Базаров и братья кирсановы в романе отцы и дети сочинение

Обновлено: 07.07.2024

"Отцы и дети" - замечательный роман Ивана Сергеевича Тургенева, раскрывающий такую важную проблему, как конфликт "отцов" и "детей".

Взгляды людей разных поколений всегда отличаются, иногда очень даже существенно. Так и случилось в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети".

Герои романа разделены на два лагеря: "отцов" - консерваторов, приверженцев старых порядков и "детей" - сторонников искоренения пережитков прошлого и необходимости перемен.

К лагерю "отцов" относятся братья Кирсановы: Павел Петрович и Николай Петрович, а к лагерю "детей" - Аркадий Николаевич Кирсанов и отрицающий всё нигилист Евгений Васильевич Базаров.

Мировоззрение и взгляды на жизнь, общество, искусство и культуру весьма резко отличаются у представителей разных поколений.

Это и послужило причиной споров и конфликтов у ярых приверженцев своих идей - Евгения Базарова и Павла Кирсанова.

Евгений Базаров - нигилист, отрицатель, не склоняющийся ни перед какими авторитетами и не принимающий ни одного принципа на веру, каким бы уважением он ни был окружён. Евгений - сын бедного уездного лекаря, выходец из простого русского народа. Одет Базаров весьма незамысловато: в длинный балахон с кистями, выбирая простые и удобные вещи. Человек он самоуверенный и с незаурядным умом. С крестьянами ведёт себя довольно просто, потому что сам небогат и может понять обычного русского человека со всеми его желаниями, надеждами и чаяниями.

Полнейшая противоположность нигилисту Базарову - истинный дворянин и аристократ Павел Петрович Кирсанов. Он живёт, опираясь на принципы, и утверждает, что без них "шагу ступить, дохнуть нельзя". Павел Петрович - очень богатый человек. Одет он всегда в дорогие и изысканные костюмы. Очень изящный и породистый, он Павел Петрович внимательно следит за своей внешностью. Взглянуть хотя бы на его руку - нежную красивую руку истинного аристократа с длинными розовыми ногтями. Это совершенная противоположность красной руке Евгения Базарова. Павел Петрович живёт в роскоши и изыске, ни в чём себе не отказывая. С крестьянами общаться он не умеет. Где ж такому аристократу, как Павел Петрович, понять простого русского человека, если даже при разговоре с мужиком он отворачивается и нюхает одеколон?

Евгений Базаров и Павел Кирсанов сразу невзлюбили друг друга. Будучи сторонниками совершенно противоположных взглядов, они не могли избежать конфликта.

Их взгляды были абсолютно противоположны. Отличалось всё: и отношение к дворянству, и мнение о русском народе, и отношение к принципам деятельности нигилистов, а также их взгляды на искусство и природу.

Павел Петрович Кирсанов - истинный консерватор. Он считает дворянство весьма значимым и передовым общественным классом. Ведь дворяне уважают права других, требуют исполнения обязанностей в отношении к ним и сами исполняют свои обязанности. Значение аристократии, по мнению Павла Петровича, состояло в том, что она когда-то дала Англии свободу.

Но Базаров возражает П. П. Кирсанову, говоря о том, что дворянство как класс себя изжило, и от него нет никакой пользы. Дворяне только уважают себя и сидят сложа руки, думая только о правилах и принципах.

Мнения оппонентов о русском народе также различны, хотя и Павел Петрович Кирсанов, и Евгений Базаров уверены в том, что очень хорошо знают русский народ. П. П. Кирсанов утверждает, что русский народ патриархален и не может жить без веры. Но как ни в чём не нуждающийся, всегда роскошно одетый и изящный дворянин поймёт простых русских людей? Между дворянами и крестьянами слишком большая пропасть. Приверженец старых порядков, он считает безграмотность крестьян абсолютно нормальной вещью.

Евгений Базаров не разделяет взгляды Павла Петровича. Он выходец из простых, который действительно может понять простых русских людей, найти с ними общий язык. Е. Базаров считает необразованность крестьян полнейшей катастрофой, опровергая слова Павла Петровича.

Немаловажны мнения героев о принципах деятельности нигилистов. Павел Петрович Кирсанов, понимает, что они являются сторонниками проведения реформ. Он выступает против нигилизма только из-за того, что сам является непреклонным консерватором. Павел Петрович считает, что в нынешнем общественном строе можно провести лишь мелкие изменения, сохраняя при этом его основы.

Но Евгений Базаров думает иначе. Он считает деятельность нигилистов очень полезной для общества. Сторонники этой философии отрицают всё: общественный строй, то есть самодержавие, искусство, поэзию, религию. Е. Базаров отмечает, что "свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок", намекая на готовившиеся реформы. Нигилисты хотят путём коренных преобразований изменить мир в лучшую сторону.

Взгляды героев на искусство и природу также противоположны. По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилизм распространился уже достаточно далеко и захватил область искусства. Новые русские художники отказались следовать старым образцам, авторитетам, являясь при этом "бессильными и бесплодными до гадости". Но П. П. Кирсанов не может судить об искусстве, прочитав "лишь пять-шесть французских книг" и зная русских художников только понаслышке.

Е. Базаров отрицает всё искусство: и старое, и новое, говоря, что "Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его". Природу Евгений не отрицает, а видит в ней благодатную почву для человеческой деятельности, считая, что "природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник". Базарову безразлично искусство. Интересуясь только наукой, он уверен в том, что будущее именно за ней.

На вопрос "Кто же всё-таки прав в этом конфликте?" нельзя ответить однозначно. И Евгений Базаров, и Павел Петрович Кирсанов остаются при своём мнении. Но убедительнее звучат слова Евгения Базарова, ведь без изменений нет развития общества.

Павел Кирсанов и Евгений Базаров – люди разных эпох и разных мировоззрений. Автор специально сталкивает их в одном месте, чтобы показать насколько не похожи друг на друга эти персонажи. Споры, возникающие между ними, затрагивают разные темы: любовь, дружба, политика, социальные вопросы. Но разница двух героев не только во взглядах, но даже внешне они очень сильно отличаются.

Евгений Базаров – бедный студент-медик, молодой человек, который является нигилистом и отвергает все принятые обществом нормы. Одним из главных качеств героя является ирония, с которой он относится к себе и окружающим. многие боятся его острого языка и его насмешек. В силу своей уверенности Евгений имеет множество последователей. Базаров изображается Тургеневым ярким представителем второй половины XIX века.

Павел Кирсанов – представитель старшего поколения, дворянин. Герой является добрым, дружелюбным человеком, обладающим критическим умом и способным здраво мыслить. Однако, будучи аристократом, он настолько далек от крестьянства, от проблем простых людей, что его советы по поводу общественной жизни кажутся смешными.

Сравнительная характеристика Базарова и Кирсанова

Базаров Кирсанов
Внешность: бедный, плохо одетый молодой человек, которого мода совершенно не интересовала, выглядел неопрятно, быстрая походка. Внешность: внимательно следил за своей внешностью и своим гардеробом, всегда был опрятен и ухожен. Медленно ходит, будто показывая все свое достоинство.
Происхождение: из бедной семьи, сын военного лекаря. Происхождение: дворянин, сын генерала, никогда не нуждался в деньгах.
Образ жизни: Базаров был очень активным молодым человеком, постоянно занимающимся какой-либо деятельностью. Он рано вставал, много работал, много ел и пил. Образ жизни: вел размеренную и спокойную жизнь
Любовные отношения: циник, который считает, что любви не существует. Когда же это чувство охватывает и его, не знает, как себя вести, теряется. Любовные отношения: романтик, однолюб. Всю жизнь любил одну женщину, несмотря на то, что с ней у него ничего не получилось.
Отношение к крестьянам: презирает их за неграмотность, но по-человечески жалеет их и понимает их проблемы. Отношения к крестьянам: не понимает их проблем, отворачивается от них при встрече, хотя считает себя другом простого люда.

Старое поколение представлено в романе главным образом братьями Павлом и Николаем Кирсановыми, а так же несколькими другими персонажами (как, например, Василий Иванович - отец главного представителя нового поколения, Евгения Базарова), которые, однако не так важны для сюжета, как братья Кирсановы.

Николай Петрович Кирсанов предстаёт перед нами с первых же страниц. Он владеет поместьем, которое сам называет фермой. Николай придерживается либерально-консервативных взглядов, он искрение верит идеалам прошлого, верит в любить и семью (что наглядно подтверждается его отношением к своему сыну, Аркадию, и к брату, Павлу). Его расхождения во взглядах с нигилистом Евгением Базаровым так же видны с первых страниц – Николай Петрович просто не понимает, как можно не любить стихи и не восхищаться поэзией. Сам он является довольно романтичной и мягкой натурой, любит Пушкина и прогулки на природе. Однако, несмотря на явные идеологические различия с Базаровым и даже некоторые насмешки с его стороны, Николай Петрович не вступает с ним в полемику, признавая, что старое поколение уже в прошлом, и будущее определять и формировать молодым людям, таким как Аркадий и Евгений.

2 вариант

Известный роман Ивана Сергеевича создан для того, чтобы показать смен времен и обществ, в нем живущих. Здесь нет акцента на семейные узы, как таковые. Как отцам относятся люди, выросшие в эпоху дворянства и защищающие их принципы. Дети же представляют новое веяние, которые появилось совсем не давно, в сути своей является разночинством. Романа автора отображает историческое время, которое затрагивает 1850-1860 года. Это времена царской России.

Особенно яркие состязания Евгений проводит с Павлом Петровичем Кирсановым, это дядя его друга. Павел Петрович является представителем дворянского рода, который построен на идеях консерватизма. Это военный человек, у него всё базируется на авторитетности и принципах. Он уверен, что будущее не может обойтись без добрых традиций. Герой очень любит своих близких людей.

Николай Петрович – консервативный человек, выросший на твердых принципах. Отец своего семейства, любит свое родство и заботится о нем. Николай Петрович по своей натуре романтик, очень любит стихи Александра Сергеевича и также восторгается природой. Сей факт постоянно критикует и высмеивает Базаров. Герою не до своего хозяйства, этот момент Евгений тоже не оставляет незамеченным. Герой очень добр, он заботливый и любящий отец. Герой соглашается с тем, что будущее принадлежит молодежи.

Иван Сергеевич показал, как сменялись времена. На смену дворянских устоев пришли новые веяния, понимания и убеждения. Каждое поколение имеет свои недостатки. К сожалению, в каждом последующем их становится только больше.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы отцов в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

Игорь жил с родителями. Однажды они ушли по делам, и мальчик остался дома один. Он стал придумывать, чем ему заняться. На кухне лежало тесто. Игорь решил с ним поиграть. Он слепил из него фигуру Гоголя

Огород – это в настоящее время кормилец многих людей. Если разобраться, то мы все родом из деревни. А там люди всегда кормились с огородов. Во-первых, на них выращиваются экологически чистые овощи и фрукты.

Вральман один из второстепенных персонажей комедии русского литератора Дениса Фонвизина "Недоросль". Уже по фамилии героя становится понятно многое о данной личности.

Евгений Базаров – нигилист, представитель младшего поколения. Выглядит Базаров особо привлекательно, потому что внутренний мир для него важнее внешности. Одевается герой небрежно, не обращая внимания на то, как он выглядит.

Евгений Базаров является нигилистом, который отрицает все нормы и традиции, признанные в обществе. Для него не существует любви, он не видит ценность искусства и природы. Именно в нигилизме Базаров видит будущее России, а аристократия, по мнению героя, способна только погубить ее.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Ваш брат, дворянин, дальше благородного

Кипения дойти не может.

В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественными науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы будущего врача.

Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего!

Сравнительная таблица

Сочинение: Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых

Одна из важнейших черт творчества Ивана Сергеевича Тургенева — желание разобраться во всем, что происходит в стране. Ярким произведением, отразившим целый этап в историческом развитии России второй половины XIX века, явился роман “Отцы и дети”. Название произведения наталкивает на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — противоречия между поколениями, и он поднимается автором, но на самом деле писателя волнует другое. Отцы и дети — это те, кто живет мыслями уходящего в прошлое поколения, и представители новых идей, направлений, мыслей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман “Отцы и дети” показывает борьбу мировоззрений двух политических направлений — дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений — разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова — построен сюжет романа. Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других вопросов, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-е годы XIX века.

Тургенев ставит вопросы, волнующие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Е.Базарова и П.Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.

Итак, тема дворянства, его роль в жизни. По мнению Павла Петровича, аристократы — движущая сила общественного развития. Их идеал — “английская свобода” (конституционная монархия); путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). По внешности, по убеждениям Павел Петрович — аристократ. Правда, как пишет Писарев, “убеждений у него, по правде сказать, не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит” и “по привычке” доказывает в спорах необходимость “принсипов”. В чем же заключаются эти “принсипы”? Во-первых, это взгляд на государственное устройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.’ Павел Петрович не переносит инакомыслия и яростно защищает доктрины, которым “постоянно противоречили его поступки”.

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Следующий вопрос касаегся нигилизма и роли нигилистов в жизни.

Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением не был окружен этот принцип. Таково одно из основных положений этого течения, которое подразумевает независимость человека, как внутреннюю, так и внешнюю.

Базаров, этот “волосатый”, одет небрежно, в “длинный балахон с кистями”, “его полотняное пальто, панталоны запачканы в грязи”. И такой внешний вид не случаен: это прямое отрицание общепринятых норм, моды, противопоставление своей “одежонки” аккуратности и изящности костюма Павла Петровича.

Внутренняя же независимость заключается прежде всего в самостоятельности мышления, а отсюда — уверенность в правоте своих убеждений. И действительно, Базаров категоричен, подчас резок, но всегда уверен в своих суждениях, он не волнуется в споре, как Павел Пегрович, и сохраняет “невыразимое спокойствие”. Нигилисты не признают авторитетов, а значит, для них важна суть проблемы, а не общественное мнение о ней. Все подвергать сомнению является, безусловно, движущей силой развития мысли, прогресса.

Но нельзя не отметить, что нигилизм в своих крайних проявлениях подчас может привести к отрицанию всех общечеловеческих ценностей, принципов, о чем и говорит Павел Петрович. Ведь существуют такие вещи, которые невозможно подвергать сомнению, их надо просто принять на веру. Это понятия о добре и зле, хорошем и плохом. Если же отвергнуть веру в эти моральные основы человеческого существования, невозможно осознать и определить, что же такое нравственность: “…без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди”. Так говорит Павел Петрович. Он осуждает нигилистов за то, что те “никого не уважают”, живут “без принсипов”; считает их ненужными и бессильными: “Вас всего четыре человека с половиной”. На это Базаров отвечает: “От копеечной свечи Москва сгорела”. Под отрицанием “всего” Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего, необходимость революционных действий. Критерием же является народная польза.

Каковы взгляды обеих сторон на народ? Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров говорит, что народ не понимает собственных интересов, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм — проявление именно народного духа. Павел Петрович любит порассуждать о русских крестьянах, но при встрече с ними “морщится и нюхает одеколон”. Кирсанов толкует о России, о “русской идее”, но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об общественном благе, о служении Отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Базаров близок к простому народу своим отношением к труду. Тургеневский герой — разночинец, он изначально по своему социальному положению должен был работать. Его увлекает работа, так как она является непременным условием самоуважения и удовлетворения для Базарова.

Четвертый вопрос затрагивает отношение спорящих к искусству и природе. Павел Петрович благословляет искусство. Автор солидарен в этом с П. Кирсановым. Но Базаров отрицает все, у него другая мораль: нравственно то, что полезно. Целесообразность — вот главное мерило ценности поступков и явлений у Базарова. Поэтому и природу он воспринимает только как мастерскую, где человек должен быть хозяином и использовать знания для достижения своих целей: “Природа не храм”. Базаров отказывается от великих достижений культуры: “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Подведем итоги. Споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. Во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является дуэль.

На чьей стороне автор?

Ответить однозначно нельзя. Однако следует отметить, что роман посвящен В.Г. Белинскому — человеку 40-х годов, у которого было такое же “страстное, грешное, бунтующее сердце”, как и у Базарова. Тургенев не знает, как будут решаться вопросы, поднятые его героями, но то, что они подняты, — огромная заслуга писателя.

Споры П. Кирсанова с Е. Базаровым имеют идейное значение. Они раскрывают основную мысль, идею романа, то, ради чего он писался. Они придают особую остроту сюжету, служат характеристикой каждого героя; они показывают превосходство новых прогрессивных идей над старыми, отжившими, вечное движение общества к прогрессу.

Читайте также: