Белова д н сочинение загадок как условие развития словесного творчества дошкольников

Обновлено: 30.06.2024

Автор: Вязовкина Мария Валерьевна, Максимова Полина Николаевна
В детском саду загадки применяются как дидактическое, занимательное средство в развитии и обучении детей, а так же для их досуга. Во время чтения и разгадывания загадок у детей активизируется словарь, закрепляется умение определять существенные признаки предметов.

Автор: Вязовкина Мария Валерьевна, Максимова Полина Николаевна

Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок .

Вязовкина Мария Валерьевна

Максимова Полина Николаевна

В детском саду загадки применяются как дидактическое, занимательное средство в развитии и обучении детей, а так же для их досуга. Во время чтения и разгадывания загадок у детей активизирует ся словарь , закрепляет ся умение определять существенные признаки предметов. Загадки педагог использует на прогулке, в играх и в труде. Ведь загадка помогает развивать у детей логику , речь, усидчивость, внимание, наблюдательность, умение делать выводы, а так же нестандартно мыслить . Именно поэтому, загадки - это не только игра, но и средство воспитания, обучения и развития детей .

Работая с детьми дошкольного возраста , мы пришли к выводу, что они не умеют отгадывать загадки . Зачастую загадывая простейшую загадку, дети с трудом дают ответ, либо ответ дать не могут. Дети молчат, сомневаются в ответе и не могут высказать свое предположение. Проанализировав, отчего так происходит, мы пришли к выводу, что причин несколько . Во-первых, дети имеют небольшой объем знаний об окружающем мире. Во-вторых, не имеют навыка делать умозаключения. В-третьих, с трудом воспринимают на слух задачу и поэтому не могут сконцентрировать свое внимание на отгадывание загадок.

Мы решили, что для развития интеллекта, необходима ежедневная гимнастика ума. Для детей загадки, это игра обучающая , поэтому мы в своей работе выбрали принцип доступности, то есть от простого к сложному . Для начала, нами были выбраны простые темы, которые известны для детей, это животные, игрушки, одежда , то, что они использу ют в повседневной жизни. Далее мы стали использовать таки е тем ы , как погода , цифры, части тела человека, транспорт, букв ы и так далее.

У многих детей лучше развита зрительная память , поэтому в своей работе, мы используем демонстрационный материал. Перед тем как загадать ту или иную загадку, мы вначале беседовали с детьми, читали произведения, рассматрива ли иллюстраций, вели наблюдения, с целью приобретения у детей определенных знаний о том, или ином явлении, предмете или объекте . После проделанной схемы мы загадывали загадки .

В дальнейшем мы с детьми хотим сами придумывать свои загадки , зарисовывать их и предлагать родителям отгадывать загадки.

Белова, Д. Н. Сочинение загадок как условие развития словесного творчества

дошкольников [Электронный ресурс] /

. - 2017. - Т. 2. - С. 252-256. - Режим доступа:

, свободный. - Заглав. с экрана (дата обращения: 20.03.2018).

Большая книга загадок / Сост. О.В.Узорова, Е.А.Нефедова. -М.; Астрель, АСТ, 2011.

Российская детская энциклопедия загадок/Ред.-сост. А.В. Богданова. -СПб.; Нева,М.:ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

Загадки-смекалки: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей [Текст] / А.В. Соловьёва. - М.: Гном, 2010. - С. 14-19.

Чичерина В.И. Загадки для младших школьников. - М.: Просвещение, 2000. - 124 с.

Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками [Текст] / Е.В. Шульгина, Н.Н. Третьяк. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - С. 26-31

Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием которой является целенаправленное изменение объективного мира.

Формирование словесного творчества имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте, оно предполагает:

• наличие представлений у детей о средствах выразительности;

• понимание детьми смыслового богатства слова, смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

• понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

• способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

• владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

• умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

• осознание обобщенного смысла.

Ничто так не обогащает словесное творчество детей, как малые фольклорные жанры, среди которых загадка занимает особое место.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов развивает у детей "поэтический взгляд на действительность". Это особенно актуально для детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР, так как в этом случае загадка становится значимым практическим материалом для коррекции и формирования правильной речи ребенка.

С целью составления системы работы по развитию словесного творчества детей старшего дошкольного возраста через сочинение загадок была создана методическая разработка.

В ходе достижения цели реализуются следующие задачи:

• учить детей составлять загадки;

• формировать лексико-грамматические компоненты речевой языковой системы и связную речь;

• развивать словесное творчество, восприятие, память, мышление, воображение;

• стимулировать умственную активность, через расширение знаний и представлений об окружающем мире;

• воспитывать находчивость, сообразительность, быстроту реакции.

По типу логической задачи, характеру умственной операции, необходимой для решения, загадки можно условно разделить на три группы.

К загадкам первого уровня сложности относят:

• загадки, основанные на перечислении признаков предмета, явления (величина, форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение);

• загадки с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка.

Отгадывание таких загадок основано на элементарном анализе (выделении признаков) и синтезе (объединение их в одно целое). Достаточное количество признаков позволяет производить необходимые умственные операции и успешно решать логическую задачу.

Загадки второго уровня сложности включают:

• загадки, в которых характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета;

• загадки, основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений.

Чтобы решить подобную логическую задачу, ребенок должен быть знаком с указанным в ней признаком, должен уметь выделить его, связать по ассоциации с другими признаками, не названными в загадке. Это возможно при наличии достаточно полных представлений о предмете, явлении.

Загадками третьего уровня сложности являются метафорические загадки. Отгадывая эти загадки, дети проникают в скрытый смысл метафоры, выделяют сходство, общие черты в предметах и явлениях на первый взгляд далеких друг от друга.

Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.

Составление загадок является составной частью логопедической работы.

Загадки используются не только в начале и в процессе деятельности, но и в ее завершении.

На основе учета характера загадок, особенностей развития детей можно сформулировать следующие требования к их применению в целях развития лексико-грамматического строя речи и словесного творчества :

• загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;

• загадки должны быть доступны детям с точки зрения как содержания, так и формы. Обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

• отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;

• придумывание загадок детьми должно основываться на большой предварительной работе по рассматриванию и описанию предметов;

• загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.

Особое место в работе с детьми занимает применение наглядных моделей (описательные, сравнительные, интеллектуальные карты; мнемотаблицы, мультимедийных презентаций, картинок-невидимок, техники рисования свечой и акварелью, что заметно облегчает детям овладение четкой и последовательной образной речью, повышает интерес к составлению и отгадыванию загадок.

В практической работе наглядные модели используются многократно за счет применения планшетов-игровизоров.

I. Описательная карта изготавливается на листах бумаги формата А4, в виде графических схем различных признаков предметов и явлений (цвет, форма, размер, величина, вкус, сочность и др.).

II. Сравнительная карта

III. Интеллектуальные карты

Составление карт предполагает:

• линии (ветви, каждая из которых выделяется под характерный признак загадываемого объекта. Ветвь подписывается (для детей умеющих читать) и заканчивается соответствующей предметной, сюжетной картинкой или символом.

IV. Работа с мнемотаблицей предполагает несколько вариантов:

1. Использование готовых мнемотаблиц. Например, Воробьевой В. К., Ткаченко Т. А., Глухова В. П., Большевой Т. В., Ефименковой Л. Н.

2. Составление мнемотаблиц совместно с детьми.

С этой целью необходимо научить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами, зарисовывать предметы и явления природы; самостоятельно заполнять мнемотаблицу; составлять загадку, используя её как план.

V. Мультимедийная презентация - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Мультимедийные презентации, составлены по 4 блокам: времена года, мир растений, мир животных, мир человека.

Используются два варианта работы с мультимедийными презентациями:

2. Как фронтальная работа с наглядными моделями.

При работе с загадками существенное место занимают приемы, которые вносят элемент волшебности, новизны. Например:

* картинки-невидимки, проявляющиеся при раскрашивании их карандашом или мокрой кистью, из специальных книжек-раскрасок.

*техники рисования свечой и акварелью. Логопед (ребенок) заранее рисует отгадку свечой на белой бумаге, тот кто отгадал - раскрашивает лист акварелью, при этом проявляется отгадка.

Придуманные загадки оформляются в альбомы, которые используются на занятиях и в играх.

Способы составления загадок (по В. Д. Прокопьевой)

1. Указание частей и их количества (Шесть ног, две головы, один хвост – что это такое? Всадник и лошадь).

2. Перечисление действий предмета без его называния (Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. Речка).

3. Прямое описание характерных особенностей предмета без его называния (Летом серый, зимой белый. Заяц).

4. Сравнение или отрицание. (Красное, как помидор, круглое, как мяч (Красное яблоко. Жидко, да не вода, бело, да не снег. Молоко).

Все выше перечисленные способы легли в основу перспективного планирования. Загадки составляются в рамках многих лексических тем, распределенных по 4 блокам: времена года, растительный мир, животный мир, мир человека. В основе планирования лежат следующие особенности:

1. Предварительная работа (речевые игры, наглядные модели, мультимедийные презентации) подводит детей к составлению загадок тем или иным способом.

2. Обучение составлению загадок идет с постепенным увеличением сложности:

3. Полученные знания и умения детей по составлению загадок используются не только педагогами в НОД, но и в других видах деятельности.

Таким образом, использование загадки и применение наглядных моделей и мультимедийных презентаций, облегчает детям овладение образной речью, способствует развитию словесного творчества.

1. Акименко В. М. Развитие лексико-грамматического занятия. – Ростов н/ Д: Феникс, 2010.

2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М. : Академия, 2000.

3. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников. - М. : Академия, 1999.

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. -М. : Просвещение, 1981.

5. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. -М. : Просвещение, 1976.

6. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание. -1986.-№9.-С. 23-26.

7. Нестеренко А. А. Стана загадок. – Ростов н/ Д: Изд=во унта, 1993.

8. Путешествие по Стране Загадок /Сост. : Шайдурова Н. В. Барнаул: БГПУ, 2000.

9. Прокопьева В. Д. Занятия с логопедом: учимся сочинять стихи и загадки. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011.

10. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание. -1990.-№7

11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М. : Просвещение, 1981.

12. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошк. воспитание. -1995.-№1.-С. 59-66.

14. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание. -1983.-№7

Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста на основе инновационных технологий 21 век - век компьютерных технологий. У детей, казалось бы, есть все для их развития: компьютеры, телефоны, телевизоры, но почему-то все.

Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Развитие словесного художественного творчества детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Огромную роль в становлении словесного.

Развитие ассоциативного мышления на основе составления загадок с дошкольниками Дети любят разгадывать загадки. Потому что детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять.

Развитие детского технического творчества (создание мультфильмов) у детей старшего дошкольного возраста Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость,.

Развитие речи детей дошкольного возраста, по средствам устного народного творчества Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду. Елизавета Ивановна Тихеева. Аннотация: в работе описывается.

Развитие словесного творчества в процессе театрализованной деятельности Развитие словесного творчества детей в процессе театрализованной деятельности, представляется актуальной, главной целью воспитания и обучения.

Развитие у детей словесного творчества через приемы активизации речи Развитие словесного творчества через приемы активизации речи. Речь сопровождает каждую деятельность ребенка. И чем богаче и правильнее.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому загадка особенно привлекательна.

Развитие речевого творчества детей в процессе сочинения загадок

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, творчества и фантазии. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс.

Важнейшие источники развития словесного творчества дошкольников – это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы)

На современном этапе развития общества особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Образная речь является составной частью культуры речи. В это понятие включаются такие признаки, как богатство, точность и выразительность речи. Развитие образной речи включает в себя работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической). Образность речи строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение. Для того чтобы мотивировать ребенка на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Создавая свое сочинение (рифмовку, загадку), ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ.

Большую ценность для умственного и речевого развития представляют именно загадки. Они не только уточняют, расширяют представления детей о каком-то предмете или явлении, но и развивают наблюдательность, учат думать, отвлеченно мыслить, подмечать характерные признаки предметов, т.е. способствуют речевому и умственному развитию. Загадки обогащают словарь дошкольников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.

деятельность. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться – доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок

развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы. В ходе игр-загадок у детей развивается активный словарь, происходит обогащение словарного запаса. Использование загадок способствует развитию у них навыков описательной и доказательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль словами. При отгадывании загадок ребенок должен не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. А для этого ребенок должен знать многое о предметах и явлениях, о которых была загадка. Поэтому надо развивать в себе умение систематически наблюдать жизнь. Загадки учат нас видеть прекрасное, необычное в самых обычных предметах.

Загадка, как ни одно другое произведение малого жанра, дает наглядный пример того, как емко, красочно, по-разному можно сказать об одном и том же предмете. Логическая задача в загадке облачена в своеобразную художественную форму, благодаря этому загадка особенно привлекательна.

Загадка формирует у детей любовь к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову, вводит ребенка в мир народной поэзии, доставляя ему эстетическое наслаждение. Она побуждает ребенка к наблюдению, размышлению, познанию.

Составление загадок способствует формированию выразительности речи детей дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
statya_pro_zagadki.docx 555.97 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Щокало Светлана Валерьевна

Воспитатель МБДОУ д/с №18 города Сафоново Смоленской области

Нельзя переоценить значение речи в жизни ребенка. Надо создавать необходимые условия, чтобы побуждать детей говорить. Проанализировав литературу по данной проблеме, я пришла к выводу, что отгадывание и придумывание загадок может оказывать влияние на разностороннее развитие речи детей.

Почему именно загадка? Знакомство каждого ребенка с загадками происходит в самом раннем детстве. Загадка для ребенка – это особый яркий, притягательный, таинственный мир, который доставляет радость. Хоть она и является малой формой фольклора, но для педагога - это практический материал с огромными коррекционно-развивающими возможностями. Отгадывание и придумывание загадок развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь.

Почему именно составление загадок, как средство развития речи детей? Так как я работаю с детьми, имеющими речевые трудности в силу своего возраста, загадка для меня является одним из инструментов в коррекции и формировании правильной речи ребенка. Потому что для создания в загадке образа отгадываемого предмета или явления употребление различных средств выразительности (эпитетов, сравнений, определений и т. д.) способствует формированию образности (т.е. выразительности) речи.

Но ведь ведущим видом деятельности для дошколят является игра. Вот мы и играем в загадки, т. е. сами придумываем их, загадываем друг другу, родителям, устраиваем соревнования, конкурсы. А помогает мне в этом методика сочинения загадок Аллы Нестеренко, которую я адаптировала для дошкольников.

Цель такой деятельности : развитие речи детей дошкольного возраста через обучение составлению загадок.

Достижению этой цели способствуют следующие задачи :

- формирование у детей умения работать по моделям для составления загадок,

- совершенствование навыка подбора образных характеристик объектов,

- обогащение и активизирование словарного запаса детей образными выражениями, эпитетами, определениями,

- формирование умения сравнивать объекты по различным признакам и свойствам,

- развитие способности к словотворчеству.

С детьми работа по составлению загадок строиться в несколько этапов. На первом (подготовительном) этапе я применяю игры и творческие задания для развития образности речи . С помощью их учу детей выделять и называть признаки и действия объектов, узнавать объекты по описанию, подбирать синонимы и антонимы, называть различные значения одного признака, сравнивать объекты по заданному признаку и т.д.

Ведущий дает ребенку картинку с изображением объекта или сам предмет. Он называет его и передает следующему, а тот должен назвать какой-либо признак данного объекта и передать далее. Необходимо назвать как можно больше признаков.

Ведущий одному ребенку показывает картинку с изображением объекта. Ребенок должен описать этот объект, а остальные играющие догадаться, о чем идет речь. Первый, кто отгадал, становиться ведущим.

Ведущий называет признак, а дети должны назвать различные его значения. Например, цвет – красный, желтоватый, искрящийся, теплый и т.д. Можно привязать данное упражнение к описанию какого-то конкретного объекта.

Ведущий называет слово, а ребенок подбирает к нему антоним. Например, белый – нет, черный, разговаривает – нет, молчит и т.д.

Дети выбирают себе картинку с изображением объекта или сам предмет. Обыгрывается известная сказка, но поселится в теремке только тот, кто сможет найти что-то общее с предыдущим жильцом.

« Стоял в поле теремок. Он не низок, не высок. Пробегала мимо книга:

- Тук, тук! Кто в теремочке живет?

Никто книге не ответил, и она поселилась в нем. Пробегал мимо лист березовый:

- Тук, тук! Кто в теремочке живет?

- Я – книга. А ты кто?

- А я лист березовый. Пусти меня жить к себе.

- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож?

В зависимости от задачи воспитатель начинает необходимое предложение, а ребенок заканчивает. Например:

Клубника сладкая, а клюква - …

Вчера был настоящий зимний день, снег на солнце … (сиял, блестел, искрился и т.д.)

Алгоритм игры: назвать объект – назвать свойство этого объекта – назвать новый объект с названным свойством – назвать другое свойство нового объекта и т.д.

Например, лист – лист зеленый – зеленый бывает кактус – кактус колючий – колючий бывает еж – еж маленький – и т.д.

На следующем (втором) этапе провожу работу по составлению сравнений , используя модель, предложенную Сидорчук Т.А. и Хоменко Н.Н.:

-воспитатель называет какой-либо объект (снег);

-обозначает его признак (по цвету);

-ребенок определяет значение этого признака (искрящийся);

-сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте (такой же искрящийся по цвету, как драгоценности).

Ступени составления сравнений:

Вначале у ребенка получаются очень громоздкие сравнения. На второй ступени название признака объекта опускается, называется только его значение. А на третьей ступени второй объект дополняется определениями. В итоге дети выдают такие красивые фразы:

И, наконец, третий этап – само составление загадок по методике Аллы Нестеренко, которая больше подходит для начальной школы, но в адаптированном варианте прекрасно показала себя в речевом развитии дошколят. Использую три основные модели составления загадок.

Читайте также: