Базаров и герои предшествующей эпохи сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. Как раз в это время – время политических реформ и общественных потрясений, в России зарождается новый буржуазно-капиталистический слой, а среди студенческой молодежи распространяется идеология нигилизма.Роман отразил борьбу двух социально-политических лагерей, сложившихся в России к 60-м годам XIX века. Писатель показал типичный конфликт эпохи и поставил ряд актуальных проблем, в частности, вопрос о характере и роли “нового человека” — деятеля в период революционной ситуации 60-х годов.

Выразителем идей революционной демократии стал Евгений Базаров— герой, который противопоставлен в романе либеральному дворянству. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.Базаров — новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям.

Сюжет романа строится на столкновении Базарова с миром аристократов. Тургенев сразу же показывает, что Базаров — человек труда, он чужд аристократическому этикету и условностям. Именно в столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему, раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петровичем — зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во взаимоотношениях с Аркадием — способность привлекать на свою сторону молодежь, быть учителем, воспитателем, честным и непримиримым в дружбе; в отношении с Одинцовой — умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли и чувство собственного достоинства.

Смерть Базарова по-своему оправдана. Как в любви нельзя было доводить Базарова до “тишины блаженства”, так и в его предполагаемом деле он должен был остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых и потому безграничных стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым. Так Тургенев передает одиночество своего героя-предтечи. Смерть Базарова — конец его трагической жизни. Внешне эта смерть представляется случайной, но, в сущности, она явилась логическим завершением образа Базарова. Она подготовлена всем ходом повествования. Усталость, одиночество и тоска героя не могли получить иного исхода. Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка — муж с женою”.

Между Базаровым и героями прошлых лет возникает множество разногласий,споров из-за расхождения во взглядах на тему религии,искусства, любви,природы,дворянства. Базаров выступает в роли нигилиста и отрицает все эти понятия. Базаров большое всего осуждает пороки русского дворянства- леность и праздность.Его раздражает излишне аккуратный вид Павла Петровича(яркого представителя дворянства прошлого поколения), который боится претронуться к какой либо работе.На этой почве возникает конфликт поколений между "старым"дворянством и представителем молодого поколения.

1) Где родился? В каком году?
2) Какое первое обучение получил?
3) Чем занимался ?
4) Был ли женат?
5) Были ли дети?
6) Самое известное произведение?

Главная героиня сказки – падчерица, девушка трудолюбивая, услужливая и кроткая – “социально ущемленный персонаж” в доме мачехи: “Все знают, как за мачехой жить: перевернешься — бита и недовернешься — бита…” Падчерица всю домашнюю работу делала, но так и не смогла угодить злобной жестокой мачехе.

По канону волшебных сказок героиня покидает дом, прежде чем найти свое счастье. Причина – выгоняет герой-вредитель (мачеха): “Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить. — Вези, вези ее, старик, — говорит мужу, — куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видали! Вези ее в лес, на трескучий мороз”.

Характер падчерицы настолько кроткий, что она не спорит и не сопротивляется, когда родной отец оставляет ее в студеном зимнем лесу. И так же кротко она ведет себя, когда заглавный герой сказки – Морозко – испытывает ее характер, все усиливая и усиливая мороз. Ответы девушки приветливы, несмотря на жгучий мороз. За это Морозко жалеет девушку и щедро одаривает. Богатства в награду – характерный прием народных сказок.

Мачеха, властная, завистливая и жадная, увидев падчерицу невредимой да с богатыми подарками, велит старику везти ее родную дочь (антигероиня) на тоже место в лес. Основная причина такой зависти понятна из слов собачки: “Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут”. Именно за приданым старуха и отправляет родную любимую дочь на мороз.

Ситуация в лесу повторяется: появляется Морозко и подвергает девушку троекратному испытанию холодом. Та, однако, не наделена ни добротой, ни кротостью и преисполнена гордыни. Ответы ее грубы и непочтительны, и Морозко жестоко наказывает эту героиню: она погибает от холода. Главная идея сказки – воздаяние по делам, торжество справедливости (смирение и незлобивость вознаградятся, а гордыня и злоба будут наказаны) – легко прочитывается учениками.

Первое, что привлекает внимание, герой и общество противопоставляются друг другу. Базаров является нигилистом, который врывается в окружающий мир с необычными для людей взглядами, которые разрушают существующее мироустройство. Убеждения Евгения не совпадают не только с Кирсановыми, но и с Ситниковым и Кукшиной, заявляющих, что они тоже нигилисты.

Он уверен, что есть еще много людей, разделяющих его убеждения. При этом доволен, что не нашлось человека, который бы не уступил ему. Базаров слишком самоуверен и не нуждается в поддержке и даже понимании.

Трагедия главного героя заключается в другом. Базаров – незаурядная и сильная личность. Его философские изречения построены не на книгах, а на собственной теории, давшей жизненную цель. Он имеет полное право на свою концепцию. Отрицает любовь, принципы, ценность искусства, человеческую душу, моральные принятые обществом нормы, природные красоты.

Трагизм Базарова Евгения заключается в постепенном и мучительном осознании разрушения того, что строил годами, в глубоком разочаровании. Не менее трагично и другое – он готов был к совершению его-то необыкновенного, но, как оказалось, места для подвига в окружающем мире просто нет. Когда Базаров это понял, он начал заниматься медициной.

Однако в роли врача ни Евгений, ни окружающие его не видели. Смирившись, Базаров уже никак не может себя проявить. Именно поэтому Тургенев устраняет созданного персонажа, так как его энергия осталась не востребована, он просто слишком рано появился на свет.

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

“Отцы и дети” И. С; Тургенева — это произведение, отразившее все стороны русской жизни 50-х годов XIX века, характерные черты предшествующих десятилетий. Предыстория любого из героев романа, его портрет добавляет в описание эпохи необходимые детали. Однако, не все персонажи производят одинаковое по силе впечатление на читателя. Главный герой романа — Базаров. Именно эта личность вызвала больше всего споров в обществе и литературной критике XIX века. “Базаров” называется и статья Д. И. Писарева, лучше всех в свое время сумевшего понять сложный характер, созданный Тургеневым. Определение, данное критиком герою (“лицо трагическое”), до сих пор остается одним из самых употребляемых в статьях о Базарове. Но содержание трагедии понимается по-разному.

Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Не стал единомышленником Евгения и “мякенький, либеральный барич” Аркадий. Он и в начале романа, говоря о нигилизме, чаще дает оценку Базарову, реже рассказывает о своих убеждениях. Судьба молодого Кирсанова — лучшее доказательство того, что Аркадий — всего лишь копия отца. Он “свил гнездо”, отказавшись от “горькой, терпкой, бобыльной жизни”.

Базаров оказывается совершенно одиноким. На первый взгляд его участие в социальном конфликте эпохи может послужить достаточной причиной, чтобы говорить о нем как о “лице трагическом”! Но сам герой не ощущает себя несчастным. “Нас не так мало, как вы полагаете”, — бросает он Павлу Петровичу в споре. На самом деле Базаров доволен тем, что не встретил “человека, который не спасовал бы” перед ним. Евгений самоуверен. Он понимает всю сложность решения задачи (“место расчистить”), но и свои силы считает достаточными для того, чтобы “обломать дел много”. Понимание и поддержка ему не нужны.

Трагедия Базарова в другом. Он действительно сильная, незаурядная личность. Его философские взгляды не заимствованы из популярной книги. Отказавшись от опыта столетий, Евгений сам построил свою теорию, объяснившую мир, давшую ему цель в жизни. Он выстрадал право на безграничную веру в универсальность своей концепции. В числе прочего Базаров отрицал существование “загадочного взгляда”, любви, “принсипов”, или моральных норм, человеческой души, красоты природы, ценности искусства. Но жизнь не умещалась в предложенные ей рамки, и глубина личности Базарова заключается в том, что он не смог не замечать этого. Встретив Одинцову, Базаров увидел в самом себе романтика, заметил в выражении лица Анны Сергеевны “что-то особенное”, впустил в комнату “темную, мягкую ночь”, наконец, признался, что любит, и не последовал своему лозунгу: “Нравится тебе женщина… — старайся добиться толку, а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась”.

Евгений видел, что нигилизм не мог объяснить реальную жизнь. Перед героем встала проблема переоценки ценностей, проблема сложная всегда, а особенно тогда, когда человек так верил в то, что теперь должен отвергнуть, когда надо отказаться от сознания себя “богом”, признать всю нематериальную сторону жизни.

Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

У независимого Базарова не могло быть жены и детей, “гнезда”, не только потому, что не было достойной его женщины, но еще и потому, что он “не был создан” для семьи. Он не был мужем, как и не был сыном.

Первое, на что мы обращаем внимание, читая роман, — это противопоставление героя и окружающего общества. Базаров — нигилист, то есть человек, врывающийся в мир обыденности с совершенно непривычными для собеседников, например для братьев Кирсановых, взглядами, с желанием разрушить основы существующего мироустройства. Позиции разночинца и дворян-помещиков непримиримы. Их различие — источник постоянных споров Базарова и Павла Петровича, причина безуспешных попыток Николая Петровича понять молодежь.

Но Евгений далек не только от Кирсановых. Не меньшая пропасть отделяет его от Кукшиной и Ситникова, тех, которые кричат о своей приверженности нигилизму. Это люди, неминуемо опошляющие любые идеи, проповедующие их ради моды. Они не чета Базарову ни по уму, ни по душевной глубине, ни по нравственной силе.

Трагизм личности Базарова заключается в том, что, будучи нигилистом и в то же время неординарным человеком, он неминуемо должен был прийти к мучительному сознанию необходимости сломать многое из того, что строилось годы. Мыслящий сторонник любой узкой теории рано или поздно приходит к разочарованию в ней. Такова судьба Евгения.

Это только одна из проблем героя. Не менее ощутима для него и другая. Базаров готов свершить нечто необыкновенное, но оказывается, что в окружающей его жизни нет места подвигу. Поняв это, Евгений обращается к занятиям медициной в имении отца. Но сам он не собирался быть земским врачом; не видели его в этой роли ни Аркадий, ни Одинцова, ни отец. Базаров томится без дела, которое захватило бы его полностью, потребовало от него использования всех талантов и знаний. Смирившись с обыденностью жизни, Евгений не проявил бы себя, поэтому Тургенев убивает своего героя. Базаров растрачивает свои силы лишь на то, чтобы умереть достойно, не найдя себе иного применения из-за неспособности видеть великое в малом. Но такой задачи Тургенев не ставил перед созданным им персонажем. Писатель считал, что энергия Базарова невостребована, так как тот слишком рано родился.

Бессмысленная смерть стала причиной еще одной трагедии. Незадолго до заражения крови Базаров начал прислушиваться к людям, ощутил свою неприкаянность, пожалел о том, что у него нет семьи. Это сожаление слышно в его последнем разговоре с Аркадием.

Предпосылки написания романа

Прочитав роман и изучив представленные персонажи, можно не только понять конфликты старших и молодых поколений, но и узнать про быт, тенденции XIX века.

Романист Иван Тургенев

Во время написания романа в стране происходило общественное противостояние между настроенными либерально к существующему укладу жизни дворянами и разночинцами-демократами. Все чувствовали необходимость изменений, но относились к будущим реформам по-разному. Склоняющаяся к демократии молодежь, представленная в романе молодым нигилистом Базаровым, хотела глобальных мгновенных изменений. Либералы придерживались умеренных позиций и предлагали путь постепенных эволюционирующих реформ.

Индивидуальность героя

Автор описывает образ Евгения как скромного, не очень яркого внешне человека. Его одежда, поведение не привлекают и не захватывают сразу. Герой абсолютно не ставит перед собой целью эпатировать кого-то или произвести приятное впечатление. Более того, при незнакомых людях держится весьма холодно и сдержанно.

Базаров — человек нового времени

Несомненно, Базаров — человек нового времени. Молодой человек имеет собственный, индивидуальный взгляд на жизнь. Его отличает убежденность и искренность в собственном мировоззрении. Базаров — это представитель модного нигилистического течения.

К сожалению, принципы классического нигилизма заключаются только в отрицании. Ничего конкретного и полезного они предложить не могут. Тургенев невзлюбил новое течение и противодействовал нигилизму во многих своих произведениях.

Тем не менее Базаров — интересная, сильная личность, которая не предает свои идеи и принципы. Он убежден в том, что:

  1. Крепостное право является злом.
  2. Дворянство — это устаревшая форма правления с неправильными идеями.

Он готов очистить прошлое во имя будущего.

Благодаря пытливому и неординарному уму Базаров выстроил четкую картину мироздания. Его позиция подкреплена научными фактами и логикой. Именно умение логично обосновывать помогает ему выиграть в споре с Кирсановым. Особенно духовное превосходство Евгения заметно на дуэли.

Главный персонаж очень образован

Главный персонаж очень образован, изучает естественные науки, литературу. Следит за собственным здоровьем, занимается физкультурой и постоянно развивает себя как личность.

Вероятно, подобный герой мог бы достичь больших жизненных успехов и даже изменить устои, отрицаемые им. Но автор на примере судьбы Базарова показывает преждевременность появления таких взглядов.

Испытание любовью

Но Тургенев в ходе рассказа преподносит молодому нигилисту неприятный сюрприз. Это станет камнем преткновения в четкой теории.

Базаров безнадежно влюбляется в Одинцову

Базаров безнадежно влюбляется в Одинцову. Реальность против теории. Любовь против отрицания. С отчаянием атеиста любви влюбленный находит в себе романтизм, отрицаемый им прежде. Изменения смущают героя. Он не способен найти им привычное и логичное объяснение.

Евгений признается Анне Сергеевне в любви. Потерпев поражение, Базаров находит в себе силы не унижаться, а гордо уехать, оставив Анну в покое.

Узнав несчастную любовь, герой начал сомневаться в абсолютной правильности своих убеждений. Он не находит себе места, впадая в пессимизм. Неразделенное чувство Базарова стало молчаливым и гордым страданием.

Смысл жизни для него утрачен, многие убеждения не прошли проверку чувствами. Тем не менее герой демонстрирует недюжинную силу воли, пытаясь подавить в себе романтика. В итоге, потерпев любовную неудачу и не став прежним, Базаров умирает. Как обычный человек, не как нигилист. Перед лицом смерти открывается вся мощность силы этого человека.

Лишний человек

Казалось бы, такой харизматичный молодой человек мог стать примером для подражания, одним из ярких положительных литературных образов. Но Тургенев наглядно показывает, что это не так.

По мере развития сюжета читатель все больше убеждается, что герой — типичный лишний человек. Базаров не может приспособиться к существующей вокруг него общественной жизни и принять современное ему общество. Может только критиковать и осмеивать свое окружение, находясь в положении изгоя. Евгений способен осуждать, но не имеет возможности влиять на исторический ход событий. Невыразительная смерть лишь подчеркивает контраст реальной жизни с амбициями молодого человека.

Образ нигилиста Базарова многогранен и неоднозначен. Это собирательный образ части молодых людей того времени. Талантливых, способных, но обреченных на серое существование и в итоге на забвение.

Печорин, как и Базаров, — герой своего времени

Молодого нигилиста можно сопоставить с Лермонтовским Печориным. Печорин, как и Базаров, — герой своего времени. Каждый из них является главной фигурой в своих произведениях. Они — лишние в современных им обществах.

У героев личные качества похожи. Оба обладают глубокой насыщенной натурой и ищут смысл жизни.

Краткое описание Печорина, с цитатами из произведения:

Теперь кратко рассмотрим цитаты о Базарове:

Почему Базаров — герой

Главный герой романа Ивана Тургенева вызывает симпатию как личность, как человек неординарный и с собственным представлением обо всем. Но это представитель другого, нового времени. Он не нужен обществу девятнадцатого столетия. Не нужны его нигилизм и отрицание всего происходящего.

Тем не менее он очень ценен для страны как сильная личность с твердым характером, хорошими знаниями и желанием помочь:

  • Весь жизненный путь Базарова — это тяжелый и огромный труд на благо человечества.
  • Такие люди способны изменить мир своими руками. Могут не только говорить, но и создавать.
  • Назревшие перемены в обществе герой понимает очень буквально. Старается изменить себя, сделать лучше, служит примером для подражания и делится своими достижениями.
  • Базаров несет свои теории в жизнь. Он старается не разделять теорию и практику, личными поступками доказывая свою философию. Не мечтатель-пустослов, а практик со своим видением будущего России.

Почему Базаров — герой

Поэтому его по праву можно назвать героем своего времени. Такие люди меняют мир.

До сих пор актуален Базаров в наше время. Сочинение Тургенева оживает и подтверждается трагическими судьбами тех, кто пытается найти и проложить новые пути. Тургеневский Базаров стал исторически достоверным героем.

Читайте также: