Базаров лишний человек сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.

Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе — в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:

«- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?

Базаров исподлобья взгляну на нее:

Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини. Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.

В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь. Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье — любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?

Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова — один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его. Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль — и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать — это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!

Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

Сочинение-рассуждение 17. Базаров- герой своего времени или лишний человек?

17. Базаров- герой своего времени или лишний человек?

Но кто он- герой своего времени или лишний человек?

В начале романа перед нами предстает молодой человек, полностью уверенный в правоте своих взглядов на жизнь. Евгений относиться к тому обществу, которое хочет убить все старое. Его друг Аркадий тоже относит себя к нигилистам, но трудно назвать его таковым, потому что как бы он не старался, для него трудно сдерживать свои эмоции. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ситникова и Кукушкину трудно назвать нигилистами, хотя они себя причисляют к этому обществу, но они являются лишь пародией на Базарова. Но для Евгения его взгляды больше как смысл жизни. Тургенев проводит Базарова через испытания любовью и смертью. После того, как он влюбляется в Анну Одинцову, у него начинается депрессия, Евгений пытается избавиться от этого чувства.

Таким образом, трудно сказать, к какому типу относится Базаров. Можно сказать, что он лишний человек, потому что его никто не понимал. Но в то же время России были необходимы такие сильные личности, которые возможно могли бы изменить общество.

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

НИГИЛИ́ЗМ, -а, м. (книжн.). Полное отрицание всего, полный скептицизм. Детский н. (противопоставление себя взрослым как болезненное состояние или как результат неправильного воспитания).

| прил. нигилистический, -ая, -ое. Нигилистическое отношение к чему-н.

История появления термина

В Средние века было учение нигилизм

, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбардскому, отвергало человеческое естество Христа.

Нигилисты придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:

Разновидности нигилизма

  • Философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;
  • Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;
  • Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;
  • Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;
  • Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;
  • Правовой нигилизм — порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний [1]

Крах теории

Жизненные принципы Базарова поколебались лишь единожды, когда он встретил А. С. Одинцову. В борьбе с самим собой он проиграл: чувства присущи всем людям без исключения, человеку не дано управлять эмоциями. После отказа возлюбленной Базаров возвращается к своей обычной жизни, он получает важный опыт и благодаря огромной силе воле продолжает свой путь достойно.

Естественно, его теория пошатнулась, однако, он сумел переосмыслить то, что подарила ему судьба. Такое самоотречение, проявление душевной силы и благородства заслуживает того, чтобы назвать его героем любого времени. Он удивительно сильный и мудрый человек. Всё, чем ознаменована эпоха, Базаров собрал в своих взглядах, принципах, в стиле жизни. Он достойно пронёс это бремя, созидая, изучая, доказывая, проверяя. Ни дня своей жизни герой не провёл впустую, это делает его образ ценнейшим примером человеческой жизни.

Материал нашей статьи поможет в подготовке к написанию сочинения “Что делает Базарова героем своего времени”.

Вариант 1

Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.

Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе — в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:

«- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?

Базаров исподлобья взгляну на нее:

Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини. Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.

В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь. Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье — любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?

Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова — один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его. Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль — и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать — это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!

Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

Базаров- герой своего времени или лишний человек?

Похожие статьи:

Тургенев И.С. → Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю

Но перед смертью в душе Базарова происходит некое примирение с действительностью, с несостоятельностью своих жизненных позиций. Он как бы смягчается и открывается для любви: становится более терпимым по отношению к родителям, перестает сопротивляться любви к Одинцовой.

Трагическое противоречие разрешается своеобразным примирительным аккордом. Автор опровергает ошибочные воззрения своего героя, противопоставляя его взглядам весь ход вещей, законы, по которым существует природа и сам человек. В обществе все развивается так же, как и в природе – постепенно, естественно.

Прототипом главного героя был молодой провинциальный врач, поразивший писателя умом и духовной силой.

Итак, перед нами достаточно красивая дама двадцати девяти лет от роду, когда-то вышедшая замуж за чудака-ипохондрика, не любя его, а теперь свободная женщина-вдова. Краткой биографией, в которой автор говорит об этом, а также о всей жизни Одинцовой (о ее отце-картежнике, ее бедности, путешествии за границу) Тургенев, думается, хотел показать, как детство могло повлиять на Анну Сергеевну, как ее предыдущая жизнь смогла изменить будущую. Так ли это? На это вопрос нам еще предстоит ответить.

Перед нами спокойная, рассудительная женщина. Светская львица? Скорее, нет. Просто дама, уверенно себя чувствующая в любом обществе — в деревенском, в петербургском ли. Уже с первых мгновений знакомства с ней в нашем воображении рисуется женщина строгая и равнодушная, решительная и безразличная ко всему, уравновешенная и бесчувственная. Окружающий ее мир, люди, их чувства вызывают в ней лишь любопытство. Это заметил и Базаров:

«- Вы решительно не хотите верить, что я способна увлекаться?

Базаров исподлобья взгляну на нее:

Но не в отношениях с сестрой лучше всего проявляет себя Одинцова, а в отношениях с Базаровым. Именно ее отношения с главным героем должны находиться в центре нашего внимания. Пусть не на протяжении всего романа, лишь во второй его части, но Тургенев все-таки не зря показывает эту любовную коллизию: постепенное сближение героев, объяснение Базарова в любви, отказ Одинцовой, последующие встречи, смерть Базарова и новое замужество героини. Все легко и просто, лаконично и ясно. Но это лишь на первый взгляд. Краткими репликами, сценами, словами Тургенев дает общую характеристику нашей героине, раскрывает ее суть, указывает на ее роль в судьбе героя.

В первую очередь, мы согласимся с мыслями Базарова, ведь на протяжении всего романа Анна Сергеевна словно подтверждает эти характеристики героя. Общаясь с сестрой, Аркадием, Базаровым, она ничем не выдает своих чувств, умно и умело ведет беседу, стараясь как можно больше узнать о собеседнике. Познав, что такое бедная жизнь, побывав замужем, Одинцова уже знает, чего хочет от этого мира: жить спокойно, ни во что не вмешиваясь, никого не впуская в свою жизнь. Героиня до того привыкла к такому существованию, что не хочет, чтобы ее нарушила даже надежда на счастье — любовь Базарова. Анна Сергеевна слишком замкнулась, спряталась в своей раковине, откуда не хочет выбираться. Она не хочет любить, чтобы не нарушить духовный покой, не хочет отдавать свое сердце никому, чтобы не страдать. И тут мы задаемся вопросом: а умеет ли она вообще любить?

Не умела Одинцова жить, любить жизнь, не умела сочувствовать и чувствовать, ей суждено было всегда быть одной, одинокой. Заметим, каково происхождение её фамилии: Одинцова — один, одна, одинокая. Героиня не жила, а существовала. Базаров попробовал пробудить ее, но получилось наоборот: она пробудила его. Одинцова, вызвав в Базарове бурю эмоций, испугалась и отшатнулась от него. А герой влюбился и, наконец, понял, что в этом мире есть что-то помимо неопровержимых научных теорий и фактов, что есть еще любовь, которую не докажешь экспериментально. Если сначала Базаров стоял на одной ступеньке с Одинцовой, то теперь он возвысился, поднялся над ней. А она осталась там, внизу, в своем уютном тихом мирке.

Образ Анны Сергеевны Одинцовой помог Тургеневу лучше раскрыть образ Базарова, показать глубину его души, сокрытую под маской нигилизма. Одинцова сыграла свою роль — и покинула театр, возвратилась в свой собственный нигилистический мирок. Но если нигилизм Базарова не смог победить его внутреннюю сущность, если Базаров понял несостоятельность своей теории, то Одинцова так и не поняла, что ее неумение любить, дарить тепло, страдать, чувствовать — это тоже по-своему нигилизм, отрицание душевных волнений (а может, отрицание души?). Должны ли мы ее осуждать? Нет! Должны ли мы ей сочувствовать? Да! Да! Да!

Героиня достойна жалости, ибо никогда не познает в этой жизни любви, тепла объятий, нежности любящих глаз, не узнает, что есть в этом мире счастье, ради которого стоит жить и страдать.

Базаров- герой своего времени или лишний человек?

Похожие статьи:

Тургенев И.С. → Что я принимаю в Базарове и с чем я спорю

Читайте также: