Батыр егет ил курке сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Рашид Нурмухаметов как раз был таким живописцем, для которого конкретный факт, живой материал были основным, начальным мотивом. И какие бы обобщения, какие бы символические наименования не делал художник, в базе каждой картины лежал натуральный увиденный сюжет. Это могло дотрагиваться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа. В этом смысле сюжет, литературный рассказ означал для художника очень много, так как в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он лицезрел свое художническое предназначение. И желая картины могли именоваться Легенда о батыре либо В нефтяном крае (о них чуток позднее) , они были о определенных людях, событиях, в базе были писанные с определенных людей портреты, наблюдения за ними, за их поведением в их обычной жизни. Непридуманность, если можно так выразиться, полное неимение лжи в любом, даже небольшом, даже заказном твореньи отличают работы художника. (Ловлю себя на идеи о том, что впадаю в тот же патетический тон, каким грешат многие статьи о Нурмухаметове. Но что поделаешь - художник таковой.) Образ человека труда в искусстве существует очень издавна, он встречается еще в древнем искусстве. В зависимости от времени, исторических событий, проживаемых разными народами, тема и образ видоизменялись, но не пропадали. Многие достижения в области художественного обобщения темы продолжают жить и сегодня. В творчестве Рашида Нурмухаметова поиски образцового вида человека труда прошли через грозный стиль в его лучшем смысле. Такие картины, как Нефтяники Башкирии в Алжире (1977), триптих Будни Последнего Севера (1972-1974), Первопроходчик Заполярья (1974) и иные полностью точно отвечают многим необыкновенностям грозного стиля (о их теснее говорилось) . Непременно, превосходнейшая из сходственных работ - В нефтяном крае (1969). Эта картина была одной из первых подобной направленности в творчестве художника.

Как и все свои работы, он начал с определенных портретов-фактов, конкретных ишимбайских и туймазинских пейзажей. Вероятно, и ранее написанные Бурильщик Гафур , и портреты ветеранов-нефтяников, и романтичные дамские образы его сюжетных картин также сыграли большую роль. То, что он, художник, желал создать образ людей труда, соединив его с образом возлюбленного края, - это факт. Он много раз выступал на встречах со созерцателями, участвовал в обсуждении собственных картин на фоне персональных выставок и всегда говорил о героях картины В нефтяном крае с великий теплотой, утверждая свою близость с ними. Он говорил, что живет с ними в одном темпе, дышит тем же воздухом и беспокоится о том же - о собственной возлюбленной родине, о ее благоденствии.

Рашид Мухамедбареевич очень обожал жизнь. Оптимизм был его натурой. Наверняка, потому и картины его были о сильных людях, о веселых событиях, о превосходных нравах. Обожал писать благовидные личика, сам был таким

Сочинение по картине Р Нурмухаметов легенда о батыре в родном ауле.


Рашид Нурмухаметов как раз был таким художником, для которого конкретный факт, живой материал были главным, исходным мотивом.

И какие бы обобщения, какие бы символические названия не делал художник, в основе каждой картины лежал натуральный увиденный сюжет.

Это могло касаться как картинного многофигурного холста, так и пейзажа.

В этом смысле сюжет, литературный рассказ значил для художника очень много, так как в рассказе об определенных людях, об определенном событии, природе он видел свое художническое предназначение.

Непридуманность, если можно так выразиться, полное отсутствие фальши в любом, даже небольшом, даже заказном произведении отличают работы художника.

(Ловлю себя на мысли о том, что впадаю в тот же патетический тон, каким грешат многие статьи о Нурмухаметове.

Но что поделаешь - художник такой.

) Образ человека труда в искусстве существует очень давно, он встречается еще в древнейшем искусстве.

В зависимости от времени, исторических событий, проживаемых различными народами, тема и образ видоизменялись, но не исчезали.

Многие достижения в области художественного обобщения темы продолжают жить и сегодня.

Эта картина была одной из первых подобной направленности в творчестве художника.

Как и все свои работы, он начал с конкретных портретов - фактов, конкретных ишимбайских и туймазинских пейзажей.

То, что он, художник, хотел создать образ людей труда, соединив его с образом любимого края, - это факт.

Он говорил, что живет с ними в одном ритме, дышит тем же воздухом и заботится о том же - о своей любимой родине, о ее процветании.

Рашид Мухамедбареевич очень любил жизнь.

Оптимизм был его натурой.

Наверное, потому и картины его были о сильных людях, о веселых событиях, о хороших характерах.

Поэзия правды и страсти

Поэзия правды и страсти литературная гостиная Цели и задачи: -показать учащимся, какой благородной личностью был поэт Муса Джалиль; -рассказать об истоках мужества и стойкости татарского героя; - познакомить с истоками национальной поэзии татарского народа; представлением о поэтах как святых -работа над смыслом стихотворений юбиляра и их творческой истории. Оборудование: 1 портрет Мусы Джалиля 2 Фотогазета "Подвиг поэта" 3Буклет о поэте 4 Творческие работы учащихся о Великой Отечественной войне, о поэте 5. Плакат "Афоризмы и высказывания". Бие- бие хайбула Бигән кіші бай була! Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю. Муса Джалиль. ". Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так. Есть жизнь. после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь-"жизнь после смерти". Цель- то жизни в этом заключается: жить так чтобы и после смерти не умирать". Эти проникновенные слова, обращенные к самым близким людям- жене и дочери, - Джалилем в канун его отъезда на фронт в начале 1942 года. В них и определение, и объяснение великого человеческого и творческого подвига, свершенного поэтом, чье имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.

Поэзия правды и страсти литературная гостиная

Цели и задачи:

-показать учащимся, какой благородной личностью был поэт Муса Джалиль;

-рассказать об истоках мужества и стойкости татарского героя;

- познакомить с истоками национальной п оэ зии татарского народа; представлением о поэтах как святых

-работа над смыслом стихотворений юбиляра и их творческой истории.

1 портрет Мусы Джалиля

2 Фотогазета "Подвиг поэта"

3Буклет о поэте

4 Творческие работы учащихся о Великой Отечественной войне, о поэте

5. Плакат "Афоризмы и высказывания".

Бие- бие хайбула

Биг ә н кіші бай була!

Песнь свою я посвятил народу.

Жизнь свою народу отдаю.

". Я не боюсь смерти. Это не пустая фраза. когда мы говорим, что мы смерть презираем, это на самом деле так. Есть жизнь. после смерти, в сознании, в памяти народа. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим я заслужил эту другую жизнь-"жизнь после смерти". Цель- то жизни в этом заключается: жить так чтобы и после смерти не умирать". Эти проникновенные слова, обращенные к самым близким людям- жене и дочери, - Джалилем в канун его отъезда на фронт в начале 1942 года. В них и определение, и объяснение великого человеческого и творческого подвига, свершенного поэтом, чье имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу.

Батыр егет турында жыр.

М. Жәлил сузләре

Батыр егет китте акбуз атта

Туздырырга дошман сафларын.

Акбуз аты қайтты ялгыз ғына,

Батыр егет узе қайтмады.

Дошман пуля аның гомерен кискән,

Ал қан белән юған яңағын.

Соғһңғы сузе итеп, улгән чакта

Тапшырды ул безгә байрағын.

Қызыл байрақ аның каберен бизи

Жиңеп чыққан хезмәт илендә.

Батыр егет! Даңлы исемең синең

Мәнге калыр безнең кунелдә.

Подвиг поэта был подготовлен всей его жизнью. Это была не минутная вспышка, не мгновенный пламенный порыв. С 26 июня 1942 года, когда тяжело раненный, оглушенный взрывной волной политрук Муса Залилов попал в плен к гитлеровцам, до 25 августа 1944 года, когда над его головой сверкнул нож фашистской гильотины, прошел 791 день лицом к лицу со смертью.. 791 день унижений, изматывающих допросов в гестаповских застенках и не прекращающийся ни на день, ни на час борьбы. Цикл "Моабитская тетрадь "- вершина творческого пути татарского поэта и наивысшее проявление его героического духа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа по теме “Салават Юлаев – национальный герой”.

Салауат Юлаев 1754 (бүтән сығанаҡтар буйынса 1752) йылдың йәйендә Өфө провинцияһы Себер юлы Шайтан-Күҙәй олоҫо (хәҙер — Башҡортостандың Салауат районы) Тәкәй ауылында тыуып үҫкән. Уның атаһы Юлай Аҙналин Шайтан-Күҙәй олоҫо старшинаһы һәм күп яуҙар үткән кеше була. Салауат бик яҡшы белем һәм тәрбиә ала. Риүәйәттәргә ҡарағанда, хәреф танырға ул әсәһенән өйрәнә, аҙаҡ Нәби Кәбири тигән муллала уҡый. 16–17 йәшендә ил аҡһаҡалы Байыҡ Айҙар сәсән менән осрашып, яҡындан таныша. Е. Пугачёв етәкселегендәге Крәҫтиәндәр һуғышы башланыу мәлендә Салауат Юлаев башҡорт халҡын ирек өсөн көрәшкә күтәрерлек шәхес булып өлгөрә. Ул 1200 кешелек атлы ғәскәр менән яуға ҡушылып, һәләтле полководец, халыҡтың яратҡан батыры һәм шағиры булып таныла. Крәҫтиәндәр һуғышы еңелеү менән тамамланғас, Салауатты, атаһы Юлайҙы һәм бер нисә көрәштәшен ҡулға алып, 1775 йылдың октябрендә Балтик диңгеҙе буйындағы Рогервик ҡәлғәһенә (хәҙер — Эстонияның Палдиски ҡалаһы) ғүмерлек каторгаға ебәрәләр. Шағир 1800 йылдың 26 сентябрендә шунда вафат була.

Следующие фразы сравните с текстом и отметьте знаком “+” , если верно и знаком “-”, если неверно.

А. Салауат бик яҡшы белем һәм тәрбиә ала.

Б. 18–19 йәшендә ил аҡһаҡалы Байыҡ Айҙар сәсән менән осрашып, яҡындан таныша.

В. Крәҫтиәндәр һуғышы еңелеү менән тамамланғас, Салауатты, атаһы Юлайҙы һәм бер нисә көрәштәшен ҡулға алып, 1775 йылдың ғинуарында Балтик диңгеҙе буйындағы Рогервик ҡәлғәһенә (хәҙер — Эстонияның Палдиски ҡалаһы) ғүмерлек каторгаға ебәрәләр.

2. Составьте предложения.

1. Батыры, башҡорт, Салауат, хәтерендә, халыҡ, һаҡлана. 2. Юлай Аҙналин, атаһы, була, старшина. 3. Ярата, әсәһе, йырларға.

3. Переведите текст.

1. Прочитайте текст.

Салауат Юлаев 1754 (бүтән сығанаҡтар буйынса 1752) йылдың йәйендә Өфө провинцияһы Себер юлы Шайтан-Күҙәй олоҫо (хәҙер — Башҡортостандың Салауат районы) Тәкәй ауылында тыуып үҫкән. Уның атаһы Юлай Аҙналин Шайтан-Күҙәй олоҫо старшинаһы һәм күп яуҙар үткән кеше була. Салауат бик яҡшы белем һәм тәрбиә ала. Риүәйәттәргә ҡарағанда, хәреф танырға ул әсәһенән өйрәнә, аҙаҡ Нәби Кәбири тигән муллала уҡый. 16–17 йәшендә ил аҡһаҡалы Байыҡ Айҙар сәсән менән осрашып, яҡындан таныша. Е. Пугачёв етәкселегендәге Крәҫтиәндәр һуғышы башланыу мәлендә Салауат Юлаев башҡорт халҡын ирек өсөн көрәшкә күтәрерлек шәхес булып өлгөрә. Ул 1200 кешелек атлы ғәскәр менән яуға ҡушылып, һәләтле полководец, халыҡтың яратҡан батыры һәм шағиры булып таныла. Крәҫтиәндәр һуғышы еңелеү менән тамамланғас, Салауатты, атаһы Юлайҙы һәм бер нисә көрәштәшен ҡулға алып, 1775 йылдың октябрендә Балтик диңгеҙе буйындағы Рогервик ҡәлғәһенә (хәҙер — Эстонияның Палдиски ҡалаһы) ғүмерлек каторгаға ебәрәләр. Шағир 1800 йылдың 26 сентябрендә шунда вафат була.

Следующие фразы сравните с текстом и отметьте знаком “+” , если верно и знаком “-”, если неверно.

А. Уның атаһы Юлай Аҙналин Шайтан-Күҙәй олоҫо старшинаһы һәм күп яуҙар үткән кеше була.

Б. Ул 1200 кешелек дөйәле ғәскәр менән яуға ҡушылып, һәләтле полководец, халыҡтың яратҡан батыры һәм шағиры булып таныла.

В. Шағир 1800 йылдың 26 сентябрендә шунда вафат була.

2. Составьте предложения.

1. Батыры, башҡорт, Салауат, хәтерендә, халыҡ, һаҡлана. 2. Юлай Аҙналин, атаһы, була, старшина. 3. Аҡыллы, ул, кеше, була.

3. Переведите текст.

суйын - чугун

2. Башҡорт батыры Салауат халыҡ хәтерендә һаҡлана. Атаһы Юлай Аҙналин старшина була. 3. Әсәһе йырларға ярата.

3. Автор памятника С.Юлаева С.Д. Тавасиев. Высота памятника 19,8 м., вес 40 тонн. Он отлит из чугуна на Ленинградском заводе “Монументскульптура”. За создание памятника в 1970г. С.Д. Тавасиев был удостоен государственной премии.

2. Башҡорт батыры Салауат халыҡ хәтерендә һаҡлана. Атаһы Юлай Аҙналин старшина була. 3. Ул аҡыллы кеше була.

3. Автор памятника С.Юлаева С.Д. Тавасиев. Высота памятника 19,8 м., вес 40 тонн. Он отлит из чугуна на Ленинградском заводе “Монументскульптура”. За создание памятника в 1970г. С.Д. Тавасиев был удостоен государственной премии.

Задание 1. 1 балл за каждое правильное слово1 балл. Максимум 3 баллов.

Задание 2. 1 балл за каждое за каждое словосочетание. Максимум 3 баллов.

Задание 3. 1 балл за каждый правильный ответ. Максимум 4 балла

Максимальное количество баллов 10.

1. Прочитайте текст.

Салауат Юлаев 1754 (бүтән сығанаҡтар буйынса 1752) йылдың йәйендә Өфө провинцияһы Себер юлы Шайтан-Күҙәй олоҫо (хәҙер — Башҡортостандың Салауат районы) Тәкәй ауылында тыуып үҫкән. Уның атаһы Юлай Аҙналин Шайтан-Күҙәй олоҫо старшинаһы һәм күп яуҙар үткән кеше була. Салауат бик яҡшы белем һәм тәрбиә ала. Риүәйәттәргә ҡарағанда, хәреф танырға ул әсәһенән өйрәнә, аҙаҡ Нәби Кәбири тигән муллала уҡый. 16–17 йәшендә ил аҡһаҡалы Байыҡ Айҙар сәсән менән осрашып, яҡындан таныша. Е. Пугачёв етәкселегендәге Крәҫтиәндәр һуғышы башланыу мәлендә Салауат Юлаев башҡорт халҡын ирек өсөн көрәшкә күтәрерлек шәхес булып өлгөрә. Ул 1200 кешелек атлы ғәскәр менән яуға ҡушылып, һәләтле полководец, халыҡтың яратҡан батыры һәм шағиры булып таныла. Крәҫтиәндәр һуғышы еңелеү менән тамамланғас, Салауатты, атаһы Юлайҙы һәм бер нисә көрәштәшен ҡулға алып, 1775 йылдың октябрендә Балтик диңгеҙе буйындағы Рогервик ҡәлғәһенә (хәҙер — Эстонияның Палдиски ҡалаһы) ғүмерлек каторгаға ебәрәләр. Шағир 1800 йылдың 26 сентябрендә шунда вафат була.

Следующие фразы сравните с текстом и отметьте знаком “+” , если верно и знаком “-”, если неверно.

А. Уның атаһы Юлай Аҙналин Шайтан-Күҙәй олоҫо старшинаһы һәм күп яуҙар үткән кеше була.

Б. Ул 1200 кешелек дөйәле ғәскәр менән яуға ҡушылып, һәләтле полководец, халыҡтың яратҡан батыры һәм шағиры булып таныла.

В. Шағир 1800 йылдың 26 сентябрендә шунда вафат була.

2. Составьте предложения.

1. Юлай Аҙналин, атаһы, була, старшина. 3. Аҡыллы, ул, кеше, була.

3. Переведите текст.

суйын - чугун

2. Атаһы Юлай Аҙналин старшина була. 3. Ул аҡыллы кеше була.

3. Автор памятника С.Юлаева С.Д. Тавасиев. Высота памятника 19,8 м., вес 40 тонн. Он отлит из чугуна на Ленинградском заводе “Монументскульптура”.

Читайте также: