Беларуски народ у лирыцы янки купалы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Інстытут па вывучэнні беларускай гісторыі, культуры і ментальнасці

Інстытут беларускай гісторыі і культуры

Идея независимости Беларуси и Янка Купала


27 июля 2009 года исполняется 19 лет с того дня, когда Верховный Совет БССР принял декларацию о государственном суверенитете БССР в составе советской федерации. Декларация провозгласила полное самоуправление республики, приоритет республиканских законов над союзными, право на создание национальной армии, милиции и органов государственной безопасности, утвердила приоритет беларуского языка. С этого политического акта в Беларуси начался новый период политической жизни, завершившийся в декабре 1991 года юридическим и фактическим восстановлением независимости.

Поэтому более чем уместно вспомнить наших классиков, разрабатывавших национальную идею и концепцию беларуского независимого государства. Одним из идеологов подобной концепции являлся знаменитый поэт и публицист Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич; 1882—1942).

А. Бурбис (1885—1922) – актер по профессии, был одним из основателей Беларуской Социалистической Громады, членом ее ЦК БСГ в 1903—05. В 1917 возглавлял московскую организацию БСГ, в 1918 – консул БНР в Москве. В январе 1919 Бурбис приветствовал создание ССРБ, в июле 1921 года занял пост заместителя наркома иностранных дел советской Беларуси./

Важную роль в приобретении Купалой общего образования сыграл известный беларуский этнограф Бронислав Эпимах-Шипило. Именно к нему в Санкт-Петербург поехал в декабре 1909 года Купала с рекомендательным письмом от В.И. Самойло. Шипило не только помог молодому поэту поступить на курсы, но и помог деньгами, устроил на работу в Публичную библиотеку.

«Беларусь устами Всебеларуского съезда 1917 года и Рады Республики провозгласила себя независимым государством и как таковая выступит на международной арене. И как на таковую смотрит на нее весь мир. Беларуская делегация в Париже отчетливо воспринимается как делегация Беларуской Народной Республики.

Сторонники первой, российские большевики, стремятся разрушить национальные перегородки и объединить под красным флагом все народы мира. Национальная революция поставила своей целью освобождение всех наций, ранее угнетенных крупными державами. Далее Купала очень точно отмечает, что обе эти революции ярко проявили свои положительные и отрицательные черты именно на беларуской земле.

Между тем, в органах власти и управления разных уровней, во всевозможных учреждениях и организациях засели лица некоренного происхождения, воспитанные либо в духе великорусского шовинизма, либо польского национализма. Поэтому вполне справедливо Купала писал:

У беларускім вольным краі,

З ярэмнай збрыўшы стараны,

Царыць чужынец, а ў паслугах

Болезненной темой в то время, впрочем, как и сейчас, являлся земельный вопрос. Купала надеялся, что в новом государстве крестьяне получат панскую землю в свои руки.

Годзе заходняй ці ўсходняй культуры!

Для беларуса цана ім адна.

Усе вы, панове, аднолькай натуры

З сэрца чужога кроў ссалі б да дна.

Вашу карысць нам і вашы заслугі

Добра ўжо скеміў таптаны народ;

Добра вядомы і путы і пугі

Песціў якімі ваш захад і ўсход.

А хтось далёкі ці хтось, можа, блізкі

Засеў за наш бяседны, сыты стол

І кідае, як з ласкі, нам агрызкі,

А мы к зямлі з падзякай гнёмся ў пол

Позже, 15 ноября 1930 года, во время допроса в ГПУ, Купала объяснил “националистическую окраску” стихотворения тем фактом, что территория беларуской советской республики составляла в то время всего лишь шесть уездов бывшей Минской губернии. Способствовало “националистической окраске” и пренебрежительное отношение представителей советской власти к беларускому языку.

Но боль в душе поэта не утихала. В 1926 году он написал следующие строки:

Калісь мы ў Рыгу збожжа везлі,

Цяпер зямлі завезлі часць.

В 1921 году дело даже дошло до домашнего ареста и конфискации рукописей! Позже советские апологеты Купалы, чтобы как-то выгородить его, придумали тезис “поэт не сразу понял революцию”! Все он прекрасно понял. Купала не мог ни принять, ни оправдать чудовищное избиение собственного народа, которое учинили большевики.

Ведь его взглядам был присущ демократизм, отрицание насилия, приоритет гуманистических духовных ценностей над классовыми и политическими. Напротив, “кредо” большвизма – это уничтожение огромных масс людей на основе искусственно придуманных “социально-политических” критериев и как результат – деградация общества, погрязшего в нищете, невежестве и произволе.

Пазвалі вас на пір піроў,

Пазвалі вас за волю стаць,

І далі ўладу путы рваць,

І далі ўладу біць цароў, –

Зрабілі з вас гаспадароў.

І вы з рабоў пайшлі ў цары…

Знаменитая пьеса Купалы “Тутэйшыя” (“Здешние”) очень не понравилась большевикам и была запрещена сразу же после премьеры, состоявшейся в 1926 году, через четыре года после создания.

Только во время горбачевской “перестройки”, в 1989 году, в издательстве “Мастацкая літаратура” была издана эта гениальная пьеса классика беларуской литературы. В послесловии к изданию Виктор Коваленко отметил, что “произведение остается чрезвычайно актуальным и в современной ситуации общественного развития”.

Наиболее точную характеристику “Тутэйшым” с политической точки зрения дал народный поэт Нил Гилевич. Он считает, что устами своего героя Янки Здольника “Купала преподносит в концентрированном виде и суть беларуской национальной идеи, и основы национальной политики БНР, политики, которую он хотел бы видеть осуществленной в Беларуси”.

Как известно, премьера спектакля состоялась в 1926 году, но в следующий раз зрители увидели его только через 56 лет – в 1982 году! Дело снова кончилось исключением пьесы из репертуара театра сразу же после премьеры.

15 марта 2008 года, в День Конституции, состоялась телевизионная премьера новой постановки пьесы. Через несколько месяцев беларуское министерство культуры отказало в регистрации телеспектакля. Одной из причин отказа названо …низкое качество звука! Но главное, конечно же, другое:

Вот что сказал Мазинский:

Второй режиссер, Шада-Бажишковский, дополнил коллегу:

Иными словами, причина запретов состояла и состоит в том, что кое-кому очень противно видеть самих себя в зеркале.

Былых ня выклічыш вякоў,

І ты, Масквы кароннай гразь,

Парваных не скуеш акоў,

Зь якой брахнёю ні вылазь!

Таким образом, и в советское время поэт сохранил свои взгляды на содержание идеи независимости, он лишь сменил форму ее выражения.

Первый секретарь ЦК КПБ П.К. Пономаренко в конце 1938 года просил Сталина дать разрешение на арест Янки Купалы, а заодно и Якуба Колоса. К его огромному удивлению, непредсказуемый тиран вместо этого приказал наградить их обоих орденами Ленина. У кремлевского горца было весьма специфическое чувство юмора!

Благодаря своему творчеству и всебеларуской известности, Янка Купала еще при жизни стал не только символом Беларуси, но и ее духовным лидером.

Коротко об авторе

Автор: Олег Трусов, /*Специально для альманаха “Деды”/

Источник: альманах “Деды”, выпуск 1.

Пакінуць адказ Адмяніць адказ

Гэты сайт выкарыстоўвае Akismet для барацьбы са спамам. Даведайцеся пра тое, яе апрацоўваюцца вашы дадзеныя.







Павлина Мядёлка

Мне открыл дверь молодой мужчина. Он был в жилете, рукава белой рубашки закатаны, высокий твердый воротничок от манишки подпирал подбородок, светлые волосы, еще мокрые, гладко причесаны.



Многое в автобиографическом издании Павлины Мяделки подверглось советской цензуре, однако некоторые строки остались:

Купала шутил, спрашивал у меня, много ли в Вильно красивых девушек. Насупившись, я все время молчала, недовольная шутливым поворотом беседы.

Павлина Мядёлка

Павлина Мядёлка

С Владиславой Янка Купала обвенчался в 1916 году в Петропавловском костеле Москвы. В мемуарах Павлины Мядёлки сохранилась ремарка о том, что актриса узнала о свадьбе поэта и своей подруги лишь через год после церемонии. Саму Павлину на венчание не пригласили.

Павлина Мядёлка

Павлина Мядёлка

Делегаты 1-го Всесоюзного съезда советских писателей: Иван Антонович Кочерга (УССР), Жан Ришар Блок (Франция) и Янка Купала (БССР). 18 августа 1934 года

Детство и юность

Янка Купала (настоящее имя — Иван Доминикович Луцевич) родился 7 июля 1882 года в белорусской деревне Вязанка в семье шляхтичей Доминика Онуфриевича и Бенигны Ивановны (в девичестве Волосевич). Родители, последователи римско-католической церкви, назвали сына в честь христианского пророка Иоанна Крестителя.

Портрет Янки Купалы

Портрет Янки Купалы

Первые упоминания о Луцевичах датируются XVII веком: тогда дед поэта арендовал у богатейшего литовского рода Радзивиллов землю. Расплачиваться за нее пришлось Доминику Онуфриевичу, который, хоть и принадлежал к привилегированному сословию, по факту был обычным крестьянином. Он отдавал большие деньги за возможность вести хозяйство.

Иван помогал отцу в труде, но ведение хозяйства не помешало будущему поэту в 1898 году окончить Беларучское народное училище.

Янка Купала в молодости

Янка Купала в молодости

Доминик и Бенигна воспитывали 8 детей: братьев Ивана — Антона и Казимира, пятерых сестер — Сабину, Гелену, Марию, Леокадию, имя последней не раскрывается в открытых источниках. В начале 1902 года семья осталась без кормильца, а полгода спустя скарлатиной заболели все сестры Ивана и брат. Каземир, Сабина и Гелена умерли.

Роль главного мужчины в семье позволила Луцевичу избежать армии. В призывных документах за 1903 год имеется карточка Ивана, согласно которой он должен был служить во 2-м стане Борисовского уезда Гайно-Слободской волости. В армию ему суждено было попасть только в 1916-м, в дорожно-строительный отряд.

Янка Купала в молодости

Янка Купала

Биографию поэта нельзя назвать простой. Даже в молодости Ивану приходилось отвечать за всю семью. Он работал на винокуренном заводе, убирал улицы, раздавал листовки — брался за любую работу ради хлеба для сестер и мамы.

В 1904 году внучатый племянник Ивана Василий (Янка) Авлочинский убедил Бенигну в том, что ее сын заслуживает жить своей жизнью. Мужчина пообещал заботиться о семье Луцевичей. Слово он сдержал — женился на Марии, сестре Ивана, и стал полноправным хозяином дома. Иван же переехал в Минск, где расцвела полным цветом его литературная карьера.

Книги и публицистика

Поэт Янка Купала

Поэт Янка Купала

Псевдоним Янка Купала образован от белорусской версии имени Иван и названия праздника. Согласно приметам, если в ночь на Ивана Купала распускается цветок папоротника, то человек, нашедшей его, обретает духовное и материальное богатство. Луцевич хотел стать для читателей этим счастливым цветком.

Янка Купала и Якуб Колас

Янка Купала и Якуб Колас

Памятник Янке Купале в Минске

Памятник Янке Купале в Минске

Тема приспособленчества присутствовала во всех поэтических сборниках автора вплоть до Великой Отечественной войны. Из-за этого отношения между Янкой Купалой, властью и прессой обострились. В 1930 году конфликт достиг апогея. Мужчину обвиняли в национализме, приписывали союзничество с Организацией Национального освобождения Белоруссии. Регулярная травля и допросы подтолкнули поэта на самоубийство.

В предсмертной записке, адресованной руководителю правительства БССР Александру Черякову, Янка Купала писал:

Попытка самоубийства, предпринятая 22 ноября 1930 года, успехом не увенчалась. Белорус вынужден был опубликовать открытое письмо, в котором сознался в приписываемых ему грехах и пообещал не повторять идеологических ошибок.

Портрет Янки Купалы

Портрет Янки Купалы

Личная жизнь

Павлина Мядёлка

Павлина Мядёлка

Между двумя творческими людьми не было романа, они вдохновлялись друг другом. И тем не менее помолвка Купалы с Владиславой Францевной Станкевич в январе 1916 года стала для Павлины неприятной неожиданностью. Брак скрепили в Москве в костеле Петра и Павла.

Янка Купала и его жена Владислава Станкевич

Янка Купала и его жена Владислава Станкевич

Янка и Владислава прожили вместе 26 лет, детей у них не было, хотя они хотели усыновить девочку.

18 лет после смерти мужа женщина прожила с вечной памятью о любимом. 25 мая 1944 года Станкевич открыла в Минске Государственный литературный музей Янки Купалы, который функционирует и сейчас.

Смерть

Внезапная гибель национального поэта Беларуси богата интересными фактами, начиная от обстоятельств произошедшего и заканчивая причиной смерти. 18 июня 1942 года Янку Купалу вызвали в Москву. В путешествии он встречался с друзьями, зазывал на 60-й день рождения, угощал пирожными.

Документальный фильм о Янке Купале

Янку Купалу кремировали, останки захоронили на Ваганьковском кладбище. С 1962 года его могила находится в Минске на Военном кладбище.


Каждая нация в своём развитии проходит этап самопознания, самоопределения, и именно в этот период в её среде выделяются люди – духовные лидеры, идеологи, пророки, которых впоследствии титулуют “отцами нации”. Зачастую в такой роли выступают писатели, чьё творчество наиболее полно отразило духовный мир народа, его бытование в исторической перспективе и в значительной мере определило векторы дальнейшего развития общества. Для белорусов таким духовным отцом нации является Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) - поэт, драматург, публицист, один из первых и наиболее ярких классиков новейшей белорусской литературы.

Его творчество пришлось на первые 4 десятилетия ХХ века и в значительной мере совпало с периодом белорусского национального Возрождения, став не только одной из самых ярких страниц духовной и политической жизни этой эпохи, но и одним из определяющих факторов процесса культурного возрождения, национального и государственного строительства Беларуси.

Хранителями языка, культурных традиций белорусов в этот период стали в первую очередь крестьяне, в меньшей степени мещане, разночинцы, небогатая шляхта, чей образ жизни и имущественное положение не слишком отличались от жизни простого народа. Литературная традиция развивалась в форме устного народного творчества. Именно в белорусском фольклоре копились творческие силы, могучий духовный потенциал, породивший феномен новейшей белорусской литературы, буквально за полвека совершившей рывок от периода ученичества к созданию классических шедевров мирового уровня.

Именно творчество Янки Купалы стало ответом на вызовы времени. Поэт, происходящий из небогатой шляхецкой семьи, поколениями трудившейся на земле, с ранних лет окунувшийся в океан народной песенной традиции, увлечённый лучшими образцами мировой литературы, в первую очередь польской и русской классикой, – он гармонично соединил белорусскую песню с современной европейской поэтикой, говоря от имени мужика-белоруса, став выразителем его ценностей, стремлений, надежд и чаяний.

Сохранилось множество воспоминаний о популярности стихов Купалы среди партизан и подпольщиков в годы Великой Отечественной войны, причём не только этнических белорусов. Его поэзия стала как бы воплощением той земли и тех людей, которых им выпало защищать, зачастую ценой собственной жизни.

Читайте также: