Белая гвардия сочинение на тему семья

Обновлено: 04.07.2024

Гражданская война стала творческим кормильцем для многих авторов периода становления Советской власти. Писатели описывали трагизм тех событий, анализировали роль войны в историческом контексте, описывали судьбы обычных людей в горниле беспощадного кровавого противостояния.

Как известно, свой жизненный путь Булгаков начал на Украине. Жил и развивался в дружной интеллигентской семье. Становится понятным, почему автор развернул повествование именно на украинской земле. Он прекрасно знал и мог живописно описать местные просторы и типажи людей.

Главные герои – Турбины. Место действия – Киев. Год – 1918. Автором скрупулезно описывается атмосфера в семье. Их уютный и налаженный мир нарушен социальной катастрофой. Город еще не взят под контроль большевиками, поскольку он оккупирован немецкой армией. В столице Украины создается дружественное немцам военное общество Скоропадского. На город наступает Петлюра. Жители в страхе. Что же их ждет? В итоге петлюровские войска занимают город, немцы и отряды Скоропадского уходят прочь. Боевые действия ярко обнажают людские характеры – кто-то в страхе бежит, кто-то борется с внешней угрозой до последней капли крови. Смена власти, атмосфера безысходности и страха перед будущим царит в городе. Кто-то принимает условия игры и всецело предается духу мародерства и жестокости на развалинах старого социального строя. Но многие, например Турбины, пытаются сохранить лицо и жить согласно чести и достоинству.

Дом Турбиных стал прибежищем для многих людей, потрепанных войной.

Сам автор не встает на чью-либо сторону и просто показывает великую трагедию родной страны во всем многообразии на примере города и отдельно взятой семьи

2 вариант

Например, образ одного из главных героев, Алексея Турбина, написан с образа самого автора. Алексей тоже врач, который служит на войне. В биографии Михаила Булгакова был такой эпизод. Да и сама фамилия — Турбин, встречалась в биографии писателя. Такую фамилию носила его бабушка.

Второй аспект проблемы нравственного выбора выражается в вопросе, который автор ставит перед читателями: каким нужно быть? И дает два варианта событий. Можно быть трусом и предателем, как Тальберг, бросивший жену и уехавший в Германию, и гетман, который бросил своих подданных. Эти люди не знают ничего о чести, справедливости, доброте. Это низменные люди, которые интересуются лишь исполнением собственных желаний. Их абсолютно не волнует мнение и судьба других людей. Это эгоистичные и неумные люди. Но еще автор говорит, что можно быть сильным, честным, храбрым и решительным, как Турбины. Это выражается и на женских образах.Елена Васильевна, жена Тальберга, надеется и ждет мужа, искренне верит, что он придет. Это образ верной, сильной и храброй женщины.

Также читают:

Картинка к сочинению По роману Белая гвардия

Популярные сегодня темы

Легко ли быть добрым в наше время, скорее да, чем нет. Понятно, что добро, которое ты совершаешь, будет возвращаться в десяти кратном размере, но и есть большой минус, когда ты добрый человек

Муму – собака беспородная. Она является дворняжкой, но при этом достаточно сообразительная и умная, что доказывает ее поведение.

Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад

Жанровая направленность произведения представляет собой историческую повесть, основной темой которой является рассмотрение вопросов свободолюбия, справедливости, чести в отношении своего народа.

Это настоящая сказочная иллюстрация! И тут столько героев… Просто чувствуется, что пир-то на весь мир. Тут палаты, точно, царские! Терем какой-то с красивыми арками, потолками и окнами

Роман М. Булгакова “Белая гвардия”, написанный в 1925 г. о Гражданской войне, охватывает период с декабря 1918 г. по февраль 1919 г. Старый мир рушится, и герои романа, русские интеллигенты, потрясенные событиями, изменяющими привычный уклад жизни, втянутые в борьбу между белыми, красными, немцами и петлюровцами, вынуждены принимать решения, влияющие на их дальнейшую жизнь. В центре внимания автора семья Турбиных, проживающих в Городе на Алексеевском спуске, символизирующая те духовные, нравственные идеалы, которые в этих условиях сохранить очень

непросто.
Что же представляет дом Турбиных, каковы его традиции, какова атмосфера в доме, не только влияющая на взаимоотношения самых Турбиных и близких им людей, но и на их мысли, чувства, переживания и решения?
После смерти матери в семье остаются два брата – Алексей, доктор, шестнадцатилетний юнкер Николай и сестра Елена. Автор заставляет читателя задуматься о том, разрушится ли этот дом, исчезнут ли его устои, как рухнула Россия после отречения императора. И художник с большой любовью и теплотой описывает турбинский дом как островок домашнего тепла, уюта, согласия и понимания вопреки бушевавшим

вокруг него страшным, кровавым событиям, чтобы показать, во имя чего должен жить человек и какие ценности для него важны.
Гражданская война завертела, смяла и покорежила судьбы людей, но не сумела уничтожить атмосферу турбинского дома: абажур на лампе, белую накрахмаленную скатерть, кремовые шторы, зеленную лампу над столом, мерный ход часов, голландскую изразцовую печь, цветы, музыку и книги.
Ларион, житомирский кузен Турбиных, очень верно заметил, что в этом уютном доме войны не чувствуется, потому что здесь живут милые, интеллигентные люди, заботящиеся друг о друге, старающиеся сохранить мирные традиции своего дома. И становится понятно, почему к этому дому так тянутся и Мышлаевский, и Студ-зинский, и Малышев, и Най-Турс. Излучает теплоту рыжеволосая Елена с головой, “похожей на вычищенную театральную корону”, Николка с вечным “вихром”, нависшим на правую бровь, и постаревший с 25 октября 1917 года Алексей.
Бешеный ураган революции не сумел нарушить добрых отношений этих искренних и честных людей, презирающих трусость, ложь и корысть.
По словам Николки, “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете”. Поэтому нам понятны метания Алексея в наступившие времена бесчестия и обмана, когда необходимо было решать, как жить дальше, что и кого защищать, с кем идти. Писатель передает искренние переживания своих героев в связи со сменой власти в Городе. На вечеринке у Турбиных решается тот же вопрос: принимать или не принимать большевиков.

И Турбины, и Мышлаевский, и Студзинский, и даже Лариосик колеблются, предполагают, тем более что на горизонте появляется новая сила в лице Петлюры. Они видят, что любой захват власти (будь то немцы, белые, большевики или петлюровцы) приводит к разрушению мирной жизни, семьи, дома, к гибели людей. Поэтому герои разочаровываются в своих руководителях. Решая проблему новой жизни, они не отказываются от истины, которая выше всего временного, они заставляют поверить в существование непреходящих нравственных ценностей.

Ведь сумели Турбины принять и обогреть своей добротой и сочувствием Лариосика, смог Николка позаботиться о Най-Турсах, заслужить их благодарности В этих людях есть ответственность за других. И в соответствии с истиной их добро оплачивается добром: незнакомая женщина, рискуя собственной жизнью, спасает Алексея Турбина. Зато с каким презрением относится Булгаков к Тальбергу, мужу Елены, за беспринципность и бесхарактерность: “Чертова кукла, лишенная малейшего понятия о чести”. С какой нескрываемой ненавистью пишет о тех командирах, которые перед приходом Петлюры в город бросили армию, состоящую, кстати, из юнкеров, мальчиков-кадетов и студентов.

Были и такие… Но были и полковник Малышев, Мышлаевский и Най-Турс. Дворяне, воспитанные на кодексе чести.

С большим мастерством написана сцена, когда полковник Малышев узнает о бегстве гетмана, о предательстве командования. Узнает, и первое, что он делает, это распускает свой дивизион. Мгновенная реакция юнкеров – “измена”.

Малышева пытаются арестовать, и звучит вопрос (один из основных в романе): “Кого желаете защищать?” Настоящая человеческая драма раскрывается в этом маленьком эпизоде. Юнкера плачут. Плачут не только мальчики, которым не дали пострелять. Плачет “белая гвардия”.

Здесь трагедия личности, которую переживают все истинные интеллигенты в романе, и война для белых офицеров становится своеобразным чистилищем. Кто бежит? Гетман, Тальберг, командование, бросившее гвардию.

Кто остается? Турбины “с вечно раскрытой партитурой “Фауста”, Мышлаевский, Шервинский. Остаются лучшие.

Они не могут расстаться со своей Родиной, со своим народом. А Родина для них, прежде всего, – дом, где царит добро, любовь, покой и уют.
Сколько человечности, простоты и мудрости в заключительных строках романа: “Все пройдет. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Мы исчезнем, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал.

Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?” Звезды, по Булгакову, – это истина, это те нравственные ценности, к пониманию и сохранению которых должны стремиться люди. Дом будет сохранен, когда будут сохранены его традиции, когда не будет войны, которая разрушает эти традиции, потому что не может быть оправданной войны, так как она не только уносит жизни людей, но и уничтожает то, во имя чего человек рождается: продолжение рода, создание дома, семьи и созидание.

Елена Турбина, в замужестве Тальберг, – молодая женщина, проживающая в браке с капитаном Сергеем Тальбергом. Супруги живут в доме Турбиных. Брак распадается, когда капитан вместе со Скоропадским покидает Украину. Елена – образец женщины-хранительницы домашнего очага. Благодаря ей, в квартире всегда чисто, царит атмосфера домашнего уюта, теплоты и заботы. Турбина хороша собой, но главное – ее душа не менее красива. За героиней ухаживают офицеры – друзья Алексея. Она же не принимает ухаживаний, считая себя замужней женщиной.

Младший брат Алексея и Елены – Николка. Молодой человек служит в юнкерском войске. Он талантлив, поэтому ему, не смотря, на юный возраст, доверяют командовать отрядом. Николка очень любит брата Алексея, старается брать с него пример.

Турбины привыкли жить по совести. Честь для них дороже не только богатств, но даже жизни. Доказательством этого являются поступки героев. Например, Николка Турбин, рискуя жизнью, остается на поле боя с Най-Турсом. Увидев, что командира убили, юнкер не пытается сбежать от страха. Он сначала размышляет о человеческой жизни, а потом, собравшись с духом, отправляется рассказать матери погибшего страшную новость. Николка Турбин также помогает похоронить Най-Турса.

Членом семьи Турбиных становится Лариосик – племянник Сергея Тальберга. Молодой человек переживает личную драму и его мать просит Турбиных приютить сына какое-то время. Безобидный парень чувствует себя очень уютно в их доме.

Двери дома главных героев всегда открыты для гостей. У них часто собирается компания друзей-офицеров Алексея Турбина. Они коротают вечера за беседами на актуальные темы. Во время таких посиделок проявляется ораторский талант Турбина-старшего. Друзья находят в доме Турбиных не только приятную компанию, но и, в случае необходимости, помощь.

Турбины живут в доме Василия Ивановича Лисовича, квартира которого расположена на первом этаже. Очень интересно сравнивать эти две семьи. Лисович живет с женой. Их квартира мрачная, угрюмая. Супруги не интересуются ничем, кроме денег. Василиса пытается получше спрятать свои сбережения. Не удивительно, что он никого не приглашает в гости. Когда Василиса чувствует, что он и его богатство в опасности, бежит за помощью к Турбиным.

Понаблюдав за Турбиными, можно сделать вывод, что в этой семье М.А. Булгаков воплотил лучшие качества: нравственность, доброту, взаимопонимание, милосердие. Изобразив такие отношения, автор показал, что семья – лучшая опора человека.

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман "Мастер и Маргарита" стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие "от Воланда" и Евангелие Мастера "от Иешуа". История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие "Мастера и Маргариты" разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с "точки зрения вечности" рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (". Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"."), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он "придет во славе". Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в "Мастере и Маргарите" поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя "самого страшного порока" — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы ". ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. ". Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: "Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит" (от Луки, 7:50). "Прощение и вечный приют" Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно "на этом построен мир".

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе "Мастер и Маргарита", никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Булгаков использует традиционный приём и через историю семьи описывает историю целого народа и страны. Благодаря этому роман приобретает черты эпопеи.

Произведение начинается как семейный роман, но постепенно все события получают философское осмысление.




Центр интерьера и всего дома - пышущая жаром изразцовая печь, легендарный домашний очаг, символ уюта и благополучия, спокойствия и незыблемости семейных традиций. Она же - хранительница семейной истории: надписи разных лет, сделанные и детскими руками маленьких Турбиных, и гостями дома, и влюбленными в Елену кавалерами - это альбом-хроника, книга, по которой можно прочитать, чем жила семья в этом доме. Теплом, счастьем и мудрой беззаботностью веет от этих изразцов.

Для Булгакова семья – это святое, это место, где человек обретает покой, которого ему так не хватает за пределами дома. Закон этой семьи – честь. Честь не только в верности отечеству, присяге, но и в верности и преданности всем членам семьи. А еще в этой Семье культ порядочности. Порядочности во всем: и в отношении друг к другу, и в отношении к тем, кто приходит в дом Турбиных.

Дом Турбиных противостоит внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть. Тяжкое время нельзя пересидеть, закрывшись от него на щеколду, как домовладелец Василиса – “инженер и трус, буржуй и несимпатичный”. Так воспринимают Лисовича Турбины, которым не по нраву мещанская замкнутость, ограниченность, накопительство, отъединенность от жизни. Что бы там ни случилось, но они не станут считать купоны, затаившись, как Василий Лисович, который мечтает только пережить бурю и не утратить накопленного капитала.

Турбины иначе встречают грозное время. Они ни в чем не изменяют себе, не меняют своего образа жизни. Ежедневно собираются в их доме друзья, которых встречают свет, тепло, накрытый стол. Звенит переборами Николкина гитара – отчаянием и вызовом даже перед надвигающейся катастрофой. Все честное и чистое, как магнитом, притягивается домом.

В мир Турбиных вмещены судьбы всех истинно порядочных людей, будь то мужественные офицеры Мышлаевский и Степанов, или не уклоняющийся от того, что выпало на его долю Алексей Турбин, или Лариосик. Именно Лариосик сумел достаточно точно выразить суть дома, противостоящего эпохе жестокости и насилия: там, за окнами, – беспощадное разрушение всего ценного, здесь, за шторами, – непреложная вера в то, что надо охранять и сохранять все прекрасное, что это необходимо при любых обстоятельствах.

Читайте также: