Бедная родственница улицкая сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Краткое содержание — Бедные родственники. Русский язык и литература

Данный рассказ Людмилы Евгеньевны Улицкой входит в сборник 1993 года.

Главная героиня Ася, женщина преклонных лет. У нее серьезные проблемы со здоровьем. Безумие дает о себе знать. У Аси есть троюродная сестра по имени Анна Марковна. Она оказывает ей помощь. Для этого выделяется один день в месяц. Сестра дает Аси пособие в размере сто рублей и уже поношенные вещи. Очередная встреча сестер и их беседы является сутью произведения.

В молодые годы сестры учились в одной гимназии в городе Калуге. Ася была очень общительной и веселой девушкой, но учиться у нее не получалось. Аня же было очень старательной, и учеба для нее стояла на первом месте. Этот факт и помог без проблем найти свое место в жизни. Муж Анны Марковны работает преподавателем в институте. В их семье достаточно денег, они ни на что не жалуются. Аня смотрит на Асю с жалостью, она не может бросить ту в беде. Женщина руководствуется родственным долгом. Однако, высокомерие никуда не спрячешь.

Ася стесняется своего положения. Каждый раз, когда приходит в гости к сестре, она пытается охарактеризовать цель собственного визита. Женщина начинает говорить о китайских термосах, которые только появились на рынке. Однако, Анна Марковна совершенно не нуждается в этой покупке. Чуть позже в комнату входит муж Анны, после чего просто уходит. В тексте много вещей, которые не имеют никакого отношения к сюжету. Автор повествует о домработнице по имени Нина, она отличалась особой красотой. Также здесь сообщается, что у Анны Марковны есть внучка по имени Ирина, которая неожиданно всем объявляет о скорой свадьбе. Далее повествуется о том, что ее жениха зовут Сергеем, о его семействе, друзьях, которых зовут Матиасом и Бертом. Людмила Евгеньевна пишет о том, что Ася живет в коммуналке, у нее есть только маленькая и простая комнатка. Писательница очень детально описывает все эти факты, которые в конечном итоге сплетаются в большие сложности и неурядицы.

Визит Аси заканчивается тем, что она наконец-то получает свои сто рублей. После пожилая женщина направляется к своей подружке. Она тоже уже в преклонных летах. Она парализована, уже давно лежит в кровати Ей даже тяжело говорить, у нее тоже только маленькая комнатка. Ася кладет всё, что ей дали на стул. Она счастлива, что получила то, что ей необходимо для жизни.

Данное произведение говорит о том, что сразу можно не понять, чем мотивирован человек. Каждый получает разное положение и статус. К сожалению, богатство получают не все. Однако, добродетель является важнейшей чертой.

Правда ли, что счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других?Если это так, то героиня рассказа Людмилы Улицкой "Бедные родственники" должна быть счастлива, по крайней мере, двенадцать раз в году. Каждый месяц, двадцать первого числа, если это не воскресенье, к ней приходит Ася, её троюродная сестра, "бедная родственница". А приходит Ася "за своим ежемесячным пособием".

Когда-то они вместе учились в Калужской женской гимназии. ходили в одинаковых серо-голубых форменных платьях.

Аня была отличницей, красиво и старательно писала на всех страницах тетрадок.

А у Аси, "живой, весёлой и славной барышни" не было такого рвения к учёбе, как у Ани.

Родственные связи, общие детство и юность. Казалось бы, между Анной Марковной и Асей Шафран должны быть простые, доверительные и искренние отношения. Казалось бы, Анна Марковна должна быть счастлива, помогая своей гимназической подруге.

Но так ли это? Сомнение возникает, если обратить внимание на то, как ведёт себя Ася Шафран, пришедшая за ежемесячной помощью.

Во-первых, она избегает приходить к своей богатой родственнице в воскресенье, когда вся семья в сборе. Ася стесняется "своей бедности и слабоумия".

Во-вторых, она прекрасно понимает, как относится к её приходу муж Анны Марковны. Григорий Вениаминович кисло хмыкает при виде Аси, равнодушно спрашивает, как у неё дела, и, не дожидаясь ответа, уходит в другую комнату.

Ася же чувствует себя неестественно в роли бедной родственницы и тщательно прикрывает свою бедность "святой ложью": рассказывает, что купила несколько китайских термосов "с птичками".

А как ведёт себя Анна Марковна? Она снисходит до своей бывшей одноклассницы, все время помня, что она выше по своему статусу двоюродной сестры. Во время беседы Анна Марковна искренна и естественна, когда говорит о своих заботах, например. о замужестве внучки Ирочки. А Ася счастлива, когда предлагает "молодым" пожить у неё, потому что она способна забыть о своих интересах и о себе. Для богатой Анны помощь ближнему - скучная обязанность. Радости и счастья от выполнения родственного долга она не испытывает.

Какую же помощь она оказала бедной родственнице? Дала старую ночную рубашку, которую нужно было ещё зашить, верблюжьи перчатки, "заплатанные женские трико", а также куски пирога и банку с рыбой. "Кульминацией" встречи стала та минута. когда Анна Марковна вынесла приготовленный заранее серый конверт с радужной сторублёвкой.

Новелла заканчивается неожиданно. Мы видим "маленькую Асеньку" в Костяном переулке у её подруги "маруськи Фомичёвой". Интерьер - "шаткий стол, припёртый к сырой стене", - показывает, что "скомканная, парализованная старуха", подруга Аси, находится в ещё более бедственном положении, чем она сама.

На этот шаткий стол" бедная родственница" выгружает "богатые подарки: всё, что получила от Анны Марковны. Лишь над верблюжьими перчатками минуту "поколебалась" Ася, но выложила и их, а под стопку с чинёным бельём засунула серый конверт с деньгами.

Больная старуха лишь пробормотала: "Ишь ты, ишь ты, Ася Самолна, балуешь ты меня". О внутреннем состоянии Аси красноречиво говорит глагол "сияла". Она по-настоящему счастлива, потому что стремится сделать счастливой свою подругу, способна забыть о себе. Ася Шафран выше своей богатой родственницы не только ростом, но и духовным миром. Душа "бедной родственницы" богата. Любовь к ближнему, милосердие, сострадание, самопожертвование, чистосердечие делают маленькую Асю большой. Ася необыкновенно отзывчива на чужую беду, в отличие от её богатой и успешной родственницы, равнодушной и холодной.

Людмила Улицкая продолжила традицию Достоевского в раскрытии темы "маленького человека", показав духовное богатство своей героини. Даже названия произведений Достоевского и Улицкой перекликаются: "Бедные люди" - "Бедные родственники". Не жалость и сочувствие, а восхищение и уважение вызывают герои этих писателей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

This person is not on ResearchGate, or hasn't claimed this research yet.


Abstract

Discover the world's research

  • 20+ million members
  • 135+ million publications
  • 700k+ research projects

Данная статья посвящена размышлениям о проблематике малой прозы современной

российской писательницы Л. Улицкой на примере цикла ее рассказов «Бедные родствен

представления о так называемой аморальности, безнравственности, чернухе, натурализ

Анализируется проблематика и своеобразие художественного конфликта рассказов

Л. Улицкой к экзистенциальным проблемам человеческого существования: гармонии

и дисгармонии, плотского и духовного. Подробно рассматривается картина мира героев,

выявляется своеобразие внутренних конфликтов в прозе Улицкой, которые писательница

помещает внутри, а не вовне. Развитие сюжета, по сути, лишено открытого противостоя

ния и противоборства, но тем острее и насыщеннее его внутреннее течение в психике

персонажей, которые переживают крах мировоззрения. Систему устойчивых представле

ний своих героев Улицкая подвергает серьезному душевному испытанию, а затем анали

зирует и истоки душевного кризиса героев, и его смыслообразующую суть.

Исследование позволяет прийти к заключению о том, что проза Улицкой, лишенная

заметного морализаторства, вместе с тем основана на глубинных представлениях о мо

ральном и аморальном, живом и мертвом, истинном и ложном. Интерес к субстанцио

нальному и экзистенциальному в прозе Улицкой реализуется через изображение внут

реннего конфликта, трагическое столкновение в душе персонажа конфликтующих ценно

Ключевые слова: Людмила Улицкая; русская литература; современная литература; «Бед

бщеизвестно, что конфликт — основная и движущая сила действия, определя

ющая развитие сюжета. Он выступает в виде коллизии (иногда эти термины

трактуются как синонимы), т. е. столкновения или противоборства изображенных

в произведении действующих характеров и обстоятельств. Однако анализ цикла

российской писательницы Л. Улицкой лишен остроты реальных столкновений: спо

ров, ссор, тем более физического столкновения (драк). Более того, некоторые опи

сываемые в ее рассказах ситуации, которые имеют потенциально конфликтный ха

рактер, в качестве буквально конфликтных не реализуются. Это привлекло внима

ние автора данной статьи и вызвало его научный интерес, тем более что в критике

подобная особенность художественного мира Л. Улицкой если и замечена, то трак

туется противоречиво, и эти противоречия вызывают резонное стремление их раз

решить, в том числе в форме научной дискуссии. Данная статья является нашим

вкладом в научную полемику вокруг обозначенной темы.

Ограниченный естественными рамками публикации, автор приведет один, но

очень показательный пример того противоречия, которое сложилось в литературо

Учитель: Наш урок необычный. Необычность его заключается в том, что мы откроем для себя нового автора – Людмилу Евгеньевну Улицкую. Творчество её только изучается, а литературные критики уже называют её лучшим автором современности, поэтому мы с вами первооткрыватели, первопроходцы. Анализируя её рассказы, вы будете полагаться на свой читательский, жизненный опыт. Людмилу Евгеньевну интересуют не проблемы и идеи, явления, а собственно человек в соприкосновении с идеями, проблемами и прочим. Направление её интереса – это человек. Проблемы человечности, совести, сострадания, смысла человеческого бытия – ведущие. Поэтому тему нашего урока я бы назвала так: “Без любви и сострадания нет человека” (Слова записаны на доске).

Есть ещё одна необычность, но о ней чуть позже.

Людмила Евгеньевна ныне здравствующий писатель. Давайте сейчас представим её автобиографический портрет. Расскажите, что вы узнали о жизни и творчестве писателя?

(Ученики представляют автобиографический портрет Улицкой.)

Ученик (индивидуальное задание). Л. Улицкая – обладатель премии Буккера 1997 г.(справка о премии – прилагается).

Ученик (инд. задание) Представляет компьютерную презентацию, подводящую итог всему сказанному.

Учитель: Ещё одна необычность. Сегодня вы будете работать в группах с моими коллегами, а для вас – партнёрами (приглашаются присутствующие педагоги).

Чтобы познакомиться, снять напряжение и стать чуть ближе друг к другу, предлагаю провести психологическую игру (Звучит тихая музыка. Группы сидят за столом, взявшись за руки и образуя круг. Первый называет своё имя и со словами: “У нас сегодня всё получится” – протягивает руку соседу, который произносит услышанное имя, своё имя и ту же фразу. И так до последнего человека в своей группе ).

Зрители вовлекаются в работу, получив конверты по количеству групп для их оценивания жетонами в течение всех этапов. Красный “отлично”, зелёный – “хорошо”, синий – “удовлетворительно” ).

Учитель: Начинаем работу. Каждая группа работает со своим рассказом: 1 группа – “Перловый суп”, 2 группа – “Бедные родственники”, 3 группа – “Бронька”, 4 группа – “Генеле-сумочница”, 5 группа – аналитическая. Задания (прилагаются) лежат у вас на столе. Это план ответа. Вы можете менять последовательность вопросов, а также добавлять свои, задавать вопросы другой группе и участвовать в обсуждении других рассказов. Время для работы по вопросам – 15 минут.

Работа в группах

Рассказ “Перловый суп” (вопросы прилагаются).

– Жанр – рассказ в рассказе. Это горькие и светлые воспоминания о детстве, о маме, не жалеющей сердечного тепла для других. .В рассказе три микросюжета, всплывающих в памяти. Композиционно рассказ делится на три части. Показана точка зрения взрослого (рассказчика, от лица которого ведётся повествование) и ребёнка (детский взгляд на мир).

– Смысл заголовка – это 3 эпизода из детства.

– Характеристика перлового супа – простая дешёвая крупа в умелых руках Марины Борисовны превращалась в лучшее кулинарное блюдо, которое любили все соседи по коммуналке.

– Марина Борисовна учила дочь состраданию, любви, милосердию. Девочка приобретала духовный опыт.

– Это жалкие, безропотные, больные люди, но с чувством собственного достоинства.

– Перловый суп для героев был не только едой, но и проверкой на человечность.

– Надежда Ивановна обратилась именно к Марине Борисовне, зная о её чутком сердце. Совместная трапеза – это единение в горе, разделение боли утраты. Молчаливое сопереживание помогло Надежде Ивановне собраться с силами.

– Это яркие картины детства. Они открывали девочке мир такой непростой и сложной жизни.

– Сострадания, сопереживания, умение быть рядом с человеком, которому требуется помощь и участие.

– Помятый котелок; “ха-ха-ха” – отец раздражённо дёрнул за руку, потому что могли услышать; город “почистили”.

– Тихая печаль, скорбь, воспоминания о маме самые тёплые. Может быть, упрёк себе: почему “перловый суп я никогда не варю”?

Вывод: Девочка увидела реальную жизнь без прикрас. Поняла, что люди, окружающие её, могут быть унижены своим социальным положением, но при этом сохраняют своё человеческое достоинство, умеют быть благодарными. Другие, такие, как погорелица-попрошайка, злые, алчные, нечистые на руку, спекулируют на доверии. Третьи, как Марина Борисовна, способны сочувствовать горю любого человека. Проверкой на человечность во всех этих эпизодах стал перловый суп.

Учитель: Чтобы полнее представить быт коммунальных квартир, ученик даёт справку-презентацию “Коммунальная квартира” (прилагается).

Рассказ “Бедные родственники” (вопросы прилагаются)

– “Стеснялась своей бедности и слабоумия”, “Избыточно и фальшиво говорила”, “Была весёлая и живая барышня”, “Глупо накрашенная”, “На губы натянута зачаточная улыбка”, комната на Пятницкой “как какая-то лавка старьёвщика”.

– “Приветливо и величественно пропустила”, “подробности, предназначенные для более значительных собеседников”, “спохватилась, что всего этого Асе знать вовсе не надо”, “спросила вежливо и незаинтересованно”, “спохватилась, что много времени даром потратила”, “с оттенком торжественности вручила”, “муж кисло хмыкнул, недождавшись ответа, ушёл”.

Анна Марковна снисходительно, с ощущением выполненного родственного долга. Ася чистосердечно и старательно. “Она по-детски краснела и сутулилась…”, “испытав облегчение, слегка унижающее её искреннюю любовь и безмерное почтение”. Ася – искренний и открытый человек. Она умеет ценить добро.

– “Наша полоумная родственница сияла”. Доброе, чуткое сердце у Аси.

– Снисходительное, дежурное, равнодушное…

– В жизни Ирины Михайловны, родителей, её дочери всё было достойно и правильно: старики умирали в преклонном возрасте, взрослые были здоровыми и трудолюбивыми, а дети послушными, но чего-то не хватало. Души, настоящих человеческих чувств, потрясений, которые закаляют, развивают духовный мир человека .Может быть, речь идёт о бедности духа?

Рассказ “Бронька” (вопросы прилагаются)

– Это рассказ в рассказе.

– История жизни Броньки ведётся от лица автора, узнавшего её от Анны Марковны и Броньки.

– До войны Симку “прибило” в московский двор; управляющий – доносчик; перед войной она работала в наркомздраве. После войны: 47 год, Броньке 12 лет; раздельное обучение; на фотографии все в перешитом, перелицованном; дети мелкие, недокормленные. Новое время: переезд в трёхкомнатную квартиру; Москва расстраивается; заканчивались последние остатки провинциальной Москвы

– Тень недовольства своей жизнью, неловкости за своё полное и заслуженное благополучие – с одной стороны, и с другой – “ошеломлённо и с тонкой неприязнью слушала: не должно было быть у этой маленькой бывшей потаскушки, посмешища своего двора таких сложных чувств и переживаний”. Ирина Михайловна несла в себе какое-то глубокое и горькое изменение и никак не могла понять, что же произошло. Её собственная жизнь оказалась вдруг обесцененной, обесцвеченной, хоты всё было достойно и правильно. Нелепая и дикая зависть к Броньке зашевелилась всего на одну минуту. Почему? Наверное, потому, что изменение требует больших душевных затрат, а ей хотелось тихой жизни без взлётов и падений.

– Проблема внутреннего мира человека, его нравственных ценностей, верности, материнского долга, самоотверженности, преданности, проблема памяти, красоты человеческой души и отношений.

Рассказ “Генеле-сумочница” (вопросы прилагаются)

– Личная тайна – один из любимых мотивов Улицкой…

– Сумочница– торговка, несколько пренебрежительное.

– …Маленькая, белокудрявая, говорила подпорченные комплименты, получила прозвище из-за сумки, с корой никогда не расставалась… Жизнь сумки… Несмотря на мизерную пенсию, вела себя с достоинством богатой родственницы. Давала уроки разумного ведения хозяйства. Её бедность несла монашески-радостный оттенок…

– Выполняла функцию “некоего цемента, не позволяющего семье окончательно распасться”. Хранительница, глава рода.

– Неравнодушие, сопричастность ко всему: следила за чистотой в скверике, никогда не жаловалась, вела себя с достоинством богатой родственницы.

– Близким по духу ей человеком была её любимица Галя.

– Обладая, большой душевной чуткостью, дальновидностью и житейской мудростью, она уберегла души родственников от скандалов, раздора при делении фамильной драгоценности.

Аналитическая группа

– Литературный портрет Улицкой ( см. приложение)

– Рассказы имеют социальную направленность. Проблематика рассказов: 1. Предназначения человека, жизни и смерти. 2. Милосердия и сострадания. 3. Любви и самопожертвования. 4. Семейных ценностей, преемственности поколений. 5. Проблема дома как социального устройства общества. 6. Проблема маленького человека. 7. Проблема памяти.

– Излюбленный композиционный приём – рассказ в рассказе. Имена и прозвища выносятся в заголовки. Иногда кажется, что автор уводит от сути, и от того, насколько ты, читатель, глубок, насколько развит твой мир, зависит понимание и восприятие текста. Длинные описания предысторий, редкие диалоги, кульминация и развязка практически происходят одновременно (“Генеле-сумочница”, “Бедные родственники”).

– Деталь становится частью характеристики героя. Мир вещей одушевляется

(Сумка Генеле проживает не менее сложную жизнь, чем её хозяйка: “брюхатая сначала седела, темнела”; перловый суп испытывает героев на человечность; перина, как соболья шуба; половая тряпка и перина были предметом гордости Симки…). Время: довоенное, послевоенное, новое до начала 1990г. Временные детали встречаются в портретных характеристиках: “Бедные родственники” – КЖГС; “Перловый суп” – памятный солдатский котелок, три “Х”; фотографии 1947 г., возвращающие в прошлое своей любви и голодного бедного детства. Место действия: коммунальные московские квартиры, московские дворики (окраины), пространство ограничено, герои редко выходят за пределы своей территории.

– Изображаются индивидуальные судьбы. Её героини – женщины с трудной судьбой, с плохо налаженным бытом, бедны, но богаты духовно. Описывается повседневная реальность, где люди встречаются и расстаются, живут и умирают. Проходя через трудности, они открывают мир чувств и страстей. Просветлённый и трепетный настрой души героинь (Броньки, Марины Борисовны, Генеле, Аси) в бедности и болезни ощущают себя причастными к тому вечному плану существования, который не зависит от положения в обществе и материального достатка. Даже самому счастливому человеку нужно познать всё: одиночество, болезни. Для того, чтобы жить, требуется огромное мужество. Высшая мудрость, по мнению Улицкой: научиться верить в лучшее, уметь смириться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью.

Одним из средств создания образа является ирония, с помощью которой передаётся скрытое авторское отношение, ирония, замешенная на любви.

Л. Улицкая не обладает проповедническим пылом.

Учитель: Готовясь к уроку, я для себя открыла песню в исполнении Жанны Бичевской на стихи В.Сергеева. Мне кажется, что она хорошо вписывается в наш разговор. (Звучит песня “Мы лишь на миг приходим в этот мир” ).

Ученик читает стихотворение Н. Заболоцкого “Не позволяй душе лениться”

Подведение итогов работы групп

(Рефлексия: обмен впечатлениями, оценивание работы групп зрителями.)

Домашнее задание

Читайте также: