысли о том, что красавец ведёт порочный и аморальный образ жизни. Истинный же облик героя изображён на картине. Здесь его внешность меняется не в лучшую сторону с каждым эпизодом его безнравственной жизни. Со временем он становится жесток и забывает о морали.

Портрет, отображающий истинное лицо Грея, становится причиной убийства художника Базила, создавшего картину. Теперь главный герой утопает в мире преступлений и лжи, следствием чего становится отчаяние Грея. Он решает убить копию себя самого. Ножом герой пронзает портрет, но стареет и умирает сам. При этом портрет Дориана возвращается к первоначальному виду.

Вывод один: внешняя красота не может победить внутреннюю. Человек, стремящийся сохранить прекрасную оболочку, забывает о нравственности и других человеческих чувствах.

Любовь и красота

Любовь, как правило, всегда идет в ногу с красотой. Невозможно полюбить человека только за его привлекательную внешность. Любовь всегда объединяет все положительные качества человека. Именно поэтому любовь, красота, доброта и милосердие принимаются человеком только в целом.

Любовь как проявление красоты в литературных произведениях:

Мертвые души

Анализируя произведение, можно отметить богатое разнообразие авторских мыслей, не касающихся непосредственно сюжетной линии. Такие лирические отступления играют важнейшую роль в самом произведении. Гоголь хочет достучаться до читателя, преподнести ему проблемы Руси, существовавшие на то время.

  1. Развернутые личные переживания автора
  2. Размышления о Руси в целом
  3. Переживания о Русском народе и его судьбе

Основные отступления подробнее по главам в таблице:

Автор говорит с читателем, через это обращение хочет донести до него глубокие моральные ценности, которые должны быть присущи каждому. Сам сюжет играет второстепенную роль. Он лишь дополняет тот уклад жизни, что был на Руси.

Проблема людской ожесточённости, чёрствости стояла не на последнем месте. Ведь какой бы была жизнь народа, если бы каждый человек стал хоть немного добрее к окружающим.

В этом Гоголь полностью согласен с цитатой Гейне, что доброта лучше и важнее красоты.

Сочинения на темы итогового сочинения

Читайте также: